ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PEDAGOGICAL SCIENCES УДК 378.146
Егорова Светлана Николаевна
старший преподаватель кафедры высшей математики и физики ФГБОУ
ВО «Керченский государственный морской технологический университет»
sneg 1311 @mail .ru
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО БАЗОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
В статье рассматриваются вопросы формирования фонда оценочных средств, в частности особенности составления и практического применения тестовых заданий по базовым дисциплинам с учетом требований современных образовательных стандартов.
Ключевые слова: фонд оценочных средств, тестовые задания, изоморфизм тестовых заданий, тест закрытого типа, комбинированный тест, компетенция, образовательные стандарты.
Svetlana Yegorova
Lecturer of chair of higher mathematics and physics at Kerch State Maritime Technological University
sneg 1311 @mail .ru
THE FORMATION OF FUNDS OF ASSESSMENT TOOLS ON THE
BASIC DISCIPLINES WITH THE REQUIREMENTS OF MODERN
EDUCATIONAL STANDARDS
The problems of formation of funds of assessment tools are concerned in the article. Much attention is paid to the peculiarities of construction of different types of tests on basic disciplines and their practical usage with the requirements of modern educational standards.
Keywords: the fund of assessment tools, test tasks, the isomorphism of test tasks, indoor test, combined test, competence, educational standards.
Современная ориентация результатов образования на приобретение соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций диктует новые требования к формированию фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и контроля остаточных знаний студентов (ФОС). Комплексное по своей структуре образование, ФОС по дисциплине является неотъемлемой частью нормативно-методического обеспечения системы оценки результата освоения студентами основной образовательной программы и представляет собой совокупность контрольно-измерительных материалов и методов их использования, предназначенных для измерения уровня достижения студентом установленных результатов обучения.
Наиболее распространенными на сегодняшний день формами оценочных средств являются: деловая игра, кейс-задача, коллоквиум, контрольная работа, круглый стол, портфолио, проект, рабочая тетрадь, разноуровневые задания, расчетно-графическая работа, реферат, доклад, собеседование, творческое задание, тест, тренажер, эссе [5].
Прослеживаемый в последнее время активный интерес к интерактивным формам обучения и контроля не оставляет в стороне и новые подходы к организации тестирования как метода педагогического контроля знаний.
Проблеме тестирования посвящены как теоретические разработки многих ученых, так и практический опыт использования при оценивании результатов и достижений студентов [1, 3, 4, 6, 7].
В данной работе нам бы хотелось выделить некоторые моменты, которые обязательно должны быть учтены при составлении тестовых заданий для проведения различных видов аттестации студентов по базовым дисциплинам.
Наиболее успешной и адекватной будет оценка уровня знаний испытуемых, по нашему мнению, если тесты будут комбинированными. При этом они могут сочетать как разные формы тестов, так и задания разных уровней: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание
фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения.
Заслуживает внимания опыт практического использования комбинированных тестов при организации текущего и особенно промежуточного контроля знаний студентов по физике в Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота [7]. Автор подчеркивает преимущества тестирования перед традиционной формой сдачи экзамена в форме билетов, отмечая, что тесты позволяют охватить весь изучаемый материал; экзаменационная оценка, проставляемая после проверки результатов экзамена, проведенного методом тестирования, более дифференцирована; и кроме того, на проведение экзамена при помощи тестов преподавателю требуется значительно меньше времени [7, с. 164].
Известно, что традиционный подход к тестовой проверке знаний состоит в преимущественном использовании тестов закрытого типа, но этот вид тестирования обладает рядом недостатков, в частности, присутствует вероятность угадывания правильного ответа. Так, при однозначном выборе из четырех предлагаемых вариантов ответов, эта вероятность составляет 25 %, что позволяет студентам, не вникая в содержание вопроса, получить довольно высокий процент успешности.
Для коррекции этого недостатка была предложена авторская методика проведения экзамена. «Сначала студенты отвечали на вопросы тестовых заданий открытого типа, т.е. без вариантов ответа, а затем на тесты закрытого типа, где
им предлагались те же самые вопросы, но с четырьмя вариантами ответов. В данном случае можно оценить степень угадывания студентами верных ответов. Анализ результатов экзамена показал следующее. На тесты открытого типа студенты отвечали только на вопросы, на которые они знали верные ответы. На тесты закрытого типа ответы, в том числе и неверные, были даны на все вопросы, т.е. элементы угадывания налицо» [там же]. Таким образом, автор в своей работе предлагает повысить надежность экзаменационного теста путем включения вопросов комбинированного типа: открытого и закрытого.
При организации процесса формирования фонда оценочных средств возникает вопрос об учете индивидуальных качеств испытуемых. Не вызывает сомнения тот факт, что люди с разными преобладающими способами восприятия окружающего мира, разными типами мышления и темперамента по-разному воспринимают одну и ту же информацию. Поэтому одна и та же форма вопроса теста может вызвать у них разные ассоциации и, следовательно, различное понимание сути вопроса, от чего будет зависеть и выбор ответа.
С этой точки зрения представляет интерес работа [6], в которой авторы рассматривают вопрос изоморфизма тестовых заданий, используемых для педагогического контроля знаний. В частности, они приводят классификацию множества тестовых заданий, применяемых для педагогического тестирования в закрытой форме: 1) одиночный выбор; 2) множественный выбор; 3) восстановление последовательности; 4) восстановление соответствия; 5) комбинаторный выбор (практическое использование предложено И.Д. Рудинским) [6, с. 36]. Далее учеными упоминаются формы тестовых заданий, используемых в психодиагностике и рекрутинговых тестах, и показывается возможность проведения соответствия между формами заданий в разных предметных областях. Введенное ими понятие изоморфизма тестовых форм и проведенный анализ позволили прийти к выводу, что использование изоморфных форм тестовых заданий помогает разнообразить структуру теста и снизить утомляемость тестируемых, препятствует угадыванию и случайной
расстановке ответов, позволяет создавать внешне различные тестовые задания с одинаковым или сходным содержанием, которые можно будет применять для одновременной проверки знаний группы тестируемых [6, с. 43]. Алгоритмически идея изоморфизма тестовых заданий может быть реализована в предоставлении пользователю возможности выбора конкретного представления задания.
Мы бы хотели отметить еще один важный практический момент при составлении вопросов теста — это их профессиональная направленность. На наш взгляд, это не только формулирование заданий в терминах профессии или адаптированная модель какой-то профессиональной задачи, это еще и максимальная приближенность к форме рекрутингового теста.
Авторы [6] отмечают, что в публикациях по психодиагностике и профессиональному отбору им не удалось обнаружить упоминания об использовании заданий на восстановление соответствия и комбинаторный выбор.
В наших исследованиях относительно вопросов тестирования в морских крюинговых компаниях [2], были рассмотрены два наиболее популярных теста — Marlins и Ces 4.1 на предмет логической структуры их построения. Анализ тестов показал, что в них используются задания закрытого типа с одиночным выбором, причем в большинстве своем ориентированном на положительный ответ, только в одной группе заданий теста Marlins было предложено исключить лишнее слово (противоположный выбор).
Момент, о котором нельзя забывать при составлении заданий тестов — формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Здесь как раз можно и нужно учитывать изоморфизм тестовых заданий, т.к. звучание одного и того же вопроса в разных формах способствует дифференцированному формированию компетенций будущего профессионала. Формируемые компетенции и оценочные средства рекомендуется указывать в программе оценивания контролируемой компетенции при составлении ФОС дисциплины.
Таким образом, процесс составления тестовых заданий по базовым дисциплинам многоплановый и требует всестороннего внимания.
Литература
1. Аванесов. В.С. Современные методы обучения и контроля знаний. — Владивосток: ДВГТРУ, 1999. — 125 с.
2. Егорова С.Н. О необходимости и возможностях учета интеллектуальных особенностей студентов морских специальностей в процессе преподавания фундаментальных дисциплин // Materially VII Mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji "Dynamika naukowych badan — 2011" (07 — 15 lipca 2011 roku) Volume 9. Pedagogiczne nauki: Przemysl. Nauka i studia — str. 83 -86.
3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). — М.: Интеллект-центр, 2001. — 296 с.
4. Михалычев Е.А. Дидактическая тестология. — М: Народное образование, 2002. — 432 с.
5. Положение о фонде оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и контроля остаточных знаний студентов (курсантов) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kgmtu.ru/assets/uploads/2015/03/Положение-о-фонде-оценочных-средств-для-проведения-текущего-контроля-успеваемости.pdf (дата обращения 28.06.2015).
6. Рудинский И.Д., Зиборева Н.А. Изоморфизм тестовых заданий для педагогического контроля знаний [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bgarf.ru/science/iournal-izvestia/08-2009/pedagogicheskie-issledovatelskie-tehnologii.pdf (дата обращения 04.06.2015).
7. Смурыгин В.М. Программированный контроль знаний по физике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bgarf. ru/science/i ournal-izvestia/25-2013/fundamentalnai a-estestvenno-nauchnai a-podgotovka-specialistov.pdf (дата обращения 04.06.2015).
References
1. Avanesov. V.S. Sovremennye metody obuchenija i kontrolja znanij. — Vladivostok: DVGTRU, 1999. — 125 s. (in Russian)
2. Egorova S.N. O neobhodimosti i vozmozhnostjah ucheta intellektual'nyh osobennostej studentov morskih special'nostej v processe prepodavanija fundamental'nyh disciplin // Materially VII Miçdzynarodowej naukowi-praktycznej konferencj i "Dynamika naukowych badan — 2011" (07 — 15 lipca 2011 roku) Volume 9. Pedagogiczne nauki: Przemysl. Nauka i studia — str. 83 -86. (in Russian)
3. Majorov A.N. Teorija i praktika sozdanija testov dlja sistemy obrazovanija. (Kak vybirat', sozdavat' i ispol'zovat' testy dlja celej obrazovanija). — M.: Intellekt-centr, 2001. — 296 s. (in Russian)
4. Mihalychev E.A. Didakticheskaja testologija. — M: Narodnoe obrazovanie, 2002. — 432 s. (in Russian)
5. Polozhenie o fonde ocenochnyh sredstv dlja provedenija tekushhego kontrolja uspevaemosti, promezhutochnoj attestacii i kontrolja ostatochnyh znanij studentov (kursantov) [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://kgmtu.ru/assets/uploads/2015/03/Polozhenie-o-fonde-ocenochnyh-sredstv-dlja-provedenija-tekushhego-kontrolja-uspevaemosti.pdf (in Russian)
6. Rudinskij I.D., Ziboreva N.A. Izomorfizm testovyh zadanij dlja pedagogicheskogo kontrolja znanij [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://bgarf.ru/science/journal-izvestia/08-2009/pedagogicheskie-issledovatelskie-tehnologii.pdf (in Russian)
7. Smurygin V.M. Programmirovannyj kontrol' znanij po fizike [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://bgarf.ru/science/journal-izvestia/25-2013 /fundamentalnaja-estestvenno-nauchnaja-podgotovka-specialistov.pdf (in Russian)