Научная статья на тему 'Формирование физической культуры личности студентов с учётом условий их будущей профессиональной деятельности (на примере профессии врача)'

Формирование физической культуры личности студентов с учётом условий их будущей профессиональной деятельности (на примере профессии врача) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
486
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / OCCUPATIONAL DISEASES / MEDICAL WORKERS / STUDENTS / HEALTH / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Платонова Яна Валентиновна

Приводится анализ состояния здоровья специалистов, занятых в сфере здравоохранения. Предполагается, что формирование системы знаний и умений, касающихся профессиональной безопасности, охраны здоровья, профилактики отдельных заболеваний медиков, должны закладываться в период обучения в вузе, в том числе на занятиях физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Платонова Яна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of Personality Physical Culture of Students Subject to the Conditions of their Professional Activities (for Example the Medical Profession)

The analysis of the state of health of specialists engaged in the field of health care is given. It is assumed that the formation of knowledge and skills related to occupational safety, health, prevention of certain diseases and the development of a model of their own health of physicians should be laid in the period of study at the University, including physical education.

Текст научной работы на тему «Формирование физической культуры личности студентов с учётом условий их будущей профессиональной деятельности (на примере профессии врача)»

УДК 371 ББК 75.1

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТОВ С УЧЁТОМ УСЛОВИЙ ИХ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере профессии врача)

Я. В. Платонова

Тамбовский государственный университет имени Г Р. Державина, Тамбов, Россия

Приводится анализ состояния здоровья специалистов, занятых в сфере здравоохранения. Предполагается, что формирование системы знаний и умений, касающихся профессиональной безопасности, охраны здоровья, профилактики отдельных заболеваний медиков, должны закладываться в период обучения в вузе, в том числе на занятиях физической культурой.

Ключевые слова: профессиональные заболевания, медицинские работники, студенты, здоровье, физическая культура.

Актуальность. Несмотря на непрерывный процесс развития науки и техники, совершенствования предметов труда и методов организации производства, проблема профессиональных заболеваний работников, а также последующего снижения их работоспособности в результате воздействия различных производственных факторов остаётся весьма актуальной. В 2011 г. экспертный совет Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению обнародовал данные, согласно которым профессиональная заболеваемость работников системы здравоохранения находится на 5-м месте по распространённости, а смертность медицинских работников в возрасте до 50 лет на 32 % выше среднего по стране. Абсолютно здоровыми признаны 2 % российских медиков [4].

Анализ литературных источников показал, что работники учреждений здравоохранения подвергаются сочетанному воздействию самых различных вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут спровоцировать развитие как профессиональных, так и широко распространённых общих (профессионально обусловленных) заболеваний. К вредным производственным факторам относятся:

1) биологический фактор, заключающийся в постоянном контакте медицинского персонала с инфицированными пациентами и профессиональном заражении вирусным гепатитом, туберкулёзом, ВИЧ-инфекцией и т. д.;

2) химический фактор, возникающий в результате воздействия вредных и опасных химических

веществ, приводящих к острым или хроническим интоксикациям и возможным последующим аллергическим, онкологическим и другим заболеваниям;

3) физический фактор, представляющий воздействие ионизирующего излучения, вызывающего развитие лучевой болезни, и неионизирующего излучения (сверхвысокие частоты, электромагнитные волны), оказывающего влияние на центральную и периферическую нервную систему, сердечно-сосудистую систему, показатели крови;

4) напряжённость и тяжесть трудового процесса, вызванные когнитивными, эмоциональными и физическими нагрузками и приводящие к развитию в организме патологических процессов [1—4].

Первое место в числе профессиональных болезней занимают инфекционные заболевания, второе — аллергические заболевания, третье — интоксикации и заболевания опорно-двигательного аппарата [4].

Исследования уровня здоровья работников учреждений здравоохранения в Кемеровской области [5] наглядно показывают, что более половины сотрудников (56,1 %) страдают хроническими заболеваниями, среди которых: заболевания костно-мышечной системы (30,3 %), системы кровообращения (24,3 %) и органов пищеварения (21,1 %), болезни органов дыхания (9,4 %), мочеполовой системы (7,06 %), болезни эндокринной системы (5,4 %). При этом у 80,7 % специалистов имеется одно-два заболевания, у 19,3 % — более двух.

Распространённость хронических заболеваний медработников в возрастной группе 20-29 лет отмечена в 50,4 % случаев, в возрасте 60 лет и старше

этот показатель значительно возрастает и достигает 74,1 %. При стаже работы до 5 лет хронические заболевания отмечены у 46,1 % врачей, более 20 лет — у 67,8 %. Хронические заболевания у врача поликлиники (65,6 %) регистрируются чаще, чем у врача стационара (56,3 %) [5].

В проведённом исследовании выяснилось также, что около трети опрошенных (31 %) относятся к здоровью, как к важной жизненной ценности. В целом 58-66 % работников считают свой уровень здоровья «средним», 19 % медицинских сестёр и 33 % врачей отмечают как «хороший» и «очень хороший», от 5 до 10 % специалистов — «плохой» и «очень плохой». Факторами ухудшения своего здоровья медицинские работники видят невнимание к здоровью (29 %), возраст (21 %), наследственность (13 %), стресс (14 %), жизненную неустроенность (13 %), условия труда (11 %), недоступность медицинской помощи (11 %). При этом курят 18 % медицинских работников, а употребляют спиртные напитки — 68 % [5].

Отягощённость медицинских работников высокой ответственностью за пациентов в сочетании с высокой эмоциональной и интеллектуальной напряжённостью является фактором развития так называемого синдрома выгорания. Приспособление специалистов данной сферы к условиям труда нередко вызывает рост случаев алкоголизма, наркомании, психических заболеваний, самоубийств [4].

Актуальность данной проблемы определяется также ухудшением в последние десятилетия состояния здоровья студентов — будущих специалистов в области здравоохранения. Молодые люди мало заинтересованы в поддержании высоких физических кондиций, беспечно относятся к своему здоровью. Практика показывает, что абитуриенты, поступающие в Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, хорошо подготовлены по профилирующим дисциплинам (литературе, математике и др.), но плохо понимают оздоровительное значение физических упражнений, не ориентируются в вопросах, связанных с организацией и содержанием самостоятельных занятий, мало абитуриентов и студентов занимаются в спортивных секциях (1,5-2 %) под руководством специалистов. При этом о своём слабом здоровье сейчас принято заявлять без тени смущения. Абитуриентов, которые в школе были освобождены от занятий физической культурой, с каждым годом становится всё больше, и нозоло-

гия их болезней расширяется. Ежегодно около 20 % студентов при комплектовании учебных групп для занятий физической культурой оказываются в специальной медицинской группе.

Физическое воспитание в вузе является обязательным разделом гуманитарного компонента образования и имеет своей целью формирование физической культуры личности студента. Безусловно, занятия физической культурой и спортом играют значительную роль в процессе подготовки студенческой молодёжи к социально-профессиональной деятельности и обладают существенным потенциалом при формировании системы знаний и умений, касающихся профессиональной безопасности, охраны здоровья, профилактики отдельных заболеваний медиков. В совокупности, полученные студентами-медиками знания должны научно-теоретическим и инструментально-практическим путём обеспечивать сохранение и укрепление здоровья будущих врачей, а в перспективе — способствовать их интеграции в профессиональную деятельность [6].

Материалы и методы исследования. Мы считаем, что будущему специалисту крайне необходима специальная психофизическая подготовка к профессиональной деятельности, которая должна включать в себя:

1) создание целостного представления о будущей профессиональной деятельности и возможных профессиональных рисках в работе;

2) расширение научных знаний студентов о социально-биологических основах физической культуры, о роли физической культуры в укреплении и сохранении здоровья и профилактике неблагоприятных последствий профессиональной деятельности;

3) сохранение и улучшение физического, психического и социального здоровья студентов во время обучения в университете;

4) повышение ответственного отношения студентов к здоровьесбережению и усиление установки на здоровый образ жизни;

5) ориентация студентов на разработку собственной модели здоровья.

К примеру, студенты-медики должны знать, что снижению работоспособности, развитию болезненных состояний и росту заболеваемости в ряде медицинских профессий приводит вынужденная рабочая поза и некоторые особенности, сопровождающие деятельность большинства медицинских работников: небольшая энергетическая стоимость

98

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, 3

физического компонента труда, большое количество движений кистью и пальцами, значительное ограничение общей подвижности. При постоянном пребывании специалиста в нерациональном положении нарушения приобретают стойкий характер, вплоть до формирования отдельных заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной и сосудистой систем — радикулопатия шейно-плечевой и пояснично-крестцовой областей, варикозное расширение вен нижних конечностей, заболевания позвоночника [3].

С целью применения полученных знаний в процессе профилактики неблагоприятных последствий трудовой деятельности на опорно-двигательный аппарат медицинского работника студентам необходимо помнить о существенной роли гибкости позвоночного столба и том, что ухудшение эластичности мышц и связочного аппарата, ослабевание мышечного корсета приводят к мышечному дисбалансу. Помимо нарушений осанки мышечный дисбаланс вызывает понижение «травмоустой-чивости» двигательного аппарата. И напротив, хорошо развитая гибкость обеспечивает свободу и экономичность движений, создаёт условия для успешного овладения разнообразными двигательными действиями, способствует восстановлению оптимальной амплитуды движений при временной потере работоспособности или получении травмы [7].

Для оценки качества гибкости нами было проведено тестирование 90 студенток 1-3-х курсов Медицинского института Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, занимающихся в основной учебной группе оздоровительной аэробикой. Оценка уровня развития гибкости проводилась по результатам выполнения студентками тестов на подвижность плечевых суставов («Выкрут рук с гимнастической палкой

назад»), тазобедренных суставов («Шпагат») и позвоночника («Мост) [7].

Результаты исследования и их обсуждение. Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Тест «Выкрут рук с гимнастической палкой назад» оказался наиболее трудным из предложенных, поскольку выполнялся многими студентками в первый раз, и его исполнение (из-за недостаточной подвижности в плечевых суставах) не оправдало ожиданий испытуемых на возможно лучший результат (таблица).

Статистическая обработка результатов выявила наименьшее расстояние между кистями рук у студенток первого курса. Вместе с тем достоверных различий с данными, показанными девушками на втором и третьих курсах обучения, обнаружено не было (Р > 0,05), средний результат выполнения теста испытуемыми — 70,78±15,45 см.

Оценка подвижности в тазобедренном суставе (на основе выполнения студентками теста «Шпагат») не показала достоверной разницы в результатах в зависимости от курса обучения. Среднее значение в тесте «Шпагат», выполненном девушками с правой ноги, равняется 15,56±9,0 см, с левой — 16,1±8,9 см. Следует отметить отсутствие серьёзных отличий при выполнении теста правой или левой ногой (Р > 0,05).

При выполнении студентками теста «Мост» выявлен самый большой разброс результатов: от 10 до 74 см на первом курсе, от 16 до 85 см — на втором, от 0 до 90 см — на третьем. В таблице можно видеть, что лучшую подвижность позвоночного столба показали студентки первого курса. Однако достоверно выраженные межгрупповые различия были отмечены между студентками первого и второго курсов (Р < 0,05). Среднее значение в тесте «Мост» — 50,53±17,5 см.

Результаты исследования гибкости у студенток 1-3-х курсов Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

Тест Результат теста, см

1-й курс, n = 30 2-й курс, n = 30 3-й курс, n = 30

X с X с X с

Выкрут рук с гимнастической палкой назад 68,65 15,68 69,21 14,41 72,44 17,12

правая впереди 14,25 8,63 14,93 8,33 15,47 9,90

Шпагат

левая впереди 16,25 9,90 16,30 7,88 16,48 8,80

Мост 42,08 17,9 52,07 15,1 47,71 19,10

Выводы. Таким образом, анализ литературы и результаты собственных исследований заставляют задуматься о резервах здоровья не только медицинских работников, но и специалистов в различных областях сферы деятельности. При установлении связи заболевания с профессией особое внимание следует уделять состоянию здоровья и здоровому образу жизни студентов, выпускаемых высшими учебными заведениями. Формирование установок на профилактику и предупреждение развития заболеваний у представителей данной профессии должно стать базисом на всех этапах получения профессионального образования.

Список литературы

1. Гатиятуллина, Л. Л. Состояние здоровья медицинских работников. Обзор литературы / Л. Л. Гатиятуллина // Вестн. соврем. клинич. медицины. — 2016. — Т. 9, вып. 3. — С. 69-75.

2. Ермолина, Т. А. Состояние здоровья медицинских работников: обзор литературы / Т. А. Ермолина, Н. А. Мартынова, А. Г. Калинин, С. В. Красиль-

Поступила в редакцию 2 сентября 2018 г.

ников // Вестн. новых мед. технологий. — 2012. — № 3. — С. 197-200.

3. Косарев, В. В. Профессиональные болезни : учеб. пособие / В. В. Косарев, С. А. Бабанов. — М. : Вузов. учеб. : Инфра-М, 2011. — 252 с.

4. Куракова, Н. Г. Синдром выгорания врачей лучше всего лечится с помощью повышения зарплаты / Н. Г. Куракова // Менеджер здравоохранения. — 2011. — № 7. — С. 64-69.

5. Перепелица, Д. И. Социально-гигиенические аспекты охраны здоровья медицинских работников : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Д. И. Перепелица. — Кемерово, 2007. — 23 с.

6. Петров, В. И. Методология формирования культуры здоровья студентов — будущих врачей / В. И. Петров, В. Б. Мандриков, Н. В. Замятина // Мед. образование и профес. развитие. — 2011. — № 1 (3). — С. 65-67.

7. Платонова, Я. В. Оценка гибкости занимающихся оздоровительной аэробикой как критерий эффективности тренировочного процесса / Я. В. Платонова, В. И. Сютина, М. С. Белов // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. : Гуманитар. науки. — 2017. —Т. 22, вып. 5 (169). — С. 111-119.

Для цитирования: Платонова, Я. В. Формирование физической культуры личности студентов с учётом условий их будущей профессиональной деятельности (на примере профессии врача) / Я. В. Платонова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 3. — С. 97-101.

Сведения об авторе

Платонова Яна Валентиновна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. Тамбов, Россия. [email protected]

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2018, vol. 3, no. 3, pp. 97-101.

The Formation of Personality Physical Culture of Students Subject to the Conditions of their Professional Activities (for Example the Medical Profession)

Y.V. Platonovа

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russia, [email protected]

The analysis of the state of health of specialists engaged in the field of health care is given. It is assumed that the formation of knowledge and skills related to occupational safety, health, prevention of certain diseases and the development of a model of their own health of physicians should be laid in the period of study at the University, including physical education.

Keywords: occupational diseases, medical workers, students, health, physical culture.

100

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, N№ 3

References

1. Gatiyatullina L.L. Sostoyaniye zdorov'ya meditsinskikh rabotnikov. Obzor literatury [State of health of medical workers. A review of the literature]. Vestnik sovremennoy klinicheskoy meditsiny [Journal of modern clinical medicine], 2016, vol. 9, no. 3, pp. 69-75. (In Russ.).

2. Yermolina T.A. Sostoyaniye zdorov'ya meditsinskikh rabotnikov: obzor literatury [State of health of medical workers: literature review]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy [Bulletin of new medical technologies], 2012, no. 3, pp. 197-200. (In Russ.).

3. Kosarev V.V., Babanov S.A. (ed.) Professional'nye bolezni [Occupational diseases]. Moscow, 2011. 252 p. (In Russ.).

4. Kurakova N.G. Sindrom vygoraniya vrachey luch-she vsego lechitsya s pomoshch'yu povysheniya zarplaty [The burnout syndrome in doctors is best treated with higher wages]. Menedzher zdravookhraneniya [Health

Manager], 2011, no. 7, pp. 64-69. (In Russ.).

5. Perepelitsa D.I. Sotsial'no-gigiyenicheskiye aspek-ty o'hrany zdorov'ya meditsinskikh rabotnikov [Social and hygienic aspects of health care workers. Thesis]. Kemerovo, 2007. 23 p. (In Russ.).

6. Petrov V.I. Metodologiya formirovaniya kul'tury zdorov'ya studentov—budushchikh vrachey [Methodology of formation of health culture of students — future doctors]. Meditsinskoye obrazovaniye iprofessional'noye razvitiye [Medical education and professional development], 2011, no. 1 (3), pp. 65-67. (In Russ.).

7. Platonova Ya.V. Otsenka gibkosti zanimayush-chikhsya ozdorovite'noy aerobikoy kak kriteriy effek-tivnosti trenirovochnogo protsessa [The estimation of flexibility of health improvement aerobics doers as a criterion of training process efficiency]. Vestnik Tambov-skogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Tambov University Review. Series: Humanities], 2017, vol. 22, no. 5 (169), pp. 111-119. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.