УДК 615
И. И. Ушников, А. Ю. Малофеев, А. В. Мещеряков
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОГО КЛУБА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
На примере деятельности клуба «Орленок» (г. Ульяновск) показана роль клубов спортивного профиля в укреплении здоровья школьников, формирования здорового образа жизни, становлении личности подростка. Выводы под-крепленны результатами исследования, проведенного в рамках экспериментальной авторской программы работы спортивного клуба.
Введение
В последние годы обозначилось резкое ухудшение здоровья школьников, которые все больше подвержены влиянию табакокурения, употребления алкогольных напитков, наркомании. Увеличивается количество подростков с девиантным поведением, растет безнадзорность несовершеннолетних [1]. Хотя бы частично решить эти проблемы призваны подростковые клубы по месту жительства, которые, являясь малозатратной формой организации досуга детей, в то же самое время предлагают им возможность провести свободное время интересно и с пользой для здоровья.
В настоящее время система работы по месту жительства в Российской Федерации строится на различных моделях. Существующая сеть учреждений, организующих работу по месту жительства, создается:
- органами управления образованием;
- отделами по молодежной политике;
- комитетами по физической культуре и спорту;
- органами по делам культуры;
- общественными организациями;
- предприятиями, ведомствами, организациями.
Для клубов по месту жительства основным направлением деятельности является спортивно-оздоровительная работа с детьми и подростками. Цель работы клубов - пропаганда здорового образа жизни, вовлечение детей и подростков в регулярные кружковые занятия, занятия спортом и физической культурой. Одной из задач клуба является обеспечение благоприятных условий для повседневного пребывания в нем детей, подростков и молодежи, в том числе нуждающихся в социально-психологической защите.
Улучшение системы физкультурно-спортивной работы связано с совершенствованием организации физического воспитания, учитывающим спортивные интересы учащихся [2]. Анализ исследований по проблеме показывает, что занятия физической культурой будут наиболее эффективны при учете внутренних побуждений занимающихся, их интересов к занятиям. Правильная организация спортивной деятельности будет способствовать формированию физической культуры личности, может стать действенным средством формирования здорового образа жизни подростков [3, 4].
Противоречие между необходимостью формирования физической культуры личности подростков и отсутствием разработанных технологий требует пересмотра структуры и содержания физкультурно-спортивной ра-
боты с подростками. Нами предпринята попытка организовать физкультурноспортивную работу с подростками в условиях клуба по месту жительства.
Цель исследования - обоснование системы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по формированию физической культуры личности подростков на основе учета их спортивных интересов.
Организация и методы исследования
Исследование проводилось в период с 2005 г. по 2007 г. В нем участвовали подростки 8-10-х классов (75 мальчиков). С целью совершенствования системы физкультурно-спортивной работы с подростками была разработана экспериментальная авторская программа работы спортивного клуба для детей подросткового возраста. Основной экспериментальной площадкой был выбран клуб «Орленок» муниципального учреждения по работе с подростково-молодежными клубами «Симбирцит» г. Ульяновска.
Результаты и их обсуждение
Результаты наблюдений и анкетирования показали, что в силу ряда причин социального и экономического характера во внеурочное время школьники данного возраста занимаются физической культурой и спортом значительно меньше, чем школьники 5-7 классов. При этом большинство опрошенных подростков хотели бы заниматься различными видами спорта. Анкетирование позволило выявить спортивные интересы. Было определено, что для большинства (65%) футбол, баскетбол, хоккей являются любимыми видами спорта; 33% опрошенных отметили как привлекательные виды спорта настольный теннис, различные виды единоборств, атлетическую гимнастику.
Для желающих были созданы секции по видам спорта, ставшие базовыми в данном эксперименте. Разновозрастной коллектив учащихся в каждой секции требовал особого построения структуры занятий. Тренировочные занятия проводились на протяжении всего педагогического эксперимента на базе спортивного зала и футбольном поле стадиона «Торпедо». Еженедельно проводилось по три тренировки (по 90 мин). На протяжении трех лет футбольная команда неоднократно занимала призовые места; подобная картина характерна и для других видов спорта, культивируемых в спортивном клубе: настольного тенниса, баскетбола, атлетической гимнастики. Команды являлись постоянными участниками районных соревнований среди подростковых клубов района и города. Занимающиеся принимали активное участие во всех спортивных мероприятиях клуба.
Социологическое исследование показало, что для подростков регулярные тренировки способствуют формированию стойкого положительного отношения к физической культуре и спорту, сравнительно быстро начали складываться устойчивые спортивные интересы. Занятия физической культурой и спортом способствовали формированию у занимающихся дисциплинированности не только в условиях спортивного клуба и стадиона, но и в быту. Отмечено, что у 45,5% подростков улучшились отношения с родителями. Следует отметить, что популярностью у подростков пользуются не только соревнования и спортивные праздники, но и торжественные мероприятия, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы и другие формы клубной работы. Все это служит формированию у них здорового образа жизни, актив-
ной жизненной позиции. Анализ деятельности спортивного клуба показал, что за три года отсеялось только 4,4% воспитанников. Это подтверждает правомочность и жизненность выбранного направления организации системы физкультурно-оздоровительной работы с подростками.
В ходе проведения педагогического эксперимента ежегодно за подростками осуществляли педагогический контроль. Во всех экспериментальных группах (ЭГ) наблюдался рост уровня физической подготовленности, что связано как с естественными процессами роста, так и с процессами развития организма подростков. При этом у подростков из группы атлетической гимнастики отмечены более высокие показатели уровня физической подготовленности и меньшее количество простудных заболеваний в течение учебного года. Результаты тестирования развития физических качеств у юношей, тренирующихся по футболу в спортивном клубе «Орленок» на протяжении трех лет, свидетельствуют о достоверно значимых приростах регистрируемых по-
казателей (таблицы 1-5). Результаты анкетирования школьников 14-17 лет Таблица 1
Вопросы анкеты Ответы
1 2
1. Сколько дней в неделю вы занимаетесь физической культурой и спортом:
- один; 10%
- два; 25%
- три; 50%
- четыре; 10%
- пять; 5%
- шесть; -
- семь? -
2. Являетесь ли вы членом спортивной секции:
- нет, никогда; 26%
- нет, но раньше занимался; 42%
- да, в школьной секции; 23%
- да, в ДЮСШ? 9%
3. По какой причине бросили занятия в спортивной секции:
- нет времени; 5%
- прошел интерес; 12%
- проблемы со здоровьем; 10%
- отсутствие спортивных результатов; 5%
- не сложились отношения (с тренером, с занимающимися); 35%
- по другим причинам? 33%
4. Какие виды физической нагрузки вам нравятся:
- медленный, но продолжительный бег; 20,8%
- бег на короткие дистанции; 4,1%
- метание, прыжки; -
- подвижные или спортивные игры; 45,8%
- занятия акробатикой; -
- занятия атлетической гимнастикой? 29,1%
Окончание табл. 1
1 2
5. Каким видом спорта вы хотели бы заняться:
- единоборства; 15%
- настольный теннис; 14%
- легкая атлетика; 2%
- спортивные игры; 65%
- гимнастика или акробатика; -
- атлетическая гимнастика? 4%
6. Будете ли вы заниматься спортом через 20 лет:
- конечно, да; 15%
- вероятно, да; 60%
- вероятно, нет; 20%
- конечно, нет? 5%
7. Уроки физической культуры вам:
- очень нравятся; 25%
- в целом нравятся; 55%
- не нравятся; 5%
- очень не нравятся 10%
Таблица 2
Основные антропометрические признаки школьников 14-17 лет (М ± т)
№ п/п Показатели Возраст, лет Начало года Окончание года Достоверные различия
14 161,42 ± 0,66 165,5 ± 1,3 *
1 Длина 15 168,09 ± 0,84 169,2 ± 1,3
тела, см 16 171,3 ± 1,1 173,0 ± 0,96
17 174,9 ± 1,4 175,0 ± 1,12
14 45,66 ± 0,58 47,3 ± 1,3 **
2 Масса 15 50,59 ± 0,69 52,3 ± 1,6 **
тела, кг 16 55,6 ± 0,74 58,6 ± 2,4 **
17 57,2 ± 1,15 60,9 ± 1,9 **
Окруж- ность 14 75,4 ± 0,39 77,7 ± 1,3 **
3 15 78,71 ± 0,49 80,8 ± 1,1 **
грудной клетки, см 16 82,65 ± 0,55 88,6 ± 1,6 **
17 84 ± 0,9 88,0 ± 2,1 **
Примечание. * - различия достоверны прир < 0,05; ** - различия достоверны при р < 0,01.
Таблица 3
Результаты двигательных тестов школьников 14-17 лет (М ± т)
№ п/п Двигательные тесты Возраст, лет Начало года Окончание года Достоверные различия
1 6-минутный бег, м 14 1289,8 ± 15,7 1367,1 ± 17,9 *
15 1336,5 ± 16,0 1421 ± 31,4 *
16 1396,9 ± 18,0 1575,4 ± 19,8 *
17 1461,1 ± 27,2 1618 ± 25,5 *
2 Подтягивание, количество раз 14 4,47 ± 0,37 6,21 ± 0,64 *
15 5,44 ± 0,43 7,32 ± 0,53 **
16 7,56 ± 0,43 9,41 ± 0,61 *
17 8,77 ± 0,89 10,45 ± 1,0
3 Прыжок в длину с места, см 14 185,1 ± 2,07 194,8 ± 3,74 *
15 191,2 ± 2,12 210,8 ± 3,16 **
16 210,5 ± 2,16 215,8 ± 3,21
17 211,7 ± 4,09 221,8 ± 4,79
Примечание. * - различия достоверны при р < 0,05; ** - различия достоверны при р< 0,01.
Таблица 4
Гемодинамические показатели школьников 14-17 лет (М ± т)
№ п/п Показатели Возраст, лет Начало года Окончание года Достоверные различия
1 ЧСС, уд./мин 14 82,6 ± 0,64 81,7 ± 1,2
15 79,2 ± 0,59 79,5 ± 1,5
16 79,1 ± 0,89 77,5 ± 1,6
17 77,8 ± 1,65 76,1 ± 1,3
2 Артериальное давление систолическое, мм рт.ст. 14 104,78 ± 0,77 110,8 ± 1,3 **
15 109,68 ± 1,01 114,8 ± 1,4 **
16 113,3 ± 1,22 118,1 ± 1,2 **
17 113,54 ± 1,6 118,2 ± 1,5 **
3 Артериальное давление диастолическое, мм рт.ст. 14 65,72 ± 0,65 68,8 ± 1,1 **
15 68,73 ± 0,75 72,9 ± 1,2 **
16 70,8 ± 0,98 75,9 ± 1,4 **
14 65,72 ± 0,65 68,8 ± 1,1 **
Примечание. * - различия достоверны при р < 0,05; ** - различия достоверны при р < 0,01.
Таблица 5
Физиометрические показатели школьников 14-17 (М ± т)
№ п/п Двигательные тесты Возраст, лет Начало года Окончание года Достоверные различия
1 2 3 4 5 6
1 Жизненная емкость легких, мл 14 2578,9 ± 38,24 2745,4 ± 67,1 *
15 2745,5 ± 48,88 2891,3 ± 71 **
16 3261,8 ± 59,1 3542,5 ± 83,9 **
17 3737,9 ± 64,3 4070,6 ± 91,9 **
Окончание табл. 5
1 2 3 4 5 6
2 Динамометрия правой кисти, кг 14 21,97 ± 0,54 24,7 ± 0,9 *
15 24,49 ± 0,75 28,5 ± 1 **
16 29,1 ± 0,97 35,3 ± 1,1 **
17 34,5 ± 1,1 37,9 ± 1,31 *
3 Динамометрия левой кисти, кг 14 20,25 ± 0,5 23,1 ± 0,94 *
15 22,81 ± 0,72 27 ± 0,86 **
16 26,6 ± 1,01 32,9 ± 0,91 **
17 34,4 ± 1,21 37 ± 1,66
Примечание. * - различия достоверны прир < 0,05; ** - различия достоверны при р < 0,01.
В конце педагогического эксперимента показатели ценностных ориентаций, уровень знаний и умений по основам здорового образа жизни у подростков 8-10-х классов ЭГ оказались выше, чем у их сверстников из контрольной группы.
Выводы
1. Организация клубной системы физкультурно-спортивной работы по месту жительства может быть эффективной при тесном сотрудничестве педагогического коллектива клуба, детей и их родителей, а также при взаимодействии со всей инфраструктурой подростковых объединений.
2. Организация физкультурно-спортивной работы в условиях клуба предоставила более широкие возможности для соревновательной деятельности и способствует усилению роли педагогического коллектива и родителей в воспитании основ здорового образа жизни.
3. Предложенная система занятий физическими упражнениями с учащимися 14-17 лет во внешкольной работе имеет не только высокий оздоровительный эффект, но и значительную воспитательную ценность. Физкультурно-спортивная деятельность позволяет корректировать поведение подростков, сохранять и укреплять здоровье, формировать здоровый образ жизни, физическую культуру личности.
Список литературы
1. Зайцева, В. В. Такие разные дети: Шаги физического развития / В. В. Зайцева, В. В. Сонькин. - Екатеринбург : У-Фактория, 2006. - 288 с.
2. Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития / В. Д. Сонькин [и др.] // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. - М. : Образование от А до Я, 2000. - С. 31-59.
3. Никитюк, Б. А. Адаптация, конституция и моторика / Б. А. Никитюк // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 1. - С. 44-46.
4. Лёвушкин, С. П. О проекте создания компьютерной программы мониторинга и коррекции морфофункционального развития и здоровья школьников / С. П. Лёвушкин // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: материалы Международного конгресса. - М. : НЦЗД РАМН, 2004. - Ч. 2. - С. 188-190.