Научная статья на тему 'Формирование физической культуры личности подростков в условиях спортивного клуба по месту жительства'

Формирование физической культуры личности подростков в условиях спортивного клуба по месту жительства Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
720
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ушников Анатолий Иванович, Малофеев Александр Юрьевич, Мещеряков Алексей Викторович

На примере деятельности клуба «Орленок» (г. Ульяновск) показана роль клубов спортивного профиля в укреплении здоровья школьников, формирования здорового образа жизни, становлении личности подростка. Выводы подкрепленны результатами исследования, проведенного в рамках экспериментальной авторской программы работы спортивного клуба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ушников Анатолий Иванович, Малофеев Александр Юрьевич, Мещеряков Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование физической культуры личности подростков в условиях спортивного клуба по месту жительства»

УДК 615

И. И. Ушников, А. Ю. Малофеев, А. В. Мещеряков

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОГО КЛУБА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

На примере деятельности клуба «Орленок» (г. Ульяновск) показана роль клубов спортивного профиля в укреплении здоровья школьников, формирования здорового образа жизни, становлении личности подростка. Выводы под-крепленны результатами исследования, проведенного в рамках экспериментальной авторской программы работы спортивного клуба.

Введение

В последние годы обозначилось резкое ухудшение здоровья школьников, которые все больше подвержены влиянию табакокурения, употребления алкогольных напитков, наркомании. Увеличивается количество подростков с девиантным поведением, растет безнадзорность несовершеннолетних [1]. Хотя бы частично решить эти проблемы призваны подростковые клубы по месту жительства, которые, являясь малозатратной формой организации досуга детей, в то же самое время предлагают им возможность провести свободное время интересно и с пользой для здоровья.

В настоящее время система работы по месту жительства в Российской Федерации строится на различных моделях. Существующая сеть учреждений, организующих работу по месту жительства, создается:

- органами управления образованием;

- отделами по молодежной политике;

- комитетами по физической культуре и спорту;

- органами по делам культуры;

- общественными организациями;

- предприятиями, ведомствами, организациями.

Для клубов по месту жительства основным направлением деятельности является спортивно-оздоровительная работа с детьми и подростками. Цель работы клубов - пропаганда здорового образа жизни, вовлечение детей и подростков в регулярные кружковые занятия, занятия спортом и физической культурой. Одной из задач клуба является обеспечение благоприятных условий для повседневного пребывания в нем детей, подростков и молодежи, в том числе нуждающихся в социально-психологической защите.

Улучшение системы физкультурно-спортивной работы связано с совершенствованием организации физического воспитания, учитывающим спортивные интересы учащихся [2]. Анализ исследований по проблеме показывает, что занятия физической культурой будут наиболее эффективны при учете внутренних побуждений занимающихся, их интересов к занятиям. Правильная организация спортивной деятельности будет способствовать формированию физической культуры личности, может стать действенным средством формирования здорового образа жизни подростков [3, 4].

Противоречие между необходимостью формирования физической культуры личности подростков и отсутствием разработанных технологий требует пересмотра структуры и содержания физкультурно-спортивной ра-

боты с подростками. Нами предпринята попытка организовать физкультурноспортивную работу с подростками в условиях клуба по месту жительства.

Цель исследования - обоснование системы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по формированию физической культуры личности подростков на основе учета их спортивных интересов.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось в период с 2005 г. по 2007 г. В нем участвовали подростки 8-10-х классов (75 мальчиков). С целью совершенствования системы физкультурно-спортивной работы с подростками была разработана экспериментальная авторская программа работы спортивного клуба для детей подросткового возраста. Основной экспериментальной площадкой был выбран клуб «Орленок» муниципального учреждения по работе с подростково-молодежными клубами «Симбирцит» г. Ульяновска.

Результаты и их обсуждение

Результаты наблюдений и анкетирования показали, что в силу ряда причин социального и экономического характера во внеурочное время школьники данного возраста занимаются физической культурой и спортом значительно меньше, чем школьники 5-7 классов. При этом большинство опрошенных подростков хотели бы заниматься различными видами спорта. Анкетирование позволило выявить спортивные интересы. Было определено, что для большинства (65%) футбол, баскетбол, хоккей являются любимыми видами спорта; 33% опрошенных отметили как привлекательные виды спорта настольный теннис, различные виды единоборств, атлетическую гимнастику.

Для желающих были созданы секции по видам спорта, ставшие базовыми в данном эксперименте. Разновозрастной коллектив учащихся в каждой секции требовал особого построения структуры занятий. Тренировочные занятия проводились на протяжении всего педагогического эксперимента на базе спортивного зала и футбольном поле стадиона «Торпедо». Еженедельно проводилось по три тренировки (по 90 мин). На протяжении трех лет футбольная команда неоднократно занимала призовые места; подобная картина характерна и для других видов спорта, культивируемых в спортивном клубе: настольного тенниса, баскетбола, атлетической гимнастики. Команды являлись постоянными участниками районных соревнований среди подростковых клубов района и города. Занимающиеся принимали активное участие во всех спортивных мероприятиях клуба.

Социологическое исследование показало, что для подростков регулярные тренировки способствуют формированию стойкого положительного отношения к физической культуре и спорту, сравнительно быстро начали складываться устойчивые спортивные интересы. Занятия физической культурой и спортом способствовали формированию у занимающихся дисциплинированности не только в условиях спортивного клуба и стадиона, но и в быту. Отмечено, что у 45,5% подростков улучшились отношения с родителями. Следует отметить, что популярностью у подростков пользуются не только соревнования и спортивные праздники, но и торжественные мероприятия, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы и другие формы клубной работы. Все это служит формированию у них здорового образа жизни, актив-

ной жизненной позиции. Анализ деятельности спортивного клуба показал, что за три года отсеялось только 4,4% воспитанников. Это подтверждает правомочность и жизненность выбранного направления организации системы физкультурно-оздоровительной работы с подростками.

В ходе проведения педагогического эксперимента ежегодно за подростками осуществляли педагогический контроль. Во всех экспериментальных группах (ЭГ) наблюдался рост уровня физической подготовленности, что связано как с естественными процессами роста, так и с процессами развития организма подростков. При этом у подростков из группы атлетической гимнастики отмечены более высокие показатели уровня физической подготовленности и меньшее количество простудных заболеваний в течение учебного года. Результаты тестирования развития физических качеств у юношей, тренирующихся по футболу в спортивном клубе «Орленок» на протяжении трех лет, свидетельствуют о достоверно значимых приростах регистрируемых по-

казателей (таблицы 1-5). Результаты анкетирования школьников 14-17 лет Таблица 1

Вопросы анкеты Ответы

1 2

1. Сколько дней в неделю вы занимаетесь физической культурой и спортом:

- один; 10%

- два; 25%

- три; 50%

- четыре; 10%

- пять; 5%

- шесть; -

- семь? -

2. Являетесь ли вы членом спортивной секции:

- нет, никогда; 26%

- нет, но раньше занимался; 42%

- да, в школьной секции; 23%

- да, в ДЮСШ? 9%

3. По какой причине бросили занятия в спортивной секции:

- нет времени; 5%

- прошел интерес; 12%

- проблемы со здоровьем; 10%

- отсутствие спортивных результатов; 5%

- не сложились отношения (с тренером, с занимающимися); 35%

- по другим причинам? 33%

4. Какие виды физической нагрузки вам нравятся:

- медленный, но продолжительный бег; 20,8%

- бег на короткие дистанции; 4,1%

- метание, прыжки; -

- подвижные или спортивные игры; 45,8%

- занятия акробатикой; -

- занятия атлетической гимнастикой? 29,1%

Окончание табл. 1

1 2

5. Каким видом спорта вы хотели бы заняться:

- единоборства; 15%

- настольный теннис; 14%

- легкая атлетика; 2%

- спортивные игры; 65%

- гимнастика или акробатика; -

- атлетическая гимнастика? 4%

6. Будете ли вы заниматься спортом через 20 лет:

- конечно, да; 15%

- вероятно, да; 60%

- вероятно, нет; 20%

- конечно, нет? 5%

7. Уроки физической культуры вам:

- очень нравятся; 25%

- в целом нравятся; 55%

- не нравятся; 5%

- очень не нравятся 10%

Таблица 2

Основные антропометрические признаки школьников 14-17 лет (М ± т)

№ п/п Показатели Возраст, лет Начало года Окончание года Достоверные различия

14 161,42 ± 0,66 165,5 ± 1,3 *

1 Длина 15 168,09 ± 0,84 169,2 ± 1,3

тела, см 16 171,3 ± 1,1 173,0 ± 0,96

17 174,9 ± 1,4 175,0 ± 1,12

14 45,66 ± 0,58 47,3 ± 1,3 **

2 Масса 15 50,59 ± 0,69 52,3 ± 1,6 **

тела, кг 16 55,6 ± 0,74 58,6 ± 2,4 **

17 57,2 ± 1,15 60,9 ± 1,9 **

Окруж- ность 14 75,4 ± 0,39 77,7 ± 1,3 **

3 15 78,71 ± 0,49 80,8 ± 1,1 **

грудной клетки, см 16 82,65 ± 0,55 88,6 ± 1,6 **

17 84 ± 0,9 88,0 ± 2,1 **

Примечание. * - различия достоверны прир < 0,05; ** - различия достоверны при р < 0,01.

Таблица 3

Результаты двигательных тестов школьников 14-17 лет (М ± т)

№ п/п Двигательные тесты Возраст, лет Начало года Окончание года Достоверные различия

1 6-минутный бег, м 14 1289,8 ± 15,7 1367,1 ± 17,9 *

15 1336,5 ± 16,0 1421 ± 31,4 *

16 1396,9 ± 18,0 1575,4 ± 19,8 *

17 1461,1 ± 27,2 1618 ± 25,5 *

2 Подтягивание, количество раз 14 4,47 ± 0,37 6,21 ± 0,64 *

15 5,44 ± 0,43 7,32 ± 0,53 **

16 7,56 ± 0,43 9,41 ± 0,61 *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 8,77 ± 0,89 10,45 ± 1,0

3 Прыжок в длину с места, см 14 185,1 ± 2,07 194,8 ± 3,74 *

15 191,2 ± 2,12 210,8 ± 3,16 **

16 210,5 ± 2,16 215,8 ± 3,21

17 211,7 ± 4,09 221,8 ± 4,79

Примечание. * - различия достоверны при р < 0,05; ** - различия достоверны при р< 0,01.

Таблица 4

Гемодинамические показатели школьников 14-17 лет (М ± т)

№ п/п Показатели Возраст, лет Начало года Окончание года Достоверные различия

1 ЧСС, уд./мин 14 82,6 ± 0,64 81,7 ± 1,2

15 79,2 ± 0,59 79,5 ± 1,5

16 79,1 ± 0,89 77,5 ± 1,6

17 77,8 ± 1,65 76,1 ± 1,3

2 Артериальное давление систолическое, мм рт.ст. 14 104,78 ± 0,77 110,8 ± 1,3 **

15 109,68 ± 1,01 114,8 ± 1,4 **

16 113,3 ± 1,22 118,1 ± 1,2 **

17 113,54 ± 1,6 118,2 ± 1,5 **

3 Артериальное давление диастолическое, мм рт.ст. 14 65,72 ± 0,65 68,8 ± 1,1 **

15 68,73 ± 0,75 72,9 ± 1,2 **

16 70,8 ± 0,98 75,9 ± 1,4 **

14 65,72 ± 0,65 68,8 ± 1,1 **

Примечание. * - различия достоверны при р < 0,05; ** - различия достоверны при р < 0,01.

Таблица 5

Физиометрические показатели школьников 14-17 (М ± т)

№ п/п Двигательные тесты Возраст, лет Начало года Окончание года Достоверные различия

1 2 3 4 5 6

1 Жизненная емкость легких, мл 14 2578,9 ± 38,24 2745,4 ± 67,1 *

15 2745,5 ± 48,88 2891,3 ± 71 **

16 3261,8 ± 59,1 3542,5 ± 83,9 **

17 3737,9 ± 64,3 4070,6 ± 91,9 **

Окончание табл. 5

1 2 3 4 5 6

2 Динамометрия правой кисти, кг 14 21,97 ± 0,54 24,7 ± 0,9 *

15 24,49 ± 0,75 28,5 ± 1 **

16 29,1 ± 0,97 35,3 ± 1,1 **

17 34,5 ± 1,1 37,9 ± 1,31 *

3 Динамометрия левой кисти, кг 14 20,25 ± 0,5 23,1 ± 0,94 *

15 22,81 ± 0,72 27 ± 0,86 **

16 26,6 ± 1,01 32,9 ± 0,91 **

17 34,4 ± 1,21 37 ± 1,66

Примечание. * - различия достоверны прир < 0,05; ** - различия достоверны при р < 0,01.

В конце педагогического эксперимента показатели ценностных ориентаций, уровень знаний и умений по основам здорового образа жизни у подростков 8-10-х классов ЭГ оказались выше, чем у их сверстников из контрольной группы.

Выводы

1. Организация клубной системы физкультурно-спортивной работы по месту жительства может быть эффективной при тесном сотрудничестве педагогического коллектива клуба, детей и их родителей, а также при взаимодействии со всей инфраструктурой подростковых объединений.

2. Организация физкультурно-спортивной работы в условиях клуба предоставила более широкие возможности для соревновательной деятельности и способствует усилению роли педагогического коллектива и родителей в воспитании основ здорового образа жизни.

3. Предложенная система занятий физическими упражнениями с учащимися 14-17 лет во внешкольной работе имеет не только высокий оздоровительный эффект, но и значительную воспитательную ценность. Физкультурно-спортивная деятельность позволяет корректировать поведение подростков, сохранять и укреплять здоровье, формировать здоровый образ жизни, физическую культуру личности.

Список литературы

1. Зайцева, В. В. Такие разные дети: Шаги физического развития / В. В. Зайцева, В. В. Сонькин. - Екатеринбург : У-Фактория, 2006. - 288 с.

2. Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития / В. Д. Сонькин [и др.] // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. - М. : Образование от А до Я, 2000. - С. 31-59.

3. Никитюк, Б. А. Адаптация, конституция и моторика / Б. А. Никитюк // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 1. - С. 44-46.

4. Лёвушкин, С. П. О проекте создания компьютерной программы мониторинга и коррекции морфофункционального развития и здоровья школьников / С. П. Лёвушкин // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: материалы Международного конгресса. - М. : НЦЗД РАМН, 2004. - Ч. 2. - С. 188-190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.