УДК 378. 172 :371.315
Р. С. Наговицын
(формирование физической культуры личности обучающихся наоснове прини,ипов,обусловленных личностно-ориентированным подходом
3 качестве теоретико-методологической основы формирования, физической культуры личности обучающихся выступают принципы, обусловленные личностноориентированным подходом. §ыбор методологического подхода определен стремлением раскрыть сущность принципов самоформирования обучающегося на основе решения внутренних противоречий личности и индивидуализации и дифференциации физкультурной деятельности, являющихся основой развития личности студентавузав педагогическом пространстве
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, принципы, формирование физической культуры личности обучающихся, обучение в вузе
R. S. Nagovitsyn
yhe formation oft physical culture oft personality oft students on the basis ofr the principles due to personality-oriented approach
^.s a theoretical and. methodological bases op formation op physical culture op personality oft students ate the principles due to personaCity-oriented approach. X^e choice oft methodological approach is determined by the desite to reveaC the essence oft the principles oft seCf formation oft a student on the basis oft decision oft the internal contradictions oft personality and individualization and differentiation of athCetic activity, w-hich is the basis of personal development of a student at the pedagogical space
Keywords: personaCity-oriented approach, principles, formation of physical cuCture of personality of students,studying in the University
✓г ичностно-ориентированныи подход
// является теоретико-методологиче-
V___У 1у ской основой моделирования про-
цесса обучения, позволяющего обеспечить приоритет личности в контексте профессиональной подготовки, создать условия для развития способности к самообразованию, самообучению,
самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самостоятельности и самореализации в физкультурной деятельности. Обучение на основе данного методологического подхода содействует целостности проявления психо-физи-ческих возможностей студентов в соответствии с уровнем их физического развития, способностями и физиологическими особенностями их личностных характеристик. В аспекте данного принципа актуализируется потребность развития и практической направленности реализации процесса подготовки специалистов на целостное формирование физической культуры личности. [18].
Образовательно-воспитательный процесс, направленный на формирование физической
культуры личности в ракурсе данного подхода предполагает дифференциацию видов двигательной активности и обеспечивает ориентацию на индивидуальность каждого обучающегося или группы, на основе учета их физкультурных интересов, потребностей и мотивов, личностных и функциональных характеристик и возможностей, уровня общей и специальной физической подготовленности. Таким образом, основой личностно-ориентированного подхода в контексте исследования является индивидуализированная система научных физкультурных знаний и практических умений, оказывающих влияние на положительные изменения в мировоззрении, мотивационно-ценностном отношении, мышлении, поведении к самому себе, ориентации к окружающему миру и к социуму. (Бальсевич В. К. [1], Лубышева Л. И. [7], Шилько В. Г. [14] и ДР-)-
Физкультурная деятельность в аспекте лнч-ностно-ориентированного подхода рассматривается как управляемый педагогом процесс на основе учета индивидуальных особенностей
обучающихся. Профессиональная подготовка обеспечивает формирование личности и свободу выбора в самореализации студентов в педагогическом пространстве вуза. В этом ракурсе, следует обратить внимание на научные труды Н. А. Алексеева, Е. В. Бондаревской [2], В. И. Данильчук, В. В. Серикова и И. С. Якиманской [15], в которых личностно-ориентиован-ный подход основывается на гуманистической направленности профессиональной подготовки как целостного комплекса взглядов, убеждений, идеалов, где человек выступает наивысшей ценностью.
Согласно личностно-ориентированному подходу в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивационные установки, цели, потребности, личностные и психологические особенности. [17]. Преподаватель в контексте такого подхода ориентирует учебную цель занятия и организует, направляет и корректирует его, исходя из интересов и потребностей студента, уровня его знаний и умений. Соответственно цель занятия при реализации данного подхода формируется с позиции каждого конкретного студента. Обучение, в ракурсе положений данного подхода, основывается на признании каждой из сторон, участвующих в образовательной деятельности, а именно между преподавателем и студентом. В свою очередь, цель взаимодействия обусловлена результатом свободного выбора подростка и его самоопределения. [6]. Ключевой задачей преподавателя в личностно-ориентированном подходе является помощь каждому студенту в максимально
- творческом его осмыслении через осознание, восприятие, побуждение к самостоятельным поискам, экспериментированию с использованием различных средств, содействие в реализации индивидуального стиля учебной деятельности, развитии теоретического мышления и рефлексивных действиях.
1. Принцип самоформирования обучающегося на основе решения внутренних противоречий личности. В ракурсе данного принципа раскрывается в исследовании процесс физкультурного самоформирования, самосовершенствования и самовоспитания обучающихся как эффективного средства педагогической подготовки будущих специалистов. В контексте этого утверждения, следует отметить, что наличие противоречий, возникающих у студента, есть предпосылка потребности в какой-либо деятельности, в нашем случае физкультурной. В свою очередь, деятельность по реализации потребности есть разрешение данных противоречий. Внутренними факторами самовоспитания и самосовершенствования являются уровень развития самосознания, наличие мотивов самовоспитания, уровень физической подготовленности, функционального развития и здоровья, опыт работы над собой. [16]. Внешними факторами определяются про-
фессиональная направленность обучения, пси-холого-педагогическая и практическая подготовка к самовоспитанию, его стимулирование. Следует отметить, что взаимодействие внутренних и внешних факторов обуславливает возникновение внутренних противоречий физкультурного самоформирования и самовоспитания. Педагогические воздействия, направленные на организацию физкультурного самовоспитания через призму внутренних факторов, оказывают значительное влияние на развитие самосознания, достижение обучающимися физического и функционального самовоспитания, определяют необходимость самосовершенствования педагогического руководства.
В контексте нашего исследования, на всех этапах развития процесса самовоспитания прослеживается определенный характер взаимосвязи и взаимозависимости процесса формирования компонентов физической культуры личности студентов и в целом самовоспитания. Познавательная активность студентов в процессе самовоспитания находит отражение в практической деятельности в интересах индивидуального совершенствования и в интересах объектов и субъектов педагогического пространства вуза. Следует указать, что решающую роль в развитии потребности обучающегося в физкультурном совершенствовании является социальный феномен
— мода. Она активно способствует вовлечению в деятельность, а значит и формированию в ней потребности, в контексте нашего исследования
— это мобильные технологии и нетрадиционные виды физических упражнений. Следует также отметить, что самовоспитание студента не может функционировать изолированно от других составляющих самосовершенствования личности будущего специалиста, а именно от профессионально-педагогического самовоспитания в целом. [11, с. 111].
2. Принцип индивидуализации и дифференциации физкультурной деятельности. Реализация его на практике требует подбора индивидуальных форм, методов, средств образования, опосредованных спецификой ситуации обучения и воспитания, обеспечивающих активизацию студентов, формирование у них возможности и потребности построения своего индивидуального маршрута физкультурной деятельности (Лукьяненко В. П., Маслоу А. [8], Селевко Г. К. [10], Сериков В. В., Якиманская П. С. [15] и
др-)-
Сущность данного принципа состоит в учете индивидуальных особенностей обучающихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Согласно обоснованию А. С. Границкой, В. Д. Шадрикова [13] и Г. К. Селевко [10], дифференциация обучения может пониматься как создание разнообразных условий обучения для различных групп обучающихся с
целью учета особенностей их контингента; комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обу-чение в однородных группах. Понимание дефиниции «дифференциация» в переводе с латинского языка определяется как разделение целого на различные части, формы, ступени. Данное определение основывается на трех основных аспектах: учет индивидуальных особенностей обучающихся; группирование подростков на основании этих особенностей; вариативность учебного процесса в группах. [13]. Цель дифференциации процесса обучения _ обеспечить каждому студенту или группе студентов условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе овладения им содержания высшего образования.
Существуют разные подходы к трактовке соотношения понятий «индивидуализа-ция» и «дифференциация» обучения. Например, И. Э. Унт определила индивидуализацию как учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. В связи с этим можно определить, что дифференциация обучения понимается ею как один из основных вариантов индивидуализации обучения. [12]. В основе принципа индивидуализации и дифференциации лежат концептуальные лично-деятельностный подход выявляют в своих научных исследованиях Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский [3], П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя, Н. Н. Нечаев, С. Л. Рубинштейн [9] и др.), в основе которого личность рассматривается как субъект деятельности.
В трактовке Г. К. Селевко индивидуализация обучения _ это, с одной стороны, организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся, а с другой — различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационноуправленческие мероприятия, обеспечивающие учет индивидуальных особенностей подростка в процессе обучения. [10].
Ведущие педагоги рассматривают дифференциацию как принцип совершенствования (реформирования) системы образования, который реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании; предполагает изменение учебных планов и программ, содержания и методов образования, темпов и сроков обучения в соответствии с потребностями, возможностями, интересами обучающихся; создание учебных заведений различных типов, профильных классов, классов поддержки и коррекции и др. [4].
Данный принцип предполагает всестороннее изучение обучающихся, а именно их национальные, антропометрические, психологические, физиологические особенности и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных характеристик. Опираясь на эти данные, преподаватель ориентирует ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым студентом и разрабатывает для их решения систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с группой.
Одним из важнейших факторов повышения эффективности воздействия средств физической культуры является дифференциация и индивидуализация их применения с учетом индивидуальных физических и интеллектуальных возможностей, а также на основе будущей профессиональной деятельности, склонностей, потребностей, этнической принадлежности и интересов обучающихся. [5]. Поэтому наиболее эффективным должен стать вариант, когда каждый студент имеет возможность выбрать для себя индивидуальный образовательно-воспитательный маршрут по формированию физической культуры личности.
Таким образом, на основе личностноориентированного подхода выявлена необходимость преобразования учебно-воспитательного процесса вуза в единый процесс, направленный на формирование физической культуры личности каждого обучающегося в аспекте индивидуализации обучения в рамках национально-регионального компонента содержания обучения и развития профессионально-важных качеств будущих специалистов различных направлений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого / В. К. Бальсевич. - М.: Физкульт. и спорт, 1988. - 208 с.
2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2000. - 352 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
4. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Режим доступа: http://i-educator.ru/vopros43 (дата обращения:
15.04.2014).
5. Крылова М. Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза / М. Н Крылова II Перспективы науки и образования, 2013. -№ 3. - С. 86 - 95.
6. Литовченко Е. В. Социально-технологические технологии во внешкольном образовании и их роль в социальном становлении / Е. В. Литовченко II Перспективы науки и образования, 2013. -№6. - С. 100-105.
7. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. -120 с.
8. Маслоу, А. Психология бытия - А. Маслоу. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. - 304 с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. - М.: Учпедгиз, 1946. - 704 с.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
Соловьев В. Н. Оздоровительные технологии и социальные проблемы в физическом воспитании студентов: Учебнометодическое пособие / В. Н. Соловьев. - Ижевск: УдГУ, 2005. - 515 с.
Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения: Монография / И. Э. Унт. - М.: Педагогика, 1990. - 188 с. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб.и допол. / В. Д. Шадриков. - М.: Логос., 1996. - 319 с.
Шилько В. Г. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов. Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannyy-podhod-v-fizicheskom-vospitanii-studentov (дата обоащения:
15.04.2014).
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. -96 с.
Ken R. Lodewyk Fostering Critical linking in Physical Education Students II Journal of Physical Education, Recreation and Dance. - 2009. - №.80(8). - P. 12-18.
Scott Kendal Baker Authenticity in physical education II A Dissertation Submitted to the Faculty of the Teaching and Teacher Education in partial Fulfillment of the Requirements For the degree of Doctor of Philosophy in the Graduate College. - tte University of Arizona, 2005. - 166 p.
Sheri M. Treadwell Student-Centered Physical Education on a Shoestring Budget// Journal of Physical Education, Recreation and Dance. - 2013. - №84(2). - P. 27-32.
REFERENCES
Bal'sevich V.K. Fizicheskaia kul'tura dlia vsekh i kazhdogo [Physical culture for everyone]. Moscow, Fizkul'tura i sport, 1988.208 p. Bondarevskaia E.V. Teoriia i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniia [’tteory and practice of personality-oriented education]. Rostov-on-Don, Izd-vo Rost, un-ta, 2000. 352 p.
Vygotskii L.S. Pedagogicheskaiapsikhologiia [Pedagogical psychology]. Moscow, Pedagogika-Press, 1996. 536 p.
Differentsiatsiia i individualizatsiia protsessa obucheniia [Differentiation and individualization of process of training]. Available at: http://i-educator.ru/vopros43 (accessed 15 April 2014).
Krylova M.N. Motivation of educational activity of University students. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.3, pp.86-95 (in Russian).
Litovchenko E.V. Socio-technological technologies in school education and their role in social development. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.6, pp.100-105 (in Russian).
Lubysheva L.I. Kontseptsiia formirovaniia fizicheskoi kul'tury cheloveka [Concept of formation of physical culture person]. Moscow, GTsOLIFK, 1992. 120 p.
Maslou A. Psikhologiia bytiia [Psychology of life]. Moscow, Refl-buk, 1997. 304 p.
Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General psychology]. Moscow, Uchpedgiz, 1946. 704 p.
Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: Uchebnoeposobie [Modern educational technologies: a manual]. Moscow, Narodnoe obrazovanie, 1998. 256 p.
Solov'ev V.N. Ozdorovitel'nye tekhnologii i sotsial'nyeproblemy v fizicheskom vospitanii studentov: Uchebno-metodicheskoeposobie [Health improvement and social problems in physical education of students: training manual]. Izhevsk, UdGU, 2005. 515 p.
Unt I.E. Individualizatsiia i differentsiatsiia obucheniia: Monografiia [Individualization and differentiation of training: Monograph]. Moscow, Pedagogika, 1990. 188 p.
Shadrikov V.D. Psikhologiia deiatel'nosti i sposobnosti cheloveka: Uchebposobie dlia vuzov [Psychology of activity and ability of the individual: a manual for high schools]. Moscow, Logos, 1996. 319 p.
Shil'ko V.G. Personality-oriented approach in physical education of students. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ lichnostno-orientirovannyy-podhod-v-fizicheskom-vospitanii-studentov (accessed 15 April 2014).
Iakimanskaia I.S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie vsovremennoishkole [Personality-centerededucation in modern school]. Moscow, Sentiabr', 1996. 96 p.
Ken R. Lodewyk Fostering Critical linking in Physical Education Students. Journal of Physical Education, Recreation and Dance, 2009,no.80(8),pp.l2-18.
Scott Kendal Baker Authenticity in physical education II A Dissertation Submitted to the Faculty of the Teaching and Teacher Education in partial Fulfillment of the Requirements For the degree of Doctor of Philosophy in the Graduate College. - tte University of Arizona, 2005. 166 p.
Sheri M. Treadwell Student-Centered Physical Education on a Shoestring Budget. Journal of Physical Education, Recreation and Dance, 2013, no.84(2), pp.27-32.
Информация об авторе Наговицын Роман Сергеевич
(Россия, Глазов)
Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко E-mail: romanagovitsin@rambler.ru
Information about the author
Nagovitsyn Roman Sergeevich
(Russia, Glazov)
Associated Professor, PhD in Pedagogy, Head of the Department of Life safety Glazov State Pedagogic Institute named after V. G. Korolenko E-mail: romanagovitsin@rambler.ru