УДК 37. 032
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА АКСИОЛОГИЧЕСКИХ АБСОЛЮТОВ
Зайцева С.В., аспирант группы З-17ОПН(а)ОП, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: lana02042010@mail.ru
Научный руководитель: Фролов О.В., д-р пед. наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, Оренбург
В статье утверждается, что в кризисные периоды исторического развития повышается значимость философии с ее способностью охватывать ценностно-смысловые изменения человека. Опираясь на теорию ориентации личности в мире ценностей проф. А.В.Кирьяковой, авторы считают, что актуализация формирования философско-культурологического мировоззрения будет способствовать преобразованию аксиологического потенциала личности и преодолению кризиса аксиологических абсолютов.
Ключевые слова: мировоззрение, ценности, ценностные ориентиры, аксиологические абсолюты.
Проблема формирования философско-культурологического мировоззрения школьников является особо значимой для современного российского общества, переживающего период глубоких социокультурных трансформаций, когда прежние мировоззренческие ориентиры ушли в прошлое, новые еще не сложились, когда ценностная неопределённость, размытость нравственных критериев и усиливающаяся дифференциация общества создают ситуацию непонимания между реальным и идеальным существованием человека.
Кризис национальной культуры, сопровождающий социокультурные изменения, обуславливает духовное состояние личности и общества и характеризуется ослаблением и разрушением прежних ценностных систем, утратой человеком чувства стабильности и уверенности, депрессивными состояниями, массовым недоверием правящим элитам, снижением креативной энергии и, самое главное, - потерей культурного смысла профессиональной и гражданской активности.
Наблюдаемая переоценка ценностей приводит к распаду социального организма; высшие духовные (абсолютные - Т.С. Авксентьев) ценности (Жизнь, Здоровье, Знания, Прогресс, Справедливость, Гуманность, Духовное совершенство Человека) подменяются в общественной жизни иными моральными императивами, псевдоценностями, их имитациями. Вот что по этому поводу пишет философ Н.Д. Абсава: «Новые культурные условия меняют смысл и назначение человека - «продукта рыночной системы»... Примат меновой стоимости вынуждает человека рассматривать себя и других. как вещь, имеющую количественную определенность. Человек рыночной системы, подобно любому товару, ориентирован на потребности рынка. Иметь спрос, находить признание на рынке - вот главная проблема человека рыночной системы. Следовательно, смысл жизни для него заключается не в осуществлении субстанциальной цели, а в стремлении быть успешно проданным. Погоня за меновой стоимостью атрофирует внутренние способности и дарования человека, постепенно сводя их на нет» [ 1].
Придерживаясь философской интерпретации смысложизненной концепции современного человека, проф. Н.Г. Багдасарьян задает вопрос: «Безудержный рост человеческих желаний» - это трагичная судьба человечества, несущегося на «стреле
времени» к неизбежному концу? И можно ли на этот процесс влиять посредством «фактора сознания»? [2].
В условиях кризиса антропоцентрических начал обозначился вызов культуры как нормативно-ценностной системы, упорядочивающей жизнь человеческих сообществ, в которых рассогласование между рациональным и моральным, о котором мы уже писали, «проявляется в тотальной деконструкции постмодернистского дискурса» [6].
Достаточно минутного размышления, чтобы убедиться в том, что гармоничное вхождение в мир требует от человека принятия базовых ценностей (Добро, Любовь, Общение, Сотрудничество, Счастье, Достоинство, Труд, Отечество), следования моральным принципам, определяющим «отказ от использования порочных средств под предлогом, что они служат достижению благой цели» (Д. Гудинг, Дж. Леннокс), в противном случае возникает критическая ситуация, вероятно, наилучшим названием которой может служить термин «кризис аксиологических абсолютов».
«В кризисные периоды человеческой истории, - пишет проф. А.В. Кирьякова, - всегда повышается значимость философии в связи с ее способностью охватывать ценностно-смысловые изменения человека, целостность человеческого существования» [5].
Размышляя о педагогическом решении проблемы формирования философско-культурологического мировоззрения школьников, необходимо уточнить, что, собственно, подразумевается под мировоззрением и философско-культурологическим мировоззрением в частности, насколько формирование именно этого типа мировоззрения является актуальной задачей в новом культурном контексте общественного развития?
В области исследования феномена мировоззрения широко распространена разделяемая и нами точка зрения, согласно которой, мировоззрение - сложное явление, связанное с социальной, биологической, общественной, индивидуальной, духовной и чувственно-предметной сторонами жизнедеятельности человека.
Известный философ и логик Людвиг Витгенштейн указывает, что «ориентируя сознание человека в системе общественных отношений, мировоззрение в перманентно-динамичном «потоке идей» ещё и задаёт совокупность исходных ценностей и установок [3].
В современной философской науке под философско-культурологическим мировоззрением понимается:
- система и совокупность идей, в которых сосредоточены источники человеческого развития (Л.А. Микешина);
- интегральная совокупность продуктов трансцендентального мышления, т.е. мышления, которое объединяет в единое целое не только объекты мысли, но ещё и представление о самом способе его построения (В.С. Степин);
- духовная система, развивающаяся путём самовоспроизводства своего смыслового содержания, представляющая собой «живое знание», определяющееся способностью конституировать инвариантные духовные структуры (Р.М. Ганиев).
Анализ трактовок философско-культурологического мировоззрения показывает, что аксиологическая наука априорно привносит мысль о ценности как его сущностной основе.
Проблема ценностей в культуре была предметом размышления многих известных философов, поскольку ценности, являясь важнейшим элементом культуры, сопровождают человечество на всем протяжении его истории. Свой вклад в исследование аксиологической проблематики внесла оренбургская школа «Аксиология образования», в частности, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.В. Кирьякова; доктора педагогических наук И.Д. Белоновская, Н.А. Каргапольцева, Г.А. Мелекесов, Т.А. Ольховая, В.Д. Повзун, Н.С. Сахарова, В.Л. Темкина, Н.В. Янкина и др.
Ситуация ценностной дезадаптации детей и подростков, вынужденных мигрировать в условиях многовариантного и подвижного мира, не имея в своем жизненном багаже основу в виде философско-культурологического мировоззрения, обращает нас к разработанной проф. А.В. Кирьяковой теории ориентации личности в мире ценностей. «Ценностные ориентации,
пишет А.В. Кирьякова, - сложные образования, вбирающие в себя разные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, формы взаимодействия внутреннего и внешнего для личности, специфические формы осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего, будущего, а также сущности своего собственного «Я» [5].
Развитые ценностные ориентации - это признак зрелости личности, показатель меры её адаптированности к жизни в социуме, а общество тяготеющее к стабильности, нуждается в личности с формированной моральной ответственностью. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает развитие таких качеств в ребенке как верность определённым принципам и жизненным идеалам, цельность и системность взглядов и убеждений, обеспечивая «стержень, общую линию, некую ось, которая уравновешивает его поступки, поведение, деятельность, отклоняющиеся в ту или иную сторону от общего стержня, линии, направленности» [5].
Мы не раз задавались вопросом: «Почему идеи А.В. Кирьяковой, разработанная ею теория столь притягательны для педагогов-практиков?». Потому что она не только глубоко раскрывает содержательный аспект ориентации личности на социально значимые ценности, выявляет закономерности, внутренние и внешние детерминанты данного процесса, обнаруживает логику становления ценностных ориентиров личности, но и предлагает теоретически точно выстроенную модель, опираясь на которую педагоги могут создавать педагогическую реальность, осуществляя подготовку школьников к самостоятельной мировоззренческой ориентации в меняющемся мире, учить школьников понимать окружающий мир, постигать свои внутренние состояния, утверждать ценностную позицию, иными словами формировать философско-культурологическое мировоззрение, без которого невозможно преодоление кризиса аксиологических абсолютов. От того, какие ценности будут сформированы сегодня, зависят культурные перспективы нашего общества.
Литература
1. Абсава, Н.Д. Где задержался человек? // Перспективы человека в глобализирующемся. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - 217 с.
2. Багдасарьян, Н.Г. Глобальное пространство культуры: разрывы современности в тенденциях и парадоксах // Культурологический журнал. - 2011. - №3(5). - С. 6.
3. Витгенштейн, Л. Человек и мыслитель. - М.: Прогресс, 1993. - 340 с.
4. Ганиев, Р.М. Архитектоника философско-культурологического мировоззрения: методологический аспект теоретико-множественного представления.. .дис. д-ра философ. наук., 09.00.01, утв. 15.07.2005. - Уфа, - 322 с.
5. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: монография. - М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 318 с.
6. Козловски, П. Культура постмодерна. - М.: Республика, 1997. - 240 с.