Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 29-32.
УДК 371.3 ББК 74.3
формирование фасилитационной среды как основного условия развития одарённой личности
Ш. А. Байжанова
КГУ «Школа-интернат для одарённых детей "Озат"» Управления образования акимата Костанайской области,
Костанай, Республика Казахстан
Реформы, произошедшие в иностранной и отечественной системе образования за последние десятилетия, их сфокусированность на гуманистической, толерантной и развивающей образовательной среде, имеет значение для формирования фасилитационной среды, направленной на развитие одарённой личности. В областной школе-интернате для одарённых детей «Озат» (Костанай, Республика Казахстан) важным аспектом процесса обучения и развития одарённых учащихся является идентификация стратегии фасилитации, развитие компетенции педагогов, учащихся и их родителей.
Ключевые слова: контент обучения, управленческий ансамбль, исследовательская практика, релевантная информация, векторное моделирование образовательной среды, гетерогенные группы.
В своём выступлении перед молодёжью «Казахстан на пути к обществу знаний» глава Казахстана Н. А. Назарбаев осветил масштабные вопросы продвижения республики к новому будущему, ключевые направления и проблемы интеллектуального развития нации, коренной модернизации всей сферы образования. Главная задача, стоящая перед республикой,— сделать Казахстан сильной и процветающей страной, занимающей высокие места в мире по конкурентоспособности, экономическому и технологическому развитию, качеству жизни граждан. Это научно выверенный политический курс, который последовательно и успешно реализуется на практике. Именно в этом видится миссия молодёжи в будущем и её ответственность перед предыдущими поколениями.
В новом постиндустриальном мире, в котором правит триада «образование — наука — инновации», базовый акцент ставится на развитии стремления к знаниям, постановке очень важных задач для системы образования Казахстана. Одним из ключевых положений современного образования является тезис о том, что молодые казахстанцы должны стать профессионалами, востребованными в любом уголке земного шара и способными обеспечить Казахстану в XXI в. развитие успеха и благополучия. Необходимо «не просто выжить в новых условиях изменяющегося мира, но и продолжить своё развитие, укрепляя прежние достижения, расширяя свои возможности...» [1].
Мир не стоит на месте, в ведущих странах уже началась смена парадигмы «образование = обуче-
ние» на парадигму «образование = становление». Такая смена парадигмы в развитых странах способствовала началу процесса перехода к феноменальной модели школы. Особенно актуально это звучит в отношении школ для одарённых детей.
Проблема одарённости, несмотря на давний срок всестороннего исследования, всегда остаётся на пике своей актуальности. Это объясняется прежде всего её неисчерпаемостью. Одни аспекты развития рассматривались лет 50 назад, именно на тот момент они были наиболее значимы. Многие постулаты, которые дошли до нашего времени, и по сей день являются значимыми. Исходя из реалий нынешнего времени можно отметить, что когда затрагиваются вопросы развития одарённости, особенно в школьной образовательной среде, мы имеем дело прежде всего с теми проблемами, которые год от года обновляются. Безусловно, что-то решается, но тут же возникают новые проблемы и вопросы.
Ещё 20 веков назад великие создатели системы воспитания и образования — пайдейи — рассматривали образование и воспитание как формообразование человека через овладение культурой, универсальным знанием и добродетелями, составляющими сущность бытия. А без потребности в познании конечной цели не достичь, познания нет без пути исследования [2]. Как отмечает А. И. Савенков, выделяется несколько категорий детей, которых обычно называют одарёнными (дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта, с высоким уровнем творческих способностей, достигшие успехов
в каких-либо областях деятельности, хорошо обучающиеся в школе) [3]. Интеллектуально-творческий потенциал одарённых детей может служить своего рода педагогическим ориентиром. Именно поэтому одарённым детям в большей степени свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Такие дети не терпят ограничения на свои исследования, и это свойство на всех возрастных этапах продолжает оставаться их важнейшей отличительной чертой.
Задача школы на современном этапе развития в условиях модернизации — закладывать интеллектуальный фундамент для обучения в течение всей жизни.
В этом отношении показателен опыт ЮНЕСКО, которая придаёт первостепенное значение решению задач, связанных с повышением качества образования в течение всей жизни. Сильный импульс их решению был дан авторитетной Международной комиссией по образованию для XXI в. (1996 г.) под председательством Жака Делора, доклад которого «Образование — сокрытое сокровище» трактует образование на протяжении всей жизни как основывающееся на четырёх столпах:
— «учиться знать» означает подтверждение того, что учащиеся изо дня в день наращивают свои знания, сочетая местные и «внешние» элементы;
— «учиться делать» означает акцент на практическом применении полученных знаний;
— «учиться жить вместе» касается важнейших навыков, необходимых для жизни, в которой нет дискриминации и все располагают равными возможностями для саморазвития, а также для развития своих семей и общин;
— «учиться быть» означает акцент на тех навыках, которые необходимы человеку для всестороннего развития своего потенциала [4].
Материалы исследования. С опорой на методологический аспект исследований и была сформирована образовательная среда областной школы-интерната для одарённых детей (ШОД) «Озат». Каждый учащийся становится субъектом собственного развития путём обучения его способам добывания и переработки информации в процессе самостоятельной исследовательской практики. С этой целью в практику вводится новая личностно-деятельностная парадигма, выстраивается соответствующая инновационная методология, новый контент обучения, обеспечи-
вается целевая подготовка нового поколения учащихся и педагогов. И всё это направлено на развитие интеллектуальной, академической, творческой, социальной одарённости учащихся.
Американский учёный Крис Аргирис заметил: «Невозможно усовершенствовать человека без его участия. Дверь к усовершенствованию заперта изнутри». С этого и стартовала работа по созданию обновлённой образовательной среды в ШОД «Озат».
В основе деятельности управленческого ансамбля заложены прежде всего когерентность, целенаправленное проектирование, корпоративный стиль, методологическая компетентность. Релевантная информация, полученная в ходе комплексного анализа, способствует определению оценки валидности и направлена на формирование системно-структурного подхода, повышение эффективности учебного и воспитательного процесса, инициации инноваций, что становится залогом успеха всей системы управления в школе.
С точки зрения теории познания, нужно не столько учить, сколько учиться, не столько смотреть, сколько видеть, не столько знать, сколько узнавать, не столько слушать, сколько слышать. Это наиважнейший принцип, который заложен в теории познания, поэтому проектная природа развития одарённой личности ничем практически не отличается от той целеполагающей установки, которая принята во всём научном мире. На этапе экстраполяции, когда мы анализируем результаты наблюдений, даём экспертную оценку, дальнейшая коррекционная деятельность направлена на формирование пайдоцентризма. 10-15 лет назад об этом явлении только начали говорить, а сегодня можно отметить, что мы активные участники этого события. Проектирование направлено на изменение пространственно-предметного содержания всей учебной образовательной среды школы для одарённых детей «Озат». Этот процесс происходит на фоне личностного саморазвития, где немаловажную роль играет качество социальных отношений.
С 2011/12 учебного года в основе образовательного пространства мы заложили векторное моделирование образовательной среды. Целесообразность этого решения очевидна, поскольку школа для одарённых детей имеет отличительную особенность: мы начинаем обучение с восьмого класса, и 75 % наших учащихся — это учащиеся из сельской местности. В первые
Формирование фасилитационной среды как основного условия развития одарённой личности
31
полгода обучения налицо наличие гетерогенных групп, которые характеризуют неодинаковый уровень подготовки. Более двух месяцев у вновь прибывших учащихся отводится на адаптационный период, многие их которых впервые оказались в городской среде, поэтому для нас очень важно, чтобы личностное развитие максимально совпало с образовательной траекторией развития каждого ребёнка. Таким образом, активность и свобода личности способствуют самоопределению будущего гражданина.
Алгоритм векторного моделирования не является чем-то новым, в основе определён генерационный аспект, который предполагает доступ к ресурсам, представление интересов всех участников образовательного процесса. Это возможно только при наличии релевантной информации, эффективности учебного процесса, внедрения инноваций и проявления креативности. Именно таким образом строится особый системно-структурный подход управленческой деятельности школы для одарённых детей.
результаты исследования и их обсуждение. В рамках галереи творчества в нашей школе действуют арт-студия, шахматный кружок, театральная, вокальная и хореографическая студии, занятия в которых ведут профессиональные мастера из областной филармонии, русского и казахского драматических театров. Мы создали информационный портал, где размещены, помимо расписания учебных занятий и занятий лич-ностно-ориентированного компонента, рекомендации психолога на различные жизненные ситуации, представлена галерея творчества великих художников, начиная с XVI в., освещается тематика предметных недель, даётся синхронный блиц-курс изучения казахского, русского и английского языков на основе философии и устного народного творчества. Всё это дало основания для открытия собственной веб-студии, которая занимается созданием научно-популярных фильмов с участием самих учащихся и учителей, вёрсткой, оформлением дизайна школьной газеты «Мы тут!». В летние месяцы 2013 г. группа ребят 9-10-х классов прошла обучение на курсах режиссёров-операторов. В программу обучения были включены занятия по психологии, развивающему ораторскому мастерству, спецпредмет «Искусство телеоператора». Практические занятия проходили на базе областного телеканала. 12 человек, прошедших отборочный тур, были приглашены для обучения на курсах монтажёров.
В школе обучение ведётся на русском, казахском и английском языках. Помимо обязательного иностранного языка английского ребятам предоставляется возможность дополнительно изучать немецкий и французский языки.
Высокая активность всех форм деятельности, глубокая мотивация педагогического процесса, возможности детей, заложенные природой, творческая устремлённость всего коллектива — всё это направлено на достижение генеральной цели, в основе которой — принципы и критерии гуманистической педагогики ШОД «Озат»:
1) развивающее обучение;
2) стратегия ускорения и обогащения;
3) интегративное мышление;
4) лонгэтюдное наблюдение;
5) таксономия.
С точки зрения стратегического партнёрства мы сотрудничаем со всеми высшими учебными заведениями, находящимися на территории областного центра: Костанайским государственным педагогическим институтом, Костанайским государственным университетом им. А. Байтур-сынова, филиалом Челябинского государственного университета. У нас 13 научных консультантов. В свете данной концепции каждый учащийся школы для одарённых детей является субъектом собственного развития, сам определяет программу становления своей личности с учётом умственных, физических, психических, социальных и других возможностей. Целостность процесса становления личности учащегося в ШОД «Озат» на личностно-ориентированной основе обеспечивается созданием и развитием в школе гуманистической парадигмы.
Концепция гуманизации образования ШОД «Озат» рассматривает в качестве цели образования самоактуализацию личности, предполагающую свободный личностный выбор собственного жизненного пути, достижение внутренней гармонии, реализацию всех способностей и талантов.
Сущность данной методологии заключается в идее способности каждого одарённого ребёнка к конструктивному раскрытию личностного потенциала и здоровому саморазвитию при условии создания (со стороны педагогов) активной образовательной среды, помогающих отношений и иных компонентов процесса фасилитации [5].
Таким образом, развитие одарённой личности в условиях школы-интерната для одарённых детей «Озат» базируется на принципах деятельно-
сти, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества. Конечным результатом предусматривается воспитание творче-
ски активной, социально зрелой личности с максимально развитыми личностными способностями, определившейся в своих целях и смысле жизни.
Список литературы
1. Назарбаев, Н. А. На пути к обществу знаний / Н. А. Назарбаев // Казахст. правда. 2012. 8 сент. 3 с.
2. Лебедев, С. А. Введение в историю и философию науки / С. А. Лебедев. М. : Акад. проект, 2005.
3. Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А. И. Савенков // Исследоват. работа школьников. 2004. № 1. С. 22-32.
4. Образование — сокрытое сокровище : докл. Междунар. комиссии по образованию для XXI в., представл. ЮНЕСКО. ЮНЕСКО, 1996.
5. Димухаметов, Р. С. Образование взрослых: социально-фасилитационный подход в системе повышения квалификации педагогических кадров / Р. С. Димухаметов, Н. П. Димухаметова. Челябинск : Наука, 2011.
Сведения об авторе
Байжанова Шолпан Амантаевна — директор областной специализированной школы-интерната для одарённых детей «Озат», г. Костанай, Республика Казахстан. baizhanovasholpan@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 13 (342). Education and Healthcare. Issue 4. P. 29-32.
formation of fasilitative environment as a basic condition of the development of gifted individuals
Sh. A. Baizhanova
Director of the Regional Specialized Boarding School for Talented Children "Ozat", Kostanai, Republic of Kazakhstan.
baizhanovasholpan@mail. ru
Reforms that have taken place in foreign and domestic education system over the last decade, their focus on humanistic, tolerant and develop educational environment is important for the formation of fasilitatsive environment aimed at developing gifted person. The regional school — boarding school for gifted children "Ozat" an important aspect of the learning process and the development of gifted students is to identify strategies facilitation, development of competence of teachers, students and their parents.
Keywords: content of learning, management ensemble, research practice, relevant information , vector modeling of the educational environment, heterogeneous groups.
References
1. Nazarbaev, N. A. Na puti k obthestvu znaniyj [Towards a knowledge society] / N. A. Nazarbaev // Kazakhstan. pravda. 2012. 8 sent. 3 s.
2. Lebedev, S. A. Vvedenie v istoriyu i filosofiyu nauki [Introduction to the history and philosophy of science] / S. A. Lebedev. M. : Akad. proekt, 2005.
3. Savenkov, A. I. Issledovateljskoe obuchenie i proektirovanie v sovremennom obrazovanii [Research training and design in modern education] / A. I. Savenkov // Issled. rabota shkoljnikov. 2004. № 1. S. 22-32.
4. Obrazovanie — sokrihtoe sokrovithe [Learning: the treasure] : doklad Mezhdunar. komissii po obra-zovaniyu dlya XXI veka, predstavlennihyj YuNESKO. YuNESKO, 1996.
5. Dimukhametov, R. S. Obrazovanie vzroslihkh: socialjno-fasilitacionnihyj podkhod v sisteme povihsh-eniya kvalifikacii pedagogicheskikh kadrov [Adult Education: A Socio-fasilitative approach in the training of pedagogical staff] / R. S. Dimukhametov, N. P. Dimukhametova. Chelyabinsk : Nauka, 2011.