4. Pyizhikov A. V. Reformirovanie sistemyi obrazovaniya v SSSR v period "ottepeli" (1953-1964 g.) [Reform of the education system in the USSR during the "thaw" (1953-1964)]// Voprosyi istorii - Questions of history. 2004, № 9, pp. 95-104.
5. Moskovskiy komsomolets. 1956. 27 May.
6. The center of documentation of public organizations of Sverdlovsk region (CDPOSR). F. 61. Inv. 14. File. 387. Sh. 175.
7. CDPOSR. F. 61. Inv. 16.File. 30. L. 7.
8. Den mira - Day of peace. Publishment "Izvestie". M. 1962. P. 73.
9. Gvardeets truda - Guardman of labor. 1960. 2 fevralya.
10. The documentation center of the newest history of the Orenburg region. F. 1697. Inv. 10. File. 6. Sh. 15.
11. The Russian archive of socio-political history. F. 556. Inv. 21. File. 300. Sh. 107.
12. United archive of Chelyabinsk region. F. 485. Inv. 1. File. 3180. Sh. 75.
13. [The decree of December 14, 1963 N 1411 "about improving the employment of teenagers". Available at: http://base. consultant.ru
14. Oral memories of V. F. Matusiak, written by the author in 2015.
УДК 314.117(=512.1):39(477.75)
Г. И. Макаренко
Формирование этноса крымчаков как отражение исторически сложившегося полиэтничного пространства Крымского полуострова
Среди малочисленных народов России одним из самых уникальных является исчезающий этнос Крыма - крымчаки. Феномен исторического развития и выживания этого этноса в условиях перманентного нахождения в подавляющем меньшинстве среди других народов, представляющих совершенно различные социально-культурные общества и цивилизации, является предметом изучения историков, социологов, политологов многие годы, но до конца так и не обобщен.
В материале проводится исторический анализ появления и формирования в Крыму одного из коренных народов - специфической и исчезающей малой этнической группы крымчаков. На основе исторических фактов высказываются предположения о причинах абсолютно нетипичного сочетания у крымчаков религиозного учения иудаизма с социальными, культурными и этногенетическими элементами тюркоязычных народов. Кроме того, исследуются особенности интеграции еврейского населения в многонациональную и многоконфессиональную среду Крыма.
Among the indigenous peoples of Russia one of the most unique is the endangered ethnic group of the Crimea -the Krymchaks. The phenomenon of the historical development and survival of this ethnic group in conditions of permanent stay in the vast minority among other peoples of very different socio-cultural society and civilization, is the subject of study of historians, sociologists, and political scientists for many years, but until the end and not generalized.
The material presents a historical analysis of the emergence and formation in the Crimea, one of the indigenous peoples - specific and small disappearing ethnic groups of Krymchaks. On the basis of historical facts the assumptions about the causes is an atypical combination of Krymchaks religious teachings of Judaism with social, cultural and ethno-genetic elements of the Turkic-speaking peoples. In addition, examines the features of integration of the Jewish population in a multicultural and multireligious environment of the Crimea.
Ключевые слова: Крым; крымчаки; еврейская миграция на Крымский полуостров; иудаизм; формирование этноса.
Keywords: Crimea; Krymchaks; Jewish migration to the Crimean Peninsula; Judaism; the formation of the ethnic group.
Согласно последней переписи населения Крыма, проведенной в 2014 г., едва ли не самым малочисленным оказался один из коренных народов полуострова - крымчаки, которых официальная статистика выявила всего 228 человек [1]. Если же учесть, что таковым он является и в рамках всей России, то общественный интерес видится к нему вполне естественным. Более того, повышенное внимание к этой этнической группе имеет и сугубо научное обоснование, поскольку включает в себя множество факторов, которые отражают важнейшие исторические этапы заселения Крыма и характеризуют существенные стороны социально-культурных контактов народов региона - их межэтнические и межконфессиональные отношения.
© Макаренко Г. И., 2016
Термин «крымчаки» впервые появился в официальных документах России только в 1859 г. [2] Одно из известных определений принадлежит советскому крымчакскому просветителю И. С. Кая: «Крымчаки - это особая группа евреев, которая издавна живет на Крымском полуострове и в значительной мере приняла татарскую культуру» [3].
Изучением различных аспектов - языка, этногенеза, культуры крымчаков - занимались многие ученые с царских времен и до наших дней. В частности, в научных кругах наиболее известными являются труды С. М. Дубнова, С. С. Заболотнего, И. Б. Котлера, И. В. Ачкинази, М. Б. Ки-зилова. Однако, по мнению самих же ученых, в истории крымчаков имеется множество нюансов их деятельности, которые могут иметь разностороннее толкование, что и предполагает широкое поле исследования.
И здесь как достоверный источник сведений необходимо отметить Государственный архив Республики Крым. В частности, в нем автором изучены материалы Таврической ученой архивной комиссии (ТУАК), которая была одной из губернских ученых архивных комиссий России, действовавших в конце XIX - начале ХХ в, и которая занималась собиранием, изучением и сохранением исторических сведений и материалов из истории региона и населявших его народов. Среди 57 томов работ ТУАК, конечно же, нашлись исторические сведения и о еврейских общинах.
Возвращаясь же непосредственно к крымчакам, отмечу, что уже само их происхождение является предметом споров. Еще в XIX в. российский антрополог С. А. Вайсенберг указывал, что оно теряется в глубине веков. В 1920-х гг. тюрколог академик А. Н. Самойлович на основе изучения лексики крымчаков говорил об их принадлежности к хазарской культуре, а исследования групп крови, проведенные С. С. Заболотным, вывели на гипотезу о том, что они вовсе не относятся к семитским народам [4].
Однако и работы этих ученых, склоняющихся к доминированию тюркских корней крымчаков, и уж тем более труды иных деятелей науки не отрицают одного безусловного факта - наличия еврейской составляющей этого народа. Поэтому все разногласия сводятся либо к определению изначальных корней, либо к определению сколько-нибудь точных долей тюркской и еврейской крови крымчаков. Примечательно, что и среди представителей данного малого этноса единого мнения на этот счет не существует. Однако, думается, не случайно различные СМИ еврейских общественных организаций рассматривают крымчаков безоговорочно одною из ветвей народа Израиля.
Появление предков нынешних крымчаков в Крыму относится историками к разным периодам, но увязывается с появлением на полуострове именно евреев. Общепризнанным фактом является наличие их во 11-1 вв. до н. э. в греческих поселениях. Об этом есть точные свидетельства захоронений с соответствующей символикой, а также документы об освобождении иудеев-рабов их же хозяевами-евреями. То есть, очевидно, именно вместе с греками или к грекам и прибыли первые евреи Крыма.
В первые века нашей эры колонизация полуострова неизменно сопровождалась и еврейской колонизацией с расширением числа соответствующих общин и их членов в новых и старых поселениях. Во всяком случае, число документальных свидетельств об этом резко возрастает. Так, имеются свидетельства о выселении евреев в Крым римским императором Адрианом после подавления одного из восстаний. А относительно указанных выше выкупленных рабов есть данные и о том, что вполне приемлемой нормой было включение в еврейские общины тех из них, которые хоть и не являлись иудеями по крови, но принимали иудаизм в качестве вероисповедания (так называемые «себоменой»). Происходили такие случаи под постоянным контролем членов общин за обязательным посещением бывшими рабами синагоги и за проведением ими многочисленных ритуалов и обрядов [5].
Данные факты, полагаю, могут свидетельствовать о том, что, во-первых, иудеи Крыма изначально не были замкнутым народом, могли и находили возможности межэтнического диалога с представителями других этносов и даже, вполне возможно, допускали кровосмешение (с принявшими иудаизм), а, во-вторых, высоко чтили свои религиозные ценности, которые стремились расширить в регионе. Неудивительно, что ареал еврейских общин расширялся по побережью Крыма от Пантикапея до Херсонеса.
Совсем мало информации о еврейских общинах Крыма в период господства в большей части Крыма гуннов, разрушивших Боспорское царство примерно в 370-х гг. Однако в период с VI в., когда почти на весь Крым распространилось влияние Византии, они вновь упоминаются как влиятельные персоналии в вопросах торговли и общественной жизни (к примеру, неким византийским хронографом Феофаном) [6].
Период же с середины VII до середины IX в. вовсе можно считать одним из самых успешных в древней истории евреев Крыма. В это время Византия удерживала под своим контролем лишь от-42
дельные районы юго-запада полуострова с центром своего владычества в Херсонесе, а остальные территории уступила под напором Хазарскому каганату. Хазары, не будучи евреями по крови, тем не менее в конце VIII - начале IX в. окончательно оформили иудаизм в качестве основной государственной религии. Какова в этом была роль евреев Крыма, историки однозначного ответа не дают, но логично предположить, что и они свою роль в том сыграли. При этом снова можно допустить, что при наличии общей религии, ценность которой совершенно очевидно возвышалась евреями, вероятность смешанных браков между евреями и хазарами должна была существенно возрасти. При этом необходимо отметить, что тюркское происхождение хазар не оспаривается. То есть вполне можно предположить, что как раз хазарский период истории крымских евреев и мог стать если не определяющим, то весьма влиятельным в том, чтобы исследователи XIX-XX вв. определяли в крови их потомков (крымчаков) значительную долю тюркского происхождения.
Кроме того, характеризуя успехи еврейской общины Крыма, в социальном аспекте немаловажно указать, что именно в тот период жесткого противостояния в Крыму Хазарского каганата с Византией на территории последней систематически отмечались всплески еврейских гонений. В частности, в истории остались такие факты 843 г., 873-874 гг. и 943 г. [7] В результате их, как предполагается, часть византийских евреев в поисках спасения перебралась именно в Крым с его максимально благоприятными условиями и вероисповедания, и жизни (в смысле не только климата, но и занятий предпринимательской деятельностью). То есть еврейские общины региона неизбежно должны были принимать в свой круг новых членов, смешиваясь с ними. Примечательно, что, по сведениям Таврической ученой архивной комиссии, именно тогда, примерно в 909 г., в Кафе (нынешней Феодосии) была построена одна из самых древних из всех известных на территории бывшего Советского Союза синагог [8]. Кроме того, крупные общины евреев остались в истории подтвержденными документально также в Солхате (Старый Крым), Сугдее (Судаке), Мангупе.
С середины IX в. хазары стали объектом активного вмешательства славян, а победы киевского князя Святослава в 964-969 гг. и вовсе положили конец самостоятельности хазарского государства. Однако Крым не стал зоной постоянного внимания киевских князей, и основной влиятельной силой в регионе еще некоторое время оставалась Византия.
Примерно с 1239 г. в истории Крыма начался монголо-татарский этап - в регион пришла Золотая Орда. Вне ее власти оказались лишь горные районы и южное побережье, которые ориентировочно с 1266 г. стали осваивать генуэзцы. Появилось и христианское княжество Феодоро. И тут стоит констатировать, что еврейские общины блестяще сумели адаптироваться даже к столь резким политическим изменениям.
Так, генуэзцы, ориентированные на развитие торговли, запрещали какие-либо ущемления евреев, и обе стороны быстро нашли в том обоюдную выгоду [9]. Этому процветанию был положен конец только османским вторжением в Крым в 1475 г., в результате которого генуэзские города-колонии прекратили свое существование.
Что еще важнее, не было ксенофобии и со стороны татарских правителей. При этом стоит отметить гибкость самих евреев в установлении деловых отношений с крымским ханом. К примеру, один из них, купец Хозя Кокос, в 1472-86 гг. был посредником в переговорах между московским князем Иваном III и крымским ханом Менгли-Гиреем. Степень влияния этого персонажа на политические процессы не является предметом исследования, но любопытно отметить, что часть переписки велась на древнееврейском языке [10]. И уже из этого эпизода можно предположить, что само присутствие евреев в ближнем кругу хана как минимум не считалось чем-то из ряда вон выходящим. Очевидно, что и в иных, например, торговых, отношениях другие представители еврейской общины могли находиться в тесном сотрудничестве с влиятельными вельможами крымско-татарских властей. Известно, что евреи-торговцы имели разрешения от хана - так называемые ярлыки (грамоты). К примеру, архивные материалы ТУАК, опубликованные в «Известиях Таврической ученой архивной комиссии» в томе 55 в 1918 г., представляют два ханских ярлыка, выданных евреям-крымчакам Карасубазара. Один из них был утвержден Селямет Гирей ханом и датирован 1595 г., а второй - Селим Гирей Хан Бин Каплан Гирей ханом в 1742 г. Ярлыки содержат информацию об освобождении от податей и повинностей сразу нескольких поименно названных иудеев-раввинистов (крымчаков). Выдавались они подданным крымского хана за исполнение государственных обязанностей либо за оказанные услуги, причем могли передаваться по наследству, но подлежали обновлению в случае прихода к власти нового хана [11].
Взаимодействие строилось и в специфических отраслях торговли. Так, с XV в. широко известны случаи, когда богатые крымские евреи выкупали у татар иных евреев, захваченных во время военных походов на Великое княжество Литовское и Речь Посполитую. Продолжалась и невоенная миграция евреев в Крым из тех же указанных выше государств, в том числе в связи с
43
гонениями, а также из Малой Азии, Италии, Испании, с Кавказа [12]. К слову, фамилии нынешних крымчаков (Бакши, Демарджи, Ламброзо, Абрабен, Лурье, Лехно, Ханбули, Гурджи) полностью подтверждают указанную широкую географию их происхождения.
Особый нюанс жизни крымских евреев связан с появлением на полуострове караимов (предположительно вместе с татарами в XIII в.). Предполагается, что они тоже являются евреями, только проповедующими особое религиозное вероучение - караимизм - также иудаизм, но основанный на Ветхом Завете, без признания Талмуда. С этого времени евреи, признающие Талмуд, стали называться евреями-раббанитами. Но именно появление караимов, также полагавших себя сынами Израиля, стало отправной точкой в расколе еврейской общественности Крыма в зависимости от религиозных предпочтений. (Впрочем, весомые материальные аспекты раскол этот получит только в российский период Крыма в XVIII в., будет связан с гражданскими ограничениями и налогами и не входит в предмет рассмотрения данного материала.) При этом в составе Крымского ханства караимы и евреи-раббаниты прекрасно сосуществовали рядом друг с другом по соседству, ограничиваясь теологическими спорами. Следует указать, что тогда в понимании подавляющего большинства населения полуострова - татар - крымчаки и караимы вообще отличались лишь прической - тем, что одни носили пейсы, а другие нет, но и тех и других татары полагали именно евреями. В произношении на татарском языке различие это выразилось вообще лишь парой букв. Действительно же существенным стоит признать тот фактор, что начиная с периода появления караимов вновь прибывающие в Крым евреи примыкали либо к общине караимов, либо к евреям-раббанитам, и впоследствии это оказало серьезное влияние на обе общины, как духовно и финансово, так и сугубо генетически.
Возвращаясь же непосредственно к крымчакам, следует указать, что многие историки справедливо отмечают, что столетия татарского владычества в Крыму вольно или невольно должны были вести к ассимиляции евреев, поскольку те находились в явном меньшинстве. Потому совершенно неудивительно, что доминирование татар определило и общественную ориентацию евреев. Уже к концу XIII в. стали меняться их язык и быт, впоследствии появились новые обычаи, в том числе частично или полностью перенятые у окружающего мусульманского населения. Та же Библия была переведена с иврита на сформировавшийся новый язык - крым-чакский. Упадок внешней торговли неизбежно привел к замене ее ремеслами и земледелием [13]. Словом, процессы изменений общества в полной мере касались евреев вместе с другими национальными меньшинствами.
Таким образом, к моменту прихода в Крым Российской империи во второй половине XVIII в. тюркоязычная еврейская община полуострова уже имела давнюю и богатую историю. Более того, эту часть евреев должно считать исконным населением Крыма, поскольку за столетия своей жизни и деятельности в регионе она не только научилась выживать, но и сохранила национальные особенности и, что самое важное, несет в себе многовековые традиции, выработанные в соседстве с другими народами, что является материалом для дальнейшего исследования.
Примечания
1. Фонд развития национальных и федеративных отношений «Сближение». URL: http://fond-sblizhenie.ru/nacionalnyj-sostav-naseleniya-po-itogam-perepisi-naseleniya-krymskogo-federalnogo-okruga-2014/
2. Кизилов М. Б. Яхудилер Кырымча: крымские раббаниты-крымчаки. URL: http://www.berkovich-zametki. com/Nomer39/Kizilov1.htm
3. Кая И. С. По поводу одной крымчакской рукописи // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. 1927. № 1(58). С. 100.
4. Заболотный С. С. Кровяные группы у караимов и крымчаков // Бюллетени постоянной комиссии. Изучение кровяных группировок при медицинской секции Харьковского научного товарищества. Харьков, 1928. С. 10-12.
5. Электронная еврейская энциклопедия. URL: http://www.eleven.co.il/article/12248
6. Ейльман Л. С. Миграционные процессы евреев-ашкеназов. URL: http://club.berkovich-zametki.com/ ?p=19776
7. Еврейская конфедерация Украины. Крымчаки. Электронный ресурс: URL: http://www.jewukr.org/ content/index. php/2012-01-30-00-22-39/318-2012-01-30-00-18-50
8. Гидалевич А. Я. По поводу отрывков двух свитков Пятикнижия из Феодосийской еврейской синагоги // Известия ТУАК. 1899. № 30. С. 85.
9. Телушкин Р. И. Ашкеназы и Сефарды. Идиш и Ладино. Караимы. Крымчаки. URL: http://lirmann.io. ua/s210684/ashkenazy_i_sefardy._idish_i_ladino.karaimy.krymchaki
10. Информпространство: электрон. газета. URL: http://www.informprostranstvo.ru/N160_2011/ istoriya.html
11. Гидалевич А. Я. Два ханские ярлыка, принадлежащие общине евреев-крымчаков в Карасубазаре // Известия ИТУАК. 1918. № 55. С. 175-176.
12. Кизилов М. Б. Крымчаки: современное состояние общины. URL: http://library.eajc.org/page70/ news13498
13. Всеукраинский союз еврейских общественных организаций «Объединенная Еврейская Община Украины». URL: http://ujew.com.ua/istoriya-kryma
Notes
1. The Fund of the development of national and federative relations "Convergence". Available at: http://fond-sblizhenie.ru/nacionalnyj-sostav-naseleniya-po-itogam-perepisi-naseleniya-krymskogo-federalnogo-okruga-2014/
2. Kizilov M. B. YAhudiler Kyrymcha: krymskie rabbanity-krymchaki [Yahudiler Kyrymcha: the Crimean rabbanite-Crymchaks]. Available at: http://www.berkovich-zametki.com/Nomer39/Kizilov1.htm
3. Kaya I. S. Po povodu odnoj krymchakskoj rukopisi [About one krymchak manuscripts] // Izvestiya Tavricheskogo obshchestva istorii, arheologii i ehtnografii - News of the Tauride society of history, archaeology and Ethnography. 1927, No. 1(58), p. 100.
4. Zabolotniy S. S. Krovyanye gruppy u karaimov i krymchakov [Blood groups of the Karaims and Krymchaks] // Byulleteni postoyannoj komissii. Izuchenie krovyanyh gruppirovok pri medicinskoj sekcii Har'kovskogo nauchnogo tovarishchestva - Bulletins of the standing Committee. The study of blood groups in the medical section of the Kharkov scientific society. Kharkov. 1928. Pp. 10-12.
5. Electronic Jewish encyclopedia. Available at: http://www.eleven.co.il/article/12248
6. Eilman L. S. Migracionnye processy evreev-ashkenazov [Migration of Ashkenazi Jews]. Available at: http://club.berkovich-zametki.com/?p=19776
7. Evrejskaya konfederaciya Ukrainy. Krymchaki - The Jewish Confederation of Ukraine. Krymchaks. Electronic resource. Available at: http://www.jewukr.org/content/index.php/2012-01-30-00-22-39/318-2012-01-30-00-18-50
8. Gidalevich, A. Y. Po povodu otryvkov dvuh svitkov Pyatiknizhiya iz Feodosijskoj evrejskoj sinagogi [About the passages of the two scrolls of the Pentateuch from Feodosia Jewish synagogues] // Izvestiya TUAK - News of Tauride Scientific Archive Comission. 1899, No. 30, p. 85.
9. Telushkin R. I. Ashkenazy i Sefardy. Idish i Ladino. Karaimy. Krymchaki [Ashkenazi and Sephardi. Yiddish and Ladino. Karaims. Krymchaks]. Available at: http://lirmann.io.ua/s210684/ashkenazy_i_sefardy._idish_i_ladino. karaimy.krymchaki
10. Ua: electron. newspaper. Available at: http://www.informprostranstvo.ru/N160_2011/istoriya.html
11. Gidalevich A. Ya. Dva hanskie yarlyka, prinadlezhashchie obshchine evreev-krymchakov v Karasubazare [Two Khan's labels owned by the community of Jews-Krymchaks in Karasubazar] // Izvestiya ITUAK - News of Tauride Scientific Archive Comission. 1918, No. 55, pp. 175-176.
12. B. M. Kizilov Krymchaki: sovremennoe sostoyanie obshchiny [The Krymchaks: current state of the community]. Available at: http://library.eajc.org/page70/news13498
13. All-Ukrainian Union of Jewish public organizations "United Jewish Community of Ukraine." Available at: http://ujew.com.ua/istoriya-kryma