МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья
УДК 371.314.6:745/749(=511.43) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-3-1
Формирование этнокультурной компетенции будущих педагогов в процессе проектно-творческой деятельности на основе изучения орнаментов коренных народов Югры
Ольга Юрьевна Муллер Наталья Александровна Ротова 2
1 Сургутский государственный университет, Сургут, Россия
2 Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия 1 [email protected]://orcid.org/0000-0002-8938-5386
[email protected], https://orcid.org/0000-0001-9792-7889
Аннотация. В работе исследуется актуальная проблема формирования этнокультурной компетенции будущих педагогов. Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать оригинальную трехэтапную методику проектно-творческой деятельности на основе изучения орнаментов коренных народов Югры как условие формирования этнокультурной компетенции будущих педагогов. Методологическим основанием является компетентностный подход, метод проектного обучения, главная область применения которых - развитие самостоятельности, креативности, инициативности обучающихся через организацию собственной творческой деятельности. Практическая значимость исследования состоит в том, что рассмотрены этапы проектно-творческой деятельности и формируемая этнокультурная компетенция будущих педагогов. В ходе эксперимента реализован творческий проект, выполнение которого предполагало знакомство с традиционными орнаментами хантов и манси, выполнение заданий по их расшифровке и трактовке, самостоятельную творческую работу, использование орнаментов обских угров в практической деятельности для украшения предметов быта. Экспертная и независимая оценки в ходе опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность примененной методики.
Ключевые слова: этнокультурная компетенция, проект, творческая деятельность, метод проектного обучения, коренные народы Югры, орнамент, педагог
Шифр специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования.
Для цитирования: Муллер О. Ю., Ротова Н. А. Формирование этнокультурной компетенции будущих педагогов в процессе проектно-творческой деятельности на основе изучения орнаментов коренных народов Югры // Северный регион: наука, образование, культура. 2024. Т. 25, № 3. С. 11-23. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-3-1.
Original article
Formation of ethnocultural competence of future teachers in the process of project-creative activities based on the ornaments study of the indigenous peoples of Yugra
Olga Yu. Muller Natalya A. Rotova 2
1 Surgut State University, Surgut, Russia
2 Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia
1 olga [email protected] https://orcid.org/0000-0002-8938-5386 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9792-7889
Abstract. The paper examines the current problem of forming the ethnocultural competence of future teachers. The purpose of the study is to substantiate and test the original three-stage methodology of project-
creative activity, based on the study of ornaments of the indigenous peoples of Yugra, as a condition for forming the ethnocultural competence of future teachers. The methodological basis includes the competence approach, the method of project-based learning, the main area of application of which is the development of independence, creativity, and initiative of students through the organization of their own creative activity. The practical significance of the study lies in the fact that the stages of project-creative activity and the formed ethnocultural competence of future teachers are considered. During the experiment, a creative project was carried out, which involved familiarization with traditional ornaments of the Khanty and Mansi, completing tasks on their deciphering and interpretation, independent creative work, and the use of Ob-Ugrian ornaments in practical activities to decorate household items. Expert and independent assessments during the experimental work confirmed the effectiveness of the applied methodology.
Keywords: ethnocultural competence, project, creative activity, project-based learning method, indigenous peoples of Yugra, ornament, teacher
Code: 5.8.7. Methodology and Technology of Professional Education.
For citation: Muller O. Yu., Rotova N. A. Formation of ethnocultural competence of future teachers in the process of project-creative activities based on the ornaments study of the indigenous peoples of Yugra. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2024;25(3):11-23. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-3-1.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена признанием отечественным научно-педагогическим сообществом важности проблем, связанных с межкультурным общением в образовательном процессе, одним из решений которых является формирование этнокультурных компетенций будущих педагогов в процессе проектно-творческой деятельности.
Этнокультурная компетенция рассматривается как умение ориентироваться в ситуациях межкультурного общения с учетом этнокультурного опыта, что является базовой компетенцией в условиях культурного многообразия. Так, популярность получила модель освоения чужой культуры М. Бенне-та (Bennett M.), предполагающая последовательное преодоление ряда «этноцентристских» этапов со свойственными каждому из них культурными стереотипами [1]. Справедливо мнение С. Ю. Петряковой и И. М. Долговой, отмечающих, что для иностранного студента преподаватель является учителем и воспитателем, поэтому проблема толерантности здесь является важной как никогда [2]. Следовательно, формирование этнокультурных компетенций связано с процессом подготовки будущих педагогов.
При рассмотрении понятия компетенции авторы статьи руководствовались представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования трактовкой этого понятия как способ-
ности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, как результат, который является необходимым требованием при подготовке.
Применен компетентностный подход с его характерными особенностями (с опорой на мнение И. А. Зимней [3]), выделены основные положения методики, которые необходимо соблюдать при организации процесса формирования этнокультурной компетенции будущих педагогов в проектно-творческой деятельности при изучении орнаментов коренных народов Югры:
1. Понятие компетенции необходимо рассматривать с учетом содержания обучения, которое подлежит усвоению, а именно: овладение этнокультурной компетенцией требует от будущих педагогов освоения этнокультурного опыта, специфика которого состоит в том, что овладевает им каждая личность, а накапливает и распространяет его весь этнос, а это понятие отражает национальное своеобразие этнической общности. Основой формирования этнокультурного опыта является механизм трансситуативного научения [4]. Вопрос освоения этнокультурного опыта будущими педагогами первостепенен, как и вопрос освоения родного языка, результаты совместной жизнедеятельности представителей одной этнической общности, отражение национального своеобразия.
2. В процессе овладения компетенцией важно учитывать личностные качества, обеспечивающие продуктивность деятельности, что является причиной такого методического средства формируемой компетенции, как про-ектно-творческая деятельность на основе изучения орнаментов коренных народов Югры, предполагающая создание в результате проекта нового продукта, реализацию собственных творческих способностей, а также развитие познавательных умений обобщать, анализировать уже имеющийся накопленный опыт.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и эмпирические (анкетирование, проекты, кейс-задания). Методологическую основу составили научные положения о понятии компетенции и компетентност-ном подходе, метод проектного обучения.
Теоретическое обоснование исследования представлено в трудах отечественных исследователей, в которых проанализированы различные аспекты понятия компетенции и компетентностного подхода (И. А. Зимняя, А. В. Хуторской), методика проектного обу-
чения (Е. С. Полат, Н. В. Матяш) рассмотрена на примере дизайн-проекта, представленного разными по уровню сложности и содержанию проектными заданиями.
В проведенном эксперименте применен метод экспертных и независимых оценок, осуществленный представителями коренных народов Югры, носителями традиций этноса.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Учитывая понятие компетенции и выделенные характерные особенности компе-тентностного подхода применительно к организации проектно-творческой деятельности на основе изучения орнаментов коренных народов Югры, важно представлять структуру этнокультурной компетенции [5]. Авторы С. А. Мартиросян и Г. К. Овруцкая включают в понятие «этнокультурная компетенция» такие элементы, как знаниевый, социальный, деятельностный и рефлексивный, обусловленные социальными факторами, ценностным отношением к этнокультурному опыту, способности к самооценке (рис. 1). Таким образом, формируется целостная картина мира на основе необходимых для жизни в этносо-циуме умений социальных отношений.
Рис. 1. Структура этнокультурной компетенции
Примечание. Составлено авторами на основании данных, полученных в исследовании С. А. Мартиросян и Г. К. Овруцкой [1].
Значима дефиниция понятия «орнамент» как особого вида изобразительного искус-
ства, отражающего глубокое духовное начало, ритм времени, бытовые сюжеты, тради-
ции, обряды разных эпох и народов [6, с. 6]. Орнамент отличается своей техникой, базируемой на строгой математической логике, в соответствии с которой происходит построение композиции орнамента. С точки зрения педагогического процесса, работа с орнаментом (изучение, анализ) должна происходить с особым вниманием как к содержанию орнамента (смысл), так и построению (технике) [6]. Следует помнить, что орнамент - один из древнейших видов искусства, развивавшегося задолго до появления письменности. Часто только в орнаменте древние народы могли зафиксировать свое мировоззрение, зашифровать его и передать потомкам, поэтому изучение орнаментов - своего рода дешифровка философии их авторов, а с точки зрения педагогики - действенный способ освоения определенной культуры, эффективная практика по освоению этнокультурного опыта коренных народов Югры. Такая практика включает в себя изучение смыслов изображений на орнаментах, а также всех его элементов (мотив, раппорт, типы и композиционные схемы построения орнаментов, зависимость от материала, ритма и стиля) [6, с. 13]. Именно в орнаментах обских угров отражены их традиционные верования, особенности быта, труда, бережного отношения к природе.
Творческое изучение будущими педагогами орнаментов народов Югры в процессе создания собственных изображений для украшения предметов быта должно ориентировать на постижение и эмоциональное восприятие богатства красоты души народов своей страны, учить видеть и ценить красоту и особенности родного края.
Обские угры - обобщающее этническое имя, относимое к родственным по языку (финно-угорской группы) народам Сибири: хантам, манси и венграм (мадьярам). Исторический ареал обитания обских угров ограничен в основном Уралом и Западной Сибирью; в разные времена ханты и мансы обитали на Южном Урале и на Северном Урале, что сформировало выраженный «таежный» характер их традиционной культуры. Просторы, труднодоступность мест, суровый
климат, большая рассредоточенность в расселении стали причинами того, что военное дело не приобрело особого значения, а также сильная зависимость от традиционных промыслов сделала традиционную культуру этих народов преимущественно матриархальной [7, с. 47]. В их религии преобладали пережитки тотемизма и анимизм. Этнологические и антропологические исследования показывают, что в древности обские угры жили не родами, а расширенными семьями и территориальными общинами, объединенными родственными связями [7, с. 47-48].
Изучение культуры народов Югры было и является одним из ведущих направлений отечественной этнографии, однако, несмотря на множество проведенных исследований, сведения о этой обских уграх до сих пор не систематизированы - исключением можно считать монографию З. П. Соколовой «Ханты и манси: взгляд из XXI века», опубликованную в 2009 г. [7].
История обских угров известна с древних времен: упоминания о них встречаются еще в V в. н. э.; сама финно-угорская группа сформировалась в VI-V тыс. до н. э., а выделение обских угров происходило примерно в XIV-XII вв. до н. э. [7, с. 63]. Их традиционная культура в полной мере сохранила реликтовые элементы, отраженные в том числе в орнаментах. Например, к ним можно отнести изображения барана, сюжеты «свернувшегося зверя», фратриально-космогони-ческую символику (олицетворяемую орлом и медведем), архаическую космологическую символику (Солнечная система, медведь, лось). Исследователь обских угров В. Н. Чернецов упоминал о следующих наиболее важных тотемах предков хантов и манси: медведь, лось, заяц, гусь и орел (т. е. типичная таежная фауна). Ханты и манси особенно почитали медведя, существовал культ коня [7, с. 48]. Также они почитали бобра, тетерева, лося, духа-кузнеца и своих предков. Были распространены мифы о птице Гаруде (или небесном Карсе - элемент индоиранской культуры) и мировом дереве, мотивы борьбы Солнечной птицы, Небесного всадника (персонификация Солнца) с медведем или лосем, борьбы
духов-предков с духами Нижнего мира (водяными животными), о предке-лягушке фратрии (мось). На медвежьих праздниках пелись «птичьи песни».
На орнаментах древней утвари обских угров встречаются изображения лыж, мотивы лося, водоплавающих птиц, головы куньих, солярные знаки, изображения изгородей и заколов для охоты и рыбной ловли [7, с. 62]. Существовали человекообразные идолы, изображения змеи, роговые молоты с головой животного. На наскальных рисунках встречается множество солярных символов и знаков, изображений магических действий при обрядах, сцены охоты, загороди, засеки, заколы и запоры. Однако наиболее характерны для хантов и манси геометрические ленточные орнаменты. Журавль использовался как «южный» мотив (лира, распространенный музыкальный инструмент, напоминал по форме журавля) [7, с. 502]. На арфах изображались головы животных и людей.
В целом орнаменты хантов и манси имеют много общего, различия определяются наличием или отсутствием отдельных видов рисунка или частотой, с которой их можно встретить. Наиболее распространен орнамент с изображением животных (в основном стилизованным). Изображений с религиозным смыслом сравнительно немного; с ними часто связаны мотивы птиц (обычно символизируют душу).
Особенно богата орнаментация обских угров на одежде и изделиях из бересты. Одной из ее отличительных особенностей является мозаика. Для орнаментов хантов характерна диахромность, сочетание белого и темного тонов (что определялось цветом естественного материала). У них же встречается «зигзагово-треугольная бордюрная структура узоров» и орнитоморфные узоры [7, с. 509]. Пример орнамента хантов приведен на рис. 2.
Рис. 2. Берестяной орнаментированный туес хантов
Примечание. Составлено по материалам источника [7].
На рис. 2 заметен «криволинейный» орнамент. Распространенными являются и крестообразные узоры. У северных хантов встречается узор «щучьи зубы», у южных хантов -изображения лиственницы и ветвей берез,
стилизованные изображения человека. Среди узоров с сюжетом у хантов популярны такие, как «заброшенное селение» и «медведь, стоящий на звездах».
В орнаменте манси часто преобладает всего несколько цветов (хотя известно, что в языке манси есть названия более 60 цветов, причем, среди них много описательных терминов, таких, как «цвет высохших листьев березы») [8, с. 5]. В орнаменте из меха обычно используется темный и светлый цвета; в изделиях из ткани цветов больше - среди них преобладают темные оттенки красного, синего и зеленого, а также белый.
Цвет всегда имел для человека сильное символическое значение: белый цвет - добро, удача, благополучие; черный цвет - болезни, страх; красный - тепло, солнце; желтый -мудрость; голубой - небо; зеленый - весна, юность; оранжевый - любовь, коричневый -земля. Яркие красочные орнаменты олицетворяют животных, природные явления и жилище.
Орнаменты манси можно классифицировать следующим образом:
- линейного типа (простота, прямолинейность, строгая симметрия относительно фона и узора, геометрические фигуры);
- орнаменты-розетки (в их основе обычно лежит квадрат, на основе которого из квадратов и прямоугольников строится сложный рисунок) [8, с. 4].
В более поздних орнаментах (XVI[-XVШ вв.) чаще встречаются кресты.
В качестве основы для орнаментов обычно берутся «полоски», каждая из которых имеет свое название, например, «волны» или «плывущие утята». Также используются «розетки», такие как «кедровая шишка» или «изображение медведя». Большинство названий основ для орнаментов манси имеет природные мотивы. Каждый из элементов орнамента - своеобразный знак, понимая значение которого, можно «прочесть» рисунок и некоторую информацию о владельце вещи, имеющей орнамент.
Высокое значение в орнаментации и передаче информации, как уже говорилось, имеют материалы. Обские угры наносили орнамент в основном на изделиях из бересты, меха, кожи (обычно рыб) и ткани, что повышало художественную ценность вещей. Так, на ровдугу узор наносили корич-
невой краской темных или светлых тонов; краску получали из березовой коры, отвара ольхи или природной охры. Также для получения краски использовали кровь оленя, смешанную с лиственничным настоем коры [8, с. 8]. Орнаменты на изделиях из меха обычно выполнялись из двух цветов - темного и белого. Орнаменты на металле у обских угров встречаются сравнительно редко: практически весь известный им металл был привозным материалом [9, с. 4].
Апробация оригинальной трехэтапной методики формирования этнокультурной компетенции будущих педагогов проходила в рамках изучения дисциплин «Основы проектной деятельности», «Технология развития творческих способностей» и «Методика обучения изобразительному искусству в школе» в Сургутском государственном университете (СурГУ) и Сургутском государственном педагогическом университете (СурГПУ). В программу кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования СурГУ и кафедры теории и методики дошкольного и начального образования СурГПУ входит изучение живописи, производственного обучения, макетирования и моделирования, дизайна интерьера, ландшафтного дизайна, батика, оформление выставок, компьютерная графика, проведение мастер-классов по использованию нетрадиционных техник в декоративном рисовании для формирования композиционного мышления. В связи с этим по итогам освоения дисциплин целесообразна реализация творческого проекта, направленного на формирование этнокультурных компетенций будущих педагогов на основе изучения орнаментов коренных народов Югры.
Авторами статьи выделены следующие компоненты этнокультурной компетенции: мотивационный, когнитивный и деятель-ностный. Мотивационный компонент определяется ценностно-смысловым отношением к традиционной культуре в процессе проектной деятельности, а также к будущей профессии в целом. Когнитивный компонент определяется стремлением к самореализации, самостоятельностью мышления, овла-
дением студентами знаний о традиционной культуре и орнаментах, о проектной деятельности. Деятельностный компонент можно связать с ожидаемыми результатами исследования, выраженными в способности студентов разбираться в орнаментах обских угров и использовать соответствующие знания для командной работы в условиях проектной деятельности, умении решать задачи в процессе творческой деятельности, реализации личностного потенциала, способности к рефлексии и анализу процесса и результата проектной деятельности.
В соответствии с выделенными структурными компонентами определен план выполнения творческого проекта:
1. Мотивационный (в условиях разработки проектов необходимо заинтересовать обу-
чающихся ханты-мансийской традиционной культурой и орнаментами).
2. Когнитивный (выполнение кейс-заданий, в ходе которых студенты проверят свои знания о традиционной культуре и орнаментах в условиях проектной деятельности).
3. Деятельностный (разработка студентами собственного орнамента).
Для обучения студентов основам орнаментации хантов и манси предоставлена необходимая литература с изображениями орнаментов, каждый из которых имеет название и расшифровку. Книга П. Е. Шеш-кина и И. Д. Шабалиной «Мансийские орнаменты» [8] рекомендована в качестве материала для расшифровки. Изучение символики орнаментов осуществлялось по принципу от простого к сложному (рис. 3).
Рис. 3. Примеры простых мансийских орнаментов с названиями на мансийском и русском языках
Примечание. Составлено по материалам источника [8].
После завершения обучающего этапа студентам предлагалось выполнить кейс-задания. Каждое задание сопровождалось фотографическим материалом с определенными орнаментами, нанесенными на различные предметы хантов и манси. Студенту предстояло правильно или как можно точнее определить значение каждого орнамента, а также высказать свою точку зрения по поводу контекста: пофантазировать насчет того, как и кем использовалась та или иная вещь, насколько она древняя (как правило,
более простые орнаменты характерны для более древних этапов истории обских угров), кем был ее владелец и чем занимался. При этом допускается неточный, но близкий к точному ответ, что будет учитываться при оценке результатов по десяти балльной шкале, где «0» - полное несоответствие с действительностью, «10» - максимально совпадающий с действительностью ответ с описанием контекста. Это позволило оценить уровень знаний студентов о культуре
хантов и манси, а вместе с тем - уровень готовности к эффективному межкультурному общению. Всего предусмотрено 10 кейс-заданий, которые располагаются по принципу «от простого к сложному» (т. е. в первых заданиях преобладали более простые
орнаменты-полоски на более знакомых и понятных предметах).
В качестве примера можно привести следующий кейс, предполагающий расшифровку орнаментов на двух изображениях с описанием контекста (рис. 4).
Рис. 4. Пример изображений с орнаментами для кейса:
а - санквылтап; б - кисы Примечание. Составлено по материалам источника [8].
Согласно рис. 4а, орнамент, нанесенный на левую сторону санквылтапа (струнного музыкального инструмента), означает оленьи рога (или красивые рога), согласно рис. 4б, орнамент в верхней части на кисах - сидящего соболя.
Заключительным этапом являлась разработка студентами собственного орнамента для его практического использования. При этом в рамках творческого проекта возможно использование компьютерных технологий, метода творческих и проблемных задач. К сложным проблемным отнесены задачи, направленные на формирование умения находить оригинальное композиционное решение, создание декоративной композиции с учетом особенностей орнаментов народов Югры и стилизацией для украшения предметов быта [10].
Важным условием развития художественного творчества будущих педагогов является разнообразие применяемых при изобразительной, декоративной, дизайнер-
ской деятельности художественных материалов и техник. Это могут быть и нетрадиционные техники рисования, подразумевающие уверенную демонстрацию умения самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения декоративного замысла художественный материал. Педагогически значимо грамотное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с будущими педагогами. Так, при выполнении декоративной композиции «Древо жизни» на первом этапе создания замысла вместе работала группа студентов, а остальные могли выполнять индивидуальные работы, что способствовало реализации дифференцированного подхода, учета индивидуальных особенностей.
Для стимулирования у студентов интереса к овладению накопленным этнокультурным опытом коренных народов Югры целесообразно применять метод проектов. Метод проектов, как педагогическая технология, предполагающая совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов,
имеет следующие признаки: характер доминирующей деятельности (исследовательская, поисковая, творческая, прикладная); предметно-содержательная область (монопроект, межпредметный проект); координация проекта (непосредственная либо скрытая, что характерно для телекоммуникационных проектов). Для усиления заинтересованности рекомендовано предложить студентам на выбор проекты, отличавшиеся: видами деятельности -создание творческих работ (игрушки, книги, украшения, макеты и др.); подготовкой и проведением мероприятий (спектакли, показы мод, концерты и др.); проведение исследований; количество участников, которое определяется исходя из коллективной или индивидуальной деятельности, когда продукты индивидуальной деятельности могут быть объединены в коллективный продукт - выставки моделей, коллажей, макетов и др. Результатом проектной деятельности могли быть самопрезентующиеся продукты, такие как тематическая выставка декоративных работ (скульптуры, мозаики, витражи, игрушки, макеты зданий, городской инфраструктуры), оформленная в виде экспозиции, так и спектакль, для создания которого помимо актеров задействованы создатели костюмов, оформители, изготовители афиш и др.
Если предполагался дизайн-проект, то его цель - разработка дизайна рекламы определенного продукта, желательно близкого к традициям обских угров (например, травяного чая, кваса, лодки, деревянной мебели или др.) в стилистике хантов или манси. Эффективный проект должен был позиционировать продукт так, как будто его создали и рекламировали ханты или манси много веков назад, что обязательно требовало грамотного использования их орнаментов с обоснованием выбора символики с названиями (рекомендуется опираться на книгу «Мансийские орнаменты» П. Е. Шешкина и И. Д. Шабалиной) [8]. Также возможно создание студентами поделки в традиционном стиле с использованием орнаментов хантов или манси: это может быть небольшая лодочка из дерева, туес, корзинка или др. Допустимо использование уже имевшегося
в распоряжении предмета, подходившего под культуру обских угров, и его оформление (роспись) орнаментом с обоснованием выбранной символики.
Таким образом, методика предполагала последовательное выполнение трех этапов (в соответствии с компонентами этнокультурной компетенции): на первом этапе (мо-тивационном) в условиях разработки проектов требуется заинтересовать обучающихся ханты-мансийской традиционной культурой и орнаментами, что требовало ознакомления с содержанием этнокультурного опыта. Выполнение этапа подразумевало самостоятельную работу с заранее предоставленной литературой, примеры которой приведены в списке использованных источников. На втором этапе (когнитивном) выполнялись кейс-задания, в ходе которых студенты проверили свои знания о традиционной культуре и орнаментах, о проектной деятельности. На третьем этапе (деятельностном) предполагалась проектная работа, по оценке результатов которой в итоге определена сформированность этнокультурной компетенции на основе изучения орнаментов коренных народов Югры.
Оценка эффективности работы студентов потребовала привлечения культуролога, этнолога или музеолога, компетентных в вопросах, касающихся традиционной культуры хантов и мансов, и желательно являющегося представителем одного из этих народов. Экспертный подход в данном случае необходим для оценки глубины знаний студентов, а также для определения того, насколько точными и корректными были результаты их работы по расшифровке и интерпретации орнаментов.
Для оценки результатов творческой проектной работы студентов необходим оригинальный подход, предполагавший привлечение независимого представителя народов хантов или манси, по возможности сохраняющего традиционный образ жизни, и хорошо разбирающегося в своей культуре. Такого человека способен найти приглашенный эксперт по культуре хантов и манси. Применение данного подхода авторы сочли важным не только для получения независимой
объективной оценки, но и в целях создания необходимых условий для реального межкультурного общения с представителем народов, орнаменты которых изучали студенты, для включения социального фактора, без которого исследование в полной мере бы не состоялось. Приглашенный эксперт проанализировал и оценил работу каждого по десяти балльной шкале.
В ходе эксперимента 10 студентами выполнены 10 кейс-заданий, получены результаты их творческой работы. Среди последних пять работ предоставлено в виде дизайн-проектов (компьютерные изображения), три проекта - в виде самостоятельных поделок с орнаментами, две работы - в виде готовых поделок, оформленных студентами. Дизайн-проекты представляли собой оформление рекламы продукции разного вида: травяной чай, квас, деревянная лодка, удочка и традиционные музыкальные инструменты. Самостоятельные поделки - деревянная ложка, туес и корзинка, выполненные из бересты;
все поделки изготовлены под руководством мастера по рукоделию, приглашенного для эксперимента. Два студента расписывали уже готовые предметы - это старый деревянный стол и старый шкаф (результаты их работы предоставлены в виде фотоматериалов). Композиционные умения, которые должны сформироваться у студентов при разработке дизайн-проекта, - не только умение составить декоративную композицию из элементов орнаментов коренных народов Югры, но и сохранить смысловую нагрузку декоративной работы, соблюсти принцип утилитарности декоративно-прикладного искусства.
Для оценки результатов выполнения первого задания приглашен научный сотрудник музея. Результаты, полученные экспертной оценкой в соответствии с десяти балльной шкалой, переведены в средние арифметические значения по 10 студентам, и представлены на рис. 5.
Рис. 5. Результаты выполнения кейс-заданий (в баллах, среднее арифметическое по заданиям)
Примечание. Составлено авторами на основании данных, полученных в исследовании.
По результатам исследования, студенты в целом эффективно справились с кейс-заданиями: среднее арифметическое значение по итогам выполнения всех заданий составило 8,39, что фактически соответствует оценке «отлично». На графике видно, что с большинством заданий, особенно относившихся к более простым (первая половина заданий),
студенты справились без особых проблем, хотя имели место некоторые неточности, в целом несущественные. При выполнении более сложных заданий неточностей было больше, однако эксперт тоже счел их достаточно несущественными. Все это позволило утверждать о наличии у студентов достаточ-
ного объема знаний, необходимых для базовой работы с орнаментами хантов и манси, составляющих важную часть культуры последних. Наличие этих знаний показало успешную работу с мотивационным и когнитивным компонентами этнокультурной компетенции.
12 -
Значимы результаты оценки работы студентов представителем народа манси, являющегося сотрудником музея (рис. 6). В его должностные обязанности входило изучение проблем коренных народов и участие в выполнении задачи по сохранению их культурного наследия.
10
10
10
10
10
10
10
10
3 4 5 6 7 8
■ Субъективная оценка ■ Объективная оценка
10
10
9
9
9
9
9
9
9
9
8
8
8
8
7
6
4
2
0
1
2
9
Рис. 6. Результаты оценки творческой работы студентов представителем народа манси (в баллах) Примечания: 1. Оранжевым обозначена субъективная оценка (соотнесенная с 10-балльной оценочной шкалой), синим - объективная оценка, обозначенная по предоставленному бланку в соответствии с 10-балльной оценочной шкалой; цифры на графике соответствуют работам студентов в порядке,
обозначенном выше при описании их работ. 2. Составлено авторами на основании данных, полученных в исследовании.
Ряд недочетов, выявленных в исследовании, обусловлен в основном техническими сложностями, связанными с нанесением орнамента на предметы сложной формы (например, стол), что требует достаточного опыта и мастерства. Специфические знания о предметах быта манси и особенностях их орнаментации в соответствии с традициями доступны лишь представителям коренного народа, занимающимся определенным трудом (например, рыбалкой), и очень редко -ученым-исследователям, поэтому подобные недочеты в данном случае несущественны, учитывая, что исследование не предусматривало полного изучения культуры манси.
Во внимание также следует принять высокую объективную оценку, поставленную всем
участникам представителем народа манси, подметившим как оптимальные для современной молодежи знания орнаментации, символики и традиционной культуры манси, так и их творческие способности, выраженные не только в умении работать с помощью компьютерных технологий, но и в умении заниматься рукоделием, традиционной работой, искусствами. Поскольку социальное одобрение является важным компонентом в успешной коммуникации (готовность студентов взаимодействовать с представителем другой культуры), можно констатировать эффективность применения выбранного подхода к оценке сформированности этнокультурной компетенции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный теоретический и методический анализ научной литературы по теме исследования позволил уточнить содержание понятия этнокультурной компетенции как умения ориентироваться в ситуациях межкультурного общения с учетом этнокультурного опыта в условиях культурного многообразия, теоретически обосновать использование проектно-творческой деятельности на основе изучения орнаментов коренных народов Югры в качестве методического средства для эффективного формирования этнокультурной компетенции будущих педагогов. В ходе исследования апробированы центральные положения методики проектно-творческой деятельности на основе изучения орнаментов коренных народов Югры для формирования этнокультурной компетенции будущих педагогов:
1. Содержание обучения, которое подлежит усвоению при формировании этнокультурной компетенции, должно основываться на освоении будущими педагогами этнокультурного опыта в процессе изучения орнаментов коренных народов Югры.
2. В качестве методического средства формируемой компетенции необходимо при-
менять проектно-творческую деятельность, при организации которой требуется учитывать личностные качества обучающихся, обеспечивающие продуктивность деятельности и предполагающую создание нового продукта, реализацию собственных творческих способностей, а также развитие познавательных умений обобщать, анализировать уже имеющийся накопленный опыт.
Результаты исследования подтвердили сформированность у будущих педагогов этнокультурной компетенции, выраженной в наличии у них достаточных знаний и умений, необходимых для взаимодействия с представителями другой культуры (манси и хантов). Использованная методика формирования этнокультурной компетенции будущих педагогов в процессе проектно-творческой деятельности на основе изучения орнаментов коренных народов Югры и выбранные подходы к оценке результатов позволили сделать вывод об эффективности использования методики в аналогичной работе, связанной с решением задач межкультурного взаимодействия. В дальнейшем целесообразно совершенствование методики путем включения в нее приемов изучения языка другой культуры.
Список источников
1. Мартиросян С. А., Овруцкая Г. К. Становление 1. гражданского общества в контексте диалога культур // Инженерный вестник Дона. 2014. № 3.
С. 64.
2. Петрякова С. Ю., Долгова И. М. Проблемы 2. обучения иностранных студентов в вузе.
С. 42-44. URL: http://lib.ugsha.ru:8080/bitstream/ 123456789/25469/1/2021-02-42-44.pdf (дата обращения: 25.05.2024). 3.
3. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012.
№ 6. С. 2-10. 4.
4. Этнопсихологический словарь / под ред.
B. Г. Крысько. М. : Моск. психол.-социал. ин., 1999. 342 с. 5.
5. Грицко А. А. Этнокультурная компетенция в системе компетенций практического психолога образования // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2010. № 4-1. 6.
C. 162-167.
6. Степанова А. П. Теория орнамента. Ростов н/Д. : 7. Феникс, 2011. 149 с.
References
Martirosian S. A., Ovrutskaia G. K. Stanovlenie grazhdanskogo obshchestva v kontekste dialoga kultur. Inzhenernyi vestnik Dona. 2014;(3):64. (In Russ.).
Petriakova S. Yu., Dolgova I. M. Problemy obucheniia inostrannykh studentov v vuze. P. 42-44. URL: http://lib.ugsha.ru:8080/bitstream/123456789/25469/1/ 2021-02-42-44.pdf (accessed: 25.05.2024). (In Russ.). Zimniaya I. A. Kompetentsiya i kompetentnost v kontekste kompetentnostnogo podkhoda v obra-zovanii. Foreign Languages at School. 2012;(6):2-10. (In Russ.).
Etnopsikhologicheskii slovar. V. G. Krysko (Ed.). Moscow: Mosk. psikhol.-sotsial. in.; 1999. 342 p. (In Russ.).
Gritsko A. A. Etnokulturnaya kompetentsiya v sisteme kompetentsii prakticheskogo psikhologa obrazovaniia. Intellektualnyi potentsial XXI veka: stupenipoznaniya. 2010;(4-1):162-167. (In Russ.). Stepanova A. P. Teoriya ornamenta. Rostov-on-Don: Feniks; 2011. 149 p. (In Russ.). Sokolova Z. P. Khanty i mansi: vzgliad iz XXI veka. Moscow: Nauka; 2009. 755 p. (In Russ.).
7. Соколова З. П. Ханты и манси : взгляд из XXI века. М. : Наука, 2009. 755 с.
8. Шешкин П. Е., Шабалина А. Д. Мансийские орнаменты. СПб. : Просвещение, 1993. 88 с.
9. Бауло А. В. Атрибутика и миф: металл в обрядах обских угров. Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2004. 158 с.
10. Чупахина А. Э. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. ст. IX Междунар. науч.-практич. конф., 15 января 2018 г., г. Пенза. В 4 ч. Ч. 4. Пенза : Наука и Просвещение, 2018. С. 100-102.
Информация об авторах
О. Ю. Муллер - кандидат педагогических наук, доцент.
Н. А. Ротова - кандидат педагогических наук, доцент.
8. Sheshkin P. E., Shabalina A. D. Mansiiskie orna-menty. Saint Petersburg: Prosveshchenie; 1993. 88 p. (In Russ.).
9. Baulo A. V. Atributika i mif: metall v obriadakh obskikh ugrov. Novosibirsk: Izd-vo In-ta arkheologii i etnografii SO RAN; 2004. 158 p. (In Russ.).
10. Chupakhina A. E. Pedagogicheskie usloviia razvitiia tvorcheskikh sposobnostei mladshikh shkolnikov vo vneurochnoi deiatelnosti po izobrazitelnomu iskusstvu. In: proceedings of the 9th International scientific and practical conference "Fundamental-nye i prikladnye nauchnye issledovaniia: aktualnye voprosy, dostizheniia i innovatsif, January 15, 2018, Penza. In 4 Pts. Pt. 4. Penza: Nauka i Prosveshchenie; 2018. p. 100-102. (In Russ.).
About the authors
O. Yu. Muller - Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor.
N. A. Rotova - Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor.