ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ
©2(ш Османов Х.А., Абакаргаджиева П.Р.,
Муртазалиева М.К., Магомедов А.Г.
Дагестанский государственный педагогический университет
Обсуждается проблема современного естественнонаучного образования и формирования научной картины мира в связи с введением новых государственных образовательных стандартов. Показан особый вклад химического образования в решение этой проблемы.
The authors of the article discuss the problem of the modern natural science education and forming the scientific picture of the world in connection with the introduction of new state educational standards. They show the special contribution of the chemical education to the solution of this problem.
Ключевые слова: химическое образование, науки о природе,
человеческая культура, гуманизация, гуманитаризация, культурная среда, научная картина мира, окружающая среда, биосфера.
Keywords: chemical education, natural sciences, human culture, humanization, humanitarization, cultural environment, scientific picture of the world, environment, the biosphere.
Человек как биосоциальное существо занимает особое положение в структурной организации материального мира, изучением которого занимаются науки о природе - физика, химия, биология, астрономия, география и некоторые другие. Наука - это сфера исследовательской деятельности людей, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, мышлении и систематизацию уже имеющихся знаний, и представляет собой составную часть общечеловеческой культуры. Если говорить о культуре в целом, то ее можно разделить на две большие части -естественнонаучную и художественно-гуманитарную, представляющие собой две могучие ветви единой человеческой культуры, и, как показывает опыт человечества, методы одной из них могут быть использованы в другой. Так, вероятностные методы естествознания оказались одинаково применимы как для описания поведения ансамбля частиц, так и группы людей. В свою очередь, понятие этики пришло в естествознание из гуманитарных дисциплин [2].
В настоящее время, время бурного развития науки и техники, а также технических катастроф и клонирования человека, возникла настоятельная необходимость сближения этих двух культур. Важным шагом в этом направлении выступает разработка такой системы образования, которая способствовала бы сведению к минимуму разногласий и недопонимания между представителями естественнонаучной и художественно-гуманитарной ветвей человеческой культуры. При этом весьма важной видится проблема гуманизации, которая порождает новую парадигму образования, называемую
гуманистической, потому что особое внимание в ней уделяется рассмотрению отношений между людьми. Во главу угла же ставятся жизнь и здоровье людей, их успешная жизнедеятельность.
Едва ли не главная роль в решении проблемы гуманизации образования принадлежит культуре, при этом культура рассматривается в самом широком смысле слова: это и наука, и техника, и искусство, и образование - словом, все то, что создано умом и руками человека.
Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же нужна для его духовной, нравственной жизни.
Общая культура личности представляет собой комплекс широких и разнообразных знаний и представлений о научной и художественной картине мира, общества и человека в соединении с культурообразным мировоззрением, системой общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и приоритетов, эстетических взглядов, способностью к логическому и эмоционально-образному освоению реальной и исторической действительности.
Реализация данной парадигмы образования обеспечивается, прежде всего, содержанием образования. Понять жизнь природы и место человека в ней помогают предметы естественнонаучного цикла.
Естественнонаучное образование призвано дать учащимся основы наук и сформировать научную картину мира, которая возникла в результате синтеза и обобщения научных понятий. Формирование ее предполагает прежде всего воспитание у учащейся молодежи бережного отношения к окружающей природе.
Социальная значимость проблем охраны окружающей среды обусловила усиление непрерывного экологического образования не только в нашей стране, но и во всем мире, о чем свидетельствует разработка в конце XX века Международной программы по образованию в области окружающей среды.
Возросшие возможности человека по отношению к природе привели к необратимым последствиям, и сейчас первостепенное значение приобретают природоохранное образование и просвещение, цель которых состоит в том, чтобы привить молодым людям знания и навыки разумного обращения с природой и бережного отношения к самим себе, к собственному здоровью.
Поэтому необходимо с детского возраста воспитывать у человека чувство личной ответственности за окружающий нас мир и состояние своего здоровья. В этом направлении, безусловно, принимаются меры, разрабатываются программы экологической подготовки учащихся, студентов, всего населения. Это стало нашей общенациональной проблемой [3].
Экологическое воспитание подрастающего поколения способствует формированию естественнонаучной картины мира и во многом зависит от профессиональной подготовки будущего учителя. Одним из серьезных недостатков этой подготовки будущих учителей-химиков является отсутствие у них прочных знаний о влиянии различных химических соединений на жизнедеятельность живых организмов и человека в том числе, а также отсутствие знаний о влиянии целого ряда химических реакций, сопровождающих различные биогеохимические процессы, на биосферу в целом.
Другой проблемой современного химического образования является и та, которая предполагает поиск ответов на вопрос: «Почему естественнонаучное образование в целом и химическое в частности теряют на сегодняшний день
свою привлекательность?». Что нужно предпринять для того, чтобы новое поколение росло со здоровым, критико-аналитическим, сформированным на солидной основе естественнонаучным мировоззрением? [4].
Представляется совершенно очевидным, что немаловажное значение для решения этой проблемы имеет активная и системная популяризация научных знаний; мотивационные технологии, позволяющие «сочетать несочетаемое», в частности, привлекать в арсенал средств и методов точного естественнонаучного образования приемы гуманитарные, из сфер культурологического и шире - философско-мировоззренческого характера.
Гуманитаризация химического образования как части естественнонаучного образования очень важна с точки зрения преодоления возникшей в российском обществе хемофобии. Недооценка роли химических знаний, неверное восприятие воздействия химических соединений на организм человека и природные экологические процессы приводят к возникновению как локальных, так и глобальных экологических проблем, снижению же риска их возникновения может способствовать гуманитаризация образовательного процесса.
Современного человека окружает огромное количество веществ, часть которых он активно использует в своей деятельности, а с другой частью сталкивается «пассивно». Большая часть из них, примерно две третьих -натурального происхождения, а одна третья - синтетического происхождения [5].
Материалы синтетического происхождения - это искусственно полученные человеком вещества, свойства которых он заранее предвидел, которых нет в природе, но без которых жизнь современного человека представить невозможно. Это капрон и лавсан, нихром и солидол, синтепон и зубопротезная керамика, многочисленные пластмассы, шифер и акрилаты, а также разнообразные лекарственные препараты и средства бытовой химии.
В связи с этим полагаем важным в процессе химического образования овладение основами единой человеческой культуры в ее гуманитарном и естественнонаучном аспектах для формирования целостной картины мира, представленной миром космоса и общества, взаимодействием человека с природой. Это служит залогом формирования научной картины мира, что является одной из главных задач фундаментального образования.
В целях реализации принципов фундаментализации естественнонаучного образования, наряду с изучением традиционных курсов биологии, физики, химии и экологии, в соответствии с ФГОС-3 ВПО в учебные планы педагогических вузов введен интегративный курс «Естественнонаучная картина мира», являющийся результатом междисциплинарного синтеза.
Изучение интегративных курсов намного расширит кругозор студентов и поможет им:
- понять и осмыслить диалектику развивающего мира как единой целостной системы;
- представить себе единство естественнонаучной и гуманитарной культур как двух взаимосвязанных компонентов единой культуры;
- осмыслить генезис жизни - возникновение жизни, исходя из особенностей биологической и химической организации материи;
- понять специфику естественной и гуманитарной культур, состоящую в том, что знания о природе постоянно совершенствуются;
- осознать, что наука является результатом и фактором эволюции, ее развитие связано с накоплением фактов, разработкой фундаментальных теорий и научными революциями, в результате чего происходит смена парадигмы и научной картины мира [1]. Способствовать достижению цепей современного образования будет, на наш взгляд, значительное расширение курса прикладной химии в педагогических вузах, с
включением разделов по производству и применению различных синтетических материалов, используемых в легкой промышленности, медицине, фармацевтике и др. При этом нужно подчеркнуть экономическую и социальную целесообразность производства этих материалов, обратив особое внимание на необходимость сохранения экологического баланса в природе в ходе этих производств.
Следует на конкретных примерах достижений и возможностей современной химии показать студентам, как говорится, «истинное лицо» химии, чтобы учащаяся молодежь не боялась слова «химия», полюбила эту науку и увлеклась ею, а в дальнейшем сама стала помощником в пропаганде химических знаний среди населения.
Для формирования естественнонаучной картины мира в условиях фундаментализации образования важно осознание: необходимости гармонии деятельности человека с природой; возможности утраты способности природы к самовосстановлению в результате разрыва естественных связей человека с природой; исчерпываемости природных ресурсов и связанной с ней возможностью энергетических и продовольственных кризисов; проблем экологических кризисов, вызванных загрязнением среды обитания (воздушного и водного бассейнов, а также почв); последствий бесконтрольного и потребительского отношения к природе; единства макро- и микромиров; принципов универсальности законов эволюции.
Таким образом, целенаправленное приобщение студентов, учащейся молодежи к научному объяснению причинных, генетических, функциональных и структурных связей природных явлений формирует у них материалистические убеждения, интегральные представления о природе, взаимосвязях в биосфере, а также о роли человека в эволюции природы и обусловленности существования человека основными закономерностями развития вселенной, что в конечном итоге способствует формированию естественнонаучной картины мира.
Примечания
1. Габццуплин А. С., Ибрагимов И. Р. Формирование научной картины мира как важнейший фактор фунцаментализации образования // Мат-лы Всероссийской научно-методической конференции «Реализация государственных образовательных стандартов в области физики и химии в высшей и средней икопе». Нижний Новгород : Изд-во АНО «МУК НГПУ», 2002. С. 67. 2. Зуллиев А. М., Пацхверова Л. С. Физическая картина мира. Махачкала : ООО «Издатсервис», 2006. С. 12. 3. Национальная стратегия экологического образования Российской Федерации // Приложение к журналу «Вестник экологического образования России». 2000. №1.4. Шустов С. Б., Кудрявцев Л. Ф. Хемосфера и ресурсосфера современного человека: мировоззренческий подход // Мат-лы Всероссийской конференции с международным участием «Актуальные проблемы химии и методики ее преподавания». Нижний Новгород: Изд-во ООО типография «Поволжье», 2009. С. 100.5. Шустов С. Б., Шустова Л. Б. Химические основы экологии. М.: Просвещение, 1995.240 с.
Статья поступила в редакцию 09.08.2012 г.