Научная статья на тему 'Формирование эмпатийных способностей студентов-артистов балета'

Формирование эмпатийных способностей студентов-артистов балета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЙНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / АРТИСТ БАЛЕТА / EMPATHY ABILITIES / CREATIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCE / EDUCATIONAL PROCESS / THE BALLET DANCER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Валентина Георгиевна, Русинова Светлана Анатольевна

В современном мире возрастает значимость компетентности личности, как в профессиональной, так и в других сферах человеческой жизни и деятельности, ее социальной зрелости, готовности к творчеству. Каждому виду профессиональной деятельности соответствует своя оптимальная структура знаний, умений, а также структура личности работающего в этой профессии человека. В данной статье представлен обобщенный результат научного исследования условий формирования эмпатии студентов артистов балета, направленной на развитие выразительности эмоциональной сферы и являющейся одним из базисных оснований профессиональной деятельности артиста балета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation empathy abilities of students of ballet dancers

In the modern world increases the importance of competence of the person, both in professional, and in other spheres of a human life and activity, its social maturity, readiness for creativity. To each kind of professional work there corresponds the optimum structure of knowledge, abilities, and also structure of the person of the person working in this trade. In given article the generalized result of scientific research of conditions of formation of empathy of students of the ballet dancers is presented, to the expressiveness of emotional sphere directed on development, and being one of the basic bases of professional work of the ballet dancer.

Текст научной работы на тему «Формирование эмпатийных способностей студентов-артистов балета»

В.Г. Макарова, С.А. Русинова

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-АРТИСТОВ БАЛЕТА

В современном мире возрастает значимость компетентности личности, как в профессиональной, так и в других сферах человеческой жизни и деятельности, ее социальной зрелости, готовности к творчеству. Каждому виду профессиональной деятельности соответствует своя оптимальная структура знаний, умений, а также структура личности работающего в этой профессии человека. В данной статье представлен обобщенный результат научного исследования условий формирования эмпатии студентов артистов балета, направленной на развитие выразительности эмоциональной сферы и являющейся одним из базисных оснований профессиональной деятельности артиста балета.

Ключевые слова: эмпатийные способности, творчество, профессиональная компетентность, учебный процесс, артист балета

Базисом эмпатии является эмоциональная сфера индивида. Для артистов балета эмоциональное выражение - это залог успешности исполнения любой партии, роли, то есть эмпатия -профессиональная компетенция сферы их деятельности.

В отечественных психолого-педагогических исследованиях (И.М. Юсупов, И.О. Елеференко, Н.Н. Тарновская и др.) доказано, что эмпатийные способности подлежат формированию в процессе подготовки специалиста в вузе.1

При этом мы обращаем особое внимание на группу возраста студенчества. Исследования, посвященные индивидуальным особенностям личности ребенка, техники и гигиены его умственного труда, свойств памяти, внимания, воображения детей, проводятся в достаточном объеме и количестве. Группа возраста студентов, имеется в виду 17-25 лет, основная часть студенческого контингента, - изучается крайне мало: студенты в их возрасте имеют повышенную тревожность, нервозность, перерастающую во внутреннюю конфликтность и т.д. В крупные города России приезжают учиться молодые люди из других регионов, имеющие отличия в культурации, особенностях

жизнеобеспечения и т.д. Возникают проблемы, когда приезжают обучаться молодые люди других национальностей, вероисповедания. И эти проблемы нельзя замалчивать. Без определенной работы по формированию объективного понимания иных мировоззренческих взглядов, решение ситуаций будут только нарастать, и становиться все более напряженными. Воспитания толерантности мало. Надо именно формировать убеждения у людей. Молодые люди иначе воспринимают мир. Может, имеет смысл в такой работе делать упор на экономический фактор. Надо, чтобы все люди, включая группу возраста студентов, осознавали, что это благо для города, для социума данного мегаполиса, когда приезжают учиться иностранные граждане, что данный процесс основывается не «Христа ради», это экономически выгодно. Это определенный денежный приток. Молодым людям понятнее все-таки финансовый фактор. Необходимо учитывать более значимые мотивационные факторы при работе с молодыми людьми. То есть, мы недооцениваем состояние возраста 17-25 лет. А этот возраст - это вся следующая жизнь человека во всех ее аспектах: личностных, профессиональных. Тем более что это уже более осознанная жизнедеятельность. Если дети должны просто обучиться и социализироваться в достаточно быстро становящимся своим микросоциуме, то группа возраста студентов - приобрести профессиональные знания и мировоззренческую систему восприятия социума на действенных основаниях. Если дети - вырасти здоровыми под контролем родителей, врачей и т.д. То в студенческом возрасте -научиться контролировать свое состояние в плане сохранения здоровья, при этом развиться как полноценный мужчина и женщина, а также гражданин своей страны, мать-отец. Это возраст со значительно большими соблазнами и возможностями, чем детский. При этом он незначительно учитывается и очень немногими авторами в научной литературе. А преподаватели вузов ничтожно мало говорят со студентами. Таким образом, в результате -мы имеем горький опыт собственных ошибок. Значение работы с данной группой возраста особенное. Всемирная Организация

Здравоохранения обозначила группу возраста тинейджеров по совокупности знаний общественных наук как 10-20 лет. То есть часть студенческого возраста совершенно объективно продолжает находиться в фазе формирования на переходе с детством. А с точки зрения психологии восприятия - роль преподавателя вуза, особенно на первых курсах для студентов чрезвычайно высока.

Н.В. Гришина, В.Е. Погребицкая, М.В. Салитова, исследуя развитие и становление индивидуальности в период ранней взрослости студентов-психологов, пришли к выводам: «... полученные нами результаты отражают некоторую противоречивость развития в данном возрасте. Сформированность одних характеристик сочетается с недостаточной зрелостью личности. Высокие показатели интернальности сочетаются с позитивной динамикой в изменении системы ценностей и одновременно со снижением показателей смысложизненных ориентаций. Стремление играть активную роль в отношениях с окружающими людьми, быть успешным человеком, видимо, не реализуется полностью в системе привычного взаимодействия студентов.

Психология жизненного пути в настоящее время становится одной из наиболее активно развивающихся и перспективных областей психологической науки, что определяется, прежде всего, практическим и потребностями оказания психологической помощи людям в различных обстоятельствах их жизни. Именно в этой области наиболее ярко проявляется то, что Б.Г. Ананьев когда-то называл задачей особой важности «интеграция психологических знаний, относящихся к молярным уровням человеческого развития».2

Л.А. Даринская также пришла к аналогичным выводам: «... современное развитие общества требует новой системы образования, инновационность которого сформировало бы у студентов способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя, в свои профессиональные способности влиять на это будущее.

Именно для этапа поздней юности характерно приобретение конкретных представлений связанных с профессиональным и

личностным будущим с требованиями, предъявляемыми конкретной профессией (Л.С. Грановская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Ю.Н. Ку-люткин, И.С. Кон, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин, В.А. Якунин и др.).

Обращаясь к возрастной периодизации (А. Валлон, Ж. Пиаже, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Э. Эриксон) как к основному фактору дифференциации субъектов учебной деятельности, определим характеристику студенчества в русле понимания отечественной наукой возрастного развития личности как внутренне противоречивого, связанного с возникновением психических и личностных новообразований процесса».3

П.П. Блонский, а впоследствии Л.С. Выготский, рассматривают определенные стадии развития в общей схеме переломов, личностных кризисов, пограничными критериями которых выступают качества, ставшие актуальными: «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и определенные ее отношения к среде, ее внутреннюю и внешнюю жизнь».4 Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын объективно утверждают, что образование принципиально работает на будущее, является источником, средством и наиболее действенным механизмом развития общества. Справедливо утверждение, что образовательная сфера чутко реагирует на любые изменения в общественном развитии, адаптируется к тенденциям и динамике социальных преобразований, именно она способна оказать и оказывает самое существенное влияние на становление и развитие тех или иных общественных процессов. Являя собой одну из фундаментальных, устойчивых форм социальных институтов, обеспечивающих целостность и стабильность преемственности социокультурного опыта поколений, система образования призвана не только противостоять глобальным разрушительным процессам, но и обеспечить действенную поддержку прогрессивных преобразований.5

Воспитание связано с развитием определенных личностных качеств, которые, с одной стороны, способствовали бы

индивидуализации молодого человека, его творческой самореализации, а с другой его социализации, инкультурации т.е. активному творческому освоению социальных и культурных ценностей того общества, в котором он живет.

Заслуживает особого внимания анализ современного образования, осуществленный группой ученых под руководством С.Г. Вершловского, а именно то, что на смену индустриальному обществу, где основная часть населения была занята в сфере промышленного производства, приходит постиндустриальное общество, в котором трудовые ресурсы перемещаются в сферу услуг. Если для индустриального общества характерна дилемма «Человек - Техника», то в постиндустриальном обществе с присущим ему бурным распространением информационных технологий решающее значение приобретают теоретические знания, а, следовательно, возрастает роль науки и образования. В сфере услуг акцент переносится на межгрупповое и межличностное взаимодействие людей, что повышает роль общения и усиливает значение гуманитарного знания. «На протяжении большей части человеческой истории, - пишет Д. Белл, - реальностью была природа: и в поэзии, и в воображении люди пытались соотнести свое «я» с окружающим миром. Затем реальностью стала техника, инструменты и предметы, сделанные человеком, однако получившие независимое существование вне его «я», в овеществленном мире. В настоящее время, реальность является, в первую очередь, социальным миром - не природным, не вещественным, а исключительно человеческим - воспринимаемым через отражение своего «я» в других людях».6

Поскольку в постиндустриальном обществе не экономика предопределяет взаимоотношения людей, а культура, формируется «общество знания», в котором образование - это процесс свободного определения каждым обучающимся своего собственного смысла в жизни и обучении, то есть того места, которое знание должно занять в его жизни. Образование не столько сфера усвоения постоянно меняющейся и обновляющейся информации, сколько сфера, где в потоке разнообразных знаний требуются умение и

развитая способность свободного и ответственного выбора тех знаний, которые необходимы человеку в его профессиональной и повседневной жизни. В постиндустриальной культуре, ведущей становится «технология производства знания, а нормативный идеал - человек, генерирующий знания, умеющий самостоятельно ориентироваться в потоке информации, с другой стороны, осознание того, что ценности не производны от знаний и что ценности могут быть важнее знаний, вновь актуализирует проблематику усиления ценностной, духовно-нравственной компоненты образования. Таким образом, теоретический социальный заказ к образованию и культуре постиндустриального общества - это формирование нового менталитета, человека «свободно-ответственного», «человека нравственного», а не просто «человека знающего».

Таким образом, постиндустриальное общество или общество постмодерна, востребует, во-первых, человека с высоким уровнем образования, не только владеющего знаниями и навыками в области информационных технологий, но и способного к генерации новых знаний, т.е. человека творческого, нестандартно мыслящего. Во-вторых, человек постиндустриального общества должен обладать развитыми коммуникативными способностями, уважать и ценить мнения других людей, уметь договариваться с ними в целях достижения согласия, которое необходимо для принятия эффективных социально значимых решений.

В условиях глобализации образование, во-первых, играет большую роль в экономике, т.е. предполагает не только высокий уровень профессиональной подготовки, но и социальная компетентность, умение работать в команде, отсутствие боязни конфликтов, понимание культуры, многоплановое мышление, готовность к неуверенности и парадоксам. Тем самым профессиональная подготовка требует и развития в человеке определенных психологических, личностных свойств и качеств.

Во-вторых, образованию принадлежит центральная роль в деле формирования транснационального культурного пространства. С одной стороны, образование должно служить каналом межкультурной передачи культурных ценностей путем развития

транснациональных связей и кросскультурных сообществ ученых, деятелей науки и искусства.

Студенты Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, являясь представителями не просто искусства, а более того, высокого искусства, представляют и олицетворяют собой такой феномен как Русский балет. Поэтому в процессе подготовки должны иметь возможность получить все профессиональные компетенции, чтобы соответствовать занимаемому ими статусу не только в России, но и в мировой культуре.

Оба этих фактора - экономический и культурный тесно связаны между собой, ибо борьба за потребителей образовательной услуги происходит в транснациональном культурном пространстве. В эпоху глобализации образование оказывается местом пересечения сложных противоречивых процессов. Образование должно предоставлять каждому человеку возможность получить специальность, обеспечивающую высокое качество жизни. И вместе с тем, вооружить видением перспектив развития мирового сообщества, задающих смысл профессиональной деятельности, включенной в широкий социокультурный контекст. Образование должно прививать, развивать у людей чувство сопричастности к общим для всех, т.е. общечеловеческим, ценностям и общему культурному пространству (планетарный патриотизм). И вместе с тем, оно должно развивать чувства сопричастности к своей, культуре со специфическими для нее ценностями («локальный» патриотизм). Иными словами профессиональное образование оказывается органически связано с проблемами социальными и личностными.

Проведенные в ходе теоретического исследования и полученного эмпирического опыта наработки позволяют выделить компоненты и содержание технологии формирования эмпатий-ности у студентов артистов балета в процессе подготовки в вузе.

Важным компонентом технологии формирования эмпатийно-сти у студентов является подготовка должностных лиц, преподавателей к её реализации на основе разработанного в процессе исследования спецкурса «Формирование эмпатийности», а также подготовка соответствующих учебно-методических материалов.

При формировании когнитивного компонента эмпатии отмечалось, что студенты не понимают переживания не только других людей, но и свои эмоции, чувства не могут определить, выявить, дать им правильную трактовку. Более того, исследование показало, что большинство студентов, особенно юноши, боятся своих эмоций, чувств, боятся их переживать, тем более боятся их проявлять. Поэтому данный аспект формирования эмпатийности был признан одним из приоритетных.

В связи с формированием эмоционального компонента эм-патии было выявлено, что многие студенты не могли определить само состояние эмпатии, первоначально расценивали сочувствие как жалость, а саму жалость рассматривали только с точки зрения того, что ею можно оскорбить человека.

Целью теоретических занятий, направленных на формирование эмпатийности, было определено ввести студентов в мир педагогических, психологических и этических понятий и терминов; сделать предметом психологического анализа собственные и чужие переживания; способствовать умению видеть со стороны свой эмоциональный образ и соотносить его с конкретной ситуацией и конкретными людьми, а также с конкретным сценическим образом; ознакомить студентов с основами коммуникативной культуры, научить различать и интерпретировать интонированные речевые обороты, выявлять общие и частные мотивы поведения партнеров в общении, выяснить, какая именно информация привлекла внимание того или иного студента, и помочь ему наметить план самостоятельной работы.

Проведение теоретической подготовки, в ходе которой формировались эмоциональный и когнитивный компоненты эмпа-тии, позволяет перейти к формированию поведенческого компонента (эмпатического поведения), к отработке поведенческих реакций путем создания педагогических и профессиональных ситуаций (сюжетов-коллизий) с реализацией комплекса педагогических условий и средств, обеспечивающих формирование эмпатийности у студентов.

Применение ситуационного моделирования при решении практических задач формирования эмпатийности в процессе обучения в вузе осуществлялось с использованием технологии психодрамы Морено. Рассматриваем данный прием как наиболее эффективный для развития невербальных способов выражения, основного профессионального способа выражения артистов балета.

Также для развития эмпатийных способностей были использованы тренинговые технологии, в частности, трехкомпо-нентный сензитивный тренинг. Основными его задачами были: освоение социальной роли в различном окружении, расширение объема «межличностного сознания», достижение чувства социальной свободы (быть самим собой), развитие свободы взаимодействия с окружающими, возможности разрешать конфликты через решение самой проблемы, а не путем использования власти и т.д. Формирование данного качества способствуют развитию креативности, творческой свободы, становлению инвариантности. Такие качества также являются профессионально значимыми в искусстве балета: способность к многопрочте-нию, например, известного образа, но его нюансы, интонации -все это ведет к филигранности исполнения и т.д., - фактор развития креативности артиста балета.

Для формирования поведенческого компонента эмпатии являлась существенной присущая тренинговым технологиям межличностная обратная связь, которая включает в себя неотсроченность и специфичность. Это связь, которая относится к отдельным конкретным проявлениям участника, релевантна потребностям коммуникатора и реципиента, открыта в выражении чувств; когнитивный аспект в данном случае как бы отходит на задний план, уступая место эмоциям, так как обучение происходит через переживание группового опыта.

Проведение сензитивного тренинга основывалось на положениях гуманистической психологии. Особое внимание обращалось на упражнения по умению выбрать соответствующую форму обращения, что исключительно важно в творческой

деятельности артистов балета. Степень овладения словесными обозначениями эмоций повышает уровень дифференциации и понимания эмоциональных состояний человека, умению различать и интерпретировать интонированные речевые обороты. Описание поведения подразумевает устное комментирование конкретных наблюдаемых действий, совершаемых другими. Это объективная констатация, исключающая оценочные высказывания и приписывание другим мотивов, установок или склонностей. Обратная связь, основанная на наблюдениях, сопряжена с менее выраженными защитными реакциями и с большей готовностью понять и изменить свое поведение. Овладение вербальными методами ведет к развитию эмоциональной сферы. Для артистов балета, основным орудием деятельности которых является выразительность тела, данное развитие имеет особое значение. Проведенное исследование констатирует некоторую вербальную зажатость выборки исследуемых.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ и проведенный педагогический эксперимент показал, что развитие научных представлений об эмпа-тии идет от понимания эмпатии как реагирования чувствами на чувства к её представлению как аффективно-когнитивного процесса понимания внутреннего мира другого человека в целом, и, наконец, к интегративному подходу, рассматривающего эмпатию как сложное явление, включающее адекватное понимание, эмоциональный отклик и содействие переживаниям партнера.

2. Проведенный анализ проблем эмпатии позволил определить, что формирование эмпатийности является важной составной частью профессиональной подготовки и личностного развития студентов творческих специальностей в вузе, в целом, и артистов балета, в частности.

3. Сущность эмпатии заключается в сопереживании, включении в эмоциональное состояние другого человека, образа. Применительно к артистам балета - эмпатия носит содержательный характер включенности в образ. То есть, в содержательном плане эмпатия включает три основных компонента - эмоциональный,

когнитивный, деятельностный, а в функциональном - имеет побудительную, познавательную и деятельностную функции.

Результатом проявления эмпатии, развития способности к ней, выступает эмпатийность как психическое образование, включающее совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик, определяющих постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека, в образ.

4. В качестве основной методики, позволяющей валидно и достоверно диагностировать уровень эмпатийности у студентов творческих специальностей определен модифицированный опросник А. Мехрабиан и Н. Эпштейна. В качестве корреляционной методики имеет смысл использовать Мак-шкалу под редакцией В.В. Знакова.7

5. Основным результатом исследования явилась разработка технологии формирования эмпатийности у студентов творческих специальностей в вузе, которая была экспериментально проверена и подтвердила свою эффективность.

Разработанная педагогическая технология формирования эм-патийности ориентирована на развитие выявленных в процессе исследования личностных факторов, в наибольшей степени влияющих на формирование эмпатийности (прямого действия: эмоциональный и интуитивный каналы эмпатии; установки на эмпатию; идентификация; миролюбие; приспособление; обратного действия: избегание; агрессия; соперничество). Вырабатываемые при её реализации навыки включают в себя умение описывать поведение, вербализовать свои чувства, активно слушать, предоставлять обратную связь и вступать в контакт, что является личностно и профессионально важным для артистов балета. Успешность овладения такими навыками способствует не только формированию эм-патийности студентов, работников творческих специальностей, но и в целом формированию их компетентности, развитию личности, благодаря углубленному осознанию себя и других людей.

Исследование позволяет определить практические рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования

эмпатийной подготовки студентов артистов балета, в целом, творческих специальностей:

- руководству вузов, профессорско-преподавательскому составу целесообразно включать в процесс подготовки студентов творческих занятий, проведение спецкурсов, теоретических и практических занятий, направленных на формирование эмпатийности у студентов;

- предлагается использовать разработанную педагогическую технологию, входящие в неё способы формирования эмпатийности для профессионального и личностного развития студентов и преподавателей в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой;

- в практике диагностики обучающихся в академии, аттестации работников творческих специальностей возможно применение методик оценки эмпатийности;

- предлагается проводить совещания, семинары, конференции по вопросам повышения эффективности формирования эм-патийности;

- целесообразно издать информационную и методическую литературу по проблемам формирования эмпатийности у студентов вузов на основе материалов исследования.

Результаты проведенного исследования позволяют определить перспективные направления дальнейшей разработки исследуемой научной проблемы: поиск новых педагогических форм и методов формирования компонентов эмпатии; уточнение педагогических особенностей подготовки студентов артистов балета; исследование динамики формирования эмпатийности у студентов в вузе.

ПРИМЕЧАНИЯ

'Юсупов И.М. Вчувствование, проникновение, понимание. - Казань, 1993; Елеференко И.О. Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (на примере подготовки теле- радиожурналистов, режиссеров кино и телевидения, мульти- медиа- программ): Монография. - СПб., 2006; Тарновская

Н.Н. Некоторые аспекты взаимодействия эмиатии и внутренней конфликтности в период ранней зрелости // Гуманитарное знание: Сб. науч. статей. Вып. 4. - СПб., 2007. - С. 93 - 105.

2Гришина Н.В., Погребицкая В.Е., Салитова М.В. Развитие и становление индивидуальности в период ранней взрослости: студенты психологи // Вестник Санкт-Петербургского университета, Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. Вып. 4. - СПб., 2008. - С.277 - 288.

3Даринская Л.А. Формирование готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности (Теоретический аспект) //Вестник СПбГУ. Серия 12. Психология. Педагогика. Социология и др. 2008. - №4. - С. 341 - 345.

4Блонский П.П. Избр. педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / Под ред. А.В Петровского. - М., 1979. - Т. 1. - С. 42.

5Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. - СПб.: СПб РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.

6Андрагогика постдипломного педагогического образования: научно-мет. пособие / Под ред. С.Г. Вершловского, Г.С. Сухобской. - СПб., 2007. - С. 34.

7Русинова С.А. Педагогическая диагностика базовых профессиональных компетенций специалистов творческих профессий (на примере эмпатии): Учеб.-метод. пособие. - СПб.: ИТиД, 2006. - 74 с. - С. 66 - 68.

Abstract

In the modern world increases the importance of competence of the person, both in professional, and in other spheres of a human life and activity, its social maturity, readiness for creativity. To each kind of professional work there corresponds the optimum structure of knowledge, abilities, and also structure of the person of the person working in this trade. In given article the generalized result of scientific research of conditions of formation of empathy of students of the ballet dancers is presented, to the expressiveness of emotional sphere directed on development, and being one of the basic bases of professional work of the ballet dancer.

Key words: empathy abilities, creativity, professional competence, educational process, the ballet dancer

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.