О. А. Соломенникова
Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста в условиях реализации Программы воспитания и обучения в детском саду
Сегодня многие дошкольные образовательные учреждения занимаются экологическим образованием дошкольников. В связи с этим, необходимо, прежде всего, знать, что такое экология. «Экология» - «наука о доме» (от греческого «ойкос» - жилище, местообитание; «логос» - наука). Термин «экология» предложил немецкий зоолог Эрнст Геккель в XIX веке, но как наука экология возникла в XX веке, а широкое распространение это слово получило в 60-х годах, когда стали говорить об экологическом кризисе как кризисе во взаимоотношениях человека со средой его обитания.
Соломенникова Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой дошкольного и младшего школьного возраста Педагогической академии последипломного образования (Московской области).
Современная экология имеет разветвленную структуру. Основной, традиционной частью экологии как науки является общая экология, которая изучает закономерности взаимоотношений любых живых организмов (включая человека как биологическое существо) и окружающей среды.
В составе общей экологии выделяются следующие основные разделы:
• аутэкология - наука, исследующая индивидуальные связи отдельного живого организма с окружающей его средой;
• популяционная экология - наука, изучающая различные популяции живых организмов;
• синэкология (биоценология) - наука, изучающая взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем со средой.
С точки зрения факторов времени экология дифференцируется на историческую и эволюционную. Различают экологию животных, экологию растений, экологию микроорганизмов.
С научно-практической точки зрения экологию можно разделить на теоретическую и прикладную.
Экологическое образование дошкольников - сравнительно новое направление в до-
школьной педагогике - решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (Н. Н. Вересова, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Самору-кова и другие).
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) экологическое воспитание и образование рассматривается как формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.
Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного бережного отношения к природе.
Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:
• экологические знания и умения;
• экологическое мышление;
• ценностные ориентации;
• экологически оправданное поведение.
Особое внимание при работе с дошкольниками следует уделять нравственному воспитанию: умению бережно относиться к живой и неживой природе, формированию у детей гуманного отношения к окружающим людям.
В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для целенаправленной, разносторонней деятельности педагога и детей, способствующей воспитанию гуманистической ориентации личности подрастающего поколения. Эта задача может решаться через взаимодействие педагога и детей с миром природы в процессе экологического образования и воспитания, в структуре целостного педагогического процесса. Знакомить дошкольников с природой в ДОУ можно в групповой комнате, уголке природы, на территории детского сада (в огороде, на цветнике, в уголке леса, поля и сада) и за ее пределами (если есть такая возможность).
Информация, которую получают дети, должна быть научно достоверной и в тоже время доступной для их понимания.
Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническая деятельность, просмотр видеофильмов и телепередач, а также прохождение специаль-
но разработанного экологического маршрута -экологической тропы.
Взрослому необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок стремился познавать окружающий мир, умел устанавливать взаимосвязи (как человек зависит от природы и влияет на нее, как растения связаны с воздухом и водой и т. д.) и самое главное, чтобы он мог применить полученные знания на практике. В большей степени, этому способствуют специально созданные воспитателем проблемные ситуации и различные игры.
В ДОУ № 37 «Солнышко» (г. Балашиха Московской области) проходит апробация «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) по разделу «Формирование элементарных экологических представлений».
Были определены задачи, по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста:
• уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;
• формирование знаний о жизненно-необходимых условиях человека, животных и растений;
• формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
• развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;
• формирование потребности заботиться об экологической чистоте окружающей среды;
• формирование осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира;
• ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;
• формирование привычки рационально использовать природные ресурсы;
• выработка умений правильно взаимодействовать с окружающим миром;
• развитие познавательного интереса к окружающему миру;
• формирование нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности.
Формы работы с детьми дошкольного возраста по формированию элементарных экологических представлений:
• игровая деятельность;
• наблюдения;
• занятия;
• экскурсии в природу;
• опытническая деятельность;
• трудовая деятельность в уголках природы и на прогулке;
• продуктивные виды деятельности;
• проектная деятельность;
• самостоятельная деятельность.
Педагоги дошкольного учреждения под
руководством заведующей О. Б. Стрельцовой и заместителя заведующей по воспитательно-методической работе Н. Н. Ивановой принимают активное участие в апробации материалов программы. В качестве примера приведем конспект занятия для детей старшей группы «Осенины» (занятие провела Е. О. Бобышева).
Программное содержание. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления детей об овощах, фруктах и грибах. Знакомить с традиционным народным календарем. Приобщать детей к русскому народному творчеству.
Предварительная работа. Работа с таблицами (овощи, фрукты, грибы).
Оборудование. Осень (костюм), муляжи овощей, фруктов, грибов. Корзина с листьями-загадками, ящик ощущений, бумажные грибы, бумажная корзина для выполнения коллективной работы, блюдо с овощами, фруктами и грибами.
Ход занятия
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Осень». Входит Осень с корзиной, на фоне музыки читает стихотворение. Осень.
Осень скверы украшает Разноцветною листвой. Осень кормит урожаем Птиц, зверей и нас с тобой. И в садах, и в огороде, И в лесу, и у воды. Приготовила природа Всевозможные плоды.
Татьяна Бокова Осень. Здравствуйте, дети! А вам нравится осень? А чем?
(Дети отвечают.)
Осень. В старину, когда урожай был собран, проходили торжества и праздники. В деревнях устраивались осенние посиделки, где распевали песни, водили хороводы, играли. Иногда молодежь и детвора собирались вокруг старой бабушки и долгими часами, затаив дыхание, слушали старинные былины, сказки и отгадывали загадки. А вы любите загадки отгадывать? (Ответы детей.)
Осень из корзины достает листочки-загадки.
Круглое, румяное, Я расту на ветке; Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко) Осень кладет яблоко на стол. Осень. Как вы думаете, что можно приготовить из этого фрукта?
(Работа с мнемотаблицей.) Сочная, желтая, На лампочку похожая. (Груша) Осень кладет грушу на стол.
Осень. Как вы думаете, что можно приготовить из этого фрукта?
(Работа с мнемотаблицей.) Сидит Ермошка на одной ножке, На нем сто одежек и все без застежек. (Капуста)
(Кладет кочан к фруктам.) Осень. Как вы думаете, что можно приготовить из этого овоща?
(Работа с мнемотаблицей.) Этот длинный рыжий нос по макушку в землю врос. (Морковь)
Осень кладет морковь на стол. Осень. Как вы думаете, что можно приготовить из этого овоща?
(Работа с мнемотаблицей.) Он круглый и красный, Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней... (Помидора) Осень кладет помидор на стол. Осень. Как вы думаете, что можно приготовить из этого овоща?
(Работа с мнемотаблицей.) Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец)
Осень кладет огурец на стол. Осень. Как вы думаете, что можно приготовить из этого овоща?
(Работа с мнемотаблицей.) Осень. Молодцы, ребята, справились с загадками. Посмотрите, как много у нас на столе овощей и фруктов. Какие еще овощи могут расти на огороде?
(Дети дают ответы и если есть этот овощ или фрукт кладут на стол.)
Осень. Давайте теперь поиграем. Вы должны на ощупь узнать, какой овощ или фрукт я положила в мой волшебный «ящик ощущений».
Дети по очереди подходят к Осени и на ощупь определяют какой овощ или фрукт там спрятан. Ребенок по ощущениям описывает свойства овощей и фруктов.
Педагог загадывает еще одну загадку. Осень.
Сквозь землю прошел, Красну шапочку нашел. (Гриб) Осень. Где растут грибы? Да, грибов в лесу очень много. Но не все грибы можно кушать. Почему?
Дети. Потому что они несъедобные. Осень. Кто знает, какие грибы нельзя собирать?
(Дети называют.)
Осень. А кто из вас знает съедобные грибы?
(Дети называют.)
Осень. А собирают грибы в корзины да лукошки. Грибы можно собирать только со взрослыми, их срезают. Предлагаю поиграть в игру.
Игра «Собери грибы»
Цель. Закрепить знания у детей названия грибов.
Расстилается «дорожка» - тропинка. На полу разложены грибы. Дети должны собрать как можно больше съедобных грибов.
Осень. По тропинке мы пойдем и съедобных грибов наберем.
Дети приносят грибы, проговаривают название.
Осень. Молодцы, ребята! Вы играли, загадки отгадали. Я вас научу, как делать грибы из обычной бумаги.
Выполняется коллективная работа «грибы в корзинке» в технике оригами.
Педагогам дошкольных учреждений зачастую бывает сложно провести анализ и самоанализ педагогической деятельности. Мы предлагаем карту анализа занятий по формированию элементарных экологических представлений.
Карта анализа занятия является примерной, поэтому педагог может изменить, добавить или исключить какой-либо пункт. Желательно, чтобы специалисты, которые будут участвовать в просмотре и анализе занятия коллег, заранее познакомились с данными картами. Использовать их можно частично, в зависимости от цели посещения занятия.
Предлагаемая карта анализа занятий является результатом экспериментальной работы творческой группы педагогов дошкольных образовательных учреждений г. Серпухова Московской области и Педагогической академии последипломного образования (Московской области). ^
Карточка анализа занятия по формированию элементарных экологических представлений
Дата проведения «_»_20_г.
Тип занятия (традиционное, комплексное, интегрированное)_
Возрастная группа_
Количество детей _
Ф. И. О. воспитателя_
Начало занятия_окончание занятия_длительность занятия_
№ Критерии анализа Да Нет Частично
1. Подготовка к занятию
1.1. Соответствие конспекта или плана занятия по теме и возрастным особенностям детей
1.2. Подбор материала: • соответствие демонстрационного материала: - возрастным требованиям - гигиеническим требованиям - эстетическим требованиям • соответствие раздаточного материала: - возрастным требованиям - гигиеническим требованиям - эстетическим требованиям • необходимость и оправданность наглядных пособий • другое
1.3. Предварительная работа с детьми: • отражение предварительной работы в планах воспитательно-образовательной работы • результаты предварительной работы на текущем занятии • другое
2. Условия проведения занятия
2.1. Удовлетворение двигательной активности: • физминутка • длительность занятия • контроль за правильностью осанки
2.2.
Характеристика условий проведения занятия: • соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий: освещение, длительность занятия, чистота помещения • соблюдение техники безопасности • другое
3. Программные задачи:
3.1. Соответствие задач программе, по которой работает ДОУ
3.2. Соответствие индивидуальным и возрастным особенностям детей
3.3. Использование разнообразных задач:
• образовательные • развивающие • воспитательные
3.4. Обеспеченность взаимосвязи поставленных задач
3.5. Наличие проблемно-поисковых задач в программном содержании занятий
3.6. Другое
4. Структура занятия и методика проведения:
4.1. Соответствие частей занятия временным промежуткам: - вводная - основная - заключительная
4.2. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, поставленным целям
4.3. Присутствуют ли приемы, направленные на: • привлечение и сосредоточение внимания • активизацию и самостоятельность мысли • подачу нового с опорой на имеющийся опыт у детей • стимулирование умственной активности
4.4. Другое
5. Педагогическое мастерство педагога
5.1. Речь воспитателя: • грамотность • четкость • лаконичность или полнота объяснений, заданий, указаний • направляет ли внимание детей на сравнительный анализ предметов, явлений • побуждают ли детей вопросы педагога раскрывать причинно-следственные связи
5.2. Эстетичность и внешний вид воспитателя
5.3. Умение организовать самостоятельную практическую деятельность детей
5.4. Умение активизировать мысленную деятельность детей, подводить к обобщению, делать выводы, доступность обобщения воспитателя
5.5. Коммуникативные способности педагога: • взаимодействие педагога с детьми • создание условий для взаимодействия детей между собой • создание благоприятной обстановки для деятельности детей
5.6. Индивидуально-дифференцированный подход педагога
5.7. Другое
6. Анализ деятельности детей
6.1 Проявление познавательной активности
6.2 Осознание правильного отношения к окружающему
6.3. Умение детей обобщать и делать выводы
6.4. Проявление эмоционально-положительного отношения
6.5. Умение определять, замечать и видеть: • свойство и качество объекта • изменение развития • взаимодействия живой и неживой природы
6.6 Другое
7. Выводы:
8. Краткие рекомендации к выводам: