- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
Научная статья УДК 371.3:004
https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-1-100-13
© Анна Викторовна Голанова1н, Екатерина Ивановна Голикова2, 2021
1 2 Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина,
Пушкин, Российская Федерация, 1a.golanova@lengu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2126-5193 2e. golikova@lengu.ru, https://orcid.org/0000-0001-8129-2655
© Anna V. Golanova1H, Ekaterina I. Golikova2, 2021
1 2Pushkin Leningrad State University, Pushkin, Russian Federation, 'a.golanova@lengu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2126-5193 2e. golikova@lengu.ru, https://orcid.org/0000-0001-8129-2655
Формирование электронной информационно-образовательной среды школы
в современных условиях
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования и развития электронной информационно-образовательной среды школы. Проведен анализ определений понятия «электронная информационно-образовательная среда» (ЭИОС), которые встречаются в трудах исследователей и педагогов-практиков. Приведена структура ЭИОС, описаны составляющие ее компонентов. Рассмотрены план мероприятий по созданию, развитию и внедрению электронной информационно-образовательной среды и нормативно-правовая база ее формирования и развития. Приведены рекомендации по модернизации ЭИОС.
Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, информационное пространство, электронное информационное пространство, образовательное пространство, электронное образовательное пространство, компонент электронной информационно-образовательной среды, структура электронной информационно-образовательной среды, нормативно-правовая база функционирования и развития электронной информационно-образовательной среды.
Formation of the electronic informational and educational environment at school
under current conditions
Abstract. The article considers the issues of formation and development of electronic informational and educational environment of the school. The authors carried out the analysis of the definitions related to the electronic informational and educational environment concept, found in the works of researchers and educational practitioners. The structure of the electronic informational and educational environment was given and its components were described. An activity plan for the creation, development and implementation of the electronic informational and educational environment and the regulatory framework for its formation and development were considered. Recommendations for the improvement and development of the electronic informational and educational environment were given.
Keywords: electronic informational and educational environment, information space, electronic information space, educational space, electronic educational space, component of electronic
r r
informational and educational environment, structure of electronic informational and educational environment, legal framework for the functioning and development of the electronic informational and educational environment.
Введение
Внедрение в общеобразовательные учреждения Федеральных государственных общеобразовательных стандартов нового поколения требует появления полноценной системы электронного обучения для сопровождения образовательного процесса. Перед современной школой стоит задача: реализовать образовательные программы, направленные на формирование цифровых компетенций выпускника, обязательным условием которых является создание единого образовательного пространства, оснащенного современными техническими и аппаратными средствами информатизации и автоматизации учебного процесса, предусматривающими возможность доступа к информационным, образовательным ресурсам, к сети Интернет всем участникам образовательного процесса. Таким пространством является электронная информационно-образовательная среда (далее - ЭИОС), которую, согласно Федеральному закону № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., должно иметь любое образовательное учреждение.
Основная часть
Проблема формирования ЭИОС широко представлена в трудах исследователей и педагогов-практиков. Приведем ряд определений.
И. Б. Государев в своих трудах рассматривает ЭИОС как систему, состоящую из электронных образовательных ресурсов, а также языковых и электронных информационных средств, обеспечивающих доступ и управление образовательным содержанием этих ресурсов1.
О. Н. Прохорова и А. В. Гущин понимают электронную информационно-образовательную среду как «совокупность электронных образовательных ресурсов, средств информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем, необходимых и достаточных для обеспечения освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их местонахождения»2.
Похожее определение дают Н. Г. Закревская, С. С. Филиппов, Е. В. Капустина: «электронная информационно-образовательная среда университета - это совокупность компонентов, содержащих электронные информационно-образовательные ресурсы, способствующие формированию компетенций обучающихся средствами ин-
1 Государев И. Б. Построение компетентностной модели электронной информационно-образовательной среды // Непрерывное образование: XXI век. - 2016. - Вып. 1 (13). - URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3065 (дата обращения: 12.07.2020).
2 Прохорова О. Н., Гущин А. В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE. Электронное обучение и электронная образовательная среда» // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 3 (11). - URL: https://vestnik.mininuniver.rU/jour/article/view/81/82# (дата обращения: 12.07.2020).
формационно-коммуникационных технологий, и функционирующая на основании нормативно-правовых документов»1.
Другая точка зрения на ЭИОС образовательной организации опирается на понимание многокомпонентности структуры среды.
Н. Д. Амбросенко представляет электронную информационно-образовательную среду как комплексную интегрированную многоцелевую систему, объединяющую в себе образовательные и учебные ресурсы, программные продукты, статистическую информацию и т. д. Автор обращает особое внимание на обеспечение возможности обновления и совершенствования как среды в целом, так и ее компонентов2.
Н. Б. Сэкулич в своих работах также придерживается точки зрения, согласно которой ЭИОС является сложной многоуровневой системой, объединяющей программно-методические, организационные, технические ресурсы и интеллектуальный потенциал образовательного учреждения, реализуемые в процессе взаимодействия участников образовательного и информационного процессов3.
Похожее определение дают Т. Ю. Степанова и Н. А. Мамаева: «электронная информационно-образовательная среда вуза - это система, которая включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен; предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопро-
4
вождения» .
Часть исследователей (например, Т. В. Добудько5, С. В. Горбатов, А. В. Добудь-ко, О. Н. Пугач, Н. С. Анофрикова, Е. М. Шихова1) придерживается официальной
1 Закревская Н. Г., Филиппов С. С., Капустина Е. В. Организационно-правовое обеспечение развития электронной информационно-образовательной среды университета // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 84.
2 Амбросенко Н. Д. Концепция формирования электронной информационной образовательной среды университета // Проблемы современной аграрной науки: материалы Международной заочной научной конференции (Красноярск, 15 октября 2017 г.) / под редакцией В. Л. Бопп, Ж. Н. Шмелевой. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2017. - С. 195-198.
3 Сэкулич Н. Б. Электронная информационно-образовательная среда университета: принципы построения и структура // Вестник Бурятского государственного университета. - 2016. -№ 4. - С. 114-120.
4 Степанова Т. Ю., Мамаева Н. А. Формирование познавательной активности в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза // Вестник Омского государственного аграрного университета. - 2015. - № 3 (19). - С. 92.
5 Добудько Т. В., Сушков С. А. Формирование готовности преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий электронной информационно -образовательной среды образовательной организации при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования // Информационные технологии в социальной сфере: материалы VI Международной научно-практической конференции (Самара, 29 ноября 2018 г.) / под редакцией Т. В. Добудько, В. И. Пугача, В. Н. Аниськина. - Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2018. - С. 35-43.
версии определения понятия электронной информационно-образовательной среды, представленной в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Однако в данном документе не дано четкого определения ЭИОС. В нем перечислены составляющие ее компоненты: «... должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» (ст. 16, п. 3)2.
И. В. Серафимович, О. М. Конькова, А. В. Райхлина дополняют понятие, представленное в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Они определяют ЭИОС как «информационно-образовательное пространство, системно организованную совокупность информационного, технического и учебно -методического обеспечения, представленного в электронной форме и включающего в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающего освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся»3.
Данное определение является, на наш взгляд, самым полным и универсальным. Следовательно, мы будем придерживаться именно этой точки зрения на понятие электронной информационно-образовательной среды.
Однако стоит отметить, что большинство исследователей занимаются изучением проблемы формирования ЭИОС вуза. ЭИОС школы пока остается за пределами интересов ученых. В литературе практически не рассматриваются структура, процесс формирования и развития ЭИОС общеобразовательного учреждения.
Возникает противоречие: с одной стороны, требования законодательства предписывают школе создать электронное информационное пространство, а с другой - отсутствуют четкие инструкции и руководства для его построения. Кроме того, многие школы ограничены в материальном плане и имеют не самое современное технико-технологическое обеспечение.
Таким образом, необходимость формирования электронного информационного и образовательного пространства школы (согласно современным образовательным стандартам) подтверждает свою актуальность.
1 Анофрикова Н. С., Шихова Е. М. Электронная информационно-образовательная среда СГУ и ее возможности для организации обучения. - Саратов: Саратовский государственный университет, 2015. - 41 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.07.2020).
3 Серафимович И. В., Конькова О. М., Райхлина А. В. Формирование электронной информационно-образовательной среды вуза: интеракция, развитие профессионального мышления, управление // Открытое образование. - 2019. - Т. 23. - № 1. - С. 17.
Элементы структуры ЭИОС рассмотрены в работах таких авторов, как Л. А. Алькова, А. Е. Осокин1, Н. Д. Амбросенко2, Н. С. Анофрикова3, Н. Г. Закревская, С. С. Филиппов4, И. М. Истомина5, А. А. Карасик6, Д. С. Костылев7, Л. В. Мрочко, О. Г. Мрочко, Т. Г. Яковчук8, И. В. Серафимович, О. М. Конькова, А. В. Райхлина9, Н. Б. Сэкулич10, П. А. Прохоренков11, М. В. Шестакова12, Ш. Ш. Ягафаров,
1 Осокин А. Е., Алькова Л. А. Система Moodle как средство реализации электронной информационно-образовательной среды вуза // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2016. - № 8 (16). - С. 58-59.
2 Амбросенко Н. Д. Концепция формирования электронной информационной образовательной среды университета // Проблемы современной аграрной науки: материалы Международной заочной научной конференции (Красноярск, 15 октября 2017 г.) / под редакцией
B. Л. Бопп, Ж. Н. Шмелевой. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2017. - С. 195-198.
3 Анофрикова Н. С., Шихова Е. М. Электронная информационно-образовательная среда СГУ и ее возможности для организации обучения. - Саратов: Саратовский государственный университет, 2015. - 41 с.
4 Закревская Н. Г., Филиппов С. С. Формирование электронной информационно-образовательной среды университета // Высшее образование в России. - 2016. - № 11. -
C. 153-157.
5 Истомина И. М. Формирование компетенций обучающихся в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза // Образовательные технологии и общество. -2017. - Т. 20. - № 2. - С. 419-435.
6 Карасик А. А. Электронная информационно-образовательная среда университета: архитектура и функции // Новые информационные технологии в образовании: материалы IX Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 15-18 марта 2016 г.). - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2016. -С. 164-169.
7 Костылев Д. С., Саляева Е. Ю., Ваганова О. И., Кутепова Л. И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 2 (15). - С. 80-82.
8 Мрочко Л. В., Мрочко О. Г., Яковчук Т. Г. Электронная информационно -образовательная среда вуза: мониторинг достижений студента (по опыту исследования) // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2019. - № 1 (21). - С. 149-154.
9 Серафимович И. В., Конькова О. М., Райхлина А. В. Формирование электронной информационно-образовательной среды вуза: интеракция, развитие профессионального мышления, управление // Открытое образование. - 2019. - Т. 23. - № 1. - С. 14-26.
10 Сэкулич Н. Б. Электронная информационно-образовательная среда университета: принципы построения и структура // Вестник Бурятского государственного университета. - 2016. -№ 4. - С. 114-120.
11 Прохоренков П. А. Этапы формирования электронной информационно-образовательной среды вуза // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 2-2. -С. 291-294.
12 Шестакова М. В., Белая Н. А., Севастьянова Е. В., Богданов А. А., Зелянин А. Д. Основные компоненты электронной информационно-образовательной среды вуза в условиях Арктической зоны Российской Федерации // Научные труды SWorld. - 2015. - Т. 8. - № 2 (39). -С. 16-28.
М. А. Цыганенко1. Проведя анализ компонентов, отмеченных в указанных исследованиях, мы разделили их на следующие группы:
- организационно-управленческие компоненты (предназначены для руководства учебным процессом);
- регламентная подсистема структуры ЭИОС (содержит нормативно-правовую базу электронной информационно-образовательной среды);
- технико-технологические компоненты (включают аппаратное и программное обеспечение и соответствующие информационно-коммуникационные технологии);
- информационный компонент (представляет собой блок информационных ресурсов, позволяющих организовать образовательный процесс);
- процессуально -деятельностные компоненты (направлены на координацию и сопровождение процесса обучения);
- оценочно-результативные компоненты (служат для обеспечения автоматизации процесса подведения итогов образовательного процесса и оценки качества результатов обучения);
- кадровая составляющая структуры ЭИОС (подразумевает подготовку кадров, умеющих работать в электронном образовательном пространстве);
- научно-исследовательский компонент (направлен на координацию научно-исследовательской работы);
- воспитательный компонент (предназначен для реализации плодотворного взаимодействия субъектов образовательного процесса во внеучебной жизни).
Несмотря на различное понимание структуры электронной информационно-образовательной среды, большинство исследователей включают в нее следующие обязательные элементы: официальный сайт, электронную библиотечную среду и систему дистанционного обучения. Состав других элементов ЭИОС вариативен.
На наш взгляд, в структуре ЭИОС общеобразовательной организации также должен иметь место определенный набор компонентов (см. табл. 1):
1 Ягафаров Ш. Ш., Цыганенко М. А. Развитие электронной информационно-образовательной среды ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» // Новые информационные технологии в образовании: материалы УШ Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 10-13 марта 2015 г.). - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2015. - С. 396-399.
Таблица 1
Компоненты ЭИОС школы
Компоненты № п/п Составляющие ЭИОС
Организационно-управленческий 1 Электронный документооборот
2 Электронная учительская
3 Электронное расписание
Регламентная подсистема 4 Локальные нормативные акты, регламентирующие ЭИОС
Информационный 5 Официальный сайт
6 Корпоративная почта
7 Каталоги электронных образовательных ресурсов
8 Электронная библиотечная среда
Процессуально-деятельност-ный 9 Электронные УМК
10 Создание и внедрение образовательных программ, реализуемых с помощью дистанционных образовательных технологий
Оценочно-результативный 11 Электронный дневник
12 Электронное портфолио учителя
13 Электронное портфолио ученика
Технико-технологический 14 Аппаратное обеспечение
15 Программное обеспечение
Кадровый 16 Наличие кадров, способных использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе
С целью выявления степени сформированности ЭИОС общеобразовательной организации каждую из представленных в табл. 1 составляющих оценили следующим образом: 0 - не сформирована или отсутствует; 1 - частично сформирована или присутствует не в полном объеме; 2 - полностью сформирована.
Весовые коэффициенты для каждой составляющей (с отметкой значимости от 0 -совсем не значима до 1 - наиболее значима) представлены в табл. 2.
Таблица 2
Весовые коэффициенты составляющих ЭИОС общеобразовательного учреждения
Составляющие ЭИОС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
0,3 0,3 0,5 0,9 0,8 0,2 0,8 0,5 0,8 0,8 0,7 0,5 0,5 0,8 0,8 0,8
Принимая во внимание весовые коэффициенты при оценке составляющих ЭИОС, можно максимально получить 20 баллов. Исходя из этого будем считать, что ЭИОС общеобразовательного учреждения не сформирована, если в ходе оценки получено не более 8 баллов, частично сформирована - при результате 8-15 баллов включительно, практически или полностью сформирована - более 15 баллов.
Если ЭИОС не сформирована или частично сформирована, то на основе анализа материальных и технических возможностей общеобразовательного учреждения со-
ставляется план мероприятий по ее созданию, развитию и внедрению.
План включает в себя 3 этапа:
1. Подготовительный этап. Подразумевает создание рабочей группы, изучение действующего законодательства, определение компонентов структуры ЭИОС, составление локальных нормативно-правовых актов.
Современная образовательная организация не может считаться эффективной без соответствия требованиям законодательства. По этой причине формирование и развитие электронной информационно-образовательной среды должно иметь нормативно-правовую базу. Она включает в себя следующие законодательные акты Российской Федерации:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3;
- Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» и др.
Порядок формирования и функционирования ЭИОС конкретного образовательного учреждения, а также ее структура должны регулироваться «Положением об электронной информационно-образовательной среде».
Кроме того, на данном этапе выявляются проблемы организации и эффективного функционирования ЭИОС.
Отметим, что наиболее актуальными из них являются следующие:
- отсутствие дополнительного финансирования для формирования материально-технической базы ЭИОС;
- недостаточная ИКТ-компетентность педагогического состава, отсутствие мотивации;
- небольшой процент педагогов, активно использующих в работе разнообразные электронные образовательные ресурсы, элементы дистанционных образовательных технологий при организации и проведении занятий;
- низкая активность использования ресурсов платформ дистанционного обучения, преобладание консультаций по электронной почте, в соцсетях;
- отсутствие методической поддержки разработки и функционирования электронного информационно-образовательного пространства на региональном уровне;
- неподготовленность обучающихся к использованию ЭИОС, отсутствие навыков и умений в области поиска и обработки информации, что, возможно, связано с
преобладанием информативных методов обучения; младшие школьники нуждаются в помощи родителей для взаимодействия в электронной среде.
2. Основной этап. Предполагает работу по созданию отсутствующих и развитию существующих компонентов ЭИОС в школе. Последовательное внедрение компонентов ЭИОС в учебный процесс. На данном этапе будет иметь большое значение мониторинг проведенных мероприятий и анализ полученных результатов.
Основными перспективными направлениями деятельности по развитию и внедрению электронной информационно-образовательной среды можно назвать следующие:
- проработка нормативно-правовой базы;
- сбор и каталогизация электронных образовательных ресурсов по предметам учебного плана;
- повышение уровня мотивации педагогов к использованию средств и возможностей электронной информационно-образовательной среды за счет стимулирующей части оплаты труда. Часть аудиторной нагрузки следует перераспределить на осуществление подготовки и проведение занятий с помощью дистанционных образовательных технологий, в том числе с привлечением возможностей отделения дополнительного образования;
- повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов за счет прохождения курсов повышения квалификации, обмена опытом, посещения школьных, районных, городских семинаров;
- организация системы методической поддержки учителей в условиях электронного информационно-образовательного пространства;
- организация специальной структуры управления образовательным процессом, создание внутренней системы электронного документооборота, автоматизация деятельности административно-управленческого аппарата, создание платформы для внутреннего взаимодействия педагогического и управленческого персонала;
- выбор и внедрение платформы обучения;
- проведение обучающих мероприятий для учащихся и родителей по формированию навыков информационного поиска, работы со справочной литературой, организации работы на платформе дистанционного обучения; организация консультативной помощи; организация семинаров, мастер-классов и т. д.
3. Заключительный этап. Включает в себя подведение итогов и рефлексию.
Для развития и совершенствования ЭИОС общеобразовательной организации необходимо соблюдение ряда условий:
- оснащение учреждения современным аппаратным и программным обеспечением;
- разработка и внедрение в учебный процесс электронных образовательных ресурсов;
- использование дистанционных образовательных технологий в обучении, их сочетание с традиционными формами;
- автоматизация процессов информационно-методического обеспечения;
- организация автоматизированного управления делопроизводством образова-
тельных организаций;
- подготовка кадров, способных использовать информационные технологии в учебном процессе;
- повышение мотивации педагогов к активному внедрению в образовательную деятельность информационных технологий.
Выводы
Современная система образования должна создавать условия для обучения, воспитания и развития выпускника, обладающего компетенциями, необходимыми для успешной самореализации. Развитие вышеназванных компетенций возможно лишь в образовательном пространстве, использующем современные цифровые и электронные средства, отвечающие потребностям информационного общества.
По этой причине школа должна обеспечить функционирование и развитие ЭИОС: разработать ее структурную организацию и внедрить компоненты электронной информационно-образовательной среды в собственную деятельность.
Кроме того, соблюдение организационно-методических условий, к числу которых относятся комплексное планирование деятельности организации по развитию электронного образовательного пространства и обеспечение учебно-методическими ресурсами процесса подготовки и обучения педагогических работников использованию компонентов электронной информационно-образовательной среды школы и последующее методическое сопровождение, можно считать критерием успешности внедрения ЭИОС в образовательное учреждение.
Список литературы
Амбросенко Н. Д. Концепция формирования электронной информационной образовательной среды университета // Проблемы современной аграрной науки: материалы Международной заочной научной конференции (Красноярск, 15 октября 2017 г.) / под редакцией
B. Л. Бопп, Ж. Н. Шмелевой. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2017. - С. 195-198.
Анофрикова Н. С., Шихова Е. М. Электронная информационно-образовательная среда СГУ и ее возможности для организации обучения. - Саратов: Саратовский государственный университет, 2015. - 41 с.
Государев И. Б. Построение компетентностной модели электронной информационно-образовательной среды // Непрерывное образование: XXI век. - 2016. - Вып. 1 (13). - URL: https://lll21.petrsu.ru/joumal/article.php?id=3065 (дата обращения: 12.07.2020).
Добудько Т. В., Сушков С. А. Формирование готовности преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий электронной информационно-образовательной среды образовательной организации при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования // Информационные технологии в социальной сфере: материалы VI Международной научно-практической конференции (Самара, 29 ноября 2018 г.) / под редакцией Т. В. Добудько, В. И. Пугача, В. Н. Аниськина. - Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2018. - С. 35-43.
Закревская Н. Г., Филиппов С. С. Формирование электронной информационно-образовательной среды университета // Высшее образование в России. - 2016. - № 11. -
C. 153-157.
Закревская Н. Г., Филиппов С. С., Капустина Е. В. Организационно-правовое обеспечение развития электронной информационно-образовательной среды университета // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 83-89.
Истомина И. М. Формирование компетенций обучающихся в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза // Образовательные технологии и общество. -2017. Т. 20. - № 2. - С. 419-435.
Карасик А. А. Электронная информационно-образовательная среда университета: архитектура и функции // Новые информационные технологии в образовании: материалы IX Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 15-18 марта 2016 г.). - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2016. -С. 164-169.
Костылев Д. С., Саляева Е. Ю., Ваганова О. И., Кутепова Л. И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 2 (15). - С. 80-82.
Мрочко Л. В., Мрочко О. Г., Яковчук Т. Г. Электронная информационно-образовательная среда вуза: мониторинг достижений студента (по опыту исследования) // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2019. - № 1 (21). - С. 149-154.
Осокин А. Е., Алькова Л. А. Система Moodle как средство реализации электронной информационно-образовательной среды вуза // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2016. - № 8 (16). - С. 58-59.
Прохоренков П. А. Этапы формирования электронной информационно-образовательной среды вуза // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 2-2. -С. 291-294.
Прохорова О. Н., Гущин А. В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE. Электронное обучение и электронная образовательная среда» // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 3 (11). - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/81/82# (дата обращения: 12.07.2020).
Серафимович И. В., Конькова О. М., Райхлина А. В. Формирование электронной информационно-образовательной среды вуза: интеракция, развитие профессионального мышления, управление // Открытое образование. - 2019. - Т. 23. - № 1. - С. 14-26.
Степанова Т. Ю., Мамаева Н. А. Формирование познавательной активности в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза // Вестник Омского государственного аграрного университета. - 2015. - № 3 (19). - С. 90-95.
Сэкулич Н. Б. Электронная информационно-образовательная среда университета: принципы построения и структура // Вестник Бурятского государственного университета. - 2016. -№ 4. - С. 114-120.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.07.2020).
Шестакова М. В., Белая Н. А., Севастьянова Е. В., Богданов А. А., Зелянин А. Д. Основные компоненты электронной информационно-образовательной среды вуза в условиях Арктической зоны Российской Федерации // Научные труды SWorld. - 2015. - Т. 8. - № 2 (39). -С. 16-28.
Ягафаров Ш. Ш., Цыганенко М. А. Развитие электронной информационно-образовательной среды ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» // Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 10-13 марта 2015 г.). - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2015. - С. 396-399.
References
Ambrosenko N. D. Kontseptsiia formirovaniia elektronnoi informatsionnoi obrazovatel'noi sredy universiteta [The framework for the formation of electronic informational and educational environment at university]. Problemy sovremennoi agrarnoi nauki: materialy Mezhdunarodnoi zaochnoi nauchnoi konferentsii (Krasnoiarsk, 15 oktiabria 2017 g.) [Problems of modern agrarian science: Proceedings of the international scientific conference with remote participation (Krasnoyarsk, October 15, 2017); ed. by V. L. Bopp, Zh. N. Shmeleva]. Krasnoiarsk: Krasnoiarskii gosudarstvennyi agrarnyi universitet, 2017, pp. 195-198.
Anofrikova N. S., Shikhova E. M. Elektronnaia informatsionno-obrazovatel'naia sreda SGU i ee vozmozhnosti dlia organizatsii obucheniia [Electronic informational and educational environment in SSU and its training opportunities]. Saratov: Saratovskii gosudarstvennyi universitet, 2015. 41 p.
Gosudarev I. B. Postroenie kompetentnostnoi modeli elektronnoi informatsionno-obrazovatel'noi sredy [Formation of the competence model of electronic information-educational environment]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek [Lifelong education: the XXI century], 2016, iss. 1 (13). Available at: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3065 (accessed: 12.07.2020).
Dobud'ko T. V., Sushkov S. A. Formirovanie gotovnosti prepodavatelei k ispol'zovaniiu infor-matsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii elektronnoi informatsionno-obrazovatel'noi sredy obra-zovatel'noi organizatsii pri realizatsii osnovnykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm vysshego obrazovaniia [Formation of teachers' readiness to use information and communication technologies of the electronic informational and educational environment in the educational organization when implementing the main professional educational programs of higher education]. Infor-matsionnye tekhnologii v sotsial'noi sfere: materialy VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Samara, 29 noiabria 2018 g.) [Information technologies in the social sphere: Proceedings of the VI International research and practice conference (Samara, November 29, 2018); ed. by T. V. Dobud'ko, V. I. Pugach, V. N. Anis'kin]. Samara: Samarskii gosudarstvennyi sotsial'no-pedagogicheskii universitet, 2018, pp. 35-43.
Zakrevskaia N. G., Filippov S. S. Formirovanie elektronnoi informatsionno-obrazovatel'noi sredy universiteta [Development of the university electronic information environment]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2016, no. 11, pp. 153-157.
Zakrevskaia N. G., Filippov S. S., Kapustina E. V. Organizatsionno-pravovoe obespechenie razvitiia elektronnoi in-formatsionno-obrazovatel'noi sredy universiteta [Organizational and legal support of the development of electronic informational and educational environment of the university]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific theory journal of P. F. Lesgaft University], 2016, no. 4 (134), pp. 83-89.
Istomina I. M. Formirovanie kompetentsii obuchaiushchikhsia v usloviiakh elektronnoi infor-matsionno-obrazovatel'noi sredy vuza [Developing students' competencies in the electronic informational and educational environment at university]. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [Educational technologies and society], 2017, vol. 20, no. 2, pp. 419-435.
Karasik A. A. Elektronnaia informatsionno-obrazovatel'naia sreda universiteta: arkhitektura i funktsii [Electronic informational and educational environment at university: architecture and functions] . Novye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: materialy IX Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Ekaterinburg, 15-18 marta 2016 g.) [New information technologies in education: Proceedings of the IX International research and practice conference (Yekaterinburg, March 15-18, 2016)]. Ekaterinburg: Rossiiskii gosudarstvennyi professional'no-pedagogicheskii universitet, 2016, pp. 164-169.
Kostylev D. S., Saliaeva E. Iu., Vaganova O. I., Kutepova L. I. Realizatsiia trebovanii fede-ral'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta k funktsionirovaniiu elektronnoi infor-
matsionno-obrazovatel'noi sredy instituta [The implementation of the requirements of the federal state educational standards to the functioning of the electronic informational and educational institute environment]. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiia [ASR: Pedagogy and Psychology], 2016, vol. 5, no. 2 (15), pp. 80-82.
Mrochko L. V., Mrochko O. G., Iakovchuk T. G. Elektronnaia informatsionno-obrazovatel'naia sreda vuza: monitoring dostizhenii studenta (po opytu issledovaniia) [Electronic information educational environment of a university: student achievement monitoring (based on research experience)]. Ekonomicheskie i sotsial'no-gumanitarnye issledovaniia [Economical and social-humanitarian research], 2019, no. 1 (21), pp. 149-154.
Osokin A. E., Al'kova L. A. Sistema Moodle kak sredstvo realizatsii elektronnoi informatsionno-obrazovatel'noi sredy vuza [Moodle as a means of implementing the electronic information-educational environment of higher education institution]. Informatsiia i obrazovanie: granitsy kom-munikatsii [Information and education: borders of communication], 2016, no. 8 (16), pp. 58-59.
Prokhorenkov P. A. Etapy formirovaniia elektronnoi informatsionno-obrazovatel'noi sredy vuza [Stages of formation of electronic information-educational environment of high school]. Mezhdu-narodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniia [International journal of experimental education], 2016, no. 2-2, pp. 291-294.
Prokhorova O. N., Gushchin A. V. Formirovanie elektronnoi informatsionno-obrazovatel'noi sredy Mininskogo universiteta na pervom etape realizatsii proekta "DE. Elektronnoe obuchenie i elektronnaia obrazovatel'naia sreda" [Formation of the informational and educational environment at Minin university at the first stage of the project "DE. Electronic training and electronic and educational environment]. Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Minin University], 2015, no. 3 (11). Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/81/82# (accessed: 12.07.2020).
Serafimovich I. V., Kon'kova O. M., Raikhlina A. V. Formirovanie elektronnoi informatsionno-obrazovatel'noi sredy vuza: interaktsiia, razvitie professional'nogo myshleniia, upravlenie [Formation of the university electronic information-educational environment: interaction, development of professional thinking, management]. Otkrytoe obrazovanie [Open education], 2019, vol. 23, no. 1, pp. 14-26.
Stepanova T. Iu., Mamaeva N. A. Formirovanie poznavatel'noi aktivnosti v usloviiakh elektron-noi informatsionno-obrazovatel'noi sredy vuza [The formation of students' cognitive activity in the conditions of the electronic information and education environment of higher education institution]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Vestnik of Omsk Sate Agrarian University], 2015, no. 3 (19), pp. 90-95.
Sekulich N. B. Elektronnaia informatsionno-obrazovatel'naia sreda universiteta: printsipy postroeniia i struktura [University electronic educational environment: principles and structure]. Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Buryat State University], 2016, no. 4, pp. 114-120.
Federal'nyi zakon "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii" ot 29.12.2012 № 273-FZ [Federal Law "On Education in the Russian Federation" of 29.12.2012 № 273-FZ]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 12.07.2020).
Shestakova M. V., Belaia N. A., Sevast'ianova E. V., Bogdanov A. A., Zelianin A. D. Osnovnye komponenty elektronnoi informatsionno-obrazovatel'noi sredy vuza v usloviiakh Arkticheskoi zony Rossiiskoi Federatsii [The main components of electronic informational and educational environment in the university of the Russian Arctic]. Nauchnye trudy SWorld [Scientific papers SWorld], 2015, vol. 8, no. 2 (39), pp. 16-28.
Iagafarov Sh. Sh., Tsyganenko M. A. Razvitie elektronnoi informatsionno-obrazovatel'noi sredy FGBOU VPO "Cheliabinskii gosudarstvennyi universitet" [Development of the electronic informa-
tional and educational environment FSBEI of Higher Education "Chelyabinsk State Univeristy"]. Novye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: materialy VIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Ekaterinburg, 10-13 marta 2015 g.) [New information technologies in education: Proceedings of the VIII International research and practice conference (Yekaterinburg, March 10-13, 2015)]. Ekaterinburg: Rossiiskii gosudarstvennyi professional'no-pedagogicheskii universitet, 2015, pp. 396-399.
Для цитирования: Голанова А. В., Голикова Е. И. Формирование электронной информационно-образовательной среды школы в современных условиях // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2021. - № 1 (100). - С. 165-179. https://doi.org/10.238-59/1994-0637-2021-1-100-13
For citation: Golanova A. V., Golikova E. I. Formation of the electronic informational and educational environment at school under current conditions. Cherepovets State University Bulletin, 2021, no. 1 (100), pp. 165-179. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-1-100-13
Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Сведения об авторах
Кандидат педагогических наук, доцент, https://orcid.org/ 0000-0002-2126-5193, a.golanova@lengu.ru, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина (д.10, лит. А, Петербургское шоссе, 196605 Санкт-Петербург, г. Пушкин, Российская Федерация) / Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, https://orcid.org/0000-0002-2126-5193, a.golanova@len-gu.ru, Pushkin Leningrad State University (10, lit. A, Peter-burgskoe sh., 196605 St Petersburg, Pushkin, Russian Federation).
Кандидат педагогических наук, доцент, https://orcid.org/ 0000-0001-8129-2655, e.golikova@lengu.ru, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина (д.10, лит. А, Петербургское шоссе, 196605 Санкт-Петербург, г. Пушкин, Российская Федерация) / Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, https://orcid.org/0000-0001-8129-2655, e.golikova@len-gu.ru, Pushkin Leningrad State University (10, lit. A, Peter-burgskoe sh., 196605 St Petersburg, Pushkin, Russian Federation).
Статья поступила в редакцию: 05.10.2020 Одобрена после рецензирования: 12.11.2020 Принята к публикации: 20.11.2020
Анна Викторовна Голанова / Anna V. Golanova
Екатерина Ивановна Голикова / Ekaterina I. Golikova
The article was submitted: 05.10.2020 Approved after reviewing: 12.11.2020 Accepted for publication: 20.11.2020