офицера, сломать сложившиеся у него динамические стереотипы, сформировать потребности в положительном поведении.
Основным способом реализации диагностической и восстановительной функций процесса профилактики и перевоспитания является метод переубеждения, который применяется в тесной связи с методами убеждения и самоубеждения, который дополняется методами переучивания и отучения, «реконструкции характера», «взрыва».
Корректирующая и прогностическая функции процесса предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения курсантов реализовываются через методы критики и самокритики, опосредованного педагогического воздействия, перспективных линий и др.
Превентивно-профилактическая работа с курсантами ведется в различных формах: коллективной, групповой, индивидуальной. Последней отводится особая роль. Она предполагает организацию деятельности с конкретным человеком в течение определенного времени для решения конкретних педагогических задач и включает: глубокое изучение индивидуально-психологических
особенностей подчиненного как личности; определение программы воспитательной работы с ним, использование всех потенциалов метидов, форм и средств воспитания; объединение усилий всех воспитателей и потенциалов воинских коллективов; постоянный контроль за ходом и анализ результатов индивидуальной воспитательной работы.
Все это позволяет нам говорить, организация профилактики отклоняющегося поведения курсантов предполагает: их воздействие на основные факторы,
способствующие формированию отклоняющихся форм поведения; согласованность работы различных служб, форм методов превентивной педагогики; постоянное повышение устойчивости личности, расширение позитивного жизненного опыта курсантов, используя ситуации успеха.
Библиографический список
Ш Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993.
2. Вдовюк В.И., Герасимов В.Н. Педагогические аспекты перевоспитания военнослужащих срочной служб! : - М., 1991.
3. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации / под ред. И. А. Липского. -М., 1995.
4. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. - М., 1995.
5. «Группа риска», диагностика тревожных и депрессивных состояний у военнослужащих - М, 1994.
6. Калюжный А. Изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащих, особенности организации индивидуально-воспитательной работы в отделении, расчете, экипаже, взводе // Ориентир. - 2007 - №2. -С. 55-59.
7. Кудрявцев Ю.М. Подготовка курсантов вузов к работе по предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих. - Казань, 2000.
8. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации t под общ. ред. И.А. Алехина - М., 2003.
Н.П.Филиппов
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В УЧЕБНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Компетентность как интегральное проявление профессионализма выражается в способе решения задач и является интегральным показателем профессионального развития. фактором саморазвития; стимулирует самореализацию специалиста. Такое понимание дает ученым возможность рассматривать профессиональную
компетентность как фактор, содействующий непрерывному самообразованию специалиста
В период структурных и качественных изменений в экономике России, развития рынка труда и рынка образовательных услуг, эффективность экономического образования в значительной мере определяется уровнем профессиональной
естник КГУ им. H.A. Некрасова» 2007 Том 13
©Н.П. Филиппов 2007
Формирование экономической компетентности курсантов военного вуза
компетенции самих преподавателей, а так же развитием адаптационных способностей личности к новым видам профессиональной деятельности. Для системы экономического образования одной из главных задач сегодня должно стать воспитание позитивного отношения к современному процессу преобразований как структурному компоненту экономической компетентности.
Подготовка специалистов, способных хорошо работать в современных условиях экономики, имеющих определенный уровень экономической компетентности, становится первой по актуальности и не менее острой по решению Эффективность процесса подготовки обеспечивается не только системой обучения будущих специалистов, но и системой их воспитания. Воспитание личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации является составной частью их строительства и реформирования. Основной целью воспитания личного систава является определение роли и места этого компонента образования в процессе воинской деятельности в мирное и военное время, исходных методологических принципов для разработки воспитательной системы в Вооруженных Силах Российской Федерации на этапе их строительства и реформирования.
Особенно важно разрешить этот вопрос в отношении будущих военных экономистов так как сегодня в Вооруженных Силах отмечается рост авторитета финансиста, от которого требуется максимальная решительность и ответственность, работоспособность, самостоятельность, спосооность управлять деятельностью других должностных. лиц в вопросах развития финансово-экономической сферы воинской части. В этой связи для специалиста финансоро-экономической службы становится важным знать порядок организации и особенности экономической деятельности части, а следовательно, быть компетентным в этом вопросе, быть готовым включиться в новые социально-экономические отношения, иметь опыт экономического поведения, обладать социально- и экономически-значимыми качествами личности.
Рассмотрев теоретические подходы к пониманию экономической компетентности, обобщив опыт военных и гражданских вузов по формированию данного аспекта подготовки специалистов, под экономической компетентностью мы понимаем результат усвоения экономических
знаний и умений, формирования социально-значимых качеств личности, экономического мышления и поведения, а также формирования ценностного отношения к процессу приобретения и применения экономической информации, включения в социально-экономические отношения и готовность выполнять экономические действия.
Формирование экономической
компетентности курсантов военного вуза целесообразно рассматривать в качестве элемента системы их профессионального воспитания, представляющего собой процесс развития экономических знаний и умений, личностных качеств, социального опыта, результатом которого выступает готовность к экономическим действиям, личностно -и социально-значимой деятельности по отношению к объектам реальной действительности.
Процесс Формирования экономической компетентности у курсантов предполагает приобретение экономических знаний, умений, развития экономически значимых качеств личности, потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентации, проявление экономической компетентности в поведении и деятельности.
Формирование экономической
компетентности у курсантов военного вуза связано с развитием культуры экономического мышления (выработкой адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, обеспечение умений выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций); формирование базового уровня экономических знаний, необходимых для ориентации и социальной адаптации курсантов в условиях происходящих изменений в российском обществе, а так же для профессиональной ориентации выпускников: выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений; формирование способности к саморазвитию, самообразованию, воспитание у студентов инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений.
Наша опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Ярославской военной финансово-экономической академии,
Экспериментальная работа проводилась с курсантами 1-5 курсов специальности 080105 -«Финансы и кредит». В работе по формированию
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология Социокинетика ♦ № 3, 2007
экономической компетентности курсантов принимали участие профессорско-
преподавательский состав, командиры батальонов, взводов и рот. На протяжении всего периода обучения курсанта (с 1 по 5 курс) в академии организовывался регулярный обмен опытом курсантов со студентами экономического факультета Ярославского государственного университета по
профессиональным вопросам, регулярно проводились круглые столы, встречи-диспуты преподавателей и курсантов старших курсов с ведущими экономистами, руководителями предприятий и организаций города и области, а также с руководством ФЭС МВО и Главного финансово-экономического управления. В 2007 году на базе академии, при нашем участии, был создан внештатный консультационный центр для консультирования курсантов младших курсов, офицеров и членов их семей, гражданского персонала по экономическим вопросам. Консультантами в данном центре наряду с преподавателями выступали курсанты-старшекурсники. В течение года для курсантов первого курса было организовано посещение предприятий, банков, аудиторских фирм г. Ярославля в целях ознакомления с особенностями их функционирования в новых экономических условиях.
Экономическая компетентность курсантов формируется непосредственно в учебной деятельности. Это происходит на лекционных згнятиях, за счет таких типов лекций как информационная (описательно-иллюстративная), проблемная лекция визуализация, бинарная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция -пресс-конференция. Наиболее эффективной, на наш «згляд, является проблемная лекция, в ходе которой возникает необходимость творческой деятельности курсантов, связанной с научным анализом изучаемой проблемы, поиском оригинального решения. Для проблемного изложения отбираются узловые, важнейшие разделы курса, котооые в своей совокупности составляют основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являются наиболее сложным и для будущей профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения курсантами. Углубление и расширение знаний и навыков на основе содержания лекций происходят на практических занятиях. К практическим занятиям относятся различные формы учебной работы
курсантов, в том числе семинары, индивидуальны собеседования, самостоятельная работа под руководством преподавателя, на коюрые в военных институтах приходится большая часть учебного времени. Наряду с такими основными видами учеоных занятий, как лекции, семинары, индивидуальные собеседования в Ярославской военной финансовой академии в последние годы активно используется самостоятельная работа курсантов под руководством преподавателя в аудиторное (учебное) время, которая пока еще во многом представляет невостребованный резерв профессионального обучения, и способствует формированию их экономической компетентности. Самостоятельная работа в данном случае предполагает непосредственное педагогическое руководство преподавателя, при котооом постепенно усиливается доля собственной самостоятельной активности курсантов. Одной из эффективных форм работы с курсантами является индивидуальный план обучения. Его сущность заключается в совместной творческой работе преподавателя и обучаемого как коллег. Такая связь призвана исуществить: 1) наиболее эффективное, целенаправленное управление познавательной деятельностью курсантов при самостоятельном (аудиторном и внеаудиторном) изучении теоретических и практических вопросов учебных дисциплин; 2) взаимное информирование о качестве усвоения знаний, о трудностях научного и методического характера, с которыми сталкивают: оба участника процесса обучения; 3) поиск на основе учета индивидуальных способностей курсантов путей преодоления или устранения препятствий, которые снижают эффективность их обучения и воспитания. Все это способствует эффективности процесса формирования экономической компетентности курсантов.
В тоже время, большое значения для формирования экономической компетентности курсантов в процессе обучения в вузе имеет внеаудиторная деятельность. Нами был составлен и претворялся в жизнь академии план по экономическому воспитанию курсантов, способствующий процессу формированиях их экономической компетентности. Данный план предполагал организацию и проведение мероприятий в зависимость от курса обучения курсанта На 1 курсе ежегодно проводится тематический вечер: «Твоя будущая профессия», на
116
Честник КГУ им. НА. Некрасова* 2007. Том 13
котором курсанты разных курсов и специальностей представляют свое видение профессии. Кроме этого, командиры рот разрабатывают тематику бесед по экономии и иережливости, обеспечению сохранности военного имущества и проводят в подразделениях часы воспитательной работы. Большое внимание на первом курсе уделяется знакомству курсантов с будущей профессиональной деятельностью по средствам посещения различных предприятий, фирм, экономических отделов.
Для курсантов второго курса нами в рамках реализации данного плана была организована встречу курсантов второго курса с преподавателями кафедры экономической теории и курсантами четвертого и пятого курсов по вопросам обмена опытом при проведении войсковой стажировки и изучения организации экономической работы в войсках. Нами был проведен диспут «Состояние современной экономической науки в стране», который позволил стимулировать развитие экономического мышления курсантов, приобщить их к процессу приобретения и применения экономической информации.
На третьем курсе большое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности курсантов. Для этого было организовано участие курсантов в научно-практических конференциях, теоретических и методических семинарах в различных вузах г. Ярославля по актуальным проблемам экономики. Кроме этого каждый семестр в подразделениях проходят курсы на лучшую курсовую работу. С помощью кафедр Экономических теорий и военной экономики и Финансов и кредита нами была организована и проведена во взводах экономическая интеллектуальная игра «Биржа идей». Данная форма способствует социализации курсанта не столько через изучение основ экономической деятельности, сколько через создание условий, побуждающих личность к саморазвитию к пониманию договорной основы общественных отношений и их закономерностей, особенно в условиях рынка. В ходе игры курсантами осваиваются правила поведения и роли социальной группы, переносимые затем в "большую" жизнь; рассматриваются возможности самих групп, коллективов-аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре; приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики
курсантор, необходимые для достижения поставленных игровых целей; накапливаются культурные традиции внесённые в игру участниками, препс цавате пями, привлечёнными дополнительными средствами - наглядны ни пособиями, учебниками.
На четвертом курсе в рамках реализации плана был разработан и проведен опганизационно-методический семинар на тему «Оптимальное соотношение административных, экономических и социально-психологических методов в управлении финансовым обеспечением войск», деловая игра: «Пути совершенствования финансового обеспечения войск с учетом требований военно-экономической теории и реализации положений военной доктрины». Кроме этого, в феврале 2007 года была проведена конференция на тему: «Реализация требований приказов МО РФ по режиму .жономии в повседневной жизни и хозяйственной деятельности института» с привлечением ведущих экономистов области и военных экономистов Вооруженных сил Российской Федерации. В эти мероприятия были включены курсанты младших курсов, с целью формирования у них представления о будущей профессиональной деятельности, о возможностях самореализации в процессе обучения в академии.
Курсанты пятого курса на базе телецентра академии создали инициативную группу по подготовке видеотеки с экономическими обзорами, записью выступлений ведущих экономистов, с видеоматериалами из войск, касающихся экономической работы, деятельности финансовых служб частей и соединений. В течение учебного года курсанты пятого курса привлекались к проведению в воинских частях гарнизона, школах, на предприятиях города выступлений по актуальным экономическим темам.
В течение трех лет в академии были организованы «Военные коммерческие предприятия» (далее — компании), основными задачами, которых являлись: формирование у курсантов навыков социального взаимодействия в процессе экономической деятельности, освоение новых социальных ролей (руководитель, маркетолог, производитель, аудитор, финансист и других), организация всех этапов финансовой деятельности, приобщение к условиям рынка, получение прибыли. Использование данной формы позволяло определить объем знаний, умений, навыков, необходимых для участия в экономической деятельности,
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3, 2007
сформировать мотивы и ценностные установки к участию в экономической и социально-значимой деятельности, развить умения разработки и реализации социальных и экономических проектов. В процессе управления компанией курсанты проявляли личную заинтересованность в результате деятельности, включались в межличностное взаимодействие и погружались в атмосферу конкуренции. После каждого этапа по организации производства происходит обсуждение процесса,
анализ и корректировка деятельности. Тем самым достигается эффект саморазвития, самообразования, саморегуляции личности. Работая в компании, курсант имеет возможность на практике применить полученные знания и опыт осуществления экономической деятельности и экономического поведения. Курсанты в ходе работы компаний создают социально-экономические проекты, которые воплощают в жизнь во время ежегодных стажировок и практик.
О. П. Иваненко
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены методические аспекты формирования композиционных навыков в процессе вузовской пиоготовки художников-педагогов. Изложены основные технологические особенности классической живописи - как фактора способствующего систематизации теоретического материала и организации практических занятий по дисциплине композиция на художественно-графических факультетах чедигогических вузов.
В современной системе художественно-педагогического образования важное месте отводится вопросам рациональной методики становления и развития профессиональных умений и навыков, способствующих быстрой и эффективной подготовке специалистов. Необходимым компонентом профессиональной подготовки художников-педагогов является композиционное мастерство, которое следует рассматривать как умение использовать средства, правила и законы композиции в достижении главной цели искусства -- создании художественного произведения. Творческим процесс во многом опирается на интуицию, эстетическое впечатление, которым нельзя научить путем аналитических построений, однако, рассматривая объективные основания композиции, можно с уверенностью говорить об их существенном значении в его развитии.
Формирование композиционного
мастерства происходит путем развития композиционных навыков, к основным задачам которых относятся постижение закономерностей построения изображения на плоскости, овладение
навыками материального воплощения художественного образа. Последовательное усвоение технических особенностей многослойной живописи, а также установление взаимосвязи с композиционными принципами содержит в себе широкие возможности для систематизации процесса овладения композиционными навыками, способствует формированию понятий как абстрактно-иощих признаков основных компонентов композиционной структуры, предполагает эффективные результаты в области теории и организации практических занятий по композиции.
Говоря о приоритетах композиционных принципов, необходимо прежде всего рассмотреть законы композиции, составляющие основу теоретической подготовки. Первостепенным из них является закон цельности. В основе закона цельности художественного произведения, в том числе и композиции картины, по мнению Е.А. Кибрика, Е.В. Шорохова и других специалистов, лежит так называемая конструктивная идея, которая представляет собой сочетание основных масс - пятен на картинной плоскости и их наиболее выразительную
118
Яестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007 Том 13
©О.П. Иваненко, 20С