Формирование экономической грамотности у учащихся начальной
школы
Шепель Л. А.1, Кушхова Н. Л.2
'Шепель Лариса Алексеевна / Shepel Larisa Alekseevna - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, филиал Адыгейского государственного университета в ауле Кошехабль,
республика Адыгея;
2Кушхова Нафисет Лелевна /Kushxova Nafiset Lelevna -учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 5, аул Блечепсин, республика Адыгея
Аннотация: основная причина низкой экономической грамотности младших школьников состоит в том, что в начальной школе нет системы работы в этом направлении, и учителя начальных классов не имеют специальной научно-методической подготовки в области экономики.
Abstract: the main reason for the lack of economic literacy of younger students is that in elementary school there is no system of work in this direction, and primary school teachers do not have a special scientific and methodological training in the field of economics.
Ключевые слова: экономика, программа, начальная школа, математика, игра. Keywords: economics program, elementary school, math game.
Требования нового Федерального государственного стандарта начального общего образования показывают, что изучение экономики в начальных классах становится реалией современной школы. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практике работы начальной школы, зависит успешность социализации учащихся в будущем. Практически же выявлено, что, несмотря на то, что идей, методических наработок появляется много, продуктивность работы по экономическому образованию и воспитанию младших школьников невысока.
По заданию - нарисовать экономику и экономические отношения дети изображают больных и старых людей, деньги, явления природы, банки. Из этого следует, что экономические понятия и отношения у детей младшего школьного возраста в подавляющем большинстве не сформированы. Отчетливо проявляется тенденция связи оценки знаний по экономике со знаниями по математике.
На наш взгляд, основная причина низкой эффективности работы в этом направлении состоит в том, что в ней нет системы, так как учителя начальных классов не имеют специальной научно-методической подготовки в области экономики. К тому же используются традиционные подходы, методы и способы обучения и воспитания без учета специфики формирования основ экономической грамотности младших школьников и самого предмета «Экономика». Отсутствует единая апробированная программа курса «Экономика» для младших школьников, а огромное множество имеющейся учебно-методической литературы по данной теме еще раз доказывает известную истину, что большое количество не всегда адекватно высокому качеству.
Анализ и практический опыт работы в школе однозначно привел нас к выводу, что экономическое образование и воспитание школьников не только заставляет ребенка ориентироваться в происходящей действительности, но и формирует деловые качества личности, что является одним из требований ФГОС к результатам обучающихся и освоивших основную образовательную программу начального общего образования.
Поэтому актуальной является мысль о том, что если выявить первоочередные проблемы экономического образования школьников и связать его с математическим образованием в начальной школе, то можно определить и обосновывать примерное содержание обучения основам экономических знаний в начальных классах.
С этих позиций, определив степень разработанности проблемы, методологическую основу и методы обучения, научную новизну, теоретическую и практическую значимость проблемы, мы разработали программу экономического образования младших школьников. В эту программу вошли три специальных курса и программы, отражающих не только содержание обучения экономике, но и содержание воспитания.
Мы раскрываем методику формирования основ экономических знаний в начальной школе, содержание и структуру экономического образования детей младшего школьного возраста и предлагаем методику использования задач с экономическим содержанием в курсе математики начальной школы в игровом стиле. Каждая спроектированная нами игра представляет собой приближенный к экономическим аспектам вид учебно-познавательной деятельности. Цель предлагаемой нами программы: знакомство с элементарными экономическими категориями, которые окружают всех нас в повседневной жизни.
Задачи программы:
• знакомство и восприятие экономических категорий на индивидуальном уровне;
• понимание экономических категорий в рамках программы;
• умение понимать экономические категории и применять их в игровых ситуациях.
Разрабатывая игры-уроки, мы придерживались следующей последовательности:
• уточнение проблемы, проблемной ситуации или цели;
• конкретизация задач или обозначение шагов деятельности учителя и ученика;
• обозначение способов представления результатов деятельности;
• определение формы и метода проведения конкретной ситуации.
При проведении каждого занятия мы соблюдали следующие этапы:
• подготовительный (подготовка учителя и самоподготовка учеников к уроку, подготовка методического обеспечения игры);
• вход в игру (определение готовности учеников к игре, формирование игровых групп или распределение игровых заданий, обеспечение материально-техническими и методическими материалами);
• игра (обсуждение заданий в группах, постановка плана действий и его обсуждение, принятие решения, его реализация);
• заключительный (выполнение самостоятельных заданий дома, доказательство рациональности выбранного пути разрешения противоречий).
Экономическое обучение детей целесообразно начинать в школе с 1-го класса со второй половины учебного года. Весь период начального обучения должен представлять собой единый цикл, имеющий единую направленность и взаимосвязь изучаемых тем. Реализация содержательного и формового единства достигается, если в основу программы положить анализ деятельности известных персонажей детских книг Э. Успенского и ряда мультфильмов: Дяди Федора, Кота Матроскина, Почтальона Печкина - и разработанные нами на их основе рабочие тетради.
Рабочие тетради представляют собой учебно-методическое пособие для учителя и ребенка по изучению и преподаванию экономики в начальной школе. Задания в тетради составлены на основе текста книг с введением элементарных экономических категорий: деньги (капитал), работа, труд, закон, товар и т. д. Задания даются не только в игровой форме, но и связаны между собой логически контекстом книги. Взаимосвязь действий и явлений позволяет ученику домысливать отдельные действия героев и разбираться в понимании экономических категорий. Рабочая тетрадь составлена так, что в ней можно работать не только классом в школе с учителем, а и дома каждому ребенку вместе с родителями. Тетрадь позволяет осуществлять индивидуальный подход к ученику.
Проведенная нами работа показала значимость полученных результатов, однако она не исчерпывает всех аспектов содержания рассматриваемой проблемы. Ее дальнейшее развитие и обогащение может быть осуществлено по таким направлениям, как выявление комплекса необходимых условий для активизации экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе, разработка поэтапного мониторинга уровня экономической грамотности младших школьников и др.
Литература
1. Агошкова Г. С. Задачи экономического образования: сб. науч. трудов «Инновационная деятельность в высшей школе» / Г. С. Агошкова. - Краснодар: КГТУ, 2005. - С. 85-87
2. Васильев Ю. К., Левчук З. К. Формирование экономической воспитанности школьников / Ю. К. Васильев. - М., 2012. - 216 с.
3. Гришенко Т. В. Педагогические условия подготовки учителя к осуществлению экономического образования и воспитания школьников / Т. В. Гришенко. - М.: Академия, 2009. - 270 с.
4. Сасова И. А. Вопросы повышения уровня экономического образования и воспитания школьников / И. А. Сасова. - М.: Академия, 2012. - 190 с.