ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ
ХОЗЯЙСТВОМ
Formation of the economic mechanism of nature in the context of sustainable development of the Kyrgyz Republic Karybaev S. (Republic of Kyrgyzstan) Формирование экономического механизма природопользования в условиях устойчивого развития Кыргызской Республики Карыбаев С. (Кыргызская Республика)
Карыбаев Сакеш /Karybaev Sakesh - доктор экономических наук, кафедра налогов и налогообложения, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматриваются формирование экономического механизма природопользования за счет внедрения введения платы за загрязнение окружающей среды и рационального природопользования. Вопросы экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, сертификации выражают суть административных методов или мер охраны окружающей среды.
Abstract: the article discusses the formation of the economic mechanism of nature through the introduction of payment for environmental pollution and environmental management. The issues of environmental regulation, examination, licensing, certification Express the essence of administrative methods or measures of environmental protection.
Ключевые слова: экономический механизм природопользования, охрана окружающей среды, лицензирование, сертификация.
Keywords: the Economic mechanism of nature, environment protection, licensing, certification.
За последние годы в экономике Кыргызстана стали формироваться тенденции активного применения экономического механизма регулирования и охраны окружающей среды, а также рационального природопользования. Речь идет, прежде всего, о введении платы за загрязнение окружающей природной среды и рационального природопользования, а также о создании соответствующих экологических фондов по формированию и использованию средств от взимания платежей.
Рассмотренные ниже вопросы экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, сертификации выражают суть административных методов или мер охраны окружающей среды. Их характерной особенностью является то, что они основаны на административном предписании или приказе, выполнение которых обеспечивается принудительной силой государства [2].
Административные методы природопользования и охраны окружающей среды имели доминирующее положение в природоохранном механизме Кыргызстана при социализме. С одной стороны, отсутствие действенных экономических рычагов и стимулов приводило к тому, что предприятия не были заинтересованы в обеспечении комплексного и рационального использования природных ресурсов и предупреждении загрязнения окружающей среды. С другой стороны, расточительное использование богатств природы и загрязнение окружающей среды не отражалось на результатах хозяйственной деятельности предприятий.
В чем суть экономических методов управления охраной окружающей среды, и как эти методы соотносятся с природоохранным экономическим механизмом? И в чем суть самого экономического механизма в данной сфере? Поскольку по отношению к экономическим методам понятие «экономический механизм» - более широкое, попробуем сначала рассмотреть именно его.
Под экономическим механизмом природоохранных мер понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования [3].
Основы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды установлены разд. III Закона «Об охране окружающей среды». Его основными элементами в соответствии с Законом КР являются:
а) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
б) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов;
в) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
г) предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
д) возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
Наряду с названными мерами охраны окружающей среды в разделе об экономическом механизме предусматривается ведение кадастров природных ресурсов, заключение договоров и предоставление лицензий на комплексное природопользование, экологическое страхование, экологический аудит. Однако с учетом уже изученных тем курса и полученных знаний относительно ведения кадастров природных ресурсов, экологического нормирования, экологического лицензирования есть основания усомниться в обоснованности включения в экономический механизм названных здесь инструментов административного управления в рассматриваемой сфере. Весьма дискуссионным можно признать также включение в экономический механизм охраны окружающей среды планирования природоохранных мероприятий. С одной стороны, планирование выступает в качестве одной из функций управления охраной окружающей среды, в том числе государственного. И, соответственно, правовые основы планирования должны рассматриваться применительно к управлению. Но, с другой стороны, планирование является, по сути, экономической мерой охраны природной среды. Поэтому планирование будет рассмотрено в разделе об экономическом механизме.
Таким образом, к элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся, прежде всего:
• планирование природопользования и охраны окружающей среды;
• финансирование охраны окружающей среды;
• платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды;
• внебюджетные экологические фонды, правовое регулирование их формирования и использования;
• экологическое страхование;
• налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере природопользования и охраны природы [2].
Роль экономического механизма определяется выполняемыми им функциями в данной сфере. Прежде всего, он направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного осуществления всех экономических мер, включенных в экономический механизм. Следующая важнейшая функция экономического механизма - стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них. В конечном счете, задача экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, чтобы обеспечить с помощью экономических мер достижение целей экологической политики государства, определяемой законодательством, другими нормативными правовыми актами и иными документами. Эта задача будет решена тем успешнее, чем оптимальнее будут урегулированы и реализованы отдельные элементы экономического механизма.
При характеристике роли экономических мер в обеспечении природопользования и охраны окружающей среды нужно отметить, что экономические и административные методы управления природоохранительной деятельностью не являются альтернативой один другому. Наоборот, они дополняют друг друга. Очевидно, что не может быть больше или меньше экологического нормирования, экологического лицензирования или государственной экологической экспертизы. Эти функции государственного управления охраной окружающей среды должны осуществляться в объеме, предусмотренном экологическим законодательством. Критерий тут может быть один - наибольшая полезность в достижении цели. Одновременно в соответствии с требованиями законодательства должны осуществляться экономические меры охраны окружающей среды. Следовательно, важно исследовать и урегулировать применение административных и экономических методов управления природоохранительной деятельностью в направлении их оптимального сочетания, но только не противопоставления.
Литература
1. Лукьянчиков Н. Н., Потравный И. М. Экономика и организация природопользования. - М.ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.
2. Папенов К. В. Экономика и природопользование. - М.: МГУ, 1997.
3. Холина В. Н. Основы экономики природопользования. Издательство «Питер», 2005. - 672 с.
4. Кыргызстан: Окружающая среда и природные ресурсы для устойчивого развития. - Б.: 2006. - 92 с.