training)]. Moscow, Znanie Publ. [Knowledge Publ.], 1972. 34 p.
8. Kraevsky V. V., Khutorskoy A. V. Osnovy obucheniya: didaktika i metodika [Fundamentals training: methodology and didactics]. Moscow, Academia, 2007. 348 p.
9. Medushevsky V. V. O zakonomernostyakh i sredstvakh khudozhestvennogo vozdeistviya muzyki [About regularities and means of art influence of music]. Moscow, Music publ., 1976. 253 p.
10. Zorina V. L., etc. Obshchaya psikhologiya. Poznavatel'nye protsessy. Chast III. Pamyat [General psychology. Informative processes. Part III. Memory]. Krasnoyarsk, Publishing house of Siberian State Technological University, 2007. 128 p.
11. Pestalotstsi I. G. [Pestalozzi Johann Heinrich] Lingard i Gertruda [Lingard and Gertrude]. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya, v 3 tomakh, tom 1 [Chosen pedagogical works, in 3 vol., vol. 1]. Moscow, Publishing house of Academy of pedagogical sciences of RSFSR, 1961.
12. Sizova L. S. Teoreticheskie osnovy metodiki muzykal'nogo vospitaniya v shkole [Theoretical bases of a technique of musical education at school]. Moscow, Publishing house of Institute of practical psychology, 1997. 101 p.
13. Slastenin V. A., etc. Pedagogika [Pedagogics]. Moscow, Academia, 2002. 567 p.
14. Ushinsky K. D. Chelovek kak predmet vospitaniya: opyt pedagogicheskoi antropologii [Person as education subject: experience of pedagogical anthropology]. Moscow, Grand-FAIR, 2004. 575 p.
15. Khutorskoy A. V. Sovremennaya didaktika [Modern didactics]. 2nd edition. Moscow, Vysshaya Shkola Publishers, 2007. 639 p.
16. Yushmanov V. I. Vokal'naya tekhnika i ee paradoksy [Vocal equipment and its paradoxes]. St. Petersburg, DEAN Publ., 2002. 127 p.
ОРМИЮВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ у БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ
УДК 378.1
Е. С. Кропотова
Московский государственный институт культуры
В статье отмечается, что модернизация российского высшего образования изменяет требования к подготовке современного специалиста, что предполагает повышение качества профессиональной подготовки на всех уровнях. Экономическое образование считается одним из приоритетных направлений образования и является частью экономической культуры личности и общества в целом. Владение экономическими компетенциями является неотъемлемой частью профессионализма руководителя, и в частности руководителя самодеятельным хореографическим коллективом. Формирование экономических компетенций у будущих руководителей любительских хореографических коллективов может быть успешно осуществлено путём активного использования в учебном процессе метода творческих проектов, что способствует повышению мотивации обучающихся и нацеливает на дальнейшее самообразование и саморазвитие. Ключевые слова: экономическое образование, экономические компетенции, конкурентоспособный специалист, руководитель любительских хореографических коллективов, метод проектов, мотивация.
кроПоТовА ЕкАТЕриНА СЕрГЕЕвНА — аспирантка кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности, преподаватель кафедры экономики культуры и управления социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры KROPOTOVA EKATERINA SERGEEVNA — doctoral student of Department of pedagogic and psychology, Faculty 235
of Social and Cultural activity, teacher of Department of economy of culture and management, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: molotkov2009@rambler.ru © кропотова E. С., 2015
«ШИН 1 ISSN 1997-0803 ♦ вестник Мгуки ♦ 2015 ♦ 5 (67) сентябрь-октябрь ^
E. S. Kropotova
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
FORMATION OF THE ECONOMIC COMPETENCE OF THE FUTURE MANAGERS OF AMATEUR DANCE GROUPS IN HIGH SCHOOLS OF CULTURE
In article it is noted that modernization of the Russian higher education changes requirements to training of the modern expert that assumes improvement of quality of vocational training at all levels. Economic education is considered one of the priority directions of education and is part of economic culture of the personality and society in general. Possession of economic competences is an integral part of professionalism of the head, and in particular the head amateur choreographic collective. Formation of economic competences at future heads of amateur choreographic collectives can be carried successfully out by active use in educational process of a method of creative projects that promotes increase of motivation trained and aims at further self-education and self-development. Keywords: economic education, economic competence, competitive specialist, supervisor of Amateur dance groups, project-based learning, motivation.
Сегодня в российском образовании особое внимание уделяется модернизации системы высшего образования для достижения новой цели — формирования личности компетентного и конкурентоспособного специалиста.
Радикальные преобразования российской действительности, связанные с внедрением рыночных механизмов управления и хозяйствования и формированием новых общественно-экономических взаимосвязей, явились причиной обострения противоречий между требованиями, предъявляемыми к работнику со стороны рынка труда, к его мобильности и конкурентоспособности, и уровнем сформи-рованности экономических компетенций современного специалиста.
Формирование экономических компетенций также актуально и для будущих руководителей-хореографов. На хореографическом факультете МГИК студенты проходят обучение по направлению подготовки 071500 — Народная художественная культура, профиль «Руководитель любительского хореографического коллектива». Успешность профессиональной деятельности руководителя такого коллектива в современных экономических условиях во многом зависит не только от его мастерства как хореографа, но и от уровня сформированности экономических компетенций, так как любая самостоятельная деятельность имеет экономический аспект.
Минимальный набор экономических компетенций руководителя в этом случае можно свести к следующему: планирование бюджета организации, организация оплаты труда, уплата налогов, знание нормативных документов, знание трудового и гражданского законодательства.
современная профессиональная деятельность руководителя хореографического коллектива предъявляет особые требования к экономической подготовке будущего выпускника, поскольку связана с умениями использовать методы экономического анализа хозяйственных процессов как на микро-, так и на макроуровнях; с умением вести и контролировать финансовую деятельность организации; со знанием механизмов и принципов принятия хозяйственных решений; с умением рационально использовать хозяйственные и трудовые ресурсы; со знанием законов налогообложения; с умением пользоваться компьютерной техникой для решения экономических задач. Знание законов экономики, понимание взаимосвязи экономических явлений, компетентный анализ различных экономических ситуаций являются неотъемлемыми составляющими профессионализма любого руководителя.
Поэтому формирование экономических компетенций у будущих руководителей любительских хореографических коллективов,
способных не только творчески, но и эффективно работать в условиях рыночной экономики, является важной и актуальной задачей.
Основная образовательная программа по профилю «Руководитель любительского хореографического коллектива» представляет собой систему документов, разработанную и утверждённую высшим учебным заведением с учётом потребностей регионального рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 071500 — «Народная художественная культура» [11]. Эта система включает перечень общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций. Из общего ряда компетенций, представленных в ФГОС, выделим те, которые имеют непосредственное отношение к экономической области:
• способность и готовность осуществлять стратегические и тактическое управление малыми коллективами, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ПК-18);
• способность и готовность проводить маркетинговые исследования для составления прогноза эффективности деятельности этнокультурной организации (проекта), изыскивать необходимые финансовые ресурсы для его реализации (ПК-20);
• способность и готовность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);
• способность и готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
• способность и готовность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
• способность и готовность понимать сущность и важность информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие
в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности (ОК-11);
• способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);
• владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством переработки информации (ОК-12);
• способность и готовность работать с информацией в глобальных, компьютерных сетях (ОК-13).
Рассмотрим более подробно понятия «компетенция» и «экономическая компетенция».
Проблеме компетенций и компетентности посвящено достаточно большое количество отечественных и зарубежных научных исследований. Общепринятой можно считать точку зрения, согласно которой «компетенция» определяется как интегральная совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, которая позволяет решать поставленные задачи для получения желаемого результата. Компетенции описываются в виде набора требований к знаниям, умениям и навыкам специалиста для выполнения определённых функций, занятия должностной позиции или определения роли сотрудника в проекте.
При определении педагогического смысла понятия «экономическая компетенция» обратимся к исследованиям учёных, занимавшихся данной проблемой.
По мнению А. С. Нисимчук [6], экономическая компетенция рассматривается как качественная характеристика уровня экономических знаний, умений и навыков элементарного ведения хозяйствования, развитости у обучаемых экономического мышления и сознания.
В своих исследованиях Е.В. Бондарев-ская [2] рассматривает данную категорию как производный компонент общекультурной компетентности. В работе «Руководство персоналом организации» В. П. Пугачев [7] экономическую компетенцию рассматривает как отличительное качество подготовки будущего
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 5 (67) сентябрь-октябрь ^
специалиста, обладающего потенциалом эффективности трудовой деятельности.
Экономическая компетентность, по мнению Ю. В. Пузиенко [8], представляет собой ин-тегративное качество личности, которое характеризуется достаточно высоким уровнем экономических знаний и умений, сформированным ценностным отношением личности к экономике, её предмету, средствам, методам, результатам, а также позволяет наиболее полно самореализоваться в познавательной и социально-ориентированной экономической деятельности.
Обобщая вышесказанное, «экономическую компетенцию» можно представить как способность человека понимать окружающую экономическую действительность и процессы, в которые он включён, как совокупность умений и навыков принимать разумные и обоснованные управленческие решения при ведении хозяйственной деятельности, а также как умение рационально реализовывать свои интересы на основе такого понимания.
вопросы формирования компетенций невозможно изучать в отрыве от теории принятия решений. уровень экономической компетентности реализуется посредством принятия экономического решения. следовательно, теоретическое изучение экономических дисциплин, в результате чего происходит формирование экономических компетенций у обучающихся, должно происходить одновременно с осуществлением практической деятельности. Только реализация на практике полученных знаний, их уточнение и закрепление способствуют максимально эффективному усвоению пройденного материала.
Решить эту проблему репродуктивными методами и средствами, которые наиболее активно используются в учебном процессе, невозможно. Не монолог преподавателя, а диалоговая среда, погружающая каждого студента в творческую познавательную деятельность, направленную на поиск нового подхода, варианта, способа, — залог успеха формирования различных профессиональных компетенций.
По нашему мнению, формирование экономических компетенций у будущих руководителей любительских хореографических коллективов может быть успешно осуществлено путём активного использования в учебном процессе метода творческих проектов.
в основе метода творческих проектов лежит задача развития познавательных возможностей обучаемых, в том числе развитие самостоятельности, инициативности, логического мышления, развития речи; а также формирование конкретных профессиональных компетенций, что особенно важно для творческих специальностей.
Модернизация образовательного процесса с помощью перехода на проектной обучение позволит йти от монологичности на учебных занятиях; погрузить студентов в практическую деятельность; выстроить субъект-субъектные взаимоотношения педагогов и студентов, студентов между собой; развить познавательную активность студентов и сформировать культуру речи; овладеть навыками самостоятельного добывания знаний из различных источников; позиционировать не репродуктивный, а продуктивный, творческий характер самого процесса познания; сформировать у каждого студента компетенции, готовности позиционировать себя.
Суть проектной деятельности — стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, практическим заданиям (проектам), выполняя которые, они приобретут знания, умения, навыки.
Проектный метод развивает у студентов умение самостоятельно справляться с возникающими трудностями в профессиональной деятельности. также проектирование тесно связано с развитием воображения, так как важно найти не абстрактную идею, а конкретную модель. Как правило, проект состоит из нескольких взаимосвязанный частей, в которых должны быть отражены обоснование идеи, условия её реализации, необходимые ресурсы, экономические расчёты.
Как отмечает Д. В. Санников [9], исключительную важность приобретают умения обу-
чаемого делать выводы, пользоваться различными приёмами и методами исследования, когда студент сам, благодаря собственным усилиям, открывает и отыскивает то, что было открыто и изобретено до него. Он не просто приобретает знания, главное, что он учится тому, как их приобрести, как самому экспериментировать, наблюдать, изобретать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Процесс обучения превращается в непрерывный ряд открытий, которые являются следствием собственных усилий обучающегося.
В результате применения метода проектов в учебно-образовательной деятельности реализуются следующие функции: дидактическая, познавательная, развивающая, воспитывающая. Дидактическая функция направлена на процесс углубления и закрепления знаний, трудовых умений и навыков. Развивающая функция сфокусирована на развитии моторики и творческих способностей. У обучающихся происходит активное развитие творческих способностей, волевой сферы личности, наглядно-образной памяти, пространственного и экономического мышления. Познавательная функция ориентирована на развитие психических процессов, выступающих важнейшими компонентами любой сферы человеческой деятельности. Воспитывающая функция нацелена на формирование таких качеств личности, которые наиболее полно проявляются в процессе обучения: инициативности, самостоятельности, трудолюбия коммуникабельности, гуманности, патриотизма, предприимчивости. В процессе осуществления проектной деятельности формируются такие необходимые умения, как ориентация в информационном пространстве и самостоятельное конструирование своих знаний, осмысление и исполнение жизненно
важных и практических действий.
Можно сказать, что метод проектов — это способ достижения дидактических целей через детальную разработку проекта, специаль-
Примечания
1. Блинов В. И, Виненко В. Г., Сергеев И. С. Методика преподавания в высшей школе : учебно-практическое пособие. Москва : Юрайт, 2013. 315 с.
ную, подробнейшую пошаговую методику, которая должна завершиться осязаемым реальным практическим результатом. Данный подход позволит существенно улучшить качество и повысить эффективность обучения за счёт активной творческой атмосферы в процессе обучения; изменить роль преподавателя на роль консультанта, являющегося источником информации, а саму информацию студент будет получать самостоятельно; осуществлять самоконтроль, что обусловлено индивидуа-лизированностью проекта; воплотить дидактические принципы наглядности, гибкости, действенности и осознанности в обучении; приобрести навыки создания и реализации проекта, которые могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Предлагаемый метод овладения новыми умениями и навыками может быть применим при выполнении различного рода творческих проектов в любой форме обучения. Работая над своим проектом, обучаемый получает свободу действий, что даёт ему возможность творчески мыслить и учит самостоятельности.
О сформированности компетенций можно судить только тогда, когда они актуализированы в деятельности и сопровождаются конструированием собственного смысла и ценностей выполняемой деятельности. Метод проектов, на наш взгляд, в наибольшей степени соответствует задачам формирования экономических компетенций будущих специалистов, так как в результате использования данного метода теоретические знания становятся осмысленными за счёт моделирования различных экономических ситуаций в пространственно-временном контексте «прошлое — настоящее — будущее». В результате повышается мотивация к учебной деятельности, процесс обучения происходит осознанно, полученные знания выстраиваются в определённую систему, являющуюся надёжной опорой при принятии рациональных экономических решений.
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 5 (67) сентябрь-октябрь ^
2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. № 10. С. 23—31.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / послесл. В. В. Давыдова ; примеч. В. В. Давыдова и др. Москва : Педагогика-пресс, 1996. 534 с.
4. Евсеев В. О. Деловые игры по формированию экономических компетенций : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа». Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2012. 253 с.
5. Левченко В. В. Интеграционный процесс как педагогический феномен // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2008. № 1. С. 58—61.
6. Нисимчук А. С. Педагогические основы экономического воспитания учащихся в сельской общеобразовательной школе : дис. на соиск. учен. степ. доктора педагогических наук : 13.00.01 / Нисимчук Андрей Сергеевич ; Луцкий педагогический ин-т имени Леси Украинки. Киев, 1990. 271 с.
7. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Менеджмент». Москва : Аспект пресс, 1999. 278 с.
8. Пузиенко Ю. В. Формирование экономической компетентности студентов : дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Пузиенко Юлия Владимировна. Оренбург, 2007. 185 с.
9. Санников Д. В. Развитие конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии средствами проектного обучения : дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Санников Дмитрий Владимирович. Йошкар-Ола, 2006. 231 с.
10. Стрелкова И. Л. Теоретическая основа понятия «интеграция» // Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Ч. 3. Интегра-тивное образование : методические материалы. Ярославль, 2005. С. 3—8.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура (бакалавриат) : утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 223 [Электронный ресурс] . URL: fgosvo.ru/news/8/1071
References
1. Blinov V. I., Vinenko V. G., Sergeev I. S. Metodika prepodavaniya v vysshei shkole [Teaching technique at the higher school]. Moscow, Urait Publ., 2013. 315 p.
2. Bondarevskaya E. V., Kul'nevich S. V. Paradigmalny approach to development of the maintenance of key pedagogical competences. Pedagogika. Scientific-theoretical journal of the Russian Academy of Education. 2004, No. 10, pp. 23—31. (in Russian)
3. Vygodsky L. S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, 1996. 534 p.
4. Evseev V. O. Delovye igry po formirovaniyu ekonomicheskikh kompetentsii [Business games on formation of economic competences]. Moscow, Publishing house "Vuzbook", Infra-M Publ., 2012. 253 p.
5. Levchenko V. V. Integratsionnyi protsess kak pedagogicheskii fenomen [Integration process as pedagogical phenomenon]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific notes of university of P. F. Lesgaft]. 2008, No. 1, pp. 58—61.
6. Nisimchuk A. S. Pedagogicheskie osnovy ekonomicheskogo vospitaniya uchashchikhsya v sel'skoi obshcheobrazovatel'noi shkole. Diss. dok. ped. nauk [Pedagogical bases of economic education studying at rural comprehensive school. Dr. ped. sci. diss.]. Kiev, 1990. 271 p.
7. Pugachev V. P. Rukovodstvo personalom organizatsii [Management of the personnel of the organization]. Moscow, Publishing house "Aspect Press", 1999. 278 p.
8. Puzienko Yu. V. Formirovanie ekonomicheskoi kompetentnosti studentov. Diss. kand. ped. nauk [Formation of economic competence of students. Cand. ped. sci. diss.]. Orenburg, 2007. 185 p.
9. Sannikov L. V. Razvitie konstruktorsko-tekhnologicheskoi kompetentnosti budushchikh uchitelei tekhnologii sredstvami proektnogo obucheniya. Diss. kand. ped. nauk [Development of design-technology competence of future teachers of technology by means of design training. Cand. ped. sci. diss.]. Yoshkar-Ola, 2006. 231 p.
10. Strelkova I. L. Teoreticheskaya osnova ponyatiya "integratsiya" [Theoretical basis of the concept "integration"]. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii kak faktor formirovaniya klyuchevykh kompetentnostei uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa. Chast' 3. Integrativnoe obrazovanie: metodicheskie materialy [Modern pedagogical technologies as factor of formation of key kompetentnost of participants educational process. Part 3. Integrative education: methodical materials]. Yaroslavl, 2005. Pp. 3—8.
11. The federal state educational standard of higher education (FGOS VPO) in the direction of preparation 51.03.02 National art culture (bachelor degree). Available at: fgosvo.ru/news/8/1071