Научная статья на тему 'Формирование эколого-географической культуры старшеклассников на основе интеграции историкообществоведческого и географического образования'

Формирование эколого-географической культуры старшеклассников на основе интеграции историкообществоведческого и географического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТАРШЕКЛАССНИКА / ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭКОЛОГО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ИСТОРИКОГЕОГРАФИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭКОЛОГО-ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ECOLOGO-GEOGRAPHICAL CULTURE OF A HIGH SCHOOL STUDENT / HISTORIAN GEOGRAPHICAL KNOWLEDGES / ECOLOGO-HISTORICAL KNOWLEDGES / HISTORIAN GEOGRAPHICAL THINKING / ECOLOGIAN HISTORICAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайсин Ильгизар Тимергалиевич, Фазылзянова Ильмира Ильдусовна

В статье рассматривается проблема формирования экологогеографической культуры старшеклассников через межпредметную интеграцию, в частности истории, обществознания и географии. Приводится модель формирования эколого-географической культуры старшеклассника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the problem of forming the ecologian geographical culture of a high school student through intersubject integration, in particular history, social science and geography is considered. The model of forming ecologian geographical culture of a high school student is resulted.

Текст научной работы на тему «Формирование эколого-географической культуры старшеклассников на основе интеграции историкообществоведческого и географического образования»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ИСТОРИКООБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО И ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гайсин Ильгизар Тимергалиевич,

декан факультета естественно-географического образования доктор педагогических наук, профессор Фазылзянова Ильмира Ильдусовна, аспирант

Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Казань, Россия egf6822@yandex. ru, rtomko@bk. ru

В статье рассматривается проблема формирования эколого-

географической культуры старшеклассников через межпредметную интеграцию, в частности истории, обществознания и географии. Приводится модель формирования эколого-географической культуры старшеклассника.

Ключевые слова: эколого-географическая культура старшеклассника; историко-географические знания; эколого-исторические знания; историкогеографическое мышление; эколого-историческое сознание.

FORMING THE ECOLOGIAN GEOGRAPHICAL CULTURE OF HIGH SCHOOL STUDENTS ON THE BASIS OF THE INTEGRATION OF EDUCATION OF HISTORY, SOCIAL STUDY AND GEOGRAPHY

Ilgizar Gajsin,

dean of faculty of is natural-geographical education doctor of pedagogical sciences, professor Ilmira Fazylzyanova, post-graduate student

Tatar state gumanitarian pedagogical university, Kazan, Russia egf6822@yandex. ru, rtomko@bk. ru

In article the problem of forming the ecologian geographical culture of a high school student through intersubject integration, in particular history, social science and geography is considered. The model of forming ecologian geographical culture of a high school student is resulted.

Keywords: ecologo-geographical culture of a high school student; historian geographical knowledges; ecologo-historical knowledges; historian geographical thinking; ecologian historical consciousness.

В декабре 2010 года, выступая на XIV съезде Русского географического общества, глава Правительства РФ и Председатель Попечительского совета РГО В.В. Путин говорил о необходимости уделять большое внимание проектам, адресованных детям и юношеству: разработке образовательных программ, организации конкурсов, фестивалей и экспедиций, которые помогут ребятам реализовать себя, поверить в свои силы, и, главное, по-настоящему узнать свою родную страну. В.В. Путин упомянул о необходимости комплексного подхода к изучению родной страны, возрождении традиций сбора, обработки, распространения общемировых и национальных -географических, экологических, этнографических и статистических сведений, и что эффективное использование такой информации будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию России.

Формирование эколого-географической культуры старшеклассников является необходимым в условиях кризиса современной системы образования, вызванного глобальным кризисом цивилизации, связанного с узко прагматической ориентацией специалистов, жестким разграничением гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин, и нацеленного на узко дисциплинарный подход без горизонтальных и вертикальных связей. В

условиях информационного общества поэтому не удается адекватно оценить реальную экологическую ситуацию, девальвацию нравственных норм.

Современная парадигма мышления должна основываться на идее целостности и фундаментальности образования. Единство гуманитарного и естественнонаучного знания, движение двух культур в конечном итоге предоставит возможность новой научной парадигмы мышления (естественные науки представляют рациональный способ постижения мира, гуманитарные -интуитивный, ассоциативно-образный).

На самом деле и природа, и культура представляют собой такие противоположности, в различии которых содержится тождество. В процессе своего развития они предполагают нарастающее взаимопроникновение и взаимообусловливание друг друга. Особенно актуально сейчас развитие адекватной теории культуры с учетом тех особенностей, которые привнесены современной экологической ситуацией. Культура должна стать способом воссоединения общества и природы на основе более адекватного понимания природной среды. Эту задачу и призвана решать эколого-географическая культура.

В последние годы заметно интенсивнее, чем прежде, протекают процессы синтезирования знаний, интеграции и взаимодействия наук, выдвигающие немало методологических проблем. В современном географическом образовании отмечается недостаточная методологическая «развернутость» к общественным и гуманитарным наукам в целом. Так, например, представление географических знаний в различных областях человеческой деятельности с помощью специфических географических образов может стать одним из наиболее перспективных направлений гуманитарно-географических исследований [1].

В последнее время с усилением процессов дифференциации и интеграции знаний социально-гуманитарное образование (в частности историкообществоведческое и географическое образование) все более начинает

занимать в этом процессе доминирующее положение. Сравнение современных концепций и образовательных программ экологического, исторического, обществоведческого, географического образования показало много общих проблем, понятий, технологий, методик и приемов обучения учащихся, что позволяет обновить содержание образования.

Проблематика межпредметной интеграции в целом рассматривалась в теоретических трудах И.Д.Зверева, В.Н.Максимовой, В.С.Безруковой,

A.Э.Багдасарова, В.А.Разумного, М.И.Шмельковой; в работах о формировании интегративного гуманитаризированного знания - Н.К.Сергеева, И.З.Цехмистро,

B.С.Ильина, А.О.Карпова, Г.А.Монаховой, А.В.Теремова, А.Аршинова, В.Буданова, А.Суханова, В.Ф.Борисенко и др.

Интеграция историко-обществоведческих дисциплин и географии в школе раскрывается в работах Л.М.Панчешниковой, В.П.Максаковского, В.А.Орлова, М.Г.Соловьевой, Д.И.Румянцевой, Л.И.Елховской, Е.А.Таможней, О.В.Чичериной, в практико-ориентированных образовательных концепциях А.Н.Любарского, Л.С.Богомаз, В.Н.Воейковой, Д.Б.Лошкова, Н.А.Игнатьевой,

О.В.Шульгиной, В.А.Щенева, Л.Н.Хомутовой, З.А.Хусаинова.

Методологические основы и теоретическую базу исследования на философском уровне составили: диалектико-материалистическая теория

познания, концепция диалога культур (В.С.Библер, В.В.Кизима, А.Д.Король, Д.И.Корнющенко, А.Д. Костинский и др.), аксиологический подход к культуре (А.Я.Гуревич), семиотический подход к культуре (Ю.М.Лотман), синергетический подход (Н.Н. Моисеев, Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов и др.), идеи прикладной философии (С.И.Гессен, И. Гердер), учение о ноосфере (В.И. Вернадский). На общенаучном уровне были использованы: системный подход к культуре (М.С.Каган, А.А.Пелипенко, И.Г.Яковенко, В.А.Игнатова и др.), элементарные методы научного исследования (И.Я.Лернер, И.К.Журавлев, М.Н.Скаткин, Ф.Б.Горелик и др.), общенаучный исторический подход. На частнонаучном уровне мы опирались на методологию и теорию педагогических

исследований (В.И.Загвязинский, Л.В.Гора, М.И^ругляк, Н.Г.Дайри, Н.Н.Баранский, В.О.Пунский, Ю.Г.Саушкин, Я.Г.Машбиц, Л.Н.Боголюбов,

A.И.Иоффе и др.); психолого-педагогических исследований (КД.Ушинский, Б.Г.Днаньев, М.М.Рубинштейн, В.С.Игнатьев, И.С.Kон, В.В.Давыдов, Н.С.Лейтес, Г.С.Aбрамова, Ю.A.Милославский, Е.H.Kабанова-Меллер, М.В.Вахидов, H.A.Менчинская, Л.М.Kодюкова, A.З.Редько, Ю.A.Самарин и др.); психологических исследований о познании (И.М.Сеченов, Д.Брунер, Л.М.Веккер, Ф.Блум, A.Лейзерсон, Л.Хоффстедтер, И.Валлерстайн и др.); деятельностный подход ^.^Леонтьев); историко-географических исследований (ИА.Витвер, В.K.Яцунский, В.С.Жекулин, М.K.Любавский, Л.Майков, В.В.Самаркин, С.М.Середонин, В.П.Семенов-Тян-Шанский и др.), исторических исследований о взаимодействии общества и природы (С.В.Брагина, И.В.Игнатович, Е.Д.Сарьян, Г.В.Платонов и др.).

Теоретическими источниками исследования явились: идеи гуманизации естественнонаучного образования (И.Ю.Длексашина, Н.Ф.Винокурова, Н.Н.Демидова, Э.В.Гирусов, И.В.Душина, В.П.Назаретян, H.A.Шимохина и др.); общие основы интегрированного обучения (В.С.Безрукова, A.Э.Багдасаров и др.); идеи когнитивной психологии (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже и др.); концепция исторического кругооборота (О.Шпенглер), концепция смысла истории (НА.Бердяев), историко-экологические исследования (Л.Н.Гумилев,

Н.М.Матвеев, КН.Филиппова, Л.Г.Бондарев, A.Т.Зверев, Э.С.Kульпин, И.A.Aльтшулер, Р.A.Мнацаканян, Л.Ю.Лисина, Г.М.В.Падольскене, Б.K.Aхметов и др.); философские аспекты экологических проблем (БА.Воронович, С.М.Мокроусов, В.П.Тугаринов, И.М.Рогов и др.), концептуальные основы формирования экологической культуры школьников (ЗА.Хусаинов) и идеи преемственности системы непрерывного экологического образования (И.Т. Гайсин, Т.З. Мухутдинова и др.).

Эколого-географическая культура старшеклассников - часть общечеловеческой культуры, отражающая социально-духовные взаимосвязи

человека, общества и природы, одно из направлений формирования всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе гуманное отношение к природе, чувство ответственности за ее судьбу как наивысшую национальную и общечеловеческую ценность - естественную и единственную основу жизни на Земле, утверждающие в сознании и деятельности людей принципы рационального природопользования, рачительного отношения к природным ресурсам, формирование умений и навыков решать те или иные хозяйственно-экономические задачи без ущерба для окружающей среды.

Интеграция историко-обществоведческого и географического образования является необходимым условием успешного формирования экологогеографической культуры старшеклассников, а построенные на ее основе элективные курсы и уроки способствуют реализации экологического потенциала, заложенного в интегрируемых предметах, и выступают важнейшим средством формирования эколого-географической культуры учащихся.

Достижение эффективности процесса формирования экологогеографической культуры старшеклассников на основе интеграции историкообществоведческого и географического образования обеспечивает комплекс педагогических условий: интеграция социально-гуманитарных (историко-

обществоведческих и географических) и экологических знаний на основе аксиологического, деятельностного, синергетического и семиотического подходов; осуществление эколого-географической направленности формирования культуры старшеклассников на основе принципов ноосферного образования; реализация модели формирования эколого-географической культуры старшеклассника в процессе освоения интегрированных элективных курсов и интегрированных уроков; создание методического сопровождения в виде методических рекомендаций и реализации педагогических форм, методов и средств поэтапного развития уровня эколого-географической культуры старшеклассников.

Одним из методологических оснований формирования экологогеографической культуры должна стать преемственность между гуманитарным и естественнонаучным знанием. Современная парадигма мышления должна основываться на идее целостности и фундаментальности образования. Наполнение и углубление научного знания, а также его дифференциация и интеграция ведут к системному пониманию действительности. Образование должно претендовать на системное исследование взаимоотношений человека и природы.

Рассматривая различные философские подходы в истории становления экологического знания, экологической парадигмы, несколько шире, с философским обоснованием представляется концепция ноосферного образования как ориентация знания на философское осмысление естественнонаучных и социальных проблем экологии, представляющее собой систему научно-технических, методологических и практических взглядов на природу и направленных на реализацию стратегии устойчивого развития общества. Формирование междисциплинарного проблемного

методологического поля - проблема адекватного и эффективного использования и развития общественно-научных подходов в предметах гуманитарного и естественнонаучного циклов.

Изучение структуры и содержания эколого-географической культуры, основных ее составляющих: «пространственное мышление», «географические образы», «геоисторические образы», «экологическое сознание», «экологические знания», «экологическая парадигма», «экологическая социализация человека», «экологическое мировоззрение» «ноосферное образование», «парагеографические понятия», «региональное пространство», «культурно-антропологическое пространство», «историческое пространство», «географическое пространство и время», «timespace» или «время-пространство», «социокультурное пространство»; позволило сконструировать

модель формирования эколого-географической культуры

старшеклассника (рис.).______________________________________________

—► Эколого-географическая культура старшеклассника 4

1

Методологический компонент:

—► концепции и образовательные программы экологического, исторического, 4

обществоведческого и географического образования

1

—► Содержательный компонент 4

1 1

Историко-географические знания Эколого-исторические знания

Эколого-географические знания

Педагогические условия

І. Интеграция социально-гуманитарных и экологических знаний на основе

аксиологического, деятельностного, синергетического и семиотического подходов.

2. Осуществление эколого-географической направленности формирования <—

► культуры старшеклассников на основе принципов ноосферного образования. 3. Создание методического сопровождения в виде методических рекомендаций и реализации педагогических форм, методов и средств поэтапного развития уровня эколого-географической культуры старшеклассников.

» Компоненты уровня сформированности эколого-географической культуры ^

1 1 1

Операционно- Ценностно-

^титовный деятельностный смысловой

компонент (процессуально- (потребностно-

поведенческий) мотивационный)

компонент компонент

Личность старшеклассника

Психолого-педагогические аспекты формирования экологогеографической культуры: особенности развития мышления старшеклассников (формирование внутреннего хронотопа, субъективное восприятие действительности человеческим восприятием, реорганизация структуры интеллекта в подростковом возрасте, развитие образного мышления, характерного для людей данной культуры и поэтому логика развертывания культурологических проблем в содержании образования (человек ^ деятельность ^ социум ^ современное общество и его культура) будет способствовать процессу формирования эколого-географической культуры старшеклассников. Поэтому в исследовании нами раскрываются механизмы формирования историко-географических знаний на основе психологопедагогических работ Н.А.Менчинской, Л.М.Кодюковой, А.З.Редько, Е.Н.Кабановой-Меллер. Процесс интеграции знаний подразумевает в первую очередь действенные усилия самих учащихся по реконструкции, обобщению, сосредоточению своих знаний. Задача учителя заключается в том, чтобы сделать этот процесс целенаправленным, управляемым через создание специальных дидактических конструкций, которые содержали бы в себе так называемые «межпредметные» ситуации, требующие для своего решения комплексного использования эколого-географических знаний. Система таких межпредметных ситуаций должна быть направлена в первую очередь на интеграцию экологических и географических знаний учащихся о методах и подходах при решении конкретных проблем, изучаемых в истории, обществознании, географии, на перенос приемов и способов деятельности из смежных областей знаний, создание внутрисистемных (внутрипредметных) и межсистемных (межпредметных) ассоциаций.

Как показывает проведенный нами анализ, одной из основных предпосылок формирования интегративного знания на основе интегрируемых предметов в школе - семиотический подход с учетом неоднородности образовательной среды. Интегративное знание существует только в условиях

перехода от одних альтернативных понятий и образов к другим. Второй его предпосылкой является целостность познавательной, коммуникативноповеденческой, эмоционально-ценностной сфер деятельности школьника. За счет этого обеспечивается преемственность в развитии знаний и умений учащихся по годам обучения в пределах одного или нескольких родственных и неродственных учебных курсов; использование знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении истории, обществознания, географии, в процессе освоения интегрируемых предметов; оптимальный выбор дидактических средств, методов и организационных форм обучения.

В качестве оснований интеграции историко-обществоведческого и географического образования как основы формирования экологогеографической культуры старшеклассников выделяются: современные

изменения в интегрируемых предметах из-за происходящих перемен в обновлении содержания образования; схожесть объекта изучения социальногуманитарных предметов - общества, а также существование тесной взаимосвязи предметов, несмотря на различия в предметах изучения: история изучает общество в прошлом на основе исторического подхода и дает «вертикальный» срез развития общества; обществознание - общие закономерности социального развития на основе логического или структурного подхода; география - географическую среду, территориальную организацию общества на основе пространственно-временного подхода, последние оба предмета дают «горизонтальный» срез развития общества; современные концепции и образовательные программы экологического, исторического, обществоведческого, географического образования имеют много общих проблем, понятий, технологий, методик и приемов обучения учащихся, что позволяет обновить содержание образования; при выборе методов и форм процесса формирования эколого-географической культуры старшеклассников действуют межпредметные факторы интеграции: проблемно-предметное

содержание: ведущие идеи, общие для интегрируемых курсов; конкретный

факт; крупное базовое понятие («пространство», «время» и др.); идеи, теории учебного курса; персонализация содержания, эпохализация могут являться факторами межпредметной интеграции, действующими на уровне отдельного предмета.

Примером действия первого фактора, проблемно-предметного содержания

является проблема влияния географического фактора, в частности ландшафта на биологическое и историческое развитие этноса, ставшая научной и методологической проблемой на стыке предметов «история», «география» и «биология». В процессе модернизации современного гуманитарного образования происходит возрождение исторической географии и краеведения, в частности интеграция первой с географией современности.

Интегрирование особенно важно потому, что настоящее овладение эколого-географической культурой невозможно только на основе специальных знаний, без целостного видения мира, без формирования целостной картины природы, общества, взаимоотношений между ними. В.П. Максаковский называет интеграцию на межпредметном уровне высшим синтезом (типа: обществознание, естествознание) и считает, что она может быть плодотворной, прежде всего, на начальном этапе обучения и на старшем этапе, в старших классах [2].

Современный проект стандарта географического образования в средней школе, современные программы и учебники насыщены историкогеографическими знаниями (В.Р. Крищунас, А.С. Наумов, С.В. Рогачев и др.) и предусматривают широкое использование исторического подхода как одного из факторов формирования историко-географического мышления. Историкогеографическое мышление старшеклассника заключается в ориентации в реальности существующих взаимоотношений человека, общества и природы, наполненной различными, подчас противоречивыми смыслами социального прогресса и здесь задача историко-обществоведческих дисциплин в школе - не только и не столько изложение теоретических основ и развитие интереса к

экологической проблематике, сколько формирование механизма критического восприятия социальных явлений, в частности влияния общества на природу, где главным является не отвержение, а анализ и избирательность восприятия.

Эколого-историческое сознание старшеклассника - сложное, многофункциональное, специфическое образование в духовной жизни человека как общественного субъекта, являющееся частью общественного сознания, совокупностью форм, отражающих историю взаимоотношений системы «человек - природа - общество»; служащей для удовлетворения общественных потребностей, сформировавшихся в процессе исторической эволюции общества и выступающей в роли регулятора отношений общества, составляющих его людей к окружающей среде

Изучение генезиса, временных связей объекта на определенном историческом этапе наглядно демонстрирует тесную взаимосвязь социальноэкономических и природных объектов.

Всемерное усиление межпредметных связей между географией и историей, несмотря на расхождения между ними по исторической хронологии, провозглашение принципа межпредметной интеграции и доведение ее до уровня интегрированных курсов наряду с возрождением исторического подхода в географии являются основными путями интеграции историкообществоведческого и географического образования с целью формирования эколого-географической культуры старшеклассников.

Литература

1. Замятин Д.Н. Географические образы: что это такое? / Д.Н. Замятин // География в школе. - 2003. - № 6. - С. 21-28.

2. Максаковский В.П. Историческая опора школьных курсов географии /

В.П.Максаковский // Советская педагогика. - 1990. - № 8. - С. 36-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.