Научная статья на тему 'Формирование экологической ситуации зато г. Железногорск'

Формирование экологической ситуации зато г. Железногорск Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИСЛЕННОСТЬ АВТОТРАНСПОРТА / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / NUMBER OF VEHICLES / MORBIDITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Князев Е. Н., Герасимова Л. А., Кучкин А. Г.

Особенности месторасположения Железногорска сформировали специфичную экологическую обстановку в городе. Проанализировано влияние развития городской автотранспортной структуры на состояние атмосферы и здоровья населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING ZHELEZNOGORSK ENVIRONMENTAL SITUATION

Features of Zheleznogorsk location form a specific environmental situation in the town. The impact of the development of the urban road patterns on the atmosphere and human health is analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической ситуации зато г. Железногорск»

<Тешетневс^ие чтения. 2016

ecological problems of the Krasnoyarsk region.) LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbruchen, 2015. P. 188.

2. Gerasimova L. A., Sugak E. V., Ocenka biotok-sichnosti osadkov v promyshlennom regione. (Assessment of precipitation biotoxicity in the industrial region), Tambov : Consulting company Jukom, 2014. P. 29-31.

3. Gerasimova L. A., Sugak E. V., Brazgovka O. V. Analiz sostoyaniya otdel'nyh vodoistochnikov v rayone g. Krasnoyarska (Analysis of the state of water resources in

the Krasnoyarsk area) // Modern problems of science and education. 2015. № 3. URL: http://www.science-educatkm.ru/123-17750 (11.03.2015).

4. Kapelkina L. P. O normirovanii zagryaznyauchih vechestv v pochvah megapolisov/ (On standartization of the pollutants in the megapolis soils) // Intern. Scienc. Conf. Role of soils in the biosphaere and human life. М., 2015. Р. 60-62.

© Герасимова Л. А., Трухницкая С. М., 2016

УДК 504.056:656

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ЗАТО Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК1

Е. Н. Князев, Л. А. Герасимова, А. Г. Кучкин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Особенности месторасположения Железногорска сформировали специфичную экологическую обстановку в городе. Проанализировано влияние развития городской автотранспортной структуры на состояние атмосферы и здоровья населения.

Ключевые слова: численность автотранспорта, заболеваемость.

FORMING ZHELEZNOGORSK ENVIRONMENTAL SITUATION

E. N. Knjazev, L. A. Gerasimova, A. G. Kuchkin

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

Features of Zheleznogorsk location form a specific environmental situation in the town. The impact of the development of the urban road patterns on the atmosphere and human health is analyzed in the article.

Keywords: the number of vehicles, the morbidity.

Большинство городов России представляют собой территорию, не ограниченную природными либо социальными условиями, имеют возможность практически до бесконечности расширять свои границы, но «закрытые» или моногорода имеют свои особенности. Типовым примером стал г. Железногорск Красноярского края, основанный в 1950-х годах и обеспечивающий производство объектов ракетно-космической отрасли. Комбинат было решено построить глубоко в толще имеющегося здесь горного массива, в монолитной скальной породе, что создает экологическую специфику данной местности с ограниченными атмосферными флуктуациями.

Улично-дорожная инфраструктура большей части города формировалась в период 50-80-х годов ХХ века, в свою очередь, для того времени было харак-

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-47-240545.

терно небольшое количество транспорта. С распадом Советского Союза в 1990-х на российский рынок продажи транспортных средств вышли устаревшие автомобили импортного производства, по стоимости ненамного выше автомобилей российского производства, но по качеству и комфорту ощутимо превосходящие последних, что стало приводить к увеличению численности транспортных средств на территории городов. Динамика изменения численности автотранспорта на территории города по данным статистики ГИБДД ОВД по г. Железногорску представлена на рис. 1.

Постоянный рост парка транспорта на территории города не мог не отразиться на природных, социальных и других условиях, обеспечивающих безопасность жизни и деятельности проживающего на территории города населения. Ведь транспорт при своей работе выделяет множество химических веществ, среди которых СО, NOx, SO, формальдегид и

Шехносферная безопасность

бенз(а)пирен, оказывает отрицательное влияние на здоровье населения, обусловливая распространение экологически зависимых заболеваний, вызывая нарушение функции различных органов и систем. Особое внимание привлекают к себе онкозаболевания как возможный результат воздействия самого сильного канцерогена, каковым является такой компонент выхлопных газов автомобилей, как бенз(а)пирен [1; 2]. За период времени с 2000 по 2009 годы, на территории города продолжается рост смертности населения по причине возникновения новообразований (рис. 2) [3].

Для оценки экологической обстановки на территории города были использованы общепринятые методики:

1) методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения ат-

мосферы городов (утв. приказом Госкомэкологии России № 66 от 16 февраля 1999 года) [4];

2) используемая странами Евросоюза программа COPERT 4 разработанная в Лаборатории отдела машиностроения-термодинамики, Университета Аристотеля (Салоники, Греция) [5].

Сопоставление кривых роста числа автотранспорта и смертности населения на рис. 1 и 2 позволяет сделать предположение о наличии связи заболеваемости и смертности с загруженностью улиц города, которая, в свою очередь, влияет на режимы и количество циклов работы ДВС: ускорения-торможения и продолжительный холостой ход, что, в свою очередь, привело к увеличению количества выбросов и, как следствие, не могло не отразиться на здоровье населения.

/

29000 ■

2004 2005 200Б год 2007 2008 2009 201

Рис. 1. Динамика изменения количества транспорта на территории города Железногорска

Рис. 2. Уровень смертности на территории ЗАТО г. Железногорск

Решетневс^ие чтения. 2016

Для улучшения экологической обстановки необходимо разгрузить наиболее загруженные улицы Ленина и Курчатова, посредством перенаправления потоков транспортных средств по улицам Горького и Восточная, изменить среднюю скорость движения транспорта по дорогам города, поднять скоростное ограничение с 40 до 60 км/ч.

Библиографические ссылки

1. Звонов В. А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М. : Машиностроение, 1993. 199 с.

2. Герасимова Л. А., Кучкин А. Г., Князев Е. Н., Бразговка О. В. Экологическая ситуация на дорогах г. Железногорска // Решетневские чтения : материалы XVIII Междунар. науч. конф. В 3 ч. Ч. 2 / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2014. С. 351-353.

3. О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае за 2009 год : Государственный доклад. Красноярск, 2010. 237 с.

4. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов. М. : Госкомэкологии России 1999.

5. Европейская программа COPERT 4 / Лаборатория отдела машиностроения-термодинамики; Университет Аристотеля. Салоники, Греция.

References

1. Zvonov V. A. Toksichnoct' dvigateley vnutrennego sgoraniya. (Toxicity of internal combustion engines). Moscow. "Mashinoctroenie" (Engineering Industry). 1993. 199 p.

2. Gerasimova L. A., Kuchkin A. G, Knjazev E. N., Brazgovka O. V. Ekologicheskaya situaciya na dorogah g. Zheleznogorska (The environmental situation on the roads of Zheleznogorsk) Materialy XV Mezhdunar. nauch. konf. "Reshetnevskie chteniya" [Materials XV Intern. Scientific. Conf "Reshetnev reading"]. Krasnoyarsk. 2014. P. 351-353. (In Russ.)

3. Gosudarstvennyy doklad "O sostoyanii i ohrane ok-ruzhayjuschey sredy v Krasnoyarskom krajeza 2009 god" (State report "On the state and protection of environment in the Krasnoyarsk region for 2009"). Krasnoyarsk, 2010. 237 p.

4. Metodika opredeleniya vybrosov avtotransporta dlja provedenija svodnyh raschetovzagrjaznenija atmos-fery gorodov (The method of determining emissions of vehicles for the conduct of summary estimation of air pollution in towns) Goskomekologii Rossii (SCEP) 1999. Moscow.

5. European program COPERT 4, Laboratory of Mechanical Engineering Department, Thermodynamics, Aristotle University, Thessaloniki, Greece.

© Князев Е. Н., Герасимова Л. А., Кучкин А. Г., 2016

УДК 504.064.36

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА РИСКОВ

В. В. Ничепорчук1*, О. В. Тасейко2

Институт вычислительного моделирования СО РАН Российская Федерация, 660036, г. Красноярск, Академгородок, 50/44

2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Представлена концептуальная модель мониторинга комплексных рисков региона, в основу которой положены методы интеграции существующих систем наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, объектов техносферы, социальных процессов, а также технологии интеллектуального анализа больших данных и информационной поддержки принятия решений. Предложен подход к созданию информационно-аналитической системы поддержки управления стратегическими рисками развития региона.

Ключевые слова: комплексный мониторинг, социально-природно-техногенная система, концептуальная модель.

DEVELOPING REGIONAL SYSTEM OF RISK MONITORING

V. V. Nicheporchuk1*, O. V. Taseiko2

institute of Computational Modeling SB RAS 50/44, Akademgorodok, Krasnoyarsk, 660036, Russian Federation 2Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.