ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
(Секция реферируемых статей)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ
О.Г. Пермякова,
ст. преподаватель, Дальневосточный государственный технический университет
УДК 323.21
Научные интересы: экологическая политика, экологическое движение, экологическое образование, активные методы обучения.
В статье дается понятие, субъектная структура и условия формирования экологической политики. На примере экологического движения Приморья показана роль общественности в экополитической жизни региона. Дается классификация организаций, входящих в структуру экологического движения, анализируется их деятельность и потенциальная мобилизующая способность. На основе оценки движения выявляются его основные проблемы, делается вывод о выполнении им экополитических функций. В работе предлагается трехуровневая модель формирования экологической политики, основанная на взаимодействии субъектов, важную роль в которой играет экологическое движение ■
One can find a definition, structure and formation conditions of ecological policy in this article. The classification and characteristics of Primoskii krai ecological movements are made basing on the type of activity and mobilizing ability of ecological organizations. The main problems of movements are revealed. An author made a conclusion that movements don't pursue ecopolitical functions properly. The formation of ecological policy consists of three levels: global, national and regional, whereas ecological movements play a vital role during subject interaction ■
A REGION ECOLOGICAL POLICY FORMATION ON A BASIS OF POLITICAL SUBJECTS INTERACTION
* * *
невиданным ранее ростом нельзя решить традиционными техни-
темпов производства потреб- ческими методами, она переходит в раз-
ности человечества все ближе подходят ряд политических. С середины XX в.
к пределу планетарных возможностей такими проблемами стали экологиче-
их удовлетворения, а по некоторым ские проблемы, необходимость урегу-
данным давно превышают эти возмож- лирования которых вылилась в экологи-
ности. В результате неконтролируемой ческую политику, представляющую со-
антропогенной деятельности в системе бой особую политическую составляю-
«общество - природа» возникает на- щую, регулирующую отношения в сис-
пряжение. Если возникшую проблему теме «человек - общество - природа» [3].
Большинством исследователей экологическая политика определяется как управление, точнее система политических, экономических, юридических и иных мер, предпринимаемых государством для управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны [5]. В правовом государстве, кроме государственных институтов в экополитической жизни, участвуют структуры гражданского общества. В качестве субъектов экологической политики в исторические периоды могут выступать: экологическое движение, наука, бизнес, церковь. О.Н Яницкий называет экологическую политику «процессом взаимодействия коллективных и индивидуальных деятелей (социальных акторов), в котором принятие решения представляет собой некоторую равнодействующую их усилий» [11, 12]. Из чего следует, что любое решение экологических проблем на всех уровнях, начиная с локального и заканчивая международным, может быть только предметом договоренности.
Целью экологической политики является: охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и обеспечение нормальной жизнедеятельности человека. На сегодняшний день существует два пути формирования экологической политики [6, 8]. Первый - «классический путь» (или путь «снизу»), который прошли высокоразвитые в экономическом плане страны. Высокий уровень развития науки этих стран позволял научному сообществу фиксировать и объяснять негативные изменения в окружающей среде, вооружая знаниями оформившееся экологическое движение, которое в начале 70-х гг. минувшего столетия спровоцировало государственные структуры к
принятию экологоориентированных решений.
Формирование экологической политики развивающихся стран происходит в иных экономических, политических и социальных условиях. Первичные экологические инициативы исходят не от социально активных слоев населения, а от органов управления, спровоцированных международным сообществом («путь сверху»). Во многих развивающихся странах с низким уровнем жизни и отсутствием демократических традиций нет условий для развития экологического движения. Принимаемые экополитические меры нередко встречают сопротивление местного населения, что является причиной малой эффективности политических мер [4]. Своеобразным связующим звеном между обществом и государством является экологическое движение, роль которого сводится к выявлению экологического интереса общества, аккумулировании его и отстаивании перед государством.
Роль экологического движения в формировании экологической политики трудно переоценить. Особенно его деятельность важна для стран и регионов ресурсной специализации, к которым относится Приморский край России. Экологическое движение Приморского края получило свое развитие в конце 80-х -нач. 90-х гг. прошлого столетия, поэтому его исследование ведется параллельно развитию. В структуре современного экодвижения выделяют: а) политизированные экологические организации - «зеленые» партии, целью которых является достижение власти; б) общественные некоммерческие (ЭНКО) и неправительственные организации
(ЭНПО), стремящиеся к улучшению состояния среды [7, 9]. Исследовав экодвижение Приморья, мы пришли к вы-
воду: по своему юридическому статусу ЭНКО Приморья представляют собой весь спектр регистрационных вариантов, предусмотренный Федеральным
законом «О некоммерческих организациях». Большую часть составляют «общественные организации» (44 %) и «некоммерческие партнерства» (35 %) (рис. 1).
Обшественые организации 44%
Гражданские инициативы 6%
Фонды 8%
1% Учреждения 1% Ассоциации и союзы
3%
Автономные
некоммерческие
организации
3% Представительства
35%
Некоммерческие партнерства
Рис. 1. Юридический статус организаций - участников экологического движения
Формальный статус организаций дает только частичное преставление об их деятельности. Целью нашего исследования является определение роли экодвижения в формировании экологической политики Приморья. Нами разработана классификация, в которую включены дополнительные параметры: 1) особенности порождающей среды, т.е. социальной ниши, в которой сформировалась группа, инициирующая создание организаций; 2) формы работы организации, 3) характер мобилизующей способности. Всего в Приморском крае было выявлено восемь групп организаций (рис. 2).
1. Традиционные природоохранные и краеведческие организации. - Общество изучения Амурского края (ОИАК), Приморское отделение всероссийского общества охраны природы (ВООП), дружины охраны природы. Эти организации тесно связаны с государственными структурами, учреждены при уча-
стии и поддержке органов власти или других государственных структур. Они имеют четкую внутреннюю иерархию, используют традиционные формы работы и предпочитают опираться на иные источники дохода, нежели иностранные фонды [10]. Имея серьезную государственную поддержку в советское время, организации не смогли найти достойные источники финансирования в период перехода к рынку. Попытки перевести их на хозрасчет не увенчались успехом, и организации уступили свои позиции общественным структурам нового типа [1]. В настоящее время высокой мобилизующей способностью обладают только дружины охраны природы, но в силу привязки к учебным заведениям они финансово и структурно зависимы. Результативности работы дружинников способствует их взаимодействие с государственными организациями: инспекциями природнадзора, заповедниками.
Природоохранные 22%
Движения за альтернативный образ жизни 10%
Филиалы и представительство
Просветительские Научно-
5% 8% исследовательские
15% Сочувствующие
7% Традиционные
28%
Образовательные
Рис. 2. Типы организаций - участников экологического движения
2. Научно-исследовательские организации - это профессиональные организации, возникшие в научной и околонаучной среде. Они осуществляют мониторинг экосистем, дают экспертную оценку, проводят научные исследования. Технически эти организации хорошо оснащены, но малочислены. В силу своего научного происхождения они мало занимаются популяризацией своей деятельности и потому имеют низкую мобилизационную способность. Эти организации более современны и потому мобильны, поэтому они быстрее находят доступ к финансовым потокам зарубежных доноров и составляют реальную конкуренцию государственным научным организациям, призванным заниматься изучением природы и природоохраной.
3. Природоохранные организации наиболее широко представлены в Приморье, что обусловлено наличием уникальных природных объектов на территории края. В основном это непрофессиональные и полупрофессиональные (имеющие одного специалиста биолога) организации, деятельность которых связана с охраной дикой природы, организацией и пропагандой ограниченного природопользования, а также с учреж-
дением и поддержкой режима Особо-охраняемых природных территорий (ООПТ). В силу своей активности они обладают достаточно высокой мобилизующей способностью, большими ресурсами. Представители этой группы (Фонд «Феникс») стали проявлять особую экологическую активность в связи со строительством нефтепровода Восточная Сибирь - Дальний Восток и добились некоторых успехов.
4. Образовательные организации -на сегодняшний день самая многочисленная группа, массовость которой обеспечивают детские и юношеские организации и клубы, активно занимающиеся благоустройством территорий, уборкой пляжей и пропагандой экологических взглядов. К этой группе относятся организации, созданные педагога-ми-активистами, а также образованные при содействии или на территории образовательных учреждений. Достаточно мобильные, но в силу специфики и большого процента входящих в них детей и подростков не могут считаться полноценными участниками экологического движения (рис. 3).
Пик активности образовательных организаций приходится на период 1997-1999 гг., когда на Дальнем Восто-
ке осуществлял свою работу проект ІРТ (США), активно поддерживающий инициативы в области образования. В настоящее время организации этой группы либо переориентировали свою деятельность на другие цели, либо примкнули к государственным учебным заведениям и образовательным структурам, либо перестали существовать как юридические лица по причине невозможности пройти необходимую перерегистрацию в соответствии с поправками к закону о некоммерческих организациях.
5. Информационно-просветительские организации - экологоориентированные СМИ и другие организации, нацеленные на сбор и распространение экологической информации. В силу своей независимости они часто применяют тактику проблематизации и имеют высокую мобилизующую способность. Находясь в рамках своей миссии, они осуществляют информационную поддержку других организаций и потому их деятельность, несмотря на ее важность, скорее вспомогательная, нежели основная.
800—1
700-
600-
500-
727
500
400-
300-
200-
100-
65 6835
32 46 25 5526
Кп20 25 п26 ■ Ей д 1_Ь
210
10
2
?л ‘
НС :
2ф I
І!з§
СІ го *
□ количество членов экологических организаций
□ Количество штатных сотрудников
0
Рис. 3. Число участников экологических организаций
6. Филиалы и представительства российских и зарубежных общественных организаций - в целом по России самые весомые и влиятельные органи-
зации [2]. В Приморском крае это наиболее малочисленная группа, но в нее входят самые крупные участники экологического движения: WWF ДВ, ТБАЯ
ДВ. По своей сути эти организации являются сетевыми центрами, вокруг которых сосредоточены небольшие организации и группы, разделяющие их интересы или ожидающие финансовой помощи. Эти организации хорошо структурированы, имеют достаточно большой штат (10-15 чел.), крепкие связи, обладают реальной мобилизующей силой. На наш взгляд, крупные организации эксплуатируют одну общественную нишу и потому конкурируют между собой, создавая вокруг себя сетевое поле тяготеющих к ним дружественных организаций.
7. Движения за альтернативный образ жизни. К этой группе относятся организации, не являющиеся экологическими, пропагандирующие или исповедующие экологоцентричный подход к действительности и стремящиеся экологизировать свое жизненное пространство. В Приморском крае достаточно многочисленны, т.к. включают национальные общины, пропагандирующие традиционное природопользование. В большинстве случаев члены этих организаций нацелены на собственное совершенствование и связаны с экологическим движением только в точках совпадения интересов.
8. «Сочувствующие» экологическому движению. Организации исповедуют разные идеологии и имеют отличные от экологических цели, только иногда обращаются к экологическим вопросам (Клуб спелеологов, туристические клубы, охотничьи общества, общества инвалидов и ветеранов, Совет женщин). Они структурированы, многочисленны, активны, имеют традиции и давнюю историю, а самое главное, готовы проявляться в экологическом движении. На наш взгляд, экопотенциал этих организаций недоиспользуется ли-
дерами экологического движения.
Анализ экологических организаций показал, что количество ЭНКО по Приморью в общем достаточно, но число людей, охваченных экодвижением, невелико (порядка 1700 чел., что составляет менее 1 % от числа жителей края). Большинство организаций малочисленны, штат многих едва достигает пяти человек (рис. 3). Мобилизующая способность организаций низкая. Большинство не ставят перед собой задачи включения населения в активные экополитические действия, потому замыкаются в узком кругу своей деятельности. Данные предварительного опроса общественного мнения, проведенного нами в 2004 г., показали, что 30 % опрошенных не смогли назвать ни одной экологической организации Приморья, 6 % отметили WWF, КАЯ и БРОК. Показательно, что на вопрос, «хотели бы вы стать членом экологической организации», 70 % респондентов дали утвердительный ответ, что в какой-то степени свидетельствует о недоиспользовании мобилизационного ресурса общественными организациями. В то же время общественные структуры имеют право участвовать в общественной жизни настолько, насколько они этого хотят. Однако для достижения природоохранного результата необходимы социально активные организации, способные отстаивать экологические интересы населения. Так, без поддержки оказались временные гражданские инициативные группы, которые стихийно образовались в крае в 2005 г. и выступали против застройки парков, скверов и зеленых территорий в городах Приморья. По нашим данным, ни одна из инициативных групп не добилась успеха. Для достижения результативности деятельности таких групп необходимы более силь-
ные, устойчивые и самостоятельные общественные структуры, которых пока в крае не зафиксировано. Вместе с тем, само по себе наличие активных организаций не гарантирует успеха и достижения природоохранного результата, необходимо налаживание системы взаимодействия всех участвующих в экологической политике субъектов. Только в результате успешного взаимодействия создается система природопользования, при которой воздействие на среду уменьшается.
Экологическая политика формируется на трех уровнях: глобальном, национальном и региональном. На каждом из них действуют политические субъекты своего уровня, преследующие цели достижения природоохранного результата (см. схему). Данные субъекты выводятся из равновесия, то есть становятся активными участниками экополитического процесса в результате социальных изменений, спровоцированных изменением параметров природной среды. Каждый ранг системы включает элементы соответствующие ему, но в то же время, связанные с элементами надсис-тем и подсистем. Так государственные структуры и институты действуют в рамках, выработанных международными правительственными организациями. В то же время они формируют систему государственного управления природопользованием в регионах и оказывают на нее существенное влияние.
Цикл взаимодействия между участниками экополитического процесса каждого уровня представляет последовательность действий, направленных на принятие экополитического решения, и имеет следующий вид:
1) ухудшение состояния среды ведет к увеличению экологических угроз, с которыми связана дальнейшая дея-
тельность субъектов;
2) многие современные экологические угрозы не могут быть зафиксированы и объяснены без проведения независимых научных исследований;
3) научное объяснение тех или иных опасностей приводит к возмущению в обществе, что порождает волну активности экологических организаций, объединений, партий, составляющих экологическое движение;
4) экодвижение аккумулирует экологический интерес общества, демонстрирует его государству, провоцируя на изменение положений и приоритетов политики в области среды, либо путем реформирования и корректировки административной и законодательной системы, либо через коренные их изменения;
5) государство, стремясь удовлетворить общественный интерес, направляет свои усилия на управление бизнес-структурами, стимулируя их к изменению своей деятельности в целях сохранения среды и ресурсов.
Анализ экологического движения Приморья показал, что большинство общественных организаций, входящих в его состав, направляют свою деятельность на достижение природоохранного результата глобального уровня, что является следствием наличия на территории Приморского края объектов природы, имеющих высокое международное природоохранное значение: заповедники, имеющие статус биосферных, территории гнездования птиц, обитающих в юго-восточной Азии, уникальные виды флоры и фауны, такие как уссурийский тигр, дальневосточный леопард, лотос Комарова, бархат амурский и другие. Однако региональные проблемы, связанные с сохранением качества окружающей человека среды, остаются за полем внимания большинства общественных организаций.
Схема концептуальной модели формирования экологической политики
Проходящие в стране реформы нацелены на перенесение основного груза ответственности за сохранение среды на субъекты РФ, в связи с чем роль экологических организаций региональной направленности значительно возрастает. Именно они служат для государства индикатором социальных проблем, связанных с состоянием среды, так как показывает правящей элите и государственным структурам, где необходимы изменения и преобразования. Поэтому необходимым условием эффективности экологической политики мы считаем государственную поддержку экологического движения. Речь не идет о тотальном контроле и полном финансировании общественных организаций как это было с организациями советского периода. Требуемая сейчас государственная поддержка заключается в разработке механизма реального участия общественности в политической жизни, организации конкурсов на выполнение тех или иных работ, обеспечении равноправного участия государственных и общественных структур в тендерах и т. д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный архив Приморского края. Ф. 1488, оп. 1. д. 114, 198, 363.
2. Забелин, С.И. Природоохранное движение в России до и после перестройки / С.И. Забелин // Аналитический ежегодник. Россия в окружающем мире. -М.: 1998. - С. 187-197.
3. Климов, Ю. Политическая экология
- новое научное направление / Ю. Климов // Общественные науки и современ-
ность. - 1992. - № 6. - С. 169- 178.
4. Кузнецов, О. Л. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе «природа - общество - человек» / О.Л. Кузнецов, Б.Е. Большаков. - СПб.
- М. - Дубна, 2002. - 460 с.
5. Панфилов, А.А. Государственная
экологическая политика: узловые проблемы формирования / А. А. Панфилов, И.А. Сосунова // Социально-полити-
ческий журнал. - 1997. - № 6. - С. 2837.
6. Развалихин, А.А. Экология и политика / А. А. Развалихин. - М.: РУДН, 1996.
7. Халий, И.А. "Зеленое" движение России в конце XX века / И.А. Халий // Аналитический ежегодник. Россия в окружающем мире: отв. ред. Н.Н. Марфе-нин. - М.: МНЭПУ, 2000. - 328 с.
8. Экология, охрана природы и экологическая безопасность / Ред. В.И. Дани-лов-Данильян. - М.: МНЭПУ, 1997. -745 с.
9. Экологическое движение в России: Сб. науч. тр. / Центр независимых социологических исследований / Под ред. Е. Здравомысловий, М. Тысячнюк. -СПб., 1999. - 107 с.
10. Яницкий, О.Н. Экологическая социология / Яницкий О.Н // Социология в России. - М., 1998.
11. Яницкий, О.Н. Экологическая политика, как сетевой процесс / О.Н. Яницкий // Полис (Политические исследования). - 2002. - № 2. - С. 44 - 58.
12. Яницкий, О.Н. Россия: экологический вызов (общественные движения, наука, политика) / О.Н. Яницкий. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.
- 426 с.