Научная статья на тему 'Формирование экологической компетентности учащейся молодежи в социально-активной деятельности'

Формирование экологической компетентности учащейся молодежи в социально-активной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
495
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / СОЦИОЛОГИЯ / SOCIOLOGY / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTS / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ECOLOGICAL COMPETENCE / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ECOLOGICAL KNOWLEDGE / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / PUBLIC ORGANIZATIONS / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIOLOGICAL RESEARCH / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / ECOLOGICAL PRACTICES / НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ / NABEREZHNYE CHELNY / НИЖНЕКАМСК / NIZHNEKAMSK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ахметова Милауша Хасановна, Магсумов Тимур Альбертович

В статье представлены особенности формирования экологической компетентности российской молодежи в контексте ее социальной активности. Показаны способы интериоризации экологической модели поведения через экологические практики молодых людей, раскрыта роль социальной активности в формировании экологической компетентности. Отмечена важность экологической политики для стимулирования и поддержания гражданских инициатив, повышения статуса экологически образованной личности, повышения активности молодежи в экологической сфере, формирования экологической компетентности. Авторами обнаружено значение повседневных социальных практик людей в создании благоприятной для жизни среды, представлены результаты социологических исследований, презентующих пассивную позицию большинства населения страны в вопросах экологии, что, по мнению авторов, объясняется недостаточным уровнем экологической компетентности, так как действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете, определяется поведением людей, их отношением к природе, окружающей среде. Авторы отмечают актуальность эколого-ориентированных социальных практик, способствующих преодолению современных экологических противоречий, формированию высокого уровня экологической компетентности молодежи и всего населения в целом, обеспечению экологической безопасности и стабильности общества, предотвращению социально-экологических конфликтов, а значит повышению качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ахметова Милауша Хасановна, Магсумов Тимур Альбертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECOLOGICAL COMPETENCE OF THE STUDYING YOUTH OF SOCIAL VIGOROUS ACTIVITY

The article presents the peculiarities of formation of ecological competence of young people in the context of their social activity. The authors show ways of interiorization of ecological model of behavior through ecological practices of young people, reveal the role of social activity in the formation of ecological competence. The paper notes the importance of environmental policy on fostering and supporting civil initiatives to improve the status of environmentally educated individuals, increasing the activity of young people in the environmental field, the formation of ecological competence. The authors have found the importance of everyday social practices of people in creating a favorable environment for life, presented the results of sociological research, presenting the passive position of the majority of the population in environmental issues, which, according to the authors, is explained by the insufficient level of environmental competence, as the effectiveness of any measures taken to protect nature, ultimately determined by the behavior of people, their attitude to nature, the environment. The authors note the relevance of environmental-oriented social practices that contribute to the overcoming of modern environmental contradictions, the formation of a high level of environmental competence of young people and the population as a whole, to ensure environmental safety and stability of society, the prevention of social and environmental conflicts, and thus-improving the quality of life.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической компетентности учащейся молодежи в социально-активной деятельности»

Akhmetova Milausha Khasanovna, Magsumov Timur Al'bertovich FORMATION OF ECOLOGICAL COMPETENCE ...

pedagogical sciences

УДК 37.033

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2018

Ахметова Милауша Хасановна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «География и методика ее преподавания» Набережночелнинский государственный педагогический университет (423806, Россия, Набережные Челны, улица Низаметдинова, 28, e-mail: nabonid1@yandex.ru) Магсумов Тимур Альбертович, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и методика ее преподавания» Набережночелнинского государственного педагогического университета, старший научный сотрудник лаборатории «Мировые цивилизации» Международный сетевой центр фундаментальных и прикладных исследований (354000, Россия, Сочи, улица Горького, 89 а, e-mail: nabonid1@yandex.ru)

Аннотация. В статье представлены особенности формирования экологической компетентности российской молодежи в контексте ее социальной активности. Показаны способы интериоризации экологической модели поведения через экологические практики молодых людей, раскрыта роль социальной активности в формировании экологической компетентности. Отмечена важность экологической политики для стимулирования и поддержания гражданских инициатив, повышения статуса экологически образованной личности, повышения активности молодежи в экологической сфере, формирования экологической компетентности. Авторами обнаружено значение повседневных социальных практик людей в создании благоприятной для жизни среды, представлены результаты социологических исследований, презентующих пассивную позицию большинства населения страны в вопросах экологии, что, по мнению авторов, объясняется недостаточным уровнем экологической компетентности, так как действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете, определяется поведением людей, их отношением к природе, окружающей среде. Авторы отмечают актуальность эколого-ориентированных социальных практик, способствующих преодолению современных экологических противоречий, формированию высокого уровня экологической компетентности молодежи и всего населения в целом, обеспечению экологической безопасности и стабильности общества, предотвращению социально-экологических конфликтов, а значит - повышению качества жизни населения.

Ключевые слова: образование, педагогика, социология, молодежь, студенчество, социальная активность, экологическая компетентность, экологические знания, общественные организации, социализация, социологическое исследование, экологические практики, Набережные Челны, Нижнекамск.

FORMATION OF ECOLOGICAL COMPETENCE OF THE STUDYING YOUTH OF SOCIAL VIGOROUS ACTIVITY

© 2018

Akhmetova Milausha Khasanovna, candidate of sociological sciences, associate professor of the department of "Geography and its Teaching Methods" Naberezhnye Chelny State Pedagogical University (423806, Russia, Naberezhnie Chelny, Nisametdinova street, 28, e-mail: nabonid1@yandex.ru) Magsumov Timur Al'bertovich, candidate of historical sciences, associate professor of the department of "History and its Teaching Methods" Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Senior Researcher of The Laboratory for World Civilizations International Network Center for Fundamental and Applied Research (354000, Russia, Sochi, Gorkogo street, 89a, e-mail: nabonid1@yandex.ru)

Abstract. The article presents the peculiarities of formation of ecological competence of young people in the context of their social activity. The authors show ways of interiorization of ecological model of behavior through ecological practices of young people, reveal the role of social activity in the formation of ecological competence. The paper notes the importance of environmental policy on fostering and supporting civil initiatives to improve the status of environmentally educated individuals, increasing the activity of young people in the environmental field, the formation of ecological competence. The authors have found the importance of everyday social practices of people in creating a favorable environment for life, presented the results of sociological research, presenting the passive position of the majority of the population in environmental issues, which, according to the authors, is explained by the insufficient level of environmental competence, as the effectiveness of any measures taken to protect nature, ultimately determined by the behavior of people, their attitude to nature, the environment. The authors note the relevance of environmental-oriented social practices that contribute to the overcoming of modern environmental contradictions, the formation of a high level of environmental competence of young people and the population as a whole, to ensure environmental safety and stability of society, the prevention of social and environmental conflicts, and thus-improving the quality of life.

Keywords: education, pedagogy, sociology, youth, students, social activity, ecological competence, ecological knowledge, public organizations, socialization, sociological research, ecological practices, Naberezhnye Chelny, Nizhnekamsk.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Процесс улучшения и сохранения окружающей среды требует постоянного внимания, что предполагает удовлетворение потребностей настоящего времени без снижения возможности будущих поколений удовлетворять собственные. Следовательно, на первый план выходит необходимость развития у людей умения видеть и понимать не только современные экологические проблемы, но и мыслить в долгосрочной перспективе путем формирования экологической компетентности населения. Считаем, что экологическую компетентность можно трактовать как «формируемую в процессе социализации

систему интериоризированных экологических знаний, умений и навыков, экстериоризирующихся в повседневных социальных практиках индивида» [1, с. 41].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследования современных экологических проблем тесно связаны с концепцией общества риска, основные положения которой отражены в трудах У. Бека, Э. Гидденса, Н. Лумана, И. Валлерстайна, М. Хайдеггера, а также В.И. Зубкова и О.Н. Яницкого. Рассмотрению места и роли молодежи как особой социально-демографической группы по-

196

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Ахметова Милауша Хасановна, Магсумов Тимур Альбертович ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...

священы труды М.Б. Глотова, С.И. Дуки, Ю.А. Зубок, С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, Г.А. Ключарева, И.С. Кона, Д.Л. Константиновского, В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, С.В. Полутина, Г.А. Чередниченко. Проблемы формирования экологической компетентности тесно взаимодействуют с вопросами о социальных аспектах образования, о функциональной системности данного социального института, об основных закономерностях социализации личности, рассматриваемых в работах классиков социологии М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р.Мертона, П.А. Сорокина. Важную роль СМИ в регулировании социально-экологической ситуации в обществе, а именно, в формировании общественного мнения, в получении экологических знаний, соприкасаясь в этом качестве с системой экологического образования, влиянии на деятельность органов власти отмечает И.А. Сосунова. Отечественный ученый В.Г. Немировский в своих трудах высказывается о том, что у россиян в массовом сознании сформировался комплекс жертвы, в результате которого люди готовы терпеть практически любые социальные и политические эксперименты над своей страной, над собой. При этом вопросам вопросы формирования экологической компетентности молодых людей в процессе их социально-активной деятельности, в силу новации данной тематики, остались вне поля внимания этих авторов.

Формирование целей статьи (постановка задания). Позитивные экологические практики, их широкое распространение через различные социальные институты выступает фактором преодоления экологического кризиса, направленным на удовлетворение основных потребностей социума и обеспечение высокого качества жизни человека. В этих условиях предъявляются новые требования к формированию навыков жизнедеятельности в условиях риска, развитию чувства социальной экологической ответственности и активности. В данных условиях определяется и цель статьи - выявление социальных условий и факторов формирования экологической компетентности молодёжи в социально-активной деятельности, выделение структурных компонентов социальной активности. Это позволит определить направленность, формы и способы проявления молодежью активности различных сферах жизнедеятельности, в частности экологической.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В решении экологических проблем важная роль отводится молодежи, как особой социальной группе, способной активно приспосабливаться к условиям социально-природной среды и активно модернизировать их [2].

Анализ проблем молодежи предполагает обстоятельное изучение, теоретическое обобщение и формирование концепций молодежи; уточняется сущность и содержание понятия «молодежь». Данное понятие является не только возрастным, но и социально-историческим [3].

По мнению отечественных специалистов в области социологии «молодежь - это часть населения в возрасте от 14 до 30 лет, характеризуемая современным образом жизни, участием в одном из видов жизнедеятельности, труда и являющуюся носителем и потребителем всех форм культуры» [4, с. 236].

Также «молодежь» можно представить как социально-демографическую группу общества с определенными возрастными, психологическими свойствами, имеющую внутреннюю социально-классовую дифференциацию, соответствующую условиям современной жизни. Причем за относительно короткий промежуток времени - 17 лет - представители данной возрастной группы меняют свой социальный статус несколько раз.

Молодежь находится в таких условиях, когда овладение статусом взрослого члена общества требует все возрастающего количества времени из-за усложнения материальной культуры.

Усложнение всей социальной жизни общества, на-

личие различных форм и способов социальной коммуникации, несомненно, оказывает огромное влияние на адаптацию молодежи к современной жизни, при этом усложняя и значительно удлиняя процесс ее социализации [5, с. 771-772].

Социализация представляет собой единый процесс интериоризации и экстериоризации. Интериоризация -это процесс перехода внешних процессов во внутренние процессы сознания и соответствующей их трансформации, экстериоризация - это объективизация внутреннего мира человека в ходе его практической деятельности.

Данные процессы определяют социальный статус личности, ее потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации, стремления, образ жизни.

Человек не только воспринимает и овладевает общественным опытом, но также деятельно трансформирует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение социальных отношений [6].

Вторичная социализация осуществляется в ходе взаимодействия индивида с многочисленными организациями - трудовыми, политическими, культурными, экологическими и т. п. [7, с. 57].

Это могут быть дошкольные учреждения, школа, другие образовательные организации, СМИ, различные формальные и неформальные организации, в которых участвует молодежь. Особенно важен возрастной период 14-15 лет, когда происходят изменения в приоритетах подростков - ребенок отходит от конкретной привязанности к объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения его изменения. Подростковый период является еще одной возможностью развития сопричастности к природе через экологическую деятельность, что подтверждается участием молодежи в различных экологических движениях всевозможной направленности. Можно сказать, что индивидуальное сознание в таком случае трансформируется в групповое. Последнее отличается от индивидуального в проявлении институциональных характеристик: формализованные отношения, программные документы, символика, средства массовой информации, органы образования [8, с. 77].

В современных условиях решение экологических проблем рассматривается с позиции двух основных стратегий. Первая из них - технологическая - предусматривает разработку и внедрение ресурсосберегающих технологий. Вторая стратегия - гуманитарная - способствует изменению самого человека, его мировоззрения, поведения, стиля жизни. Полагаем, что основным средством реализации гуманитарной стратегии может стать экологическое образование и воспитание, так как сами по себе технические средства не могут улучшить состояние окружающей среды, если люди не обладают готовностью к применению безопасных технологий, не соблюдают экологические ограничения и не принимают активное участие в практическом решении экологических проблем [9, с. 25].

Обеспечение устойчивого развития зависит от про-экологических практик членов общества, которые ведут к осуществлению социально-экономических преобразований. Исходя из этого, в решении экологических проблем отводится особая роль молодежи, как особой социальной группе, способной активно приспосабливаться к условиям социальной и природной среды и активно модернизировать их [10, с. 12-16].

Проблему формирования экологической компетентности молодежи целесообразно рассматривать через призму ее социальной активности. С одной стороны, социальная активность молодежи проявляется в про-тестных настроениях, социальной нестабильности [11]. В данном случае, излишнюю активность молодежи целесообразно пресечь и взять под контроль. Но, с другой стороны, молодежь обеспечивает передачу социальных отношений и является носителем социальных новаций. В этой связи увеличение общественной активности мо-

Akhmetova Milausha Khasanovna, Magsumov Timur Al'bertovich pedagogical

FORMATION OF ECOLOGICAL COMPETENCE ... sciences

лодежи - одно из условий преобразования общественного устройства. Повышенная социальная активность представляет собой участие социальной группы в разнообразных общественных практиках, нацеленных на общественное благо, например, участие в деятельности общественных организаций и движений, акциях, в том числе и проэкологических. Следует отметить, что значимость общественных благ определяется ценностями активистов, которые могут быть диаметрально противоположными представлениям большинства. Однако это не мешает личности быть социально активной. Высокий уровень социальной активности предполагает осознанное принятие общественных ценностей, а затем - следование интересам социума, готовность к активной деятельности самостоятельного субъекта. Активная личность отличается от пассивной тем, что стремится влиять на социальные процессы, реально участвовать в общественных делах, для нее характерна высокая значимость общественных интересов, сформированное чувство ответственности.

Ценности могут приниматься на разных уровнях. Как правило, ценности эмоционально-чувственного уровня

- поверхностные, но яркие, эмоциональные. Это эмоциональный компонент экологической компетентности. Более содержательное усвоение ценностей происходит на уровне знаний. В данном случае мы рассматриваем когнитивный компонент экологической компетентности молодежи. Но социальные навыки проэкологиче-ского поведения могут формироваться лишь на волевом уровне (волевой компонент). В единстве все эти уровни представляют собой полное и осознанное принятие ценностей, в том числе и экологических. Исходя из этого, социальную активность можно представить как сложное системное явление, состоящее из субъективного и объективного компонентов, включающие ориентации и ценности, выражающие интересы различных социальных общностей, а также чувства, знания, волевые установки, предполагающие реализацию ценностей личности в различных сферах общественной жизни.

Какой уровень активности проявляют россияне в современных условиях, особенно молодые люди? Результаты социологических исследований [12], проведенных, в том числе, Институтом социологии РАН, показали, что российские граждане проявляют революционные настроения, когда окончательно теряют доверие к власти. Материалы массового исследования показали, что уровень доверия к властным политическим структурам в России сейчас достаточно высок: так, президенту доверяют 78 %, вооруженным силам - 62 %, правительству - 56%. Половина опрошенных граждан доверяют православной церкви, что для светской страны достаточно существенно. Региональным руководителям доверяют 49 %, местной власти - 34 % респондентов.

Исследования показали рост доли самодостаточных людей (44 %), которые готовы справляться со своими проблемами самостоятельно, лишь бы власть им не мешала.

Исходя из жизненной позиции, 40 % людей относят к «активному» типу, 37 % - к «инертному», 23 % - к смешанному. К категории «активные граждане» относится молодежь до 30 лет (57 % в этой группе), люди с высшим образованием (47 %), специалисты высокого уровня (53 %), жители крупных городов (44 %).

Более пассивны люди старшего поколения (62 % тех, кому за шестьдесят лет), респонденты со средним образованием (41 %), мелкие служащие (39 %) и население мегаполисов (44 %). В современных условия россияне готовы пойти на достаточно серьезные жертвы ради безопасности страны. При этом только треть (34 %) допустили бы запреты на проведение массовых акций, 25 %

- отмену выборов.

Только 12 % опрошенных одобрили бы право граждан владеть огнестрельным оружием, а цензуру в СМИ

считают уместным 41 % респондентов [13]._

Таким образом, внешне исследования показывают не очень высокий уровень активности граждан страны. В данном случае стоит обратиться к комментариям директора Института социологии РАН Михаила Горшкова. Он считает, что роль фундамента в нашем обществе выполняет система ценностей и моральных норм. Ситуацию в стране люди оценивают через самоощущения, которые не всегда связаны с материальными аспектами, величиной дохода. От революционных настроений россиян удерживает достаточно высокий «волевой ресурс» граждан. В настоящее время в обществе очень сильны патриотические настроения, что, скорее всего, связано с тем, что если раньше врага видели исключительно внутри страны (коррупция, терроризм, неэффективные чиновники), то сейчас фокус сместился на внешние вызовы и угрозы [14, с. 10].

ФОМ на основе собственных исследований в 2017 г. выявил виды активности молодежи. Широко распространено обсуждение новостной повестки с друзьями и знакомыми: 45 % - часто и 46 % - редко в таких обсуждениях участвуют.

Около трети молодежи публично высказывается по поводу последних новостей в интернете, участвует в во-лонтёрстве, подписывает петиции, 16 % респондентов когда-либо участвовали в митингах, акциях протеста. При этом 36 % молодых россиян допускают, что могут принять участие в протестах.

Также следует обратить внимание на желание молодых людей сменить место жительства.

Для современной молодежи более характерно избегание проблем или проблемных регионов, чем преобразование окружающей социальной действительности. Так, переехать из места, где они живут, хотят от четверти до трети молодых жителей больших городов и сел, в малых городах такое желание испытывают около половины.

Появись у них возможность выбрать другое время рождения, воспользовалось бы ей 19 % молодежи. Обычно показатели социального оптимизма у молодежи гораздо ниже, чем у старшей группы населения. Молодежь не настолько восторженна, ее одолевают личные проблемы - плохая работа, отсутствие социальных лифтов и т. п. Чем взрослее молодой человек, тем реже ему нравятся решения российских властей. У большинства молодых нет идеалов для социально-приемлемого поведения [15].

По нашему мнению, основным условием приобщения молодежи к экологическим знаниям является единство познавательной и практической деятельности. Это связано с тем, что практика является важным источником информации о природе, о трансформациях, которые происходят в ней под воздействием природопользования; служит базой применения молодыми людьми наличествующих экологических знаний, полученных из разных источников; вызывает у них потребность в поиске и использовании новых знаний.

Благодаря экологическому образованию и самообразованию, в ходе практической деятельности вырабатываются убеждения, которые ведут к развитию сознательного, ответственного отношения к природе, являющегося основой экологической компетентности [16, с. 2825].

Проэкологический опыт, приобретаемый молодежью в ходе экологической деятельности, дает возможность соотнести свои знания, полученные из теоретических источников с окружающей реальностью, продумать и прочувствовать их, что способствует превращению знаний в убеждения. С другой стороны, практическая деятельность в экологической сфере выступает критерием уровня экологической компетентности. Исходя из этого, можно сказать, что экологическая деятельность является основным условием развития экологической компетентности молодежи [17, с. 340].

По результатам социологических исследований (анкетные опросы учащейся молодежи гг. Набережные Челны и Нижнекамска Республики Татарстан, n=960 Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Ахметова Милауша Хасановна, Магсумов Тимур Альбертович ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...

(2006 г), n=750 (2012 г.)) основными для включения в проэкологические мероприятия являются мотивы, связанные с чувством ответственности за сохранение природы, с осознанием своего долга, мотивы, выражающие стремление личности к здоровому образу жизни, общению с природой.

Для выяснения уровня экологической активности молодежи нами был задан вопрос об экологических мероприятиях, в которых она участвует.

Исследование показало, что лишь 5,7 % респондентов участвуют в организации экологической деятельности, систематически принимают участие в экологической деятельности 11,4 % опрошенной молодежи.

Большая часть молодых людей (82,9 %) участвует в отдельных мероприятиях, но их доля снизилась по сравнению с 2006 годом (86,7 % респондентов).

Молодые люди понимают важность и необходимость экологической деятельности, но им недостает морально-волевого настроя на эту деятельность. Именно из этого проистекает целесообразность интериоризации убеждений с социально-психологическими установками личности, так как данный настрой выступает как один из самых мощных факторов [18, с. 99-103].

Молодые люди в процессе реализации экологического образования и непосредственно из проэкологических практик приобретают определенный набор знаний, умений и навыков, что позволяет в дальнейшем формировать у них чувство личной ответственности за состояние природной среды, за решение экологических проблем [19, с. 5].

В результате взаимодействия внутренних мотивов (чувства личной ответственности) и внешнего воздействия (деятельность различных социальных институтов) происходит экологическая социализация личности и формирование определенного типа экологической компетентности [20].

Соответственно, уровень экологической компетентности побуждает / не побуждает к участию в социально-экологических практиках, к получению новых экологических знаний в ходе экологического образования и самообразования [21, с. 380]

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Исследование показало, что решение экологических проблем возможно лишь через процесс формирования экологической компетентности, которая непосредственно связана с социальной активностью населении, особенно молодежи. Для этого необходима государственная экологическая политика, стимулирующая и поддерживающая гражданские инициативы, статус экологически образованной личности, доверие молодежи и населения в целом государственным структурам, что, в конечном счете, приведет к координации проэкологической деятельности отдельных людей, общественных организаций, учебных заведений, занимающихся формированием и развитием экологической компетентности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахметова М.Х. Экологическая компетентность учащейся молодёжи: понятие, сущность и структура // В мире научных открытий. 2014. № 1. С. 376-382.

2. Магсумов Т.А. Культурно-образовательная среда провинциального города в фокусе локальной истории: по страницам работ сочинских краеведов // В мире научных открытий. 2013. № 11 (47). С. 143-149.

3. Магсумов Т.А., Низамова М.С., Шакиров Р.Р. История России: учебник для вузов / под редакцией Т.А. Магсумова. Красноярск, 2015. 346 с. DOI: 10.12731/ HR.2015.346.

4. Маршак А.Л. Общая социология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 384 с.

5. Moreno-García E., García-Santillán A., Molchanova V.S., Larracilla-Salazar N. From Anxiety as a Psychological and Biological Phenomenon to Mathematics Anxiety: a Theoretical Approach // European Journal of Contemporary

Education. 2017. № 6-4 (4). С. 757-774. DOI: 10.13187/ ejced.2017.4.757.

6. Magsumov T.A. Ideas and meanings of symposium of historians of Russian education // Журнал министерства народного просвещения. 2015. № 4 (6). С. 143-145. DOI: 10.13187/zhmnp.2015.6.143.

7. Neskoromnykh N.I., Chernenko N.V., Mamadaliev A.M., Vorozhbitova A.A. Educational-cognitive barriers in the preparation of future social pedagogues for the prevention of social dependencies // European Journal of Contemporary Education. 2017. № 6 (1). С. 57-63. DOI: 10.13187/ejced.2017.1.574.

8. Яо Л.М. Экологическое сознание современного российского общества: теоретико-методологические подходы. М.: ЦГЛ «РОН», 2004.

9. Ермаков Д.С., Зверев М.И., Суравегина И.Т.Учимся решать экологические проблемы. М.: Школьная Пресса, 2002.

10. Магсумов Т.А. Казанские школяры на рубеже XIX-XX веков: облик, повседневность, среда. Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 268 c.

11. Аминов Т.М. Система профессионального образования в регионах дореволюционной России (на примере Башкирии) // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 244-263.

12. Magsumov T.A. Statistic material as a source of education history // European Journal of Natural History. 2011. № 4. С. 27.

13. Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах / Институт социологии Федерального государственного бюджетного учреждения Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.isras.ru/grant_rnf.html?year=2014, свободный (дата обращения 13.04.2017).

14. Горшков М.К. О социальном статусе адаптации россиян к условиям кризиса (вместо предисловия) // Россия реформирующаяся. 2016. № 14. С. 5-20.

15. Социальная и политическая активность молодежи / Фонд Общественное Мнение [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fom.ru/TSennosti/13286, свободный (дата обращения 13.04.2017).

16. Аминов Т.М. Закономерности развития профессионального образования // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015. С. 2821-2825.

17. Ахметова М.Х., Бобкова Е.Ю., Магсумов Т.А., Максимов Я.А. Экологические практики как способ ин-териоризации экологической модели поведения учащейся молодёжи // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 7. С. 330-346. DOI: 10.12731/2218-7405-2017-7-330-346.

18. Ахметова М.Х. Экологическая компетентность учащейся молодёжи: понятие, сущность и структура // В мире научных открытий. 2014. № 1. С. 376-382.

19. Бобкова Е.Ю., Магсумов Т.А., Максимов Я.А. Профессиональные стандарты в сфере образования: инновации в организации образовательного процесса: учебник. Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2017. 168 с. DOI: 10.12731/profstandart2017.

20. Черкасов А.А., Мельников В.М. Теоретические и прикладные проблемы внедрения компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования // Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 1. С. 146-149.

21. Ахметова М.Х. Экологическая компетентность учащейся молодежи монопромышленного города: соци-

Akhmetova Milausha Khasanovna, Magsumov Timur Al'bertovich pedagogical

FORMATION OF ECOLOGICAL COMPETENCE ... sciences

ологический аспект (на примере гг. Набережные Челны и Нижнекамска): дис. ... канд.соц.наук. Пенза, 2015. 188 с.

Статья поступила в редакцию 24.04.2018 Статья принята к публикации 26.06.2018

200

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.