Экономика и право
УДК 502.1
Б. А. Воронин, Я. В. Воронина
Уральский государственный аграрный университет (г. Екатеринбург, Российская Федерация)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Целью настоящего исследования является экономико-правовой анализ состояния подготовки обучающихся в системе аграрного образования.
Задачи исследования — оценка формирования основ экологической культуры у студентов современного аграрного вуза.
Научная новизна заключается в новых подходах к экологическому просвещению будущих специалистов в сфере сельскохозяйственной деятельности и воздействия на окружающую среду.
Методы исследования: экономико-правовой анализ; оценка экологического просвещения; социологический анализ экологического мировоззрения. Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в дополнении Федерального закона от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» учением о формировании экологического мировоззрения.
Практическая значимость материала исследования обусловлена возможностью использования в учебном процессе и научной работе обучающихся в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: аграрное образование; экологическое право; аграрно-еправо; юридическое образование; аграрный вуз
Борис Александрович Воронин — доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42. E-mail: [email protected]
Яна Викторовна Воронина — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, Карла Либкнехта, 42. E-mail: [email protected]
FORMATION OF AN ECOLOGICAL WORLDVIEW AMONG STUDENTS OF AN AGRICULTURAL UNIVERSITY:
A LEGAL ASPECT
The purpose of this study is an economic and legal analysis of the state of training of students in the agricultural education system.
The objectives of the study are to assess the formation of the foundations of ecological culture among students of a modern agricultural university.
The scientific novelty lies in new approaches to environmental education of future specialists in the field of agricultural activities and environmental impact.
Research methods: economic and legal analysis; assessment ofenvironmental education; sociological analysis of the ecological worldview. The theoretical significance of this study lies in the addition of the Federal Law of10.01.2002 «On Environmental Protection» with the doctrine of the formation of an ecological worldview.
The practical significance of the research material is due to the possibility of using it in the educational process and scientific work of students in educational institutions.
Keywords: agricultural education; environmental law; agricultural law; legal education; agricultural university
Boris Voronin — doctor of law, Professor, Director of the research Institute of agrarian and environmental problems and agricultural management, Ural State Agrarian University. 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, Karla Libknekhta str., 42. E-mail: [email protected]
Yana Voronina — candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of management and theory of economic, Ural State Agrarian
University. 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, Karla Libknekhta str., 42. E-mail: [email protected]
Для цитирования:
Воронин Б. А., Воронина Я. В. Формирование экологического мировоззрения у студентов аграрного вуза: правовой аспект // Аграрное образование и наука. 2024. № 3.
Введение. В аграрном вузе студенты в основном изучают специальные учебные дисциплины, связанные с будущей деятельностью в сфере сельского хозяйства и иных подотраслях агропромышленного комплекса, функционирующих в аграрной экономике.
В процессе обучения студенты изучают теорию и практику агрономии, зоотехнии, ветеринарии, инженерии, экономики и управления сельским хозяйством и иные дисциплины, востребованные в сфере сельскохозяйственной деятельности.
Целью изучения учебных дисциплин аграрного профиля является получение необходимого уровня знаний современного аграрного производства, приобретение навыков в области организации сельскохозяйственной деятельности и формирование компетенций специалиста в сфере аграрного сектора экономики [Воронин, Чупина, Воронина и др., 2022].
Сельское хозяйство связано с использованием земельных водных и иных природных ресурсов и в связи с этим обстоятельством самым тесным образом оказывает влияние на качество окружающей среды, что требует особой подготовки кадров, имеющих экологическое мировоззрение и обладающих экологической культурой [Броницкая, Инышева, Лашкевич и др., 2024].
Результаты. Технологии современного сельского хозяйства основываются, как правило, на многолетних способах обработки пашни из земель сельскохозяйственного назначения, входящих в категорию сельскохозяйственных угодий. Земледелие обеспечивает производство продукции растениеводства (зерноводства, овощеводства и иных сельскохозяйственных культур). Про-
изводство кормовых культур обеспечивает развитие сельскохозяйственного животноводства, птицеводства и других видов.
Сельскохозяйственное растениеводство напрямую оказывает воздействие на окружающую среду через применяемые агрохимикаты, гербициды и пестициды. Химические препараты в агрономии входят процессы протравливания семенного материала от грызунов, а также заболеваний зерна. Химические препараты используют в качестве стимуляторов роста сельскохозяйственных растений, а также для борьбы с болезнями растений в период развития в условиях полеводства.
На практике имеются и иные способы внесения химикатов в зерновод-стве, овощеводстве и при выращивании иных сельскохозяйственных культур, что при несоблюдении правил и норм может нанести ущерб товаропроизводителям и вред окружающей среде. Химикаты могут отрицательно повлиять и на здоровье работников аграрного производства. Осознавая особую опасность применения в сельском хозяйстве химикатов, на правовом уровне принимаются меры по регулированию использования химических веществ в этой сфере деятельности. Так, принят Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», в котором акцентируется внимание специалистов и иных работников, занятых деятельностью в области применения химикатов в процессе сельскохозяйственного растениеводства.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» в главе VII установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Отметим лишь статьи, касающиеся химизации сельскохозяйственного производства. Это статья 43 — требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель, так как мелиорация может быть химической, как определено в федеральном законе «О мелиорации земель» № 4-ФЗ от 10.01.1996 г.
Статья 49 — требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве.
В обозначенных требованиях и иных, связанных с организацией производственно-хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве в обязанность собственникам, землевладельцам и землепользователям (в том числе
арендаторам) вменяется осуществление производства сельскохозяйственной продукции способом, обеспечивающим сохранность и воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающие неблагоприятное воздействие сельскохозяйственной деятельности на окружающую среду [Карпухин, Батыршина, 2023].
Задачей сельскохозяйственных товаропроизводителей является соблюдение стандартов, норм, нормативов, правил и регламентов проведения агротехнических, мелиоративных, фитосанитарных и иных мероприятий в области экологизации земледелия.
Поскольку, наряду с сельскохозяйственным растениеводством в организациях агропромышленного комплекса особое место занимает животноводство (молочное и мясное скотоводство), птицеводство и иные виды сельскохозяйственных животных, необходимо отметить, что животноводство обеспечивает земледельцев органическим удобрением. Правовой основой для такой деятельности является Федеральный закон от 14 июля 2022 года 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с 1 марта 2023 года. Этот законодательный акт определил, что побочные продукты животноводства - вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, используемые в сельскохозяйственном производстве. При переработке с использованием соответствующих технологических процессов побочные продукты животноводства могут быть органическими удобрениями.
В этом же ряду стоит вопрос об органическом сельском хозяйстве, правовой основой для регулирования отношений в этой области является Федеральный закон от 03.08.2018г. № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Производство органической продукции в сельском хозяйстве связано с особыми экологическими требованиями в части продуктов для питания. Поскольку органические продукты производятся без применения химикатов в растениеводстве и животноводстве, то эта деятельность соответствует экологических требованиям.
Заключение. Перечисленные в настоящем исследовании факторы организации сельскохозяйственной деятельности свидетельствуют о том, что при несоблюдении норм и правил сельское хозяйство может негативно влиять на качество сельскохозяйственной продукции и состояние окружающей среды. В свете экологических требований, актуальное значением имеет экологическое просвещение, которое через экологическое образование способствует формированию экологического мировоззрения у обучающихся в аграрных учреждениях [Воронин, Лоретц, Фатеева, 2015].
Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой [Ожегов, Шведова, 1997] дает такое понятие мировоззрения — это система взглядов, воззрений на природу и общество. Применительно к экологическому мировоззрению следует понимать, что гражданин независимо от социального положения обязан знать и соблюдать основы экологической культуры [Бабкина, Андрю-шечкина, Татарчук и др., 2024].
Важное значение имеет знание правовой экологии путем изучения экологического права — отрасли права, регулирующей отншения в сфере взаимодействия общества и природы. Граждане, занятые на работе по производству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, не зависимо на коллективной или индивидуальной основе, обязаны обладать комплексом знаний в области экологизации сельскохозяйственной деятельности.
Список литературы
1. Бабкина А. А., Андрюшечкина Н. А., Татарчук А. П. и др. Основы педагогической работы в высших учебных заведениях // Образование и право. 2024. № 5. С. 499-503.
2. Броницкая С. А., Инышева В. А., Лашкевич А. К. и др. Изучение правовых дисциплин студентами аграрных вузов Российской Федерации // Образование и право. 2024. № 5. С. 522-525.
3. Воронин Б. А., Лоретц О. Г., Фатеева Н. Б. К вопросу о формировании профессиональных компетенций у студентов аграрного вуза // Аграрный вестник Урала. 2015. № 4 (134). С. 71-74.
4. Воронин Б. А., Чупина И. П., Воронина Я. В. и др. Качество образования как многогранная структура подготовки специалистов // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 4.
5. Карпухин М. Ю., Батыршина Э. Р. Вопросы методологии формирования компетентностного подхода в подготовке магистров по направлению 35.04.05 «Садоводство» // Образование на современном этапе: тренды, инновации, перспективы: сборник статей. Екатеринбург, 2023. С. 61-63.
6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.
References
1. Babkina A. A., AndryushechkinaN. A., TatarchukA. P., etc. Fundamentals of pedagogical work in higher educational institutions // Education and Law. 2024. No. 5. pp. 499-503.
2. Bronitskaya S.A., Inysheva V. A., Lashkevich A. K., etc. The study of legal disciplines by students of agrarian universities of the Russian Federation // Education and law. 2024. No. 5. pp. 522-525.
3. Voronin B. A., Loretz O. G., Fateeva N. B. On the issue of the formation of professional competencies among students of an agrarian university // Agrarian Bulletin of the Urals. 2015. No. 4 (134). pp. 71-74.
4. Voronin B. A., Chupina I. P., Voronina Ya. V., etc. The quality of education as a multifaceted structure of specialist training // Moscow Economic Journal. 2022. Vol. 7. No. 4.
5. Karpukhin M. Yu., Batyrshina E. R. Issues of methodology for the formation of a competence-based approach in the preparation of masters in the field of 35.04.05 «Gardening» // Education at the present stage: trends, innovations, prospects: collection of articles. Yekaterinburg, 2023. pp. 61-63.
6. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of the Russian language. Moscow: Azbukovnik, 1997. 944 p.