Научная статья на тему 'Формирование эффективных медодов совершенствования системы государственного стратегического планирования Донецкой Народной Республики'

Формирование эффективных медодов совершенствования системы государственного стратегического планирования Донецкой Народной Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА / STATE STRATEGIC PLANNING / FORECASTING / SYSTEM / INFORMATION PLATFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савченко О. Ю., Курган Е. Г.

В статье определены современные тенденции системы государственного стратегического планирования и прогнозирования, а также представлены основные направления развития системы государственного стратегического планирования и прогнозирования в Донецкой Народной Республике. Проведен анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз при реализации направлений по совершенствованию системы государственного стратегического планирования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article current trends of system of the state strategic planning and forecasting are defined and also the main directions of development of system of the state strategic planning and forecasting in the Donetsk People's Republic are presented. The analysis strong and weaknesses, opportunities and threats at realization of the directions on improvement of system of the state strategic planning is carried out.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективных медодов совершенствования системы государственного стратегического планирования Донецкой Народной Республики»

2. Рекомендуемым порядком учета расчетов платежными поручениями, является непосредственное списание (зачисление) средств со счетов плательщиков и зачисления их на счета получателей.

Таким образом, количество учетных записей сокращается. Что касается использования балансового счета 47422 в учете расчетных операций банка, то он применялся для отражения в бухгалтерском учете филиалов полученных переводов без открытия счета до введения специального счета для учета переводов 40911 «Расчеты по переводам денежных средств».

Список литературы

1. Егорова А.В. Факторы и условия формирования фондового риска в коммерческом банке // Финансы: теория и практика. 2012. № 4 (70). С. 119-127.

2. Ключников С.В. Учет на предприятиях малого бизнеса. -Москва, 2004.

3. Кузяшев А.Н. Экономика. - Уфа, 2011.

4. Марамыгин М.С., Шатковская Е.Г.Организация деятельности коммерческого банка. - Москва, 2013.

5. Мишина З.А., Фомина Е.В. Совершенствование методики бухгалтерского учета по договору доверительного управления имуществом в условиях банкротства // Вестник НГИЭИ. 2017. № 2 (69). С. 133-141.

6. Шашкова А.В. Значение кодекса корпоративного управления банка россии 2014 г // Вестник МГИМО Университета. 2014. № 4 (37). С. 253-263.

Савченко О.Ю., Курган Е.Г.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕДОДОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Донецкий национальный технический университет

Ключевые слова: государственное стратегическое планирование, прогнозирование, система, информационная платформа.

Аннотация. В статье определены современные тенденции системы государственного стратегического планирования и прогнозирования, а также представлены основные направления развития системы государственного стратегического планирования и прогнозирования в

Донецкой Народной Республике. Проведен анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз при реализации направлений по совершенствованию системы государственного стратегического планирования.

Keywords: state strategic planning, forecasting, system, information platform.

Abstract. In article current trends of system of the state strategic planning and forecasting are defined and also the main directions of development of system of the state strategic planning and forecasting in the Donetsk People's Republic are presented. The analysis strong and weaknesses, opportunities and threats at realization of the directions on improvement of system of the state strategic planning is carried out.

Актуальность и постановка проблемы. Совершенствование системы государственного стратегического планирования и прогнозирования, как важнейшего инструмента влияния на социально-экономическое развитие государства, является актуальной темой исследования. В настоящее время отсутствие целостной системы государственного стратегического планирования, как в Российской Федерации, так и в Донецкой Народной Республике не позволяет достичь должного эффекта стратегических решений по социально-экономическому развитию.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы государственного стратегического планирования постоянно находятся в поле зрения научных и практических работников государственного управления и экономики. Существенный вклад в решение указанных проблем отражен в работах современных исследователей О.О. Смирновой [2], Ж.А. Сапара [3], Ю.В. Кузнецова [4]. Однако по данной тематике остается ряд нераскрытых вопросов, требующих проведения дальнейших исследований.

Целью статьи является определение методов совершенствования системы государственного стратегического планирования и прогнозирования и обоснование их необходимости

Изложение основного материала исследования. Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Со временем значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельств этого заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов. Информация должна быть точной, полной и своевременной.

Однако на данный момент в государственных структурах существует ряд проблем в работе с информацией. Разобщенность методов при сборе, обработке и анализе информации значительно затрудняет стратегическое планирование в различных отраслях промышленности и в государстве в целом, а, следовательно, снижает эффективность развития, как отдельных отраслей, так и государства.

Одним из эффективных способов решения вышеуказанной проблемы является создание и формирование единого информационного Дата-центра или центра хранения и обработки данных, в т.ч. информационной платформы удаленного доступа для работы с документами стратегического планирования для хранения, обработки, анализа данных во всех сферах деятельности.

Основой информационного Дата-цента или центра хранения и обработки данных является первичная информация из различных отраслей промышленности (статистические данные, результаты деятельности предприятий, организаций различных отраслей промышленности).

Основной первичной информацией для формирования информационного Дата-цента, а в дальнейшем основным инструментом для государственного стратегического планирования и прогнозирования является:

- население и его качественный состав (дети, трудоспособное население, нетрудоспособное население);

- информация о кадрах, их качестве и количестве (количество населения, которое получило образование в различных сферах деятельности; количество населения, которое получает образование в той или иной сфере на запрашиваемый период времени);

- миграционные показатели (наличное и постоянное население);

- информация о потреблении производственных ресурсов в различных сферах деятельности;

- информация о потреблении непроизводственных ресурсов;

- информация о доходах и расходах в государственном бюджете.

Вышеуказанная информация предоставляется государственными

учреждениями различной направленности.

Планирование и прогнозирование, как в отдельных отраслях промышленности, так и в государстве в целом, осуществляется на основании первичной информации, в зависимости от территориального признака (государство в целом, район, город) и периода, на который осуществляется прогноз и планирование (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный период):

- здравоохранение: планирование и прогнозирование необходимых мед препаратов и оборудования, количества медицинских учреждений и их специфики, других необходимых ресурсов;

- социальная сфера: планирование и прогнозирование необходимой суммы выплат социальных пособий и другой помощи для незащищенных категорий населения, необходимых для этого ресурсов;

- образование: планирование и прогнозирование количества мест в дошкольных, школьных, высших учебных учреждениях, необходимых ресурсов;

Рисунок 1 - Схема обмена информацией для стратегического планирования и прогнозирования в государственной сфере на кратко-средне-, долгосрочный период

- промышленная сфера и торговля: планирование и прогнозирование производства ресурсов в необходимом количестве и качестве во всех сферах (химическая, энергетическая, металлургия,

машиностроение, АПК, оборонная промышленность), а также последующая их реализация [1];

- непроизводственная сфера: планирование и прогноз необходимых культурных учреждений и мероприятий необходимых оздоровительных учреждений; развивающих секций; информационных передач;

- миграционные показатели. Транспорт и перевозки: планирование и прогноз наличного и постоянного населения в государстве; планирование необходимости в транспортных средствах и кадрах для перевозки населения;

- бюджет: планирование и прогноз государственных доходов и затрат. Распределение финансирования в зависимости от потребностей и целесообразности по сферам деятельности (рис. 1).

Рассмотрим SWOT-анализ формирования единого информационного Дата-центра, в т.ч. информационной платформы удаленного доступа для работы с документами стратегического планирования (табл. 1).

Внедрение информационных технологий (ИТ), к которым относится проект информационного Дата-центра, можно рассматривать как инвестиционный проект, однако финансовый результат менее явен, а риски более высоки. ИТ-проект является гораздо более масштабным, так как в нем должны рассматриваться не только начальное вложение финансовых средств, но и этапы после внедрения: обслуживание, сопровождение, доработка, обучение и т.д. Все это требует дополнительных средств и усилий. Обязательным требованием перед внедрением того или иного вида ИТ должно быть его экономическое обоснование, нахождение эффекта, который можно получить при вложении инвестиций для использования этого ИТ-проекта.

К основным направлениям совершенствования управления с помощью ИТ-проектов можно отнести следующие:

- обеспечение оперативности управления;

- повышение достоверности входной и выходной информации;

- увеличение производительности труда управленческого персонала;

- повышение научной обоснованности выходной информации [2].

- К основным аспектам социально-экономической эффективности проекта можно отнести изменения социально-экономического характера относительно работников управления, производственных и вспомогательных работников конкретного объекта, а также улучшение социального обслуживания членов общества.

- Таблица 1 - SWOT-анализ формирования единого _информационного Дата-центра_

Сильные стороны Слабые стороны

1. Наличие кадрового потенциала для формирования и разработки информационной платформы 2. Наличие кадрового потенциала, желание обучатся пользоваться данным информационной платформы 3. Наличие учебных заведений, кадровых ресурсов для освоения и работы с информационной платформой 1. Информационная система безопасности 2. Необходимость техническом оснащении высокого качества и необходимых характеристик (сервер основной и запасной, в случае неполадок) 3. Отсутствие опыта при формировании подобной информационной платформы 4. Законодательная база

Возможности Угрозы

1. Единая информационная база, информационный ресурс, недопущение несогласованности данных в различных источниках информации 2. Недопущение механических ошибок (опечатки неправильные расчеты) благодаря автоматизированной системе формирования отчетов 3. Возможность отследить полный спектр деятельности предприятий и отраслей в целом 4. Сокращение процедуры согласования и утверждения документов стратегического планирования 5. Возможность взаимоувязки документов стратегического планирования с другими информационными источниками, для отслеживания выполнения плановых показателей государственного уровня и разрезе отраслей промышленности отраслевым предприятиям, предприятиям в смежных отраслях 6. Недопущение угрозы дублирования мероприятий, финансирования, перекладывания ответственности за исполнение программных мероприятий, показателей или программы в целом, благодаря системе кодирования мероприятий, показателей, источников финансирования и взаимоувязки документов стратегического планирования 7. Препятствие и снижение коррупционных рисков 8. Система «Экологический офис или Зеленый офис» - экономия канцелярских товаров 1. Хакерские атаки, блокирование информационной платформы, опубликование информации в открытых источниках 2. Низкий уровень компьютерной грамотности сотрудников на местах, которые будут пользоваться информационной платформой 3. Низкие технические характеристики компьютерной техники на местах, что значительно осложняет работу с информационной платформой 4. Отсутствие возможности постоянного, бесперебойного подключения на местах к интернету, в связи с боевыми действиями. Присутствует необходимость удаленной работы без временного доступа в интернет

Основными факторами, определяющими социально-экономическую эффективность, являются прогрессивные изменения в характере и содержании труда работников управления и производства:

- увеличение доли интеллектуального труда;

- повышение привлекательности и интереса к работе;

- появление новых целей в работе;

- совершенствование технического, культурного, образовательного уровня работников;

- улучшение социально-психологического климата в коллективе;

улучшение условий труда [2].

Для полноценного понимания поэтапного совершенствования процессов по совершенствованию системы государственного стратегического планирования и прогнозирования в Донецкой Народной Республике, рассмотрим дорожную карту (табл. 2) [5].

Таблица 2 - Дорожная карта по совершенствованию системы государственного стратегического планирования и прогнозирования в _Донецкой Народной Республике_

№ Ответственные

Мероприят Содержание Ожидаемый результат исполнители,

п Целевой показатель

п ие Форма исполнения соисполнители,

участники

1 2 3 4 5

1. Оценка Проведение 1. Анализ существующей Совет Министров,

состояния и необходимых нормативно-правовой базы в сфере Народный Совет,

потенциала процедурных, государственного стратегического профильные

государстве логических планирования. министерства и

нного мероприятий по 2. Оценка существующей ведомства

стратегичес оценке текущего технической и технологической

кого состояния и базы.

планирован потенциала 3. Оценка существующего

ия и стратегического кадрового потенциала.

прогнозиро планирования и 4. Определение проблемных

вания прогнозирования вопросов возобновления

государства в регистрации и деятельности

целом, и предприятий, поиск

отдельных собственников, инвесторов,

отраслей финансовых, кадровых,

промышленности энергетических источников и

ресурсов.

2. Формирова Выявление 1. Определение проблемных Совет Министров,

ния «белых пятен» в вопросов по существующим Народный Совет,

перечня существующей нормативно-правовым документам профильные

необходим системе в сфере стратегического министерства и

ых государственного планирования и перечня ведомства

ресурсов стратегического нормативно-правовых актов,

для планирования и которые необходимо разработать,

реализации прогнозирования, согласовать, принять.

мероприяти определение 2. Определение качественных и

й по необходимой количественных характеристик

совершенст ресурсной базы необходимых ресурсов.

вованию по ее 3. Определение источников

стратегичес усовершенствова финансирования и приобретения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кого нию необходимых ресурсов.

планирован

ия и

прогнозиро

вания

государства

в целом, и

отдельных

отраслей

промышлен

ности

3. Нормативн Разработка и 1. Нормативно-правовые акты Совет Министров,

ая правовая принятие (законы, порядки, методики и т.п.) Народный Совет,

база необходимой о документах стратегического профильные

функциони нормативной планирования на -кратко, -средне, министерства и

рования правовой базы -долгосрочные периоды, согласно ведомства

отрасли уровней стратегического планирования (государственный, административно-территориальный, отраслевой). 2. Технические регламенты, положения, инструкции.

4. Институци Создание 1. Центральные органы Совет Министров,

ональные институциональн исполнительной власти, их Народный Совет,

основы и ых основ и структурные подразделения и профильные

механизмы механизмов подведомственные организации. министерства и

государстве взаимодействия в 2. Органы местного ведомства,

нного сфере самоуправления, их административно-

стратегичес государственного территориальные подразделения. территориальные

кого стратегического 3. Структуры, положения, единицы,

планирован планирования и организационно-функциональные предприятия,

ия прогнозирования регламенты организаций, предприятий. 4. Организация и функционирование, разработка механизма государственного взаимодействия в сфере государственного стратегического планирования и прогнозирования. 5. Внедрение, отработка и использование первоначального понятийного, логистического, информационного сопровождения процессов. организации учреждения

5. Научн ая, Проведение и 1. Восстановление и запуск Совет Министров,

методическ реализация технологических процессов и Народный Совет,

ая и научной, технических регламентов. профильные

методологи методической и 2. Кадровый и методический министерства и

ческая методологическо потенциал и научная ресурсная ведомства,

деятельнос й работы в сфере база профильных министерств, административно-

ти. государственного стратегического планирования учебных и научных заведений. территориальные единицы, предприятия, организации учреждения

6. Профессио Восстановление 1. Разработка основ концепции Совет Министров,

нально- количественного государственной кадровой Народный Совет,

кадровый потенциал предприяти й и организаци й и качественного профессионально -кадрового потенциала политики по подготовке специалистов. 2. Создание системы поиска, подбора и обучения персонала заданных квалификационных требований. профильные министерства и ведомства, административно- территориальные единицы, предприятия, организации учреждения

7. Формирова ние и реализация комплексно й кадровой политики Кадровые технологии подготовки и использования персонала Государственный план подготовки квалифицированн ых кадров 1. Постоянная система обучения. 2. Дополнительные курсы подготовки и переподготовки. Совет Министров, Народный Совет, профильные министерства и ведомства, административно- территориальные единицы, предприятия, организации учреждения

8. Информаци онная поддержка Разработка информационног о Дата-цента или центра хранения и обработки данных и наполнение информационног о пространства 1. Единое информационное пространство. 2. Современные вычислительные комплексы. 3. Объектные пулы реестров юридических и физических лиц, групп и наименований товаров, видов экономической деятельности, смысловых, объектных, дислокационных, территориальных признаков и показателей. Профильные министерства и ведомства, организации, предприятия. учреждения

9. Техническо е перевооруж ение Модернизация необходимого оборудования 1. Оборудование, обучение, приемы. Профильные министерства и ведомства, организации, предприятия, учреждения

10. Математич еское моделирова ние и алгоритмиз ация процессов Разработка показателей и механизмов. приемов математического моделирования для принятия управленческих решений 1. Показатели и алгоритмы математического моделирования и алгоритмизации экономических процессов. 2. Автоматизация анализа полученных данных Профильные министерства и ведомства, организации, предприятия, учреждения

Дорожная карта по совершенствованию системы государственного стратегического планирования и прогнозирования в Донецкой Народной Республике отражает сущность процессов совершенствования, ожидаемый результат от реализации мероприятий и возможных ответственных исполнителей.

Выводы по данному исследованию и направления дальнейших разработок в данном направлении. Принимаемые стратегические

решения, в отличие от тактических или оперативных, носят более долгосрочный характер и в большинстве случаев не могут быть быстро скорректированы. Стратегические ошибки чаще всего носят глобальный характер и оказывают прямое воздействие на жизнеспособность всей рассматриваемой системы, а также влияют на другие системы. С целью своевременного, результативного, стратегического планирования, для реализации управленческих решений необходимо применение интегрированного подхода к стратегическому государственному управлению. Указанные в данной статье направления совершенствования государственного стратегического планирования и прогнозирования, способствуют алгоритмизации процессов хранения, обработки, анализа информации во всех сферах деятельности, с целью принятия своевременных управленческих решений.

Список литературы

1. Савченко О.Ю., Курган Е.Г. Направления развития системы государственного стратегического планирования в агропромышленном комплексе Донецкой Народной Республики // Материалы международной научной конференции студентов и молодых ученых приуроченной к 50-летию экономического факультета Донецкого национального факультета (г. Донецк, 8-9 декабря 2016 г.) - Донецк: ДонНУ, 2016. - С. 555-557.

2. Смирнова О.О. Основы стратегического планирования Российской Федерации - М.: Издательский Дом «Наука», 2013. - 302 с.

3. Сапар Ж.А. Стратегическое планирование деятельности государственной организации: магистерская диссертация на соискание академической степени магистра экономики - Павлодар, 2012. - 123 с.

4. Государственное стратегическое управление: Монография / Кузнецов Ю.В., Маленков Ю. А., Соколова С.В., Кайсарова В.П., Кизян Н.Г., Анохина Е.М. и др. - М.: Питер, 2014. - 205 с.

5. Савченко О.Ю., Курган Е.Г. Совершенствование системы государственного стратегического планирования и прогнозирования // Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическими системами: сб. материалов IV междунар. науч. -практ. конф., (Донецк, 4 апр. 2018 г.). - Донецк: ДонНТУ, 2018. - С. 166-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.