УДК 656.13
А.С. Кирясов ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
На основе анализа текущего состояния транспортной системы регионов выявлены ключевые проблемы системы общественного транспорта и определены направления их решения. С целью создания устойчивой транспортнологистической системы (УТЛС) автором предлагается использовать концепцию устойчивого развития. Рассмотрены основные составляющие УТЛС и систематизированы основные принципы их построения. Результатом исследования является комплекс управленческих мер и стратегий направленных на формирование УТЛС.
Общественный транспорт, транспортно-логистическая система, устойчивое развитие, комплекс
A.S. Kiryasov
FORMING OF EFFECTIVE TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM OF THE REGIONAL LEVEL ON THE BASIS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT CONCEPT
Analysis of the current status of the regional transport system was carried out.
The main problems of the public transport system were revealed and the directions for their decision were determined. The author suggests to use the concept of sustainable development for the purpose of creating the sustainable transport and logistisc system (STLS). The main components were considered, the basic principles of creation of STLS were systematized. The result of the research is the complex of managerial measures and strategies for STLS formation.
Public transport, transport and logistic system, sustainable development, complex
При оценке качества жизни населения страны, особенно в крупных населённых пунктах, одними из приоритетных являются такие показатели, как уровень обеспечения транспортной подвижности и уровень транспортной доступности. Но, как показывают результаты проводимых исследований [1, 7], на протяжении уже двух десятилетий рост объёмов автомобильных перевозок и интенсивности дорожного движения происходит в условиях отставания темпов развития дорожной инфраструктуры. Таким образом, в результате значительно возросшей нагрузки на улично-дорожные сети (УДС) городов и подъездов к ним значительно снизилась скорость и регулярность доставки грузов и пассажиров. Снижение скоростей движения, в свою очередь, ведёт к повышению на 20-30% себестоимости перевозок, росту транспортной составляющей в конечной стоимости продукции и услуг. В конечной цене российской продукции этот показатель достигает 15-20%, в то время как в США и Европе не превышает 7-10%.
В то же время рост задержек при перевозках пассажиров ведёт к резкому увеличению потерь свободного времени населения, а значит снижению качества жизни. В настоящее время в крупных российских городах участники дорожного движения теряют в течение суток от 30 до 60 минут своего времени из-за низких скоростей движения и простоев в случае возникновения транспортных заторов. Ввиду высокой загруженности УДС скорости общественного пассажирского транспорта (ОПТ) сегодня на 15-20% ниже рекомендованных нормативами. Интервалы движения наземного ОПТ в часы «пик» из-за заторов на 65% маршрутов превышают 15 мин.
Таким образом, анализ показал, что последние пять лет идет тенденция сокращения использования общественного транспорта. Это касается всех видов транспорта, как автобусного, так и городского электрического транспорта. Конечно, в большей мере это связано с тем, что жители используют личный транспорт и реализуют значительную часть собственной подвижности на собственных автомобилях.
Рис. 1. Принципы устойчивого развития
Но с другой стороны, по данным статистики общественный транспорт является убыточным и размер убытков возрастает. Например, в 2010 году для автобусного транспорта они достигли более 40 млрд. рублей. Это, естественно, не стимулирует перевозчиков развивать свой бизнес, а наоборот ведет к сокращению и, как следствие, постепенному уничтожению общественного транспорта.
Указанные обстоятельства определяют актуальность исследований, направленных на анализ существующих проблем общественного транспорта и выработку новых управленческих концепций, которые позволят изменить сложившуюся ситуацию.
Одним из современных направлений экономических исследований является формирование триединой концепции устойчивого развития [2, 3]. Триединство подразумевает, что концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической (рис. 1).
Экономический подход к концепции устойчивости развития ориентирован на оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных - природо-, энерго-, и материалосберегающих технологий.
Социальная составляющая устойчивого развития связана с человеком и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. Для достижения устойчивости развития современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений в различных областях, в том числе и в сфере транспорта.
С экологической точки зрения устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем для текущего и будущих поколений.
Рис. 2. Составляющие УТЛС
Логическим развитием методов устойчивого развития является концепция устойчивой транс -портно-логистической системы [3-5]. Она подразумевает формирование систем транспорта, которые согласуются с различными аспектами устойчивости (рис. 2).
Рассматривая концепцию устойчивости транспортной системы, нами было исследовано само понятие устойчивости в рамах логистической парадигмы.
Ведущие исследователи относят принцип устойчивости к одному из ключевых логистических принципов, в основе которого лежит свойство синхронизации в логистической системе. Таким образом, принцип синхронизации - четвёртая составляющая УТЛС.
На основе проведённого анализа нами были рассмотрены и систематизированы основные принципы, на которых базируются каждая из перечисленных составляющих УТЛС [6, 8].
Первая составляющая - социальная. Она включает:
- обеспечение транспортной доступности населения к местам работы, обучения, а также к товарам и услугам;
- учёт интересов всех слоёв населения при формировании транспортной системы;
- обеспечение защиты здоровья (физического, психического и социального благополучия) и безопасности пассажиров при проектировании и эксплуатации транспортных систем;
- полный учет экологических последствий при принятии управленческих решений в сфере транспорта, прежде всего автомобильного;
- обеспечение муниципалитетом эффективной работы транспорта на подведомственных территориях.
Вторая составляющая - экономическая
Устойчивая система должна быть экономически эффективной. Это означает, что при построении системы производится полный учёт затрат для расчёта стоимости социальных, экономических и экологических издержек с тем, чтобы вычислить адекватную финансовую нагрузку на потребителя транспортных услуг.
Третья составляющая - экологическая. Устойчивая система должна оказывать минимальное воздействие на окружающую среду. Основные принципы:
- проектирование транспортных магистралей должно проводиться с минимальным ущербом, наносимым природе, с сохранением исторических естественно-природных ландшафтных зон;
- разработка новых видов подвижного состава должна проводиться с учетом международных экологических норм, а автопарк, находящийся в эксплуатации, переоснащаться и модернизироваться для сведения к минимуму загрязнение природы;
- удовлетворение транспортных потребностей населения не должно вступать в противоречие с приоритетами охраны окружающей среды и здоровья граждан, не нарушать интересов будущих поколений;
- уровень выбросов и отходов должен быть снижен до возможностей природы поглощать их. Возобновляемые ресурсы должны использоваться на уровне или ниже темпа их восстановления, а
невозобновляемые - на уровне или ниже темпов развития возобновляемых заменителей, воздействие на занимаемую землю должно быть сведено к минимуму.
- эффективная складская политика для оптимизации грузовых преревозок - мероприятия по развитию улично-дорожной сети
- обеспечение выбора средств перемещения для пассажиров Социальные меры - повышение безопасности улично-дорожной сети
- информационное обеспечение пассажиров и водителей об изменениях дорожной обстановки V V - контроль экологических и социальных последствий принимаемых решений
внедрение современных методов сбора и обработки информации
Рис. 3. Комплекс управленческих мер и стратегий для создания УТЛС
Четвёртая составляющая - свойство синхронизации. Построение устойчивой системы невозможно без обеспечения синхронизации взаимодействия и интересов сторон-участников процесса перевозки:
- синхронизация взаимодействия описывает процессы синхронизации на уровне отдельных логистических систем, которые вступают друг с другом во взаимодействие и этим обеспечивается согласование параметров входящих и выходящих потоков различного вида;
- синхронизация интересов проявляется на уровне элементов логистической системы (отдельных ее субъектов) и определяет условия протекания логистических процессов, которые удовлетворяют целям всех участников, максимизируя их общую выгоду.
Для достижения вышеуказанных принципов устойчивой транспортно-логистической системы нами предлагается комплекс управленческих мер и стратегий, разработанный в рамках данного исследования, который включает приоритетные преобразования, направленные на обеспечение экологической безопасности и повышение социально-экономической эффективности транспортной деятельности (рис. 3).
Предложенный комплекс мер отражает основные стратегические направления для создания УТЛС. Но также следует отметить, что разные меры иногда требуют разных решений и в силу этого могут вступать в конфликт. В результате поддерживать баланс в данном пакете мер политики не всегда легко и нужно достигать компромиссы. Например, меры управления движением ради ослабления шума и повышения безопасности могут отличаться от предназначенных ослабить заторы на дорогах. На другом уровне возможны потенциальные конфликты между определенными экономическими стимулами к увеличению габаритов подвижного состава, ради улучшения доступа, и мерами повышения топливной эффективности транспортных средств и, тем самым, снижения выбросов CO2.
Кроме того, следует отметить, что эффективность реализации комплекса мер и стратегий зависит не только от их скоординированного внедрения, но и от очерёдности их реализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р.
2. Устойчивое развитие. Методология и методики измерения / С.Н. Бобылев, Н.В. Зубаревич, С.В. Соловьева, Ю.С. Власов // Экономика, 2011, С. 360
3. Акимова Т. А. Экономика устойчивого развития / Т. А. Акимова, Ю.Н. Мосейкин. М.: Экономика, 2009. 432 с.
4. Трегубов В.Н. Прогнозирование показателей развития логистической системы общественного транспорта на основе методологии синхронизации / В.Н. Трегубов // Вестник СГТУ. 2011. № 1 (52)С. 259-268.
5. Трегубов В.Н. Логистика и синхронизация в системе пассажирского транспорта /
В.Н. Трегубов // Российское предпринимательство. 2010. № 6. Вып. 2. С. 142-146
6. Трегубов В.Н. Концепция синхронизации как основа администрирования в самоорганизующихся логистических системах / В.Н. Трегубов // Вестник СГТУ. 2010. № 4 (50). Вып. 2. С. 175-180.
7. European Conference of Ministers of Transport (ECMT) Safe and Sustainable Transport. A Matter of Quality Assurance, 2003.
8. Донченко В. Транспортная политика и проблемы устойчивого развития / В. Донченко. URL: http://www.omnibus.ru/technology/technology6/
9. Heywood J.B. More Sustainable Transportation: The Role of Energy Efficient Vehicle Technologies / J.B. Heywood // OECD International Transport forum, Leipzig, Germany, 28-30 May. 2008.
Кирясов Александр Сергеевич - Alexander S. Kiryasov -
аспирант Саратовского государственного Posgraduate
технического университета имени Гагарина Ю.А. Gagarin Sarat°v State Technical University
Статья поступила в редакцию 15.09.12, принята к опубликованию 06.11.12