альных предпринимателей, между которыми существуют экономическая и (или) организационная зависимость в форме участия в уставном капитале и (или) управлении хозяйственной деятельностью, образованное в целях защиты общих интересов, координации действия его участников, реализации проектов и целевых программ и проведения единой экономической политики [4].
На основе вышеизложенного можно говорить о комплексности исследуемого явления, сочетающего в себе как экономические, так и правовые аспекты.
Следует отметить, что российское законодательство в области интеграционных процессов предпринимательской деятельности страдает отсутствием целостной стратегии. А это говорит о необходимости создания комплексной методологической базы экономического и правового регулирования интеграционных процессов в предпринимательской деятельности.
Список литературы:
1. Богданов A.C. Оценка эффективности интеграции предприятий: инвестиционный аспект: дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2001. - С. 8.
2. Ивантер В., Клоцвог Ф. Подходы к научному обоснованию интеграционных процессов // Проблемы теории и практики управления. - 1997. -№ 5. - С. 36.
3. Коваленко Б.Б., Пономарёв A.C., Смешко О.Г. Построение корпоративной структуры управления предпринимательской организации холдингового типа: монография / Под ред. д.э.н., проф. Е.С. Ивлевой. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. - С. 7, 10.
4. Лаптев В.А. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2005. - С. 14.
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2003. - С. 154.
6. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: научно-практическое изд-ие. - М.: Волтерс Клувер. - 2006. - С. 8.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ
АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК» (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
© Волошина О.В.*
Северо-Кавказская академия государственной службы, г. Ростов-на-Дону
Статья посвящена проблемам устойчивого развития сельского хозяйства региона, а также совершенствования государственного регунирова-
* Преподаватель кафедры «Налогообложение и бухгалтерский учет», аспирант.
ния продовольственной безопасности в современных рыночных условиях. На примере Ростовской области анализируется современное состояние системы и объектов государственного регунирования АПК, обоснованы приоритетные направления его дальнейшего совершенствования.
Возрождение и развитие села - одна из самых важных задач, от решения которой зависит степень социально-экономической стабильности государства. Важнейшим шагом в развитии аграрной политики и совершенствовании механизмов государственной поддержки сельского развития стало принятие «Государственной Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.», которая продолжает поддержку основных направлений развития сельского хозяйства, начатых в рамках Приоритетного Национального Проекта «Развитие АПК». Среди целей программы первое место занимает «Устойчивое развитие сельских территорий, повышение доходов и уровня занятости сельского населения». В условиях ограниченности бюджетных средств особенно важно обеспечить их эффективное использование. И здесь имеет значение как государственное участие в аграрном секторе, так и социально-экономический потенциал развития сельских территорий. Реформирование экономики в системе АПК обусловило возникновение ряда проблем как в сфере производства, так и в сферах распределения, обмена и потребления продукции. В частности, существующая система производства и товародвижения сельскохозяйственной продукции не удовлетворяет требованиям воспроизводственных процессов и потребностям субъектов рынка. Следствием сложившейся ситуации стал спад производства, замедление товародвижения, присвоение прибыли, созданной в аграрном секторе, посредническими и монопольными структурами; потеря мотивационных стимулов активизации трудовой деятельности и рост потребительских цен.
Основными задачами агропродовольственной политики, осуществляемой государством на современном этапе в целях развития и создания условий для эффективного формирования агропромышленного комплекса, повышения уровня и качества жизни населения являются: обеспечение населения Российской Федерации доступными высококачественными продуктами питания в размерах, поддерживающих здоровый образ жизни; формирование и обеспечение экономической безопасности продовольственных рынков; обеспечение продовольственной безопасности; развитие конкурентоспособного и устойчивого сельскохозяйственного производства; восстановление и создание современной индустриальной базы агропромышленного производства; обеспечение рационального землепользования в аграрном секторе, применение рыночных и внерыночных форм оборота сельскохозяйственных земель, контроль использования земель, регулирование земельных отношений в сельской местности; повышение финансо-
вой устойчивости деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей; выявление нормативно-правовых и рыночных инструментов социально - экономического механизма государственной поддержки реальных товаропроизводителей продовольствия (а не посредников), нивелирование диспаритета цен в сельском хозяйстве; определение путей рационального использования ресурсного потенциала агропромышленного производства и необходимых сдвигов как в отраслевой, так и территориальной структуре производства; соблюдение установленных требований в области охраны окружающей природной среды, сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве, создание потенциала для будущего развития.
Сельское хозяйство является одной из немногих отраслей экономики, как в развитых, так и в развивающихся странах, которые подвержены усиленному государственному регулированию. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, состояние сельскохозяйственного рынка определяет решение таких государственных задач, как обеспечение продовольственной безопасности страны и социальной защищенности населения [1, с. 69]. Во-вторых, иррациональный характер рыночных отношений в сельском хозяйстве порождает специфические для этой сферы экономики «провалы рынка»: диспаритет цен на агропродукцию и потребляемые в агропроиз-водстве ресурсы промышленного происхождения («ножницы цен»), фермерская проблема, непредсказуемые колебания цен и т.п. [2, с. 52].
Критическое рассмотрение уровня развития агропромышленного комплекса Ростовской области позволяет сделать вывод о необходимости принятия мер по созданию мощностей переработки производимой продукции региона, обеспечению населения основными продуктами питания. Развитие именно сельского хозяйства в условиях кризиса может «разорвать замкнутый круг»: снижение покупательского спроса - сокращение производств - увольнение - снижение покупательского спроса. Продовольственные товары пользуются стабильным спросом, а так как Ростовская область является преимущественно аграрной, то создание мощных промышленных предприятий по производству и переработке продуктов сельского хозяйства позволит решить множество как экономических, так и социальных проблем (увеличение уровня продовольственной безопасности, увеличение рабочих мест, особенно на селе, сокращение диспропорций в развитии региона, создание конкурентосопобной и имортозамещающей продукции).
Программа стратегического развития бизнеса в отраслях пищевой промышленности разрабатывается с учетом того, что структура этой совокупности отраслей в каждой территориальной единице должна максимально соответствовать особенностям и нуждам региональной продовольственной системы, учитывать перспективные возможности трансрегионального товарообмена и экспортного потенциала и вместе с тем обеспе-
чивать наиболее высокую эффективность, прежде всего прибыльность предприятий, производство продовольственных товаров с минимальными издержками производства и обращения. Последний аспект обеспечивает рост их конкурентоспособности и ускоренной реализации соответствующих продовольственных товаров, в частности плодоовощной продукции.
При разработке планов развития промышленности, целевых программ развития производства продукции прогнозирование осуществляется недостаточно детально (не учитывает структуру продукции), а также основывается на темпах роста по сравнению с предыдущим периодом. В то же время в разработке данных программ не уделяется внимание уровню развития и обеспеченности сырьем промышленности, ее необходимые и требуемые конечные результаты к которым необходимо прийти в результате реализуемых мер. Все показатели отражают общий объем производства (валовые показатели), а рост рассчитывается как темп роста относительно первого года реализации программы. Такие расчеты дают возможность с большей вероятностью показать по итогам реализации положительный результат. Однако такой подход является, на наш взгляд, неверным и нерациональным. Во-первых, в соответствии с текущей ориентацией производства на результат расчет темпов роста не может полностью отразить эффективность реализуемой программы. Во-вторых, индикаторы, используемые для оценки результатов являются конечными, в то время как необходимо учитывать множество «промежуточных» показателей, которые более конкретно и явно отражают работу конкретной отрасли и подкомплекса.
В ходе рассмотрения АПК Ростовской области понятие продовольственной безопасности могло бы быть использовано, характеризуя уровень обеспеченности каждого жителя области конкретным продуктом, произведенным местными производителями. В качестве основных отраслей нами была выбрана мясная промышленность, т.е. производство и дельнейшая переработка мяса. Как уже отмечалось ранее, расчет продовольственной безопасности по производству мяса осуществляется в пересчете на 1 жителя Ростовской области. Сегодня, необходимо говорить не просто о росте производства в рамках увеличения потребительского спроса на продукцию в среднем на 2-3 % в год, а о кардинальных мерах по ускоренному увеличению мощностей предприятий и строительству новых комплексов полного цикла переработки мяса. В области, по данным на 01.01.2009 г., работают более 10 крупных и средних мясокомбинатов, около 200 малых предприятий [3].
Общая мощность мясной перерабатывающей промышленности Ростовской области 110 тыс. тонн мясной продукции в год, однако реально перерабатывается не больше 70 тыс. тонн в год. Это свидетельствует о недостаточной загруженности мощностей предприятий, только на 64 %. Для того, чтобы обеспечить минимальный уровень потребления мясной продукции (в соответствии с Постановлением Законодательного Собрания РО
от 22.11.2005 г. № 1151 «О потребительской корзине Ростовской области») в размере, в среднем на человека 36 кг, необходимо производить до 151 тыс. тонн продукции, что в 1,3 раза больше осуществляемой переработки сегодня и в 2,2 раза больше существующих мощностей. На сегодня перерабатывающая промышленность области не может работать в полную мощность, а уровень обеспечения населения мясной продукции ниже допустимых норм обеспеченности, что свидетельствует о критически низком уровне продовольственной безопасности.
Для того, чтобы замедлить спад производства мясной продукции, необходимо осуществлять насыщение рынка мясом и создания необходимых экономических условий для функционирования животноводческого подкомплекса региона. С этой целью восстановить поголовье скота до минимально допустимого уровня, с целью увеличения объема реализации скота на убой до 400 тыс. тонн в год, а в перспективе до 800 тыс. тонн., использовать для откорма поголовья сбалансированные корма собственного производства, кормовые добавки, чтобы оптимизировать производство, снизить себестоимость, увеличить рентабельность производства и нарастить обороты производства. Также необходимы меры по совершенствованию экономического механизма внутрихозяйственных отношений; оказанию поддержки становлению малого бизнеса в области производства, переработки и сбыта мясной продукции. Проблемой, требующей разрешения, является большая доля импортной продукции в регионе, поэтому необходимо снизить объем импорта мясопродуктов и долю их использования в переработке. Это может быть достигнуто путем административного влияния на переработчиков (снижение объема выделяемых субсидий в случае использования импортной продукции), а также на торговые сети (сокращение доли импортной мясной продукции).
Среди основных реализуемых мероприятий по регулированию рынка мясного сырья и пищевой мясной продукции Ростовской области необходимо выделить строительство новых скотоубойных и перерабатывающих предприятий. В ближайшем будущем за счет реализуемых проектов планируется увеличить мощности по убою скота на мясокомбинатах области в 5 раз. Это возможно в результате строительству по строительству крупнейшего в Ростовской области мясоперерабатывающего предприятия мощностью по забою 1 млн. голов свиней и 240 тыс. голов крупного рогатого скота, производству 87,5 тыс. тонн колбасных изделий и мясных полуфабрикатов в год (ООО «Группа Агроком»); строительству скотоубой-ного предприятия с мясоперерабатывающим цехом мощностью по забою 300 тыс. свиней в год (ЗАО «Русская свинина»); введению новых мощностей по убою КРС, свиней и овец, обеспечивающих переработку 44,0 тыс. тонн скота в живой массе в год (ООО Перерабатывающий комбинат «Орловский»).
В условиях нарушения межотраслевых связей в трансформирующейся экономике РФ деятельность всех предприятий АПК необходимо ориенти-
ровать на конечные результаты системы продовольственного обеспечения населения, что предполагает рациональное сочетание промежуточных и конечных целей, а также соответствующих показателей. По натуральной форме конечным продуктом АПК является масса произведенного товарного сельскохозяйственного сырья, реализованная потребителям без промышленной переработки, предметы потребления, произведенные из сельхозпродукции, а также продукция, предназначенная для формирования ресурсов и экспорта. По стоимостному содержанию структура конечного продукта АПК более сложна, так как в его создании участвует ряд отраслей и сфер, взаимосвязанных последовательно осуществляющимися стадиями технологического цикла производства, переработки, хранения и обращения.
Список литературы:
1. Спенсер Г. Современная экономика. - М.: ООО «ИКАР», 2001.
2. Баутин В.М. Формы совместного использования фермерами сельскохозяйственной техники в странах Западной Европы. - М.: ВНИИТЭИ-агропром, 2002. - С. 52.
3. Администрация Ростовской области. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.don-land.ru.
КЛАССИФИКАЦИЯ СЛУЖБ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ РЫНОЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКА УСЛУГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СУБЪЕКТАМИ ЭКОНОМИКИ
© Вострова Е.И.*
Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск
В статье обоснована актуальность взаимодействия учреждения профессионального образования, как субъекта системы профессионального образования, с субъектами экономки. Представлена классификация служб, использующих рыночные инструменты в системе профессионального образования.
Развитие самостоятельности учреждения профессионального образования (далее УПО), быстро меняющиеся реалии сферы образования, измене-
* Старший преподаватель кафедры Экономики и организации отраслей химико-лесного комплекса.