Научная статья на тему 'Формирование эффективной конкурентной среды на рынке мяса республики Дагестан'

Формирование эффективной конкурентной среды на рынке мяса республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок мяса / Конкуренция / КООПЕРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / the meat market / Competition / Cooperation / Integration / state regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов З. З.

Статья посвящена исследованию актуальных проблем формирования конкурентной среды на рынке мясопродукции Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted research of actual problems of formation of the competitive environment in the market of meat of Republic Dagestan.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективной конкурентной среды на рынке мяса республики Дагестан»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ МЯСА

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

3.3. МАГОМЕДОВ, аспирант, Уральская ГСХА

Ключевые слова: рынок мяса, конкуренция, кооперация, интеграция, государственное регулирование.

В научных работах встречаются выводы о необходимости развития конкуренции на рынке мяса в том числе до такого уровня, когда он будет функционировать в модели, максимально приближенной к совершенной конкуренции. Так как данная модель предусматривает большое число участников, а значит

- незначительный объём прибыли и невозможность инвестировать в инновации и маркетинг, на наш взгляд, функционирование отечественного рынка мясопродукции в модели, приближенной к совершенной, не даст возможности ему развиваться.

Известно, что предприятия первой сферы АПК функционируют в основном в монополии и ограниченной олигопсонии, второй (сельское хозяйство) - в модели, близкой к чистой конкуренции, перерабатывающие предприятия - в монополистической конкуренции и олигополии, третей сферы (торговые структуры) - в чистой многопродуктовой монополии. Предприятия первой сферы АПК находятся в глубоком кризисе, и на российском рынке фактически ведут конкурентную борьбу зарубежные производители. Во многом кризис в АПК связан с несовместимостью моделей рынка в АПК. В результате от внутриотраслевой конкуренции наибольшие убытки понесло сельское хозяйство, представителям которого приходится вести неравную конкурентную борьбу не только с другими сферами АПК, но и между собой. Относительная устойчивость предприятий других сфер объясняется меньшим уровнем конкуренции.

Реформы в стране, направленные на структурные изменения в экономике АПК, носили политический, а не обоснованный научный характер. Главной их целью было создание в короткие сроки конкурентной борьбы всех со всеми. В итоге нарушилась отлаженная система

доставки продовольствия от производителя к конечному потребителю. Так, в Дагестане до 1990-х годов все пищевые и перерабатывающие предприятия республики входили в вертикально-интегрированные структуры производственных объединений «Дагмясопром», «Дагкон-сервагропром», «Дагмолпром», «Дагры-ба», «Дагвино», «Дагпищепром». Падение платёжеспособного спроса, качественное изменение структуры и иные многочисленные проблемы экономического, социального и организационного характера стали причинами кризиса в АПК республики. При проведении реформ руководство страны не изучило опыт развитых стран, в которых конкуренция [1] приобрела качественно новый характер, и научно было доказано, что монополия и конкуренция - альтернативные понятия.

Российская наука решением проблемы формирования эффективной конкурентной борьбы занялась сравнительно недавно. Взгляды учёных-аграриев совпадают в том, что конкуренция носит двоякий характер. С одной стороны, развитие конкуренции способствует повышению эффективности функционирования участников рынка и снижению возможности ценового сговора между производителями. С другой - чрезмерная конкуренция носит пагубный характер для отечественных производителей. Внутриотраслевая конкуренция может достигнуть уровня, когда эффективность затрачиваемых средств на увеличение сбыта продукции будет нулевой. По мнению учёных, для снижения уровня внутриотраслевой конкуренции в АПК необходимо развивать интеграцию и кооперацию товаропроизводителей. Предприятия агропромышленного комплекса функционируют в разных моделях рынка, поэтому наибольшая эффективность достигается при объединении производителей по всей техноло-

620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42; тел. 8-9226073124

гической цепочке. Экономический механизм распределения доходов от реализации конечной продукции должен проходить снизу вверх. Это позволит сформировать эквивалентность обмена между отраслями АПК.

В агропромышленном комплексе России разрушающему влиянию конкуренции наиболее подвержена его вторая сфера - сельское хозяйство. Конкурентная модель в данной сфере приближена к совершенной, особенно в северокавказских республиках, в том числе в Дагестане. Если в остальных регионах страны сельское хозяйство представлено не только низкотоварными хозяйствами населения, на долю которых приходятся значительные объёмы производства, но и успешно функционирующими предприятиями, в Дагестане хозяйства населения производят 82% мяса и являются своего рода монополистами. В то же время в республике функционируют сельскохозяйственные предприятия, которым удалось сохранить производство (это около 10% от общего количества). На их долю приходится около 70% товарной продукции, производимой сельхозпредприятиями республики. Очевидно, что рынок мяса Республики Дагестан в случае вступления страны в ВТО не способен составить достойную конкуренцию зарубежным производителям. Опыт свидетельствует, что успеха на рынке добиваются производители, сумевшие скоординировать движение потоков товаров по всей производственной цепочке, что может привести к некоторой монополизации рынка.

В современной рыночной экономике ведущая роль в координации и кор-

The meat market, competition, cooperation, integration, state regulation.

№ 3 (69), 2010 г.

Аграрный вестник Урала

33

ректировке форм и методов конкуренции принадлежит государству. Оно должно регулировать уровень конкуренции таким образом, чтобы не допустить чрезмерной монополизации рынка, и наоборот, конкуренцию необходимо поддерживать на уровне, способствующем повышению конкурентоспособности регионального рынка мяса.

Главным фактором при обосновании модели совершенной или несовершенной конкуренции на продовольственном рынке является возможный уровень ввоза мясопродукции в регион. Данная продукция как товар с относительно большим сроком хранения наиболее подвержена конкуренции со стороны импорта. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо снизить внутриотраслевую конкуренцию. Аграрная политика государства должна быть направлена на формирование крупных вертикально интегрированных структур и кооперативов, что может привести к функционированию рынка в модели несовершенной конкуренции. Многое в данном аспекте зависит от позиции региональных властей. Практика показывает, что в тех субъектах страны, где региональными властями разрабатываются и реализуются программы по развитию вертикальных интеграционных формирований на основе государственно-частного партнёрства, удалось достичь роста производства и улучшения экономического состояния производителей. Так, к примеру, в Белгородской области развитие крупнотоварного сектора способствовало формированию агрохолдингов. В настоящее время в состав агрохолдингов вошла 291 (75,4%) сельскохозяйственная организация, самостоятельно функционируют 24,6% сельскохозяйственных организаций. В Оренбургской области разработка программы «Развитие кооперации и интеграции АПК области» способствовала созданию за короткий промежуток времени 50 интегрированных структур. В них вошло 254 сельскохозяйственных организации, 28 промышленных и перерабатывающих предприятий. За два года уровень рентабельности повысился до 17,3%. Аналогичные примеры есть в Свердловской, Челябинской, Московской, Липецкой и Омской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, Республике Татарстан. В результате интеграции и кооперации производство скота и птицы за два года в Белгородской области возросло на 79,9%, в Липецкой - на 40,3%, в Челябинской - на 26,5%, в Московской

- на 20,8%, в Ставропольском крае - на 20,2%, в Республике Татарстан - на 15,7%. В Республике Дагестан за тот же период производство мяса выросло всего на 9,7% (в основном за счёт роста поголовья в хозяйствах населения, то есть экстенсивными методами).

По количественным показателям Дагестан находится в тройке лидеров, значительно уступая при этом по качественным показателям. Наблюдается

дисбаланс в размещении поголовья скота по природно-климатическим зонам. Так, 55% поголовья КРС находится в плоскостной зоне, а в горной зоне - 30% от общей численности по республике, притом что на горную зону приходится 60% сенокосов и пастбищ республики. Разведение КРС в республике сопряжено с преодолением трудностей, связанных с отгонным животноводством. Поголовье скота приходится в течение года перегонять с летних на зимние пастбища и обратно. Это требует огромных людских и материальных ресурсов, что не под силу малым трудовым коллективам. Хозяйства населения равнинной зоны республики, поголовье скота в которых за последние 18 лет увеличилось вдвое, не выполняют главного требования отгонного животноводства - перегон скота с зимних пастбищ на летние и обратно.

В настоящее время деградации и опустыниванию подвержены 80% сельскохозяйственных угодий в пределах равнинного Дагестана и прилегающих предгорных районов. Особенно остро эта проблема стоит на территории Чёрных земель и Кизлярских пастбищ, где площадь деградированных земель достигла 664 тыс. га. Опустынивание территорий создаёт демографические, экономические и социальные проблемы. Перечисленные вопросы обуславливают необходимость формирования крупных вертикально интегрированных формирований, объединяющих всех участников технологической цепочки производства мяса. На наш взгляд, к решению проблемы интеграции в республике надо подходить крайне осмотрительно и взвешенно, учитывая зарубежный и отечественный опыт и социально-экономические особенности Дагестана.

Характерной чертой интеграции в вышеперечисленных регионах России является то, что интеграторами выступают крупные промышленные предприятия, а также успешно функционирующие мясоперерабатывающие предприятия, птицефабрики и комбикормовые заводы. Как правило, фирме-интегратору принадлежит значительная часть уставного капитала сельскохозяйственного предприятия. В результате проявляются негативные стороны интеграции. Прежде всего это лишение самостоятельности агропредприятий в принятии решений, отстранение их от процесса распределения прибыли, превращение работников в наёмных, угнетающее развитие малого агропредпринимательства, преобладание интересов инвесто-ров-интеграторов над интересами сельхозпредприятий, отстранение сельских жителей при решении вопросов землепользования.

Для Республики Дагестан данный механизм интеграции неприемлем. Обусловлено это прежде всего низким удельным весом площади земель. На сегодняшний день на душу населения приходится 0,18 га пашни, в среднем по стране

Экономика

- более 0,8 га, а в бывшем ЮФО - около 1 га. Малая обеспеченность земельными ресурсами, нежелание властей и населения заниматься переделом прав собственности послужило сохранению несмотря на 10-кратный спад производства в сельскохозяйственных организациях значительных площадей земель (около 90%) и организационно-правовой формы сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК). В республике до 2052 года законодательно запрещён оборот сельскохозяйственных земель, что, на наш взгляд, является правильным решением. Разрешение продажи сельской земли обострило бы и без того напряжённую обстановку в Дагестане, поэтому целесообразнее развивать арендные отношения и законодательно утвердить обязательность сдачи в аренду необходимой для интегратора земли несостоятельными предприятиями с возможностью расторжения договора аренды в случае экономически необоснованного свёртывания объёмов производства интегратором.

Создание крупных интеграционных формирований не является приоритетной целью. Необходимо установить их оптимальные размеры, при которых обеспечивается максимальная конкурентоспособность как внутри регионального рынка в целом, так и отдельных её участников при минимальной конкуренции между производителями республики. Главным условием при интеграции сельскохозяйственного предприятия должна быть добровольность вступления и социальная ответственность интегрирующего предприятия. Инвестиции в производство позволят создать дополнительные рабочие места и возродить сёлообразующие функции, которые выполняли в недавнем прошлом сельскохозяйственные предприятия, обеспечивая трудозанятость значительной части сельских жителей при среднем количестве работников в расчёте на хозяйство в России 82 человека, в Республике Дагестан - 29 (более того, в половине хозяйств работает в среднем по 10-13 человек). Уровень механизации трудоёмких процессов в животноводстве, составлявший в 1990 году по КРС до 40%, сведён к минимуму. Имеющаяся в хозяйствах техника предельно изношена и морально устарела. Из 650 сельхозпредприятий [2] только 12 относятся к крупным, а 500 - это микро-предприятия; в 50% из них трудятся менее 8 человек, притом что в среднем в Дагестане в одном сельском населённом пункте проживает 480 человек.

Очевидна необходимость объединения сельскохозяйственных предприятий. Это позволит оптимально использовать производственно-технологические ресурсы, учитывая то, что более 90% сельскохозяйственных предприятий имеют организационно-правовую форму производственных кооперативов, что усложняет принятие решений об интеграции и кооперации предприятий. Инвесторам

34

Аграрный вестник Урала

№ 3 (69), 2010 г.

Экономика

придётся убеждать пайщиков сельскохозяйственных предприятий в необходимости интеграции. Следует отметить, что потенциальные интеграторы республики

- мясоперерабатывающие предприятия, птицефабрики, комбикормовые заводы, промышленные предприятия - находятся в тяжёлом финансовом положении. Республиканский бюджет на 70% является дотационным, поэтому региональные власти не способны оказать необходимую финансовую поддержку АПК. Основную долю финансовых и материальных ресурсов составят заёмные средства. Региональные власти, выступив гарантом, могли бы способствовать привлечению необходимых кредитов и займов. Интеграторами могли бы также выступить устойчивые предприятия других регионов страны и иностранные инвесторы, но тяжёлая криминогенная ситуация в республике, запрет продажи сельскохозяйственных земель и недоверие со стороны населения препятствуют притоку капитала в АПК Дагестана.

В последние пару лет инвестиционный климат в агропромышленной сфере республики улучшился (в основном за счёт значительных финансовых вливаний местных инвесторов), что послужило толчком для развития интеграции и кооперации. Например, ОАО «Дагэлект-роавтомат» создало в Кизлярском районе сельскохозяйственное предприятие ООО «Эдем», для которого купило импортную сельскохозяйственную технику на 37 млн руб. ОАО «Дербентский коньячный завод» вложило в техническое

оснащение агрофирмы «Мугарты» 5 млн руб. Кооператив «Восток» объединяет усилия 45 личных подсобных хозяйств, 10 фермеров и Кизлярского мясокомбината. Предприятие молочного направления «Кизлярагрокомплекс» внедряет новые формы интегрирования с сельхозпредприятиями. У комплекса имеются три молочные фермы с поголовьем более 1200 голов. ОАО «Махачкалинский мясокомбинат» приступило к возрождению производства; сырьё закупается у местных производителей. Уже два года функционирует колбасный цех ООО «Юг-Продукт» (Урицкий мясокомбинат), который выпускает до 10 наименований колбасных изделий. Вместе с тем консервная отрасль практически приходит в упадок. Ряд предприятий приостановили свою деятельность. Причинами спада производства в консервной промышленности являются отсутствие собственной сырьевой базы, износ оборудования, а также высокая стоимость фасовочной продукции, завозимой из других регионов. Имеющийся потенциал мясоперерабатывающих предприятий используется в среднем только на 15-20% и не позволяет обеспечить глубокую переработку мяса. Это вызывает необходимость их реконструкции и технического перевооружения.

По мнению И.Г. Ушачева [3], альтернативой монополизации производства рынка крупными предприятиями должно стать развитие кооперации мелких производителей. Проблема формирования потребительских кооперативов особенно

актуальна для республики. Кооперация позволит скоординировать хозяйствам населения свою работу на рынке и быстрее реагировать на изменяющийся спрос.

В Дагестане потребительская кооперация среди хозяйств населения проявляется в основном в форме частной межсоседской помощи без соответствующего юридического оформления. Нацпроект «Развитие АПК» и Госпрограмма развития сельского хозяйства предусматривают развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации. За прошедшие три года в республике было создано около 80 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоКов), из которых 32 получили кредитов на сумму около 250 млн руб. Однако, по оценке Минсельхоза Дагестана, официально функционируют всего 23,2% от общего числа, что является самым низким показателем по стране. По экспертным оценкам, предусмотренной уставом деятельностью занимается ещё меньшее число СПоКов. На один СПоК в среднем было выдано по 7 млн руб., что в 2 раза больше, чем в целом по стране. Можно сделать вывод о недостаточности государственной поддержки развития СПоКов, а также о нецелевом использовании выданных кредитов. Выделение кредитов и субсидий по процентам для потребительских кооперативов, на наш взгляд, следует проводить на конкурсной основе, что позволит повысить эффективность использования ограниченных государственных ресурсов.

Литература

1. Кузнецова Е. И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства. М. : Закон и право, 2008. 372 с.

2. Сельское хозяйство Республики Дагестан : стат. сб., 2009.

3. Ушачев И. Г. Организационно-экономический механизм развития агрохолдингов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 2. С. 32 -38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.