Д.А. Гайнанов Е. С. Космодемьянова
ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РАБОТНИКА БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ БАНКА КАК ОСНОВА ОПТИМИЗАЦИИ ОПЕРАЦИОННЫХ
ИЗДЕРЖЕК
Аннотация: анализируются способы снижения операционных издержек банка на основе применения научной организации труда в бухгалтерских подразделениях. Приводится классификация бережливых технологий службы отчетности банков. Обосновывается необходимость и раскрывается концепция формирования эффективного работника. Предлагаются инновационные решения по теме исследования, заключающиеся во внедрении технологических карт и расширении сферы компетенций специалистов бухгалтерии в области информационных технологий.
Ключевые слова: бережливые технологии службы отчетности банков, эффективный работник бухгалтерской службы банка, инновационный подход к развитию сферы компетенций, средства локальной микро-автоматизации, технологические карты, горячие клавиши.
Исследования авторов статьи посвящены методам повышения производительности труда в бухгалтерских службах банков. Рассматриваемая проблема имеет высокую значимость в настоящее время. В подтверждение достаточно привести лишь пример того, что президент РФ Владимир Путин считает нужным дать банкам возможность снижать свои риски, издержки и административные расходы, в том числе за счет отмены избыточных контрольных процедур, предоставления отчетности. Об этом глава государства заявил, выступая на Петербургском экономическом форуме в июне 2013 года. Ранее Эльвира Набиуллина, которая с 24 июня 2013 года возглавила ЦБ РФ, также выступила за снижение издержек и рисков банков. По ее мнению, такие условия необходимы для снижения кредитных ставок. Также она полагает, что издержки связаны, в том числе и с большим количеством инструкций.
Международный опыт показывает, что внедрение бережливых технологий способствует повышению качества производственного процесса при сокращении затрат. Бережливое производство (lean manufacturing) - концепция менеджмента, основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Особенность данной концепции состоит в том, что бережливый подход - это не просто набор инструментов, который нужно внедрить за период проведения конкретных мероприятий, это управленческие технологии, которые должны направить усилия руководителей на организацию процессов, обучение и вовлечение своих подчиненных. То есть постоянные улучшения и поиск возможностей для них должны стать регулярной практикой компаний.
Согласно видению авторов бережливые технологии в сфере подготовки отчетности можно сгруппировать в следующие блоки, характеризующиеся масштабом реализации (см. рис. 1).
© Гайнанов Д.А., Космодемьянова Е.С., 2013
Рис. 1. Классификация бережливых технологий службы отчетности банков
К технологиям с высокой ресурсоемкостью относятся такие, осуществление которых связано с достаточно большим количеством временных и финансовых затрат; с низкой ресурсоемкостью отличаются значительно экономным бюджетом проведения мероприятий, а также минимальными сроками реализации проектов. Ресурсоемкость - затраты примененного в производстве ресурса на единицу полученного результата. Симбиоз внедрения комплекса всех указанных действий будет существенно влиять на повышение производительности труда в бухгалтерских службах банков.
Среди публичных обсуждений СМИ вопросов о необходимых изменениях деятельности ЦБ РФ в том числе фигурирует тема минимизации отчетности, которой перегружены российские банки. Количество бумаг и затраты на их подготовку растут быстрее, чем бизнес банков. Требования к отчетности банков регулируют Минфин, ФНС, Росфинмониторинг и т.д. Но ЦБ РФ играет координирующую роль и мог бы делать это значительно лучше. Это позволило бы избежать дублирующей отчетности. Но, несмотря на все попытки оптимизировать банковскую отчетность, число форм растет, и каждая следующая сложнее предыдущей. Это макроэкономический вопрос. Бюрократия увеличивает затраты банков, а следовательно российские потребители получают услуги по завышенным ценам. Президент АРБ Г. Тосунян по наболевшей проблеме повышения эффективности работы банков придерживается пози-
ции большинства, ратуя за сокращение объемов отчетности. Сегодня на одного банковского работника России приходится миллион евро активов, на европейских банкиров - от 12 до 24 млн евро [4].
Функционирование системы формирования отчетности при централизации бухгалтерских услуг многофилиального банка также представляет собой существенную значимость в борьбе со снижением операционных издержек. При этом формирование и контроль отчетных форм целесообразнее осуществлять на основе хранилища данных по всем филиалам. Данный ресурс реализует следующие задачи для многофилиального банка: 1) сбор и хранение первичных данных от филиалов в централизованном хранилище головного офиса; 2) контроль полноты и корректности данных от филиалов, в т.ч. проверка на соответствие аналитических данных агрегированным; 3) мониторинг состояния бухгалтерского учета филиалов; 4) оперативное формирование бухгалтерской, контрольной и аналитической отчетности как в целом по организации, так и в разрезе ее структурных подразделений, с различной степенью детализации представляемых данных.
Высокая производительность труда - основа устойчивого экономического роста. Однако на сегодняшний день производительность в России, несмотря на заметную положительную динамику последнего времени, по-прежнему низка: в среднем по проанализированным секторам она составляет лишь 26% от уровня производительности в США. По мнению аналитиков, это объясняется рядом факторов, каждый из которых всесторонне анализируется в исследовании 2009 года международной консалтинговой компании МсЮшеу&Сошрапу на конкретных примерах. В данном масштабном труде «Эффективная Россия: производительность как фундамент роста» раскрываются не только причины экономического отставания, но и возможные пути для повышения производительности в ряде ключевых секторов российской экономики, в том числе и в банковской сфере. Согласно экспертному мнению, для повышения уровня производительности государству необходимо решить ряд задач, в числе которых находится и модернизация системы профессионального образования и переподготовки.
Рассмотрим производительность труда в банковской сфере. Сегодня усилия банков сосредоточены не только на поддержании ликвидности и финансовой устойчивости, но и на снижении издержек, для чего необходимо резко повысить производительность труда. Например, розничный банковский сектор России насчитывает около 400 тыс. работников - в расчете на душу населения их примерно столько же, сколько в США, Нидерландах, Швеции, Испании и Польше. Однако по производительности труда Россия занимает одно из последних мест среди проанализированных крупных стран. Основными причинами отставания в производительности являются избыточное регулирование, неэффективная организация труда в банках, а также фрагментированная структура сектора. Следовательно, необходимо упростить нормативные акты ЦБ РФ, устранить избыточные требования по согласованию, заполнению форм, отказаться от чрезмерного контроля и отчетности, оптимизировать бизнес-процессы за счет автоматизации операций, централизации бэк-офиса и административных функций.
Во главе угла проблемы повышения производительности труда в коммерческих банках ставится необходимость добиться увеличения эффективности за счет уменьшения себе-
стоимости каждой операции. Очевидно, что бухгалтер или финансист сталкиваются с обработкой огромных массивов данных, требующих полной либо частичной автоматизации. В связи с этим развитие сферы компетенций указанных специалистов в области ИТ представляет большой интерес работодателей с точки зрения повышения производительности труда. Данная инновация позволит обеспечить независимость сотрудников службы отчетности на уровне микроавтоматизации от деятельности служб ИТ, что будет способствовать ускорению процесса подготовки отчетности. Авторами введено понятие эффективного работника бухгалтерской службы банка и разработана концепция по его формированию (см. рис. 2).
Рис. 2. Концепция формирования эффективного работника бухгалтерской службы банка
Эффективный работник бухгалтерской службы банка - это специалист, имеющий высшее экономическое образование и знания бухгалтерского учета, мотивированный моральными и психологическими факторами воздействия, имеющий возможность руководствоваться в работе инструктивными методическими материалами в виде технологических карт, компетентный в области информационных технологий на уровне микроавтоматизации. Комбинация составляющих в приведенной схеме, на первый взгляд, является классической точкой зрения, но отличительным вкладом авторов в данную концепцию является добавление третьего и четвертого блоков (см. рис. 2), а именно разработка внутреннего инструктивного методического материала для технического формирования отчетности и инновационного подхода к расширению сферы компетенций в области ИТ рассматриваемого
персонала в части техники применения горячих клавиш и разработки средств локальной автоматизации.
Самой важной и трудной задачей для организатора является подбор и обучение специальных мастеров, которые будут руководить и давать указания рабочим. Его успех будет главным образом зависеть от умения переделать и обучить этих людей. Найти их нельзя - их нужно создать [3].
В настоящее время существуют должностные инструкции, регламенты, производственные технологические карты, но это не решает вопрос эффективности работы сотрудника бухгалтерской службы банка. Рассмотрим в отдельности каждый из элементов предложенной авторами концепции.
1) Традиционно при устройстве на работу в бухгалтерскую службу банка основными требованиями работодателей к кандидату являются наличие высшего экономического образования и базовых знаний бухгалтерского учета. К тому же согласно Федеральному закону РФ от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям: а) иметь высшее профессиональное образование; б) иметь стаж работы, связанный с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет; в) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики. На взгляд авторов, эти условия, в части рядовых сотрудников, являются необходимыми, но недостаточными для обеспечения эффективного труда в связи с усложняющимся направлением деятельности специалистов в данной области.
2) Заметим, что в концепции не говорится о факторах, материально стимулирующих работников, включающих повышение уровня тарифной ставки, совершенствование системы оплаты труда, совершенствование системы поощрений. Для того чтобы показать, что данный фактор не играет главенствующую роль в формировании эффективного работника, в отличие от тех, которые представлены на схеме, достаточно привести пример исследователей Гарварда. В 1930-х гг. на смену фордизму приходит новое течение в организации труда, названное «школой человеческих отношений». Начало ему было положено группой сотрудников Гарвардского университета, которые под руководством профессора Э. Мейо организовали эксперимент на заводе фирмы «Уэстерн Электрик» близ Чикаго. Объектом исследования стала бригада из пяти работниц, занятая сборкой телефонных реле. Эксперимент продолжался почти 5 лет. За эти годы в бригаде 13 раз меняли составляющие организации труда: режим труда, организацию питания, оплату труда и т.д. Но все это время работницам внушалась мысль, что их труд имеет важное значение для общества и для науки. И когда при очередном 12-м изменении условий организации труда были отменены все установленные ранее для работниц льготы и усовершенствования, исследователи обнаружили, что производительность труда не только не снизилась, но и продолжала расти. На основании результатов исследования был сделан важный вывод: моральные и психологические факторы играют решающую роль в мотивации труда; для работника важна его уверенность в значимости своего труда, и
это существенно влияет на эффективность его труда. Знакомая мысль: именно так формировался коммунистический труд в нашей стране [2].
3) Обеспечение возможности сотрудникам следовать заранее разработанным и утвержденным четким инструкциям, содержащим детальное описание технической стороны выполняемых ими функциональных задач, является важным фактором повышения производительности труда. Здесь можно провести аналогию с составлениями технологических карт (ТК) в производственных компаниях, которая должна отвечать на вопросы: 1) какие операции необходимо выполнять, 2) в какой последовательности выполняются операции, 3) с какой периодичностью необходимо выполнять операции; 4) сколько уходит времени на выполнение каждой операции, 5) результат выполнения каждой операции, 6) какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции. Технологическая карта - документ, который содержит в себе полный процесс производства изделия, включая его обработку.
Обратимся к истории, работа над вопросами обучения трудовым приемам берет свои корни со времен образования научной организации труда. Операции детализировались, и на основании этого вырабатывались инструкционные карточки, которые являлись не только производственными документами, но и педагогическими. Например, Гастев разрабатывал целые методики по обучению трудовым приемам в производстве [3].
Таким образом, разработка технологических карт в бухгалтерских службах поможет оптимально организовать труд, позволит экономить время на применении распространенной практики организаций по передаче информации из уст в уста и послужит созданию условий взаимозаменяемости основной доли функций сотрудников, а также окажется полезным при высокой текучести кадров.
4) Учебные стандарты бухгалтерского образования и практического опыта должны постоянно обновляться и не только в сторону углубления знаний, но и расширения сферы компетенций. В связи с увеличением потоков информации современный бухгалтер-экономист сталкивается с обработкой огромных массивов данных, требующей навыков в области микроавтоматизации. Авторами предложен инновационный подход к развитию сферы компетенций работников службы отчетности организаций, заключающийся в повышении их квалификации в области ИТ с целью возложения функционала в части микроавтоматизации непосредственно на бухгалтерских работников. Говоря о средствах локальной микроавтоматизации, заострим внимание на приложении Microsoft Officce Access, работа в котором позволяет при грамотном и эффективном использовании создавать квазимакросы без специальной квалификации в области программирования, в отличие от макросов в Excel. Авторами разработана методика обучения по применению Access в сфере отчетности, направленная на эксплуатацию указанного ПО с точки зрения обработки данных.
Уникальность данной методики заключается в следующем: 1) применение Access в сфере подготовки отчетности является новизной, требующей активного внедрения с целью использования в повседневной практике деятельности организаций для облегчения рабочего процесса; 2) короткие сроки обучения за счет изучения только самого важного и нужного материала для обработки данных с целью формирования отчетности; 3) приобретение умения создания средств локальной автоматизации без специальной квалификации в области программирования (например, макрос для проверки отчетов, объединения данных, расчета
параметров). В отличие от предлагаемой учебной литературы (к примеру, одна книга зачастую составляет более 1000 страниц, и, потратив массу времени на это чтение, бухгалтер, как правило, оказывается почти беспомощным в реальной ситуации применения Access в сфере отчетности), это принципиально новый дидактический материал, который рассматривает применение Access методом сквозного примера и с разбором различных проблемных ситуаций. Такой прием быстрого введения очень популярен на Западе и известен как Overview. Это позволяет очень быстро освоить продукт и закрепить навыки его практического применения по основным функциям. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что программа Access может оказать большую пользу в облегчении повседневной работы сотрудников отделов финансов и статистики, а также бухгалтерских служб.
Отметим, что существует масса приемов по упрощению офисной работы. Целый пакет программ Microsoft Office позволяет без проблем выполнить все необходимое: будь то банальный набор текста в Word, работа с электронной почтой или тайм-менеджмент в Outlook. Однако есть масса нюансов, позволяющих в значительной степени ускорить работу. Достаточно привести пример того, что единожды написанный макрос позволит сэкономить массу времени для выполнения однотипных расчетов в Excel. Согласно результатам исследований американских ученых, даже простое использование при работе на ПК горячих клавиш (hot keys) экономит один рабочий день в месяц [1]. Для работников бухгалтерских служб целесообразно разработать оптимальный список основных горячих клавиш, с помощью которых часто используемые операции будут производиться значительно быстрее. Некоторые компании, в частности аудиторские, практикуют применение hot keys в виде обязательного требования к персоналу, занимающемуся обработкой большого объема информации в Excel. А именно для новых сотрудников организуются специальные кратковременные внутренние тренинги по изучению горячих клавиш, после чего устраивается определенный зачет, а затем в дальнейшей работе отказ от использования компьютерной мыши в пользу горячих клавиш подкрепляется материальной мотивацией. Использование горячих клавиш помогает эффективно использовать рабочее время, не отвлекаясь на управление мышью, и достаточно быстро выполнять некоторые операции по управлению проводником, окнами и т.д. На наш взгляд, данная практика является одним из положительных примеров применения бережливых технологий в отчетности.
Как было описано ранее (см. рис. 1), к бережливым технологиям службы отчетности банков можно отнести и прочие компоненты, помимо формирования эффективного работника, рассмотрим их вкратце. Рекомендуется сбалансировать уровень механизации труда путем нахождения оптимального соотношения между уровнями микроавтоматизации и макроавтоматизации. Это действие подразумевает детализацию процесса формирования отчетности в виде конкретных процедур, для которых необходимо определить статусы: прозрачность, частота и существенность текущих изменений в отчетной форме, а также трудоемкость вычислений. Целесообразно с помощью служб ИТ обеспечить многопользовательскую выгрузку данных из автоматизированного программного комплекса, содержащую множество параметров, удовлетворяющих требования сразу нескольких отчетных форм. А дальнейшая обработка и выборка нужной информации для выполнения конкретной задачи должна осуществляться непосредственно сотрудниками службы отчетности на уровне микро-
автоматизации. Для этого необходимо произвести ИТ-аудит на уровне макроавтоматизации и определить, на сколько оптимально работает отчет, проанализировав его на предмет вышеуказанных статусов. Также проведение организационных мероприятий в части объективного нормирования труда, построенного на концепции формирования эффективного работника в совокупности с разработкой программы оптимального распределения функциональной нагрузки персонала, позволят существенно снизить операционные издержки банка.
Концепция формирования эффективного работника службы отчетности банка позволит привнести уверенность, значимость и успешность в деятельность каждого сотрудника бухгалтерского подразделения, что положительным образом скажется на росте производительности труда. Роль высококвалифицированного персонала в экономике знаний очень велика и постоянно будет расти. Поэтому подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и реализовывать проекты, является приоритетной проблемой. В связи с этим следует подчеркнуть, что объективная потребность инновационного развития требует разработки новой концепции формирования специалистов.
Библиографический список
1. Бондаренко С.В. Бондаренко М.Ю. Офисный компьютер: как делать больше, работая меньше. Трюки и эффекты. - СПб: Питер, 2008. - 304 с.
2. Владимирова Л.П. Экономика труда: учеб. пособие. / Л.П. Владимирова. - М.: Дашков и Ко, 2000. - 220 с.
3. Гастев А.К. Трудовые установки / А.К. Гастев. - М.: Экономика, 1973. - 343 с.
4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bankir.ru
А.М. Голобоков
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ГОСУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация: в статье рассматриваются история и проблемы современного этапа развития госуправления в России.
Ключевые слова: цель, стратегия, развитие, управление экономикой.
«Философское осмысление истории связано с постижением внутренней логики и закономерностей исторического процесса, детерминизма и периодизации, смысла и цели истории, вопросов о культуре и цивилизации, о социальном прогрессе, о единстве и многообразии исторических форм» [1, с. 125]. Особое место занимают проблемы методологии и специфики исторического познания как составляющей научного познания вообще и социально-гуманитарного в частности. Поэтому процесс становления и развития науки управления в России, как и любой другой конкретной науки, следует рассматривать в историческом (специальном, политическом) разрезе. При этом важно определить понятийный аппарат, позволяющий в ряду других наук точно определить место теории и практики управления экономической деятельностью, носящей всегда целеопределенный организационный, т.е. социаль-
© Голобков А.М., 2013