Научная статья на тему 'Формирование эффективного множества диагностических параметров для контроля технического состояния коллекторно-щеточного узла тяговых электродвигателей в условиях неидентичности коммутационных циклов'

Формирование эффективного множества диагностических параметров для контроля технического состояния коллекторно-щеточного узла тяговых электродвигателей в условиях неидентичности коммутационных циклов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
85
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ / ИНТЕНСИВНОСТЬ ИСКРЕНИЯ / ДИАГНОСТИРОВАНИЕ / КОЛЛЕКТОРНО-ЩЕТОЧНЫЙ УЗЕЛ / ГРАФ-МОДЕЛЬ / THE TRACTION ELECTRIC MOTOR / SPARKING INTENSITY / THE DIAGNOSING / COLLECTOR-BRUSH ASSEMBLY / THE GRAPH MODEL

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Харламов Виктор Васильевич, Шкодун Павел Константинович, Афонин Александр Петрович

В статье представлены результаты применения графоаналитического метода для определения эффективного множества диагностических параметров с целью контроля технического состояния коллекторно-щеточного узла ТЭД подвижного состава в условиях неидентичности коммутационных циклов. Сформированы двудольные графы, которые могут быть использованы для выполнения задачи диагностирования после накопления статистической информации. Выбранные диагностические параметры учитывают все основные требования, предъявляемые к множеству эффективных диагностических параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Харламов Виктор Васильевич, Шкодун Павел Константинович, Афонин Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF AN EFFECTIVE SET OF DIAGNOSTIC PARAMETERS TO CONTROL THE TECHNICAL CONDITION OF THE COLLECTOR-BRUSH ASSEMBLY TRACTION MOTORS ARE NOT IDENTICAL IN TERMS OF OPERATING CYCLES

In article results of the graph-analytical method for determining the effective number of diagnostic parameters to control the technical condition of the collector-brush assembly TED rolling in a non-identity switching cycles. Formed by bipartite graphs, which can be used to perform the task of diagnosis after the accumulation of statistical information. The selected diagnostic parameters take into account all the basic requirements applicable to a variety of effective diagnostic parameters.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективного множества диагностических параметров для контроля технического состояния коллекторно-щеточного узла тяговых электродвигателей в условиях неидентичности коммутационных циклов»

2. Перспективные методы исследования и оценки параметров системы токосъема при проведении линейных испытаний [Текст] / В. М. Павлов, А. Н. Смердин и др. // Вестник ВНИИЖТа / Научно-исследовательский ин-т ж.-д. трансп. - М. - 2008. - № 6. - С. 40 - 45.

3. Пат. № 55696Ш ^и), МПК В60М 1/22. Устройство подвески контактного провода в переходном пролете контактной сети [Текст] / Г. П. Маслов, К. Р. Халиков. -№ 2005119569/22; Заявлено 23.06.2005; Опубл. 27.08.2006. Бюл. № 24.

4. Александров, А. В. Сопротивление материалов [Текст] / А. В. Александров, В. Д. Потапов, Б. П. Державин. - М.: Высшая школа, 2003. - 560 с.

УДК 621.313.2

В. В. Харламов, П. К. Шкодун, А. П. Афонин

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МНОЖЕСТВА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ

ПАРАМЕТРОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КОЛЛЕКТОРНО-ЩЕТОЧНОГО УЗЛА ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ НЕИДЕНТИЧНОСТИ КОММУТАЦИОННЫХ ЦИКЛОВ

В статье представлены результаты применения графоаналитического метода для определения эффективного множества диагностических параметров с целью контроля технического состояния коллекторно-щеточного узла ТЭД подвижного состава в условиях неидентичности коммутационных циклов. Сформированы двудольные графы, которые могут быть использованы для выполнения задачи диагностирования после накопления статистической информации. Выбранные диагностические параметры учитывают все основные требования, предъявляемые к множеству эффективных диагностических параметров.

Основные эксплуатационные характеристики тяговых электродвигателей (ТЭД) подвижного состава в значительной степени определяются техническим состоянием его кол-лекторно-щеточного узла (КЩУ) [1]. Следует отметить то, что в процессе эксплуатации ТЭД на техническое состояние КЩУ оказывают влияние как внутренние факторы электромагнитной и механической природы, приводящие к появлению неидентичности коммутационных циклов, так и внешние, определяющие условия работы двигателя, например, изменение температуры окружающей среды, влажности, вибрации и др. [2]. Помимо этого на работу ТЭД в условиях эксплуатации оказывает влияние изменение напряжения питания [3], что также приводит к неидентичности коммутационных циклов. Перечисленные причины могут вызвать повышенное искрение щеток ТЭД.

Задача диагностирования заключается в формировании методики определения состояния КЩУ ТЭД в процессе эксплуатации и выявлении соответствующей совокупности диагностических параметров.

В процессе диагностирования ТЭД на подвижном составе в условиях эксплуатации целесообразно производить только оценку работоспособности КЩУ ТЭД с индикацией лишь результатов этого контроля и одновременно накапливать диагностическую информацию с целью проведения всестороннего анализа технического состояния КЩУ ТЭД в условиях депо и формирования рекомендаций по улучшению качества работы ТЭД. Имея информацию о развитии некоторого дефекта за время эксплуатации ТЭД, можно прогнозировать появление и развитие неисправности. Раннее обнаружение подобных процессов позволит предупредить возможные аварии и повысить безопасность движения. Текущий контроль технического состояния КЩУ ТЭД в период между ТО и ТР позволит перейти к ремонту по фактическому состоянию, что приведет к снижению затрат.

Таким образом, для решения поставленной задачи по определению диагностических параметров КЩУ ТЭД и построения описывающей его модели следует применять методы, представляющие тяговый двигатель как объект диагностирования с набором входных диа-

гностических параметров и выходных диагнозов его состояния. Одним из путей решения данной задачи является построение граф-модели КЩУ ТЭД с учетом условий эксплуатации.

Диагностическая граф-модель КЩУ ТЭД подвижного состава, сформированная для диагностирования в процессе приемо-сдаточных испытаний [4], не может быть непосредственно использована для оценки технического состояния тяговых двигателей в процессе эксплуатации. Она должна быть дополнена параметрами, учитывающими реальные условия работы ТЭД, такими как режим работы ТЭД, вибрация, температура и влажность окружающей среды, нестабильность напряжения питания.

Исходная граф-модель КЩУ ТЭД в условиях эксплуатации (рисунок 1) представлена множествами входных параметров К, внутренних параметров М, структурных параметров Е, а также дефектов D, подлежащих распознаванию.

Рисунок 1 - Граф-модель КЩУ ТЭД в условиях эксплуатации

Для выявления наиболее эффективных диагностических параметров В необходимо произвести упорядочение вершин граф-модели. Решение данной задачи возможно с применением метода экспертного оценивания [5].

Объединяя маршруты, у которых расстояния между любой вершиной и конечной вершиной соответствуют р < ркр, получаем рабочую граф-модель, которая в отличие от исходной не содержит ряда связей между параметрами. Однако в рабочей граф-модели сохранились все ребра и вершины, поэтому она «внешне» идентична исходной.

Рабочая граф-модель КЩУ ТЭД получилась очень сложной ввиду большого количества вершин Х и ребер Y. Это затрудняет ее непосредственное использование в процессе диагностирования. Целесообразно уменьшить размерность решаемой задачи путем декомпозиции -разделения граф-модели на несколько частей.

В процессе диагностирования необходимо распознавание каждого из возможных дефектов. В связи с этим прежде чем приступить к декомпозиции граф-модели, внесем уточнения. Выделим характерные симптомы некоторых параметров:

70 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 4(12) 2012

у параметра U - симптомы Цср - среднее значение напряжения питания - и ДЦа - изменение напряжения в результате нарушения контакта между пластинами полоза токоприемника ЭПС и контактным проводом (отрыва токоприемника). Для симптома ДЦ введем дефект d/1 (кратковременное исчезновение напряжения);

у параметра 1а - симптомы 1а ср - среднее значение тока якоря - и Д1а - резкие изменения тока якоря;

у параметра Ищ - симптомы Ищ ср - средний уровень искрения, ов и ок - среднеквадрати-ческое отклонение интенсивности искрения во времени и по коллектору;

у параметра М - симптомы Мср - среднее значение момента нагрузки на валу ТЭД - и ДМ - резкие изменения момента нагрузки на валу ТЭД. С целью декомпозиции графа выделяем множества:

Т1 - параметры Цр., М, Св, ¿°окр.ср., Ун, 8га, бдп, Мщ, Рн, Ьщ, Нп и Нщ, которые определяют средний уровень искрения щеток;

т2 - параметры ДЦа, ДМ, и а, определяющие среднеквадратическое отклонение (СКО) интенсивности искрения во времени;

тз - параметры Lc, Мс, Д5а, и ц, определяющие СКО интенсивности искрения по коллектору.

Полученные таким образом рабочие подграфы приведены на рисунках 2 - 4.

Рисунок 2 - Граф-модель КЩУ ТЭД в пространстве параметров, определяющих средний уровень искрения

Выбор элементов множества диагностических параметров В представляет собой многофакторную задачу, поскольку каждый из параметров граф-модели в различной степени обладает теми или иными качествами и в различной степени соответствует тому или иному требованию. Для формирования оптимального состава множества В параметры следует упорядочить в соответствии со значениями некоторого сводного показателя оценки пригодности (эффективности) для решения задачи диагностирования. Лучше всего упорядочение производить в соответствии с убыванием такого показателя Ф, который можно считать показателем эффективности.

Рисунок 3 - Граф-модель КЩУ ТЭД в пространстве параметров, определяющих среднеквадратическое отклонение интенсивности искрения во времени

Рисунок 4 - Граф-модель КЩУ ТЭД в пространстве параметров, определяющих среднеквадратическое отклонение интенсивности искрения по коллектору

Показатель эффективности Ф удобно рассматривать в виде линейной функции некото-

№ 4(1 2012

рых оценок для каждого 1-го параметра в соответствии с выражением

ф = а- А + ( - О* + у - ¥ *; а + ( + у = 1,

где А* - нормированное значение оценки параметра по сводному фактору условий измерения, вес вершины; О * - нормированное значение оценки параметра по фактору чувствительности к появлению дефектов и информативности; - нормированное значение оценки параметра по фактору разделительной способности дефектов при измерении этого параметра, а, (и у- коэффициенты значимости указанных факторов.

Каждой вершине графов поставлено в соответствие определенное число - вес вершины X, характеризующее доступность параметра для контроля. Это число определялось по экс-пертно установленной шкале, которая включает в себя ряд ситуаций, определяющих измеримость (наблюдаемость параметра). Принят следующий набор ситуаций, вес которых устанавливается экспертно в диапазоне значений от 0 до 1 [4]: найденные таким образом покрытия представляют искомые множества диагностических параметров В\ = {КО, Ищ ср., Мщ, окр.ср., Св, иср., п, 1а ср.} - для оценки работы КЩУ в целом по машине, В2 = { ов , а, 1а , А и } -для оценки среднеквадратического отклонения интенсивности искрения во времени и В3 = { ок, п, п } - для оценки среднеквадратического отклонения интенсивности искрения по коллектору. Выбранные параметры имеют наибольшие значения показателя эффективности Ф. Сформированные множества В\, В2 и В3 минимальны по составу и охватывают все рассматриваемые в граф-моделях дефекты, следовательно, они могут быть приняты для решения задачи диагностирования.

На основе выбранных множеств В\, В2 и В3 составлены схемы покрытия в виде двудольных графов соответствия между множествами дефектов и диагностических параметров (рисунки 5 - 7). Ребра графов представляют собой маршруты, числа на ребрах - значения расстояний р (близости). Полученные графы могут быть использованы для формирования задания по сбору статистических данных и организации процесса распознавания и диагностирования.

Рисунок 5 - Двудольный граф соответствия дефектов и диагностических параметров КЩУ ТЭД, определяющих среднеквадратическое отклонение интенсивности искрения во времени

Рисунок 6 - Двудольный граф соответствия дефектов и диагностических параметров КЩУ ТЭД, определяющих среднеквадратическое отклонение интенсивности искрения по коллектору

Рисунок 7 - Двудольный граф соответствия дефектов и диагностических параметров КЩУ ТЭД, определяющих

средний уровень искрения

Таким образом, применение графоаналитического метода позволило определить эффективное множество параметров диагностирования коллекторно-щеточного узла ТЭД подвижного состава в условиях неидентичности коммутационных циклов.

Выбранные диагностические параметры учитывают все основные требования, предъявляемые к множеству эффективных диагностических параметров. Полученный результат является достаточно близким к оптимальному и может быть использован для последующего распознавания и организации соответствующих процедур диагностирования.

Полученные оценки связей между элементами двудольного графа могут быть использованы для выполнения задачи диагностирования после накопления статистической информации и уточнения весов этих связей.

Список литературы

1. Авилов, В. Д. Методы анализа и настройки коммутации машин постоянного тока [Текст] / В. Д. Авилов. - М.: Энергоиздат, 1995. - 237 с.

2. Бочаров, В. И. Магистральные электровозы. Тяговые электрические машины [Текст] /. В. И. Бочаров. - М.: Энергоатомиздат, 1992. - 464 с.

74 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 4(12) 2012

3. Вольдек, А. И. Электрические машины: Учебник [Текст] / А. И. Вольдек. - Л.: Энергия, 1974. - 840 с.

4. Харламов, В. В. Методы и средства диагностирования технического состояния кол-лекторно-щеточного узла тяговых электродвигателей и других коллекторных машин постоянного тока [Текст]: Монография / В. В. Харламов. - Омск, 2002. - 233 с.

5. Осис, Я. Я. Диагностирование на граф-моделях (на примерах авиационной и автомобильной техники) [Текст] / Я. Я. Осис. - М.: Транспорт, 1991. - 244 с.

УДК 621.01; 534

А. П. Хоменко, С. В. Елисеев

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ С РЫЧАЖНЫМИ СВЯЗЯМИ

Рассматриваются вопросы построения структурных моделей виброзащитных систем с рычажными механизмами или связями. Показано, что системы с твердыми телами могут быть приведены к общему виду, и предложены подходы к учету свойств рычажных механизмов. Вводятся новые понятия о структуре механической колебательной системы.

Возможности различных форм соединения наиболее распространенных звеньев механических колебательных систем в виде пружин и демпфирующих устройств нашли отражение в работах по теории механических цепей [1], теории подвесок транспортных средств [2], что связано с рассмотрением эквивалентных пружин и демпферов. Начальные представления о возможностях объединения свойств типовых элементов механических колебательных систем можно найти в работах по теории механизмов и машин, где упомянутые подходы использовались для определения приведенных масс и приведенных жесткостей. Приведенные характеристики получили применение не только в решении задач динамики механических систем, но и в статике в связи с задачами приведения силовых факторов. Широкое распространение задачи приведения сложных расчетных схем в динамике агрегатов, в частности, силовых передач, нашли отражение в работах [3, 4].

В более развитой форме вопросы формирования структур из типовых элементов рассматриваются в теории цепей и ее приложениях применительно к электрическим системам [5]. Возможности упрощения исходных механических систем и их математических моделей, в большей части линейных, стали основой ряда подходов, связанных с разработкой алгоритмов автоматического составления математических моделей и реализации идей автоматизации научных исследований и проектирования систем конкретного назначения [6]. Многие вопросы упрощения исходных структур с использованием идей блочного построения динамических структур были развиты в связи с развитием робототехники [7].

Вместе с тем, несмотря на значительное число работ, в которых в той или иной форме используются представления о возможностях построения приведенных или эквивалентных структур как направления создания некоторой основы для преобразования математических моделей, и технологии упрощения еще не получили должного внимания. В этом плане многое объясняется конкретными особенностями систем, определяемых физической природой составляющих элементов, а также целями и задачами исследования.

В динамике механических колебательных систем, являющихся расчетными схемами для многих задач, в частности, вибрационной защиты машин и оборудования, определенные перспективы имеют структурные методы исследования, связанные с применением аналитического аппарата теорий цепей и автоматического управления. Основной идеей метода является введение расширенного набора типовых элементарных звеньев механических систем. У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.