© 2007 г. С.В. Вишнякова
ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ
Мировой опыт свидетельствует, что все страны с развитой рыночной экономикой применяют определенные методы, средства и формы воздействия на предпринимательскую деятельность, т.е. осуществляют политику государственного регулирования, в результате долгой эволюции выстроенную в строго определенную систему.
Практика показывает, что в условиях реформирования экономики при наличии кризисных ситуаций роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления - снижается. Во всех случаях государство должно так воздействовать на предпринимательскую деятельность, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить или не усугубить кризисных явлений в экономике. Такое воздействие может осуществляться посредством совокупности органов, методов, средств и форм, обеспечивающих регулирование развития предпринимательской деятельности.
Под государственным регулированием понимается воздействие федеральных и региональных органов на достижение конкретных социально-экономических целей и приоритетов в условиях перехода к рыночным отношениям, на создание условий для обеспечения потребителей качественной продукцией (обслуживанием) по приемлемым ценам посредством регулирования различных сфер предпринимательства на благо общества.
В государственной системе регулирования малого предпринимательства (МПР) отчетливо проявились два аспекта - субъективный и функциональный. Первый -это поддержка федеральных органов, второй - система государственной поддержки и регулирования малого бизнеса по таким направлениям, как: а) организационное; б) финансово-кредитное; в) инфраструктурное.
Анализ формирования государственной системы поддержки и защиты МПР свидетельствует о том, что в нашей стране за последние годы исполнительные органы власти проблемам развития малого бизнеса не уделяют должного внимания. Лишь с 2001 г. Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства стало курировать, помимо малого, средний и крупный бизнес.
Кроме того, с 2001 г. наряду с Минэкономразвития РФ проблемами МПР занимаются также и Министерство имущественных отношений РФ, Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству, Российское агентство по патентам и товарным знакам.
Таким образом, получается, что на 13-м году экономических реформ вопросами малого бизнеса одновременно занимается с десяток, если не больше, федеральных органов власти, не имеющих четких схем взаимодействия по этому вопросу.
Опыт, накопленный в различных регионах страны по обеспечению поддержки малого бизнеса, по мнению автора, позволяет сделать ряд обобщающих выводов:
1. Реализация Федерального закона № 88 ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 (в ред. от 02.02.2006 г.) требует формирования стройной и четкой государственной и общественной поддержки малого бизнеса. Для этого необходимо:
а) разработать и принять пакет законов и других нормативно-правовых актов по поддержке малого бизнеса не только на федеральном, но и на региональном уровнях;
б) организовать гибкую систему налогообложения и финансовой поддержки малого бизнеса;
в) разработать нормы правового обеспечения использования малым бизнесом эффективных финансово-кредитных механизмов (обществ взаимного кредитования, взаимного страхования и т.д.), а также инвестиционных экономических инструментов с участием государственных гарантий.
2. Законодательным, исполнительным и судебным органам власти на всех уровнях следует создать такую нормативно-правовую базу, которая учитывала бы специфические условия функционирования малых предприятий и их взаимоотношения с властью, а также с другими хозяйствующими субъектами рыночных отношений. При этом необходимо сделать акцент на обеспечение защиты малого бизнеса, в том числе и его собственности, а также на создание системы, предусматривающей восполнение убытков, нанесенных отрицательной деятельностью государственных органов власти.
3. Необходимо минимизировать административно -разрешительные и контролирующие функции исполнительных органов власти по отношению к малому бизнесу. Реализация законодательства по всем аспектам деятельности МПР должна осуществляться минимальным количеством органов, которые обязаны строить стратегическое и оперативное управление в поддержку предпринимателя, используя для этого и кредитно-финансовые возможности государства.
4. Правовой механизм государственной поддержки МПР должен учитывать национальные, региональные и исторические особенности субъектов рыночных отношений, поощряя ремесла, народные промыслы, кооперативы, артельные и семейные формы организации предпринимательской деятельности.
5. Законодательно следует предусмотреть все многообразие возможного в будущем взаимодействия малых предприятий с крупными (путем использования таких экономических форм, как аутсорсинг, трансакции и т. п.).
6. При отсутствии государственных ресурсов для оказания существенной поддержки малому бизнесу необходимо постепенно переходить от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности
МПР к саморегулированию. Для этого целесообразно развивать институт предпринимательских союзов и объединений.
Вся система государственного регулирования под-
государственной структуры: федеральном, региональном и муниципальном и действовать по трём основополагающим направлениям: правовым, социально-экономическим и организационно-техническим формам под-
держки развития МПР должна быть организована с держки развития МПР (таблица). учетом разграничения полномочий на всех уровнях
Таблица 1
Соотношение значимости форм поддержки развития малого предпринимательства на различных уровнях управления [1], %
Формы поддержки МПР Уровни управления
федеральный региональный муниципальный предприятие
Нормативно-правовые акты 50 - 55 35 - 40 20 - 25 10 - 15
Социально-экономические нормативные акты 35 - 40 30 - 35 25 - 30 20 - 25
Организационно-технические нормативные акты 15 - 20 35 - 40 55 - 60 70 - 75
На уровне территориальных образований (республика, край, область) необходимо осуществлять детальную разработку региональных программ развития МПР, определение приоритетных направлений, требующих поддержки в первую очередь, с учетом национальных, природно-климатических, исторических и других особенностей.
На региональном уровне должны быть решены следующие задачи:
- аккумулирование денежных средств и привлечение части крупного капитала для развития и поддержки приоритетных направлений малого бизнеса;
- осуществление перехода от разрешительного принципа регистрации малых предприятий к заявительному;
- варьирование ставок кредитов для МПР приоритетных, регионально значимых направлений;
- осуществление организационно-технической поддержки МПР путем создания специализированных лизинговых компаний, организаций, осуществляющих консалтинговые услуги на некоммерческой основе.
Муниципальный уровень является наиболее важным в решении вопросов конкретной поддержки развития МПР. Именно муниципальный бюджет должен формироваться в основном за счет поступления налогов от деятельности малого бизнеса.
Система поддержки МПР может выразиться в дифференцированном подходе к развитию приоритетных направлений со стороны местных администраций, в применении практики налогового льготирования для этих направлений в сочетании с жестким (в соответствии с законодательством) подходом к остальным видам МПР.
К сожалению, действенный механизм, обеспечивающий реализацию всех форм поддержки развития МПР, в полной мере не разработан. Механизм регулирования и реализации поддержки развития малого бизнеса представляет собой принципы построения системы социально-экономических связей и инфраструктурных отношений государственных и негосударственных институтов с предпринимательскими структурами, посредством которых проявляется их роль в формировании и развитии предпринимательской деятельно-
сти. Основными составляющими этого механизма являются льготы, инфраструктура, мониторинг, источники финансирования и стимулирование полученных результатов.
Необходимо особо отметить, что методы государственного регулирования развития МПР в России еще не сформировались в полном объеме. Механизм государственного регулирования развития МПР в стране был заложен в ряде законодательных актов, принятых в 1992 - 2003 гг. На их основе был создан целый ряд организаций для обеспечения поддержки развития МПР. Однако на сегодняшний день часть из них функционирует, часть прекратила свою деятельность, а часть выполняет свои функции чисто формально. Единой системы, управляемой государством, включающей как государственные, так и негосударственные структуры поддержки малого бизнеса, на сегодняшний день нет, и перспектива создания такой системы как действенного механизма регулирования сектора малой экономики в ближайшем будущем неясна.
Началом создания государственного механизма регулирования, развития и поддержки малого бизнеса должно стать принятие закона о МПР, определяющем основную концепцию государственной политики развития МПР в РФ. На основании такого закона должна быть создана государственная инфраструктура (вертикальная и горизонтальная) его поддержки и развития, содержащая перечень организаций, имеющих четко определенные функции. Такая структура может также создавать условия и осуществлять экономическое регулирование деятельности негосударственных организаций.
Структурными организациями федерального уровня должны разрабатываться федеральные программы развития и поддержки МПР, определяться основные направления государственной политики в этой области.
На региональном уровне должны быть разработаны соответствующие региональные законы (на основе федеральных), регламентирующие деятельность региональных и местных органов, осуществляющих поддержку развития малого бизнеса. К их компетенции должны относиться [2]:
- установление льгот для субъектов МПР по налогам и иным платежам, поступающим в региональный бюджет и целевые бюджетные фонды, а в случаях, предусмотренных законодательством, - в местные бюджеты;
- утверждение расходов регионального бюджета, предназначенных для реализации государственной политики в области развития и поддержки МПР в регионе;
- утверждение региональных программ развития и поддержки МПР;
- установление порядка предоставления субъектам МПР кредитов (ссуд) и финансовых гарантий за счет средств регионального бюджета, дотаций из средств регионального бюджета;
- рассмотрение ежегодных отчетов региональной администрации о состоянии развития МПР в регионе и мерах по его поддержке.
Органы местного самоуправления территории в соответствии со своими полномочиями должны решать все вопросы в области поддержки МПР, в том числе могут применять дополнительные меры по поддержке МПР за счет собственных средств и ресурсов.
С этой точки зрения, считаем целесообразным на региональном уровне создать фонды поддержки МПР как некоммерческие организации в форме учреждения, создаваемого Администрацией региона с целью координации деятельности, направленной на поддержку и развитие МПР.
При этом основными направлениями деятельности регионального фонда должно быть:
- содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки МПР в регионе и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в этой сфере;
- участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки МПР, проектов в этой области, развитии конкуренции, насыщении товарного рынка, создании новых рабочих мест;
- участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей необходимые условия и возможности для осуществления деятельности в области МПР;
- поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;
- содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию МПР;
- организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.
Региональные фонды поддержки МПР могут участвовать в осуществлении финансового обеспечения государственной политики в области поддержки МПР в регионе.
Взаимодействие регионального с федеральными и муниципальными фондами должно осуществляться на основе принципов равенства участников, взаимной экономической заинтересованности и ответственности.
Региональный фонд поддержки МПР при решении своих задач имеет право взаимодействовать с некоммерческими организациями, фондами и объединениями предпринимателей.
Региональные органы государственной власти должны осуществлять меры по привлечению субъектов МПР к участию в экспортно-импортных операциях, в международных выставках и ярмарках, реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности. Размер, порядок и условия компенсации расходов, связанных с поддержкой внешнеэкономической деятельности, должны устанавливаться договором между субъектами МПР и фондом поддержки МПР в регионе.
Региональная политика государственной поддержки и развития МПР должна осуществляться на основе комплексных программ, которые должны предусматривать [3]:
- создание законодательной и информационной базы, формирование инфраструктуры по поддержке и развитию МПР;
- оптимизацию налогообложения для субъектов МПР;
- налаживание взаимодействия по поддержке и развитию МПР между органами государственной власти региона, РФ и органами местного самоуправления;
- научно-методическое и кадровое обеспечение МПР (создание и развитие бизнес-инкубаторов, бизнес-центров и т.д.).
При разработке региональных концепций социально-экономического развития территорий необходимо отдельным параграфом определить концептуальные основы регионального развития сектора малой экономики, признать МПР стимулирующим фактором развития свободной конкурентной экономики и источником создания новых высокооплачиваемых рабочих мест.
Одним из механизмов реализации государственных региональных программ поддержки и развития малой экономики должен стать конкурс проектов по созданию и развитию инфраструктуры поддержки и развития МПР в регионе и конкурс проектов субъектов МПР.
Региональная ассоциация малого бизнеса может осуществлять следующие мероприятия:
- организовывать экономическое взаимодействие предпринимателей между собой и органами власти;
- создавать самостоятельные и совместные организации различного экономического и правового характера в сфере развития инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- принимать участие в законотворческой деятельности в сфере предпринимательства.
Важная роль в регулировании государственной политики и разработке механизма по развитию МПР должна принадлежать Всероссийскому съезду пред-
ставителей малых предприятий. Основными их зада- Литература
чами должны являться:
- обобщение практики предшествующего периода 1. Еваленко М.Л. Региональное преломление общих
по развитию МПР; проблем развития малого предпринимательства в
- выработка стратегии и тактики предпринима- России. М., 2005.
тельского сообщества на перспективу; 2. Духон А.Н. О развитии малого предпринимательст-
- подготовка рекомендаций по решению основных ва в России: региональный разрез. М., 2006.
проблем развития малого бизнеса и подготовке соот- 3. Дадашев А. Эффективность поддержки малого пред-
ветствующих нормативно-правовых документов; принимательства. М., 2005.
- пропаганда идей малого бизнеса, формирование
общественного мнения в отношении этого важнейше-
го сектора экономики и т. д.
Ростовский государственный экономический университет 20 ноября 2006 г.