Научная статья на тему 'Формирование единой системы вузовского образования: проблемы и перспективы'

Формирование единой системы вузовского образования: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЗНАНИЕ И ИНФОРМАЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATION PROCESSES / KNOWLEDGE AND INFORMATION / INTEGRATION INTO THE WORLD EDUCATIONAL SPACE / GLOBALIZATION AND INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зебницкий Алексей Александрович, Приходько Павел Васильевич, Янцев Антон Валерьевич, Пушкарёва Елена Александровна

В статье проводится анализ проблемы формирования единой системы высшего образования в условиях глобализации и развития информационного общества. Отмечается, что глобализация формируется и определяется через информационные процессы. Формирование информационного общества не может быть осуществлено усилиями одной, даже самой экономически развитой страны. Такое общество может представлять собой ассоциацию стран, обладающих значительной степенью интегрированности в мировую экономику и мировое образовательное пространство. Подчеркивается, что знание и информация не только стали организующим началом постиндустриального общества, но и сам характер знаний модифицировался: ключевое положение стало отводиться теоретическим знаниям, которые в виде изобретения или организационного усовершенствования вовлекаются в практическую переработку ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зебницкий Алексей Александрович, Приходько Павел Васильевич, Янцев Антон Валерьевич, Пушкарёва Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A UNIFORM SYSTEM OF HIGHER EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

In the article an analysis is given of the problem of formation of a uniform system of higher education in the conditions of globalization and the development of information society. It is noted that globalization is formed and conditioned through information processes. Formation of information society cannot be carried out by the efforts of one, even the most economically developed country. Such society can be represented by an association of countries possessing a significant degree of integration into the world economics and the world educational space. Knowledge and information have not only become an organizing factor of the postindustrial society, but also the character of knowledge has modified: a key position has begun to be occupied by the theoretical knowledge which, in the form of invention or organizational improvement, is involved into the practical processing of resources.

Текст научной работы на тему «Формирование единой системы вузовского образования: проблемы и перспективы»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© А. А. Зебницкий, П. В. Приходько, А. В. Янцев, Е. А. Пушкарёва УДК 378 + 316.3/.4

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ *

А. А. Зебницкий, П. В. Приходько, А. В. Янцев, Е. А. Пушкарёва (Новосибирск, Россия)

В статье проводится анализ проблемы формирования единой системы высшего образования в условиях глобализации и развития информационного общества. Отмечается, что глобализация формируется и определяется через информационные процессы. Формирование информационного общества не может быть осуществлено усилиями одной, даже самой экономически развитой страны. Такое общество может представлять собой ассоциацию стран, обладающих значительной степенью интегрированности в мировую экономику и мировое образовательное пространство. Подчеркивается, что знание и информация не только стали организующим началом постиндустриального общества, но и сам характер знаний модифицировался: ключевое положение стало отводиться

теоретическим знаниям, которые в виде изобретения или организационного усовершенствования вовлекаются в практическую переработку ресурсов.

Ключевые слова: информационные процессы, знание и информация, интегрированность в мировое образовательное пространство, глобализация и интернационализация образования.

Образование в условиях ценностей глобального информационного общества Г лобализация формируется и

определяется через информационные

процессы. Дело в том, что, формирование информационного общества не может быть осуществлено усилиями одной, даже самой экономически развитой страны. Такое общество может представлять собой

* Работа выполнена в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (мероприятие 1.2.1, Гуманитарные науки, соглашение 14.В37.21.0985).

Зебницкий Алексей Александрович - студент Института естественных и социальноэкономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: leha180893@yandex.ru

Приходько Павел Васильевич - студент Института естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: 1993.09.14@mail.ru

Янцев Антон Валерьевич - студент Института естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: Yantsevqsonya@mail.ru

Пушкарёва Елена Александровна - доктор философских наук, профессор кафедры философии, Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: pushkarev73@mail.ru

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

ассоциацию стран, которые достигли соответствующих экономических, культурных и социальных успехов - в частности, высокого уровня

информатизации жизни граждан и общества, управления государством, развития науки, образования и культуры -а также обладающих значительной степенью интегрированности в мировую экономику и мировое образовательное пространство [9].

Процессы глобализации стимулируются бурным развитием так называемой «новой экономики», основанной на достижениях информационно-технологической революции. Основатель и президент японского Института информационного общества Е. Масуда [7]. использовал для характеристики наступающей эпохи термин «информационное общество», исходя из того, что на первый план общественной жизни выступает четвертый, информационный сектор экономики (вслед за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг); таким образом, информация и знания революционизируют не только сферу материального производства, но и преобразуют жизнь общества. Российский исследователь проблематики информационного общества В. Л. Иноземцев использует для этого термин «экономика знаний» [3].

Знание и информация не только стали организующим началом

постиндустриального общества, но и сам характер знаний модифицировался: ключевое положение стало отводиться теоретическим знаниям, которые в виде изобретения или организационного усовершенствования вовлекаются в практическую переработку ресурсов.

Согласно современным представлениям, экономику в информационном обществе правильнее называть не

«информационной», а «информациональ-ной» (Кастельс, Уэбстер [4-5; 11]), т. е. такой, где знания и информация перестают быть самоценностью, а используются как технологическая база для производства знания и информации более высокого

уровня. В связи с этим, образование должно быть ориентировано не на трансляцию определенного количества информации, а на их практическое использование. С одной стороны, это будет способствовать переходу от

обучающей к объясняющей образовательной концепции, делающей упор не на изучение фактов, а на раскрытие

причинно-следственных связей явления и нахождение общих закономерностей. С другой, - к вовлечению обучающихся в практическую деятельность на возможно более раннем этапе с применением полученных в учебном процессе знаний.

Информационная глобализация, происходящая за счет массового доступа людей к информационным технологиям, стирает культурные, пространственные и временные границы. Процессы

политической, экономической, культурной и информационной глобализации

неизбежно приведут к глобализации образования. Речь идет не только о формировании общемировых образовательных стандартов, что отчасти

наблюдается в рамках Болонского процесса. Поскольку образовательный

процесс будет все больше компьютеризироваться и становится виртуальным, логично предположить, что будут организованы отдельные

глобальные информационные образова-

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

тельные центры, играющие роль «серверов», а сами образовательные учреждения будут взаимодействовать с ними через Интернет как «клиенты». Дистанционное образование из услуги превратится в норму. Фактически, приписанность к какому-то конкретному учебному заведению станет

формальностью, так как любой человек из любой точки земного шара сможет пользоваться практически всеми информационными образовательными ресурсами, общаться и консультироваться с любыми специалистами.

Г лобализация формируется и определяется через информационные процессы. Дело в том, что, формирование информационного общества не может быть осуществлено усилиями одной, даже самой экономически развитой страны. Такое общество может представлять собой ассоциацию стран, которые достигли соответствующих экономических,

культурных и социальных успехов - в частности, высокого уровня

информатизации жизни граждан и общества, управления государством, развития науки, образования и культуры -а также обладающих значительной степенью интегрированности в мировую экономику и мировое образовательное пространство.

Таким образом, сфера

информационного общества является более узким «технологическим» функциональным блоком общества знания. В то время как концепция последнего предусматривает более широкий

гуманитарный взгляд на происходящие изменения в обществе, философский анализ этих процессов, в социальных системах, в целом, и системы образования,

в частности. При этом для анализа изменений системы образования в контексте информационного общества, по-видимому, достаточно изучать и прогнозировать «профессионально-

технологические» изменения в сфере образования, например, место и роль дистанционного образования, объем и уровень подготовки в сфере информационных технологий, открытость системы образования и ее интеграцию в мировую систему в рамках Болонского соглашения и др. В отличие от этого, в контексте концепции общества знания [6], такой анализ, если и необходим, то явно не достаточен.

Единая система образования как условие для высокой мобильности студентов

19 июня 1999 года в Болонье 29 министров, отвечающие за высшее образование в Европе, подписали Болонскую декларацию. В ней были сформулированы общие цели и принципы, которые необходимы для создания единой европейской системы образования. Идея этого соглашения в том, чтобы повысить качество образования и создать условия для высокой мобильности студентов, аспирантов и преподавателей. Россия также принимает участие в этом проекте с

19 сентября 2003 г. Болонское соглашение предлагает образование по единой ступенчатой системе «3+2». Обучение в первые три года дает степень «бакалавра», следующие два года проходят те, кто хочет получить более престижную степень «магистра» [1].

Каждый выпускник получает приложение к диплому единого образца «Diploma supplement», который и дает

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

возможность конвертирования дипломов. Другими словами, если студент прослушал и успешно сдал курс по органической химии в одном университете, то в другом ему зачтут заработанные кредиты, не надо заново слушать и пересдавать курс. Это дает студенту возможность перемещаться из одного учебного заведения в другой по всей Европе. России, по мнению специалистов, необходимо создать систему двухступенчатого образования: бакалавриат и магистратуру по принципу «3+2». Мобильность, которую получат талантливые студенты и ученые, откроет новые возможности для их обучения и работы. Болонский процесс вызывает немало беспокойства со стороны представителей российских вузов, особенно представителей естественнонаучного направления. Сложившаяся отечественная научная школа пользуется уважением и признанием во всем мире. Ломать сложившиеся традиции, конечно, не хочется. Образование в российском вузе предполагает обязательный набор дисциплин, без знания которых нельзя подготовить полноценного специалиста в той или иной области [10].

Процесс перехода на единую образовательную систему в вузе

Болонское соглашение предусматривает реализацию общих и институционально-организационных целей. При этом, общими целями являются: постоянное улучшение качества

выпускников высшей школы, повышение их конкурентной способности на рынке труда в условиях глобализации и интернационализации образования,

рациональное сочетание академического и прикладного уровней обучения

(В. Михеев, доктор исторических наук, профессор РАГС [8]).

Институционально-организационные цели предусматривают: создание

двухуровневой системы высшего образования (бакалавр, магистр); формирование системы совместимости, перезачета и аккумуляция кредитов; разработку процедур признания дипломов, оценки и измерения знаний; введение ученых степеней и званий, а также введение правил и процедур имплантации и развития Болонского процесса.

Европейская комиссия и Европейская ассоциация университетов совместно с университетами стран - участниц

Болонского процесса разработали проекты: «Создание совместных (двойных) дипломов», «Настройка образовательных структур», «Формирование качества

культуры», «Тенденции развития

европейских образовательных структур».

Новые подходы и методы единого общеевропейского образовательного

пространства базируются на

формировании общего понимания

содержания квалификаций и структур степеней выпускников - специалистов и включают в себя следующие приоритетные направления работы высших учебных заведений: определение общих и специальных компетенций

выпускников первого и второго циклов обучения (бакалавр, магистр);

гармонизация учебных планов с точки зрения структуры программ и методов обучения; определение специальных компетенций выпускников; разработка

методологии анализа общих элементов и специальных областей подготовки

специалистов.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Важнейшей составляющей Болонского процесса является распределение нагрузки по курсам, выражающееся в кредитах (ESTS). На практике 1 кредит предполагает примерно 36 часов нагрузки студента, включая аудиторные занятия, самостоятельную работу и другие типы деятельности. Каждый учебный год «весит» 60 кредитных единиц, поэтому первому диплому соответствуют 240 кредитных единиц (четыре года, бакалавр), второму (шесть лет, магистр) - 360 кредитных единиц. При этом каждая дисциплина должна «весить» 4-6 кредитных единиц. Две трети зачетных кредитов составляют обязательные дисциплины, остальное студент формирует самостоятельно. На втором уровне (магистр) не менее 15 кредитных единиц должно быть набрано на предметах коммуникативного профиля. Следует отметить, что на самом деле за каждой кредитной единицей стоят не только физические часы затрат, а реально освоенные знания, точнее, компетенции. Определение объема данных компетенций в расчете на зачетную кредитную единицу

- большая, кропотливая научнометодическая работа, которая должна проводиться при соответствующем дополнительном финансировании авторов ее разработки.

При внедрении основных положений Болонского процесса с учетом российского опыта выявляются два взаимосвязанных аспекта: формальный и неформальный. Формальный аспект заключается в разработке документации согласно положениям международных документов и соответствующим предписаниям

Министерства образования и науки РФ. Неформальный аспект представляет собой

инициативное участие профессорско-преподавательского состава в реализации основных направлений Болонского процесса интеграционного взаимодействия с европейскими вузами. Причем неформальный инициативный подход «снизу» также требует соответствующего нормативного подкрепления и материально-финансового стимулирования. Практика введения единой

образовательной европейской системы в российских вузах в основном пока ограничивается переходом на

двухуровневую систему (бакалавр, магистр) и введением оценочной шкалы знаний [8].

Проблема согласования

отечественной системы образования с европейской

«В последнее время СМИ не публикуют почти ни одного сообщения о перспективах российского образования без упоминания болонских событий. Однако найти точную информацию о фактах и документах чрезвычайно затруднительно»,

- считает доктор философских наук, кандидат культурологии И. Докучаев (Комсомольский-на-Амуре, государственный технический университет) [2].

В России сложилось образование, также имеющее три уровня, но они существенно иные. Речь идет о специалисте, кандидате, докторе. Принципы согласования отечественной системы уровней и степеней с европейской по существу, до сих пор, никому не понятны. Рассматриваются несколько вариантов.

Первый принцип - полностью отказаться от отечественной системы и ввести болонскую. Это сломает всю

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

систему подготовки кадров, в рамках которой сейчас получают профессию и работают миллионы людей. Придется перестроить все учебные планы, отменить все выданные лицензии на подготовку специалистов, кандидатов и докторов наук. То есть придется все начать заново, как будто ничего до болонских событий в российском образовании не существовало. Если это произойдет, можно будет с уверенностью окрестить Болонский

процесс одним из важнейших этапов по уничтожению российской культуры и

государства.

Второй принцип согласования -встраивание европейских степеней в

отечественную систему. Именно на этот путь пытается встать российское

образование в течение последних десяти лет, но пока ничего не получается сделать внятно. Фактически сосуществуют оба варианта степеней. Это сосуществование не может продолжаться, если к Болонскому процессу мы будем относиться серьезно, а именно такие серьезные намерения и демонстрирует нынешний министр образования и науки России.

Третий принцип Болонской

декларации - введение системы кредитов как основного способа определения учебной нагрузки и аттестации - требует подробного комментария.

Кредиты или зачетные баллы даются студенту за все виды работ: аудиторные часы, часы на самостоятельную подготовку, творческие работы,

письменные и устные формы контроля. Кредиты включают и оценки за сданный курс. Болонскими соглашениями предусмотрена единая система выдачи кредитов (ECTS). В этой системе

необходимо набрать 180-240 кредитов для получения степени бакалавра и 90-120 -для получения степени магистра. Один кредит соответствует 25-30 часам аудиторных занятий и самостоятельной подготовки. Все дисциплины, которые ему необходимо сдать, делятся на три группы: 60 % дисциплин - обязательные и по своей последовательности, и по составу; еще

20 % - обязательные только по составу, а когда их изучать, выбирает сам студент; и, наконец, оставшиеся 20 % - курсы по выбору студента. Однако,

самостоятельность студента существенно ограничена: отдавая предпочтение той или иной «необязательной» дисциплине, он делает выбор не между отдельными

предметами, а между модулями, то есть согласованными в блоки (модули) дисциплинами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О четвертом принципе сказано много. Всем понятно, что обмен

студентами и преподавателями идет на пользу всем. В условиях мировой

интеграции созданы поразительные возможности для образовательного обмена на всех уровнях, от простого туризма до научного руководства, и грех этим не пользоваться, затрудняя традиционными жесткими учебными планами или экзотическими учеными степенями.

Повышение качества образования -пятый принцип. Предлагается увеличить количество аттестаций. Дело полезное. Помимо государственной (узковедомственной) аттестации и внутренней (университетской), в Европе проводят еще аттестацию общественную. В ней принимают участие представители транснациональных профессиональных сообществ, которые созданы за рубежом. Надо создавать и надо проводить.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

2(12) 201S

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-SS65

Шестой принцип - необходимо создание совместных органов образовательного менеджмента. Необходимо проводить совместные конференции и другие мероприятия. Остается только

надеяться, что осуществляющие эту деятельность люди будут руководствоваться простым и хорошо проверенным принципом - не навреди! [2].

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

10.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Давыдов Ю. С. Болонский процесс и российские реалии. - М. : Моск. психологосоциальный институт, 2004. - 136 с.

Докучаев И. И. Болонский процесс: проблемы интеграции // Аккредитация в образовании: электронный журнал. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.akvobr.ru/ bolonskii_process_ problemy_integracii.html (Дата обращения: 20.03.2012).

Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация: наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. - М., 1999. - С. 39-41.

Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. -Екатеринбург : У-Фактория, 2004. - 328 с.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М. : ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

Майер Б.О., Евзрезов Д. В. Изменения в системе современного общества и реформы высшего образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6. - С. 37-44.

Масуда Е. Информационное общество как постиндустриальное общество. - М. : КомКнига, 2006. - 480 с.

Михеев В. Болонское соглашение и процесс перехода на общеевропейскую образовательную кредит-систему: реалии и перспективы // Образование и общество. - 2006. - № 6. -С. 36-40. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.jeducation.ru/6_2006/36.html Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Развитие образования в условиях новой системы ценностей глобального общества // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 20-25.

Сластенин В.А. Болонское соглашение: курс на интеграцию // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 8. - С. 4-8.

11. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной; под ред. Е. Л. Вартановой. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 400 с.

12. Rezaev A. V. Bologna Process: On the way to a Common European Higher Education Area // International Encyclopedia of Education (Third Edition), 2010. - pp. 772-778.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© А. A. Zebnickiy, P. V. Prihodko, А. V. Yancev, E. A Pushkareva

UDC 378+316.3/.4

FORMATION OF A UNIFORM SYSTEM OF HIGHER EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

А. A. Zebnickiy, P. V. Prihodko, А. V. Yancev, E. A Pushkareva (Novosibirsk, Russia)

In the article an analysis is given of the problem of formation of a uniform system of higher education in the conditions of globalization and the development of information society. It is noted that globalization is formed and conditioned through information processes. Formation of information society cannot be carried out by the efforts of one, even the most economically developed country. Such society can be represented by an association of countries possessing a significant degree of integration into the world economics and the world educational space. Knowledge and information have not only become an organizing factor of the postindustrial society, but also the character of knowledge has modified: a key position has begun to be occupied by the theoretical knowledge which, in the form of invention or organizational improvement, is involved into the practical processing of resources.

Key words: information processes, knowledge and information, integration into the world educational space, globalization and internationalization of education.

REFERENCES

1. Davidov J. S. Bologna process and the Russian realities. - M., 2004. - 136 p.

2. Dokuchayev I. I. Bologna process: problems of integration // Accreditation in formation: electronic magazine. - URL: http://www.akvobr.ru/bolonskii_process_problemy_integracii.html

3. Inozemtsev V. L. The split civilization: present preconditions and possible consequences of posteconomic revolution. - M., 1999. - pp. 39-41.

4. Kastels M. The Galaxy the Internet: reflections about the Internet, business and a society. -Ekaterinburg: At-trading station, 2004. - pp. 328.

5. Kastels M. The Information epoch: economy, a society and culture. - M., 2000. - 608 p.

6. Mayer B. O., Evzrezov D. V. Changes in system of the modern society and reform of higher education // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - № 6. - pp. 37-44.

7. Masuda E. Information society as a postindustrial society. -M., 2006. - 408 p.

8. Mikheyev V. Bologna agreement and process of transition on all-European educational the credit-system: realities and prospects // Education and society. - 2006. - vol. 6. - pp. 36-40. -URL:http://wwwjeducation.ru/6_2006/36.html

9. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Development of education in conditions of new system of values of the global society // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. -

№ 4. - pp. 20-25.

10. Slastenin V. A. Bologna agreement: a rate on integration // Pedagogical education and a science. -2011. - vol. 8. - pp. 4-8.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(12) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

11. Uebster F. Theory of information society / Tr. M. V. Arapov, N. B. Malyhina; ed. E. L. Vartanova. -M., 2004. - 400 p.

12. Rezaev A. V. Bologna Process: On the way to a Common European Higher Education Area // International Encyclopedia of Education (Third Edition), 2010. - pp. 772-778.

Zebnickiy Aleksey Aleksandrovich - the student of the Institute of Natural and Social and Economic Sciences, Novosibirsk State Pedagogical University.

E-mail: leha180893@yandex.ru

Prihodko Pavel Vasilevich - the student of the Institute of Natural and Social and Economic Sciences, Novosibirsk State Pedagogical University.

E-mail: 1993.09.14@mail.ru

Yancev Anton Valerevich - the student of the Institute of Natural and Social and Economic Sciences, Novosibirsk State Pedagogical University.

E-mail: Yantsevqsonya@mail.ru

Pushkareva Elena Aleksandrovna - the doctor of philosophy sciences, the professor of faculty of philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University.

E-mail: pushkarev73@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.