Научная статья на тему 'Формирование единого инновационного комплекса региона как необходимого элемента ускоренной динамики роста'

Формирование единого инновационного комплекса региона как необходимого элемента ускоренной динамики роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ / INNOVATIONS / INNOVATION ECONOMY / MODERNIZATION / HUMAN FACTOR OF INNOVATIONS / INNOVATION SYSTEM / SPECIFICITY OF INNOVATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Похилько Тамара Николаевна

Рассмотрены возможности инновационного развития Краснодарского края и создание региональной инновационной системы. Показан процесс формирования инновационной системы как механизм устойчивого экономического роста региона. Выделены и проанализированы организационно-экономические проблемы и перспективы управления инновационной деятельностью в Краснодарском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Похилько Тамара Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF ONE INNOVATION COMPLEX OF REGION AS NECESSARY ELEMENT OF ACCELERATED DYNAMICS OF INCREASE

The possibilities of innovative development of the Krasnodar Territory and the establishment of a regional innovation system are viewed. The formation of innovation system as a mechanism for sustained economic growth in the region is showed. The organizational and economic problems and prospects of innovation management in the Krasnodar region are selected and analyzed.

Текст научной работы на тему «Формирование единого инновационного комплекса региона как необходимого элемента ускоренной динамики роста»

УДК 330

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИННОВАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА КАК НЕОБХОДИМОГО ЭЛЕМЕНТА УСКОРЕННОЙ ДИНАМИКИ РОСТА

© Тамара Николаевна Похилько

Армавирский социально-психологический институт, г. Армавир, Россия, доцент кафедры менеджмента, e-mail: [email protected]

Рассмотрены возможности инновационного развития Краснодарского края и создание региональной инновационной системы. Показан процесс формирования инновационной системы как механизм устойчивого экономического роста региона. Выделены и проанализированы организационноэкономические проблемы и перспективы управления инновационной деятельностью в Краснодарском крае.

Ключевые слова: инновации; инновационная экономика; модернизация; человеческий фактор инноваций; инновационная система; специфика управления инновациями.

В настоящее время инновационные процессы осуществляются в пределах территорий республик, краев, областей и других национально-административных образований, существенно отличающихся друг от друга по природно-климатическим, экологическим,

культурно-историческим и другим параметрам, а значит, существуют и разные возможности для инновационного развития, которые по-разному будут реализованы. На современном этапе развития инновационных процессов одним из важнейших направлений является выявление т. н. «точек роста» территорий, их оптимизация и развитие на основе инноваций. Экономическая функция этих «точек роста» состоит в том, что они выступают своеобразным двигателем экономического развития.

Известно, что в последнее время регионам, своевременно сделавшим ставку на инновационные технологии и создавшим конкурентоспособные перспективы для своей экономики, не только удалось успешно решить ряд внутренних проблем, но в целом вывести свои экономики на самые передовые позиции. Начиная с 2010 г. на Кубани, а также в связи с принятием нового закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае», обозначилось явное оживление построения инновационной экономической системы региона, хотя сам процесс проявился еще раньше.

В настоящее время в промышленно развитых странах 70-85 % валового внутреннего продукта (ВВП) обеспечивается за счет инноваций. Несмотря на то, что в крае в последнее время отмечается увеличение инно-

вационной активности хозяйствующих субъектов доля инновационной продукции в общем объеме продукции промышленного производства края сейчас не превышает

5,5 %. В связи с этим приобретают особую актуальность исследования, направленные на формирование более широкого представления об основных характеристиках инновационных процессов, их движущих силах, закономерностях, региональных особенностях и возможных перспективах.

Участие Краснодарского края в решении задач социально-экономического развития страны, ее инновационного обновления, определяется экономико-географическим потенциалом региона, сложившейся структурой экономики и социальной сферы, а также активностью ее экономических субъектов. Отсутствие до настоящего времени разработанной теоретико-методологической основы развития национальной инновационной системы и ее составляющих элементов, сохранение проблемы создания действенных институтов отечественной инновационной сферы, слабо работающая инновационная инфраструктура в регионе, недостаток инвестиций в инновации сдерживают мотивационные стимулы экономических субъектов к инновационной деятельности.

Обеспечение устойчивости социальноэкономического развития относится к первостепенным стратегическим задачам, стоящим сегодня перед субъектами Федерации. В связи с этим формирование и оценка ресурсной базы на основе анализа возможностей региона получать максимальную отдачу от собственного экономического пространства и его

потенциала, необходимость диверсифицировать региональную экономику в направлении инновационного пути и создание конкурентоспособной региональной инновационной системы становится одной из проблем, которая требует своего быстрейшего решения и является своевременной и актуальной. Региональным органам управления приходится решать все существующие и возникающие проблемы и задачи производства и жизнедеятельности населения региона, и поэтому можно с уверенностью утверждать, что инновационное развитие России будет определяться интеграционным прогрессом регионов, а инновационный национальный потенциал будет прирастать, прежде всего, за счет сильных в социально-экономическом отношении регионов [1].

Известно, что именно в регионах тесно переплетаются все нити общественных отношений, обнаруживаются и наглядно проявляются все противоречия, проблемы, сбои и неувязки в государственной социальноэкономической политике. В результате такого подхода появляется возможность наиболее глубоко, на наш взгляд, исследовать современные особенности формирующихся инновационных процессов, происходящих в настоящее время в одном из перспективных регионов юга России. Прежние механизмы в условиях посткризисного периода развития региона становятся неэффективными, и сейчас делается попытка перехода от стандартных решений к новым, эффективным решениям, ведущим к развитию региона.

Сегодня в Краснодарском крае сложилась уникальная экономическая ситуация для совершения в ближайшие годы значительного рывка в инновационном развитии экономики, т. к. Краснодарский край на юге России (в ЮФО) один из лучших по многим показателям. Так, в первом полугодии 2009 г. краевой бюджет получил от промышленников

1,5 млрд руб. налоговых платежей, к концу года этот вклад превысил 3,4 млрд руб. Сейчас на Кубани строятся десятки крупных промышленных объектов.

В ближайшие три года основными направлениями развития промышленности станут сталепрокатное, стекольное, химическое производство и производство сельхозтехники. В промышленном производстве края на

500 крупных и средних предприятий занято более 140 тысяч человек. Сегодня промышленный сектор дает пятую часть валового регионального продукта. За три последних года на Кубани удвоился объем промышленного производства. В первой половине 2009 г. в промышленном комплексе края удвоился объем инвестиций и прибыли.

Еще недавно казалось, что Кубань -только аграрный и курортный регион Российской Федерации. Однако осуществляемая в последние годы модернизация промышленной отрасли дает основания считать, что Краснодарский край необратимо становится индустриально развитым регионом, имеющим свои конкурентные преимущества (рис. 1).

В настоящее время можно говорить не только о необходимости структурной перестройки региональной экономики, но и о возможности ее осуществления на базе имеющегося значительного «инновационного резерва» и конкурентных преимуществ. Сегодня в Краснодарском крае развернута масштабная работа по формированию эффективной «Региональной инновационной системы», ведутся тщательные научные исследования по разрабатываемым проектам. Например, внедряются в производстве такие разработки, как создание наноупрочнения металлов и изготовление межколесного дифференциала, создание биотопливной промышленности и мн. др.

Основной проблемой функционирования механизма обновления системы управления на региональном уровне является то, что в новом Законе об инновационной деятельности поставлена задача: перевести социальноэкономическую сферу региона в режим устойчивого, а затем и динамичного развития с помощью разработок и проведения в жизнь специальных программ инновационного развития в стратегии регионального, муниципального и местного управления. Главная цель постоянно действующего механизма обновления управления в этом процессе заключается в том, чтобы объединить инновационную деятельность, осуществляемую в отдельных «точках роста», в один организационно оформленный управляемый региональный процесс, т. е. создать единую инновационную систему региона.

Рис. 1. Основные конкурентные преимущества Краснодарского края и результат использования

Краснодарский край реализует геостратегическую функцию форпоста стабильности на южных рубежах России. Имея более чем пятимиллионное население, Краснодарский край обеспечивает стабильность на Северном Кавказе и влияние страны в Закавказье, на Ближнем Востоке и в Средиземноморском бассейне. По прогнозам краевой администрации, объем валового регионального продукта в крае в 2010 г. вырастет на 4,4 % и составит более 969 млрд руб. Основными факторами-доминант (рис. 1) Краснодарского края являются промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный, санаторно-курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус края в экономике страны.

Для оказания поддержки инновационному бизнесу в Краснодаре недавно создан региональный венчурный фонд, т. е. появилась

дополнительная возможность инвестирования инноваций. Очень важным элементом, обеспечивающим инновационную деятельность, является инвестиционный климат региона (рис. 2).

В настоящее время в Краснодарском крае складывается относительно благоприятный инвестиционный климат для инноваций. Непосредственную работу по оказанию мер финансовой помощи инноваторам сейчас ведет «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Краснодарского края». Развитие малого бизнеса не может быть полным без регионального вмешательства местной власти. В настоящее время в Краснодарском крае реально действуют два способа поддержки предпринимательства: создание условий для свободного роста и прямая поддержка через субсидии. Количество субъектов малого предпринимательства в 2009 г. достигло в крае 257 тыс., оборот их продукции составил 625,5 млрд руб., а объем производства товаров и услуг - 235 млрд руб. Процесс формирования инновационной системы показан на рис. 3.

Рис. 2. Схема формирования инвестиционного климата региона

Рис. 3. Процесс формирования региональной инновационной системы

Под региональной инновационной системой мы понимаем федерально-региональную систему, включающую совокупность взаимосвязанных институциональных структур, занятых созданием и коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих эффективное взаимодействие ее элементов, которую во многом предстоит еще создать, и делать вывод о том, что инновационная система у нас сформировалась, можно только тогда, когда процессы разработки, освоения, производства и массового распространения инноваций во всех секторах экономики будут происходить без сбоев, т. е. система будет функционировать относительно устойчиво. Устойчивость как специфическое качество экономической системы региона достигается в результате преодоления действия различных факторов, и она не является характеристикой системы на продолжительный период времени. Процесс устойчивого развития можно представить как последовательность циклов эволюционного изменения состояний системы внутри цикла со скачкообразным переходом состояний в конце цикла на новый качественный уровень, который означает новый этап развития.

Поэтому можно утверждать, что устойчивость и устойчивое развитие являются управляемыми и существуют объективные и субъективные механизмы, алгоритмы и технологии, позволяющие регулировать данные процессы в регионе. Краснодарский край можно считать благоприятной территорией для создания инновационной экономики, хотя реально существуют противодействующие этому процессу силы. Сопротивление проявляется либо в прямом отказе от инноваций, либо в стремлении ограничить их незначительными псевдоинновациями - усовершенствованием продукта или процесса.

К числу основных проблем развития инновационного предпринимательства в регионе относится: неразвитый спрос на инновации, недостаток финансирования НИОКР, отсутствие действенного механизма стимулирования инновационной деятельности, неразвитость инновационной инфраструктуры, а самое главное, на наш взгляд, отсутствие взаимосвязи в звеньях инновационного цикла, т. е., по-сути, еще не создана действую-

щая инновационная система региона, а имеются более или менее работающие отдельные сегменты. И число кубанских предприятий, использующих в своем производстве новые технологии, невелико даже по скромным российским меркам (4 % против 9,7 % в среднем по Российской Федерации). А ведь в 135 кубанских вузах, научно-исследовательских институтах и научно-технических центрах трудятся около 7600 кандидатов и более 1700 докторов наук. Число же ученых и специалистов, занятых научными разработками, достигло более 7000 человек [2].

Ежегодно их проекты и разработки завоевывают медали, дипломы и призовые места на всероссийских и международных смотрах и выставках, а потом годами лежат под сукном, а то и вовсе остаются нереализованными. И хотя Краснодарский край сейчас формирует, в основном, собственную ресурсную базу для своего развития и система инвестиционного финансирования лишь частично восполняется бюджетными средствами, это пока не дает основания для устойчивых перспектив инновационного роста региональной экономики, по крайней мере массово и в ближайшее время. Как считает местная власть, на Кубани доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна быть увеличена минимум до 15-20 %, а доля новаторской продукции в общем объеме промышленного производства должна быть доведена до 10-15 %.

Сейчас в малом бизнесе региона инноваторов мало, даже среди тех, кто занимается высокотехнологичным бизнесом. Хотя в настоящее время в крае с нуля создается новая отрасль промышленности - собственное металлургическое производство. В прошлом году началось строительство двух сталепрокатных комплексов в Абинске и Армавире. Первые полмиллиона тонн сортового проката с нового завода «Новоросметалл» Краснодарский край должен получить уже к концу 2010 г., а металлолом больше не будут отправлять за рубеж и возвращать в виде не очень качественной арматуры. Собственное металлургическое производство края должно в основном покрыть потребности кубанских строек в ближайшие три года.

Если в Армавире будет построен металлургический завод с производственной мощностью 2,5 млн т стали в год, то арматуры

хватит и для олимпийских строек. Кроме того, кубанцы рассчитывают обеспечить стеклотарой всех виноделов и пивоваров Юга России. Дочернее предприятие турецкой компании «Анадолу Джам Санаи» - ООО «Русджам-Кубань» - заканчивает строительство стеклотарного завода в Крымском районе стоимостью 2,5 млрд руб., и к 2009 г. здесь планируется запустить производство мощностью 700 млн бутылок в год.

Создание нового, инновационного типа экономики предполагает не просто преодоление технологического отставания и модернизацию производства, а способность экономики быстро меняться, генерировать новые идеи, продукты, услуги, что в итоге будет формировать и совершенно иное качество жизни: появление новых современных продуктов, более высокие заработки, а следовательно, и более высокое качество жизни населения региона.

Развитие современного общества неразрывно связано с потенциалом инновационного комплекса в регионе. Однако здесь складывается непростая ситуация, сейчас происходят т. н. процессы турбулентности [3], как проявление относительных скоростей элементов экономической системы. И то, что происходит сейчас в регионе, нельзя назвать в полной мере созиданием новой инновационной экономики. Турбулентность является свойством макроэкономической динамики, но отдельные элементы этого свойства применимы к пониманию процессов, происходящих в регионах. Главная причина турбулентности в экономической системе - расхождение между скоростью заключения сделок и скоростью погашения обязательств, а на макроуровне - между скоростью желаемого развития и скоростью реального состояния экономики.

Приоритетность развития присуща любой хозяйственной системе, т. е. концентрация ресурсов на приоритетных направлениях является объективным процессом. Необходимо иметь в виду, что приоритеты существуют в целях, задачах, направлениях и интересах любой государственной политики, в т. ч. инновационной [4]. Сегодня региональная экономическая политика направлена на повышение конкурентоспособности компаний за счет создания благоприятных условий для их динамичного развития и реализа-

ции фактических и потенциальных конкурентных преимуществ. Достижение высоких и устойчивых темпов экономического роста невозможно без осуществления промышленной политики, основанной на диверсификации производства и осуществлении институциональных преобразований в регионе. Для этого предстоит задействовать конкурентные преимущества региона: высокий интеллектуальный потенциал и благоприятный инвестиционный климат.

В регионе в ближайшее время предстоит работа над созданием элементов материальной структуры инноваций, таких как технопарки, бизнес-инкубаторы. Все это потребует больших затрат, но это придется делать, чтобы обеспечить диверсификацию региональной экономики. Венчурный фонд Краснодарского края стал в этом смысле одним из самых значительных - 800 млн руб. Основная задача фонда - поддерживать перспективные научные проекты, в которых главное - не деньги, а интересная идея.

Путем конкурсного отбора определен оператор проекта - им стала управляющая компания «Ай-Мэн-Кэпитал». С высокой долей вероятности можно допустить, что управление инновационным развитием означает переход на новые технологии в управлении, т. е. овладение новыми знаниями, которые позволяют отыскивать наиболее эффективные способы применения имеющейся информации для систематических нововведений и новаторства. В связи с этим будет меняться и содержание всей управленческой деятельности в регионе, она в меньшей степени будет направлена на администрирование, а в большей мере - на преобразование, поиск новых идей и воплощение их в жизнь.

В связи с этим следует подчеркнуть, что объективная потребность инновационного развития, становления инновационной экономики требуют разработки новой концепции подготовки кадров, т. к. инновационному процессу нужны новые, инновационные субъекты. Проведенное научное исследование позволяет сформулировать следующие общие выводы.

1. В современных условиях механизм управления социально-экономической системы региона имеет существенные недостатки, что обусловливает необходимость выра-

ботки новых подходов к развитию всех объектов управления в ней.

2. Сформированный в работе механизм сбалансированного управления развитием региона придает ей такой вектор, который способствует, с одной стороны, сохранению самой системы и ее лучших качеств и достижений, а с другой - дальнейшему наращиванию изменений, соответствующих согласованному прогрессу на всех направлениях развития, чтобы преодолеть инерционную динамику роста и развития и придать ей инновационное ускорение.

3. Формирующийся региональный инно-

вационный механизм определяет уникальный ресурс региона, который может рассматриваться как конкурентное преимущество территории. Эффективное функционирование механизма региональной инновационной системы и реализация маркетинговых стратегий инновационного развития с использованием частно-государственного партнерства значительно увеличит, на наш взгляд, возможности социально-экономического

развития региона.

4. Одним из приоритетов регионального развития Российской Федерации является формирование из регионов «локомотивов роста» - нового опорного каркаса страны. При этом в «опорных регионах» должны быть достигнуты наибольшая мобилизация

активности, максимальная эффективность использования ресурсов экономического роста и потенциала развития, наиболее заметное усиление конкурентных позиций. Краснодарский край имеет потенциал для выполнения функции «опорного региона» в Южном федеральном округе через формирование единого инновационного комплекса региона как необходимого элемента ускоренной динамики роста.

1. Маннапов Р.Г., Ахтариева Л.Г. Организационно-экономический механизм управления регионом: формирование, функционирование, развитие: монография. М., 2008.

2. Краснодарский край: венчурный фонд под-

держивает перспективные научные проекты / ИА «Альянс Медиа» по материалам газеты «Краснодарские известия». URL: http://

allmedia.ru (дата обращения: 15.05.2009)

3. Бурлачков В. Турбулентность экономических процессов: теоретические аспекты // Вопросы экономики. 2009. № 11. С. 90-97.

4. Ломовцев Д.А., Федорова Т.А. Приоритеты инновационного развития реального сектора экономики России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 3. С. 27-34.

Поступила в редакцию 16.07.2010 г.

UDC 330

THE FORMATION OF ONE INNOVATION COMPLEX OF REGION AS NECESSARY ELEMENT OF ACCELERATED DYNAMICS OF INCREASE

Tamara Nikolayevna Pokhilko, Armavir Social and Psychological Institute, Armavir, Russia, Associate Professor of Management Department, e-mail: [email protected]

The possibilities of innovative development of the Krasnodar Territory and the establishment of a regional innovation system are viewed. The formation of innovation system as a mechanism for sustained economic growth in the region is showed. The organizational and economic problems and prospects of innovation management in the Krasnodar region are selected and analyzed.

Key words: innovations; innovation economy; modernization; human factor of innovations; innovation system; specificity of innovation management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.