Таблица 4 - Показатели уровня развития физических качеств у студентов контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце педагогического эксперимента_
Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа
В начале В конце В начале В конце
Бег 100 м, с 14,8±0,25 13,9±0,15 15,2±0,29 14,1±0,19
Бег 3000 м, с 838,2±4,62 807,5±3,95* 842,6±4,81 820,4±4,34*
Прыжок в длину с места толчком двух ног, см 220,2±2,10 227,5±2,05 216,9±3,10 220,4±2,31
Сгибание и разгибание рук в висе на высокой перекладине, кол-во раз 8,1±0,55 9,8±0,43 7,2±0,59 8,4±0,44
Наклон вперед из положения стоя на скамье, см 2,3±0,52 4,1±0,43* 1,8±0,54 2,7±0,44
* - различия достоверны при р <0,05.
ЛИТЕРАТУРА
1. Павлова, А.С. Воспитание коммуникативных и лидерских качеств будущих специалистов с помощью инновационных физкультурно-оздоровительных технологий / А.С. Павлова, А. Д. Лифанов, И.А. Зенуков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2013. - № 6 (100). - С. 99-103.
2. Технология развития системных качеств молодежи на основе мобильного обучения / Р.С. Наговицын, Е.А. Рассолова, Э.И. Сокольникова, С.Ю. Сенатор, И.И. Торбина // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 11. - С. 100-102.
REFERENCES
1. Pavlova, A.S., Lifanov, A.D., and Zenukov, I.A. (2014), "Formation of the communicative and leadership qualities of the future professionals by means of the innovative fitness technologies", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 99-103.
2. Nagovitsyn, R.S., Rassolova, E.A., Sokolnikova, E.I., Senator, S.Yu. and Torbina, I.I. (2015), "Technology of system development of physical qualities of young people with regard to mobile learning", Theory and Practice of Physical Culture, No. 11, pp. 32.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.11.2017
УДК 796.332
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виталий Валентинович Парамонов, старший преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), г. Волгоград
Аннотация
В работе проверялась возможность формирования двигательных действий у 15-16-летних футболистов в условиях игровой деятельности. Юные спортсмены экспериментальной группы выполняли разработанные нами двигательные задания в различных условиях (заранее известные, условия альтернативной и временной неопределенности, неожиданные ситуации). У футболистов экспериментальной группы выявлено существенное увеличение количества коротких и средних передач. Изменение количества передач у данной группы спортсменов обусловлено значительным увеличением количества передач «на ход». В процессе игровой деятельности юные футболисты должны решать быстро и точно разные двигательные задачи, выбирать из всего набора двигательных действий с мячом наиболее эффективные в конкретном игровом эпизоде.
Ключевые слова: юные футболисты, вероятностные условия и неожиданные ситуации, экс-промтные действия, игровая деятельность.
YOUNG PLAYERS MOTOR ACTIONS FORMATION IN THE CONDITIONS OF
PLAYING ACTIVITIES
Vitaly Valentinovich Paramonov, the senior teacher, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd
Annotation
The possibilities to form motor actions of 15-16-year-old players in conditions of the game activity were tested in the work. Young athletes of the experimental group performed the motor tasks developed by us under various conditions (known in advance, conditions for alternative and temporary uncertainty, unexpected situations). The players of the experimental group showed a significant increase in the number of short and medium passes. The change in the number of passes in this group of athletes is due to a significant increase in the number of forward passes. In the process of playing activity, the young players must solve different motor tasks quickly and accurately, choose the most effective actions in a particular game episode from the whole set of motor actions with the ball.
Keywords: young players, probabilistic conditions and unexpected situations, spontaneous actions, games activities.
ВВЕДЕНИЕ
В современном футболе значительно увеличилась двигательная активность спортсменов, скорость их перемещения по полю, повысилась интенсивность игры, уменьшилось время выполнения игровых технических приемов с мячом [1, 2]. Наиболее успешно выступают футболисты, обладающие высоким уровнем чувством мяча, чувством соперника, чувством длины передачи. Традиционный подход к обучению технике игры в футбол малопродуктивен из-за выполнения многих двигательных действий с мячом в стандартных условиях [3]. В этой связи важно формировать двигательные действия в изменяющихся условиях, которые требуют проявления способности к экспромтным действиям [4]. Нерешенность вопросов формирования двигательных действий в условиях игровой деятельности обусловили актуальность этой работы.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; экспертная оценка: оценка показателей соревновательной деятельности; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
В педагогическом эксперименте проверялась возможность формирования двигательных действий у юных футболистов в игровой деятельности. С этой целью были организованы учебно-тренировочные занятия с 15-16-летними футболистами СДЮСШОР № 19 ФК «Олимпия» города Волгограда. Юные футболисты (51 человек) имели 4-5-летний стаж учебно-тренировочных занятий, они тренировались 6 раз в неделю. Юные спортсмены экспериментальной группы выполняли разработанные нами двигательные задания в различных условиях (заранее известные, условия альтернативной и временной неопределенности, неожиданные ситуации). Такие условия создавались изменением количества альтернатив, варьированием характера ответных двигательных действий, ускорением и замедлением двигательных заданий. Для определения результативности игровой деятельности юных футболистов нами использовалась экспертная оценка.
При моделировании игровых ситуации с временной и альтернативной неопределенностью выделяли такие типы реакций: реакция выбора при стандартном ответном действии; реакция выбора, связанная с необходимостью варьировать двигательный состав ответных действий. Представленные условия постоянно моделировались в тренировочном процессе юных футболистов.
Первый этап процесса обучения двигательным действиям с мячом направлен на развитие способностей, обеспечивающих успешность двигательных действий. Затем обучали технике двигательных действий с мячом. Для этого эффективны микро игровые эпизоды (2^2, 3^3), требующие быстроты реакции, рациональности ответных действий,
сообразительности, умения переключаться с одного вида деятельности на другой.
На втором этапе обучали технике двигательных действий в игровых упражнениях, проявляя единство техники и тактики. Это достигалось двумя путями: соединение физических и психических качеств с тактическими действиями; усложнение упражнений с набором условий первого направления. На основе поэтапного решения задач формирования двигательных действий осуществлялся выбор наиболее эффективных тренировочных средств у юных футболистов экспериментальной группы.
Для формирования двигательных действий у юных спортсменов двигательные задания различались по таким характеристикам: координационная трудность и сложность; новизна и необычность постановки задач; многообразие и неожиданность решений двигательной задачи; самооценка различных параметров движений. Для формирования «чувства пространства» применялись следующие типы заданий, направленные на точность пространственных характеристик в стандартных условиях; точность варьирования параметров движения в строго заданных пространственных границах.
Для развития способности рационально выполнять двигательные действия в вероятностных условиях и неожиданных ситуациях использовались следующие упражнения игровой деятельности футболистов (при активном сопротивлении противника).
Анализ видеоматериалов соревновательной деятельности у футболистов различных групп (средние показатели 22 матчей) показал, что многие анализируемые характеристики у спортсменов контрольной группы не изменились, хотя определены и некоторые позитивные тенденции.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
У футболистов экспериментальной группы выявлено существенное увеличение (18,0%, р <0,05) количества коротких и средних передач мяча. В среднем за одну игру данный показатель составил 154,3 передач (в контрольной - 149,2 передач). Изменение количества передач у футболистов экспериментальной группы обусловлено значительным увеличением количества передач «на ход» (28,5%, р <0,01). Количество длинных передач мяча изменилось несущественно (11,1%, р >0,05).
За период исследования у юных футболистов экспериментальной группы существенно увеличилось количество прострельных и навесных передач мяча (33,3%, р <0,01), особенно с края. Количество ведений мяча осталось на прежнем уровне в обеих группах. В контрольной (11,1%, р >0,05) и экспериментальной (30,5%, р <0,01) группах достоверно увеличилось количество обводок соперника. У юных спортсменов экспериментальной группы существенно улучшились показатели отбора (19,6%, р <0,05) и перехвата 15,2%, р <0,05) мяча. В контрольной группе эффективность данных технико-тактических показателей также несколько повысилась, но эти изменения несущественны.
В экспериментальной группе достоверный прирост получен при исполнении единоборств за мяч внизу (9,6%, р <0,05), единоборств за мяч вверху (9,5%, р <0,05). В этой группе существенно повысилась эффективность передач мяча головой (14,0%, р <0,05) и ударов по воротам (20,9%, р <0,05). В контрольной группе достоверно измелилось лишь количество передач мяча головой (9,3%, р <0,05).
В обеих группах за период исследования достоверно изменилось количество технико-тактических действий за матч: в контрольной - при пятипроцентном уровне значимости (7,3%), в экспериментальной - при однопроцентном уровне значимости (15,2%). По семи характеристикам (из 13 обследуемых) конечного обследования выявлены достоверные межгрупповые различия показателей соревновательной деятельности: отмечено преимущество юных футболистов экспериментальной группы.
Важным показателем эффективности формирования двигательных действий у юных футболистов экспериментальной группы является процент брака результатов соревновательной деятельности. По ряду характеристик (обводка соперника, прострельные и
навесные передачи, отбор мяча, единоборства за мяч вверху, удары по воротам) в конечном обследовании отмечалось преимущество юных футболистов экспериментальной группы. На наш взгляд, это можно объяснить более высоким уровнем скорости бега и соответственно большим временным интервалом для выполнения технических характеристик. Таким образом, уровень сформированности двигательных действий избирательно влияет на эффективность соревновательной деятельности у юных спортсменов. Различные способы применения тренировочных средств оказал специфические тренирующие воздействия на способности рационально действовать в условиях игровой деятельности.
ВЫВОД
В процессе игровой деятельности юные футболисты должны решать быстро и точно разные двигательные задачи, выбирать из всего набора двигательных действий с мячом наиболее эффективные в конкретном игровом эпизоде. Это обязывает по - новому решать возникающие двигательные задачи, выполнять ранее неизвестные двигательные действия. Это стимулирует двигательное творчество юных спортсменов, создает условия для новых экспромтных двигательных действий с мячом.
ЛИТЕРАТЕРА
1. Голомазов, С.В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства : монография / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 79 с.
2. Голомазов, С. В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом : монография / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 111 с.
3. Осипенко, А.И. Развитие творческих способностей у юных футболистов 9-12 лет на основе применения интеллектуальных и подвижных игр : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Осипенко А. И. - Смоленск, 2006. - 22 с.
4. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения : учебник / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М. : Академия, 2006. - 520 с.
REFERENCES
1. Golomazov S.V. and Chirva, D.G. (2006), Football. Theoretical basis and technique of control of technical skill: monograph, TVT Division, Moscow.
2. Golomazov S.V. and Chirva, D.G. (2006), Theoretical basis of accuracy of actions with a ball improving: monograph, TVT Division, Moscow.
3. Osipenko A.I. (2006), Young players aged 9-12 creative abilities development on the basis of intelligent and mobile games application, dissertation, Smolensk
4. Ed. Zheleznyak, Yu.A. and Portnov, Yu.M. (2006), Sports games: technique, tactics and methods of teaching: textbook, Academy, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.11.2017
УДК 796.011.3
РАЗВИТИЕ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО» В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
Лена Григорьевна Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент,
Нижневартовский государственный университет (НВГУ), Нижневартовск
Аннотация
В статье представлены результаты исследования морфофункциональных показателей мужчин, работников нефтегазовой отрасли, имеющих различный стаж трудовой деятельности. Изучена динамика показателей физической подготовленности студентов вуза, обучающихся по направлению подготовки «Нефтегазовое дело». Обосновано внедрение комплексов упражнений с резиновыми амортизаторами, направленными на развитие силовой выносливости в процесс профессионально-