УДК 37.017.92:355
Бузина Галина Степановна
Buzina Galina Stepanovna
младший научный сотрудник Научно-исследовательского (Социологического) центра Вооруженных сил Российской Федерации
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ОПЫТ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Junior Research Associate, Research (Social Science) Center of the Armed Forces
of the Russian Federation
DEVELOPMENT OF SPIRITUAL VALUES OF THE MILITARY PERSONNEL: THEORETICAL-METHODOLOGICAL AND EMPIRICAL STUDY
Аннотация:
В статье проведен теоретико-методологический анализ проблемы формирования духовных ценностей у военнослужащих по контракту. Определены место и роль категории «духовная ценность» в системе воспитания данной категории военнослужащих. Обоснованы специфические черты, педагогическая сущность и содержание процесса формирования духовных ценностей у военнослужащих по контракту.
Ключевые слова:
духовные ценности, духовно-нравственное воспитание, военнослужащие по контракту, Вооруженные силы Российской Федерации.
Summary:
The article carries out the theoretical-methodological analysis of the development of spiritual values of contract servicemen. The author defines the place and role of the "spiritual value" category in the system of education of this category of the military personnel. The paper justifies specific features, pedagogical nature and content of the process of contract servicemen' spiritual values development.
Keywords:
spiritual values, spiritual and moral education, contract servicemen, Armed Forces of the Russian Federation.
В условиях возрастания конфликтного потенциала в мире, усиления экономического и информационного давления на Российскую Федерацию важная роль в обеспечении безопасности страны отводится военной организации государства, и в особенности армии как ключевому ее элементу. Одним из ведущих направлений продолжающегося процесса реформирования Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ), направленного на профессионализацию военной службы, является совершенствование системы комплектования воинских должностей рядового и сержантского состава преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
Военнослужащие по контракту ВС РФ - граждане, проходящие военную службу в Вооруженных силах РФ в добровольном порядке, в соответствии с условиями заключаемых ими контрактов о прохождении военной службы.
Реализация задач совершенствования системы комплектования военнослужащими по контракту в настоящее время связана со значительными трудностями, в числе которых: превышение количественных характеристик комплектования над качественными, недостаточный уровень профессионализма рядовых и сержантов, проходящих военную службу по контракту, отсутствие у значительной части военнослужащих стабильного позитивного отношения к выбранной профессии, наличие в воинских коллективах фактов нарушения воинской дисциплины, совершения преступлений и др.
В сложившихся условиях особо актуальным становится вопрос формирования духовных ценностей у военнослужащих по контракту. Духовное воспитание военнослужащего, содержащее идеи защиты Отечества, верности воинскому долгу, основные положения российской военной науки и военной доктрины, пронизывая все направления воинского воспитания, проявляется в отсутствии у военнослужащего намерений к нарушению воинской дисциплины и совершению различного рода преступлений. Результатом духовного воспитания военнослужащих считается духовно развитая личность военнослужащего, внутреннее благополучие которой обеспечивается исполнением своих служебных обязанностей, соблюдением норм, правил, требований, предъявляемых к ней со стороны государства и общества.
Прежде чем приступить к описанию особенностей духовного воспитания военнослужащих по контракту и формирования у них духовных ценностей, проведем краткий теоретический обзор проблемы понимания духовных ценностей.
Исследованием проблемы духовных ценностей занимались ученые различных научных отраслей, рассматривая ее с разных теоретико-методологических сторон.
Впервые термин «ценимое» можно встретить в трактатах Аристотеля, который определял ценность с позиции добродетели и считал одной из разновидностей блага. К универсальной модели философской ценности можно причислить концепцию Платона, подчеркивающего взаимосвязь таких категорий, как добро, истина и красота. Он считал их высшей добродетелью человечества, раскрывая содержание определенной ценности вне зависимости от конкретных действий человека. Философы эпохи Просвещения связывали ценности с субъективными качествами людей, поэтому ориентиром ценностей они считали сферу эмпирического - реальную земную жизнь человека, его опыт и знания.
Исходным пунктом целенаправленного изучения ценностей в философии считается догматический рационализм эпохи Просвещения, который положил начало аксиологии как отдельного философского учения о ценностях. Основоположником аксиологии считается немецкий философ Р.Г. Лотце [1], который в середине XIX в. сделал попытку присвоить понятию «ценность» категориальный, философский статус.
В отечественной философии осмысление ценностей происходило в ряде аспектов: культурологическом (В. Андрущенко, Н. Чавчавадзе), социальном (С. Попов, А. Ручка), методологическом (И. Бычко, К. Мирнен), гносеологическом (Г. Амонов, Р. Яровик). Как психолого-педагогическая проблема интерпретация дефиниции «ценность» впервые была поставлена в 50-х гг. XX в., что обусловливалось повышением интереса к нравственным поступкам человека, регуляции его поведения и деятельности (С. Анисимов, Б. Бессонов, Л. Коган) [2].
В зарубежной литературе проблема ценностей разрабатывалась Т. Гоббсом, Ж.-Ж. Руссо, К. Гальвецием, Ж. Монтескье, П. Гольбахом. В «концепции общественного договора» центром естественной морали ученые рассматривали естественную природу человека. Ф. Знанецкий и У. Томас определяли ценности как важные объективно обусловливающие элементы понятия социальной ситуации. Г. Олпорт понимал под ценностями содержательные стороны мотивационных побуждений личности. Представители баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г. Рик-керт определяли ценности «как нечто существующее». По мнению Ф. Клакхона и Ф. Стродбека, ценности - осознанное или неосознанное индивидом или их группой представление о желаемом, побуждающем к определению целей и выбора возможных средств и способов действия [3].
В современном научном знании проблема формирования духовных ценностей в различных ее теоретических и практических аспектах рассматривалась как отечественными, так и зарубежными учеными. Следует обратить внимание на труды педагогов, исследующих духовно-нравственную сферу: А.А. Аронова, В.И. Вдовюка, П.Н. Городова, В.П. Давыдова, Н.И. Киряшова, В.Н. Козлова, Н.С. Кравчуна, В.Я. Слепова, А.С. Сушанского, А.Г. Трофимчука и др.
Исследуя проблему формирования духовных ценностей у военнослужащих по контракту, стоит согласиться с Г.П. Выжлецовым, утверждающим, что принятые в литературе различные точки зрения на проблему духовных ценностей не противоречат друг другу, поскольку входят на разных уровнях в целостную структуру ценности и проявляются соответствующим образом в зависимости от ситуации [4].
Резюмируя теоретические сведения по проблеме понимания духовных ценностей, представляется, что духовные ценности наряду с материальными являются одним из двух основных видов ценностей, подразумевают обобщенные значимые явления (процессы, их свойства и стороны) различных областей духовной сферы жизни военнослужащих по контракту, способные удовлетворить их потребности и мотивировать к определенной деятельности, и включают в себя моральные, нравственные, культурные, эстетичные, научные, религиозные, профессиональные и другие ценности.
Исследуя специфические особенности категории военнослужащих по контракту, оказывающие прямое или косвенное влияние на процесс формирования у них духовных ценностей, следует отметить две основные черты. Первая отличает данную категорию от военнослужащих по призыву и заключается в добровольной форме исполнения воинского долга, в процессе которого осуществляется профессиональная самореализация военнослужащего. Данная особенность является сущностной и специфицирует процесс формирования духовных ценностей у военнослужащих по контракту.
Вторая особенность заключается в неоднородности сформированности духовных ценностей в коллективе военнослужащих по контракту. Данная особенность связана с тем, что по сравнению с военнослужащими по призыву на военную службу по контракту в армию и на флот приходят наравне с молодежью и военнослужащие достаточно зрелого возраста с уже устоявшимися взглядами на жизнь и сформировавшейся системой духовных ценностей. Указанное обстоятельство обусловливает направленность содержания работы по формированию у них духовных
ценностей не на образование духовных ценностей как прямое продолжение сложившихся привычек и норм, а на уравновешивание материальных и духовных ценностей в системе их ценностных ориентаций.
Указанные особенности оказывают непосредственное воздействие на процесс формирования духовных ценностей у военнослужащих по контракту, сущность которого заключается в активизации военно-профессионального сознания военнослужащего.
Согласно результатам проведенного в рамках исследования экспертного опроса по проблеме формирования духовных ценностей у военнослужащих по контракту, экспертами которого выступили 122 человека, включая офицеров командного и инженерно-технического состава, представителей органов по работе с личным составом и офицеров подразделений и частей, имеющих в своем непосредственном подчинении военнослужащих по контракту, почти половина (43,9 %) экспертов оценивает уровень духовного развития военнослужащих по контракту как ниже среднего, треть (29,8 %) офицеров считает, что этот уровень средний, 15,8 % - выше среднего, 8,8 % находят его низким, и только незначительная часть (1,8 %) респондентов считает этот уровень высоким.
Среди причин, отрицательно влияющих на формирование духовных ценностей военнослужащих по контракту, респонденты указали недостаточное воспитание в семье (75 %), наличие меркантильных интересов и ценностей жизни среди общества (36,7), отсутствие выраженной патриотической идеи в обществе (36,7), негативное влияние друзей (36,7), культ «западного образа жизни» (33,3), отсутствие дружного коллектива (31,7 %).
Содержание формирования духовных ценностей у военнослужащих по контракту включает диагностику сформированности у них духовных ценностей, информационно-просветительскую деятельность по представлению широкого спектра духовных ценностей военнослужащими посредством усвоения ими содержания духовных ценностей со смысловыми единицами своего индивидуального контекста (создание условий для рефлексии военнослужащих), формирование нравственного поведения, прогнозирование профессиональной деятельности в соответствии с имеющимися духовными ценностями, обучение принципу аксиологичности (постановки ценностного вопроса) служебной, учебно-воспитательной и общественной деятельности, методам эвристической беседы, эмпатии, нравственных дискуссий, нравственных ошибок в организации самостоятельной работы по формированию духовных ценностей и другие направления работы.
Таким образом, опыт теоретико-методологического и эмпирического исследования проблемы формирования духовных ценностей у военнослужащих по контракту свидетельствует о необходимости целенаправленного формирования духовных ценностей у самой многочисленной на современном этапе развития ВС РФ категории военнослужащих, численность которой еще в 2013 г. составила 220 тыс. человек, а в соответствии с поручением Президента РФ к 1 января 2017 г. достигнет 425 тыс. человек [5], как важного условия для поддержания моральной готовности и психологической способности военнослужащих к отстаиванию национальных интересов России, вооруженной защите Отечества, выполнению боевых (учебно-боевых) и миротворческих задач в любых условиях.
Ссылки:
1. Петрий П.В. Синергия общества и армии в аксиологическом пространстве современной России : монография. М., 2013. 335 с.
2. Кондаков А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. 2008. № 9. С. 13-20 ; Маслов С.И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания // Там же. С. 46-51.
3. Лурье С.В. Историческая этнология : учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М., 1998.
4. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. 1994. № 306. С. 15-32.
5. О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2012 г. № 604 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 19. Ст. 2341.