УДК 008 ББК 71.4
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
© 2019 г. И. В. Черняева
г. Барнаул, Россия
© 2019 г. Л. В. Балахнина
г. Тюмень, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ НАУЧНОЙ И ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА АЛТАЕ В НАЧАЛЕ XXI В.
Аннотация: Авторы исследования обращаются к актуальной и уже ставшей традиционной проблеме — снижению общего уровня культуры, кризисным явлениям в духовной жизни социума и отсутствию нравственных ориентиров в вопросах социального поведения молодежи. Цель статьи — выявление наиболее эффективных механизмов формирования духовной культуры современного общества. В статье анализируются труды основоположников российской науки о церковном искусстве (XIX-XX вв.) и исследования региональных сибирских авторов (рубеж XX-XXI вв.), рассматривается научная и выставочная деятельности на Алтае (начало XXI в.), обобщается региональный художественный опыт в контексте развития культурной коммуникации. Авторы приходят к выводу о том, что ведущими компонентами формирования этических и высоконравственных основ развития личности являются традиционные формы научной и просветительской деятельности: изучение коллекций памятников религиозной культуры и искусства в фондах и экспозициях краеведческих и художественных музеев, в том числе региональных; анализ современной выставочной практики как концепта исторической памяти; разработка тематических научных исследований о православной религиозной культуре. В статье утверждается, что религиозная культура, являющаяся частью духовной культуры человечества, способна сформировать устойчивые нравственные ориентиры общества.
Ключевые слова: религиозная культура, наука, православие, коллекция, музей, выставочная деятельность, экспозиция, галерея. Информация об авторах:
Ирина Валерьевна Черняева — кандидат искусствоведения, доцент, Алтайский государственный университет, пр. Ленина, д. 61, 656049 г. Барнаул, Россия. E-mail: gurkina-22@mail.ru
Лидия Васильевна Балахнина — кандидат искусствоведения, доцент, Тюменский
государственный университет, ул. Володарского, д. 6, 625003 г. Тюмень, Россия.
E-mail: 89091812006@mail.ru
Дата поступления статьи: 11.11.2018
Дата публикации: 28.06.2019
Для цитирования: Черняева И. В., Балахнина Л. В. Формирование духовной культуры общества посредством научной и выставочной деятельности на Алтае в начале XXI в. // Вестник славянских культур. 2019. Т. 52. С. 92-103.
Актуальность темы обусловлена тем, что в начале XXI в. многими учеными обнаруживается падение уровня культуры общества. Это проявилось в уменьшении объема знаний в области литературы, искусства, музыки, переориентации значительной части социума на ценности массовой культуры, некритическом восприятии контента, предлагаемого средствами массовой информации, неумении оценивать продукты культурной деятельности с эстетических позиций. В этой ситуации обращение к культурному и духовному наследию приобретает особое значение. Именно религия способствует развитию культурной традиции, формирует нравственные ориентиры социума.
В науке России в период XIX-XX вв. важной стороной исследования русского наследия стало изучение предметов православной культуры и искусства. Коллекции фондов российских музеев позволяют утверждать, что литургическое пространство храма переместилось в пространство музейной экспозиции. Такая особенность явилась результатом исторических и социальных процессов в русском обществе. Как следствие отношение к православному духовному наследию изменилось. Основоположником российской науки о церковном искусстве является исследователь Ф. И. Буслаев (1818-1897) — автор иконографического метода исследования предметов церковного искусства. В основу науки о византийском и древнерусском искусстве легли труды Ф. И. Буслаева «Общие понятия о русской иконописи» (1866) [5], «Русский лицевой Апокалипсис: Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX-й» (1884) [6], «Исторические очерки русской словесности и искусства» (1861) [4], «Изображение Страшного суда по русским подлинникам» (1910) [3] и другие многочисленные статьи. Последователем, развившим метод научного исследования Ф. И. Буслаева, является Н. П. Кондаков (1844-1925). С его именем связано признание русской науки в мировом сообществе. Научные интересы Н. П. Кондакова были сосредоточены на византийском искусстве. Именно глубокое знание византийского искусства позволило Н. П. Кондакову выявить корни древнерусского искусства и поставить его изучение на историческую основу. Разработанный ученым метод был применен к изучению русского церковного искусства и представлен в работах «Русские древности в памятниках искусства» (1889-1899, «Русские клады» (1898), «О научных задачах истории древнерусского искусства» (1900), «Лицевой иконописный подлинник: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: Ист. и иконогр. очерк» (1905), «Изображение русской княжеской семьи в миниатюрах XI века» (1906); «Иконография Богоматери» (1914-1915. Т. 1-2), «Русская икона» (Прага, 1928-1933) [18]. Источники для своих исследований Н. П. Кондаков выявлял в ходе многочисленных экспедиционных поездок по всему восточно-христианскому миру, включая Святую Землю, Сирию, Палестину, Афон, Константинополь, Синай. Полевая работа ученого обычно завершалась отчетом-исследованием, вводившим в научный оборот новые памятники. Н. П. Кондаков оставил после себя крупную научную школу, значение которой сложно переоценить, а результаты исследований ярко проявились в науке XX в. Исследование русского церковного искусства периода XX в. связано с именами И. Э. Грабаря [13] — создателя научного реставрационного центра по исследованию и сохранению иконописи (1918), М. В. Алпатова [1], В. Н. Лазарева [21], Э. С. Смирновой, О. С. Поповой, Г. И. Вздорнова, А. Б. Салтыкова, В. Г. Брюсовой, Л. И. Ливщица, О. И. Подо-бедовой и многих других отечественных ученых.
В 1970-х гг. публикуются статьи сотрудников сибирских музеев, посвященные церковному искусству. Исследования искусствоведов Н. Г. Велижаниной (г. Новосибирск) [8], Н. В. Казариной и Т. А. Бычковой (г. Томск) [7] помогают воссоздать описание наследия церковного искусства Западной Сибири. Особую группу публикаций составляют труды исследователей культурного наследия Алтая: Т. М. Степанской [23-25], Л. Г. Красноцветовой [19], В. К. Вистингаузена [9], Ю. А. Крейдуна [20; 26], Р. Ю. Во-лоснова [12].
В начале XXI в. к изучению культурного и исторического наследия православной культуры обращались многие отечественные авторы, в том числе сибирского региона: Ю. А. Крейдуна, Т. М. Степанской, Н. В. Гречневой, Р. Ю. Волоснова, Н. П. Же-лезниковой, Г. Д. Булгаевой и многих других. Исследование доктора искусствоведения Ю. А. Крейдуна «Миссионерское храмоздательство на Алтае. Воссоздание облика утраченных храмов XIX - начала XX вв.» (2013) [20] посвящено воспроизведению целостной панорамы храмоздательства на Алтае в контексте миссионерской деятельности Русской православной церкви в период XIX - начала XX вв. Предметом исследования для автора монографии послужили наиболее характерные постройки Алтайской духовной миссии: монастырские комплексы, миссионерские храмы, станы и погосты, школы и благотворительные учреждения. В монографии представлен стилистический анализ, введена авторская типология зданий богослужебного назначения, изложена методика теоретического воссоздания облика миссионерских зданий с применением современных информационных технологий. В приложении представлен полный перечень (с 1835 г.) богослужебных зданий Алтайской духовной миссии (храмов, молитвенных домов и часовен).
Труды профессора Т. М. Степанской «Памятники градостроительства и архитектуры Алтая» (1990) [23], «Архитектура Алтая XVШ-XX вв.» (2006) [24] становятся первыми специальными исследованиями по истории архитектуры, в том числе культовой архитектуры городов Алтая.
Монография кандидатов искусствоведения Р. Ю. Волоснова, Н. В. Гречневой и доктора искусствоведения Т. М. Степанской «Образ храма в культурном ландшафте Алтая» (2015) [11] является исследованием по истории архитектуры городов Алтая, охватывающим период XVIII - начало XXI вв. В издании рассмотрены связи местной архитектурной школы с общероссийским культовым зодчеством; введены в научный оборот новые имена архитекторов; представлен анализ храмов, построенных в период рубежа XX-XXI вв.
В рассматриваемый период на Алтае проводятся научные конференции различного уровня, в которых активное участие принимают учащиеся общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, высших учебных заведений. В 2017 г. в Барнаульском епархиальном управлении состоялась научно-практическая конференция «Православная культура в региональном художественном и историческом наследии», посвященная православной истории, искусству, архитектуре и музейному делу. Мероприятие прошло в рамках регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества». Организаторами конференции выступили Барнаульская епархия, музей «Истории Православия на Алтае». Главными задачами конференции стало объединение представителей музейного сообщества в решении проблем сохранения наследия православного церковного искусства и культуры.
Теме православного религиозного искусства и культуры посвящен ряд исследовательских работ, которые легли в основу диссертаций на соискание ученых степе-
ней кандидата искусствоведения защищенных в начале XXI в. в Алтайском государственном университете: Р. Ю. Волоснов «Сельское деревянное культовое зодчество Алтая в конце XIX - первой трети XX веков» (2009) [10], Т. В. Прохорова «Сибирская икона XVI-XIX вв.: становление и развитие иконографической традиции» (2012) [22], Н. В. Гречнева «Культовое зодчество Алтая на рубеже XX-XXI вв.» (2012) [14], Н. П. Железникова «Православные традиции в региональном художественном наследии» (2013) [16], Г. Д. Булгаева «Воссоздание иконостасов храмов городов Западной Сибири последней трети XVIII - середины XIX веков» (2016) [2]. Тематические исследования подобного плана помогают транслировать процессы, происходящие в развитии православной культуры, обладающей духовно-нравственным содержанием и являющейся источником художественно-эстетического обогащения современного общества.
Авторы, изучающие проблемы регионального православного искусства и культуры Алтая, представляют результаты своих исследований в зарубежных публикациях, в частности, проблемам сохранения архитектурного церковного наследия посвящена статья Т. М. Степанской [29], вопросам интеграции духовной культуры в систему высшего образования в начале XXI в. и сохранению региональной художественной культуры статьи Ю. А. Крейдуна, Л. И. Нехвядович [26; 27; 28].
Формированию духовной культуры, наличие которой столь актуально в начале XXI в., способствуют коллекции памятников религиозной культуры и искусства, представленные в фондах и экспозициях музеев на Алтае. Собирать коллекции предметов церковного искусства на Алтае начали в 20-30 гг. XX в. До начала XX в. к религиозным предметам относились как к атрибутам храмов и церквей. В этот период происходит закрытие церквей, которое было связано с изменением политической системы и усилением атеистической пропаганды, а в их зданиях организуют музеи. Примером этого явления на Алтае послужило создание Художественного музея в храме Святого Дмитрия Ростовского в г. Барнауле. Храм Дмитрия Ростовского в Барнауле принадлежит к произведениям архитектурного искусства. Инициативу его возведения высказал начальник Колывано-Воскресенских заводов П. К. Фролов в 1822 г., на что получил утверждение от Кабинета Его Императорского Величества. Заложили церковь 6 августа 1829 г., построили в 1831 г. на средства Колывановоскресенских заводов: «...каменная, вместо колокольни имеет каменные столбы, на коих колокола висят» [25, с. 3752]. Другая особенность Дмитриевской церкви состоит в том, что в плане — это церковь-ротонда (круглое здание, увенчанное куполом). Спецификой храма является различие между внутренним и внешним объемами: внутреннее пространство восьмигранное в плане с узкими диагональными гранями, внешний объем — круглый в плане. Пространство между внутренними и наружными стенами между рукавами креста занимают небольшие помещения; ризалиты завершены классическими фронтонами. Здание заводской богадельни соединялось с церковью крытой галереей. Вокруг здания Дмитриевской церкви был разбит сад, у входа в который по проекту гражданского инженера И. Носо-вича в начале XX в. была выстроена часовня. В создании проекта церкви участвовали архитекторы барнаульского сереброплавильного завода А. И. Молчанов, Л. И. Иванов, Я. Н. Попов, все авторы являлись архитекторами-классицистами. Иконы и настенные росписи выполнял академик живописи М. И. Мягков (1799-1852), служивший учителем рисования в горной школе Барнаульского сереброплавильного завода. Дмитриевская церковь, возведенная как домовая церковь богадельни Барнаульского завода, является элементом ансамбля исторического центра столицы Алтайского края. Церковь Дмитрия Ростовского была закрыта 4 июня 1920 г. [25, с. 3752]. В 1921 г., по инициати-
ве барнаульской общественности и русского живописца М. И. Курзина, в здании храма открылась художественная экспозиция из произведений российских авторов, среди которых такие знаменитые имена как В. В. Кандинский. Иконы перенесли в подсобное помещение храма. Импровизированный художественный музей просуществовал недолго — до 1926 г.: художественная коллекция (более ста работ) рассеялась. Судьба музейных ценностей до сих пор неизвестна. Предположительно часть картин и икон храма была передана в Алтайский краеведческий музей, но на протяжении всего советского периода формирование и изучение коллекции предметов церковного искусства проходило только в контексте пропаганды атеистического мировоззрения.
В начале XXI в. на Алтае коллекции православной истории представлены небольшими собраниями икон и предметов церковного быта. В фондах Алтайского государственного художественного музея (открыт в 1958 г.) храниться коллекция церковного искусства, собранная в ходе экспедиций по районам Алтайского края. Первые экспонаты поступили 1960-х гг., но их изучение и реставрация начались только в 1990-е гг. Коллекция включает предметы иконописи, литые иконы, декоративно-прикладное искусство, рукописные и старопечатные книги. Формирование подобных коллекций позволяет наиболее полно представить сибирскую иконопись XVШ-XX вв.
Тематическая направленность Государственного музея истории литературы искусства и культуры Алтая (открыт в 1989 г.) предполагала формирования коллекции по истории православия Алтайского региона. Ее активное пополнение началось в 1990-х гг. Коллекция включает различные предметы церковной принадлежности. Значительная часть собрания представляет старообрядческую медную пластику — иконы, складни, кресты. Следующая группа предметов — кресты различных форм и размеров: кресты - тельники, наперсные кресты, киотные и напрестольные. Иконы представлены различными образами Богородицы, святых и двунадесятых праздников. В коллекции имеются иконы домашние и храмовые, оклады и подокладники, нательные образы [15, с. 40].
Коллекции икон и церковных предметов находятся на хранении не только в крупных краевых, но и небольших районных музеях. Тальменский районный краеведческий музей был основан в 1991 г. Советом народных депутатов Тальменского района Алтайского края (решение № 154 от 21 июня 1991 г. «О создании районного краеведческого музея в р.п. Тальменка») как самостоятельное учреждение на базе школьного музея районного образования. Коллекция икон, входящих в основной фонд музея, раскрывает пласт духовной православной культуры. Происхождение икон, их авторы не известны. Сюжеты икон традиционны: образ Христа, Божьей матери-заступницы, образ Святого Николая Чудотворца, Святой Прасковьи Великомученицы, Святого Георгия Победоносца. Представлена в экспозиции музея церковная литература — старообрядческий «Апостол» (издание начала XX в.), Евангелие (1912), «Сказание о чудотворной иконе Казанской Божьей матери и чудесах ея творимые» (издание 1902 г., типографии И. Д. Сытина в г. Москве) [17, с. 188].
Начало XXI в. внесло изменения в формы организации музеев — они стали создаваться на предприятиях, в не профильных организациях. В 2004 г. в здании Православной Епархии был открыт музей «Истории православия на Алтае». Основу музейной экспозиции составили святыни и предметы музейного значения, переданные из Покровского собора Барнаула по благословению епископа Барнаульского и Алтайского Максима [15, с. 39]. Среди них книги являющиеся памятниками истории Православия на Алтае, иконы, облачения священнослужителей, церковная утварь. Исследова-
тельская работа ведется преподавателями Барнаульской Духовной Семинарии иереями Г. Крейдуном и К. Метельницким. Научные материалы авторов составили основу экспозиции. К открытию была приурочена в Барнауле Международная научно-практическая конференция, прошедшая в Алтайском институте искусства и культуры, а также в стенах Семинарии, посвященная изучению процессов сохранения и воспроизводства нематериального духовного наследия православной культуры, совершенствованию процесса образования и воспитания подрастающего поколения музейными средствами. Музей является базой для практической деятельности студентов Духовной семинарии — ее воспитанники, изучая историю духовной жизни Алтайского края, проводят экскурсии, лекции, мастер-классы, тем самым на практике закрепляют полученные теоретические знания.
Таким образом, церковные музеи на Алтае транслируют православные культурные традиции, обеспечивая непрерывность развития культуры в ее общечеловеческой, национальной и социальной составляющих.
Важную роль в процессе формирования духовной культуры общества на Алтае играют не только фонды и постоянные экспозиции музеев, но и выставочное пространство региона. В 2016 г., по благословению Высокопреосвященного Сергия, митрополита Барнаульского и Алтайского, в Барнауле прошла межрегиональная выставка «Алтай православный». Целью выставки стало объединение усилий Русской Православной Церкви, светской власти и общественности по сохранению, защите и популяризации отечественной культуры, искусства и традиционных духовно-нравственных ценностей. Участниками выставки выступили епархии, храмы и обители, учебные заведения, издательства, паломнические службы, общественные организации, художественно-производственные мастерские, реставраторы, иконописцы, народные мастера, православные товаропроизводители, приюты и благотворительные фонды. Экспозиция выставки была построена по тематическим разделам: «Служение Русской православной церкви», «Восстановление и реставрация храмов и монастырей», «Храмовое убранство», «Иконопись», «Духовное образование и просвещение», «Церковная полиграфия и издательское дело», «Паломничество», «Колокольное литье», «Православные традиции в ювелирном искусстве», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Православный образ жизни».
В 2017 г. в Барнауле прошла VIII международная православная выставка-ярмарка «От покаяния к воскресению России», посвященная 100-летию исторических событий: заговору и отстранению царя Николая II от власти. Выставка включала коллекции крупнейших храмов, монастырей и подворий Русской православной церкви из России, Украины, Беларуси, Молдовы, Греции. В экспозициях были представлены иконы, ладан со Святой Горы Афон, православные сувениры из Иерусалима, святая вода из Базилики Святого Николая в итальянском городе Бари. В рамках акции «Меняй суеверие на веру», организованной информационным отделом Барнаульской епархии, можно было обменять книги по эзотерике, магии, оккультизму на православную религиозную литературу. Акция нашла отклик у молодого поколения.
Галерея «Universum» Алтайского государственного университета — организатор ежегодных традиционных выставок: «Мы славим праздник Рождества», «Алтай мастеровой» (выставка-конкурс на присвоение почетного звания «Народный мастер Алтая»). На Рождественскую выставку представляются произведения детского творчества от центров эстетического воспитания, школ искусств, воскресных школ из тридцати пяти районов Алтайского края — это акварели, рисунки, макеты, вышивки, бисе-
роплетение, композиции из различных материалов на сюжеты праздника Рождества. Ежегодно на выставку представляют более 800 экспонатов из 25 учебных заведений и центров края. Материалы экспозиции транслируют напоминание о том, что в русском искусстве есть народное творчество, которое является его важной художественной составляющей. Оно представлено крупнейшими центрами народных промыслов: лаковой миниатюрой Палеха, Федоскино, Мстеры, кистевой росписью Хохломы, Город-ца, Русского Севера, расписной керамикой Гжели и других керамических промыслов, ткачеством, традиционными обрядовыми куклами. Выставка возвращает посетителей к традициям народной художественной культуры.
Учебно-образовательный характер носят традиционные выставки «Алтай мастеровой» в галерее «Universum». На выставке экспонируются работы мастеров из районов Алтайского края. Произведения выполнены авторами в разнообразных техниках и традициях — лоскутное шитье, резьба по дереву, роспись по металлу, плетение из ивового прута. Народные мастера Алтайского края являются создателями студий, общественных организаций, ведущих просветительскую и творческую деятельность по возрождению и развитию русских народных ремесел. Таким образом, православные традиции являются душой народа, в них выражены представления о красоте, гармонии, единстве природы и человека — все то, что составляет духовность личности всего общества. Христианская культура на Алтае в начале XXI в. становится источником художественно-эстетического воспитания молодого поколения.
Итак, осуществив анализ научной и выставочной деятельности на Алтае в начале XXI в., сделаем вывод о том, что в исследуемый период активно растет интерес исследователей к решению проблем снижения общего уровня культуры и ликвидации кризисных явлений в духовной жизни общества: формируется стремление к изучению православного наследия Алтая, активизируется деятельность преподавателей и учащихся вузов, школ в вопросах сохранения и трансляции традиционной культуры и искусства. Православная культура способна сформировать устойчивые нравственные ориентиры общества, но лишь часть социума откликается на эти посылы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 АлпатовМ. В. Немеркнущее наследие. М.: Просвещение, 1990. 304 с.
2 Булгаева Г. Д. Воссоздание иконостасов храмов городов Западной Сибири последней трети XVIII - середины XIX веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Барнаул, 2016. 22 с.
3 Буслаев Ф. И. Изображения Страшного суда по русским подлинникам // Сочинения. СПб.: Изд-во Отд. русского языка и словесности Императорской АН, 1910. Т. 2. 463 с.
4 Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб.: Тип. тов-ва «Общественная польза», 1861. Т. 2: Древнерусская народная литература и искусство. 429 с.
5 Буслаев Ф. И. Общие понятия о русской иконописи // Соч. Ф. Буслаева. М.: Тип. Грачева и К°, 1866. 106 с.
6 Буслаев Ф. И. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов. По рукописям с XVI-го века по XIX-ый / сост. Ф. И. Буслаев. М.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1884. 252 с.
7 Бычкова Т. А. К истории иконописания Томского уезда XVII-XIX вв. // Кузнецкая старина. Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1993. Вып. 1. 190 с.
8 Велижанина Н. Г. Народные сибирские иконы Новосибирской картинной галереи // Музей. 1983. № 4. С. 23-28.
9 Вистингаузен В. К. Народная сибирская иконопись из собрания Тальменского краеведческого музея // Этнография Алтая. Барнаул: [Б.и.], 1996. С. 196-200.
10 Волосное Р. Ю. Сельское деревянное культовое зодчество Алтая в конце XIX -первой трети XX веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Барнаул, 2009. 23 с.
11 Волосное Р. Ю., Гречнееа Н. В., Степанская Т. М. Образ храма в культурном ландшафте Алтая. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015. 156 с.
12 Волосное Р. Ю. Мемориальные иконы в сельской местности Западной Сибири конца XIX - начала XX вв. // Вестник славянских культур. 2016. № 4 (Т. 42). С.198-207.
13 Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве. М.: Наука, 1966. 388 с.
14 Гречнееа Н. В. Культовое зодчество Алтая на рубеже XX-XXI вв.: автореф. дис. . канд. искусствоведения. Барнаул, 2012. 21 с.
15 Железникоеа Н. П. Иконы Пресвятой Богородицы из собрания музея Истории Православия на Алтае // Культурное наследие Сибири. 2010. № 11. С. 38-45.
16 Железникоеа Н. П. Православные традиции в региональном художественном наследии: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Барнаул, 2013. 21 с.
17 Зеленина И. И. Из истории комплектования фондов Тальменского районного краеведческого музея // Нижнее Причумышье. Очерки истории и культуры. Тальменка, Барнаул: Алтайский полиграфический комбинат, 1997. С. 187-189.
18 Кондаков Н. П. Русская икона. М.: Культурно-просветительный фонд имени народного артиста Сергея Столярова, 2004. Т. 1-4. Т. 1. 65 с. Т. 2. 136 с. Т. 3. 192 с. Т. 4. 220 с. (репринтное издание)
19 Красноцветова Л. Г. Алтайский иконописец В. Ф. Балыкин // Алтайский краевой музей изобразительных и прикладных искусств. Итоги деятельности музея в 1992 г. Барнаул: [Б.и.], 1993. С. 52-57.
20 Крейдун Ю. А. Миссионерское храмоздательство на Алтае. Воссоздание облика утраченных храмов XIX - начала XX вв. Барнаул: Алтайский дом печати, 2013. 262 с.
21 Лазарев В. Н. Московская школа иконописи. М.: Искусство, 1980. 236 с.
22 Прохорова Т. В. Сибирская икона XVI-XIX вв.: становление и развитие иконографической традиции: автореф. дис. . канд. искусствоведение. Барнаул, 2012. 22 с.
23 Степанская Т. М. Памятники градостроительства и архитектуры Алтая. Барнаул: Изд-во Алтайского отделения Советского фонда культуры, 1990. 44 с.
24 Степанская Т. М. Архитектура Алтая XVIII-XX вв. Барнаул: АРТ, 2006. 301 с.
25 Степанская Т. М. Домовая церковь Богадельни барнаульского сереброплавильного завода (к 185-летию храма Дмитрия Ростовского) // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования: сборник научных статей международной конференции. Барнаул, Изд-во АлтГУ, 2015. С.3751-3753.
26 Kreydun Y. A., Nekhvyadovich L. I. Spiritual and etnical culture in the system of secular and ecclesiastical higher education // European Journal of Science and Theology. 2018. Vol. 14. P. 1842-8517.
27 Nekhvyadovich L. I., Chernyaeva I. V. Experience and Perspectives of Art History Development in Educational Space of Siberia at the Turn of XX-XXI centuries. International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11, Issue 7. P. 1501-1507.
28 Nekhvyadovich L. I., Balakhnina L. V, Chernyaeva I. V Regional cultural centers and artistic schools of Siberia at the turn of the 21st century as a part of the information system in the educational process. Espacios. 2018. Vol. 39, Issue 2. P. 20-26.
29 Stepanskaya T. M. Traditions of the Saint Petersburg architecture school in the regional town-planning practice of Russia in the XVIII - first half of the XIX century historical and theoretical aspect. European Journal of Science and Theology. 2017. Vol. 13, Issue 2. P. 217-232.
***
© 2019. Irina V. Chernyaeva
Barnaul, Russia
© 2019. Lydia V. Balakhnina
Tyumen, Russia
SHAPING SPIRITUAL CULTURE OF SOCIETY BY MEANS OF SCIENTIFIC AND EXHIBITION ACTIVITY IN ALTAI IN THE EARLY 21st CENTURY
Abstract: The authors address the issue that had already become traditional — decrease in a general level of culture, the crisis phenomena in a spiritual life of society and the lack of moral guidelines in the social behavior of young people. The purpose of the paper is to identify the most effective mechanisms for shaping the spiritual culture of modern society. The paper looks at the works of founders of the Russian science of church art (19-20 cs.) and studies of regional Siberian authors (the turn of the 21th century), examines scientific and exhibition activities in Altai (early 21th century) and summarizes the regional artistic experience in context of the development of cultural communication. The authors arrive at conclusion that main components of the formation of ethical and moral foundations of personality development are the traditional forms of scientific and educational activities: studying collections of monuments of religious culture and art in holdings and exhibits of local history and art museums, including regional ones; analysis of modern exhibition practice as a concept of historical memory; development of thematic scientific research on the Orthodox religious culture. The paper argues that religious culture, constituting a part of the spiritual culture of mankind, is capable of forming sustainable moral guidelines for society.
Keywords: religious culture, science, orthodoxy, collection, museum, exhibition activity, exposition, gallery. Information about the authors:
Irina V. Chernyaeva — PhD in Arts, Associate Professor, Altai State University, Lenina Ave. 61, 656049 Barnaul, Russia. E-mail: gurkina-22@mail.ru Lydia V. Balakhnina — PhD in Arts, Associate Professor, Tyumen State University, Volodarsky St. 6, 625003 Tyumen, Russia. E-mail: 89091812006@mail.ru
Received: November 11, 2018 Date of publication: June 28, 2019
For citation: Chernyaeva I. V., Balakhnina L. V. Shaping spiritual culture of society by means of scientific and exhibition activity in Altai in the early 21st century. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2019, vol. 52, pp. 92-103. (In Russian)
REFERENCES
1 Alpatov M. V.Nemerknushcheenasledie [Unfading heritage]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1990. 304 p. (In Russian)
2 Bulgaeva G. D. Vossozdanie ikonostasov khramov gorodov Zapadnoi Sibiri poslednei treti XVIII - serediny XIX vekov [Reconstruction of the iconostases in churches of the Western Siberia cities in the last third of 18th - mid-19th centuries: PhD thesis, summary]. Barnaul, 2016. 22 p. (In Russian)
3 Buslaev F. I. Izobrazheniia Strashnogo suda po russkim podlinnikam[Images of the Last judgment in Russian originals]. Sochineniia [Works]. St. Petersburg, Izdatel'stvo Otdeleniia russkogo iazyka i slovesnosti Imperatorskoi AN, 1910. Vol. 2. 463 p. (In Russian)
4 Buslaev F. I. Istoricheskie ocherki russkoi narodnoi slovesnosti i iskusstva [Historical sketches on Russian folk literature and art]. St. Petersburg, Tipografiia tovarishchestva "Obshchestvennaia pol'za", 1861. Vol. 2: Drevnerusskaia narodnaia literature i iskusstvo [Old Russian folk literature and art]. 429 p. (In Russian)
5 Buslaev F. I. Obshchie poniatiia o russkoi ikonopisi [General concepts of the Russian icon painting]. SochineniiaF. Buslaeva [Works of F. Buslaev]. Moscow, Tip. Grachevai K° Publ., 1866. 106 p. (In Russian)
6 Buslaev F. I. Svod izobrazhenii iz litsevykh Apokalipsisov. Po rukopisiam s XVI-go veka po XIX-yi [A set of images from the illuminated Apocalypses. Manuscripts of the 16th to the 19th century], collected by F. I. Buslaev. Moscow, Tipografiia M. M. Stasiulevicha, 1884. 252 c. (In Russian)
7 Bychkova T. A. K istorii ikonopisaniiaTomskogo uezda XVII-XIX vv. [On the history of icon painting in the Tomsk province of the 17th-19th centuries]. Kuznetskaia starina [Kuznetsk antiquity]. Novokuznetsk, Kuznetskaia krepost' Publ., 1993. Vol. 1. 190 p. (In Russian)
8 Velizhanina N. G. Narodnye sibirskie ikony Novosibirskoi kartinnoi galerei [Siberian folk icons of the Novosibirsk art gallery]. Muzei, 1983, no 4, pp. 23-28. (In Russian)
9 Vistingauzen V. K. Narodnaia sibirskaia ikonopis' iz sobraniia Tal'menskogo kraevedcheskogo muzeia [Siberian folk icon-painting from Talmen' Museum of local lore collection]. EtnografiiaAltaia [Ethnography of the Altai Republic]. Barnaul, b.i., 1996, pp. 196-200. (In Russian)
10 Volosnov R. Iu. Sel'skoe dereviannoe kul'tovoe zodchestvo Altaia v kontse XIX — pervoi treti XXvekov [Rural wooden church architecture of Altai in the late 19th - early 20th centuries: PhD thesis, summary]. Barnaul, 2009. 23 p. (In Russian)
11 Volosnov R. Iu., Grechneva N. V., Stepanskaia T. M. Obraz khrama v kul'turnom landshafte Altaia [The image of the temple in the cultural landscape of Altai]. Barnaul, Izdatel'stvo AltGU Publ., 2015. 156 p. (In Russian)
12 Volosnov R. Iu. Memorial'nye ikony v sel'skoi mestnosti Zapadnoi Sibiri kontsa XIX -nachala XX vv. [Memorial icons in the countryside of the Western Siberia of the late 19th - early 20th cs.]. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2016, no 4 (Vol. 42), pp. 198-207. (In Russian)
13 Grabar' I. E. O drevnerusskom iskusstve [On Old Russian art]. Moscow, Nauka Publ., 1966. 388 p. (In Russian)
14 Grechneva N. V. Kul'tovoe zodchestvoAltaia na rubezhe XX-XXI vv. [The iconic architecture of the Altai Republic at the turn of the 21th century: PhD thesis, summary]. Barnaul, 2012. 21 p. (In Russian)
15 Zheleznikova N. P. Ikony Presviatoi Bogoroditsy iz sobraniia muzeia Istorii Pravoslaviia na Altae [Icons of the Most Holy Virgin from the collection of the History museum of Orthodoxy in Altai]. Kul'turnoe nasledie Sibiri, 2010, no 11, pp. 38-45. (In Russian)
16 Zheleznikova N. P. Pravoslavnye traditsii v regional'nom khudozhestvennom nasledii [Orthodox traditions in regional art heritage: author: PhD thesis, summary]. Barnaul, 2013. 21 p. (In Russian)
17 Zelenina I. I. Iz istorii komplektovaniia fondov Tal'menskogo raionnogo kraevedcheskogo muzeia [From the history of acquisitions of the Talmensky district Museum of local lore]. Nizhnee Prichumysh'e. Ocherki istorii i kul'tury [The Lower Pritchumyshye. Essays on history and culture]. Tal'menka, Barnaul, Altaiskii poligraficheskii kombinat Publ., 1997, pp. 187-189. (In Russian)
18 Kondakov N. P. Russkaia ikona [Russian icon]. Moscow, Kul'turno-prosvetitel'nyi fond imeni narodnogo artista Sergeia Stoliarova Publ., 2004. Vol. 1-4. Vol. 1. 65 p. Vol. 2. 136 p. Vol. 3. 192 p. Vol. 4. 220 p. reprint edition) (In Russian)
19 Krasnotsvetova L. G. Altaiskii ikonopisets V. F. Balykin [Altai icon painter V. F. Balykin]. Altaiskii kraevoi muzei izobrazitel'nykh i prikladnykh iskusstv. Itogi deiatel'nosti muzeia v 1992 g. [Altai regional Museum of fine and applied arts. Performance report of 1992]. Barnaul, without Publ., 1993, pp. 52-57. (In Russian)
20 KreidunIu. A. Missionerskoe khramozdatel'stvo na Altae. Vossozdanie oblika utrachennykh khramov XIX - nachala XX vv. [Missionary church-building in Altai. Reconstruction of the lost temples of 19th - early 20th cs.] Barnaul, Altaiskii dom pechati Publ., 2013. 262 p. (In Russian)
21 Lazarev V. N. Moskovskaia shkola ikonopisi [Moscow school of icon painting]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1980. 236 p. (In Russian)
22 Prokhorova T. V. Sibirskaia ikona XVI-XIXvv: stanovlenie i razvitie ikonograficheskoi traditsii [Siberian icon of 16th-19th cs.: establishment and development of iconographic tradition: PhD thesis, summary]. Barnaul, 2012. 22 p. (In Russian)
23 Stepanskaia T. M. Pamiatniki gradostroitel'stva i arkhitektury Altaia [Monuments of urban development and architecture of Altai]. Barnaul, Izdatel'stvo Altaiskogo otdeleniia Sovetskogo fonda kul'tury Publ., 1990. 44 p. (In Russian)
24 Stepanskaia T. M. Arkhitektura Altaia XVIII-XXvv [Architecture of Altai of the 18th-20th cs.] Barnaul, ART Publ., 2006. 301 p. (In Russian)
25 Stepanskaia T. M. Domovaia tserkov' Bogadel'ni barnaul'skogo serebroplavil'nogo zavoda (k 185-letiiu khrama Dmitriia Rostovskogo) [The Almshouse Church of the Barnaul silver smelter (to the 185th anniversary of the temple of Dimitry of Rostov)]. Lomonosovskie chteniia na Altae: fundamental'nye problem nauki i obrazovaniia: sborniknauchnykh statei mezhdunarodnoi konferentsii [Lomonosov readings in Altai: fundamental issues of science and education: collection of scientific articles of the international conference]. Barnaul, Izdatel'stvo AltGU Publ., 2015, pp. 3751-3753. (In Russian)
26 Kreydun Y. A., Nekhvyadovich L. I. Spiritual and etnical culture in the system of secular and ecclesiastical higher education. European Journal of Science and Theology, 2018, vol. 14, pp. 1842-8517. (In English)
27 Nekhvyadovich L. I., Chernyaeva I. V. Experience and Perspectives of Art History Development in Educational Space of Siberia at the Turn of 20-21 centuries. International Journal of Environmental & Science Education, 2016, vol. 11, issue 7, pp. 1501-1507. (In English)
28 Nekhvyadovich L. I., Balakhnina L. V., Chernyaeva I. V. Regional cultural centers and artistic schools of Siberia at the turn of the 21st century as a part of the information system in the educational process. Espacios, 2018, vol. 39, issue 2, pp. 20-26. (In English)
29 Stepanskaya T. M. Traditions of the Saint Petersburg architecture school in the regional town-planning practice of Russia in the 18 - first half of the 19 century historical and theoretical aspect. European Journal of Science and Theology, 2017, vol. 13, issue 2, pp. 217-232. (In English)