УДК 17.022.1
МАЙКОВА Валентина Петровна, доктор философских наук, профессор кафедры педагогики, психологии, права, истории и философии Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал). Автор 53 научных публикаций*
DOI: 10.17238/^п2227-6564.2019.3.120
МОЛЧАН Эдуард Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Сергиево-По-садского филиала Высшей школы народных искусств (академия). Автор 45 научных публикаций**
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В статье исследуются социально-философские проблемы формирования духовно-нравственной личности в процессе диалогического взаимодействия в образовании, скрыто влияющего на человеческое сознание, познавательную деятельность, духовно-нравственные ценности жизнетворчества. Ценностное основание образовательной системы, выстроенное на духовно-нравственных ценностях, предполагает открытость отношений субъектов в социальной реальности. Диалогическое взаимодействие субъектов, лишенное ценностно-содержательной информации, не может быть духовно продуктивным в силу своей отчужденности от личностных ценностей, т. к. не способствует формированию духовно-нравственных ценностей и выстраиванию внутреннего мира. Диалогическое взаимодействие - это диалог равноправных субъектов, ценностно-содержательная сторона которых не всегда равнозначна по смыслу и содержанию, но имеет равное право на существование; участники диалога определяют ценностно-содержательную информацию своих мнений, сопоставление которых приводит к раскодированию духовной информации и развитию личностного «Я»; диалогические формы общения раскрывают целеполагание субъектов деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей в образовательной системе. Показано, что диалогическое взаимодействие создало тенденцию к образованию единого мирового социального пространства с единым глобальным языком, размытыми национальными чертами. Это развернуло общество в современной России в сторону переоценки мировых ценностей и сформировало новые требования к культуре потребления. Методологический анализ философских исследований позволил рассматривать диалогическое взаимодействие в образовательной деятельности социума как важнейший фактор, влияющий на формирование духовно-нравственных ценностей личности в образовательной системе; определить миссию диалогического взаимодействия в развитии страны и человечества. На общенаучном уровне методология реализации диалогического взаимодействия связана с приобщением человека к духовно-нравственным ценностям в образовательной системе, с организацией ценностно-ориентационной деятельности и поиском
*Адрес: 141005, Московская обл., г. Мытищи, ул. Институтская, д. 2; e-mail: valmaykova@mail.ru
"Адрес: 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Северный проезд, д. 5; e-mail: ed.molchan2015@yandex.ru Для цитирования: Майкова В.П., Молчан Э.М. Формирование духовно-нравственных ценностей личности в контексте диалогического взаимодействия // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2019. № 3. С. 120-127. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.3.120
ценностей в процессе освоения системы отношений к миру, людям и себе, имея конечной целью сформировать устойчивый «духовный иммунитет» по отношению к негативным явлениям общества, групп и коллективов.
Ключевые слова: диалогическое взаимодействие, духовно-нравственные ценности, образовательная система, социальные системы, субъекты взаимодействия, ценностное основание.
Непосредственно выраженный диалогический характер - наряду со взаимодействием -имеют такие социальные отношения, как общение, коммуникация и социальное действие, деятельность. Диалогическое взаимодействие включает общение как реальность интерсубъективных непосредственных отношений, коммуникацию как обмен информацией, духовно-нравственные ценности как единичный акт деятельности, которые, в свою очередь, реализуют связь субъекта с социальным бытием.
Диалогическое взаимодействие в социальных системах правомерно можно обозначить как согласование - в бесконфликтной или конфликтной формах - стратегии совместных действий социальных групп и отдельных людей; это продолжительные или кратковременные взаимосвязанные и взаимозависимые серии контактов между социальными группами и отдельными субъектами; это и взаимное влияние общностей и индивидов; это сопряжение социальных действий. Диалогическое взаимодействие, обладая упорядоченными структурами социального времени и пространства, поддерживает ценностное основание социальных систем в регулируемом равновесном состоянии [1].
Диалогическое взаимодействие выступает средством формирования духовно-нравственных ценностей личности посредством их реализации в социуме. Субъектами диалога являются как социальные системы, так и отдельные личности. Диалогическое взаимодействие в социальных системах представлено следующей структурой: субъекты отношений, жизненные ценности, образовательное пространство. Данная структура раскрывает взаимодействие субъектов на 4 уровнях: диалог с самим собой,
диалог с другой личностью, диалог личности с коллективом, диалог коллективов и общностей. Социальная система задает вектор развития диалогических взаимоотношений на всех уровнях взаимодействий и образует ценно ст-ное основание социальной реальности.
М.М. Бахтин в диалогическом взаимодействии в социальных системах видит перераспределение ценностно-содержательной информации между субъектами, выстраивание иерархической структуры ценностей, на которых базируются отношения. Диалогическое взаимодействие, основанное на духовно-нравственных ценностях, является самоотстранением и выступает как процесс со-творчества - совместного творения нового мира духовно-нравственных ценностей, духовно-нравственного самосовершенствования. Такое диалогическое взаимодействие представляется свободным, а отношение личностей-субъектов, построенное на духовно-нравственных отношениях, способно сплотить социальные общности и развернуть человечество на путь доброделания.
Диалогическое взаимодействие само по себе есть ценность, т. к. субъекты вступают в отношения не потому, что они хотят что-то получить друг от друга, а созидать и творить в согласии, выстраивать ценностное основание социальных систем. Диалогическое взаимодействие - это проникновение в структуру личности и возможность через нее в себе самом раскрыть ценностный потенциал отношений. В диалогическом взаимодействии человек освобождает себя от материальной данности бытия, становится способным к со-творчеству, т. е. к реализации духовно-нравственных ценностей в социальных системах. Происходит ценностное выстраивание социальной реальности,
«убегание» в «мир духовных ценностей». Осваивая мир духовно-нравственных ценностей, субъекты взаимодействия вступают в процесс поиска новых межличностных отношений, постигают социальную реальность, где человек есть личность, субъект со-творчества. Взаимодействие между субъектами строится на процессах опредмечивания и распредмечивания культурных ценностей, отношение-общение-деятельность совпадают «в одном-единствен-ном единстве» [2], в диалогическом, - процессе со-творчества как элементе процесса духовной жизнедеятельности личности.
Диалогическое взаимодействие в ценностном основании социальных систем создает «окно» в мир духовно-нравственных ценностей -мир субъект-субъектных отношений, выстраивающий иерархическую структуру ценностей социальной реальности. В таких социальных системах субъекты образовательной деятельности становятся свободными личностями, творящими мир духовно-нравственных ценностей по законам истины, добра и красоты [3]. По мнению Р. Мухамадиева, каждый субъект диалогического взаимодействия не только выходит на уровень этих отношений в социальных системах, но и обладает абсолютной возможностью на уровне самосознания вести внутренний диалог с самим собой, а следовательно, мышление человека диалогично [4].
Диалогическое взаимодействие в социальных системах теряет смысл, если оно не раскрывает мир духовно-нравственных ценностей личности, находящийся в ее сознании. Выступая действием в социальных системах, диалогическое взаимодействие расшифровывает закодированные особенности духовного мира личности, личность открывает свой внутренний мир духовно-нравственных ценностей социальной реальности. Диалогическое взаимодействие не может закончиться на уровне социальных систем и на уровне внутриличностного «Я», т. к. система разрушится. Связь между внутренним диалогом и внешним осуществляется через систему духовно-нравственных ценностей, структурированных в сознании человека.
Единичный акт диалогического взаимодействия невозможно понять, осмыслить, раскрыть, поскольку это есть внешнее выражение процесса.
Структурированные в сознании личности духовно-нравственные ценности определяют вектор ее развития в социальных системах. Реализация духовно-нравственных ценностей в социальных системах предполагает объективную реальность мира ценностей в сознании: духовно-нравственная ценность, проникнув в глубь сознания, не растворяется в нем, не исчезает, а приобретает собственное, автономное бытие. В этом смысле каждая духовно-нравственная ценность глубоко персоналистична: зарождаясь в глубинах сознания, она развивается и переносится в социальную систему, где становится достоянием многих [5].
Согласно Р. Мухамадиеву, самосознание и ценностное основание нации складываются из самосознаний отдельных личностей, ее наполняющих, поэтому самосознанию нации присущ тот же процесс формирования духовно-нравственных ценностей [4]. И, естественно, пока нация не обрела, не сформировала свои духовно-нравственные ценности, она находится в зависимости от ценностей других культур и народов.
Каждая из цивилизаций, по мнению А.С. Василенко, впитывает духовно-нравственные ценности других культур не только как равноправные, но и как расширяющие горизонт собственного бытия. Социальная система, построенная на диалогическом взаимодействии, позволяет осмыслить ценности культуры своего государства на фоне других. Диалогическое взаимодействие актуализирует потребность духовно-нравственных ценностей культуры выйти за границы своей «самости», включить в свое самосознание человека другой культуры, совершенно иного, с другими смыслами социальной реальности [6]. Формируются собственное бытие и сознание личности, народа, нации - они становятся во многом решающими для активизации ценностного потенциала социальных систем, способствуют позитивным изменениям процесса
развития последних. Диалогическое взаимодействие транслирует ценности социальных систем, производит взаимообмен и расширение арсенала ценностей. В.В. Миронов главным признаком развития социальных систем называет духовно-нравственные ценности, раскрывающие форму общения между субъектами взаимодействия, обществами и культурами [7]. Диалогическое взаимодействие устанавливает механизм общения, обеспечивающий связь между духовно-нравственными ценностями и создающий общее коммуникационное поле в социальной реальности.
Создатели теории о происхождении русского народа, по словам А.С. Панарина, прекрасно осознавали предназначение русского народа как избранного Богом для исполнения на земле божественных замыслов. Стремления к духовному совершенству русского народа (труды К.Н. Леонтьева [8] и Н.Я. Данилевского [9], послание старца Филофея, высказавшего идею «Москва - третий Рим») определили цивили-зационную специфику России в мире. Россия как третий Рим в ценностном основании своей объективной реальности соединила прошлое, настоящее и будущее всех цивилизаций. Ценностное основание России, выстроенное на диалогическом взаимодействии цивилизаций, предопределяет развитие мирового сообщества, сохраняя свою самостоятельность [10]. С.Н. Корнуков выявляет ценностное основание двух цивилизационных систем: российской и европейской. В русской цивилизации картина мира имеет своим началом идею принятия духовно-нравственных ценностей православия в качестве основополагающей, которая не замыкается, а транслируется в мировые сообщества, изменяя ментальность, ценности государств и общностей [11].
Ценностное основание социальных систем Российской Федерации, соотнесенное с западноевропейским, показывает, что философские традиции в социальной системе России опирались на самосознание и интуиции в освоении социальной реальности. Интуитивизм в социальной философии России впервые был показан
на основе новозаветной символической характеристики цельного и совершенного устроения социальной реальности (С.Н. Корнуков, С.С. Хору-жий). Русская социальная философия, которая своими корнями уходит в религиозную философию, представлена работами С.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова и других ученых), принимает любовь к мудрости как средство выражения социальной реальности, а духовно-нравственные ценности православия - как содержание, смысл жизни русского человека.
В современном глобализационном мире между западноевропейскими странами и Россией наблюдается различие в ценностно-содержательных структурах социальных систем, в результате чего терпят провал попытки «механического» переноса в Россию разного рода западных моделей образования и ценностей, однако все более усиливается тенденция к интеграции социальных систем мирового масштаба. Социальная система Российской Федерации становится открытой и подвержена воздействию со стороны мировых систем. В этом сложном и многофункциональном мире остается одна из важных задач - сохранить свою идентичность в первую очередь в образовательной системе, не потерять ценностный потенциал в условиях сближения мировых культур.
В связи с этим остается актуальной востребованность в XXI веке исследований по проблемам диалогического взаимодействия М. Бахтина, Г. Батищева, В. Библера, М. Бубера и других авторов, что дает возможность выстроить фило-софско-методологические теории для снятия ценностных барьеров в социальных системах, во взаимодействии субъектов по формированию духовно-нравственных ценностей. Процесс диалогического взаимодействия, построенный на основе духовно-нравственных ценностей, представлен как со-творчество субъектов в социальной деятельности. Диалогическая теория М. Бубера, использованная в образовательной системе, позволяет рассматривать последнюю как открытую самоорганизующуюся. Образовательная деятельность субъектов определя-
ется как процесс со-творчества, основанный на любви. Со-творчество предполагает диалог-встречу участников образовательного процесса (Ф. Розенцвейг [12], О. Розеншток-Хюсси [13]), в основе которого лежат духовно-нравственные ценности образования. Занимаясь диалогическим образованием, М. Бубер и его последователи объединили диалогическое и духовное образование [14].
Диалогическое взаимодействие, выступая в роли методологического принципа целостной образовательной парадигмы, способствует тому, что личность развивает собственную систему взглядов, убеждений, обогащая свой духовный мир знаниями, эмоционально-ценностными переживаниями. Духовно-нравственные ценности субъектов образовательной деятельности в диалогическом взаимодействии формируются в виде не только отдельных качеств личности (воли, честности, чувства прекрасного), но и целых функциональных систем. Сущность данного процесса заключается в эмоционально-ценностном восприятии личностью мира, в умении мыслить аксиологическими категориями, вбирающими в себя эстетическое, нравственное и другие начала [15].
В диалогическом взаимодействии развиваются такие подструктуры личности, как ее ценностные ориентации; осуществляется обретение смысла жизнедеятельности; формируются и развиваются личностные перспективы, стремления, профессиональный кругозор; появляются коммуникативные, творческие, рефлексивные умения. В образовательной системе Российской Федерации диалогическое взаимодействие актуализирует духовную мотивацию личности: здесь находят свое проявление обостренное чувство добра и зла, позитивного и негативного, человеколюбие, стремление к гармонизации отношений, а также длительные волевые усилия в достижении цели. В диалогическом взаимодействии становится возможным развитие такой важнейшей подструктуры личности, как духовные потребности.
Диалогическое взаимодействие - это отношение субъектов деятельности в социальных системах, реализующееся на микро- и макроуровнях, представляющее собой способ обмена ценностно-содержательной информацией в социальной реальности. Ценностным основанием диалогического взаимодействия выступают духовно-нравственные ценности субъектов, определяющие вектор деятельности личности в социальных системах.
Целостное развитие личности происходит через диалогическое взаимодействие, критериальными показателями которого являются духовно-нравственные ценности. Субъекты диалогического взаимодействия в образовательной системе вступают в социальные отношения, выходя за пределы своего внутреннего диалога, приобретая ценностно-содержательную информацию социального опыта. Диалогическое взаимодействие раскодирует ценностно-содержательную информацию как на уровне субъектов деятельности, так и на уровне социальных систем, ценностное основание которых отражает образовательную политику государства. Понимание диалогического взаимодействия имеет разные интерпретации и не является застывшей формулой, движется от внешних рациональных характеристик к осознанию его как результата чистых состояний сознания, как спонтанной интенциональности. Диалогическое взаимодействие есть «притягивающая» интенциональная максима как тип ценностного отношения, который опирается на представление о естественной природе субъекта нравственного отношения, обнаруживая сущность субъекта ценностного отношения в объективной структуре мира - природе или обществе. Самореализация личности в образовательной системе - это длительный фрактальный процесс диалогического взаимодействия, позволяющий выйти на уровень приобщения и сопричастности к духовно-нравственным ценностям, пережить их, личностно освоить, определиться со своим отношением к ним.
Список литературы
1. Гончарова А.А., Молчан Э.М. Диалогическое взаимодействие субъектов: ценностный аспект // Ценности и смыслы. 2016. № 2(42). С. 31-36.
2. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология техники. М., 1986. С. 110-116.
3. Бузгалин А.В. Креативная экономика: частная интеллектуальная собственность или собственность каждого на все? // Социол. исслед. 2017. № 7. С. 43-53.
4. Мухамадиев Р. Диалог Достоевского и диалогизм Бахтина // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 7: Философия. 1994. № 4. С. 28-40.
5. Майкова В.П., Молчан Э.М. Духовно-нравственные ценности как цели курса развития современного образования // Вестн. ТвГУ Сер.: Философия. 2018. № 2. С. 23-27.
6. Василенко И.А. Политический консенсус в гуманитарном диалоге культур // Вопр. философии. 1996. № 8. С. 42-53.
7. Миронов В.В. Наука и «кризис культуры» (или затянувшийся карнавал) // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 7: Философия. 1996. № 5. С. 3-13.
8. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. М., 2016.
9. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2003.
10. Панарин А.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим» (парадоксы европеизма в Советской России) // Вопр. философии. 1996. № 10. С. 26-28.
11. Корнуков С.Н. Традиция религиозной философии в России // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 7: Философия. 1996. № 5. С. 35-50.
12. Розенцвейг Ф. Страх смерти и философское мировоззрение: [фрагмент из кн. «Звезда спасения»] // Фи-лос. науки. 1993. № 4-6. С. 45.
13. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М., 1994.
14. Бубер М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 88-98.
15. Егоров В.Г., Горбунов В.С., Майкова В.П., Молчан Э.М., Наместникова И.В. Диалогическое взаимодействие как средство формирования духовно-нравственных ценностей личности в социальных системах // Вестн. ТвГУ Сер.: Философия. 2018. № 3. С. 23-27.
References
1. Goncharova A.A., Molchan E.M. Dialogicheskoe vzaimodeystvie sub"ektov: tsennostnyy aspekt [Dialogic Interaction of Subjects in the Formation of Cultural Wealth and Moral Values]. Tsennosti i smysly, 2016, no. 2, pp. 31-36.
2. Bakhtin M.M. K filosofii postupka [Toward a Philosophy of the Act]. Filosofiya i sotsiologiya tekhniki [Philosophy and Sociology of Technology]. Moscow, 1986, pp. 110-116.
3. Buzgalin A.V Kreativnaya ekonomika: chastnaya intellektual'naya sobstvennost' ili sobstvennost' kazhdogo na vse? [Creative Economy: Private Intellectual Property or Ownership by Everybody of Everything?]. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2017, no. 7, pp. 43-53.
4. Mukhamadiev R. Dialog Dostoevskogo i dialogizm Bakhtina [Dostoevsky's Dialogue and Bakhtin's Dialogism]. VestnikMoskovskogo universiteta. Ser. 7: Filosofiya, 1994, no. 4, pр. 28-40.
5. Maykova V.P., Molchan E.M. Dukhovno-nravstvennye tsennosti kak tseli kursa razvitiya sovremennogo obrazovaniya [Spiritual-Moral Values as Goals of Contemporary Education Development Course]. Vestnik TvGU. Ser.: Filosofiya, 2018, no. 2, pp. 23-27.
6. Vasilenko I.A. Politicheskiy konsensus v gumanitarnom dialoge kul'tur [Political Consensus in the Humanitarian Dialogue of Cultures]. Voprosy filosofii, 1996, no. 8, pр. 42-53.
7. Mironov V.V Nauka i "krizis kul'tury" (ili zatyanuvshiysya karnaval) [Science and the "Crisis of Culture" (or the Protracted Carnival)]. VestnikMoskovskogo universiteta. Ser. 7: Filosofiya, 1996, no. 5, pp. 3-13.
8. Leont'ev K.N. Vizantizm i slavyanstvo [Byzantinism and Slavdom]. Moscow, 2016.
9. Danilevskiy N.Ya. Rossiya i Evropa [Russia and Europe]. Moscow, 2003.
10. Panarin A.S. "Vtoraya Evropa" ili "Tretiy Rim" (paradoksy evropeizma v Sovetskoy Rossii) ["Another Europe" or "Third Rome" (Paradoxes of Europeanism in Soviet Russia)]. Voprosy filosofii, 1996, no. 10, pp. 26-28.
11. Kornukov S.N. Traditsiya religioznoy filosofii v Rossii [Tradition of Religious Philosophy in Russia]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 7: Filosofiya, 1996, no. 5, pp. 35-50.
12. Rosenzweig F. Strakh smerti i filosofskoe mirovozzrenie: (fragment iz knigi "Zvezda spaseniya") [Fear of Death and Philosophical Worldview: (Excerpt from the Book The Star of Redemption). Filosofskie nauki, 1993, no. 4-6, p. 45.
13. Rosenstock-Huessy E. Rech'i deystvitel'nost' [Speech and Reality]. Moscow, 1994.
14. Buber M. Problema cheloveka. Perspektivy [The Problem of Man. Prospects]. Labirinty odinochestva [The Labyrinths of Loneliness]. Moscow, 1989, pp. 88-98.
15. Egorov V.G., Gorbunov VS., Maykova VP., Molchan E.M., Namestnikova I.V Dialogicheskoe vzaimodeystvie kak sredstvo formirovaniya dukhovno-nravstvennykh tsennostey lichnosti v sotsial'nykh sistemakh [Dialogue Interaction as a Means of Formation of Spiritual and Moral Values of the Individual in Social Systems]. Vestnik TvGU. Ser.: Filosofiya, 2018, no. 3, pp. 36-43.
DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.3.120
Valentina P. Maykova
Mytishchi Branch of Bauman Moscow State Technical University; ul. Institutskaya 2, Mytishchi, 141005, Moskovskaya obl., Russian Federation;
e-mail: valmaykova@mail.ru
Eduard M. Molchan
Sergiyev-Posad Branch of Higher School of Folk Arts (Academy);
Severnyy proezd 5, Sergiyev Posad, 141300, Moskovskaya obl., Russian Federation;
e-mail: ed.molchan2015@yandex.ru
FORMATION OF A PERSON'S SPIRITUAL AND MORAL VALUES IN THE CONTEXT OF DIALOGICAL INTERACTION
The paper studies social and philosophical aspects of the formation of a spiritual and moral person in the process of dialogical interaction in education, which covertly affects one's consciousness, cognitive activity, as well as spiritual and moral values. The value basis of the educational system, resting on spiritual and moral values, implies open relations between the subjects in social reality. Dialogical interaction between the subjects that is devoid of value-bearing content cannot be spiritually productive due to its alienation from personal values, since it fails to contribute to the formation of spiritual and moral values and the development of the inner world. Dialogical interaction is a dialogue of equal subjects, whose value-bearing side is not always equivalent in meaning and content, but has the same right to exist. The participants in the dialogue determine the value-bearing content of their opinions,
For citation: Maykova V.P., Molchan E.M. Formation of a Person's Spiritual and Moral Values in the Context of Dialogical Interaction. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2019, no. 3, pp. 120-127. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.3.120
comparing which one can decode spiritual information and develop the personal Self. Dialogical forms of communication reveal the goal-setting of the subjects fostering their spiritual and moral values i n the educational system. It is shown that dialogical interaction has shaped a tendency to form a single global social space with a single world language and blurred national characteristics. This has made modern society in Russia reappraise world values and placed new demands on consumer culture. A methodological analysis of philosophical studies allowed us to consider dialogical interaction in a society's educational activities as the most important factor influencing the formation of a person's spiritual and moral values in the educational system. Moreover, it enabled us to define the mission of dialogical interaction in the development of Russia and the humanity. At the general scientific level, the methodology of dialogical interaction helps to introduce a person to spiritual and moral values through the educational system, to organize value-oriented activities and search for values i n the process of developing a system of attitudes towards the world, other people and oneself, with the ultimate goal of creating a sustainable "spiritual immunity" against the negative phenomena in the society and in various groups of people.
Keywords: dialogical interaction, spiritual and moral values, educational system, social systems, subjects of interaction, value basis.
Поступила: 17.12.2018 Принята: 01.04.2019
Received: 17 December 2018 Accepted: 1 April 2019