Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственной личности воспитанницы посредством отечественных традиций'

Формирование духовно-нравственной личности воспитанницы посредством отечественных традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОРАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насырова Г. П.

Важнейшим направлением реализации принципов государственной политики в сфере образования является программа развития воспитания до 2010 г. Педагоги гимназии пытаются воссоздать отечественные традиции духовно-нравственного воспитания. Сегодня чрезвычайно важно воспитание таких качеств девушки, как доброта, скромность, милосердие, любовь к родителям и детям. Приоритет в воспитательно-образовательном процессе педагоги отдают духовно-нравственному воспитанию. Сложилась традиция проведения основных православных праздников, концертов духовной музыки, чтения литературы, проведения тематических декад, волонтерского движения. Ведется систематическая работа в творческих объединениях флористики, изобразительного искусства, моделирование одежды и в кружке . Формированию нового женского поколения способствует создание образовательных учреждений, которые вернут обществу исконные идеалы нравственности и доброты, остающиеся всегда неизменными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственной личности воспитанницы посредством отечественных традиций»

№ 5 - 2007 г. 22.00.00 социологические науки УДК 37.034/.037

Формирование духовно-нравственной личности воспитанницы посредством отечественных традиций

Г. П. Насырова МОУЖенская гимназия-интернат (г. Новокузнецк)

Важнейшим направлением реализации принципов государственной политики в сфере образования является программа развития воспитания до 2010 г. Педагоги гимназии пытаются воссоздать отечественные традиции духовно-нравственного воспитания. Сегодня чрезвычайно важно воспитание таких качеств девушки, как доброта, скромность, милосердие, любовь к родителям и детям. Приоритет в воспитательно-образовательном процессе педагоги отдают духовно-нравственному воспитанию. Сложилась традиция проведения основных православных праздников, концертов духовной музыки, чтения литературы, проведения тематических декад, волонтерского движения. Ведется систематическая работа в творческих объединениях флористики, изобразительного искусства, моделирование одежды и в кружке <Рукодельница>. Формированию нового женского поколения способствует создание образовательных учреждений, которые вернут обществу исконные идеалы нравственности и доброты, остающиеся всегда неизменными.

Ключевые слова: социокультурная среда, духовно-нравственное воспитание, морально-эстетические нормы

Все мы, работники образования, стали очевидцами того, что достаточно длительное время приоритет в процессе образования отдавался обучению. Сегодня, как никогда актуально стоит проблема воспитанности обучающихся, возрождения их духовности, гражданственности.

В настоящее время в стране складывается тенденция, направленная на создание комфортных условий всестороннего развития школьников и свободный выбор жизненной перспективы: вступил в действие Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", Указ президента "Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей Российской Федерации", принят Национальный план действий в интересах детей, вступил в действие новый Семейный кодекс РФ, реализуются президентские программы "Дети России", "Молодежь России" и др.

Важнейшим направлением реализации принципов государственной политики в сфере образования является программа развития воспитания до 2010 г., особое внимание в которой уделяется развитию воспитания обучающихся с учетом этнокультурных факторов, обновлению воспитательного процесса на основе отечественных традиций, народной педагогики, инновационного опыта.

Воспитание в узком смысле - воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников.

Духовно-нравственное становление обучающихся, их жизненное самоопределение - это важнейшая составляющая общественного развития. Главная тенденция развития образовательных учреждений - это повышение их роли как центров воспитательной деятельности общества.

Женская гимназия-интернат участвует в экспериментальной работе и является инновационной площадкой Института повышения квалификации г. Новокузнецка по теме "Разработка и внедрение системы духовно-нравственного воспитания и образования с учетом гендерного подхода".

Задача, которую решают педагоги нашей гимназии, - это воссоздание отечественных традиций духовно-нравственного воспитания. Духовное развитие страны определяется решением главной проблемы нашего времени - проблемой выживания подростка. Особенно актуальна проблема выживания подростков, лишенных родительской опеки, а также - многодетных и малообеспеченных семей.

При этом особое значение приобретает проблема социализации девочек, осознание ими специфической роли женщины в обществе и семье. Поэтому и сегодня актуально звучат слова Н. И. Пирогова о том, что не положение женщины в обществе, а ее воспитание требует перемен. Утрата женственности, нарушение осознания социальной роли в современных условиях выдвигают новые требования к женщине в обществе.

Идея духовного воспитания девочек через приобщение к национальной культуре возникло в общественной среде, и является ярко выраженным социальным заказом семей, осознавших острую необходимость такого воспитания с целью защиты своего ребенка от возрастающей агрессии и жестокости.

Для педагогического коллектива женской гимназии сегодня чрезвычайно важным является воспитание таких качеств девушки, как доброта, скромность, милосердие, любовь к родителям и детям. Основополагающим и положительным должен быть образ добропорядочной жены и заботливой матери. У гимназисток формируются такие нравственные качества, как доброта, скромность, милосердие, любовь, эмпатия (сочувствие), толерантность (терпимость).

В настоящее время в гимназии обучаются девочки с 1-го по 9-й классы в количестве 135 человек. Среди них девочки-сироты, девочки, оставшиеся без попечения родителей, опекаемые, из малообеспеченных, многодетных и неполных семей.

Воспитанницы нуждаются в материальной, моральной и психологической помощи государства. Поэтому приоритет в воспитательно-образовательном процессе педагоги отдают духовнонравственному воспитанию, отсюда логична и цель нашей деятельности - это создание условий для воспитания гармоничной, свободной и творческой личности гимназистки, способной жить в гармонии с миром и собой, способной позитивно воздействовать на мир. На наш взгляд, эту работу возможно построить на материале православных традиций, свидетельством которых является тысячелетняя история России.

Христианские заповеди на протяжении тысячелетий воспитывали и нацеливали на повседневное осуществление добрых дел, созидание мира и любви, на проявление уважения взрослым, престарелым, заботе о больных, бедных людях. "Православная культура дает возможность детям и молодежи познать и реализовать мудрые заповеди, традиции, обычаи, переосмыслить некоторые ценностные ориентации, определить жизненные принципы. Одним словом - получить уроки нравственности и гуманизма" (слова из приветственного послания Губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева участникам Всероссийской научно-практической конференции "Традиции православной педагогики и гуманизации образования).

Педагогический коллектив гимназии пришел к выводу, что создание условий духовно-

нравственного воспитания гимназисток будет способствовать нравственному становлению и культурному развитию. На начальном этапе деятельности особую значимость приобретает подготовка педагогических кадров, повышение их профессионального мастерства, формирование гуманистической позиции, внутренняя психологическая установка на субъект-объектные отношения и представление о воспитывающем влиянии собственной личности на социальнонравственное становление обучающихся. Педагоги должны научиться рассматривать содержание образования в контексте отечественной духовной традиции, выявлять критерии эффективности воспитательно-образовательного процесса, использовать методы воспитания и навыки практической реализации воспитательных технологий. Преподаватели Центра духовнонравственного воспитания и образования Новокузнецкого ИПК реализовали содержание программы следующих курсов: "Православная культура", "Российские традиции воспитания", "Методика преподавания православной культуры", "Организация и проведение православных праздников".

Посещение педагогами вышеназванных курсов способствовало интериоризации (т. е. взаимопроникновению) православных традиций в базовое образование. Например, в учебный план введены факультативные занятия по курсу "Основы православной культуры" (9 класс), способствующие реализации на практике принципа культуросообразности, развитию личности на образцах мировой и национальной культуры, реализации диалога мировоззрений и культур.

Содержание базового гуманитарного образования, изучение курса "Основы православной культуры", способствовало расширению прежде всего историко-общественного образования.

Цель программы курса "Основы православной культуры" - дальнейшее формирование гуманитарного образования через реализацию дисциплин: культурология, философия, теология.

Основные задачи курса:

• показать воспитанницам гимназии иной, непривычный для современной школьной программы подход к "вечным вопросам человечества";

• помочь воспитанницам осмыслить высокие нравственные ценности православия: доброты, истины, любви;

• заложить фундамент для дальнейшего изучения отечественных традиций и культуры.

Программой курса предусмотрены и вопросы, касающиеся предметных областей: "Философия" включает притчи, духовную поэзию, "Искусство" включает духовную музыку, живопись, архитектуру.

Таким образом, курс "Основы православной культуры" имеет интегрированный характер в системе профильного обучения и по своей сути является ориентационным.

Основную смысловую нагрузку программы несут три самостоятельных модуля: "Мир и человек", "Духовно-нравственный мир", "Духовные основы искусства". На занятиях воспитанницы изучают духовные основы искусства, иконопись, узнают о русской иконе и русских иконописцах. Открывают для себя мир и человека, пытаются найти ответ на вопрос, в чем предназначение человека в мире. Расширяют свои знания о таких качествах личности, как гордость, зависть, лесть, жестокость, безразличие. Находят для себя ответы на вопросы: мир женщины, мир матери, каков он? Как стать хорошей матерью?

По курсу краеведения проводится научно-исследовательская работа с воспитанницами по православной культуре (8-9 классы). Гимназистки готовят и выступают с докладами по темам: "Православные храмы города Новокузнецка" (Андросова Д.), "История колокольного звона на Руси" (Плиско Л.).

В гимназии проводятся традиционные Рождественские чтения, которые интересны для воспитанниц. В течение учебного года священник регулярно проводит беседы с гимназистками о

духовно-нравственном воспитании. Сложилась традиция проведения основных православных праздников, концертов духовной музыки, чтения литературы, проведения тематических декад "Мир женщины", где главными направлениями стали воспитание женщины-матери, женщины-гражданина, женщины-хозяйки дома.

Большое внимание уделяется в гимназии волонтерскому движению. Девочки шефствуют над Домом ребенка № 1, над женщиной-инвалидом по зрению (помогают убирать квартиру, ходят в магазин за продуктами и за лекарствами в аптеку). Организаторы волонтерского движения активно сотрудничают с Новокузнецким отделением Всероссийского детского фонда - вокальная и танцевальные группы девочек гимназии выступали перед больными детьми и детьми-инвалидами. Кроме этого девочки старших классов шефствуют над воспитанницами начальной школы. Волонтеры-воспитанницы гимназии поощряются грамотами и денежной премией администрации Кемеровской области.

Одним из главных ориентиров развития образовательных и воспитательных возможностей социокультурной среды - женская гимназия-интернат - район - город, в расширении спектра практико-ориентированных образовательных услуг, посредством которых значительно полнее реализуются интересы воспитанниц и их родителей.

Совместная работа женской гимназии, семьи, других социальных институтов в рамках дополнительного образования направлены на формирование базовой культуры личности и создание каждой воспитаннице условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения ее творческих и образовательных потребностей. Достаточно сказать, что мы сотрудничаем с 10-ю учреждениями дополнительного образования. Педагогический потенциал дополнительного образования трудно переоценить, так как неисчерпаемы его возможности создания ситуации успеха для каждой девочки, ее самореализации, воспитания культурной одаренности. Многогранная деятельность учреждений дополнительного образования требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи учителей, работников социальной сферы. Формы сотрудничества самые разные: организация досуга воспитанниц, совместная деятельность в секциях, студиях, других творческих объединениях, помощь нуждающимся семьям, трудным подросткам. Дополнительное образование выполняет функции и социальной защиты, усиливая стартовые возможности личности на рынке труда и профессионального образования.

Период школьного детства характеризуется проявлением талантов. Поддержка и развитие творчества детей является одной из главных задач дополнительного образования. Это тем более важно, что не все девочки обладают равными способностями к академическому учению. Поэтому выход в другие сферы деятельности, их успех в них, в конечном итоге, положительно сказываются и на результатах общего образования. Возможность для формирования каждой воспитанницы собственных представлений о самой себе и окружающем мире, свобода выбора формы образования дополняются свободой принятия решения, самостоятельностью в самоосуществлении благодаря тому делу, которое каждая делает сама.

Связь с учреждениями дополнительного образования играет заметную роль в формировании духовности воспитанниц:

• занятия в студии духовно-эстетического развития "Родник" Дома детского творчества № 4 гимназисток начальной школы (занятия проводятся по комплексной программе развития творческих способностей детей на основе традиций православия и христианской культуры);

• сотрудничество с духовным училищем;

• сотрудничество с воскресной школой при духовном училище.

Учащиеся воскресной школы и воспитанницы гимназии участвуют в совместных мероприятиях: так в прошлом учебном году был проведен День Матери. В этих праздниках принимают активное участие и родители наших воспитанниц.

Связь с православными храмами осуществляется не только в Новокузнецке, но и за его пределами

через паломнические поездки педагогов и воспитанниц гимназии по святым местам области. Итогом этих поездок стало издание словаря-справочника по особо чтимым храмовым святыням, находящимся в приходах Кемеровской области. Словарь-справочник был издан преподавателем курса "Основы православной культуры" Антоновой Людмилой Георгиевной.

Кроме того, через дополнительное образование в гимназии ведется систематическая работа в творческих объединениях флористики, изобразительного искусства, моделирование одежды и в кружке "Рукодельница". Лучшие работы гимназисток были отправлены на всероссийскую выставку "Рождественские фантазии" в г. Москву.

Традиции православной культуры, будучи глубоко укоренены в истории русского народа, помогают подрастающему поколению обрести тот нравственный идеал, который в течение многих столетий был главным критерием морально-эстетических поведенческих норм русского человека и который теперь может стать отправной точкой в деле воспитания молодежи.

Наши наблюдения показывают, что формированию нового женского поколения способствует создание образовательных учреждений, подобных нашему, которые вернут обществу исконные идеалы нравственности и доброты, остающиеся всегда неизменными.

Путь к духовному возрастанию через культуру весьма не прост и не изучен. Но наш небольшой опыт подтверждает, что этот путь эффективен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.