Научная статья на тему 'Формирование доходов местных бюджетов на примере Кировской области'

Формирование доходов местных бюджетов на примере Кировской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
522
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Могилёв С. В.

В статье отмечается, что основным назначением местных бюджетов является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами местного самоуправления своих задач. Исследованы состав и структура доходов консолидированного бюджета и местных бюджетов Кировской области. Сделан вывод о том, что перераспределение налоговых полномочий между уровнями власти и совершенствование налогового администрирования являются основными резервами по увеличению налоговой базы местных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование доходов местных бюджетов на примере Кировской области»

УДК 336.143

ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ПРИМЕРЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

С. В. МОГИЛЁВ, аспирант кафедры денег, кредита и финансов

E-mail: ser100100@mail. ru Вятская государственная сельскохозяйственная академия

В статье отмечается, что основным назначением местных бюджетов является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами местного самоуправления своих задач. Исследованы состав и структура доходов консолидированного бюджета и местных бюджетов Кировской области. Сделан вывод о том, что перераспределение налоговых полномочий между уровнями власти и совершенствование налогового администрирования являются основными резервами по увеличению налоговой базы местных бюджетов.

Ключевые слова: местный бюджет, доходы, межбюджетные отношения, безвозмездные поступления.

По состоянию на 01.01.2011 на территории Кировской области функционирует 481 муниципальное образование, в том числе 39 муниципальных районов, 6 городских округов, 383 сельских и 53 городских поселения.

Исполнение консолидированного бюджета Кировской области за 2010 г. оценивается в сумме 46,303 млрд руб., в том числе по налоговым и неналоговым доходам в сумме 26,267 млрд руб., что на 7,513 и 4,730 млрд руб. соответственно больше, чем в 2009 г. Темп роста доходов составил 119,4 % по общим доходам и 121,9 % по налоговым и неналоговым доходам, что превышает аналогичные показатели в среднем по стране (110,34 % и 117,36 % соответственно).

Положительная динамика мобилизации доходов в бюджет региона просматривается в течение 5 последних лет. Так, по сравнению с 2005 г. объем доходов консолидированного бюджета Кировской области вырос более чем на 29 млрд руб., или

более чем в 2,5 раза, что свидетельствует о росте экономики региона, а соответственно, и об увеличении налогооблагаемой базы и росте отчислений в областной и местные бюджеты.

Основным источником доходов консолидированного бюджета области в 2010 г. стал налог на доходы физических лиц, удельный вес которого составил 21,4 %. По отношению к уровню 2009 г. поступления по этому налогу снизились на 1,7 п.п. Следует отметить, что по темпам прироста налога на доходы физических лиц (10,76 %) Кировская область уступает лишь 10 субъектам РФ. Это произошло в основном благодаря реализации государственных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

Положительную динамику поступлений в бюджет Кировской области показывают поступления по уплате акцизов, по налогам на имущество, по налогу на имущество организаций, что свидетельствует о стабильном экономическом состоянии предприятий региона.

Анализ структуры доходной части консолидированного бюджета области в разрезе видов бюджетов свидетельствует, что 2/3 объема приходится на областной бюджет, 1/3 - на долю местных бюджетов.

При этом основная доля доходов местных бюджетов приходится на бюджеты городских округов (23 %).

По муниципальным образованиям Кировской области доходная часть местных бюджетов в 2010 г. составила 23,091 млрд руб., что в 1,138 раза больше, чем в 2009 г.

Анализ данных показывает, что в структуре доходных источников местных бюджетов преобла-

дает финансовая помощь вышестоящих бюджетов в виде безвозмездных поступлений. Причем если бюджеты городских округов образуются за счет данных поступлений чуть более чем на 1/3, то поселения и муниципальные районы 67 % и 81 % своих бюджетов формируют за счет безвозмездной помощи соответственно. Эта тенденция свидетельствует о концентрации налоговых источников на федеральном уровне и недостаточности собствен-

Состав, структура и динамика доходов бюд

ных налоговых источников на муниципальном уровне.

Основная часть собственных доходов местных бюджетов сформирована за счет неналоговых доходов (табл. 1-3).

Весомую часть доходов муниципальных бюджетов составляют отчисления от федеральных и региональных налогов. Нормативы отчислений устанавливаются ежегодно законом субъекта о

Таблица 1

:тов городских округов Кировской области

2009 г. 2010 г. Изменение

Доходы Сумма, Удельный Сумма, Удельный Сумма, млн

млн руб. вес, % млн руб. вес, % руб.

Собственные доходы 2 374,0 27,8 2 707,5 26,9 333,5 -0,9

Местные налоги 295,1 3,5 335,2 3,3 40,2 -0,1

В том числе:

— земельный налог 275,9 3,2 311,3 3,1 35,4 -0,1

— налог на имущество физических лиц 15,9 0,2 22,7 0,2 6,8 0,0

— перерасчеты по отмененным налогам 3,3 0,0 1,3 0,0 -2,0 0,0

Неналоговые доходы 2 078,9 24,4 2 372,3 23,6 293,4 -0,8

Регулирующие налоги 2 998,3 35,2 3 550,0 35,3 551,7 0,1

В том числе:

— налог на доходы физических лиц 2 458,0 28,8 2 755,2 27,4 297,3 -1,4

— налог на имущество организаций 185,6 2,2 180,4 1,8 -5,3 -0,4

— транспортный налог 0,0 0,0 34,9 0,3 34,9 0,3

— налог, взимаемый в связи с применением 0,0 0,0 48,8 0,5 48,8 0,5

упрощенной системы налогообложения

— единый налог на вмененный доход для отде- 274,7 3,2 297,3 3,0 22,6 -0,3

льных видов деятельности

— единый сельскохозяйственный налог 0,3 0,0 0,2 0,0 -0,1 0,0

— государственная пошлина 79,6 0,9 233,2 2,3 153,6 1,4

Безвозмездные поступления 3 156,7 37,0 3 805,5 37,8 648,8 0,8

В том числе:

— дотации 261,1 3,1 317,8 3,2 56,6 0,1

— субсидии 834,4 9,8 1 475,7 14,7 641,3 4,9

— субвенции 1 980,7 23,2 1 939,7 19,3 -41,1 -3,9

— прочие 80,4 0,9 72,3 0,7 -8,1 -0,2

Всего доходов... 8 529,0 100,0 10 063,0 100,0 1 534,0 -

Таблица 2

Состав, структура и динамика доходов бюджетов городских и сельских поселений Кировской области

Доходы 2009 г. 2010 г. Изменение

Сумма, млн руб. Удельный вес, % Сумма, млн руб. Удельный вес, % Сумма, млн руб. п.п.

Собственные доходы 257,3 15,9 319,0 16,4 61,7 0,0

Местные налоги В том числе: 94,7 5,8 108,4 5,6 13,7 -0,3

- земельный налог 86,8 5,4 100,1 5,2 13,3 -0,2

- налог на имущество физических лиц 7,6 0,5 8,0 0,4 0,5 -0,1

- перерасчеты по отмененным налогам 0,3 0,0 0,3 0,0 -0,1 0,0

Неналоговые доходы 162,6 10,0 210,5 10,8 47,9 0,8

Регулирующие налоги В том числе: 286,3 17,7 309,9 16,0 23,6 -1,7

- налог на доходы физических лиц 281,4 17,4 303,5 15,6 22,1 -1,7

-транспортный налог 0,0 0,0 0,8 0,0 0,8 0,0

Таблица 3

Состав, структура и динамика доходов бюджетов муниципальных районов Кировской области

Окончание табл. 2

2009 г. 2010 г. Изменение

Доходы Сумма, Удельный Сумма, Удельный Сумма, млн п.п.

млн руб. вес, % млн руб. вес, % руб.

- налог, взимаемый в связи с применением 0,0 0,0 0,04 0,0 0,04 0,0

упрощенной системы налогообложения

- единый сельскохозяйственный налог 1,6 0,1 1,8 0,1 0,2 0,0

- государственная пошлина 3,2 0,2 3,7 0,2 0,5 0,0

Безвозмездные поступления 1 077,0 66,5 1 313,7 67,6 236,6 1,2

В том числе:

- дотации 453,1 28,0 526,1 27,1 73,0 -0,9

- субсидии 584,2 36,0 727,3 37,4 143,1 1,4

- субвенции 28,3 1,7 28,4 1,5 0,2 -0,3

- прочие 11,5 0,7 31,8 1,6 20,3 0,9

Всего доходов... 1 620,6 100,0 1 942,5 100,0 321,9 -

Доходы 2009 г. 2010 г. Изменение

Сумма, млн руб. Удельный вес, % Сумма, млн руб. Удельный вес, % Сумма, млн руб. п.п.

Собственные доходы 718,1 7,1 818,4 7,4 100,3 0,0

Местные налоги 0,5 0,0 0,8 0,0 0,3 0,0

В том числе перерасчеты по отмененным налогам 0,5 0,0 0,8 0,0 0,3 0,0

Неналоговые доходы 717,6 7,1 817,6 7,4 100,0 0,3

Регулирующие налоги В том числе: 1 051,5 10,4 1 284,5 11,6 233,1 1,2

- налог на доходы физических лиц 844,3 8,3 938,0 8,5 93,7 0,1

- налог на имущество организаций 47,0 0,5 52,9 0,5 5,9 0,0

- транспортный налог 0,0 0,0 26,2 0,2 26,2 0,2

-налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 0,0 0,0 13,9 0,1 13,9 0,1

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 122,0 1,2 137,2 1,2 15,2 0,0

- единый сельскохозяйственный налог 1,6 0,0 1,8 0,0 0,2 0,0

- государственная пошлина 36,5 0,4 114,5 1,0 78,0 0,7

Безвозмездные поступления В том числе: 8 369,7 82,5 8 982,8 81,0 613,1 -1,5

- дотации 1 348,4 13,3 1 526,4 13,8 178,0 0,5

- субсидии 3 265,7 32,2 3 921,8 35,4 656,1 3,2

- субвенции 3 660,0 36,1 3 401,7 30,7 -258,3 -5,4

- прочие 95,5 0,9 132,8 1,2 37,3 0,3

Всего доходов... 10139,3 100,0 11 085,7 100,0 946,4 0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бюджете на соответствующий финансовый год. У муниципальных образований отсутствует механизм влияния на их изменение.

Анализ регионального законодательства за 2009-2010 гг. по данному направлению показывает, что в местные бюджеты осуществляется зачисление отдельных налогов по дополнительным нормативам. С 2010 г. на уровень муниципальных районов и городских округов были переданы дополнительные нормативы отчислений от налогов, поступающих в областной бюджет: 10 % - от транспортного налога, 5 % - от налога, взимаемого в связи с применением

упрощенной системы налогообложения, и 100 % -от налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

С 2007 г. для данных муниципальных образований действует единый норматив отчислений по налогу на имущество организаций в размере 20 %. С 2006 г. также производилось зачисление в местные бюджеты 10 % от налога на доходы физических лиц. Изучение практики уплаты налога на доходы физических лиц свидетельствует, что в течение последних лет законом Кировской области по данному налогу устанавлива-

ются дополнительные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов взамен части дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Конкретные размеры нормативов определяются для каждого муниципального образования и варьируются в диапазоне от 1 до 30 %.

При выстраивании межбюджетных отношений с муниципальными образованиями региональные власти активно используют инструмент субсидирования. В составе безвозмездных поступлений местных бюджетов субсидии занимают 41,0 % и в 2,5 раза превышают объем дотации. В области применяются более 20 видов субсидий местным бюджетам для разнообразных целей. Основным условием их доставления является обеспечение софинансирования расходных обязательств из средств местных бюджетов.

Субсидии крайне важны для муниципальных образований в приоритетных направлениях развития, а не в решении вопросов текущего характера. Общим направлением в системе субсидирования может быть введение в методологию распределения результирующих параметров, разумное ограничение количества предоставляемых субсидий и связанного с этим документооборота, что позволит обеспечить возможности для повышения самостоятельности и ответственности муниципальных образований.

Несмотря на положительные результаты в наполнении местных бюджетов области, резервы по укреплению и увеличению налоговой базы еще существуют. Ими могут стать:

- проведение инвентаризации и оптимизации налоговых льгот, предоставленных на местном уровне, на предмет их актуальности, обоснованности;

- снижение недоимки по налогам и арендным платежам, подлежащим зачислению в консолидированный бюджет региона, применение мер воздействия к недобросовестным должникам;

- осуществление пересмотра кадастровой оценки земель с учетом рыночного спроса;

- выделение земельных участков под домами многоэтажной застройки, что позволит впоследствии передавать данные земельные участки в собственность членов товариществ собственников жилья и взимать с них земельный налог;

- проведение инвентаризации объектов недвижимости (земля, имущество), что позволит выявить неучтенные объекты и сформировать полную налогооблагаемую базу;

- использование современных информационных технологий, упрощающих процесс уплаты

налогов, таких как платежные терминалы и интернет-ресурсы.

Помимо этого укреплению и повышению финансовой базы бюджета области может способствовать принятие комплекса решений на федеральном уровне. Так, например, в настоящее время отсутствуют механизмы принуждения владельцев объектов недвижимости к оформлению права собственности. Затраты по постановке на кадастровый учет весьма значительны и сложны. Целесообразно на федеральном уровне предоставить право оценки объектов недвижимости муниципалитетам или налоговым органам и на основании этой оценки производить начисление налогов. Если собственника не устроит результат такой оценки, то он может заказать ее у специализированной организации.

Реализация Бюджетного послания Президента РФ в части разработки и введения механизма компенсации нижестоящим бюджетам налоговых льгот, предоставленных на федеральном уровне, также положительно скажется на доходной базе регионального и местного бюджетов.

Кроме того, при построении межбюджетных отношений внутри региона целесообразным представляется ограничение количества и объема субсидий, дотаций, направляемых с регионального уровня на муниципальный, и введение дополнительных нормативов отчислений в доходы местных бюджетов от федеральных и региональных налогов, что также позволит уменьшить зависимость местных бюджетов.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 06.04.2011).

2. Закон Кировской области от 28.09.2007 № 163-30 «О межбюджетных отношениях в Кировской области»: принят Законодательным Собранием Кировской области 27.09.2007.

3. Карчевская С. А. Развитие финансовой самостоятельности местного самоуправления на современном этапе // Финансы. 2009. № 8. С. 15-22.

4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу со 02.08.2011).

5. URL: http://www.depfin.kirov.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.