УДК 336.143
ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ПРИМЕРЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
С. В. МОГИЛЁВ, аспирант кафедры денег, кредита и финансов
E-mail: ser100100@mail. ru Вятская государственная сельскохозяйственная академия
В статье отмечается, что основным назначением местных бюджетов является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами местного самоуправления своих задач. Исследованы состав и структура доходов консолидированного бюджета и местных бюджетов Кировской области. Сделан вывод о том, что перераспределение налоговых полномочий между уровнями власти и совершенствование налогового администрирования являются основными резервами по увеличению налоговой базы местных бюджетов.
Ключевые слова: местный бюджет, доходы, межбюджетные отношения, безвозмездные поступления.
По состоянию на 01.01.2011 на территории Кировской области функционирует 481 муниципальное образование, в том числе 39 муниципальных районов, 6 городских округов, 383 сельских и 53 городских поселения.
Исполнение консолидированного бюджета Кировской области за 2010 г. оценивается в сумме 46,303 млрд руб., в том числе по налоговым и неналоговым доходам в сумме 26,267 млрд руб., что на 7,513 и 4,730 млрд руб. соответственно больше, чем в 2009 г. Темп роста доходов составил 119,4 % по общим доходам и 121,9 % по налоговым и неналоговым доходам, что превышает аналогичные показатели в среднем по стране (110,34 % и 117,36 % соответственно).
Положительная динамика мобилизации доходов в бюджет региона просматривается в течение 5 последних лет. Так, по сравнению с 2005 г. объем доходов консолидированного бюджета Кировской области вырос более чем на 29 млрд руб., или
более чем в 2,5 раза, что свидетельствует о росте экономики региона, а соответственно, и об увеличении налогооблагаемой базы и росте отчислений в областной и местные бюджеты.
Основным источником доходов консолидированного бюджета области в 2010 г. стал налог на доходы физических лиц, удельный вес которого составил 21,4 %. По отношению к уровню 2009 г. поступления по этому налогу снизились на 1,7 п.п. Следует отметить, что по темпам прироста налога на доходы физических лиц (10,76 %) Кировская область уступает лишь 10 субъектам РФ. Это произошло в основном благодаря реализации государственных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда.
Положительную динамику поступлений в бюджет Кировской области показывают поступления по уплате акцизов, по налогам на имущество, по налогу на имущество организаций, что свидетельствует о стабильном экономическом состоянии предприятий региона.
Анализ структуры доходной части консолидированного бюджета области в разрезе видов бюджетов свидетельствует, что 2/3 объема приходится на областной бюджет, 1/3 - на долю местных бюджетов.
При этом основная доля доходов местных бюджетов приходится на бюджеты городских округов (23 %).
По муниципальным образованиям Кировской области доходная часть местных бюджетов в 2010 г. составила 23,091 млрд руб., что в 1,138 раза больше, чем в 2009 г.
Анализ данных показывает, что в структуре доходных источников местных бюджетов преобла-
дает финансовая помощь вышестоящих бюджетов в виде безвозмездных поступлений. Причем если бюджеты городских округов образуются за счет данных поступлений чуть более чем на 1/3, то поселения и муниципальные районы 67 % и 81 % своих бюджетов формируют за счет безвозмездной помощи соответственно. Эта тенденция свидетельствует о концентрации налоговых источников на федеральном уровне и недостаточности собствен-
Состав, структура и динамика доходов бюд
ных налоговых источников на муниципальном уровне.
Основная часть собственных доходов местных бюджетов сформирована за счет неналоговых доходов (табл. 1-3).
Весомую часть доходов муниципальных бюджетов составляют отчисления от федеральных и региональных налогов. Нормативы отчислений устанавливаются ежегодно законом субъекта о
Таблица 1
:тов городских округов Кировской области
2009 г. 2010 г. Изменение
Доходы Сумма, Удельный Сумма, Удельный Сумма, млн
млн руб. вес, % млн руб. вес, % руб.
Собственные доходы 2 374,0 27,8 2 707,5 26,9 333,5 -0,9
Местные налоги 295,1 3,5 335,2 3,3 40,2 -0,1
В том числе:
— земельный налог 275,9 3,2 311,3 3,1 35,4 -0,1
— налог на имущество физических лиц 15,9 0,2 22,7 0,2 6,8 0,0
— перерасчеты по отмененным налогам 3,3 0,0 1,3 0,0 -2,0 0,0
Неналоговые доходы 2 078,9 24,4 2 372,3 23,6 293,4 -0,8
Регулирующие налоги 2 998,3 35,2 3 550,0 35,3 551,7 0,1
В том числе:
— налог на доходы физических лиц 2 458,0 28,8 2 755,2 27,4 297,3 -1,4
— налог на имущество организаций 185,6 2,2 180,4 1,8 -5,3 -0,4
— транспортный налог 0,0 0,0 34,9 0,3 34,9 0,3
— налог, взимаемый в связи с применением 0,0 0,0 48,8 0,5 48,8 0,5
упрощенной системы налогообложения
— единый налог на вмененный доход для отде- 274,7 3,2 297,3 3,0 22,6 -0,3
льных видов деятельности
— единый сельскохозяйственный налог 0,3 0,0 0,2 0,0 -0,1 0,0
— государственная пошлина 79,6 0,9 233,2 2,3 153,6 1,4
Безвозмездные поступления 3 156,7 37,0 3 805,5 37,8 648,8 0,8
В том числе:
— дотации 261,1 3,1 317,8 3,2 56,6 0,1
— субсидии 834,4 9,8 1 475,7 14,7 641,3 4,9
— субвенции 1 980,7 23,2 1 939,7 19,3 -41,1 -3,9
— прочие 80,4 0,9 72,3 0,7 -8,1 -0,2
Всего доходов... 8 529,0 100,0 10 063,0 100,0 1 534,0 -
Таблица 2
Состав, структура и динамика доходов бюджетов городских и сельских поселений Кировской области
Доходы 2009 г. 2010 г. Изменение
Сумма, млн руб. Удельный вес, % Сумма, млн руб. Удельный вес, % Сумма, млн руб. п.п.
Собственные доходы 257,3 15,9 319,0 16,4 61,7 0,0
Местные налоги В том числе: 94,7 5,8 108,4 5,6 13,7 -0,3
- земельный налог 86,8 5,4 100,1 5,2 13,3 -0,2
- налог на имущество физических лиц 7,6 0,5 8,0 0,4 0,5 -0,1
- перерасчеты по отмененным налогам 0,3 0,0 0,3 0,0 -0,1 0,0
Неналоговые доходы 162,6 10,0 210,5 10,8 47,9 0,8
Регулирующие налоги В том числе: 286,3 17,7 309,9 16,0 23,6 -1,7
- налог на доходы физических лиц 281,4 17,4 303,5 15,6 22,1 -1,7
-транспортный налог 0,0 0,0 0,8 0,0 0,8 0,0
Таблица 3
Состав, структура и динамика доходов бюджетов муниципальных районов Кировской области
Окончание табл. 2
2009 г. 2010 г. Изменение
Доходы Сумма, Удельный Сумма, Удельный Сумма, млн п.п.
млн руб. вес, % млн руб. вес, % руб.
- налог, взимаемый в связи с применением 0,0 0,0 0,04 0,0 0,04 0,0
упрощенной системы налогообложения
- единый сельскохозяйственный налог 1,6 0,1 1,8 0,1 0,2 0,0
- государственная пошлина 3,2 0,2 3,7 0,2 0,5 0,0
Безвозмездные поступления 1 077,0 66,5 1 313,7 67,6 236,6 1,2
В том числе:
- дотации 453,1 28,0 526,1 27,1 73,0 -0,9
- субсидии 584,2 36,0 727,3 37,4 143,1 1,4
- субвенции 28,3 1,7 28,4 1,5 0,2 -0,3
- прочие 11,5 0,7 31,8 1,6 20,3 0,9
Всего доходов... 1 620,6 100,0 1 942,5 100,0 321,9 -
Доходы 2009 г. 2010 г. Изменение
Сумма, млн руб. Удельный вес, % Сумма, млн руб. Удельный вес, % Сумма, млн руб. п.п.
Собственные доходы 718,1 7,1 818,4 7,4 100,3 0,0
Местные налоги 0,5 0,0 0,8 0,0 0,3 0,0
В том числе перерасчеты по отмененным налогам 0,5 0,0 0,8 0,0 0,3 0,0
Неналоговые доходы 717,6 7,1 817,6 7,4 100,0 0,3
Регулирующие налоги В том числе: 1 051,5 10,4 1 284,5 11,6 233,1 1,2
- налог на доходы физических лиц 844,3 8,3 938,0 8,5 93,7 0,1
- налог на имущество организаций 47,0 0,5 52,9 0,5 5,9 0,0
- транспортный налог 0,0 0,0 26,2 0,2 26,2 0,2
-налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 0,0 0,0 13,9 0,1 13,9 0,1
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 122,0 1,2 137,2 1,2 15,2 0,0
- единый сельскохозяйственный налог 1,6 0,0 1,8 0,0 0,2 0,0
- государственная пошлина 36,5 0,4 114,5 1,0 78,0 0,7
Безвозмездные поступления В том числе: 8 369,7 82,5 8 982,8 81,0 613,1 -1,5
- дотации 1 348,4 13,3 1 526,4 13,8 178,0 0,5
- субсидии 3 265,7 32,2 3 921,8 35,4 656,1 3,2
- субвенции 3 660,0 36,1 3 401,7 30,7 -258,3 -5,4
- прочие 95,5 0,9 132,8 1,2 37,3 0,3
Всего доходов... 10139,3 100,0 11 085,7 100,0 946,4 0,0
бюджете на соответствующий финансовый год. У муниципальных образований отсутствует механизм влияния на их изменение.
Анализ регионального законодательства за 2009-2010 гг. по данному направлению показывает, что в местные бюджеты осуществляется зачисление отдельных налогов по дополнительным нормативам. С 2010 г. на уровень муниципальных районов и городских округов были переданы дополнительные нормативы отчислений от налогов, поступающих в областной бюджет: 10 % - от транспортного налога, 5 % - от налога, взимаемого в связи с применением
упрощенной системы налогообложения, и 100 % -от налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
С 2007 г. для данных муниципальных образований действует единый норматив отчислений по налогу на имущество организаций в размере 20 %. С 2006 г. также производилось зачисление в местные бюджеты 10 % от налога на доходы физических лиц. Изучение практики уплаты налога на доходы физических лиц свидетельствует, что в течение последних лет законом Кировской области по данному налогу устанавлива-
ются дополнительные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов взамен части дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Конкретные размеры нормативов определяются для каждого муниципального образования и варьируются в диапазоне от 1 до 30 %.
При выстраивании межбюджетных отношений с муниципальными образованиями региональные власти активно используют инструмент субсидирования. В составе безвозмездных поступлений местных бюджетов субсидии занимают 41,0 % и в 2,5 раза превышают объем дотации. В области применяются более 20 видов субсидий местным бюджетам для разнообразных целей. Основным условием их доставления является обеспечение софинансирования расходных обязательств из средств местных бюджетов.
Субсидии крайне важны для муниципальных образований в приоритетных направлениях развития, а не в решении вопросов текущего характера. Общим направлением в системе субсидирования может быть введение в методологию распределения результирующих параметров, разумное ограничение количества предоставляемых субсидий и связанного с этим документооборота, что позволит обеспечить возможности для повышения самостоятельности и ответственности муниципальных образований.
Несмотря на положительные результаты в наполнении местных бюджетов области, резервы по укреплению и увеличению налоговой базы еще существуют. Ими могут стать:
- проведение инвентаризации и оптимизации налоговых льгот, предоставленных на местном уровне, на предмет их актуальности, обоснованности;
- снижение недоимки по налогам и арендным платежам, подлежащим зачислению в консолидированный бюджет региона, применение мер воздействия к недобросовестным должникам;
- осуществление пересмотра кадастровой оценки земель с учетом рыночного спроса;
- выделение земельных участков под домами многоэтажной застройки, что позволит впоследствии передавать данные земельные участки в собственность членов товариществ собственников жилья и взимать с них земельный налог;
- проведение инвентаризации объектов недвижимости (земля, имущество), что позволит выявить неучтенные объекты и сформировать полную налогооблагаемую базу;
- использование современных информационных технологий, упрощающих процесс уплаты
налогов, таких как платежные терминалы и интернет-ресурсы.
Помимо этого укреплению и повышению финансовой базы бюджета области может способствовать принятие комплекса решений на федеральном уровне. Так, например, в настоящее время отсутствуют механизмы принуждения владельцев объектов недвижимости к оформлению права собственности. Затраты по постановке на кадастровый учет весьма значительны и сложны. Целесообразно на федеральном уровне предоставить право оценки объектов недвижимости муниципалитетам или налоговым органам и на основании этой оценки производить начисление налогов. Если собственника не устроит результат такой оценки, то он может заказать ее у специализированной организации.
Реализация Бюджетного послания Президента РФ в части разработки и введения механизма компенсации нижестоящим бюджетам налоговых льгот, предоставленных на федеральном уровне, также положительно скажется на доходной базе регионального и местного бюджетов.
Кроме того, при построении межбюджетных отношений внутри региона целесообразным представляется ограничение количества и объема субсидий, дотаций, направляемых с регионального уровня на муниципальный, и введение дополнительных нормативов отчислений в доходы местных бюджетов от федеральных и региональных налогов, что также позволит уменьшить зависимость местных бюджетов.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 06.04.2011).
2. Закон Кировской области от 28.09.2007 № 163-30 «О межбюджетных отношениях в Кировской области»: принят Законодательным Собранием Кировской области 27.09.2007.
3. Карчевская С. А. Развитие финансовой самостоятельности местного самоуправления на современном этапе // Финансы. 2009. № 8. С. 15-22.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу со 02.08.2011).
5. URL: http://www.depfin.kirov.ru/.