6. ФГОС ВПО о специальности 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия. Available at: http://edu. ru/db/cgi-bin/portal
7. Профессиональный стандарт «Специалист по учёту музейных предметов». Available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ ps502896
8. Профессиональный стандарт «Хранитель музейных ценностей». Available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps503976
9. Вспомогательные исторические дисциплины: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 51.03.04 (072300) «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Д.Д. Родионова, И.Ю. Усков. Кемерово: КемГУКИ, 2014.
10. Отечественная история: энциклопедия. Москва, 1994; Т. 1.
11. Шепелев Л.Е. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины: к вопросу о их задачах и роли в историческом исследовании. Вспомогательные исторические дисциплины. Ленинград: Наука, 1982; Т. XIII.
12. Борисов И.В. Гербовый музей. Вестник геральдиста. 1990; 1, 2. 1991; 1.
13. Глинка В.М. Об установлении лиц, изображенных на портретах, по форменному платью и орденам. Труды Государственного Эрмитажа. Ленинград, 1974; Т. XV.
14. Косолапов Б.А. Идентификация портрета работы В.Л. Боровиковского. Памятники культуры. Новые открытия: ежегодник, 1978. Ленинград, 1979.
15. Лукомский В.К. Герб как исторический источник. Краткие сообщения института истории материальной культуры. 1947; Вып. XVII.
16. Бабкин М.А. О хронологии некоторых событий всемирно-исторического значения. Вопросы истории. 2011; 1.
17. Пчелов Е.В. Хронологический комментарий ко «Дню народного единства». Гербовед. 2005; 7 (85).
18. Чекунова А.Е., Комиссаренко А.И. Дилетантизм в исторической хронологии. Вопросы истории. 1996; 1.
19. Баикина А. Генеалогическая эвристика: научный и воспитательный ресурс. Генеалогический вестник. Санкт-Петербург, 2004; Вып. 19.
20. Зайцева Ю.О. Генеалогическая культура на рубеже тысячелетий. Третьи Тюменские родословные чтения. Тюмень, 2003.
21. Родионова Д.Д., Покровская А.Ф. Анализ потребности в квалифицированных кадрах музеев Кемеровской области. Мир науки, культуры образования. 2014; 1 (44)
References
1. GOS VPO special'nosti 052800 Muzejnoe delo i ohrana pamyatnikov. Available at: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list.plx?sub-str=052800&gr=0&st=all
2. Pchelov E.V. Vspomogatel'nye istoricheskie discipliny v sovremennom nauchnom kontekste. Available at: http://kogni.ru/text/p434.pdf
3. Naumov O.N. Special'nye istoricheskie discipliny v sovremennoj Rossii. Prepodavanie istorii vshkole. 2008; 5.
4. Muzejnoe delo Rossii. Pod red. S.A. Kaulen, I.M. Kossovoj, A.A. Sundievoj. Moskva: OOO «VK», 2010.
5. Samarina N.G. Ob opredelenii ponyatiya «muzejnoe istochnikovedenie» V mezhdunarodnye muzejnye chteniya «Sovremennye problemy muzeevedeniya». Muzei, arhivy i biblioteki v sovremennom informacionnom prostranstve: sbornik nauchnyh statej, dokladov i tezisov. Orel; Sofiya, 2011.
6. FGOS VPO o special'nosti 072300 Muzeologiya i ohrana ob'ektov kul'turnogo i prirodnogo naslediya. Available at: http://edu.ru/db/cgi-bin/ portal
7. Professional'nyj standart «Specialist po uchetu muzejnyh predmetov». Available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps502896
8. Professional'nyj standart «Hranitel' muzejnyh cennostej». Available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps503976
9. Vspomogatel'nye istoricheskie discipliny: uchebno-metodicheskij kompleks dlya studentov ochnoj i zaochnoj form obucheniya po naprav-leniyu podgotovki 51.03.04 (072300) «Muzeologiya i ohrana ob'ektov kul'turnogo i prirodnogo naslediya». D.D. Rodionova, I.Yu. Uskov. Kemerovo: KemGUKI, 2014.
10. Otechestvennaya istoriya: 'enciklopediya. Moskva, 1994; T. 1.
11. Shepelev L.E. Istochnikovedenie i vspomogatel'nye istoricheskie discipliny: k voprosu o ih zadachah i roli v istoricheskom issledovanii. Vspomogatel'nye istoricheskie discipliny. Leningrad: Nauka, 1982; T. XIII.
12. Borisov I.V. Gerbovyj muzej. Vestnik geral'dista. 1990; 1, 2. 1991; 1.
13. Glinka V.M. Ob ustanovlenii lic, izobrazhennyh na portretah, po formennomu plat'yu i ordenam. Trudy Gosudarstvennogo 'Ermitazha. Leningrad, 1974; T. XV.
14. Kosolapov B.A. Identifikaciya portreta raboty V.L. Borovikovskogo. Pamyatnikikul'tury. Novye otkrytiya: ezhegodnik, 1978. Leningrad, 1979.
15. Lukomskij V.K. Gerb kak istoricheskij istochnik. Kratkie soobscheniya instituta istorii material'nojkul'tury. 1947; Vyp. XVII.
16. Babkin M.A. O hronologii nekotoryh sobytij vsemirno-istoricheskogo znacheniya. Voprosy istorii. 2011; 1.
17. Pchelov E.V. Hronologicheskij kommentarij ko «Dnyu narodnogo edinstva». Gerboved. 2005; 7 (85).
18. Chekunova A.E., Komissarenko A.I. Diletantizm v istoricheskoj hronologii. Voprosy istorii. 1996; 1.
19. Baikina A. Genealogicheskaya 'evristika: nauchnyj i vospitatel'nyj resurs. Genealogicheskij vestnik. Sankt-Peterburg, 2004; Vyp. 19.
20. Zajceva Yu.O. Genealogicheskaya kul'tura na rubezhe tysyacheletij. Tret'i Tyumenskie rodoslovnye chteniya. Tyumen', 2003.
21. Rodionova D.D., Pokrovskaya A.F. Analiz potrebnosti v kvalificirovannyh kadrah muzeev Kemerovskoj oblasti. Mirnauki, kul'tury obrazovaniya. 2014; 1 (44)
Статья поступила в редакцию 25.02.15
УДК 37.034: 371
Sunduy G.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Laboratory of Ethnic Pedagogic Studies, Institute of National School
Development, Ministry of Education of the Republic of Tuva ( Kyzyl, Russia), E-mail: sundui@inbox.ru
THE FORMATION OF CONSCIENTIOUS ATTITUDES IN PRESCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF ROLE-PLAY (ON THE MATERIAL OF A TUVAN GAME OF "SAYZANAK"). In this article, the author presents his views on the possibility of the effect of education in the process of spiritual interaction, conscientious subject-subject relations of educators and students through collective role-playing game. The pedagogical support and the collective creative activity that takes place in the process of the game form such qualities as conscience, tolerance, responsibility, communication, collectivity in children. In the new historical situation, the author pays attention to the necessity of a thorough analysis of the contents of existing educational technologies, which allow identifying the most appropriate of them to secure the positive and reduce the negative factors of real life. The article reveals the teaching possibility of children's game "sayzanak" as a specific component of Tuvan culture. Today this game is treated as a fertile soil for cooperation of adults and children, which learn conscience, tolerance, responsibility, communication, group-thinking and an ability to enter into the world of friendly interpersonal relations.
Key words: children's game, education, conscience, culture, conscientious attitude, playing field, sayzanak, environment.
Г.Д. Сундуй, канд. пед. наук, зав. лаб. этнопедагогических исследований Института развития национальной школы Министерства образования и науки Республики Тыва, г. Кызыл, Е-mail: sundui@inbox.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОСОВЕСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ (на материале тувинской игры «сайзанак»)
В статье автор излагает свой взгляд на возможность эффекта воспитания в процессе духовного взаимодействия, добросовестных субъект-субъектных отношений (воспитателей и воспитанников) посредством коллективной ролевой игры. Педагогическая поддержка и коллективная творческая деятельность как педагогические технологии в процессе игры формируют у детей такие качества как добросовестность, толерантность, ответственность, общительность, коллективизм. В свете новой исторической ситуации автор обращает внимание на необходимость глубокого анализа содержания существующих педагогических технологий, позволяющих выделить из них наиболее подходящие для закрепления позитивных и снижения негативных факторов влияния реальной жизни. В статье раскрываются возможности детской игры «сайзанак» как специфического компонента культуры тувинцев.
Ключевые слова: детская игра, воспитание, культура, совесть, добросовестные отношения, игровая площадка, сайзанак, окружающая среда.
Приоритетной задачей государственной политики в области образования определено духовно-нравственное воспитание и развитие детей. В связи с этим возникает необходимость осознания и понимания ключевой роли учреждений образования, особенно для детей дошкольного возраста. Современная социокультурная ситуация отличается гуманистическими преобразованиями, призванными помочь участникам педагогического процесса в проявлении и развитии своего духовного потенциала - добросовестного отношения к себе и другим людям. В данном контексте особую значимость приобретает выбор педагогических технологий, призванных наращивать благодатную почву формирования и развития добросовестных отношений личности ребенка с учетом игровых традиций этнической культуры. Сказанным и объясняется актуальность изучения и внедрения концептуальных подходов, приемов и методов как народной педагогики, так и современных педагогических технологий в новых социокультурных условиях современности.
На необходимость рассмотрения совести в группе морально-правовых отношений к себе, людям и предметам внешнего мира, также во взаимоотношениях с самосознанием указывали ведущие отечественные психологи В.Н. Мясищев и Б.Г. Ананьев [1; 2]. При раскрытии исследуемой нами темы формирования добросовестных отношений в контексте использования современных педагогических технологий сыграли взгляды В.А. Сухомлин-ского, Б.Т. Лихачёва, Г.Н. Волкова, Е. Бондаревской - авторов целого ряда исследований, в которых остро ставится проблема воспитания в контексте ослабления добросовестных отношений между людьми. Обращая большое внимание воспитанию совести, В.А. Сухомлинский осуществлял формирование добросовестных отношений посредством специальных уроков воспитания совестливости. Он справедливо призывал учителей помочь найти детям тропинки к своей совести [3]. Б.Т. Лихачёв, определяя совесть как динамическую неустойчивую гармонию и дисгармонию, считал, что чувство совести обуславливается характером общественных отношений [4]. Г.Н. Волков видел причину «потери совести повсеместно в тотальной грубости во взаимных отношениях граждан» [5, с. 3]. По утверждению Е. Бондаревской, желание человека жить по совести, может быть успешно исполнено, если под сущностью воспитания будем понимать процесс духовного взаимодействия, взаимно расположенного общения, субъект-субъектных отношений воспитателей и воспитанников, организованных на равенстве и понимании ими друг друга [6, с. 10 ].
Одним из возможных путей осуществления процесса духовного взаимодействия субъект-субъектных отношений выступает игровая деятельность, в ходе которой воспитатель помогает осмысливать и формировать добросовестное отношение ребёнка не только к себе и другим, но и природе, семье, предметам внешнего мира, культуре и обществу. Мы рассматриваем понятие добросовестное отношение как социально-культурную характеристику личности, проявляющуюся в ценностных ори-ентациях.
Роль ролевой игры в формировании системы отношений ребенка с окружающими, мотивационной сферы и предпосылок к самоконтролю и саморегуляции отмечали такие известные ученые как, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, В.Т. Кудрявцев, К. Гроос, В. Штерн, К. Бюллер, Ф. Ботендайк, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, М. Мид и др.
В исследованиях Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гаши-мова, А.Э. Измайлова, Я.И. Ханбикова , Ш.А. Мирзоева, И.С. Кон и др. детская игра народов занимают видное место. Г.С. Виноградов рассматривал народные игры как составную часть культуры [7]. И.С. Кон в свое время заявлял о начале исследований, посвященных «более интимным, скрытым от взрослых аспектам детской игры» [8, с. 63]. А.В. Черная подчеркивает важность поддержания традиции игровой культуры в современное время, в содержании которого присутствует опыт освоения предметного, образно-знакового, природного, социально-нормативного мира [9]. В данной статье представлены возможности ныне существующей тувинской ролевой игры «сайзанак» в формировании добросовестных отношений к себе и другим, организуемые в дошкольном учреждении.
История тувинской детской игры «сайзанак» уходит вглубь веков и имеет богатую историю. По сообщению информатора Т.Н Сундуй, существует утверждение о том, что игра для ребёнка настолько значима, что он даже не чувствует боли, если незаметно для себя порвет свой желудок и оттуда будут выпадать кишки. Он будет их ловить на ходу, обратно засунув в желудок и продолжит свою игру. Ролевая детская игра «сайзанак» находит свое широкое отражение в фольклоре, исторических, художественных и музыкальных произведениях. Ценные сведения для изучения содержания и структуры, традиций и компонентов игры «Сайзанак» дают работы тувинских ученых такие как, М.Б. Кенин-Лопсан, И.У. Самбуу, Г.Н. Курбатский, К.Б. Сал-чак, Х.Д-Н. Ооржак, А.С. Шаалы и др. Правильная организации игры взрослыми, как отмечает М.Б. Кенин-Лопсан, является залогом успешного нравственного воспитания детей [10]. В своем исследовании, посвященном педагогическому содержанию физической культуры народов Южной Сибири, Х.Д-Н. Ооржак отмечает, что в процессе коллективной игры «сайзанак» дети «изображают всю хозяйственную деятельность взрослых, при этом развивают ум, сознание и творчество, учатся друг у друга» [11, с. 157].
Вместе с тем, вопросы формирования нравственных качеств добросовестных отношений ребенка к себе и другим на материале игры «сайзанак» не нашли достаточного отражения в науке. Отсутствуют специальные работы, посвященные использованию методов, средств и способов народной и научной педагогики в формировании у детей дошкольного возраста, таких качеств как, добросовестность, доброжелательность, общительность.
Сайзанак - это детская игрушечная постройка из мелких камней. Собственно название игры происходит от слова сай (галька, мелкие камни). Обычно это подразумеваемая территория всего аала: юрта со своими утварью и хозяйственными постройками, стойло, скотом, людьми. А окружающий мир (пастбище, ручейки, Тенгри, солнце, земля и др.) детьми используется в естественном виде. Игрушками служат цветные речные камушки, с размера пальцев рук и ладоней самих детей. Камушки совмещают людей, утварь, животных, продукты питания и других предметов. В игру «сайзанак» дети вовлекаются с раннего детства, обычно с 3-5 лет с учётом времени и пространства. В игровом действии разыгрывается жизнь всего светового дня: начинается с пробуждения членов семьи и заканчивается их засыпанием вечером. Участниками игры становится весь воображаемый социум: родители и их дети, соседи, гости. Сайзанак малышей 3-5 лет располагался возле юрты, а подростков 6-12 лет на территориях пастбищ.
В настоящее время «сайзанак» играют везде: в доме (квартире), во дворах и близлежащей от дома природной зоне.
В игре «сайзанак» соблюдаются совестливые установки самого тувинского народа, в частности, детьми соблюдаются установки по отношению человека к себе и другим людям (членам семьи и рода, соседям, сверстникам, чабанам), к различным предметам: к жилищу, музыкальным инструментам, игрушкам, обрядовым атрибутам и т.д. Дети, с учетом возраста, соблюдают весь аальный этикет. Роли распределяются самими детьми: мальчики замещают роль отца (охотника, пастуха, брата, соседа, путника, шамана, борца, сказителя, брата, дяди и др.). Жизнь в сайзанаке начинается с родителей: проснувшись, отец выходит из юрты (дома) и обхаживает аальную территорию, а мать затапливает печь, начинает готовить завтрак. Дети просыпаются от запаха готовящегося вкусного завтрака, при этом их встречает ласковое лепетание родителей в их адрес, что является мотивом такого же доброжелательного отношения к ним. Весь процесс игры строится на отношениях, например, на отношении отца к матери, младшего брата к старшему брату и т.д. При этом ребёнок познаёт всю прелесть/ сложность отношений, тем самым вырабатывает опыт отношения к окружающему миру и людям.
Результаты полевых исследований, осуществлённых автором на территории семи районах Республики Тыва (Улуг-Хем-ский, Кызылский, Бай-Тайгинский, Овюрский, Чеди-Холский, Чаа-Холский, Барыын-Хемчикский), также проведения опытно-экспериментальной работы позволяют говорит о глобальной трансмиссии в деятельность игры «сайзанак» и наполнении её содержания инновационными компонентами. Кроме таких ролей, как предприниматели, спортсмены, артисты-звезды, шоумены, придумываются новые роли: бандитов, вампиров, миллионеров, хороших/ нехороших начальников, бомжей, детей-сирот. Пока в игре «сайзанак» сохраняются реальные отношения и взаимоотношения, которые в сознании ребёнка рассматриваются не сами по себе, а в контексте этнокультуры. Современные дети в процессе игры стараются соблюдать почти все этикетные правила на аальной территории и в юрте (дома). При этом соблюдаются традиционные обращения и обрядовые действия, обращенные к Тенгри, внутрисемейные, межаальные отношения; гостевые, межличностные, межнациональные диалоги. Например, «хозяева» встречают на территории аала путника (шамана, сказителя, русского друга и др.), ведут с ним специфический диалог, приглашают в юрту, рассаживают и т.п. Эти и другие этикетные совестливые установки формируют у детей доброжелательные отношения к другим людям, складывающиеся в процессе разных жизненных ситуаций.
Важной особенностью «сайзанак» вне образовательного учреждения является совмещение игры с реальной жизнью, т.е. дети играют, трудясь (наблюдая за скотом, младшими братьями и сестрами и т.д.). Самым удивительным при этом является то, что «родители» используют почти все народные методы в воспитании «своих детей»: убеждают их, показывают собственный
Библиографический список
пример для подражания, приучают, советуют, намекают, упрекают, завещают, запрещают, наказывают, ругают, дают наставления и т.д. Взрослые помогают выполнять различные социальные роли, при этом соблюдать правила, нормы поведения и общения; самостоятельно разрешать конфликтные ситуации; относиться к партнёрам по игре уважительно, доброжелательно.
Тувинская игра «сайзанак» также включает в себя собственные детские живые традиции, как повторяющиеся из поколения в поколение, так и вновь возникающие традиции. В данном контексте необходим глубокий анализ содержания существующих педагогических технологий, позволяющий выделить из них наиболее подходящих для закрепления позитивных и снижения негативных факторов влияния взрослой жизни.
В настоящее время игра «сайзанак» занимает достойное место в дошкольном учреждении. Почти в каждом учреждении имеется имитированный уголок под юрту, где соблюдаются традиционная расстановка утвари и правила хождения и т.д. Деятельность учреждения в данном контексте выступает тем пространством, сочетающим и предоставляющим большие возможности для организации целенаправленного процесса формирования добросовестных отношений. По нашему мнению, в формировании добросовестного отношения более приемлемыми являются педагогическая поддержка и коллективная творческая деятельность. Педагогическая поддержка направлена на содействие ребёнку освоением субъектно-субъектных доброжелательных отношений с другим человеком - родителем, воспитателем, девочкой (мальчиком) и т.д. В таком же русле формируется бережливое субъектно-объектное отношение к предметному миру - игрушкам, инвентарю, одежде, посуде и т.д. По своей природе игра «сайзанак», как мы выше отмечали, является коллективной игрой и потому эффективным педагогическим методом выступает коллективная творческая деятельность, связанная с именем А.С. Макаренко [12]. Игра «сайзанак» как специфический компонент культуры сегодня является благодатной почвой сотрудничества взрослых и детей в процессе которого формируются такие качества как добросовестность, толерантность, ответственность, общительность, групповое мышление, умение войти в мир доброжелательных межличностных отношений.
Таким образом, тувинская игра «сайзанак» в современном обрамлении имеет свои преимущества, а именно в выполнении различных функций (коммуникативной, социализирующей, развивающей, коррекционной); создании условий формирования добросовестных отношений к себе и другим, окружающему предметному миру. Однако, оценивая потенциальный ресурс и реальную возможность развития позитивных отношений взаимодействующих сторон, воспитателям необходимо учитывать автономные факторы: возраст и пол ребенка, особенности семьи, культуры и социокультурное состояние современного общества. В данном контексте, безусловным условием эффективного использования современных педагогических технологий служит педагогическое мастерство, любовь и пример воспитателя.
1. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва: МПСИ, 2005.
2. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Известия АПН РСФСР. 1948, Вып.18 .
3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Москва: Педагогика, 1990.
4. Лихачёв Б.Т. Социология воспитания и образования. Москва: Прометей, 2010.
5. Волков Г.Н. Педагогика любви. Москва: Магистр-Пресс, 2002.
6. Бондаревская Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании. Педагогика. 2012; 7: 3 - 13.
7. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск: Изд. Восточно-Сибирское отделение Русского географического общества, 1926.
8. Кон И.С. Ребёнок и общество. Москва: Наука, 2003.
9. Черная А.В. Развитие личности в контексте традиций игровой культуры. Автореферат диссертации ... доктора психологических наук. Москва: МГПУ, 2007.
10. Кенин-Лопсан М.Б. Тувинские традиции. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1999.
11. Ооржак Х.Д-Н. Педагогическое содержание физической культуры народов Южной Сибири. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1995.
12. Макаренко АС. Коллектив и воспитание личности. Москва: Педагогика, 1972. References
1. Myasischev V.N. Psihologiya otnoshenij. Moskva: MPSI, 2005.
2. Anan'ev B.G. K postanovke problemy razvitiya detskogo samosoznaniya. Izvestiya APN RSFSR. 1948, Vyp.18 .
3. Suhomlinskij V.A. Kak vospitat'nastoyaschego cheloveka. Moskva: Pedagogika, 1990.
4. Lihachev B.T. Sociologiya vospitaniya i obrazovaniya. Moskva: Prometej, 2010.
5. Volkov G.N. Pedagogika lyubvi. Moskva: Magistr-Press, 2002.
6. Bondarevskaya E.V. Gumanitarnaya metodologiya nauki o vospitanii. Pedagogika. 2012; 7: 3 - 13.
7. Vinogradov G.S. Narodnaya pedagogika. Irkutsk: Izd. Vostochno-Sibirskoe otdelenie Russkogo geograficheskogo obschestva, 1926.
8. Kon I.S. Rebenok i obschestvo. Moskva: Nauka, 2003.
9. Chernaya A.V. Razvitie lichnosti vkontekste tradicijigrovojkul'tury. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva: MGPU, 2007.
10. Kenin-Lopsan M.B. Tuvinskie tradicii. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1999.
11. Oorzhak H.D-N. Pedagogicheskoe soderzhanie fizicheskoj kul'tury narodov Yuzhnoj Sibiri. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1995.
12. Makarenko AS. Kollektiv i vospitanie lichnosti. Moskva: Pedagogika, 1972.
Статья поступила в редакцию 17.03.15
УДК 371.72, 796/799
Tulupchi N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Academy of Physical Culture and Sports, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: nvtulupchi@sfedu.ru
Begday E.S., graduate student, Academy of Physical Culture and Sports, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: esisaeva@sfedu.ru
Grevtsev V.N., graduate student, Academy of Physical Culture and Sports, Southern Federal University, Head of Center of Physical Training and Sports (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: viktor-grevtsev@mail.ru
ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX AS A REGULATORY FRAMEWORK OF PHYSICAL EDUCATION IN SCHOOL STUDENTS. The research presents the experience of implementation of the All-Russian sports complex in the daily lives and studies of children in high schools. The study reviewed and applied recommendations for motor mode to prepare for the implementation of standards nationwide sports complex, used tests of physical fitness at the beginning and end of the study, a comparative analysis of the types of tests one age category belonging to the modern Russian sports complex and the complex "Ready for work and defense" of the Soviet system of physical education, as well as the estimated growth of physical fitness among seniors, observe the weekly motoring mode. The relevance of the work is in the fact that among the main priorities of social and economic policy in the second stage of innovative development of the Russian economy (2013-2020) the popularization of standards of healthy lifestyle is listed. The physical culture and sport are defined as a factor of strengthening the spiritual and physical health. Keywords: Russian sports complex, physical fitness, weekly motoring.
Н.В. Тулупчи, канд пед. наук, доц. Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, E-mail: nvtulupchi@sfedu.ru
Е.С. Бегдай, магистрант Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, E-mail: esisaeva@sfedu.ru
В.Н. Гревцев, магистрант, рук. Центра физической культуры и спорта Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, E-mail: viktor-grevtsev@mail.ru
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС
КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В статье представлен опыт внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в повседневную жизнь детей старшего школьного возраста, включая и учебный процесс. В ходе исследования рассматриваются и применяются рекомендации по двигательному режиму школьников для их подготовки к выполнению норм ВФСК. Актуальность работы заключается в том, что среди основных приоритетов социальной и экономической политики на втором этапе инновационного развития российской экономики (2013 - 2020 годы) указывается распространение стандартов здорового образа жизни. При этом физическая культура и спорт определены как фактор укрепления духовного и физического здоровья населения.
Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс, физическая подготовленность, недельный двигательный режим.
В своём выступлении с Посланием к Федеральному Собранию в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в декабре 2012 года Президент России Владимир Путин отметил, что одним из важнейших направлений социально-экономического развития является развитие физической культуры и спорта. Но задачу приобщения к занятиям спортом и физической культурой, массовым спортом, не решишь лишь за счет проведения международных спортивных форумов и даже увеличения учебных часов физкультуры в школах и вузах [1]. В нашей стране занятия физической культурой и спортом являются конституционным правом. А подписанный Президентом России Указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», есть проявление заботы государства о населении, обеспокоенность состоянием его здоровья [2].
В феврале 2014 года закончился подготовительный этап разработки Всероссийского физкультурного комплекса. В Администрацию Президента Российской Федерации были внесены проект указа и проект положения о комплексе [3]. Для уточнения нормативов комплекса и проведения пробного тестирования школьников и студентов были определены 12 экспериментальных площадок: Владимирская область, Иркутская область, Московская область, Кемеровская область, Пензенская область, Свердловская область, Ярославская область, Красноярский край, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика
Татарстан, Удмуртская Республика. Предполагается, что внедрение комплекса во всех общеобразовательных школах регионов РФ начнется с сентября 2015 года. 24 марта 2014 г. был подписан Указ Президента РФ № 172 «О Всероссийском физкуль-турно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Согласно Указу Президента РФ следует установить, что реализация мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых указанным органам соответственно в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов Российской Федерации [3].
Ростовская область в качестве экспериментальной площадки не была задействована. Но мы решили самостоятельно провести исследование в течение 2013-2014 учебного года на уроках физической культуры на базе МБОУ сОш № 16 имени 339-й Ростовской стрелковой дивизии Первомайского района города Ростова-на-Дону.
В качестве объекта нашего исследования выступили учащиеся 11-х классов, занимающиеся согласно рекомендациям по недельному двигательному режиму для подготовки к выполнению норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Наше внимание