филологические науки -языкознание
Агаева Гонча Эльяр ФОРМИРОВАНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ...
УДК 8:316.23:321.1
DOI: 10.26140/bgz3-2020-0901-0035
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРЕССЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ КАК ЗАКОНОМЕРНЫЙ ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
© 2020
Агаева Гонча Эльяр, докторант кафедры
теории и практики журналистики Бакинский государственный университет (1148, Азербайджан, Баку, ул. З. Халилова, 23, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассказывается о процессе формирования демократических основ азербайджанской журналистики. Исследуются необходимые условия для формирования средств массовой информации, отвечающих современным международным требованиям. Рассматривается роль международного опыта в этом процессе, традиции национальной прессы и деятельность государства в развитии журналистики. Изложено мнение теоретиков и политических деятелей о демократической журналистике, проводится сравнение прессы Азербайджана с прессой других стран. Приводятся факты по реальным шагам к демократизации азербайджанской печати. Указано, что в результате политической коммуникации строятся тесные отношения между медиа и государством; СМИ, осведомленные о проводимой государством политике, политически просвещают общество и тем самым лучше организуют участие людей в общественно-политической жизни государства. Как показывает анализ, современная национальная пресса играет существенную роль в формировании демократических ценностей в Азербайджане. Вместе с тем практика свидетельствует, что современный этап государственного развития, обусловленный региональным положением страны и процессами становления правового государства и гражданского общества, требует более серьезного и всестороннего анализа ситуации с ролью прессы в формировании общественного мнения, в том числе в части демократических ценностей.
Ключевые слова: печать в Азербайджане, демократические ценности, западные принципы, национальное самосознание, правовая база, гражданское общество, государственная поддержка.
FORMATION OF THE DEMOCRATIC BASIS OF PRESS IN AZERBAIJAN AS A REGULAR PROCESS OF FORMATION OF CIVIL SOCIETY
© 2020
Agaeva Goncha Elyar, doctoral candidate, Department of Theory and Practice of Journalism Baku State University (1148, Azerbaijan, Baku, Z. Halilova St., 23, e-mail: [email protected])
Abstract. The article describes the process of forming the democratic foundations of Azerbaijani journalism. The necessary conditions for the formation of the media that meet modern international requirements are investigated. The role of international experience in this process, the traditions of the national press and the activities of the state in the development of journalism are examined. The opinion of theoreticians and politicians on democratic journalism is presented, the press of Azerbaijan is compared with the press of other countries. Facts on real steps to democratize the Azerbaijani press are presented. It is indicated that as a result of political communication, close relations are built between the media and the state; Media outlets aware of government policies politically educate society and thereby better organize people's participation in the public and political life of the state. The analysis shows that the modern national press plays a significant role in the formation of democratic values in Azerbaijan. At the same time, practice shows that the current stage of state development, due to the regional situation of the country and the processes of formation of the rule of law and civil society, requires a more serious and comprehensive analysis of the situation with the role of the press in shaping public opinion, including in terms of democratic values.
Keywords: press in Azerbaijan, democratic values, Western principles, national identity, legal framework, civil society, state support.
Актуальность проблемы. Начиная с последнего периода государственной независимости, азербайджанская национальная пресса стала свободной, то есть обходиться без цензуры. Изучение этапов развития и принципов деятельности независимой прессы является одним из важных вопросов, стоящих перед национальной наукой.
Журналист - это не просто человек, передающий новости, он также играет важную роль в формировании общественного мнения, в решении многих задач строительства демократического общества.
Цель статьи заключается в изучении факторов, формирующих национально-демократическое сознание через прессу. В статье использован метод сравнительного анализа различных жанров прессы и их материалов, с выявлением характерных черт и направлений по формированию общественного мнения, связанного с демократическими ценностями. Рассмотрена концептуально-теоретическая база идей и теорий, связанных с ролью СМИ в обществе, в том числе принимающих основные демократические устои общественного развития. Также обсуждаются правовые рамки, установленные государством для формирования гражданского общества, возможности здесь прессы.
Степень исследованности проблемы. Исследования
касаются, прежде всего, понятия демократических ценностей и процесса их формирования в демократическом обществе. Помимо этого, определяется характер и направленность исследований, касающихся роли СМИ вообще, и прессы в частности, в усвоении демократических ценностей, в становлении активной гражданской позиции людей в обществе.
Как и в других областях, формирование демократических принципов в журналистике, которые являются фактически основой их деятельности, является новым направлением в развитии печати. Впервые в Азербайджане вопросы демократических принципов журналистики стал исследовать Дж.А. Мамедли. Следует подчеркнуть, что автор рассматривает проблемы журналистики в целом и больше занимается анализом западных принципов и теорий журналистики, которые могут быть применены к развивающимся странам. [14]. К.Г.Нифталиева также рассматривала демократические принципы журналистики при определении типологии современной прессы [15, с.10-11]. М.Э. Расулзаде еще в прошлом столетии обосновал необходимость свободного развития печати [1]. Данные вопросы сегодня также стоят в основе политики, реализуемой правительством страны [5]. В целом вопросы свободы слова и печати, плюрализма, защита прав и свобод человека в Азербайджанской Республике
Agaeva Goncha Elyar philological sciences -
FORMATION OF THE DEMOCRATIC ... linguistics
постоянно дискутируются; в зависимости от сложившейся ситуации во взаимоотношениях между печатью и властью.
В российской науке вопросы роли цензуры в печати подробно рассмотрены Л.В. Рогачевским [6; 7; 8]. Я.Н. Засурский анализировал правовые аспекты деятельности журналистики [9]. Существуют разные взгляды на роль журналистики в построении демократического общества, вместе с тем стоит подчеркнуть, что пресса, как средство политического общения, формирования определенных ценностных политически установок и норм, в Азербайджане еще не рассматривалась.
Формирование демократической прессы. Как и другие государства, освободившиеся от оков советской империи, Азербайджан достаточно заинтересован в формировании демократических ценностей в стране, и роль прессы в постоянном утверждении этой системы ценностей достаточно высока. Азербайджанская национальная пресса всегда была пропагандистом демократии, с этой точки зрения роль классической прессы также неоспорима. Пресса является продуктом воли азербайджанского государства, и она играет большую роль в развитии демократии. Политика государственности современного Азербайджана опирается на традиции первого на Востоке демократического государства -Азербайджанской Демократической Республики. Один из создателей этой традиции Мамед Эмин Расулзаде так оценил свободу печати: «пресса тогда сможет выполнять свою задачу должным образом, когда она будет свободна в своей работе. Чтобы достичь своей цели, пресса должна быть свободна» [1, том 2, с.75].
Исторически сложившиеся в Азербайджане традиции государственности способствовали формированию демократических принципов во всех сферах жизни. Это относится и к журналистике. Наличие демократического, правового государства важно для формирования независимой прессы, здесь имеет значение и базовое содержание законов и норм, регулирующих работу средств массовой информации, отраженных в основном своде законов страны, то есть в Конституции. Конституция Азербайджанской Республики является гарантом свободы и демократии [2], она создала правовую основу для журналистики, чтобы действовать на основе демократических принципов.
Конституция Азербайджанской Республики является столь же справедливой и всеобъемлющей, как Конституция США, считающаяся лучшим международным опытом в этой области. Согласно первому дополнению к Конституции США, «не может быть принят ни один закон, который может ограничить свободу прессы в США» [3, с.25]. При рассмотрении принципов современной деятельности средств массовой информации, принятых на международном уровне, мы видим особую роль опыта американской и европейской прессы. Некоторые из правил, применяемых в редакциях знаменитых американских газет, таких, как Washington Post, New York Times, стали доктриной также и мировой журналистики. Стандарты творчества, которые в настоящее время приняты в качестве западных стандартов журналистики, были сформированы тезисами, принятыми на конференциях многих международных организаций, начиная с середины XX века.
В целом законы, которые приняты, чтобы служить демократии, также и основаны на международном опыте. Соблюдение всех принципов, принятых на международном уровне, важно для светского государства, но при этом необходимо учитывать внутренние возможности каждого государства, проводимую им политику и его национальные интересы.
В правовом регулировании СМИ играют законы «О средствах массовой информации», «О свободе информации», «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об авторском
праве», «О рекламе», «О связи» [16]._
Фактически появление законов о правах и свободах человека восходит к более ранним временам. Однако именно с середины XX века начинается принятие законов и норм, связанных со свободой журналистики и печати. В качестве примера можно привести 10 основных правил, принятых в связи с прессой на заседаниях ЮНЕСКО, в 1983 году в Праге и Париже, которые в целом можно охарактеризовать как понимание необходимости получения людьми объективной, бесстрастной информации через СМИ. Затем в декларации ЮНЕСКО, принятой 6 мая 1994 года в Сан-Диего, эти тезисы еще раз были подтверждены, и вновь было подчеркнуто, что именно свобода прессы стоит в основе свободы слова, являющейся одним из основных условий демократии [4, с.36].
Мировой журналистский опыт свидетельствует о том, что не везде следуют этим правилам. И в современной азербайджанской журналистике мы часто сталкиваемся с этой же проблемой. Сейчас создана структура, которая защищает интересы общественности и государства, контролирует журналистскую деятельность, опираясь также и на международные нормы и принципы. Структурой, занимающейся этими проблемами в Азербайджане, является Совет прессы. Этот орган, являющийся механизмом саморегулирования средств массовой информации, был создан 15 марта 2003 года на I-м съезде азербайджанских журналистов [14]. Есть еще один вопрос, который является основой формирования демократии и независимой прессы в обществе, это - изменение сознания общества, его мировоззрения. Американский судья-демократ Лернед Хэнд отмечал, что «с правами и свободами человек впервые сталкивается в своем внутреннем мире, потому что, когда дух свободы умирает в душе мужчины или женщины, им не может помочь ни Конституция, ни закон, ни суд» [5, с.445].
Так же обстоят дела и в журналистике. Важнейшими факторами в формировании независимых средств массовой информации являются принятые на международном уровне принципы и созданные государством демократические условия. Кстати, следует отметить, что в последние годы ряд печатных образцов, известных в Азербайджане как оппозиционные газеты, называют себя «газетами критики». Они по-прежнему считаются оппозиционными газетами, однако позиционирование ими себя независимыми критиками является результатом создавшихся условий и применения независимых принципов.
По мнению Ф.М. Рудинского, «права человека и степень их свободы являются неотъемлемыми чертами, отраженными в международных и внутренних правовых нормах личности» [6]. Развитие демократии, прав и свобод человека ускоряется развитием уровня национального сознания общества.
Сложившееся веками понятие национальное сознание - это «сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации» [5]. Национальное самосознание, сформированное в борьбе за свободу, быстрее принимает принципы и правила, диктуемые демократией, и к ним легче адаптируется. Именно на фоне его традиций формируются и национальные творческие особенности журналистики каждой страны. Например, газета «Ведомости» (1702), являющаяся первым печатным органом российской журналистики, с первого же номера подверглась личной цензуре и запретам царя Петра I [7, т. 2, с.455]. Эта традиция Петра I еще более ужесточилась после его правления. Так, Екатерина II подписывает специальный указ о передаче печатного текста в управление полиции для контроля. В этом указе говорится: «Любая книга, журнал, написанная или переведенная в нашей стране, не может быть опубликована без контроля Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)
филологические науки -языкознание
Агаева Гонча Эльяр ФОРМИРОВАНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ...
одного из цензоров» [8, т.2, с.455]. Впоследствии советская идеологическая система еще более ужесточает деятельность этого управления под названием «Главлит».
Отсутствие в России традиции независимой прессы в тот период замедлило и процесс строительства демократического государства. В западных странах, в отличие от России, роль свободной прессы в построении демократического государства была в значительной степени осознана. В таких странах, как Англия, Франция и США были созданы необходимые для этого условия. Например, «Англия, беспокоясь об этой проблеме, в скором времени отменила свое решение, препятствующее развитию типографии, и, с целью регулирования механизма деятельности журналистики, еще в 1651 году заложила основу Закона о прессе, представление о котором сформировано у нас в настоящее время» [9, с.4-7]. Не случайно именно поэтому социально-экономическое и политическое развитие этих стран проходило быстрее.
Для развития демократической печати на постсоветском пространстве, в том числе и в Азербайджане, в первую очередь были сформированы законы о средствах массовой информации. Высоко оценивая роль прессы в формировании демократических ценностей в стране, азербайджанское государство во всех актах законодательства о СМИ основывается только на демократических принципах, которые позволяют применять в СМИ правила свободного творчества журналистов.
Отметим, что в большинстве постсоветских республик этот процесс продолжается до сих пор. Азербайджан находится в первых рядах в области демократизации деятельности прессы. Об этом свидетельствует ликвидация Министерства информации и устранение проблемы в регистрации газет. Все это способствовало организации также и независимой творческой деятельности прессы. Свобода слова также способствует развитию не только журналистики и демократии, но и улучшению социально-экономической ситуации в обществе. Расширение доступа к информации создает возможность защищать свои интересы, права и активно развиваться уязвимым, относительно ограниченным общественным группам.
В обществе, где информация широко распространена и имеется большой доступ к коммуникационным услугам, крепнут рыночные отношения, более эффективно, прозрачно и подотчетно функционируют государственные институты. В то же время институты, которые служат слабым общественным слоям, выражают их интересы, например, НПО, также могут повысить свою эффективность. НПО, как общественные институты, влияющие на развитие общества, - это именно структуры, сформированные после установления закона о демократии и правах человека.
Если мы посмотрим на бюллетени, опубликованные Национальным советом прессы, то увидим, что оппозиционные СМИ были привлечены к ответственности наряду с правительственными газетами. «6.06.2003 партия «Мусават» подала жалобу в Совет прессы на газету «Азербайджан». Заявлялось, что в отношении председателя партии содержатся в этой газете публиковались оскорбительные статьи. В частности, было упомянуто выражение о том, что «избирательный блок Иса Гамбара должен называться «Криминальный Азербайджан». Совет решил, что газета фактически нарушила принципы чести, достоинства и объективности. Совет потребовал, чтобы газета «Азербайджан» опубликовала это решение в течение трех дней в соответствии с Кодексом поведения журналистов и Регламентом Совета прессы». [18]. Причиной применения подобных наказаний к газете в данном случае стала первая жалоба. Совет может принять более серьезные меры в аналогичных случаях. Как видно из этого примера, одинаковые стандарты применяются ко всем газетам, независимо от их убеждений, в случае нарушения принципов.
Каждый шаг вперед по пути демократии служит делу развития национального самосознания.
Общенациональный лидер Гейдар Алиев включил в фактор национальной идентичности такие черты, как «гуманизм, национально-этнические ценности и нравственные традиции, объективность, современность, общественная польза, свободное слово, независимое мнение» [10, с.3].
Есть еще один фактор, который важен для усиления роли СМИ в формировании демократических ценностей - это государственная поддержка прессы. Государственная поддержка является необходимым условием развития журналистики, как и всех других областей общественной жизни. Самая большая помощь государства в формировании демократических ценностей в журналистике должна проявляться, прежде всего, в виде отмены цензуры и предоставления свободы слова. Азербайджанское государство успешно прошло этот этап.
Говоря о государственной поддержке СМИ, необходимо также рассмотреть и уточнить термин «политическая коммуникация». Под «политической коммуникацией» понимается обмен информацией между субъектами политической жизни, а также между государством и гражданами» [11, т.2, с.172]. Политическая коммуникация способствует формированию общественного мнения, обеспечивает просвещение граждан в соответствии с их интересами и требованиями.
Восстановление в последнее время почетного звания «Заслуженный журналист», грандиозное празднование 130-летнего юбилея нашей печати на государственном уровне, утверждение «Концепции государственной поддержки развития средств массовой информации Азербайджанской Республики», а также создание Фонда государственной поддержки развития СМИ при Президенте Азербайджанской Республики - результат заботы государства о журналистике. Следует отметить, что этот Фонд уже профинансировал многие проекты СМИ.
Одной из задач азербайджанской журналистики в построении демократического государства в современный период является ее роль моста между государством и обществом. При этом сообщество журналистов, наряду с информированием о деятельности различных государственных органов, просвещением граждан о правах, оказывает помощь государственным органам в устранении возникающих негативных явлений.
Можно показать различные факты, доказывающие, что государство нуждается в помощи журналистики, и заинтересовано в совместной деятельности. В качестве примера можно упомянуть обращение представителя Министерства образования Азербайджанской Республики в октябре 2013 года к журналистам за помощью в устранении негативных явлений в образовании [12].
Вся эта работа создает условия, прежде всего, для формирования гражданского общества, участия каждого гражданина в управлении государством. Основные показатели деятельности азербайджанской журналистики в этом направлении стали возможными благодаря применению тех творческих принципов, о которых мы говорили. Существующая в Азербайджане правовая база позволяет действовать демократическим законам, как в журналистике, так и в других сферах.
Работа журналистики регулируется, прежде всего, «Законом о СМИ» Азербайджанской Республики. Принятый в 1997 году документ определяет общие правила поиска, получения, подготовки, передачи, производства и распространения в Азербайджанской Республике массовой информации, а также организационные, правовые и экономические основы деятельности СМИ, информационных агентств, телевизионных и радиоорганизаций, направленных на осуществление права граждан на получение полной, достоверной, честной и оперативной информации. Впоследствии были внесены некоторые изменения и дополнения в «Закон о
Agaeva Goncha Elyar
FORMATION OF THE DEMOCRATIC ..
philological sciences -linguistics
СМИ». Несмотря на существование этого объективного и всестороннего закона, в азербайджанской журналистике все еще имеются недостатки. В настоящее время в Азербайджане зарегистрировано более 4000 средств массовой информации, из них около 1750 - газеты. Только 15% газет и журналов были учреждены правительством. Более 65% газет принадлежат политическим и общественным организациям оппозиционной направленности, частным компаниям. Эти факты должны восприниматься не только как статистический показатель, но и как показатель развития и демократии.
Сравнивая сегодняшние газеты с образцами печати 90-х годов, мы можем увидеть некоторые конкретные различия. Большинство действующих сегодня журналистов лучше знают свои права и обязанности. Чтобы обосновать это, мы можем сослаться на тот факт, что такие газеты, как «Новый Мусават» и «Хуррият», называют себя «критической газетой», а не «оппозиционной газетой». Эти и другие газеты пытаются отвечать требованиям как классической, так и современной, онлайн-журналистики.
Благодаря повышению осведомленности и мировоззрению людей, живущих в современном информационном обществе, развивается и их избирательность. Современная аудитория хочет получить интересующую ее информацию, а не то, что ей предлагают.
Международные принципы творчества современной журналистики играют большую роль в укреплении демократических ценностей в Азербайджане. Но в ходе этого процесса азербайджанская журналистика не ограничивается лишь тем, что ей диктует западная модель, а пытается наладить свою деятельность в соответствии с традициями национальной журналистики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Расулзаде М.Э. Произведения. Свобода печати. В 5 томах, II том. Баку: Ширван, 2001. — 528 с.
2. Конституция Азербайджанской Республики // www.azerbaijan.az
3. Современное право средств массовой информации в США. Под. Ред. А.Г. Рихтера. М.:« Право и СМИ»,1997. — 256 с.
4. Textes Fondamentaux sur la Communiction, Editions Unesco, Paris:
1998, 36pg.
5. Долгий путь к демократии. Антология. Составитель: Гаджизаде Х. Баку: Far Center, 2001, с. 445.
6. Шахиноглу А. Развитие свободы слова и печати, плюрализма, защита прав и свобод человека в Азербайджанской Республике — приоритетное направление государственной политики // www.kivdf.gov.az
7. Рогачевский Л.В. Печать и цензура. В 2 тома, Т. II, М.: Мысль,
1999. 701 с.
8. Рогачевский Л.В. Печать и цензура. В 2 тома, т-II, М.: Мысль, 1999. 701 с.
9. Засурский Я.Н. Юридические основы журналистики / Вестник Московского Университета, Серия «Журналистики». N-1, М.: 1992.
— 137c.
10. Велиев Ш.А. Общенациональный лидер Гейдар Алиев и пресса. / H. Материалы научно-практической конференции, посвященной 90-летию Алиева. Баку: Наука и образование, 2013. — 273 с.
11. Политическая энциклопедия. В 2 томах. Т. II, М.: Мысль,1999.
— 701 с.
12. Министерство образования призвало граждан и СМИ бороться с негативными явлениями./ 3 октября, 2013/www.salamnews.org
13. Национальное сознание // https://ethnopsychology.academic.ru/.
14. Мамедли Дж.А. Современные тенденции развития азербайджанской журналистики. Автореф. дисс. на соиск. уч.степени доктора филолог. наук, Баку: 2008. — 46 с.
15. Нифталиева К.Г. типология современной азербайджанской печати. Автореф. дисс. на соиск. уч.степени канд. филолог. наук, Баку: 2008. — 30 с.
16. Законы Азербайджанской Республики // http://www.e-qanun.az/ code
17. Совет прессы: 10 лет. Совет прессы 10 лет. Баку: Канон, 2013. — 220 с.
18. Решения Совета прессы. //Бюллетень 3-4, 06.08.2003. — 45 с.
Статья поступила в редакцию 10.12.2019
Статья принята к публикации 27.02.2020
148
Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)