УДК 373.24
00! 10.23951/1609-624Х-2018-7-103-107
ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
(ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА МАТЕРИАЛЕ ТАРСКОГО РАЙОНА
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Е. В. Соколова, Л. П. Гринёва, С. С. Паршукова
Омский государственный аграрный университет, Тара, Омская область
Рассматриваются вопросы организации краеведческой работы в дошкольной образовательной организации. Раскрывается потенциал краеведческого материала для всестороннего развития ребенка, формирования патриотизма и основы его активной жизненной позиции. Представлена схема взаимодействия дошкольной образовательной организации с учреждениями культуры и образования, деятельность которых направлена на трансляцию краеведческих знаний детям дошкольного и младшего школьного возраста. При этом сделан акцент на возможности сотрудничества с краеведческим музеем через организацию совместных познавательных мероприятий, экскурсий, музейных уроков. Представлена авторская разработка проведения краеведческих занятий в детских садах города Тары Омской области. Предлагаемый тематический план рассчитан на два года обучения. Его содержание охватывает все вехи истории города. Новизна исследования заключается в том, что авторская разработка выполнена с учетом принципа системности, что позволяет исключить фрагментарность в организации краеведческой деятельности и сделать эту работу комплексной. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в дошкольной образовательной организации конкретного субъекта РФ, а также использование в качестве модели для организации краеведческой деятельности в других регионах.
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, краеведческая работа, патриотическое воспитание, региональный компонент.
Известный исследователь Омского Прииртышья А. П. Долгушин говорил: «К истории своей малой родины можно относиться по-разному -трепетно или, наоборот, равнодушно. Но нельзя не уважать, ибо это история, с которой пересеклись судьбы твоих предков, а в далях ее брезжит твое начало» [1]. Иными словами - знание истории своего края является неотъемлемой частью внутреннего мира любого человека. Это позволяет почувствовать себя частицей своего народа, ощутить свое единство с ним [2].
Краеведение сегодня рассматривается как комплексная дисциплина, включающая в себя всестороннее изучение родного края: его природы, истории, культуры, населения, экономики. И начинать изучение края, а вместе с тем и формирование чувства толерантности, сопереживания, сопричастности следует с младшего возраста. Необходимость подобного подхода осознается и принимается не только каждым членом общества, но и на уровне государства. Так, одним из приоритетов национального проекта «Образование» является патриотическое воспитание человека и становление его гражданской позиции. Сегодня уже в начальной школе дети знакомятся с историей своего края, с культурными традициями территории, с людьми, которые внесли неоценимый вклад в развитие малой родины. Кроме того, первые знания о своей малой родине дети получают в семье и в дошкольном образовательном учреждении.
Говоря о развитии личности ребенка, психологи выделяют несколько кризисных возрастных периодов, в которые происходят важные личностные перестройки. К числу наиболее важных периодов относится и период дошкольного детства. Значение данных периодов для развития личности отмечалось виднейшими педагогами прошлого -К. Д. Ушинским, П. Ф. Лесгафтом и другими. В период дошкольного детства, по мнению крупнейшего отечественного психолога А. Н. Леонтьева, происходит первоначальное фактическое складывание личности [3]. Отечественные ученые А. С. Белкин, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и другие приходят к выводу, что в дошкольном возрасте ребенок в своем развитии проходит значительный путь, содержание и направленность которого стремительно расширяются и дополняются. В этом возрасте дети приобретают опыт практического мышления в предметном и образном плане. А к шести годам у них основательно формируется позиция «Я и общество» [4, с. 59].
Опыт организации краеведческой работы в детском саду представлен в работах ряда исследователей и практиков: Е. В. Вахрушиной [5], Л. Я. Мусатовой [6], А. А. Нестеровой и Т. С. Щербаковой [7], М. А. Кухар и В. В. Речки [8], Л. Н. Лавровой и И. В. Чеботаревой [9], В. И. Гончаровой и Н. Н. Добрыниной [10], Т. И. Хисмату-линой и Т. В. Шестаковой [11], О. В. Бурляевой
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2018. 7 (196)
[12], Т. Г. Гатченко, И. В. Загибаловой, О. М. Тимофеевой [13], О. Д. Очировой [14], О. Е. Веннецкой, О. А. Лакеевой, К. В. Жуковой [15] и ряда других.
Таким образом, изучив имеющуюся по данному вопросу литературу, можно прийти к выводу: попытки организовать краеведческую работу в детском саду предпринимаются в различных регионах России. Но эта работа на сегодняшний день носит фрагментарный несистемный характер.
Организация краеведческой работы в дошкольном образовательном учреждении имеет свои особенности. Это обусловливается, в частности, спецификой образовательной и социальной среды в детском саду. По словам М. Бывшевой: «Социальная среда детского сада не только обеспечивает процесс социализации посредством воспитания подрастающего поколения, но и способствует раскрытию индивидуальности ребенка» [4, с. 59-60].
Авторами был изучен опыт организации краеведческой работы с дошкольниками со стороны учреждений образования и культуры Тарского муниципального района Омской области. Это прежде всего дошкольные образовательные учреждения (детские сады), имеющие программу развития, составной частью которой является патриотическое воспитание. Анализ программ и деятельности позволяет заключить, что в содержательном плане в программе акцент делается на факты и события общей российской истории; собственно историческая компонента программ не выделена в самостоятельный раздел, а интегрирована в содержании изучения окружающего мира в целом. Следовательно, целенаправленно краеведение в дошкольной организации не изучается. Следует отметить, что собственно краеведческим вопросам, рассчитанным на детей дошкольного возраста, частично уделяют внимание Тарский историко-краеведче-ский музей и Тарская центральная районная библиотека. Представители названных организаций проводят мероприятия, приуроченные к отдельным датам истории и культуры города и района, делая акцент на особенностях быта и праздниках народного календаря. Однако для того, чтобы у ребенка формировалось чувство любви и уважения к Родине, развивался интерес и стремление изучать ее историю, необходимо вести целенаправленную и систематическую работу. И эта проблема на сегодняшний день остается нерешенной. Фрагментарный характер проводимых мероприятий не позволяет создать у дошкольников целостного представления о месте проживания как о малой родине, почувствовать свою причастность к ней. Бессистемность в организации краеведческой работы обусловлена рядом следующих причин: отсутствие квалифицированных профильных специ-
алистов, отсутствие педагогического опыта проведения подобной работы, отсутствие методической базы, отсутствие дидактических материалов, в том числе и адаптированных для детей дошкольного возраста.
Авторы считают, что целенаправленная системная организация краеведческой работы в дошкольном учреждении позволит не только формировать чувство любви и уважения к своей малой родине, патриотизма, гражданской идентичности, толерантности, становление собственного мировоззрения с раннего возраста, но и вовлечь в формирование городского пространства самых маленьких жителей города. При этом важно правильно выбрать форму работы. Одной из интересных и перспективных форм работы является экскурсионная деятельность [16]. В настоящее время рационально использовать не только занятия традиционной культурно-образовательной формы, но и применять занятия инновационной формы - экскурсия-игра, экскурсия-путешествие, музейный урок.
Авторами была разработана тематика краеведческих занятий в детском саду. План проведения занятий рассчитан на два года обучения. Цель краеведческой работы в дошкольном образовательном учреждении в первый год обучения - популяризация краеведческих знаний и приобщение ребенка к истории и культуре своей малой родины. В этот период целесообразно провести занятия по следующим темам: «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой дом», «Мир вокруг (природа Тарского Прииртышья)», «Мой город (история Тары)», «Герб города Тары», «Так я вижу свой город (творческое занятие)», «Улицы старинного города (топонимика города)», «Тара - город купцов», «Тарский истори-ко-краеведческий музей (занятие-экскурсия)», «Тара военная», «Тарские художники», «Тарские поэты», «Театральные традиции Тары».
При организации занятий в данный период важно акцентировать внимание на творческой деятельности детей: в ходе творческой деятельности дошкольники знакомятся с историей своего города. Следует отметить, что творческие занятия заключают в себе значительный потенциал. Так, они позволяют организовать работу не только в системе «воспитатель - ребенок», но и в системе «воспитатель - ребенок - родители».
Если в первый год обучения дети (5-6 лет) получают начальные знания об истории своего края, то во второй год обучения (дети 6-7 лет) акцент делается на углублении имеющихся знаний, получении новых знаний, продолжается формирование общепредметных умений и навыков, воспитание патриотизма.
Цель занятий второго года обучения - продолжать популяризацию краеведческих знаний и при-
общение ребенка к истории и культуре своей малой родины. Тематика занятий второго года обучения представлена следующими темами: «Моя Родина на карте», «Праздники моего города: День Сибири», «Семейные традиции», «История Тары: век XVI», «История Тары: век XVII», «История Тары: век XVIII», «История Тары: век XIX», «История Тары: век КХ», «Церкви города Тары», «Современная Тара», «Образовательные учреждения г. Тары», «Библиотеки г. Тары», «Картинная галерея как транслятор культурных ценностей малого города», «Краеведы г. Тары», «Памятники г. Тары», «Тара военная», «Моя малая родина».
Анализ тематики занятий показывает, что они охватывают весь период истории города, включая современность; предполагают знакомство дошкольников с учреждениями культуры, расположенными на территории Тары. Тематика занятий построена с учетом принципа «от простого к сложному», от знакомого и близкого детям (история семьи) к новому.
Формирование личности - сложный и многогранный процесс, на который оказывает влияние совокупность различных факторов. Одним из таких факторов является краеведческое воспитание.
Авторами был изучен накопленный опыт по рассматриваемому вопросу. В ходе анализа опубликованных материалов были сделаны следующие выводы. Сегодня предпринимаются отдельные попытки организации краеведческой работы в дошкольных образовательных учреждениях, но чаще всего занятия носят фрагментарный характер и не составляют единую систему, обеспечивающую преемственную связь в системе «детский сад - школа». В ходе проведения краеведческих занятий в детском саду осуществляются тесные контакты с культурными учреждениями населенного пункта: музеем, библиотекой и т. д., а в ходе изучения краеведческого материала основное внимание уделяется таким вопросам, как народные промыслы отдельных территорий, достопримечательности края, военная история.
Краеведческая работа в дошкольной образовательной организации представляет собой реализацию регионального компонента государственной политики в сфере образования. Это предполагает следующее: знакомство с историей и культурой родного края в контексте изучения общегосударственной истории; встраивание краеведческого материала в программу изучения истории по принципу «от более близкого ребенку - к менее близкому», от истории семьи к истории малой родины; основным подходом при организации краеведческих занятий является деятельностный подход, т. е. освое-
ние краеведческих знаний происходит через практическую деятельность (например, рисование); осознанный выбор методов знакомства с историей родного края, повышающих эмоциональную и познавательную активность детей.
Важно выделить следующие особенности организации краеведческой работы в дошкольном образовательном учреждении:
- краеведческие занятия в дошкольном образовательном учреждении представляют собой пропедевтический курс, предполагающий продолжение работы в начальной школе;
- изучение краеведческого материала происходит преимущественно через игру;
- краеведческие занятия в детском саду всегда носят практический характер;
- занятия проводятся в группе детей с различными познавательными возможностями (в то время как школьный класс - это группа детей с примерно равными учебно-познавательными возможностями);
- краеведческая работа в детском саду тесно связана с заинтересованностью родителей в данной работе.
Для того чтобы максимально эффективно организовать краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении, необходимо учитывать следующие моменты:
- для того чтобы заинтересовать детей, важно поставить их в ситуацию субъекта собственной познавательной деятельности;
- доступность материала детям дошкольного возраста, яркость и образность излагаемого материала;
- ведущий вид деятельности, в ходе которого дети получают краеведческие знания и в ходе которой у них формируется определенный круг умений и навыков, - игра.
Весомая роль в эффективной организации краеведческой работы принадлежит тесному сотрудничеству педагогов, детей и родителей. Это сотрудничество может быть организовано через совместную деятельность детей и родителей (например, при выполнении проектов «Мой дом», «Моя семья», «Семейные традиции»).
Проблема организации краеведческой работы в детском саду является сегодня одной из самых актуальных. Краеведческие занятия в дошкольной образовательной организации позволяют формировать у детей чувство патриотизма, способствуют закладыванию основ активной гражданской позиции. Кроме того, организация краеведческой работы в детском саду обеспечивает преемственную связь в системе «Детский сад - школа».
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2018. 7 (196)
Список литературы
1. Долгушин А. П. Городища железного века // Иртышский вертоград. М., 1998. С. 109-110.
2. Менщиков В. В. Историческое краеведение в контексте современного гуманитарного знания // Регионология. 2003. № 3. С. 293-300.
3. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в школьном возрасте // Дошкольное воспитание. 2009. № 1. С. 11-13.
4. Бывшева М. Социальные познания старшего дошкольника: проблемы и их решение // Дошкольное воспитание. 2009. № 9. С. 59-67.
5. Вахрушина Е. В. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Мое родное Каргополье» // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования. Архангельск, 2017. С. 253-257.
6. Мусатова Л. Я. Организация эколого-краеведческой работы в детском саду // Дошкольное образование в России XXI века: диалог наук о детстве. Елец, 2014. С. 93-99.
7. Нестерова А. А., Щербакова Т. С. Формирование представлений старших дошкольников о профессиях: краеведческий подход // Поволжский педагогический поиск. Ульяновск, 2017. С. 112-119.
8. Речка В. В., Кухар М. А. Диагностика краеведческой компетенции педагогов дошкольной образовательной организации // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 1. URL: http://apriori-journal.ru/journal-gumanitarnie-nauki/id/1415 (дата обращения: 13.05.2018).
9. Лаврова Л. Н., Чеботарева И. В. Современный взгляд на проблему формирования патриотических качеств личности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами краеведения // Педагогика XXI века: стандарты и практики. Липецк, 2016. С. 100-106.
10. Гончарова В. В., Добрынина Н. Н. Особенности работы детского сада, работающего на краеведческой основе // Материалы Международ. науч.-практ. конф. Самара: Центр научных исследований и консалтинга, 2018. С. 55-57.
11. Хисматулина Т. И., Шестакова Т. В. Роль краеведческого музея в формировании нравственных позиций ребенка // Сб. науч. трудов SWorld. Иваново, 2011. С. 44-48.
12. Бурляева О. В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края // Детский сад: теория и практика. 2011. № 9. С. 82-89.
13. Гатченко Т. Г., Загибалова И. В., Тимофеева О. М. Краеведческое образование дошкольников: приобщение к истории и культуре Урала // Детский сад от А до Я. 2010. № 4 (46). С. 38-49.
14. Очирова О. Д. Информационно-компьютерные технологии в краеведческом образовании дошкольника // Детский сад от А до Я. 2010. № 4 (46). С. 103-108.
15. Веннецкая О. Е., Лакеева О. А., Жукова К. В. Проблемы и практика взаимодействия педагогов и родителей воспитанников детского сада по ознакомлению детей с историей своего города // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 183-185.
16. Булыгина Т. А. Краеведческий музей и источники местной истории // Новая локальная история. Ставрополь, 2006. С. 45-49.
Соколова Евгения Валерьевна, кандидат исторических наук, доцент, Омский государственный аграрный университет (ул. Тюменская, 18, Тара, Россия, 646532). E-mail: [email protected]
Гринёва Людмила Петровна, старший преподаватель, Омский государственный аграрный университет (ул. Тюменская, 18, Тара, Россия, 646532). E-mail: [email protected]
Паршукова Светлана Сергеевна, старший преподаватель, Омский государственный аграрный университет (ул. Тюменская, 18, Тара, Россия, 646532). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 02.07.2018.
DOI 10.23951/1609-624X-2018-7-103-107
FORMATION OF THE FEELING OF PATRIOTISM AT PRESCHOOL AGE (FROM REGIONAL WORK ORGANIZATION EXPERIENCE ON THE MATERIAL OF THE TARSK DISTRICT, OMSK REGION)
E. V. Sokolova, L. P. Grinyova, S. S. Parshukova
Tara Branch of the Omsk State Agrarian University, Tara, Russian Federatioin
The article deals with the organization of local history work in the pre-school educational organization. The authors disclose the potential of local history material for the comprehensive development of the child, the formation of patriotism and the basis of his active life position. The authors dwell in detail on the organization of interaction between preschool educational organizations and cultural and educational institutions, whose activities are aimed at translating local lore knowledge to preschool and primary school children. At the same time, emphasis was placed on the possibilities of cooperation with the museum of local lore through the organization of joint cognitive activities, excursions, museum lessons. The author presents the author's development of conducting regional studies in kindergartens of the city of Tara, Omsk region. The proposed thematic plan is designed for two years of study, built from simple to complex, from the known to the unknown. Its content covers all milestones in the history of the city. The novelty
of the research is seen in the fact that the author's development was carried out taking into account the principle of systemic nature, which makes it possible to exclude fragmentation in the organization of local history activities and make this work comprehensive. The practical significance of the research is the possibility of applying its results in the pre-school educational organization of a particular subject of the Russian Federation, and also using it as a model for organizing local lore activities in other regions.
Key words: pre-school educational organization, local history work, patriotic education, regional component.
References
1. Dolgushin A. P. Gorodishcha zheleznogo veka [Iron Age fortifications]. Irtyshskiy vertograd [Irtysh garden]. Moscow, 1998. Pp. 109-110 (in Russian).
2. Menshchikov V. V. Istoricheskoye krayevedeniye v kontekste sovremennogo gumanitarnogo znaniya [Historical Local Studies in the Context of Modern Humanitarian Knowledge]. Regionologiya - Regionology, 2003, no. 3, pp. 293-300 (in Russian).
3. Leont'ev A. N. Psikhologicheskiye voprosy formirovaniya lichnosti rebyonka v shkol'nom vozraste [Psychological issues of the formation of a child's personality at school age]. Doshkol'noye vospitaniye, 2009, no. 1, pp. 11-13 (in Russian).
4. Byvsheva M. Sotsial'nyye poznaniya starshego doshkol'nika: problemy i ikh resheniye [Social knowledge of the senior preschooler: problems and their solution]. Doshkol'noye vospitaniye, 2009, no. 9, pp. 59-67 (in Russian).
5. Vakhrushina E. V. Vospitaniye nravstvenno-patrioticheskikh chuvstv u detey doshkol'nogo vozrasta posredstvom realizatsii proekta "Moyo rodnoye Kargopol'ye" [Education of moral and patriotic feelings in preschool children through the implementation of the project "My Homeland Kargopolye"]. Sovremennye podkhody k organizatsii obrazovatel'nogo protsessa v usloviyakh standartizatsii [Modern approaches to the organization of the educational process in the conditions of standardization of education]. Arkhangel'sk, 2017, pp. 253-257 (in Russian).
6. Musatova L. Ya. Organizatsiya ekologo-krayevedcheskoy raboty v detskom sadu [Organization of environmental and local lore work in kindergarten]. Doshkol'noye obrazovaniye vRossiiXXI veka: dialognauk o detstve. Elets, 2014, pp. 93-99 (in Russian).
7. Nesterova A. A., Shcherbakova T. S. Formirovaniye predstavleniy starshikh doshkol'nikov o professiyakh: krayevedcheskiy podkhod [Formation of representations of senior preschoolers about professions: local lore approach]. Povolzhskiy pedagogicheskiy poisk [Volga pedagogical search]. Ul'yanovsk, 2017, pp. 112-119 (in Russian).
8. Rechka V. V., Kukhar M. A. Diagnostika krayevedcheskoy kompetentsii pedagogov doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsii [Diagnostics of the regional competence of teachers of preschool educational organizations]. APRIORI. Seriya: Gumanitarnye nauki, 2017, no. 1 (in Russian). URL: http://apriori-journal.ru/journal-gumanitarnie-nauki/id/1415 (accessed 13 May 2018).
9. Lavrova L. N., Chebotareva I. V. Sovremennyy vzglyad na problemu formirovaniya patrioticheskikh kachestv lichnosti detey doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta sredstvami krayevedeniya [A modern view of the problem of the formation of patriotic qualities of the personality of children of preschool and primary school age by means of local lore]. PedagogikaXXI veka: standarty ipraktiki. Lipetsk, 2016, pp. 100-106 (in Russian).
10. Goncharova V. V., Dobrynina N. N. Osobennosti raboty detskogo sada, rabotayushchego na krayevedcheskoy osnove [Features of the work of a kindergarten, working on the basis of local lore]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Sovremennye tendentsii v nauke" [Materials of the International Scientific and Practical Conference "Modern Trends in Science"]. Samara, Tsentr nauchnykh issledovaniy i konsaltinga Publ., 2018. Pp. 55-57 (in Russian).
11. Khismatulina T. I., Shestakova T. V. Rol' krayevedcheskogo muzeya v formirovanii nravstvennykh pozitsiy rebyonka [The role of the museum of local lore in the formation of the moral position of the child]. Sbornik nauchnykh trudov Sworld [Collection of scientific papers SWorld]. Ivanovo, 2011, pp. 44-48 (in Russian).
12. Burlyaeva O. V. Organizatsiya raboty po oznakomleniyu doshkol'nikov s istoriey rodnogo kraya [Organization of work on familiarization of preschool children with the history of their native land]. Detskiy sad: teoriya ipraktika, 2011, no. 9, pp. 82-89 (in Russian).
13. Gatchenko T. G., Zagibalova I. V., Timofeeva O. M. Kraevedcheskoye obrazovaniye doshkol'nikov: priobshcheniye k istorii i kul'ture Urala [Local history education of preschool children: introduction to the history and culture of the Urals]. Detskiy sad ot A do Ya, 2010, no. 4 (46), pp. 38-49 (in Russian).
14. Ochirova O. D. Informatsionno-komp'yuternye tekhnologii v kraevedcheskom obrazovanii doshkol'nika [Information and computer technologies in pre-school education of local lore]. Detskiy sad ot A do Ya, 2010, no. 4 (46), pp. 103-108 (in Russian).
15. Vennetskaya O. E., Lakeeva O. A., Zhukova K. V. Problemy i praktika vzaimodeystviya pedagogov i roditeley vospitannikov detskogo sada po oznakomleniyu detey s istoriey svoego goroda [Problems and practice of interaction between teachers and parents of pupils of a kindergarten on familiarizing children with the history of their city]. Vospitaniye i obucheniye detey mladshego vozrasta, 2016, no. 5, pp. 183-185 (in Russian).
16. Bulygina T. A. Kraevedcheskiy muzey i istochniki mestnoy istorii [Local History Museum and sources of local history]. Novaya lokal'naya istoriya [New local history]. Stavropol', 2006, pp. 45-49 (in Russian).
Sokolova E. V., Tara Branch of the Omsk State Agrarian University (ul. Tyumenskaya, 18, Tara, Russian Federatioin, 646532). E-mail: [email protected]
Grinyova L. P., Tara Branch of the Omsk State Agrarian University (ul. Tyumenskaya, 18, Tara, Russian Federatioin, 646532). E-mail: [email protected]
Parshukova S. S., Tara Branch of the Omsk State Agrarian University (ul. Tyumenskaya, 18, Tara, Russian Federatioin, 646532). E-mail: [email protected]