УДК 37.013.32
ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Алексей Александрович Василевский
аспирант [email protected] Наталья Александровна Гончарова
доктор педагогических наук, профессор
[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье акцентируется внимание на возможности формирования чувства патриотизма курсантов средствами иностранного языка. Авторами подчеркивается, что особую ценность для формирования патриотических качеств приобретают языковые дисциплины в целом, и иностранный язык в частности.
Ключевые слова: чувство патриотизма, иностранный язык, личность курсанта, мировоззрение, нравственные ориентиры, любовь к Родине.
В настоящее время трудно переоценить значение патриотизма для сохранения и развития государства. Особое значение это качество приобретает в непростых, переломных моментах истории, когда судьба страны, её суверенитет, безопасность граждан, возможности отстаивать и развивать собственную самобытность и культуру находятся в руках особой категории граждан - военнослужащих. Как известно, защита Родины напрямую связана с любовью к своей стране, преданностью народу, готовностью к любым подвигам и жертвам во имя интересов государства [5]. Становится очевидным, насколько важно использовать все доступные способы для формирования патриотических качеств курсантов - будущих офицеров, ответственных за обучение и воспитание подчинённого личного состава.
В постановлении Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы» говорится также о том, что патриотизм должен соотноситься с такими понятиями, как язык, коммуникация, культура, общество. Следовательно, особую ценность для формирования патриотических качеств приобретают языковые дисциплины в целом, и иностранный язык в частности.
Курсанты ввиду своих возрастных, мотивационных, мировоззренческих и статусных особенностей представляют собой наиболее благоприятную категорию для формирования и развития чувства патриотизма. Рассмотрим более подробно качества личности курсанта, которые будет необходимо учитывать при обучении иностранному языку.
Способности — это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать или заниматься одним или несколькими видами деятельности [10]. Не только наличие или отсутствие способностей у курсантов оказывает влияние на положительный результат в образовании и воспитании, но и правильная оценка способностей курсантов со стороны других курсантов, командиров, преподавателей.
Как отмечалось выше, чувство патриотизма, любовь к Родине напрямую связаны с готовностью к защите её интересов и территориальной целостности [2]. Следовательно, подготовка военных специалистов напрямую связана со способностями обучающихся успешно овладевать видами профессиональной деятельности, предрасположенностями к формированию необходимых профессиональных качеств. Немаловажными для формирования коммуникабельности, взаимодействия с членами коллектива, проявления уважения к языку и обществу являются способности к овладению иностранными языками.
Возраст, в котором обучаются курсанты военных образовательных учреждений с 17-18 до 22-24 лет в психологии относится к периоду, называемому юношеством [4]. Основными социально-психологическими и возрастными характеристиками любого периода развития личности, в том числе и в юношеский период, являются: социальная ситуация развития личности, ведущий вид деятельности, сфера общения, психические новообразования, параметры интеллектуального развития, эмоциональные качества личности. Однако социальная ситуация развития личности в юношеском периоде предъявляет юношам вполне зрелые требования. В этом возрасте наступает уголовная ответственность за все виды преступлений, что обязывает юношей разумно подходить к оценке своих поступков. В юношеский период юноша получает избирательное право и участвует в политической жизни своей Родины. В этом возрасте происходит разрушение сложившихся нравственных ориентиров, часто происходит смена социальных ролей, закладываются основы будущей гражданской позиции.
Исследователи настаивают, что ведущая деятельность в юношеском возрасте - учебно-профессиональная [9]. Мотивы, устремлённые в будущее, заставляют юношей активно заниматься профессиональной подготовкой, получать профессию. В этом возрасте у курсантов проявляется избирательность в изучении предметов. Так как формирование личности, способной к саморазвитию, постоянному профессиональному совершенствованию,
происходит не только в результате целенаправленной познавательной деятельности, но и в результате коммуникации в различных языковых средах, то становится очевидной важность знания иностранных языков для современного человека. Знание нескольких языков позволяет курсанту, а в последующем и офицеру, полнее «видеть» мир, связанные с иностранными языками культуры, осознавать неповторимость родной страны и уникальность культивируемых в ней ценностей.
Большое значение для развития личности в юношеском возрасте имеет сфера общения. Изучая иностранный язык, курсант сталкивается, как минимум, с двумя различными мирами, которые дополняют друг друга, происходит расширение пространства коммуникации [3; 6; 7; 8]. Социальное пространство, в котором находится юноша, оказывает влияние на процесс формирования в нём тех или иных качеств. В процессе общения со сверстниками, старшими товарищами, преподавателями, командирами или членами семьи происходит процесс приобретения знаний о мире взрослых. В этом возрасте происходит процесс поиска единомышленников, спутников жизни, появление привязанности к социальной группе. Несмотря на это проявляется тенденция к индивидуализации и обособлению от социума.
Главным психическим новообразованием юношеского возраста является оформление мировоззрения. Приобретаются нравственные ориентиры, ценности, установки, происходит становление гражданской позиции. Постижение иностранного языка способствует дополнению существующей картины мира, идентификации себя в мировых языках и культурах, воспитанию гордости за свою страну.
Интеллектуальное развитие личности в юности характеризуется стремлением систематизировать знания, стремлением логически оформить изученный материал. В этот период возрастает концентрация внимания, увеличивается объём памяти, меняется её структура, механизмы запоминания. В процессе изучения иностранного языка курсант задействует все виды
познавательных процессов, что положительно сказывается на общем уровне личностного развития.
В эмоциональных личностных свойствах также происходят перемены, связанные с переоформлением эмоциональной и волевой сферы. Юношеский возраст характеризуется вспыльчивостью, горячностью, резкой сменой настроения, неуравновешенностью. Факты, имеющие историческое значение в судьбе родной страны, побуждают к активным действиям в интересах Родины. Возрастает круг эмоциональных раздражителей, но и вместе с тем совершенствуются механизмы психологической защиты и критического восприятия информации. Курсант всесторонне оценивает происходящие в обществе и мире процессы, выявляет приоритетные направления в информационных потоках, точнее идентифицирует себя во всем многообразии мировых культур.
Мотивацию в психологии понимают как совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности.
В исследованиях выделяют следующие типы мотивации:
- самореализация;
- познавательный интерес;
- самоутверждение;
- материальные стимулы;
- социальные мотивы (стремление принести пользу обществу);
- идентификация с кумиром [1].
Очевидно, что мотивация оказывает влияние на виды деятельности, в том числе и на учебно-познавательную. Желание изучать иностранный язык должно формироваться под влиянием социальных факторов. Значимость изучения иностранного языка необходимо увязывать с его прикладной направленностью, реализацией социального мотива, а именно: чувства патриотизма.
Кроме указанного, при характеристике личности курсанта необходимо учитывать влияние того статуса, который он приобретает, становясь
военнослужащим. Поступая на учебу в военнообразовательные учреждения, юноши сталкиваются со строгой регламентацией своей служебной деятельности, несут службу в нарядах, караулах, участвуют в ликвидациях последствий ЧС.
Таким образом, при формировании патриотических качеств у курсантов военных ВУЗов необходимо учитывать все многообразие их психологических особенностей: личностных, возрастных, статусных. Изучение и учёт личностных особенностей позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, подготовить военных специалистов, патриотов своей страны, способных воспринимать мир во всём его многообразии и при этом понимать уникальность своей культуры, самобытность страны. Готовность к защите Родины во многом определяется убеждённостью в необходимости того вида деятельности, которым занимается военнослужащий. Лучший способ понять индивидуальность, неповторимость, многообразие своей культуры, сложность и красоту родного языка - это диалог культур, и, как следствие, носителей языка.
Список литературы:
1. Волкова Е. Л. Современные подходы к мотивации персонала // Ученые записки санкт-петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2007. № 2 (Т.8). С. 29-33
2. Гончарова Н. А. Истоки формирования концепта «патриотизм» в сознании подрастающего поколения // Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Краснодарский край, с. Сукко; Всероссийский детский центр "Смена", 16-18 апреля 2019 г.). Пенза: Изд-во ПГУ. 2019. С. 101-106.
3. Гончарова Н.А., Швецова В.М. Языковая личность в аспекте диалога культур: проблема восприятия языкового знака // Экология языка и речи. Материалы IX Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения заслуженного работника высшей школы РФ, доктора
филологических наук, профессора Нины Георгиевны Блохиной. Тамбов, 2021. С.34-37.
4. Донцов Д. А., Донцова М. В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии (г. Москва). 2013. №2. С. 34-42.
5. Исторический словарь галлицизмов русского языка. М.: Словарное издательство ЭТС. Москва. 2010 (электронный ресурс)
6. Кретинина Г. В. Методика обучения студентов филологических факультетов иноязычной спонтанной речи (английский язык как дополнительная специальность): автореф. дисс. к. пед. н. Тамбов. 2002. 20 с.
7. Кретинина Г., Гончарова Н., Чуксина О. Межкультурная коммуникация и обучение английскому дискурсу // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 135-137.
8. Мелехова Н.В., Захарова С.В. формирование иноязычной компетенции у обучающихся неязыковых вузов // Наука и Образование. 2019. Т.2. № 4. С. 94.
9. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс. 2006. 512 с.
10. Сластенин В. А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учеб, пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия». 2004. 480 с.
UDC 37.013.32
FORMATION OF A SENSE OF PATRIOTISM OF CADETS BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE
Alexey A. Vasilevsky
postgraduate student [email protected] Natalia A. Goncharova
Doctor of Science, Professor nata-alexa@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article focuses on the possibility of forming a sense of patriotism of cadets by means of a foreign language. The authors emphasize that language disciplines in general, and a foreign language in particular, acquire special value for the formation of patriotic qualities.
Keywords: sense of patriotism, foreign language, cadet personality, worldview, moral guidelines, love for the Motherland.
Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.
The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10. 2022; accepted for publication 20.10.2022.