главное богатство
формирование человеческого капитала:
здоровый образ жизни как составляющий фактор
_Аннотация
Рассматривается формирование и развитие здорового человеческого капитала в России с помощью физической культуры и спорта. Предложено внедрение системы подготовки и управления «непроизводственного» потенциала работников промышленных предприятий за счет доступности физкультурных и спортивных занятий - «непроизводственной сферы».
Ключевые слова: человеческий капитал, здоровый образ жизни, физическая культура, спорт, общество, качество жизни, менеджмент, кадры, развитие человека _
Состояние здоровья российского общества вызывает в последние годы все большую тревогу. Малоподвижный образ жизни и избыточный вес, чрезвычайное распространение вредных привычек, неправильное питание, стрессовые нагрузки. Россия на третьем месте по потреблению крепких алкогольных напитков. Среди российских мужчин около 67% курильщиков, 30% - среди женщин. Половина взрослого населения страны страдает избыточным весом. Регулярно занимаются физкультурой или спортом всего 20%. По большинству показателей здоровья Россия по-прежнему значительно отстает от других государств. В частности, младенческая смертность хоть и сократилась на 0,7 раза за последние десять лет, все еще в 3-4 раза выше, чем в развитых европейских странах. По ожидаемой продолжительности жизни Россия уступает многим государствам Азии, Северной Африки, Южной Америки, не говоря уже о Европе, где это показатель давно и устойчиво держится на отметках выше 75 лет. Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин в России выше на 1,8 раза, чем в других странах, примерно с той же продолжительностью жизни женщин.
Дубик
Елена Андреевна
канд. экон. наук, ассистент
Института экономики
и управления,
Нижегородский
государственный
технический
университет
им. Р.Е.Алексеева
огат
так и заболеваемости
_детей начиная
_с самых ранних
_возрастов
Важная государственная задача
Помимо прямых расходов на медицинскую и социальную помощь ухудшение здоровья и ранняя смертность взрослого населения приносят значительные косвенные издержки для экономики. Последствия с точки зрения количественных и качественных характеристик рабочей силы очевидны:
• сокращается доля трудоспособного населения;
• увеличиваются потери рабочего времени из-за болезней, снижается производительность;
• возможность и целесообразность обучения и повышения квалификации рабочей силы оказываются под вопросом.
Ухудшение здоровья взрослого населения становится причиной как снижения репродуктив-ности, так и заболеваемости детей начиная с самых ранних возрастов. В настоящее время лишь 8-10% детей рождаются практически здоровыми. Проведенный анализ результатов данных по
ёдицинским осмотрам учащихся общеобразо-:ельных школ Нижегородской области показал, о наблюдается ежегодная тенденция сокраще-я основной медицинской группы детей и, как следствие, увеличения количества детей подготовительной и специальной медицинской групп (см. табл.1).
Тенденция ухудшения здоровья детей и подростков особенно опасна, ведь это будущие работники. Между тем среди причин, повышающих риски заболеваемости и смертности, большинство находятся во власти человека и могут быть, таким образом, объектом управления социальной политики экономических систем на разных уровнях управления. Как показывает опыт многих развитых стран, целенаправленная политика, поощряющая здоровый образ жизни, хотя и требует затрат и времени, приносит несомненные результаты. Здоровый образ жизни отдельного гражданина нельзя отнести к категории чистых частных благ по причине возможных внешних эффектов. Действительно, на первый взгляд кажется, что здоровый образ жизни индивида - частное благо. Ответственное отношение к здоровью означает, что человек будет лучше себя чувствовать, дольше жить и работать, а значит, получать более высокие
Таблица 1
Распределение детей по медицинским группам
Год Всего Основная Подготовитель- Спец. группа Освобождены
обучающихся мед. группа ная группа от уроков ФК
2001 421487 333321 69927 9610 8569
(79%) (17%) (2%) (2%)
2003 370029 281703 67860 10608 9858
(76%) (18%) (3%) (3%)
2005 320164 245081 58872 8781 7430
(77%) (18%) (3%) (2%)
2009 274071 208393 54464 5281 5933
(76%) (20%) (2%) (2%)
2011 283602 212702 56720 8508 5672
(75%) (20%) (3%) (2%)
доходы. Повышение качества жизни - несомненная выгода обладателя хорошего здоровья. Но тот, чье поведение нездоровое, вредит этим не только самому себе. Например, потребление алкоголя, в результате которого возможен прямой ущерб здоровью и жизни третьих лиц: насилие, убийства, хулиганство, грабежи, разбои, угоны автотранспорта и ДТП. Таким образом, необходимо государственное вмешательство в формировании образа жизни граждан страны. Сегодня формирование и развитие здорового образа жизни зафиксировано в качестве приоритета в стратегических документах государства: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Кардинально расширен комплекс используемых мер по укреплению здоровья общества регулирующего, экономического и информационного характера.
Законодательная «профилактика»
В последние годы в нашей стране политика формирования здорового образа жизни заметно активизировалась:
• приняты важные программные документы: «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период
_целенаправленная
_политика,
_поощряющая
_здоровый образ
_и требует затрат
и времени, приносит
до 2020 г.», «Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 г.», «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г.»;
• приняты законодательные акты: Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий от курения табака», Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота алкоголя»;
• созданы центры здоровья, построены физкультурно-оздоровительные центры, стадионы, лыжные трассы. Например, в Нижегородской области за счет средств федерального, областного и местного бюджета построено 23 многофункциональных физкультурно-оздоровительных комплекса (ФОК), из них 3 на территории Нижнего Новгорода, где любой желающий с 4-х лет может заниматься физической культурой;
• повысились ставки акцизов на алкоголь и табак. Например, ставки акцизов на слабоалкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта
9% и на алкогольную продукцию с объемной лей этилового спирта свыше 9% увеличились с 2010-2014 гг. в 2,4 раза, на вина натуральные - в 2,3 раза, на пиво с содержанием доли этилового спирта с 0,5% до 8,6% - в 1,3 раза. Ставки акцизов на сигареты и папиросы увеличились более чем в четыре раза за рассматриваемый период времени [6, 7]; - усилена антиреклама против вредных привычек. Однако внимание к мерам, содействующим распространению здорового образа жизни, все еще не адекватно их роли в возможном снижении заболеваемости и смертности в сравнении с медицинской помощью. Проводимые сегодня мероприятия пока слишком осторожны и недостаточны - и по содержанию, и по объему финансирования. Государственное финансирование здравоохранения РФ в 2011 г. составило 3,5% ВВП, в 2020 г. планируется правительством увеличить этот показатель до 6,2%, когда в развитых странах в 2009 г. расходы уже достигали 9,5% ВВП [8]. Таким образом, расходы на здравоохранение в доле ВВП в России не увеличиваются в сравнении с мировыми показателями.
Ш Ж
I
Жизнь в движении
В развитии здорового общества значительную роль играют физическая культура и спорт. Физкультура и спорт являются эволюционно наиболее отработанной и древней моделью управления поведением «здорового человека». Физические упражнениям и оздоровительные виды спорта ориентированы на удовлетворение:
• физиологических потребностей: развитие двигательных навыков и умений, поддержку стабильного физического состояния, хорошее самочувствие, оптимизм, психологическую устойчивость, способность переносить напряжение, высокую умственную и физическую работоспособность - «в здоровом теле - здоровый дух». Практика показала, что занятия спортом, особенно тяжелой атлетикой, позволяют исправить различные отклонения в состоянии здоровья человека [4];
• потребности безопасности. Способность бороться и преодолевать трудности, возможность реализовать себя как личность, т.к. каждый спортсмен ставит перед собой задачи, и выполнение их позволяет человеку вырасти в глазах окружающих; адаптацию к сложным условиям - «сегодня я проиграл»;
• самореализацию и саморазвитие. Занятия спортом помогают избавиться от депрессии, они являются источником положительных эмоций, помогают самоутвердиться человеку, проявлять настойчивость в достижении поставленной цели. Таким образом, физическая культура и спорт способствуют не только здоровому образу, но творческому саморазвитию, неординарности, индивидуальности, самостоятельности личности, мобильности, создавая тем самым здоровый или расширенно-богатый человеческий капитал для эффективной деятельности любой промышленно-экономической системы.
В обеспечении эффективного функционирования производственного предприятия, к какому бы типу собственности оно ни относилось, ключевая роль принадлежит человеческому капиталу. Соответственно, повышаются требования к уровню образования и квалификации, интеллектуальному развитию, формированию здоровых личностных качеств работника.
расходы
и не увеличиваются
в сравнении_
с мировыми_
показателями_
В современных экономических условиях актуальным является внедрение системы подготовки и управления работников предприятия не только в профессиональном плане, но и формирование «непроизводственного» потенциала работника за счет доступности физкультурных и спортивных занятий - «непроизводственной сферы». Эффективность этого подхода очевидна: физкультурно-спортивная деятельность способствует более активному формированию и воплощению возможностей и способностей личности, совершенствованию профессиональной подготовки за счет высокого функционально-физического состояния человека, гармоничного соотношения телесного и духовного, т.к. физический и умственный труд возможен при поддержании высокой активности мозга и всех органов чувств, человека в целом. Физическое воспитание должно занимать важное место в осознании субъектом (работником) его идеалов, целей, планов. Они, в конечном итоге, определяют соответствие возможностей работника требованиям, предъявляемым к нему профессиональными нормами, принятыми в отрасли, а также готовность осуществлять относительно автономную жизнедеятельность в системе профессиональных и общественных отношений организации.
Важную роль в обеспечении доступности спортивных занятий могут играть работодатели. Данные опроса населения аналитическим центром Юрия Левады по проблемам развития здорового образа жизни по заказу НИУ «ВШЭ» показывают, что 18,9% работникам из 40000 респондентов в возрасте от 15 лет и старше предоставляются возможности занятий в собственных спортивных учреждениях предприятия. Эффективность этого подхода очевидна: фактически занимающихся физической культурой и спортом среди таких работников примерно в 1,5 раза больше, чем среди тех, у кого нет дополнительных возможностей (см. табл. 2) [5].
Физрук для компании
Непосредственная ответственность за здоровый и культурный образ жизни работников, на наш взгляд, должна возлагаться на службы управления
физическое
место в осознании
_субъектом
(работником)
_его идеалов,
_целей, планов
Таблица 2
Доля работников, имеющих возможности для занятий физической культурой и спортом на предприятии
Доля от всех работающих Среди них фактически занимаются физической культурой и спортом
Имеют возможность регулярно заниматься физической культурой и спортом на предприятии (спортзал, бассейн, тренажеры) 18,9 44,2
Не имеют возможности заниматься на предприятии 81,1 27,6
персоналом предприятий. Для этого необходимо введение в штат предприятия специалистов, которые непосредственно не связаны с основной деятельностью производства, но поддерживают активную оздоровительную, физическую и культурную деятельность. Предполагается, что эффективность работы персонала предприятия в значительной степени определяется организацией его работы, мотивацией труда, социально-психологическим климатом в коллективе, т.е. в основном зависит от форм и методов управления пер соналом.
К примеру, в ОАО «Труд», что в поселке Вача Нижегородской области, с 2000 по 2010-й г. работал специалист, несший профессиональную ответственность за физическую культуру работников предприятия всех уровней и категорий и решавший следующие задачи:
• укрепление здоровья работников;
• формирование здорового образа жизни работника;
• «рефлекс цели» - стремление достигнуть намеченных результатов;
• гармоничное телесное и духовное развитие человека;
• создание положительного имиджа работников и предприятия.
В соответствии с этим в ОАО «Труд» проводились следующие спортивно-оздоровительные мероприятия:
• различные спортивные спартакиады, соревнования по цехам и между административно-управленческим персоналом;
• спортивные праздники, дни здоровья;
тренеры или_
преподаватели
физического_
воспитания
спортивных_
учреждений осуществляют неформальный воспитательный процесс_
формирование
требует системного и вневедомственного подхода к разработке единой
_государственной
_политики
сп<
бога н»
ПР'
• индивидуальные занятия в подразделении предприятия - спортивном клубе «Атлет» - по нескольким приоритетным направлением: силовое троеборье, гиревой спорт, армспорт и бодибилдинг. Спортивные секции, клубы, залы, стадионы могут являться важным звеньями в разработке и реализации программ здорового образа жизни работников и их детей.
Целевыми группами программы формирования здорового образа жизни должны стать в первую очередь подростки и молодежь. С одной стороны, это возраст, когда формируются привычки, с другой стороны, молодежь - это будущая рабочая сила и будущие родители. Тренеры или преподаватели физического воспитания спортивных учреждений осуществляют неформальный воспитательный процесс. В нем центральное место занимают физическое воспитание и спорт, занятия осуществляются в единстве с общеобразовательной или профессиональной (специальной) подготовкой специалиста, что и составляет основу компетент-стно-личностного подхода [3]. При этом акцент елан на процесс развития «непроизводственно-о» потенциала человека. Факторы его успешной реализации включают:
1) использование личностного подхода к развитию человека, который предполагает, прежде всего, постоянное взаимодействие тренера с воспитанником на протяжении практически всего жизненного цикла человека [1, 2];
2) обеспечение высоких требований к квалификации тренера и его коммуникативным способностям и качеству его работы в целом. Перечислим основные требования к тренеру:
• высокий уровень нравственного самосознания;
• теоретическая и практическая подготовка в сфере физического воспитания;
• активное пребывание в физкультурно-образова-тельной среде (связь с районными, областными и российскими обществами физической культуры и образования);
• высокие профессиональные качества в педагогике;
• высокий авторитет у своих воспитанников;
• умение руководить коллективом (занимать формальные или неформальные позиции лидера, организатора);
• высокий общий культурный уровень;
• широкий идейно-политический кругозор (активное участие в общественной жизни района, региона);
• умение включать в сферу физического развития не только способных к спорту, но и «обычных» людей и лиц с ограниченными возможностями здоровья, развивая у них уверенность в себе, волю и целеустремленность.
Выводы
Апробация на практике показала, что физическая культура на предприятии обеспечивает работников и их детей (будущих работников) такими необходимыми качествами, как устойчивая работоспособность; быстрое восстановление после неблагоприятных воздействий; скоординиро-ванность деятельности (формирование единой цели персонала); возможность саморегуляции и достижение стрессоустойчивости; развитие самооценки; рост уровня притязаний; формирование умения выявлять психологическую цену труда (величину психических и физиологических усилий). Кроме того, физическая культура способствует эффективному развитию интеллектуальной культуры, самовыражению (стремлению человека к наиболее полному использованию своих знаний и возможностей), гармоничному развитию общества.
Дополнительных «непроизводственных» подразделений должно быть достаточно для того, чтобы обеспечить формирование конкурентоспособных работников предприятий. Нужно расширять предложение специальных форм досуговой активности людей, с тем чтобы замещать вредные привычки и расширять возможности выбора для более здорового поведения - увеличивать доступность спортивных площадок, создавать консультационные центры здоровья, санатория-профилактория на промышленных предприятиях. Одной из мер государственной политики могла бы стать поддержка работодателей, поощряющих спортивное направление (например, с помощью льготного налогообложения), что опосредованно скажется на физической активности населения. Важно также использовать все доступные инс-
трументы государственных программ (информационные, административные, экономические, финансовые) в комплексе, ибо доказано, что эффективность комплексных программ политики здорового образа жизни всегда выше при прочих равных условиях.
Формирование здорового образа жизни общества требует системного и вневедомственного подхода к разработке единой государственной политики. Не может быть в принципе одного ведомства, ответственного за здоровый образ жизни. В перспективе продуманная и комплексная политика здорового образа жизни даст эффект в форме увеличения человеческого капитала.
Литература
1. Дубик Е.А., Миронов А.В. Компетентностно-личностный подход развития специалиста в условиях региона // Материалы II Международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI а». - Кисловодск: Тьютор, 2007. Дубик Е.А., Миронов А.В. Непрерывное воспи-ание личности в задаче развития человеческого потенциала России: региональный аспект // Проектирование модели менеджмента организации: научные и прикладные аспекты: сборник научных статей VII международной научно-практической конференции; под научной редакцией А.А. Симоновой; под общей редакцией Л.Ю. Шемятихиной. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2010.
3. Дубик Е.А., Миронов А.В. Непрерывное физическое воспитание как инновация становления и развития личности специалиста // Проблемы профессиональной направленности естественного и технического образования: Сборник трудов III Межвузовской научно-практической конференции аспирантов, преподавателей вузов, ученых и специалистов. - Н. Новгород: ВГИПУ 2006.
4. Миронов А.В. Физическое воспитание учащейся молодежи в системе дополнительного образования // Физическое воспитание учащейся молодежи: Материалы IV Всероссийской научно-практичес-
кой конференции. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. - С. 150-151.
5. Левада-центр. Аналитический центр Юрия Левады. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levada.ru/issledovaniya (дата обращения: 06.04.2013).
6. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части 1 и 2 по состоянию на 29.01.10. - М.: Омега-Л, 2010.
7. Налоговый кодекс РФ: Части 1 и 2 по состоянию на 25.09.13. - М.: Кнорус, 2013.
8. Россия и страны мира - 2012: Стат. сборник. - М.: Росстат, 2012.
Elena A. Dubik
Candidate of Science, Economics, Teaching Assistant of Institute of Economics and Management, Nizhny Novgorod State Technical University
Formation of human capital: healthy life style as a constituent factor
_Abstract
Formation and development of healthy human capital in Russia by means of physical education and sport are considered. Implementation of the system of preparation and management of "non-production" potential of the employees of manufacturing enterprises by means of availability of physical training and sport activities (e.g. "non-production sphere") is proposed in the present article.
Keywords: human capital, healthy life style, physical education, sport, society, life quality, management, personnel, human development