Научная статья на тему 'Формирование бюджетов муниципальных образований'

Формирование бюджетов муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование бюджетов муниципальных образований»

Раздел II. Проблемы социально-экономического развития

муниципальных образований

туры управления, наметить варианты распределения ответственности, установить источники доходов.

Чтобы управлять, надо конструктивно мочь.

Субъект реформ должен быть вооружен технологией концептуального проектирования систем управления: начиная от технологии формирования комплексных нормативных документов и государственной системы управления до региональных и корпоративных систем управления. В проекте системы организационного управления должно быть определено, КТО, ЧТО, КОМУ, КАК, КОГДА должен:

сообщить — передать — поручить — узнать и т. д., чтобы:

- выяснить текущее состояние объекта управления;

- сравнить его с желаемым состоянием объекта (это желаемое надо для начала четко представлять);

- установить смысл различия текущего и желаемого состояния объекта и оценить значение этого различия;

- выработать альтернативные варианты решений;

- выбрать вариант, т. е. принять решение, взять на себя ответственность;

- сформировать и произвести требуемое и допустимое (с учетом всех ограничений) воздействие на объект управления.

Для того, чтобы управляемость возникла, нужно создать необходимые условия. Первое — создать "идеологическую" поддержку — ввести в общественное сознание понимание того, что наш мир — это воплощение наших решений, путь в светлое будущее лежит через отлаженные процессы выработки и принятия решений.

Возрождение города зависит не от обширных программ внешней помощи, а от изменения методов внутреннего управления. Существующая система управления, проблемы города, возрастая в объеме и сложности, могут свести на нет любую финансовую помощь.

Следующее — это надежда на подготовку кадров, развитие и поддержку интеллектуальной управленческой элиты, элиты разработчиков.

Гончарова М. А., Новиков М. В.

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Проблема формирования бюджетов муниципальных образований стоит сейчас для нашей страны особенно остро. Основной задачей является поиск возможных путей пополнения доходной части местных бюджетов, приемлемых в данной экономической ситуации и являющихся перспективными для развития страны в целом.

Укрепление бюджетов всех уровней является ключевым вопросом бюджетной и экономической реформы, во многом определяющим судьбу российского государства. Бюджетная система переживает сложный период становления третьего бюджетного уровня — уровня местного самоуправления. Без этого даже самые сильные правовые нормы будут работать вхолостую. В то же время необходимо понимать, что финансовая база местного самоуправления является по сути дела основой всей системы государственных финансов. И от того, как эта система будет выстроена на уровне местного самоуправления, в значительной степени зависит, как она будет действовать в целом.

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

Невозможно оздоровить финансовую систему в стране, даже приняв самый идеальный бюджет, добившись снижения дефицита, обеспечив реальность расходных статей, если все эти достижения затрагивают только федеральный уровень.

И пока еще отчетливо не проявились контуры будущей модели бюджетного федерализма в России.

Путь формирования межбюджетных отношений в России чрезвычайно труден. Резкие повороты на этом пути чреваты тяжелыми последствиями. Необходима очень гибкая, взвешенная политика, осторожное введение новых бюджетных инструментов и методов, терпеливое приспособление действующих механизмов к новым условиям функционирования.

Среди множества бюджетных проблем прежде всего следует выделить три:

• формирование доходов бюджетов всех уровней;

• вертикальная несбалансированность бюджетной системы;

• неопределенность положения бюджетов всех органов власти.

Укрепление в последние годы властных полномочий региональных

органов сопровождалось усилением централизации доходов на уровне субъект — местные бюджеты, что привело к заметному ослаблению последних. Одновременно положение местных бюджетов быстро ухудшалось в связи с массовой передачей в их ведение объектов жилья и социальной инфраструктуры, которые прежде находились на содержании предприятий, а также в связи с расширением других обязанностей по социальным выплатам населению, не подкрепленных передачей достаточных для этого финансовых ресурсов. Результатом стало резкое усиление их зависимости от поддержки со стороны регионального бюджета, от объема выделяемых трансфертов, дотаций, от определяемых сверху долей отчислений от федеральных налогов и, в конечном счете, от личных взаимоотношений региональных и местных властей.

Ни для кого не секрет, что сегодня бюджеты местного самоуправления в значительной мере формируются от достигнутого уровня, исходя из субъективных факторов. Эта ситуация должна быть изменена путем сокращения бюджетных расходов, поиска новых бюджетных источников, активного проведения реформ, развития малого предпринимательства и т. д.

В рамках концепции доходности городской территории можно выделить несколько основных каналов и видов поступлений:

1. Доходы бюджета местного самоуправления, которые являются достоянием всего сообщества, проживающего на территории муниципального образования. Доходы местного самоуправления складываются из налогов, платежей, поступлений от приватизации, сдачи в аренду муниципальной недвижимости, продажи земельных участков, средств, поступающих в результате реализации инвестиционных проектов, а также кредитов, займов, дотаций и помощи.

2. Доходы физических и юридических лиц от предпринимательской деятельности.

3. Прямые инвестиции в производство и недвижимость, расположенную на территории муниципального образования.

Эти каналы доходности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, чем выше заработки населения, тем больше объем подоходного налога; чем выше прибыль предприятий, тем больше объем налога на прибыль; чем активнее инвестиции, тем выше уровень занятости; чем больше наполнение городского бюджета, тем больше возможностей для

Раздел II. Проблемы социально-экономического развития

муниципальных образований

реализации социальных программ и развития городской инфраструктуры, поддерживающей основную экономическую активность.

Большое значение в антикризисных действиях по повышению доходности городских территорий должна занимать финансовая деятельность, включая:

• получение кредитов под гарантии администрации города, в том числе на развитие инфраструктуры;

• развитие ипотеки;

• организацию муниципальных займов;

• разработку и внедрение финансовых схем аккумуляции бюджетных средств, размещенных в банках.

Приведенные выше предложения могут быть действенными только при общей направленности государственной политики на укрепление местных бюджетов.

Нужна поддержка местных бюджетов, но нужно и предъявить государственные требования к местным бюджетам. Если считать, что местные бюджеты — основа всей финансовой системы страны, то эта система должна быть здоровой. При этом должен неукоснительно соблюдаться принцип выравнивания уровня жизни населения различных территорий с учетом географических, природных и других условий, в целях достижения социальной справедливости.

Учитывая, что кассовое исполнение бюджетов является важнейшим показателем эффективности функционирования всей бюджетной системы, а связанные с ним вопросы столь комплексны и взаимосвязаны друг с другом, то речь должна идти о повышении общего уровня бюджетного самообеспечения субъектов РФ и органов местного самоуправления. Для этого надо решить вопрос о закреплении за субъектами Федерации постоянных и достаточных финансовых источников для самостоятельного формирования бюджетов. Дальнейшая работа по реализации принципов бюджетного федерализма в ходе исполнения бюджета позволит решить многие социально-экономические проблемы.

Новиков М. В., Маруда Т. В.

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

По словам П. Самуэльсона, "наше восприятие экономической системы зависит от тех очков, через которые мы ее наблюдаем". Важное место в изучении макроэкономических систем занимает структурный анализ. Выбор структуры определяется сущностью самого объекта, целями исследования, которые тесно связаны с методологией анализа и моделирования.

Определение финансовой системы как системы форм и методов аккумуляции и распределения фондов денежных средств, осуществляемых во властно-регулятивном порядке (государство, муниципалитет, администрация предприятия), дает право говорить о ее структуре как иерархической и, следовательно, беспрепятственно использовать методологию функционально-стоимостного анализа (ФСА) для ее моделирования и последующей оптимизации.

Предлагаемая структура ФС представлена на рис. 1:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.