1. Наркелюн Л.Ф., Офицеров В.Ф. Комплексное использование ископаемых углей. Чита: Чит-ГТУ, 2000. - 271 с.
2. Рашкин А.В., Субботин Ю.В., Герасимов В.М., Овешников Ю.М. Исследование и разработка способа очистки промышленной воды с использованием геотекстильных фильтров / Материалы Международной научно - практической конф. “Хозяйственно - питьевая и сточные воды:
проблемы очистки и использования”, Пенза: МАНЭБ. - 1996. - с.98 - 101.
3. Патент РФ № 2094085 на изобретение “Устройство для очистки сточных вод”/ Субботин Ю.В., Рашкин А.В., Герасимов В.М., Овешников Ю.М., Мязин А.В. Приор. изобр. от 25 июля 1996 г, заявка № 96115045. Зарегистрирован в Гос. реестре изобретений 27 октября 1997 г.
— Коротко об авторах
Субботин Ю.В. - кандидат технических наук, доцент, докторант ЧитГУ.
------Ф
'V------
--------------------------------------- © Ю.А. Бахтурин, 2006
УДК 622.271.333:621.86.06 Ю.А. Бахтурин
ФОРМИРОВАНИЕ БОРТА КАРЬЕРА ПРИ АВТОМОБИЛЬНО-КОНВЕЙЕРНО-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Семинар № 12
Формирование борта карьера с размещением на нём перегрузочных пунктов автомобильно-конвейерно-железнодорожного (а-к-ж.д.) транспорта в большинстве случаев связано с разносом борта или оставлением целиков. При этом объёмы разноса борта и целиков
в общем случае не могут быть представлены как аддитивная совокупность соответствующих объёмов для размещения дробильно-перегрузоч-ного пункта, конвейерного подъёмника и комплексов перегрузки, аналитические зависимости для их расчёта носят нетривиальный характер.
Для определения указанных объёмов проведён анализ проектных и научнотехнических решений, который позволил выявить основные типы комплексов перегрузки и определить параметры площадок при их внутрикарьерном размещении.
Габариты площадок для внутри карьерного размещения комплексов перегрузки с конвейерного на железнодорожный транспорт (КП) зависят от следующего:
• типа перегрузочного пункта и его
конкретного конструктивного испол-
нения;
• места выхода конвейера на поверхность горизонта расположения пере-
зки;
• углов подхода магистрального конвейера к погрузочным железнодорожным путям в плане и вертикальной плоскости;
• вместимости аккумулирующих устройств;
• высоты перекрытия приходящего конвейера.
Анализ проектных решений и научноисследовательских работ по применению карьерного а-к-ж.д. транспорта позволяет выделить следующие основные типы КП:
• устройства бункерного типа (табл.
1);
• склады хребтового типа линейной формы:
• комбинация корпусов погрузки и складов (комбинированные КП).
В табл. 2 приведены типы КП по железорудным предприятиям, разработанные проектными институтами.
По конструктивным признакам, определяющим геометрические параметры можно выделить следующие основные устройства бункерного типа:
• с поперечной загрузкой думпкаров (рис. 1, а, г);
• с продольной загрузкой думпкаров (рис. 1, б, в, д);
• полузаглубленного (тоннельного) типа (рис. 1, д );
• с механизмами распределения горной массы по ячейкам (рис. 1, г).
Хребтовые склады линейного типа, основные компоновочные схемы которых представлены на рис. 2., можно подразделить по числу секций на одно-и многосекционные ( рис. 2, в, д, е, а, б); по числу погрузочных путей на одно- и двусторонние ( рис. 2, б, а, в, г, д, е).
Рис. 1. Схемы комплексов перегрузки в думпкары бункерного типа 246
Рис. 2. Схемы комплексов перегрузки в думпкары со складами хребтового типа
По типу применяемого погрузочного оборудования - на склады:
• с экскаваторной погрузкой (рис.
2, а, б);
• оборудованные колесными погрузчиками (рис. 2, д);
• с погрузкой питателями из штабелей с тоннельным расположением думпкаров (рис. 2, г);
Таблица 1
• с конвейером-перегру-жателем и точечной погрузкой (рис. 2, е);
По способу формирования штабеля склады можно выделить следующие типы складов:
- эстакадные (рис. 2, а, б, г, д, е);
- безэстакадные с применением отва-лообразователя или штабелеукладчика (рис. 2, д);
Некоторые характеристики, определяющие геометрические параметры площадок для комплексов перегрузки со складами хребтового типа, представлены в табл. 3.
Габариты перегрузочных площадок можно описать тремя величинами: шириной, совокупной длиной штабелей и углами, определяемыми условиями вписывания железнодорожных путей.
В схемах, предусматривающих применение хребтовых складов, может потребоваться удлинение площадок с учетом размещения передаточных конвейеров. Расчёты величины удлинения площадок можно производить по формуле
М = [Нр - (Впл -0,5Вш -Ь1 - Ь2 - Ь3 -ь5)#в]х х^ап->/(Я - Ь)2 - (Я - Ь - 0,5Вш + ЬА)2,
(1)
где Нр - высота оси головного барабана передаточного конвейера, м; Ь1 - расстояние от нижней бровки уступа до оси контактной сети, м; Ь2 - расстояние от оси контактной сети до оси железнодорожного пути, м; Ь3 - расстояние от оси ж.д. пути до подошвы штабеля, м; Ь4 - расстояние от оси конвейера до крайней точки станции приводов, м; Ь5 - расстояние от верхней бровки уступа до места выхода оси конвейера на поверхность, м; Ь6 - габарит приближения строений, м; в - угол наклона борта карьера, град.
Расчётная схема для определения объёмов разноса борта и целиков при формировании борта карьера с размещением комплексов перегрузки а-к-ж.д. транспорта приведена на рис. 3. По расположению перегрузочных площадок КП относительно основания возможны 2 основных варианта:
Таблица 2
Типы комплексов перегрузки с конвейерного на железнодорожный транспорт на железорудных предприятиях СНГ
Проектный институт Название карьера Тип комплекса перегрузки
Центрогипроруда Стойленский комбинированный
Кривбасспроект ЦГОК№1 склад с экскаваторной погрузкой
Южгипроруда Анновский СевГОКа комбинированный
Южгипроруда Первомайский СевГОКа комбинированный
Южгипроруда НКГОК №2-бс комбинированный
Южгипроруда НКГОК №3 комбинированный
Южгипроруда НКГОК №1 склад с экскаваторной погрузкой
Южгипроруда карьер ЮГОКа склад с экскаваторной погрузкой
Южгипроруда Полтавского ГОКа, юго-западный борт комбинированный
Южгипроруда Полтавского ГОКа, южный борт комбинированный
Гипроруда Качарского ГОКа бункерный
Таблица 3
Характеристики складов перегрузки с конвейерного на железнодорожный транспорт
Название карьера Производительность, КП, млн т Конструктивное исполнение Вместимость, т Число погрузочных путей
Стойленского ГОКа 20 две двусторонние секции 200000 4
№1 ЦГОКа 10/20* 2-секционный 10000/4000 0 2
| Анновский СевГОКа 18 1-секционный 25000 1
Первомайский 20 2-секционный 92000 2
№2-бис НКГОКа 20/13 2-секционный 72000/2500 0 2
№3 НКГОКа 20 2-секционный 220000 2
№1 НКГОКа 14 1-секционный 40000 1
ЮГОКа 18 2-секционный 2000000 1
[Полтавского ГОКа 19 2-секционный 220000 2
[Примечание:* - в числителе - для руды; в знаменателе - для вскрыши
1. КП располагается со стороны выработанного пространства.
2. КП располагается на площадке, примыкающей к конвейерной выработке.
При этом минимальную длину участка борта для размещения на нем КП и транспортных коммуникаций при использовании а-к-ж.д. транспорта по первому варианту можно определить по формуле
^єіи0і -зіпа2 зіп р$,іпа
4™ = я,
+ сі%Р’
+Іб +АІ + Ьш +
Б„ -
Вбд/зіп в2 - зіпа2 зіп в соз а
+ Вб + Іт,
По второму варианту:
^•^/ЗіПв2—Зіп
(2)
^Шіп
Ні
зіп р$та ЬШ + 2Ь^р + АЬ + Іт
+ Іб + Іт
(3)
где Н1 - высота конвейерного подъёма, м; а - угол наклона конвейерной линии, град; в' - угол наклона борта в направлении на-
встречу конвейерной линии, град; Іб - длина горизонтальной площадки от нижней кромки траншеи вдоль борта для размещения натяжных станций конвейера, дро-бильно-перегрузоч-ных пунктов и т.п., м; Іт - минимальная длина железнодорожного тупика, м; Вп - часть ширины площадки для размещения КП, создаваемая за счёт разноса борта (оставления целика); Вб
- часть ширины бермы для размещения конвейерного подъёмника, создаваемая за счет разноса борта (оставления целика); Ьш - длина штабеля, м.
Минимальная длина участка борта для размещения КП и транспортных коммуникаций обеспечивается в первом случае. Однако из условия минимизации объемов разноса борта и целиков предпочтительным является второй вариант, так как в этом случае указанные объемы снижаются
Рис. 3. Схема для определения объёмов разноса борта и целиков при внутрикарьерном размещении комплексов перегрузки а-к-ж. д. транспорта
за счет частичного совмещения объемов разноса борта для создания конвейерной бермы и площадки для размещения КП.
На схеме разнос борта представлен фигурой
ДСУХВЕЦМБРТАКНШ. Полный объем разноса рассчитывается как сумма объемов призм с непараллельными основаниями, представленных на схеме фигурами
сдегхОдр, УХВГКНШР и хомктрбл, по формуле
_ B6iJsin2 в - sin2 a cos a sin в
[ И2^іп2 в - sin2 a + (И2^в' + 2И1їб )sinasin в
I 2sin в sin a
И і(-
■y/sin2 в
sin в sin a
- + ctg в') + і6 + AL + Ьш
+И (И2ctgв' + ^gy Vsin2 в-sin2 a + И£Шв)+
2 2 2 cos a sin в 2 sin у
+И2(Вп - Вб4sin2 в-sin2 a) x cosasin в
L +AL + (B - Bб'Іsin2 в- sin2 a) ctgУ і+ctgVi +
mm n cosasin в 2
+И, (£!в+Еів)
2 sin у sin у
(4)
Рис. 4. Зависимость объёма разноса борта (Уб) от глубины размещения КП (Н2):
- для КП с односторонней погрузкой, Ы1 = 200, Бб = 20 м, Ус = 25 тыс. кубометров;
ф для КП с двусторонней погрузкой, Ы1 = 100, Бб = 20 м, Ус = 30 тыс. кубометров;
- для КП с двусторонней погрузкой горной массы, Бб = 0 м, Ус = 30 тыс. кубометров;
- для КП с односторонней погрузкой горной массы, Бб = 0 м, Ус = 25 тыс. кубометров;
- для бункерного КП
где Н2 - глубина расположения КП; Р" -угол наклона торцевого борта в направлении, совпадающим с направлением конвейерной выработки, град.
Рис. 5. -Зависимость объёмов целиков (Уц) от глубины размещения ДПП (Нд) при 1пб = 350 м, Ьш = 100 м:
при двусторонней погрузке, Н2 = 100, м;
■ф* при односторонней погрузке, Н2 = 100, м;
... - для КП на поверхности, Вб = 20 м;
для КП на поверхности, Вб = 20 м;
■ф- при двусторонней погрузке, Н2 = 200, м; = 20 м;
^^- при односторонней погрузке, Н2 = 200, м; = 20 м;
18000
s
Ч» 15000
сі
3 12000
&
£ 9000
я
О
о
| 6000 о,
3
S
S зооо
І
l /
/ >
1
О 100 200 300 400
Глубина размещения КП, Н2, м
Объем оставляемого целика КМРИА-ВОП определяется по формуле
V = Вп (Я,2 x/sin2 ji sin2 а + 21пбЯ, sin a sin в - Я,2 sin a tgS)
Ц 2sin a sin в
(5)
где 1пб - расстояние на горизонте КП от точки заложения траншеи до точки пересечения бортов, м; 5 - угол между линией пересечения бортов ОЖ и линией, перпендикулярной к границе перегрузочной площадки МФ, град..
X
X
Величина S определяется по формуле
Jsin2(sin2 y + 2ctgP’ctgP cos Y + ctg2в) - sin2 Y
tgo =---------------------------------------:-,
sin y
(6)
где у - угол между уступами борта с конвейерным подъёмником и уступами соседнего борта, м.
С учётом применения а-к-ж.д. транспорта вскрыши на карьере Ингулецкого ГОКа [1] проведены расчеты объёмов разноса борта и целиков для различных вариантов размещения КП, значений В6, Hj, вместимости склада (Vc), типа КП при а = 16°, в = в' = в" = 40°. Величина Вб зависит от способа строительства конвейерного подъемника. В [2] предлагаются способы, применение которых позволяет довести ширину основания конвейерной выработки до размеров, определяемых шириной охранительной бермы, углами наклона подъемника и наклона борта без его дополнительного разноса (Вб = 0). Графически зависимости представлены на рис. 4, 5. Даже с учётом возможности строительства конвейерного подъемника без дополнительного разноса борта (Вб = 0) внут-рикарьерное размещение КП по сравнению с размещением его на поверхности связано со значительными дополнительными объемами выемки вскрыши (рис. 4). Если при Н2 =100-120 м объёмы составляют до 3 млн кубометров, то уже при Н2 = 200 м они в зависимости от типа КП достигают 5-7 и более млн. кубометров. Это существенно отражается на конкурен-
----------------------СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахтурин Ю.А. Обоснование рациональных технологических параметров автомобильно-конвейерно-железнодорожного транспорта на карьерах: Автореф. дис. ...канд. техн. наук / ИГД УрО РАН. - Екатеринбург, 1999. - 20 с.
2. Яковлев В.Л., Смирнов В.П., Берсенёв В.А. Устройство дробильно-конвейерных комплексов на глубоких карьерах. - Екатеринбург ИГД УрО РАН, - 2003. - 42 с.
тоспособности а-к-ж.д. транспорта с внут-рикарьерным размещением КП.
Как видно из рис. 5 размещение дробильно-перегрузочного пункта (ДПП) на глубине (Нд) до 150-165 м при размещении КП на глубине Н2 = 100 м и применении комбинированного КП с двусторонней погрузкой горной массы (активная вместимость (Ус) порядка 30 тыс. кубометров) обеспечивает снижение объемов целика по сравнению с размещением КП на поверхности. Применение комбинированного КП с односторонней погрузкой (Ус ~ 20-22 тыс. кубометров) обеспечивает такое снижение до глубины размещения ДПП около 200 м. При Н2 = 200 м - соответственно до глубины Нд = 350 м для КП с двусторонней и до Нд = 400 м для КП с односторонней погрузкой.
Объемы целиков в общем случае ниже соответствующих объемов разноса борта в 1,2-1,7раза. Объёмы разноса борта в варианте с размещением КП на площадке, примыкающей к конвейерной выработке на 20-30 % ниже, чем в варианте их размещения на нерабочем борту карьера со стороны выработанного пространства.
Приведенные зависимости позволяют формализовать процесс расчёта объёмов целиков и дополнительного разноса борта карьера при размещении на нём комплексов перегрузки с конвейерного на железнодорожный транспорт.
7000
О 100 200 300 400
Глубина размещения ДПП, Нд, м
— Коротко об авторах -----------------------------
Бахтурин Ю.А. - кандидат технических наук, ИГД УрО РАН.