Журнал: Кластеры. Исследования и разработки Стр.
Издатель: Московский кластер бизнес-инициатив (Москластер), ОГРН 1157746107606, ИНН 7719402939 21-27
ISSN: 2414-9047
Название статьи: Формирование благоприятного инвестиционного климата территории в контексте
реализации кластерной политики
DOI: 10.12737/19892
FOS: 5.02, Economics and Business
WoS: B.00090, Economics
УДК: 338.24
ББК: 65.050
ГРНТИ: 06.52.01
РВИНИТИ: 061.51.53.01
РФФИ: 06.6.50
РНФ: 08.1.55
Автор: Патрахаева Ксения Александровна
Телефон: +79851562400
Электронная почта автора: [email protected]
Страна, область, город проживания: РФ, Москва, Москва
Ученая степень:-
Ученое звание: -
Место работы автора: Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г.
Разумовского (ПКУ)
Должность: Бакалавр
SPIN: 9072-9552
ODCID: 0000-0003-3219-1676
Researcher ID:-
Аннотация: Инвестиции играют важную роль в развитии регионов. Для их привлечения необходимо
создавать благоприятный инвестиционный климат. Кластеры являются одним из механизмов привлечения
инвестиций и эффективного развития регионов.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, кластер,
кластеризация, регион, конкурентоспособность, бизнес-среда.
Привлечение инвестиций в настоящее время является одной из ключевых проблем развития регионов. Так как инвестиционные ресурсы ограничены, то полностью удовлетворить потребность в них очень сложно. Чтобы регион был привлекательным для вложения в него инвестиций, необходимо создать благоприятный инвестиционный климат. Инвестору важно, чтобы вложенные средства принесли ожидаемый положительный результат, поэтому чтобы добиться этого, необходимо создать определенные условия для осуществления инвестиционного процесса. Актуальность рассматриваемого вопроса состоит в том, чтобы создать условия для динамичного развития и повышения инвестиционной привлекательности регионов.
Существует множество определений понятия инвестиционного климата. Например, автором книги «Инвестиции» инвестиционный климат рассматривается как «совокупность правовых, экономических, политических и социальных факторов, определяющих привлекательность государства для зарубежных инвестиций» [6]. Другое определение инвестиционного климата, по мнению автора, более полно, а именно «совокупность сложившихся в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала» [3]. Но если говорить об инвестиционном климате отдельных регионов, то можно сказать, что инвестиционный климат-это среда, в
которой протекают инвестиционные процессы. Его формирование происходит под воздействием многих факторов, к числу которых можно отнести политические, экономические, социальные и многие другие. Эти факторы определяют условия инвестиционной деятельности и предопределяют возможную степень риска для инвестиций.
По мнению автора статьи, между понятиями «инвестиционный климат» и «инвестиционная привлекательность» имеются различия. Как уже говорилось выше, «инвестиционный климат» - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. В понятие «инвестиционная привлекательность», по моему мнению, необходимо включить два основополагающих аспекта. Во-первых, это инвестиционный потенциал региона, куда можно включить возможности для привлечения инвестиций, а во-вторых, это инвестиционные риски, то есть факторы, ограничивающие привлечение инвестиций.
Но существуют мнения, доказывающие что «инвестиционный климат» и «инвестиционная привлекательность» это одно и то же. Например, рейтинговое агентство «Эксперт РА» на своем официальном сайте дает следующее определение: «Инвестиционная привлекательность тождественна понятию инвестиционный климат и включает в себя инвестиционный потенциал (объективные возможности страны) и инвестиционный риск (условия деятельности инвестора)» [9].
Как уже упоминалось, инвестиционный климат региона складывается из множества факторов. Помимо групп факторов, большое влияние так же оказывают и природно-климатические условия, и географическое положение. Немало важно так же и состояние окружающей среды, научный потенциал региона, трудовые ресурсы и так далее.
Таким образом, чтобы оценить инвестиционный климат региона, необходимо проанализировать множество факторов, чтобы сложилось четкое представление о состоянии региона в контексте инвестиционной привлекательности.
Помимо перечисленных факторов, оказывающих непосредственное влияние на инвестиционный климат, немаловажную роль играют кластеры, то есть географические сосредоточения взаимосвязанных предприятий, компаний, специализирующихся на поставках определенного типа продукции, обслуживающих организаций, компаний, работающих в смежных отраслях, и связанных с ними институтов в конкретных отраслях промышленности, конкурирующих, но также сотрудничающих между собой.
Среди множества определений кластеров самое верное, по мнению автора, определение Майкла Портера, американского экономиста, профессора Гарвардской школы бизнеса который дает следующее определение кластера. Кластер-сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу [1].
Можно сказать, что в настоящее время кластеры рассматриваются не только как эффективная форма кооперации между предприятиями и различными организациями, но и как платформа для разработки и внедрения инноваций. Так, в 2006 г. Европейским союзом утверждён «Манифест кластеризации в странах Европейского союза», а в 2008 г.— «Европейский кластерный меморандум». Главная цель принятых документов — формирование большого количества кластеров с целью усиления конкурентоспособности не только экономик отдельных стран, но и Евросоюза в целом [11].
Реализация кластерной политики в Российской Федерации происходит практически во всех регионах и затрагивает самые разные сферы деятельности -от туризма до сферы высоких технологий, является частью социально-экономической стратегии развития субъектов РФ.
Суть современного кластерного подхода к развитию экономики состоит в том, чтобы различные стейкхолдеры (бизнес-сообщество, общественные и научные организации, органы власти, образовательные организации, финансовые институты) смогли консолидировать свои усилия по кооперации большого числа конкурирующих между собой предприятий в кластер. Предполагается, что успешная кооперация конкурентов усиливает экономический рост и социальное развитие как отдельных регионов, так и страны в целом [10].
Кластеризация способствует росту конкурентоспособности участников кластера за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции [7].
Формирование кластеров на территории регионов способствует повышению конкурентоспособности не только предприятий, входящих в кластер, но и экономики региона в целом, что положительно сказывается на многих аспектах жизни региона и его населения, социально-экономических показателях. Формирование и развитие кластеров способствует стабилизации рынка труда, снижению кадрового дефицита предприятий, переориентации убыточных предприятий, и, в конечном итоге приводит к повышению инновационной и инвестиционной активности.
Стимулирование роста конкурентоспособных кластеров, сбалансированная кластерная политика, основанная на развитии отношений между федеральным центром и субъектами РФ, является одним из инструментов выхода из сложной ситуации. Она связанна с высокими ценами на сырье и большими объемами ресурсов, что позволяют не думать о конкуренции и формируют распределительную систему дележа унаследованного благосостояния (ренты) -как в органах государственного управления, так и в корпорациях [5]. Инвестиционная привлекательность не только кластера, но и региона в целом, должна стать важнейшим ориентиром региональной кластерной политики.
В настоящее время во многих регионах России оценка инвестиционного климата не слишком привлекательна для инвесторов и вложения инвестиций в
производство или любую другую отрасль. В рамках реализации кластерной политики региона необходимо создание организационно - экономических механизмов, стимулирующих создание региональных, а возможно и межрегиональных кластеров на основе действующих и вновь создаваемых предприятий как фактора восстановления производственного потенциала, повышения инвестиционной привлекательности области. Инвестиционная деятельность региона представляет собой сложную систему взаимосвязей, объединяющую органы государственной власти, промышленные предприятия, внешних инвесторов, в том числе и иностранных. Для повышения инвестиционной привлекательности региона и его кластерных структур важно обеспечить достаточность и эффективность использования инвестиционных ресурсов, согласованность инвестиционной политики. Кластеры в этом случае могут стать теми «точками роста», которые станут ядром регионального развития в целом [7].
Нужно понимать, что мало создать кластеры на территории региона, они так же должны быть привлекательными для инвесторов, они должны быть рентабельными, должны кооперировать организации, создавать активные связи между ними. Государство в целом в настоящее время прорабатывает вопрос о том, каким образом можно привлечь инвесторов, готовых вкладывать достаточный объем финансовых ресурсов под развитие кластера.
Успешная реализация региональных программ повышения инвестиционной привлекательности во многом определяется наличием и функционированием сбалансированной системы управления инвестиционным процессом. Действующий на сегодняшний день в российских регионах механизм привлечения инвестиций не позволяет комплексно и оперативно решать вопросы инвестиционного развития и, как следствие этого, не позволяет в достаточной мере активизировать инвестиционную деятельность на региональном уровне [2]. Развитие регионов должно иметь финансовую поддержку в рамках инвестиционной кластеризации, то есть это должна быть поддержка системы кластеров, формируемой на рынке стратегических программных инвестиций. Другим постоянным источником должны стать региональные рынки, охваченные хозяйственной деятельностью регионов, частично поддерживаемой государством [10].
В настоящее время регионы конкурируют между собой за возможность создать на своей территории перспективные кластеры. Определяющим фактором здесь является наличие определенной бизнес-среды, благоприятной для размещения кластеров на территории региона. Также важно понимать, что для размещения и создания кластеров необходимо наличие инфраструктурной составляющей. Имеется ввиду поддержка со стороны власти в части подготовки и финансирования проектов развития инфраструктуры. Сюда можно отнести те объекты инфраструктуры, которые будут использоваться предприятиями кластера: земельной, социальной, инженерной, производственной. Тогда инвестиции будут поступать непосредственно в территориальную систему, будут способствовать развитию кластеров, повышению их конкурентоспособности. Как известно, кластеры в настоящее время рассматривают как «новые точки роста в развитии регионов», соответственно, развивая кластеры, мы развиваем регион,
повышаем и его конкурентоспособность, его социально-экономические показатели, улучшаем условия жизни населения, создаем дополнительные рабочие места, решаем проблемы безработицы, регулируем рынок труда. Все перечисленное так или иначе связано с понятием инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата региона, что мы и рассматриваем в статье. Инвестиционная деятельность будет способствовать развитию социальной инфраструктуры, которая, в свою очередь, осуществляла бы финансовую, информационную, консультационную, маркетинговую и другие виды поддержки инвестиционных проектов, что, в конечном счете, должно создать условия для развития территории кластера.
В настоящее время в Омской Области активно развивается аграрно-промышленный кластер «Парк». Омская область является пилотной площадкой промышленно-аграрного кластера, который объединяет в себе сеть четырех кластеров. Целью рассматриваемого кластера является создание, запуск в эксплуатацию и эффективное управление интегрированной сетью перерабатывающих инновационных производств в субъектах Российской Федерации, а задачей- создание кластеров, объектов ПАРКа, в значительном числе субъектов Российской Федерации, обладающих соответствующими естественными преимуществами. ПАРК призван сыграть значимую роль в процессе становления новой экономической платформы России. Очевидно, что успешное развитие кластера невозможно без инвестиций. Агропромышленный биокластер включен в «Перечень первоочередных инвестиционных проектов в Сибирском ФО» и в региональную инвестиционную программу Омской области. Центр Инноваций участвует в разработке государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Это еще раз доказывает актуальность настоящей статьи: инвестиции играют огромную роль в развитии регионов, без инвестиционных вложений невозможно эффективное развитие как территорий, так и кластеров, которые как раз способствуют развитию территории и развитию инвестиционного климата регионов [8].
Кластеры на территории Российской Федерации должны быть хорошо организованы и иметь эффективную систему управления. Для анализа качества управления кластерной политикой в Российской Федерации необходимо, во-первых, уточнить не только само понятие «качество управления кластерной политикой», но и средства анализа и измерения качества управления кластерной политикой и, во-вторых, проанализировать управленческие документы, тем или иным образом отражающие цели и результаты реализации кластерной политики [10, 13].
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что любой регион заинтересован в привлечении инвестиций, развитии своего региона, в экономическом росте, в улучшении качества жизни населения. Регионы заинтересованы в улучшении своего имиджа. Развитие экономики - очень важный аспект в жизни региона, а оно невозможно без привлечения инвестиций от отечественных и зарубежных инвесторов. Активная инвестиционная деятельность может способствовать развитию кластеризации региона. А кластерный подход, в свою очередь, способствует повышению инвестиционной активности. Именно инвестиционная
активность является важным звеном в развитии региона и повышении его социально-экономических показателей. Реализация кластерного подхода способствует, как уже говорилось выше, созданию дополнительных рабочих мест, позволяет увеличить объемы производства, увеличить уровень заработной платы и повысить поступления в бюджет.
Таким образом, очевидно, что все процессы взаимосвязаны. Благоприятный инвестиционный климат способствует повышению конкурентоспособности экономики региона и его развитию, создание на территории региона кластеров способствует привлечению инвестиций, активизация инвестиций, в свою очередь, играет важную роль и в развитии кластеров, и в развитии региона.
Создание кластеров и вложение в них инвестиций в настоящее время-это реальная возможность для регионов России создать условия для модернизации экономики и развития не только внутри региона, но и на уровне Российской Федерации. Но, так как инвесторы предпочитают вкладывать свои средства, как правило, в те регионы, в которых уже имеются перспективные кластеры или, хотя бы, адекватные предпосылки для их формирования, необходимо создавать и развивать их, что приведет к активному привлечению отечественных и иностранных инвестиций и развитию регионов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Competition" Michael Porter, Williams 2005-608 p.
2. Гриневич, Ю.А. «Инфраструктура рынка как фактор активизации инвестиционной деятельности и развития промышленности в регионе» / Ю.А. Гриневич, А.С. Шеншин // Вестник ННГУ. Серия Экономика и финансы. - 2005. - Выпуск 1 (7). - С. 403-408.).
3. Грязнова, А.Г. «Финансово-кредитный энциклопедический словарь» Год: 2002 Издание: М. Финансы и статистика .
4. Евстигнеева, Л. «Макроэкономические аспекты региональной политики» / Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев // Экономическая политика. - 2006. - № 4. -С. 99-124.)
5. Иванова, В. Н., Тарасенко, В. В., Хафизов, Р. Р., «Влияние кластеров на конкурентоспособность экономики субъектов Российской Федерации».
6. Ковалева В.В, Иванова В.В., Лялина В.А «Инвестиции» М.: 2003. — 440 с.
7. Мозгунова Н.Н. «Влияние инновационно-промышленных кластеров на инвестиционный климат региона» Университетское пособие, М.: 2010.
8. НП «Центр инноваций» Руководитель проекта ПАРК Президент НП «Центр инноваций» М.А. Сутягинский Москва, 2012.
9. «Рейтинговое агентство Эксперт РА» [Электронный ресурс] URL: http: //raexpert.ru/.
10.Тарасенко, В. В. «Анализ качества управления кластерной политикой в контексте регионального развития Российской Федерации».
11.Тарасенко, В.В. «Территориальные кластеры: Семь инструментов управления» Москва, 2014.
12.Хафизов, Р.Р., Ананишнев В.В., Брижанин В.В. «Формирование инновационных территориальных кластеров на базе успешных
производственных отраслей экономики» Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 18 (373). С. 74-79.
13.Ромчанкова Ю. С. Кластерная политика как элемент системы государственного стратегического управления на примере туристического кластера Смоленской области / Ю. С. Ромчанкова // Кластеры. Исследования и разработки. 2016. Т. 1. №. 1. С. 21-25. БОТ: 10.12737/19100