5.5.4 Международные отношения,
глобальные и региональные исследования
(политические науки)
International Relations, Global and Regional Studies
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-2-106-112 УДК: 327.8 ГРНТИ: 11.25 EDN:GYTLNF
Формирование арктической политики Китая
Ли Бо ©
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Аннотация. Автор данной статьи ставит перед собой цель выявить основные тенденции политики Китая в Арктическом регионе в XXI в. Автор анализирует формирование стратегии Китая в Арктике, проблему отношений государства со странами Северной Европы и России, как с важными акторами в Арктическом регионе. Автор отмечает, как изменилась политика в регионе и вопросы сотрудничества, но при этом отмечает роль и значение Китая среди неарктических стран. Конечно, Китай не может конкурировать в регионе с арктическими государствами, хотя бы в связи с географическим положением. Тем не менее, у Китая есть огромный потенциал для развития своего участия в Арктике - от науки до вопросов политики и экономики. Автор приходит к выводам, что внешняя политика Китая, направленная на мир и процветание, несомненно включает и сотрудничество в Арктике. Несмотря на изменения политики ведущих арктических и приарктических государств, Китай продолжит свою работу и уже прошел большой путь в развитии своего арктического пути. В частности, одним из важнейших инструментом политики для Китая является поиск союзников.
Ключевые слова: арктический регион, Китай, арктическая политика, Российская Федерация, страны Северной Европы, стратегия Китая в Арктике
-\
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Ли Бо. Формирование арктической политики Китая // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 2. С. 106-112. DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-2-106-112. EDN: GYTLNF
Ч_
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-2-106-112
Shaping China's Arctic Policy
Lee Bo ©
St. Petersburg State University (SPbSU), Saint Petersburg, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Abstract. The author of this article aims to identify the main directions of China's policy in the Arctic in the 21st century. The author analyzes the change in China's strategy and its relations with the countries of Northern Europe and Russia as important foundations of China's activities in the Arctic region. The author notes how the policy in the region and issues of cooperation have changed, but at the same time notes the role and importance of China among non-Arctic countries. Of course, China cannot compete in the Arctic
Hu Bo
state, at least on the basis of geographical location. Nevertheless, China has huge potential to develop its participation in the Arctic region, from science to political and economic issues. The author concludes that China's foreign policy aimed at peace and prosperity undoubtedly includes cooperation in the Arctic. Despite the policy changes of the leading Arctic and near-Arctic states, China will continue its work and has already come a long way in developing its Arctic path. In particular, one of the most important policy tools for China is the search for allies.
Key words: Arctic region, China, Arctic policy, Russian Federation, Nordic countries, China's strategy in the Arctic
FOR CITATION: Lee Bo. Shaping China's Arctic Policy. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 2. Pp. 106-112. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-2-106-112. EDN: GYTLNF
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы Арктический регион стал зоной растущего стратегического значения, поскольку глобальное потепление и таяние льда привели к увеличению доступности ресурсов региона и морских маршрутов. Можно говорить о том, что в гонку за Арктику включены как Арктические, так и не Арктические государства. Китай, преодолевая все сложности, связанные с изменением мировой системы, постепенно занимает лидирующую позицию во многих областях. Не забывает Китай и об Арктическом регионе.
Арктика чрезвычайно привлекательна для Китая. Можно отметить несколько наиболее важных причин:
1) возможная новая база для обеспечения большой доли необходимых для интенсивно развивающейся экономики страны энергетических ресурсов;
2) новый гораздо более удобный путь для транспортировки экспортных китайских товаров.
Однако статус неарктического государства, физическая удаленность от Арктики не дают Китаю возможность и право на активную деятельность по разработке и использованию ресурсов региона. Сегодня к Арктике приковано внимание многих государств мира, в регионе идет серьезная борьба, что еще более осложняет для КНР возможность освоения Арктики. Таким образом, Китаю необходимо действовать очень аккуратно, балансируя между действующими арктическими игроками. Итак, рассмотрим конкретные действия, предпринимаемые Китайской Народной Республикой в Арктике.
ФОРМИРОВАНИЕ
АРКТИЧЕСКОГО ВЕКТОРА ПОЛИТИКИ
На государственном уровне КНР уже ведется активная деятельность по арктическому вопросу. Формируется институциональная основа для работы. Так был создан основной орган, разрабатывающий основные направления арктической политики - Государственное океанологическое управление. В его подчинении находится Китайская администрация по делам Арктики и Антарктики1. Именно его основными функциями является организация китайских арктических и антарктических экспедиций и управлению соответствующими арктическими и антарктическими делами. То, что тема очень важная и актуальная для Китая, можно по-
1 State Oceanic Administration (SOA) of China. SOA. URL: https://
web.archive.org/web/20110707031846/http://www.chinare.gov.cn/ en/index.html (дата обращения: 26.01.2024).
нять и по тому, что Центральный Комитет коммунистической Партии Китая также создал специальный комитет по арктическим и антарктическим делам. Важную роль в разработке арктических документов и повестке дня играет и Министерство иностранных дел Китая.
На какие основы ссылается Китай в своем стремлении стать действующим игроком в Арктическом регионе?
1. Мирное сотрудничество и международное праве. В арктической политике Китая подчеркивается важность поддержания мира и стабильности в регионе, а также соблюдения международного права. Страна особо подчеркивает приверженность Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС) как ключевой правовой основы для управления Арктикой.
2. Устойчивое развитие и защита окружающей среды. Китай подчеркивает необходимость устойчивого развития, признавая хрупкую природу арктической окружающей среды и потенциальное негативное воздействие деятельности человека на экосистему. Как мировой лидер, государство выражает свою приверженность решению проблемы изменения климата и работе по защите окружающей среды в регионе.
3. Поддержка научных исследований. Китай подчеркивает важность научных исследований для понимания уникальной окружающей среды и ресурсов Арктики. Он подчеркивает необходимость международного сотрудничества в исследовательских проектах для содействия обмену знаниями и эффективному принятию решений.
Конечно, мы можем говорить о том, что все планы Китая сталкиваются с проблемой своего статуса в Арктике. Согласно сложившимся нормам международного права, неарктическое государство не имеет доступа непосредственно к арктическому шельфу и, соответственно, не может разрабатывать и добывать там углеводороды. Основным международным документом, касающимся Арктики, является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., на основе которой решаются все споры по поводу принадлежности шельфа. Китай заявляет о своей позиции сторонника принципов, изложенных в данной Конвенции. Это не мешает стремлениям КНР получить право на проведение экономической деятельности на территории Арктики.
Китай является наблюдателем в Арктическом совете, влиятельной международной организацией в регионе. Однако это не дает возможности отстаивать свои интересы в рамках данного института. Несмотря на то, что компетенция Арктического совета не охватывает все вопросы, касающиеся данного региона (например,
вопросы безопасности)2, это важный международный орган, который действительно влияет на управление арктическими делами. Желание государства стать наблюдателем в Арктическом совете говорит об определенных намерениях и целях в регионе: так, постепенное увеличение международного внимания к Арктике отразилось в значительном расширении круга наблюдателей в Совете. Статусом наблюдателей традиционно обладали исключительно неарктические европейские государства, однако это изменилось в мае 2013 г., когда статусом наблюдателей также были наделены КНР, Япония, Индия, Южная Корея и Сингапур.
Получив статус наблюдателя в Арктическом Совете, Китай, в соответствии с Оттавской декларацией Арктического Совета 1996 г., КНР обязана была внести политический и финансовый вклад в работу Арктического Совета. Все принципы работы Совета нашли отражение в основе политики Китайской Народной Республики в Арктике. Тем не менее, сегодня мы также должны отметить, что изменение политической ситуации может привести и к изменению позиции Китая по данному вопросу. Особенно в связи с изоляцией России, которая является партером Китая.
Констатируя проделанную работу, можно признать, что Арктика для Китая является желанным, но все равно очень далеким во всех смыслах объектом. Для обоснования своих претензий на регион, КНР необходимо буквально переписать действующие нормы международного права, что является невероятно трудной задачей. Все это должно быть теоретически оформлено в рамках той самой концепции. Как и всегда в КНР, теоретическая база и собственно методы являются преемственными, поэтому и касающиеся Арктики представления китайцев укладываются в их традиционные концепции внешней политики. Основными теоретическими принципами формирования стратегии Китайской Народной Республики в Арктике являются:
1) методология глобализации как объективного мирового явления, то есть признание растущей взаимозависимости государств мира [1: 26];
2) концепция совместного развития Китая и других стран мира как одно из условий реализации национальной идеи «мирного возвышения», «возрождения былого величества» Китая [1:26];
3) новая социально-экономическая стратегия гармоничного развития государства (предполагающая, например, баланс общества и природы, социальной сферы и экономики, внешне- и внутренне- ориентированной экономики и т.д.).
Как можно понять из перечисленных принципов, приход и освоение Китаем Арктики, во-первых, носит мирный характер, а во-вторых, учитывая удаленность страны от региона и отсутствия статуса «арктической державы», главным методом проникновения в Арктику для Китайской Народной Республики было и будет сотрудничество с непосредственными арктическими акторами. Китаю есть что предложить в экономическом плане, поэтому в перспективах подобного сотрудниче-
2 Virtanen V. The Arctic in world politics. The United States, Russia, and China in the Arctic - implications for Finland. Weatherhead Center for International Affairs, Harvard University. URL: http://pro-grams.wcfia.harvard.edu/files/fellows/files/virtanen.pdf (дата обращения: 26.01.2024).
ства можно не сомневаться. Также КНР уже много сделал для налаживания сотрудничества с государствами, имеющими статус «арктических», но не обладающих арктическим шельфом (Исландия, Швеция, Финляндия). Ну и, конечно, можно не сомневаться в развитии сотрудничества Китая с другими неарктическими государствами, также заинтересованными в пересмотре статуса Арктики и новом «переделе» региона.
В Арктической политике Китая 2018 г. мы находим следующие очень важные позиции3:
1) арктическая политика Китая отражает его растущие глобальные амбиции и желание участвовать в развитии региона, несмотря на его географическую удаленность от Арктики;
2) экономическая направленность и эксплуатация ресурсов. Арктическая политика Китая уделяет большое внимание экономическим возможностям, которые представляет регион, особенно с точки зрения добычи ресурсов и развития новых морских маршрутов;
3) проблемы безопасности. Китай выражает стремление к мирному сотрудничеству.
Если мы посмотрим уже на практическую сторону реализации политики Китая, то он хотя и признает важность поддержания мира, больше все-таки ориентирован на свои экономические интересы и научные исследования.
Мы можем выделить несколько важных моментов арктической политики Китая, уже сформированных на сегодняшний день:
1) она отражает его растущие глобальные амбиции и желание участвовать в развитии региона, несмотря на его географическую удаленность от Арктики;
2) уделяется большое внимание экономическим возможностям, которые представляет регион, особенно с точки зрения добычи ресурсов и развития новых морских маршрутов;
3) в вопросах безопасности Китай выражает стремление к мирному сотрудничеству. Однако политика Китая, хотя и признает важность поддержания мира, больше ориентирована на свои экономические интересы и научные исследования.
НАУКА И ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Из всех наиболее доступных направлений для деятельности Китая в Арктике, несомненно, основополагающим является научная деятельность и проведение исследований. Это, во-первых, продиктовано специфичностью региона, так как суровые климатические условия и особенность природной зоны требуют серьезного изучения, а во-вторых, это способ обеспечения постоянного присутствия в регионе. До прихода в Арктику КНР проводила исследования в Антарктиде с 1984 г. В 1995 г. китайские ученые впервые побывали на Крайнем Севере, за Полярным кругом, а с 1999 г. начали проводиться постоянные арктические экспедиции. Направления исследований совершенно разнообразные: океанография, биосфера, структура льда,
3 China's Arctic Policy. The State Council Information Offtee ofthe Peo-
ple's Republic of China. January 2018. URL: https://english.www.gov.
cn/archive/white_paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm (дата обращения: 26.01.2024).
Ли Бо
динамика его таяния, экологий, мониторинг погоды, а также влияние изменения климата на экономику. Исследования ведутся в двух секторах Северного ледовитого океана: тихоокеанском и атлантическом4. Стоит отметить, что пока это исключительно научные исследования, ведь собственной инфраструктуры в регионе у Китая нет. Первая научная станция «Хуанхэ» была открыта в 2004 г. на Шпицбергене; все объекты данной станции были построены Норвегией, которая обеспечивает и обслуживание станцию.
Проведение исследований щедро финансируется, улучшается инфраструктура. Так, освоение Арктики непременно требует наличие ледоколов, поэтому Китай осуществил покупку у Украины крупнейшего в мире дизельного ледокола, которому впоследствии было дано имя «Снежный дракон». Теперь он находится в Шанхае; там была построена необходимая портовая инфраструктура, хранилища образцов льдов, центр обработки информации. Позже Госсоветом КНР было принято решение о постройке собственных ледоколов, первый из которых был завершен в 2013 г. Он способен проходить льды толщиной до 1,5 м, без остановки проходить до 20 тыс. морских миль, а также снабжен батискафами для изучения морского дна. Вообще под эгидой научных исследований Китай стремится наладить односторонние и многосторонние связи с различными арктическими государствами. В силу отсутствия у страны собственного шельфа данные действия Китай может осуществлять только в рамках сотрудничества с какой-либо арктической державой. В частности, сотрудничество подобного рода Китай осуществляет с Россией. Обсуждается сотрудничество на полярной станции. В частности, речь идет об арктической станции «Снежинка», расположенной в Ямало-Ненецком автономном округе.
Налажены научные связи между Институтом геологии Академии наук КНР в Пекине и Кольским научным центром Российской Академии наук. Интерес обеих сторон представляют, например, технологии бурения сверхглубоких скважин, поиск и разработка медно-ни-келевых, хромитовых и золоторудных месторождений5. Потенциальный интерес в сфере сотрудничества с нефтегазовым комплексом России для Китая представляет Ямало-Ненецкий Автономный округ. Несколько крупнейших китайских компаний готовы принять участие в разработке нефтегазовых месторождений: например, Китайская национальная нефтегазовая корпорация, Китайская национальная нефтехимическая промышленная корпорация, Китайская национальная корпорация по освоению и эксплуатации морских нефтегазовых ресурсов. Китайские компании действуют и в других частях Арктики: в Гренландию, например, уже инвестирует ряд фирм: Communications Construction Corp., Sinosteel, Inner Mongolia Baotou Steel Rare Earth. Интерес представляла Квененфельд, где находятся месторождения редкоземельных металлов, запасы которых способны обеспечить до 20% мирового спроса. Китайская компа-
4 Spears [.A. Snow Dragon in the Arctic. URL: http://www.atimes.com/ atimes/China/MB08Ad01.html (дата обращения: 15.09.2023).
5 Сверхглубокая точка касания. Какие интересы объединили китайских и наших ученых? // Мурманский вестник. URL: http:// www.mvestnik.ru/print.asp7pid-201108043060 (дата обращения: 26.01.2024).
ния China Invest Corporation в Норвегии выкупила 30% акций у французской Gas de France, получив тем самым доступ к разработке месторождения «Хейло»6.
Таким образом, научное сотрудничество и активное инвестирование в разработку природных ресурсов Арктики позволяет КНР закрепляться в регионе. Китай, таким образом, наращивает свое экономическое присутствие в Арктике. Особенно подобная деятельность КНР может быть успешной за пределами Полярного круга, ближе к полюсу, где отсутствует четкая регламентация экономической деятельности.
СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПОЛИТИКЕ
Активизация действий Китайской Народной Республики по освоению Арктики первоначально породила множество страхов и опасений, ставших в итоге частью концепции «китайской угрозы». Для самого Китая его приход в Арктику восприниматься более позитивно: очевидно, что он сильный политический игрок, имеющий во многом схожие интересы с некоторыми арктическими государствами. В частности, партнерами КНР в Арктике первоначально стали скандинавские страны: Дания, Норвегия, Исландия, Финляндия и Швеция. Как можно заметить, это либо государства с очень ограниченным шельфом (Дания, Исландия), либо, как остальные из перечисленных, вообще не имеющие собственного континентального шельфа. Тем не менее, эпоха COVID-19 и новая политическая ситуация достаточно сильно изменило вопросы сотрудничества Китая и североевропейских стран.
По словам исследователя Андреаса Б. Форсби еще в 2016 г.: «каждая из северных стран проводила частые встречи на высоком уровне с Пекином, подписывала новые меморандумы о взаимопонимании для расширения двустороннего сотрудничества, конкурировала друг с другом за привлечение китайских инвестиций и приветствовала многосторонние инициативы под руководством Китая, такие как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), а также растущее участие Китая в Арктике»7.
Рассмотрим, что было сделано. В качестве главного союзника Китая можно было назвать Данию. Она в свою очередь достаточно благожелательно смотрела на сотрудничество с Китаем. В августе 2011 г. была опубликована арктическая стратегия Дании. В ней речь шла о том, что помимо непосредственно циркумполярных государств другие, неарктические акторы (ЕС, Китай, Япония, Южная Корея) проявляют все растущий и, что самое важное, легитимный интерес. Это касается как научных исследований, так и добычи энергетических и минеральных ресурсов, а также освоение транспортных возможностей региона8. Впоследствии
6 Новая стратегическая цель Китая: полезные ископаемые Арктики // Иносми. 06.02.2012. URL: http://www.inosmi.ru/ world/20120206/184833929.html (дата обращения: 26.01.2024).
1 Forsby A.B. Falling out of Favor: How China Lost the Nordic Countries. The Diplomat. 24.06.2022. URL: https://thediplomat. com/2022/06/falling-out-of-favor-how-china-lost-the-nordic-countries/ (дата обращения: 26.01.2024).
8 Kingdom ofDenmark Strategy for the Arctic 2011-2020. Greenland's
Government. URL: http://naalakkersuisut.gl/~/media/Nanoq/
Images/Udenrigsdirektoratet/100295_Arktis_Rapport_UK_210x270_
Final_Web.pdf (дата обращения: 26.01.2024).
данные пункты стратегии неоднократно озвучивались политическими деятелями Дании. Вообще данный принцип «легитимности» арктических устремлений неарктических государств вполне соответствовал традиционным постулатам датской дипломатии: равные возможности и недискриминация. Также, Дания была заинтересована в поддержании и наращивании торгового сотрудничества с азиатскими государствами, которое постепенно, возможно, будет осуществлять через Северный Морской путь. Наконец, главным мотивом для сотрудничества, в частности, с Китаем и продвижения его в Арктическом Совете является надежда на ответную помощь в отстаивании и лоббировании интересов Дании относительно более крупных и сильных арктических игроков (России и Канады). Направления сотрудничества между КНР и Данией включали: работу над правовым статусом Арктики, укрепление Конвенции ООН по морскому праву в качестве основополагающего документа, регулирующего правовые вопросы региона; создание и обеспечение политического диалога в регионе; исследования и общие проекты в сфере ледовых технологий9. Китай не скрывал заинтересованности в освоении наикратчайших морских маршрутов, что, наверняка, потребует от него продвижения задачи придания Северо-Западному проходу и Северному морскому пути статуса международных маршрутов10.
Еще одним значимым партнером Китая из числа арктических государств была Норвегия. В Арктической стратегии Норвегии 2011 г. речь шла о том, что: «Китай, Япония, Южная Корея и Сингапур начинают проявлять интерес к потенциалу Северного морского пути, и это открывает новое пространства для сотрудничества с этими странами, в сфере научных знаний, инфраструктуры и сетей взаимодействия, которые могут оказаться выгодными Норвегии в плане увеличения объема транзитных перевозок в норвежских водах»11. Таким образом, освоение новых арктических морских путей является приоритетным направлением норвежско-китайского сотрудничества. Арктическое судоходство уже является важной частью экономики Норвегии, а также оно очень перспективно для этого государства: во-первых, появляется возможность наращивать торговый оборот со странами Азии (главным образом, с Китаем), а во-вторых, для обеспечения нужд судоходства появляется необходимость создания инфраструктуры (перевалочные базы в портах по всему побережью Норвегии); эти базы будут обслуживать все грузопотоки через Северный морской путь в Европу, объем которых начал активно увеличиваться с 2010 г. Данные действия входили в Национальный план по развитию транспортной отрасли на 2010-2019 гг. Позитивная динамика сотрудничества Китая и Норвегии была нарушена в 2010 г. вследствие дипломатического скандала, когда была вручена
9 Kingdom ofDenmark Strategy for the Arctic 2011-2020. Greenland's Government. URL: http://naalakkersuisut.gl/~/media/Nanoq/ Images/Udenrigsdirektoratet/100295_Arktis_Rapport_UK_210x270_ Final_Web.pdf (дата обращения: 26.01.2024).
10 Intelligence Risk Assessment. Danish Defence Intelligence Service. URL: http://fe-ddis.dk/SiteCollectionDocuments/FE/Efterretnings maessigeRisikovurderinger/risikovurdering2011.pdf (дата обращения: 11.06.2023).
11 Arctic Strategy of Norway. Norway Government's. URL: http://www. regjeringen.no/pages/35878716/PDFS/STM201120120007000 DDDPDFS.pdf (дата обращения: 26.01.2024).
Нобелевская премия мира китайскому диссиденту Лю Сяобо, что было воспринято Пекином как оскорбление, так что официальные контакты между двумя странами были надолго заморожены. По инициативе Китая были прерваны переговоры по снижению пошлин на ввоз норвежского лосося в КНР с 10 до 2%, что обеспечило бы норвежским экспортерам колоссальную экономию в 380 млн крон в год12. Позже в том же году провалился девятый раунд китайско-норвежский переговоров о подписании Соглашения о свободной торговле. Работа над соглашением длилась более двух лет. Норвежская сторона была уверена, что оно будет подписано несмотря на громкий дипломатический скандал, ведь оно действительно является взаимовыгодным. Однако Китай в данном случае поставил свои политические принципы выше экономических выгод; это довольно характерная черта китайской политики: проявление негибкости и принципиальности даже тогда, когда выгоды, действительно, очевидны. Дипломатический кризис между Норвегией и Китаем принял хроническую форму: к началу 2012 г. Норвегия решила принять ответные меры, что отразилось в заявлениях МИДа Норвегии о блокировании для Китая возможности стать постоянным наблюдателем в Арктическом Совете; однако данные действия не были успешными: до сих пор норвежцам отказывали в китайских визах. Высказывались предположения, что на восстановление отношений между двумя странами может уйти до 10 лет13. Однако бизнес-сообщество Норвегии не могло мириться со сложившейся ситуацией, понимая, что данное сотрудничество невероятно выгодно, а также, что «Китай нужен Норвегии больше, чем Норвегия Китаю»14. Подобные дискуссии подтолкнули правительство Норвегии на то, чтобы попытаться восстановить отношения с КНР. Можно сказать, что восстановление отношений прошло вполне успешно, хотя бы потому, что в мае 2013 г. Китая был одобрен в качестве постоянного наблюдателя в Арктическом Совете (после нескольких лет попыток)15. Однако полного восстановления отношений в прежнем объеме все еще не произошло, а сейчас оно оказалось еще под большим вопросом.
Тем временем, Китай наращивал сотрудничество с другими арктическими и приарктическими государствами, в числе которых Исландия, Швеция и Финляндия. Исландия, с населением всего 320 тысяч человек, представляет для КНР особенный интерес16. Главным событием в отношениях двух стран, кроме многочисленных взаимных визитов, стало подписание соглашения о свободной торговле. Исландия стала первой европейской страной, подписавшей с Китаем подобное
12 Milne R. Norway sees Liu Xiaobo's Nobel Prize hurt salmon exports to China. CNBS web-site. 15.08.2013. URL: http://www.cnbc.com/ id/100966925 (дата обращения: 26.01.2024).
13 Tunander О. Norway thought that Nobel Peace Prize reaction would slide over? Aftenposten. URL: http://www.aftenposten.no/meninger/ Trodde-Norge-at-fredspris-Areaksjonen-skullegli-over-6855139. html (дата обращения: 26.01.2024).
14 Ibid.
15 Observers in the Arctic Council. Arctic Council's web-site. URL: http:// www.arctic-council.org/index.php/en/about-us/arctic-council/ observers (дата обращения: 26.01.2024).
16 Warmingup to Iceland. TheEconomist. 17.04.2013. URL: http://www. economist.com/blogs/analects/2013/04/china-and-iceland (дата обращения: 26.01.2024).
Ли Бо
соглашение17. Данное соглашение имело колоссальное значение для Исландии, маленькой североатлантической страны, которая со времен экономического кризиса 2008 г. находится в сильнейшей рецессии: теперь Исландия будет активно продавать КНР морепродукты и другие свои экспортные товары по сниженным тарифам. Однако выгоды от соглашения для Китая кроются в другом: исландский рынок невероятно мал по меркам китайской внешней торговли, и данное соглашение не предусматривает выхода товаров под знаком «сделано в Китае» на рынок других европейских стран по таким же низким тарифам18. Таким образом, предполагалось, что КНР использует соглашение о свободной торговле с Исландией как инструмент налаживание отношений с этим государством и, как следствие, средство достижения своих глобальных целей в Арктике (доступ к морским маршрутам и ресурсам). Действительно, Исландия представляла для КНР интерес как потенциально возможное место расположения глубоководного морского порта, который будет расположен на арктическом морском пути, а также как потенциальный источник чистой пресной воды19. Таким образом, Китай был очень заинтересован в расширении отношений с Исландией. Несмотря на то, что Исландия входит в Европейскую Экономическую Зону, возможность инвестирования страны для иностранных граждан ограничены20. Однако туристическая индустрия полностью открыта для внешнего инвестирования и очень в нем нуждается и ищет его, а финансирование внутри страны практически невозможно ввиду проблем банковского сектора Исландии. Правительство страны чрезвычайно заинтересовано в привлечении иностранных инвестиций в этот сектор своей экономики. Собственно, Китайская народная Республика эти инвестиции предложила, только в довольно специфичном и экстремальном виде: китайские инвесторы предложили купить у страны огромную часть территории (0,3%) для строительства нескольких отелей, поля для гольфа в горах, конюшни и много другого21. Данное предложение вызвало волну споров и общественного недовольства22. В итоге Исландия отклонила предложение ввиду его «несоответствия законам страны» , деньги вложены не были, покупка земли не произошла, китайского «форпоста» в Исландии не появилось.
17 Trotman A. Iceland first European country to sign free trade agreement with China. The Telegraph. URL: http://www.telegraph.co.uk/ finance/economics/9995525/Iceland-first-European-country-to-sign-free-trade-agreement-with-China.html (дата обращения: 26.01.2024).
18 China-Iceland Free Trade Agreement. Library Briefing, Library of the European Parliament's. 12.09.2013. URL:http://www.europarl. europa.eu/RegData/bibliotheque/briefing/2013/130631/LDM_ BRI(2013)130631_REVl_EN.pdf (дата обращения: 26.01.2024).
19 Harris D. China FDI in Iceland. Soft power done hardly well at all. China Low Blog's. 2011. URL: http://www.chinalawblog.com/2011/10/ china_fdi_in_iceland_soft_power_done_hardly_well_at_all.html (дата обращения: 26.01.2024).
20 Ibid.
21 Fontaine P. Who Is Huang Nubo? Gapevine. 13.08.2011. URL: http:// grapevine.is/news/2011/08/31/who-is-this-huang-nubo/ (дата обращения: 26.01.2024).
22 Ibid.
23 Harris D. China FDI in Iceland. Soft power done hardly well at all. Chi-
na Low Blog's. 2011. URL: http://www.chinalawblog.com/2011/10/
china_fdi_in_iceland_soft_power_done_hardly_well_at_all.html (дата обращения: 26.01.2024).
Однако столь качественное начало трансформировалось для Китая в более негативную политику. Можно согласиться с Форсби, который полагает, что: «за последние несколько лет восприятие Китайской Народной Республики (КНР) в странах Северной Европы коренным образом изменилось, поскольку на первый план вышли проблемы, связанные с безопасностью, и деликатные политические вопросы. Это развитие событий стало особенно заметным с 2019 г., когда скандал с Huawei, протесты в Гонконге и разоблачение лагерей массового содержания под стражей в Синьцзяне побудили правительства Северных стран пересмотреть свои отношения с Пекином»24. Китай стал «системным соперником». Этот термин, впервые использованный в марте 2019 г. Комиссией ЕС в документе о стратегии в отношении Китая и недавно также принятый правительствами Финляндии и Дании для описания их отношений с Китаем25. Такая политика, несомненно, не может не влиять на деятельность Китая в Арктике. Вполне очевидно, что можно в этом контексте предположить и сближение России и Китая.
ВЫВОДЫ
Таким образом, рассмотренные примеры реализации арктической политики Китайской Народной Республики позволяют сделать вывод, что Китай вполне понимает необходимость закрепления в регионе, но в то же время понимает, что сделать это будет непросто, поэтому все предпринимаемы шаги являются чрезвычайно аккуратными. Действительно, Китай настолько мягко и тихо начал освоение Арктики, что многие эксперты заявляют, что «просмотрели» появление Китая в регионе. Научная и исследовательская деятельность, конечно же, составляет основу всей деятельности: это и обусловленная суровыми природными условиями необходимость изучения местной экосистемы, и возможность построить на базе исследований, собственно, сотрудничество с арктическими государствами. А основным же инструментом осуществления присутствия в регионе для Китая является поиск союзников. Появление такого сильного и влиятельного партнера, как Китай, конечно, является важным элементом развития арктической политики. А торговая и экономическая привлекательность КНР только укрепит это сотрудничество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня Китай один из мощнейших игроков на мировой арене и появление интереса в Арктическом регионе было дело только времени. Политика Китая была достаточно опоследовательной. Сформулированы основные постулаты в документах, много вложено в развитие сотрудничества с арктическими и приаркти-ческими государствами, развито научное и торговое направление. Политические изменения и появление «китайской угрозы» ни коем образом не остановят становление арктического вектора политики Китая.
24 Forsby A.B. Falling out of Favor: How China Lost the Nordic Countries. The Diplomat. 24.06.2022. URL: https://thediplomat. com/2022/06/falling-out-of-favor-how-china-lost-the-nordic-countries/ (дата обращения: 26.01.2024).
25 Ibid.
ЛИТЕРАТУРА
1. Корпусов В.В. Арктика в системе глобальных интересов Китая: взгляд из России // Вестник МГИМО-университета. 2012. №5. С. 24-32.
REFERENCES
1. Karlusov V.V. The Arctic in the system of China's global interests: a view from Russia. Bulletin of MGIMO University. 2012. No. 5. Pp. 24-32.
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 80,27%
Рецензент: Маркушина Н.Ю., доктор политических наук; профессор, кафедра мировой политики; Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Статья поступила в редакцию 14.03.2024, принята к публикации 16.04.2024 The article was received on 14.03.2024, accepted for publication 16.04.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Ли Бо, аспирант; Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ); г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Lee Bo, postgraduate student; St. Petersburg State University (SPbSU); Saint Petersburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]