ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СТИЛИСТИКИ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ
В УКРАИНЕ В XVII ВЕКЕ
Липуга Раиса Николаевна
ассистент кафедры архитектурное проектирование и дизайн архитектурной среды Донбасской национальной академии строительства и архитектуры, г. Макеевка Донецкой области.
SHAPING ARCHITECTRAL STILISTIKI ORTHODOX TEMPLE In UKRAINE In XVII AGE
Lipuga Raisa Nicolaevna, Assistent of the department «Architectral designing and design of the architecturalambience» Donbas National Academy of CivilEngineering and Architecture, Makeevka, Donetsk region АННОТАЦИЯ
Постановка задачи. Статья посвящена проблеме развития православного храмостроения в Украине в XVII веке, изучению влияний и формированию архитектурных стилистических направлений. Для выявления региональных особенностей храмовой архитектуры использованы методы теоретико-аналитический, сравнения, историко-генезисного и культурного анализа и аналогии.
Результаты. Это позволило выявить и проследить кроме формирования национальных традиций храмостроения большое влияние и европейских стилей, что напрочь ликвидирует теорию об их автохтонном и национальном происхождении.
Выводы. Данные эксперименты и опыт исследования позволяют нам сделать выводы о необходимости не только сохранять православные храмы, как архитектурное достояние и культурную ценность, но строить их с учётом региональных качеств, доказывает исторически и стилистически политическое, экономическое и культурное происхождение и развитие народов, живущих на бескрайних просторах Украины. Ключевые слова: православные храмы; архитектурный стиль. ANNOTATION
Background. The article is devoted to the problem of orthodox church building in Ukraine in the XVII century, studying of influences and formation of architectural stylistic directions. The methods of comparison, historically geneses and analogy and the theoretically-analitical method are used for exposing the regional peculiarities of church architecture.
Results. This let expose and persue except the formation of national traditions of church building the great influence of European styles. This complitely eliminates the theory of their autchthoneus and national origin.
Conclusions. these experiments and the experience of investigation let us come to conclusions about the necessity not only of saving orthodox churches as architectural heritage and cultural value but building them according to their regional qualities, prove historically and stylistically political, economic and cultural origin and development of peoples living in the endless expances of Ukraine.
Keywords: orthodox church; architectral style.
Введение. Воздвижение памятников истории и духовности всегда считалось важнейшим направлением развития церковной архитектуры и сакрального искусства. Архитектура православных храмов - это отражение развития общества в самое разное время не зависимо от правителей и цивилизаций. Именно поэтому изучение храмовой архитектуры как духовного наследия приобрело в наше время особую актуальность. Мы, живущие на рубеже тысячелетий, стали свидетелями и участниками великих исторических событий: возрождения духовности и православной церкви, храмостроения, языка, культуры. В условиях всплеска религиозного сознания, когда государственный атеизм уходит в небытие, необходимо проанализировать историю развития храмостроения, проследить влияние и формирование стилистических особенностей сакральных сооружений, сделать созданные сакральные сооружения непреходящими ценностями и достоянием национальной культуры.
Церковная история и культура содержат в себе могучий потенциал. Христианские храмы, монастыри, церкви были теми духовными святынями предков, где они собирали свою духовную мощь. Именно церковь в течение многих веков была тем своеобразным островом, который, щедро рассеивая среди простого народа зерна просвещения и культуры, показывал образцы настоящей благотворительности, вселял духовную силу в обиженных
и обездоленных. Церковь сохранила для нас сведения древнейшей истории, которые позволяют нам осознать присущее только нам место в истории и цивилизации. Поэтому исследования церковной истории и архитектуры приобретают особую актуальность в наше время.
С возрождением храмовых святынь, активным возведением новых церковно-архитектурных композиций закономерно встает вопрос о традициях и особенностях украинского церковного зодчества. В своей речи на открытии Археологического общества в 1864 году граф А. С. Уваров отмечал: «Не только мы, но и наши предки не умели ценить родных памятников. Без всякого сознания, с полным равнодушием, безобразно исправляя старинные здания или восстанавливая их с сызнова, они не понимали, что тем самым каждый раз вырывали страницу из нашей летописи».
В данной статье показано формирование архитектурной стилистики православных храмов в Украине в XVII веке и влияние социально- экономических и политических факторов на образ храмовой архитектуры в связи с изменениями в истории нашей страны.
Семнадцатый век в Украине - это время больших изменений в обществе, в политике, в духовности и в архитектуре, порождённые внутринациональным кризисом. Значительный рост национального гнета в Украине связан
с усилением феодальной эксплуатации польскими и зависимыми от них украинскими шляхтичами-землевладельцами и зависимых от них крестьян. В виду внутреннего кризиса украинской православной церкви и неблагоприятной для нее общественной ситуации, украинский магнат Острожский предложил идею Унии православной и католической церквей с сохранением греческого обряда и прав Киевской митрополии (Брестская Уния).
Большое влияние на стилистику архитектуры того времени оказали поместья польских шляхтичей и феодалов, которые ввели веянья Ренессанса, распространённые почти во всех странах Европы ещё в XVI веке.
В определенной степени это относится и к украинской сакральной архитектуре, особенно храмам Западной Украины того периода, хотя называть ее ренессансной оснований больше. Например, город Львов, переживающий в XVI столетии развитие торговли, ремесленного производства, а также архитектуры и искусства, теснее других украинских городов был связан с городами Европы и, главным образом, Италии. После пожара 1527 года, уничтожившего застройку Львова, город строится заново и постепенно приобретает ренессансный характер. Самый замечательный ансамбль Львова, в котором ярко проявились черты Ренессанса, - это ансамбль Львовского братства, состоящий из Успенской церкви, внутреннего двора с аркадой, капеллы в честь трех святителей и башни. Особенности архитектуры ансамбля заложены в самой идее его строительства, связанной со становлением национального самосознания украинского народа и деятельности львовского Ставропигийского братства - одного из центров борьбы православных украинцев против Брестской унии 1596 года [2].
Ренессансная архитектура Львова сложна и своеобразна. Ее творцами были итальянцы, мастера из Польши, Германии, Чехии, Венгрии. Но никак нельзя приуменьшать значение творчества украинских зодчих, принимавших активное участие в архитектурном процессе. Именно славянская культура отразилась на особенностях всей львовской архитектуры, в связи с чем говорили, что во Львове, «городе ста народов», «было мало русин, но много Руси». Черты Ренессанса прослеживаются в архитектуре многочисленных украинских церквей XVI - первой половины XVII столетия в Галиции, Подоле и на Волыни. Это были трехчастные или двухчастные, иногда - трёхкон-ховые однонефные церкви, увенчанные одним, двумя или тремя верхами, в типах и композициях которых продолжались традиции предшествующего времени и народной украинской архитектуры. Ренессансными в них чаще всего были детали порталов, оконных наличников, некоторые элементы декора. В трёхкупольной Крестовоздви-женской церкви в Луцке (1619-1620 годы) в резьбе порталов заметно влияние львовской ренессансной школы.
Черты Ренессанса прослеживаются в архитектуре многочисленных украинских церквей XVI - первой половины XVII столетия в Галиции, Подолии и на Волыни. Это были трехчастные или двухчастные, иногда - трёхкон-ховые однонефные церкви, увенчанные одним, двумя или тремя верхами, в типах и композициях которых продолжались традиции предшествующего времени и народной украинской архитектуры. Ренессансными в них чаще всего были детали порталов, оконных наличников, некоторые элементы декора. В трехкупольной Крестовоздви-
женской церкви в Луцке (1619-1620 годы) в резьбе порталов заметно влияние львовской ренессансной школы. Архитектура Ренессанса в Украине имела существенное значение для дальнейшего развития украинского церковного зодчества. «Формы Ренессанса, близкие и понятные украинскому народу, переработанные и трансформированные украинскими мастерами, сыграли немаловажную роль в формировании черт стиля украинского барокко, блестящий расцвет которого происходил во 2-й половине XVII - начале XVIII столетия» [6].
Католическое барокко, ассоциировавшееся с деятельностью иноземных угнетателей, было ненавистно украинскому народу настолько, что многие поместья и дворы польских магнатов оказались разрушены (Рис.1). Понятно, что строящиеся храмы не должны быть на них похожими. В связи с этим украинское барокко быстро вырабатывает свои стилевые особенности. Компонентами стиля стали национальные приемы типов и композиций зданий сакральных сооружений, некоторые черты украинской архитектуры, выразившиеся в характере декора.
Киевский иконописец игумен Алипий (Светличный) так характеризовал возникновение украинского барокко: «К сожалению, исторические обстоятельства в Украине начала XVII столетия сложились так, что для самоутверждения украинское общество было вынуждено создавать свою новую культуру прозападного характера. Но, как видим, народ, национальность победили даже там, где было грубое вмешательство чуждого духа, и возникла своя, национальная культура. Благодаря этому Православная Церковь в Украине смогла подняться и даже в тяжелейшие времена агрессивного окатоличивания разговаривать через своих наилучших сынов с Европой на равных» [5].
К постройкам барочного стиля украинской сакральной архитектуры второй половины XVII - начала XVIII века нужно отнести многочисленные трапезные палаты в православных монастырях: Михайловского Златоверхого, Флоровского, Братского, Выдубецкого в Киеве, Гуситын-ского под Прилуками, Сафрониевского близ Путивля и многих других. Для большинства трапезных характерно бесстолпное перекрытие центрального зала и алтарной апсиды с куполом с восточной стороны. В украинских храмах этого периода отмечается несколько типов, из которых один восходит к традициям древнерусской архитектуры, остальные относятся к типам украинских деревянных церквей.
Барокко - стиль архитектурных ансамблей. В монастырях Украины большинство их складывалось в разное время, довольно часто - еще в период Киевской Руси, но окончательное формирование происходит именно в эпоху украинского барокко. Тогда создаются новые постройки, объединенные в единый архитектурный комплекс, возводятся колокольни - вертикальные доминанты ансамблей, обители окружаются стенами и башнями. Наконец, всем зданиям придается единое стилевое лицо - постройки штукатурят, белят, древние здания «одевают в барочную одежду». Так создаются цельные в своем художественном выражении церковно-архитектурные ансамбли Киева (Софийский, Михайловский, Выдубецкий и другие монастыри, Киево-Печерская Лавра), Чернигова (Троицкий и Елецкий монастыри, ансамбль Черниговского детинца), Переяслава (Вознесенский, Михайлов-
ский монастыри), Межигорского, Красносельского, Гу-стынского, Мгарского и других монастырей Приднепровья и Левобережья [1,3].
Украинское барокко XVII в. нередко называют казацким, поскольку именно казачество было носителем нового художественного вкуса (Рис. 2 и 3). Известно немало выдающихся произведений архитектуры и живописи, созданных по заказу казацкой старшины. Но казачество не только потребляло художественные ценности, выступая в роли богатого заказчика. Как большая военная и
значительная общественно-политическая сила, оно оказалось способным к созиданию собственной культурной и эстетической среды, выступая двигателем духовной жизни и творцом самобытных художественных ценностей. Казачество «одело» деревянную церковь в камень, украсило орнаментальным и растительным декором. Первой такого типа сооружением стала Николаевская церковь (1668) в Нежине на Левобережье [4].
Рис. 1. Бернард Меретин. Собор Святого Юра во Львове. Западный фасад. Фрагмент.
Крещатые деревянные храмы — типичное явление в народном строительстве. Этот тип сооружений был настолько усовершенствован, что каждая из таких церквей представляет собой настоящую жемчужину архитектуры в понимании гармоничной и логичной композиции, так и отдельных форм, и деталей. К трёхбанным церквям с трехдольным заложением принадлежат Покровский собор в Харькове (1680), две церкви Киево-Печерской лавры, собор в Ромнах и Сумах.
Совершенных художественных форм достигли пя-тикупольные храмы. К первым таких строений принадлежат церковь Адама Киселя в Нискиничах на Волыни (1653) и перестройка Спаса в Берестовом под Киевом во времена Петра Могилы (1638-1643). Развитые барочные формы воплотились в сооружениях Киево-Печерской лавры - церквях Всех Святых (1696-1698) и Крестовоздви-женской, соборе Св. Георгия Выдубецкого монастыря (1672-1674), Преображенской церкви в Прилуках (1716), соборе в Нежине и т.д.
В первой половине XVII века в архитектуре Украины выделилось два архитектурных центра, которые развивали традиции каменного зодчества с ярко выраженными национальными чертами: Киев и Чигирин, их влияние отразилось на архитектурных сооружениях всего Левобережья и Слобожанщины. Здесь возникли храмы, каменные светские жилые и административные здания, учебные заведения, трапезные. К таким строений принадлежат Троицкая церковь в Чернигове (1679), Михайловский собор (1690-1694) и Братская церковь Киево-Моги-лянской академии (1695), собор Мгарского монастыря возле Бубен (1682), Михайловская церковь Выдубицкого монастыря, здание полковой канцелярии в Чернигове (дом Я. Лизогуба), Переяславский коллегиум, митрополичий дом Софии Киевской и Киевской академии, дом Малороссийской коллегии в Глухове.
Особенностью казачьих соборов было отсутствие четко выраженных фасадов: они одинаковые с четырех сторон, возвращены одновременно ко всем частям мира, ко всем собравшимся на площади. Демократичность казацкого пятиглавого собора не мешает ему быть и выразителем чисто барочного мироощущения, в частности сложного чувства неделимой единства конечного и бесконечного. В казацких соборах воплощено иррациональный образ мира. По своей внутренней сущности украинский казацкий собор органично вписывается в картину духовных исканий европейского барокко. Зеленого и голубого цвета купола соборов украшены золотом или облепленные, как небо, золотыми звездами. С середины подку-польное пространство также светится и сияет, как небо днем, а ночью наполняется глубоким мраком. Казацкие соборы как бы стали воплощением народной мечты о свободе, о счастье, о небе, то есть рае на земле. Выводы
1. Таким образом, во все времена архитектура украинских православных храмов сохраняла аутентичность и национальную неповторимость, несмотря на внешние политические и культурные влияния. Поддавшись веянию европейского Возрождения в XVII веке и помпезного Барокко в XVIII веке, облик украинских храмов возвращает национальные черты с распространением барокко «мазепин-ского». В конце XVIII - начале XIX века в украинское храмовое строительство вливаются популярные классицизм, ампир и, в последствии, модерн. Но, несмотря на политические и исторические перипетии по отношению к украинскому православию и духовности в прошлом, в наши дни интерес к храмовому строительству возрождается с новой силой.
2. Используя вышеуказанные методы исследования, удалось выявить совершенные отличия в формировании архитектурных стилей в разных областях Украины, особенно в Юго-Восточной её части, где замечено, в основном, русское влияние в храмо-строительстве.
3. Данные исследования доказывают не совсем украинское, национальное происхождение архитектурных стилей в Западной Украине и опровергают версии об отсутствии храмостроения в Восточной Украине.
Литература
1. Жовква О. Основы тенденци у захщнш сакральнш архп"ем^ // Сучасш проблеми арх^ектури та мiстобудування: Наук.-техн. зб. КиТв: КНУБА. - 2006. Вип.16. - С.291-296.
2. lсторiя украТнськоТ арх^ектури. За редакщею проф.. В. Тимофiенка. КиТв. «Техшка». - 2003. - 472 с.
3. Липуга Р.Н. Анализ зарубежного и отечественного опыта строительства православных храмов // Науч.-техн. ж-л «Региональная архитектура и строительство» - 2014. - №3(20). - С.154-160.
4. Lipuga R.N. Identification of the main stages of stylistic directions in the
5. orthodox church architecture of the southeastern Ukraine. European Science and Technology: materials of the VI international research and practice conference, Vol. I, Munich, December 27-28, 2013/ Publishing office Vela Verlag Waldkraiburg - Munich -Germany: 2013. - Pp. 30-35.
6. Moklowski K. Sztuka tudowa. S. 376.
7. Цапенко М. Архитектура левобережной Украины XVII - XVIII веков. Киев, 1966. - С. 147.