ВЕСТНИК ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ ДВФУ. 2012. № 2 (11)
АРХИТЕКТУРА УДК 72.03
Е.А. Ерышева, В.К. Моор
ЕРЫШЕВА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА - профессор кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: [email protected]
МООР ВАЛЕРИЙ КЛИМЕНТЬЕВИЧ - заведующий кафедрой архитектуры и градостроительства Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ УЛИЦЫ СВЕТЛАНСКОЙ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ
Рассмотрен процесс формирования пространственной структуры и архитектурного облика улицы Светланской во Владивостоке, охарактеризованы основные этапы развития, показаны роль и значение архитектурного ансамбля улицы в формировании облика города. Ключевые слова: улица Светланская, Владивосток, пространственная структура, архитектурный облик.
The formation of the architectural ensemble of Svetlanskaya Street in Vladivostok. Elena A. Erysheva, Valeriy K. Moor - School of Engineering (Far Eastern Federal University, Vladivostok). The article is concerned with the process of formation of the spatial structure and architectural image of Svetlanskaya Street in Vladivostok. The principal stages of its development have been considered in it as well as the role and the importance of the architectural ensemble of the street in the formation of the city's image.
Key words: Svetlanskaya Street, Vladivostok, spatial structure, architectural image.
Изучение процесса формирования архитектурного ансамбля застройки ул. Светланской имеет важное значение для понимания общего развития пространственной структуры и архитектурного облика г. Владивостока. Этому вопросу посвящено достаточно большое количество научных и научно-популярных работ [1-10]. В них рассматриваются те или иные аспекты развития Владивостока, в том числе улицы Светланской. Однако целостный взгляд на формирование архитектурно-градостроительного ансамбля улицы Светланской с точки зрения современных этапов развития города отсутствует. Поэтому представляется важным проанали-
© Ерышева Е.А., Моор В.К., 2012
зировать этот процесс с учетом последних изменений в связи со строительством ряда объектов к саммиту АТЭС во Владивостоке в 2012 г.
Территориальное развитие города Владивостока осуществлялось первоначально по нижнему ярусу рельефа вдоль южного склона северной части бухты Золотой Рог. Уже на начальном этапе была заложена сохранившаяся в общих чертах до настоящего времени планировочная структура нынешнего центра города и его главная магистраль - улица Светланская. Являясь одной из старейших во Владивостоке, эта улица широтного направления берет свое начало от Амурского залива, проходит вдоль берега бухты Золотой Рог и оканчивается в районе площади Луговой.
Изначально Светланская улица называлась Американской в честь пароходо-корвета «Америка» - первого российского судна, исследовавшего залив Петра Великого в 1859 г. В 1873 г. она была переименована в Светланскую - в честь фрегата «Светлана», на котором Владивосток посетил Великий князь Алексей Александрович. В январе 1924 г. Светланская была переименована в Ленинскую. Главная улица города носила это имя до 1992 г., когда ей вернули историческое название (правда, второе по счету).
Градостроительное развитие улицы обусловлено природным ландшафтом местности, выражающимся в конфигурации береговой линии бухты Золотой Рог, и рельефом местности, спускающимся к бухте ярусными террасами. Улица Светланская располагается на отметках 10-25 м нижней террасы рельефа, имеет на своем протяжении незначительные уклоны и несколько небольших поворотов, сохраняя в основном направление оси запад-восток. Благодаря своему террасному расположению вдоль бухты Золотой Рог, эта улица является как бы верхней набережной города, визуально связанной с пространством бухты (рис. 1).
Рис. 1. Панорама центральной части г. Владивостока
Природная специфичность расположения улицы предопределила и разницу застройки четной (подгорной) и нечетной (нагорной) ее сторон. Сформировавшаяся историческая застройка нечетной стороны улицы Светланской - трех-, четырех-, пятиэтажная, преимущественно сплошная, брандмауэрного типа (здания расположены вплотную друг к другу), перемежающаяся отдельно стоящими зданиями по фронту застройки. Начальный участок четной стороны Светланской от улицы Пограничной до улицы Алеутской также имеет сплошную застройку (рис. 2). Последующая часть улицы, непосредственно прилегающая к бухте Золотой Рог, имеет пунктирную застройку, перемежающуюся общественными пространствами - главной площадью города и рядом скверов. Такой прием обеспечивает визуальные связи улицы с пространством бухты и противоположного берега п-ова Голдобин. Выразительные видовые
точки расположены преимущественно на улице, в процессе движения по ней раскрываются интересные виды и панорамы (рис. 3).
Историко-градостроительная среда Светланской улицы, сложившаяся на рубеже XIX-ХХ вв. и обновляющаяся в течение ХХ в., достаточно хорошо сохранилась. Более поздние постройки середины ХХ столетия не нарушают целостного впечатления от исторической улицы, дополняя и развивая ее в одном исторически сложившемся контекстуальном ключе.
Рис. 2. Застройка начального участка улицы Рис. 3. Вид с улицы Светланской на бухту Золо-Светланской той Рог
Застройка Светланской обладает высокой историко-архитектурной и архитектурно-градостроительной ценностью. Большинство зданий и сооружений относятся к памятникам истории и культуры регионального значения: либо к ценным объектам историко-градостроительной среды, либо к архитектурным памятникам. Высокая степень социально-культурной значимости Светланской обусловливается концентрацией здесь важнейших социально-функциональных объектов, а также наличием значительного количества зданий, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, внесших большой вклад в развитие общественной жизни, культуры, науки, образования Владивостока и Приморского края. Историческая застройка улицы, безусловно, является цельным и выразительным архитектурно-градостроительным комплексом, доминирующим в системе планировочной структуры этой исторической части города.
Стилистическая принадлежность зданий, формирующих фронт застройки улицы Свет-ланской, разнообразна: классицизм, эклектика, модерн, неорусский стиль, «сталинский классицизм», советский модернизм, постмодернизм. Многообразие архитектурных форм и стилевых направлений, представленных здесь, создает богатый и выразительный архитектурно-художественный образ исторической улицы. Представительность фасадов зданий в сочетании с их функциональной принадлежностью определяют репрезентативный характер застройки главной улицы города.
Статус «главной» улицы города во многом определяет функциональное использование как самой Светланской улицы, так и прилегающего к ней района в целом. Исторически здесь наблюдается принцип концентрации престижного жилья и общественных зданий. Отсутствие транспорта на начальном пешеходном отрезке улицы и связь со Спортивной и Корабельной набережными наделяет ее также рекреационной функцией и определяет в качестве основного
излюбленного пешеходного маршрута по исторической части города. На Светланской и в ее пределах находится большое количество знаковых объектов, обладающих, так же как и сама улица, максимально высокой публичной значимостью и особым семантическим значением.
Первоначальный отрезок будущей улицы Светланской (от современной улицы Уборе-вича и до улицы Петра Великого) и прилегающие к ней участки были заселены практически с момента основания города. В первые годы Светланская была короткой, заканчивалась у оврага в районе Матросского сада (остановка «ДВГТУ»). Общее направление Светланской улицы было задано первым генеральным планом города под авторством М.И. Любенского (1868), но в натуре улица была окончательно проложена к началу 1900-х годов. К берегу Амурского залива она вышла лишь в 1893 г. Весь северный берег бухты Золотой Рог был разбит на отрезки оврагами, на месте которых сейчас расположены скверы. За Светланской следовали улицы Первая Портовая, Афанасьевская, Экипажная, Поротовская. В 1890-х годах овраги были засыпаны, и образовалась одна непрерывная улица. Решением городской думы в 1907 г. все пять улиц объединяются в одну - главную улицу города с общим названием «Светланская». К этому времени улица стала главным планировочным элементом значительной территории, где исторически располагалась наиболее плотная, крупномасштабная и стилистически разнообразная застройка.
С конца XIX - начала XX века по красным линиям улицы начинают возводиться капитальные здания, в основном из кирпича. Интенсивное каменное строительство привело к тому, что к началу 1910-х годов каменными были большинство жилых и общественных зданий на всем протяжении первой исторической части Светланской, от ее начала до Матросского сада. В целом застройка улицы на протяжении этого времени эволюционировала в сторону уплотнения и из разреженной превращалась в сплошную брандмауэрную. К 1920-м годам все пустые места по красной линии улицы оказались застроенными, начинается интенсивное освоение прилегающих участков и внутриквартального пространства (рис. 4, 5).
Рис. 4. Улица Светланская (центральная часть) Рис. 5. Улица Светланская (центральная часть)
По стилистике преобладающими архитектурными направлениями в этот период являлись поздний классицизм, неорусский стиль и эклектика. В этой стилистике на Светланской возводится ряд таких масштабных монументальных зданий, как гостиница «Версаль» (архитектор И.В. Мешков), почтово-телеграфная контора (архитектор А.А. Гвоздзиовский) (рис. 6, 7) и др. В начале ХХ в. в застройке ощутимо проявляется новое архитектурное направление -
модерн. В этом стиле выстраивается несколько зданий, таких как здания универсального магазина Торгового дома Кунст и Альберс (архитектор Г.Р. Юнгхендель), магазина Торгового дома И.Я. Чурин и К° (архитектор В. Николаев) (рис. 8, 9) и др. В эти же годы на улице выстраиваются масштабные здания, включившиеся в систему ее доминант, например Успенский православный собор и Лютеранская кирха (архитектор Г.Р. Юнгхендель), выстроенные с отступлением от красной линии улицы (рис. 10, 11).
Рис. 6. Гостиница «Версаль» (архитектор И.В. Рис. 7. Почтово-телеграфная контора (архитек-
Мешков) гор А.А. Гвоздзиовский)
Рис. 8. Торговый дом Кунст и Альберс Рис. 9. Торговый дом И.Я. Чурин и К (архитек-
(архитектор Г.Р. Юнгхендель) гор В. Николаев)
Рис. 10. Успенский православный собор в панораме центра города
Рис. 11. Лютеранская кирха (архитектор Г.Р. Юнгхендель)
В советский период Светланская (получившая новое название - улица Ленинская) утрачивает некоторые архитектурные доминанты, в частности, в 1938 г. был снесен Успенский собор. В 1930-1950-х годах средняя и восточная часть улицы Светланской застраивается несколькими крупномасштабными домами, что отвечало центральному положению этой части в структуре города. В числе зданий, возведенных в этот период, выделялись реконструированное здание Морского штаба (архитектор И.А. Заборовский, автор реконструкции архитектор А.И. Порецков) (рис. 12, 13), Штаб Тихоокеанского пограничного округа (архитектор А.И. Порецков), несколько жилых домов, в частности жилые дома архитектора Н.С. Рябова (рис. 14, 15). Эти постройки своим монументальным обликом задали новый масштаб застройки улицы, по-новому организовав пространство.
Рис. 12. Здание Морского штаба (архитектор И.А. Рис. 13. Реконструкция здания Морского Заборовский) штаба (архитектор А.И. Порецков)
Рис. 14. Жилой дом по ул. Светланской, 205 Рис. 15. Жилой дом по ул. Светланской, 209
(архитектор Н.С. Рябов) (архитектор Н.С. Рябов)
В 1970-е годы в ансамбль застройки ул. Светланской включается реконструированная центральная площадь, в центре которой по проекту скульптора А.И. Тенета и архитекторов А. А. Усачева и Т.Л. Шульгиной в 1961 г. был установлен памятник Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке (рис. 16). В середине 1970-х годов на Светланской возводятся два крупных общественных здания: драматический театр и цирк, которые можно рассматривать как памятники этого периода развития советской архитектуры. В начале 1980-х годов ансамбль застройки улицы получил новую градостроительную доминанту: на центральной площади возведено крупное административное 18-этажное здание Дома Советов (архитектор Е.Г. Розанов) (рис. 17). В целом, несмотря на позднейшие включения в застройку нескольких малоценных зданий, к 80-м годам ХХ в. завершается формирование градостроительного ансамбля центральной улицы города, делающей ее легко узнаваемой и специфически владивостокской.
Рис. 16. Памятник Борцам за власть Советов на Рис. 17. Здание Дома Советов (архитектор Е.Г. Дальнем Востоке (скульптор А.И. Тенета, архи- Розанов) текторы А.А. Усачев и Т.Л. Шульгина)
В постсоветское время архитектурный облик Светланской улицы меняется незначительно. К числу проектов, реализованных в 1990-2000-е годы, относится реконструкция кинотеатра «Уссури» (архитектор А.С. Котляров), реконструкция дома Лангелитье (архитекторы А.И. Мельник, В.И. Смотриковский), строительство торгового здания Иль-де-Боте (архитек-
торы В.Н. Демидов, С.Б. Орлов, Д.В. Максимов). Гораздо большее влияние на облик улицы оказал строящийся мост через бухту Золотой рог. Его высокие пилоны и ванты воспринимаются практически в любой части исторической улицы. Сбивая сложившийся масштаб, они активно влияют на восприятие значительного фрагмента Светланской улицы и города в целом (рис.18).
Рис. 18. Мост через бухту Золотой Рог в структуре видовых кадров с ул. Светланской
Рассматривая в целом роль архитектурного ансамбля улицы Светланской в формировании облика Владивостока, можно однозначно утверждать, что она является определяющей. Несмотря на то что в структуре городской застройки Светланская улица составляет небольшую часть, в формировании образа города она по-прежнему является наиболее значимой. Здесь сосредоточен «золотой фонд» памятников архитектуры, сконцентрированы символы и метафоры города, сохраняется «дух места» и «дух города».
Что касается морских фасадов города, то здесь роль Светланской улицы локальна, поскольку в структуре панорамных кадров большое значение имеют ниже- и вышерасположенные слои застройки, а также природно-ландшафтный каркас города. Тем не менее Светланская улица задает пространственный и объемный модуль застройки, который органично сочетается с пространственным и объемным модулем природного ландшафта. Эти исторически найденные закономерности, своеобразные «правила игры», должны быть сохранены в дальнейшем для того, чтобы обеспечить гармонию природного и урбанизированного ландшафта.
Однако в реальности современная точечная застройка, расположенная на прилегающих к улице территориях, не учитывает эти закономерности структурно-модульной координации ландшафта и застройки. Имеются ввиду многоэтажные жилые здания на повышенных отметках рельефа. Несмотря на то что эти здания находятся на значительном отдалении от улицы, они, в силу выраженного рельефа местности, активно воспринимаются с улицы, влияют на ее облик.
Другой негативный момент связан с нарушением принципа «пунктирной» застройки с подгорной стороны улицы и перекрытием визуальной связи ул. Светланской с акваторией. Здесь также наблюдается постоянная экспансия современной застройки, попытки застроить свободные участки улицы либо перекрыть «визуальные коридоры» (улицы или переулки), соединяющие Светланскую с набережной. Последний пример - гостиница на Корабельной на-
бережной, которая была построена вопреки мнению Градостроительного совета и общественности города. Сейчас, когда строительство здания практически завершено, стало очевидным что это - градостроительная ошибка (рис. 19).
Рис. 19. Панорама центральной части г. Владивостока со строящимися объектами
Таким образом, можно сделать вывод, что при реконструкции морского фасада Владивостока необходимо соблюдать принцип преемственности и органического развития пространственной композиции города, т.е. руководствоваться сформулированными историей принципами формирования пространственной структуры и архитектурного облика морского города на рельефе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А.И. Как начинался Владивосток. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1985. 224 с.
2. Аникеев В.В., Обертас В.А. Генеральные планы Владивостока. История, проблемы, современность. Владивосток: Дальнаука, 2007. 259 с.
3. Владивосток. Путеводитель по городу. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1993. 254 с.
4. Владивосток. Штрихи к портрету. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1985. 304 с.
5. Марков В.М. Путеводитель по Владивостоку. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1993. 240 с.
6. Матвеев Н.П. Краткий исторический очерк развития г. Владивостока. Владивосток: Рубеж,
2010. 480 с.
7. Моор В.К., Ерышева Е.А., Формирование архитектурно-художественного облика приморских городов: учеб. пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1997. 88 с.
8. Обертас В.А. Основы градостроительной структуры Владивостока. Владивосток: Рея,
2011. 116 с.
9. Памятники истории и культуры Приморского края: Материалы к своду. Владивосток: Внешторгиздат, 1991. 268 с.
10. Рябов Н.С., Обертас В.А. К истории застройки Владивостока. Владивосток: Прим. кн. изд-во, 1961. 51 с.