симостью от некоторых психоактивных веществ / А.В. Сухарев [и др.] // Наркология. 2007. № 1. С. 45-54.
36. Сухарев А.В. Этнофункциональный анализ психической адаптированности коренных народов Камчатского края: чукчей, коряков и русских камчадалов // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 36-51.
37. Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2008.
38. Сухарев А.В. Этнофункциональный аспект исследования ментальности // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 3. С. 118-127.
39. Сухарев А.В. Этнофункциональная информационная безопасность в условиях кризиса культуры // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 4. С. 100-101.
40. Сухарев А.В. Опыт преодоления методологического кризиса: принцип исторической актуальности и этнофункциональная парадигма в психологии // Мир психологии. 2009. № 3 (59). С. 123132.
41. Сухарев А.В., Чулисова А.П. Этнофункциональная коррекция образной сферы личности осужденных за насильственные преступления. М.: Ин-т психологии РАН, 2013.
42. Сухарев А.В. Структура ментальности русского и западноевропейского общества в эпоху Возрождения: этнофункциональный анализ // Психологический журнал. 2014. Т. 34. № 2. С. 129-141.
43. Ушаков Д.В., Журавлев АЛ. Фундаментальная психология и практика: проблемы и тенденции взаимодействия // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 3. С. 5-16.
44. Ушаков Д.В., Журавлев АЛ. Теория и практика: взгляды с разных сторон (ответ на комментарии) // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 2. С. 127-132.
45. Юревич А.В. Социальная релевантность и социальная ниша психологии // Макропсихология современного российского общества / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. С. 11-29.
46. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Макропсихоло-гическое состояние современного российского общества // Экономическая наука современной России. 2012. № 2. С. 137-140.
47. Юревич А.В, Журавлев АЛ. Психологические аспекты коррупции // Наука. Культура. Общество. 2013. № 2, 3. С. 81-92.
48. Юревич А.В, Журавлев АЛ, Юревич М.А. Избыточное неравенство доходов какугроза национальной безопасности России // NB: Национальная безопасность. 2013. № 2. С. 182-202.
49. May R. The meaning of Anxiety. N. Y.: Pocket Books, 1979.
ФОРМИРОВАНИЕ АНТИМАНИПУЛЯТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ СУБЪЕКТНО-СОУЧАСТВУЮЩЕГО ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Аннотация: происходивший в России с конца 1990-х годов рост криминогенноети лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы, в том числе за экономические преступления, обусловил увеличение числа случаев манипу-лятивных воздействий на сотрудников пенитенциарных учреждений с целью их вовлечения в решение актуальных для
В. М. Поздняков, И. С. Дорошенко
осужденных проблем противоправным способом. Изучение факторов и условий, предрасполагающих персонал колоний к вступлению во внеслужебные связи с осужденными (по двум контрастным группам — вступавшим во внеслужебные связи и преданным интересам службы), показало, что наряду с объективной причиной (прежде всего недо-
статочным финансово-материальным обеспечением сотрудников) весомо влияние и ряда характеристик их личности (эгоцентризм, тревожность и коммуникативная негибкость).
В свете положений Концепции субъектно-соучаствующего исправления осужденных, разработанной на основе историографического и компаративного исследований (В.М. Поздняков, 2000), была обоснована программа тренинга «Формирование антима-нипулятивной компетенции у сотрудников ФСИН России» и произошла его апробация среди сотрудников колонии в Тульской области со сложной оперативной обстановкой. Проведение тренинга, состоявшего из 11 групповых занятий продолжительностью по 2-2,5 часа каждое и базировавшегося на применении методов кейс-стади, ролевых игр и комплекса психотехнических упражнений по развитию профессиональной Я-концепции и стрессоустойчивости личности, позволило сотрудникам получить знания в области пенитенциарно-манипулятивных сценариев осужденных и опыт конструктивного противодействия их реализации. Данные психодиагностики показали, что после тренинга у 41 % участников снизился уровень ситуативной тревожности, а у 54 и у 27 %—соответственно показатели вербальной и физической агрессии. С учетом позитивности влияния тренинга не только на сотрудников «группы профессионального риска», но и на социально-психологический климат в коллективе учреждения, практика их проведения была распространена в УФСИН России ряда регионов.
Ключевые слова: антиманипуля-тивное поведение, исправление осуж-
денных, программно-целевой подход в обращении с осужденными, партисипа-тивный менеджмент, пенитенциарно-манипулятивные сценарии осужденных, пенитенциарная стрессоустойчи-вость, профессионально-ролевая позиция, профессиональная Я-концепция, соучаствующее взаимодействие в пенитенциарном учреждении, социально-психологическая компетентность.
Проведенные историографическое и компаративное исследования [1, 2], а также учет требований международных нормативных актов по обращению персонала пенитенциарных учреждений с осужденными [3, 4, 5] позволили обосновать Концепцию соучаствующего исправления осужденных. Она базируется на принципах субъектно-соучаствующей методологии, разработанной в противовес объектно-деятельностной парадигме, доминировавшей в научных исследованиях и практике отечественных пенитенциарных психологов [7], а её суть состоит в полноценном учете психологических закономерностей и механизмов просоциальной трансформации личности и групп осужденных в местах лишения свободы на основе включения их в разноплановые исправительные программы. Данные программы (режимно-дисциплинирующего, социально-правового, нравственно-духовного, образовательного, трудового, психологического, досугово-бытового и иного характера) должны разрабатываться с учетом психодинамики активности осужденных на разных этапах отбывания наказания и осуществляться не только усилиями персонала исправительного учреждения, но и путем широкого привлечения специалистов гуманитарно-
го профиля и институтов гражданского общества.
Субъектно-соучаствующий подход требует применять в управлении исправительным учреждением технологию партисипативного менеджмента. При этом, учитывая, что термин «рапо1-райоп» в большинстве иностранных языков (английский, немецкий, французский и др.) означает «соучаствование», обращение с осужденными следует осуществлять с учетом их особенностей (направленность и другие свойства личности, криминально-пенитенциарный статус и др.), но строить взаимодействие с ними на основе установки «другой человек — ценность» (Е.Л. Доценко, 1996) и с «ориентацией на уровни правового и нравственного общения» (В.Н. Сагатовский, 1980). В обеспечении индивидуально-дифференцированного подхода к осужденным и реализации мониторинга эффективности воздействия комплекса указанных программ на осужденных наиболее ответственна роль штатных психологов исправительного учреждения, на которых возлагается диспетчерская функция.
Реализация субъектно-соучаст-вующего подхода в обращении с осужденными требует повышения социально-психологической компетенции сотрудников и формирования у различных категорий персонала новых профессионально-ролевых позиций. Так, начальники отрядов колонии, реализующие прежде всего организационно-управленческую функцию, должны быть полноценными «партисипативными менеджерами» [7]. Социальные работники, обеспечивающие привлечение институтов гражданского общества к исправительной деятельности в колонии
и к социальной реадаптации отбывших наказание в постпенитенциарный период, должны занимать позицию «социального адвоката» (от лат. advocare— призывать на помощь [8]). Для социальных педагогов важным является занятие позиции «соучастного наставника», способного осуществлять на них антрополого-развивающее воздействие [9]. Штатные психологи исправительных учреждений должны не только реализовывать мероприятия по оказанию психологической помощи осужденным [10], но и выступать для сотрудников в качестве «коучей», то есть специалистов, способных оказывать им поддержку в профессионально-личностном росте [11].
Для практической верификации Концепции соучаствующего исправления осужденных в 2004 г. в рамках Плана НИР НИИ ФСИН России была реализована комплексная тема «Оптимизация взаимодействия сотрудников УИС с осужденными». В качестве отдельного направления в ней выступила экспериментальная апробация тренин-говой программы «Формирование ан-тиманипулятивной компетентности сотрудников исправительных колоний». Её актуальность обусловливалась ростом уровня криминогенности лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы, в том числе такой категории, как осужденные за экономические преступления. Именно в связи с противоправной активностью последних, основанной на манипулятивных воздействиях на окружающих, осложнилась обстановка в колониях и начался рост должностных преступлений и дисциплинарных проступков среди личного состава.
Учитывая, что сотрудники УИС России являются специальными субъектами правовых отношений, а любое их вступление во внеслужебные связи с осужденными рассматривается как факт, требующий, как минимум, дисциплинарно-служебной проверки, были изучены факторы и условия, предрасполагающие к этому, а также личностные особенности контрастных групп персонала: вступавших во внеслужебные связи с осужденными и преданных интересам службы. В качестве психодиагностического инструментария использовались методики: тест «Агрессивность» А. Баса — А. Дарки, «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина» [12], Проективный тест «Отношение к Другому» (МИРП) [13]. Программа профилактики внеслужебных связей сотрудников с осужденными разрабатывалась по методической модели «постдиагностический тренинг-коррекция» [14].
В ходе исследования выявлено, что одним из ключевых моментов вступления сотрудников во внеслужебные связи с осужденными выступают наличие у исправительных учреждений недостаточного финансово-материального обеспечения и использование данного обстоятельства осужденными за экономические преступления, которые обладают способностью решать свои проблемы путем применения манипулятивных воздействий на людей. При этом манипуляциям осужденных присущ ряд специфичных признаков, которые установлены в сравнении с данными исследований зарубежных (Э. Берн, 1956; Г. Франке, 1963; Дж. Маркс, 1979, Э. Шостром, 1992 и др.) и отечественных (Г.В. Грачев, 1998; Е.Л. Доценко, 1997; Л.И. Рюм-
шина, 1997; С.Г. Кара-Мурза, 2000; Г.Г. Почепцов, 2000; О.Р. Онищенко, 2005 и др.) ученых:
1) демонстрация осужденными открытости во взаимодействии с сотрудником колонии и аргументированность заявления о возникновении у них объективной, жизненно важной проблемы, но одновременно скрытность истинной цели, носящей противоправный характер. В итоге именно «психологическая закамуфлированность» воздействия в общении устремляет внимание сотрудника только в просоциально значимом направлении;
2) для повышения доверительности осужденные во взаимодействии с сотрудниками нейтрализовывали у последних паттерны профлояльности и имеющиеся психологические защиты, а также происходило подключение к парциально-эгоистичным субличностям человека через соблазн;
3) осужденными задействовались у сотрудников элементы мотивации более низкого уровня (прежде всего житейско-бытовой), чтобы их действия прагмати-зировались и содействовали цели, важной манипулятору;
4) у сотрудников, на которых воздействовали, дополнительно создавали впечатление, что они поступают мудро и в собственных интересах.
Сравнение поведенческих особенностей контрастных групп сотрудников УИС — преданных интересам службы и вступивших во внеслужебные связи с осужденными — показало, что конструктивное, остающееся в правовых рамках обращение с осужденными возможно лишь при наличии у персонала направленности личности, позволяющей в общении эффективно осущест-
влять «отделение через соединение» (по терминологии М.Ш. Магомед-Эминова [15]). При этом благодаря социально-психологической компетентности персонал способен, с одной стороны, соблюдать в полной мере права человека в условиях лишения свободы и быть диалогичным во взаимодействии с осужденными, а с другой — реализовывать ответственное дистанцирование от ма-нипулятивных воздействий осужденных и показывать им неконструктивность подобного поведения при нахождении в колонии [16].
Психодиагностическое обследование сотрудников, вступавших во внеслужебные связи, показало, что для 63 % из них по данным шкалы «Оп» теста «Отношение к другому» типично построение поведения с ориентацией на «цель личного успеха», а не «успеха дела. Кроме того, одновременно у 53 % сотрудников, вступавших во внеслужебные связи с осужденными, выявлен высокий показатель физической агрессии, а у 62 % — вербальной агрессии. Это может свидетельствовать о предрасположенности данной категории сотрудников подбирать окружение вокруг себя и проявлять жесткость по отношению к противникам, в том числе путем активного преодоления их сопротивления. Данный вывод базируется на выявлении у 69 % указанной категории сотрудников высокого уровня ситуативной тревожности. В беседах с ними установлено, что тревожность возникала как реакция на различные профессионально-психологические стрессоры, в том числе из-за постоянного ожидания агрессивной реакции или негативной оценки со стороны окружающих, воспринимаемых как угроза их самоуважению или статусу.
Выявленные объективные и субъективные детерминанты, предрасполагающие сотрудников колоний к вступлению во внеслужебные связи с осужденными, позволили разработать Программу тренинга формирования антиманипу-лятивной устойчивости личности, избрав следующие ориентиры:
1) раскрытие сотрудникам сущности манипулятивных воздействий и психотехнических особенностей их реализации осужденными при взаимодействии с персоналом колонии;
2) коррекция у сотрудников неблагоприятных для профессионально-служебной деятельности установок и личностных особенностей;
3) формирование и совершенствование у сотрудников навыков антимани-пулятивного поведения в различных ситуациях.
Указанные целевые ориентиры предопределили следующие методические задачи при реализации Программы тренинга:
• раскрытие сотрудникам психологических закономерностей манипуляции. Обеспечивается через информирование личного состава на разноплановых примерах, имевших место в практике колоний, чтобы в итоге возникло понимание того, что манипуляции осужденных, с одной стороны, могут быть весьма разными по форме и степени интенсивности (от уловок и ситуативной лжи до скрытого стимулирования определенных факторов мотивации и «промывания мозгов» сотрудников [18]), а с другой — манипулятивные воздействия необходимо отличать от случаев затрудненного общения с осужденными, которые, являясь антисоциальными личностями, часто создают сотрудникам ко-
лоний проблемы в профессиональной деятельности;
• обеспечение профессионально-личностного самопознания сотрудников и повышение их уверенности в себе. Развитие адекватной самооценки, уверенности в себе и навыков ассертивного поведения, то есть способности говорить «НЕТ» и поступать в соответствии с личными убеждениями и профессионально-должностной позицией;
• принятие сотрудниками ответственности за свои мысли, чувства и поступки. Развитие чувства субъектности, так как поступки должны определяться не автоматической эмоциональной реакцией на ситуацию, а быть интерналь-ным проявлением чувства долга и потребностей собственного Я;
• формирование у сотрудников навыков рефлексии и эмпатии для выявления манипулятивных воздействий. Чтобы адекватно понимать, что происходит, сотрудник должен уметь за внешне происходящим различать смысл и руководствоваться правилом «Ищи, кому выгодно»;
• развитие умения владеть собой в психологически напряженных (экстремальных) ситуациях. Для конструктивного противостояния эскалации манипуля-тивных воздействий сотрудникам нужны навыки эмоционально- волевой саморегуляции, позволяющие снимать излишнее напряжение, преодолевать нерешительность и скованность, осуществлять самомобилизацию.
Тренинг по повышению антиманипу-лятивной компетентности сотрудников был апробирован в колонии УФСИН по Тульской области, где имелось наибольшее число возбужденных уголовных дел и фактов служебных проверок в отно-
шении персонала за неслужебные связи с осужденными. В организационно-содержательном плане для участия в тренинге была сформирована экспериментальная группа из 12 сотрудников, имевших дисциплинарные взыскания, с ними в течение 11 занятий проводили групповой постдиагностический тренинг-коррекцию (продолжительность занятия — 2,0-2,5 часа). Тематический план тренинга представлен в таблице.
Результаты психодиагностического обследования после проведения полного цикла занятий по программе тренинга показали, что у 41 % участников, прошедших тренинг, снизился показатель ситуационной тревожности, а у 54 и 27 % снизились показатели соответственно вербальной и физической агрессии. Использование метода включенного наблюдения позволило обнаружить в поведении сотрудников после участия в тренинге следующих значимых изменений: повысились ответственность и дисциплинированность, уверенность в себе и своей профессиональной позиции. Кроме того, как отметили в рамках опроса сотрудники — участники тренинга, в процессе занятий они научились регулировать свое эмоциональное состояние, справляться с излишним волнением, скованностью, нерешительностью, что позитивно повлияло на их взаимоотношения с осужденными и сотрудниками. Также участники тренинга отметили заметное улучшение семейных отношений.
Контрольная проверка работы всех служб учреждения, в котором проводилось апробирование тренинговой программы, показала улучшение показателей служебно-профессиональной деятельности. Учитывая, что мониторинг социально-психологического климата в
Тематический план тренинга «Формирование антиманипулятивного поведения сотрудников ФСИН России»
Тема занятия Задачи занятия Применяемые формы и методы обучения
1. Знакомство и апробирование правил конструктивной работы в группе Знакомство с нормами и правилами поведения в группе; создание психологической атмосферы и доверительных отношений; групповое сплочение Комментарий психолога-тренера; психотехнические групповые упражнения; групповая дискуссия
2. Расширение представлений о себе Расширить представление участников о себе, осмыслить сильные и слабые стороны личности. Повысить чувство внутренней уверенности и доверия к самому себе. Развитие навыков позитивного мышления Психодиагностика и психологический комментарий; рефлексия и эмпатия; психотехнические упражнения
3. Принятие себя Развить способность к самоанализу, к выделению глубинных и внешних свойств личности. Формирование положительного отношения участников к себе и адекватной профессионально-должностной позиции Психотехнические упражнения для развития рефлексии и эмпатии, психологический комментарий, групповое обсуждение
4. Самопрезентация и конструктивные отношения с окружающими Конструктивное самораскрытие как способ гармонизации внешнего и внутреннего «Я». Развитие профессиональной самопрезентации и навыков построения конструктивных отношений с окружающими Психологический комментарий по затруднениям в межличностном общении; психотехнические упражнения, групповое обсуждение
5. Знакомство с феноменом манипуляции. Механизм, формы и приемы манипуляций Ознакомить участников с понятием «манипуляция», его механизмом, формами и приемами. Помочь участникам осознать эмоциональное состояние, возникающее в момент давления со стороны Психотехнические упражнения, групповое обсуждение, рефлексия и эмпатия
6. Манипулятивные сценарии и сопротивление психологическому давлению Раскрыть сценарии и способы манипулятив-ного воздействия. Показать на примере ролевой игры механизм манипулирования и обучить навыкам сопротивления. Ролевая игра, групповое обсуждение, рефлексивный анализ сценариев манипуляций, упражнения со сменой ролей
7. Защита от манипуляций Сформировать умение отличать манипуляцию от просьбы и требования. Обучить психотехникам защиты от манипуляций Психотехнические упражнения, психологический комментарий; групповое обсуждение, проигрывание ситуаций со сменой ролей; рефлексия
8. Преодоление манипуляционных ловушек: кто в них попадает и как их избежать Сформировать у участников толерантность и умение говорить «Нет!». Совместная выработка участниками памятки антиманипуля-тивного поведения Психотехнические упражнения; обсуждение правил ассертив-ного и антиманипулятивного поведения
9. Я всегда хозяин своей судьбы, или с кем не получается манипулировать Раскрыть суть и техники эмоционально-волевой регуляции. Ознакомить участников со способами самоуправления в сложных (экстремальных) профситуациях Психотехнические упражнения; диспут; экспресс-диагностика; ресурсная релаксация; сочинение.
10. Я профессионал, и я себя уважаю Помочь участникам осознать профпозицию в обращении с осужденными и индивидуальный стиль поведения Психодиагностика, психотехнические упражнения, диспут
11. Манипуляции в колонии: я знаю их в лицо Закрепление знаний и навыков антиманипу-лятивного поведения Рефлексивный анализ ситуаций из практики. Составление индивидуального плана профраз-вития
учреждении привел к улучшению и интегрального показателя с К = 3,9 (средне-благоприятный) до К = 5,2 (благоприятный), то руководством УФСИН по Тульской области было принято решение снять данное учреждение с особого контроля как подразделение со сложной оперативной обстановкой.
С 2007 г. программа «Антимани-пулятивное поведение и его формирование у сотрудников УИС» стала проводиться во всех подразделениях УИС Тульской области. С 2010 г. занятия по программе «Формирование антимани-пулятивной компетентности у сотрудников ФСИН России» включены в учебный процесс системы первоначальной профессиональной подготовки в учебном центре УФСИН по Тульской области. Объективным показателем эффективности проведения занятий по данной программе стало снижение количества внеслужебных связей сотрудников с осужденными по всему территориальному управлению: если 2006 г. было зарегистрировано 8 случаев, то в 2007 и 2008 гг. лишь по 1 случаю, а в 20092011 гг. — по 2 случая.
Внедрение раскрытой в настоящей публикации Программы формирования ан-тиманипулятивного поведения у пенитенциарных сотрудников произошло в последние годы в учреждениях еще 7 регионов России (в колониях Белгородской, Калужской, Курской, Московской, Ростовской, Тверской и Челябинской областей) и также дало позитивные результаты. Однако в целом по УИС России, несмотря на активное внесение прогрессивных новаций в действующие Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ, принятие Концепции развития уголовно-исполнительной системы Рос-
сийской Федерации до 2020 г. и повышение оплаты труда сотрудников, не происходит коренного снижения числа коррупционных преступлений личного состава ведомства [20]. В связи с этим нами поддерживается позиция пенитенциарных психологов (Д.В. Сочивко, А.Н. Сухов и др.] о том, что сегодня необходим системный подход к оптимизации функционирования института наказания в России, в том числе на основе как совершенствования психологического обеспечения процесса исправления осужденных, так и возвышения нравственно-личностного и профессионального потенциала сотрудников УИС [21, 22, 23, 24, 25].
Литература
1. Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность : монография. М., 2000.
2. Поздняков В.М. Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в ХХ столетии : монография. М., 2000.
3. Минимальные стандартные нормы обращения с осужденными, утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН (1955 г.). М., 2004.
4. Декларация ЮНЕСКО «Принципы толерантности» (1995 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
5. Хартия Европейского Союза об основных правах (2000 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
6. Поздняков В.М. Методологические и теоретические основы юридической психологии : лекция. Рязань, 1997. С. 27-33.
7. Огородников В.И. Руководитель в пенитенциарной системе: управление, право, психология. М., 2006. С. 55-56.
8. Большой словарь иностранных слов в русском языке. М., 1998. С. 21.
9. Сочивко Д.В, Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М., 2006. С. 6-10.
10. Дежурова Е.В. Психология трудностей профессионального общения психологов исправительных учреждений с осужденными мужского и женского пола : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2009.
11. Харрис Дж. Коучинг: личностный рост и успех. СПб., 2003. С.15.
12. Сборник методов и методик, применяемых
при проведении мероприятий профессионального отбора военных специалистов. М., 1997. С. 462469.
13. Александров Ю.В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность. М. ; Воронеж, 2001.
14. Парыгин Б.Д. Постдиагностический тренинг-коррекция : практикум по социально-психологическому тренингу. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1997. С. 116-158.
15. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М., 1998.
16. Петухов Е.В. Психологическая помощь осужденным в самовоспитании : учеб. пособие. М., 1998;
17. Онищенко О.Р. Манипулирование сознанием и поведением жертв при мошенничестве : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.
18. Brown J.A.C. Techniques of persuasion. Harmondsworht, 1963.
19. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.
20. Гаврина Е.Е., Горностаев С.В, Холопов В.А. Коррупционная деструктивность личности сотрудников правоохранительных органов : монография. М.: АНСТ и МСУ, 2010.
21. Актуальные проблемы пенитенциарной психологии : монография / под ред. Д.В. Сочивко : в 2 т. Рязань: Академия ФСИН России, 2013.
22. Сухов А.Н. Социально-пенитенциарная психология: теоретические и прикладные аспекты // Прикладная юридическая психология. 2013. № 1. С. 8-12.
23. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н. Восьмой научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» проблемы массового сознания: управление и манипулирование на границе правового поля // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 145-149.
24. Сочивко Д.В. Духовные ориентиры в практике психологического консультирования (осужденных), постановка проблемы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 2. С. 23-31.
25. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.