также сложно и проблематично. Ведь обучение в вузе - это переходный момент между юностью и зрелой жизнью. Поэтому очень важно уделять этому вопросу достойное внимание.
Литература
1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 449с.
2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. М.: AKADEMIA, 2000. - 330с.
3. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. М., 2010. - 210с.
4. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2009. - 410с.
5. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. - Грозный, 2005. - 531с.
6. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2005. - 184с.
7. Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. - М.: Проспект, 2009. - 320с.
8. Сафонов В.К. Агрессия в спорте. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. - 421с.
References
1. Andrienko E.V. Social'naya psihologiya: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000. - 449s.
2. Gogunov E.N., Mart'yanov B. I. Psihologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta. M.: AKADEMIA, 2000. -
330s.
3. Darendorf R. EHlementy teorii social'nogo konflikta. M., 2010. - 210s.
4. Dmitriev A.V. Konfliktologiya. M., 2009. - 410s.
5. Kan-Kalik V.A. Osnovy professional'no-pedagogicheskogo obshcheniya. - Groznyj, 2005. - 531s.
6. Kozer L. Funkcii social'nogo konflikta. M., 2005. - 184s.
7. Kravchenko A.I. Kratkij sociologicheskij slovar'. - M.: Prospekt, 2009. - 320s.
8. Safonov V.K. Agressiya v sporte. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2003. - 421s.
УДК 33.332.025
Э.А. Туганова, Г.М. Ибрагимова, Э.Р. Исмагилова
ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ РАБОТЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН )
В мире не прекращаются попытки поиска новых инструментов в борьбе с коррупцией, что актуально и в развитии российской государственности. Приводя данные противодействия коррупции относительно индустрии туризма, подчеркнем все большую ее коммерциализацию. Принципы приобщения людей к физическому и духовно-культурному совершенству стремительно уступают место коммерческому расчету и материально-экономической выгоде. Своего рода сопротивлением этому видится формирование в обществе антикоррупционной культуры с минимизацией правового нигилизма, основанного на понимании того, что социально-экономические перемены в обществе не происходят по мановению волшебной палочки или политического решения власти. Здесь важно живое участие каждого гражданина страны.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, государство, индустрия туризма, антикоррупционная культура, Российская Федерация, Республики Татарстан, антикоррупционная политика.
Elina A. Tuganova, Guliya M. Ibragimova, Elina R. IsmagHova FORMATION OF ANTI-CORRUPTION CULTURE AS AN IMPORTANT ASPECT OF ANTI-CORRUPTION ACTIVITY (THE EXAMPLE OF TATARSTAN TOURISM INDUSTRY).
Abstract: The subject of present article is essence of corruption and directed anti-corruption measures in the tourism industry. The current situation in tourism industry of the Russian Federation and arising problem issues are considered. Activity of an anti-corruption component in the Republic of Tatarstan is described. Measures of check and control during the international cultural and spectacular sport events are studied.
Keywords: corruption, anti-corruption component, Russian Federation, Republic of Tatarstan, international cultural and spectacular events, social and economic policy, event tourism.
Реалии таковы, что, несмотря на антикоррупционный пакет документов международного, федерального и регионального уровня, коррупция по-прежнему выступает
нешуточной угрозой для всех стран. Естественно, в мире не прекращаются попытки поиска новых инструментов для формирования антикоррупционного климата, что актуально и в развитии российской государственности. Существование такого зла как коррупция задерживает социально-экономическое развитие страны, препятствует эволюции гражданского общества, наконец, отрицательно сказывается на доверии и к власти, и базовым человеческим ценностям.
Стратегия антикоррупционной деятельности России основана, прежде всего, на Федеральном законе от 08. 03. 2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции», что свидетельствует о стремлении мирового сообщества к согласованному противостоянию коррупции. Безусловно, коррупции, как разновидности правонарушений, (именно так она разъясняется с точки зрения юрисдикции], уделено внимание в Основном законе страны. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. [1]
В России действует Федеральный закон от 25. 12. 2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», который был модифицирован в связи с ратификацией вышеназванной Конвенции ООН. Имеется в виду Федеральный закон от 25.12.2008 №280 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции». Общеизвестно, что законы нередко отстают от жизненных реалий, поэтому впоследствии с выявлением на практике несовершенств, следуют необходимые изменения. Таким образом в данной статье мы руководствуемся постулатами Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25. 12. 2008 № 273-Ф3 (последняя редакция]. [2]
Под коррупцией законопослушный обыватель, как правило, видит превышение должностным лицом, вверенных ему, служебных полномочий в целях личной выгоды. Сегодня Федеральный закон «О противодействии коррупции» дает ей следующее развернутое толкование: «а] коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б] совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица». [3]
Противодействие коррупции в Российской Федерации законодательно строится на следующих основных принципах:
1] признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2] законность;
3] публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4] неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5] комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6] приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7] сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. [4]
Очевидно, что вышеизложенные принципы следует понимать, как важные составляющие туристического менеджмента. Поскольку приведенный выше закон ясно дает понять, что противодействие коррупции - это дело не только «федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления», но и «институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а] по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции];
б] по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией];
в] по минимизации и (или] ликвидации последствий коррупционных правонарушений».
[5]
Данные пункты, как и вышеприведенные принципы по своей актуальности связаны с задачами стратегического менеджмента разного рода отрасли, включая туристическую. Определение видения будущего той или иной сферы, поставка целей с учетом наработанного опыта, ошибок, а также - изменений условий, предоставляющих новые возможности, - не могут быть предусмотрены без учета рисков, связанных с противостоянием коррупции. В этой связи показателен следующий пример. На одной из встреч с представителями малого и среднего бизнеса председателю Государственного комитета Республики Татарстан по туризму был задан вопрос о реализации продукции предпринимателей в числе сувенирных наборов. Осознавая важность в развитии туристической индустрии, как непроизводственной сферы, сотрудничество со многими отраслями народного хозяйства, с малым и средним бизнесом, руководство Государственного комитета Республики Татарстан по туризму четко высказалось за единый и законный принцип построения отношений с разными партнерами. «Такие вещи проходят через тендеры. Вам надо показать свою продукцию тем, кто вручает такие подарки, и выиграть тендер, - посоветовал Иванов, [6] - законный путь, но также пообещал дать контакты розничных точек, торгующих сувенирами». Приведенный фрагмент из электронной версии газеты «Вечерняя Казань» позволяет напомнить отличие туристической индустрии от других. Она - «реализатор относительного высокого класса услуг уязвима к проявлениям политической, экономической нестабильности...»». [7] Конкретизируя многовекторность деятельности туриндустрии, добавим, что она влияет «на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития». [8] Пояснение данной мысли сводится к тому, что «взаимодействие между государством и обществом не может быть «обойдено» ни одним из социальных субъектов». [9] Исключение незаконных методов и форм представителями госструктур на практике формируют в общественном сознании мнение о способности чиновников решать те или иные вопросы вполне легитимно.
Туристическая индустрия - это межотраслевой социально-экономический комплекс со сложной структурой и многими компонентами, которые включают производственные, транспортные, сервисные предприятия и организации. Все элементы индустрии туризма взаимосвязаны и взаимозависимы.
Сложное строение, многоаспектные связи, специфика туристического обслуживания требуют взвешенного отношения к планированию, организации, мотивации, контроля функционирования туристической индустрии, ее основных составляющих, в т. ч. предприятий. Именно это составляет основу институционально-организационной подсистемы индустрии туризма, которая берет на себя ответственность за управление, менеджмент и основывается на соответствующих правовом, финансовом, научном обеспечении. [10]
В этой связи приведем еще один пример с ситуацией, вызвавшей широкий общественный резонанс в конце уходящего 2018 года. Речь идет о компаниях ООО «Тревел Дизайнерс» и ООО «Геркулес Трэвел», развернувших, как оказалось, сомнительную туроператорскую деятельность под загадочно-привлекательным названием «Жемчужная река». В результате более тысячи туристов, в том числе, из Татарстана, не могли вылететь из Китая обратно, домой. Примечательно, что руководство Республики Татарстан одним из первых отреагировало на трагическое событие, происшедшее с российскими туристами. Несмотря на мнениях иных «экспертов», предпочитавших винить самих туристов, польстившихся на дешевизну туров в Китай, президент РТ Р. Н. Минниханов не оставил без внимания обращение о помощи татарстанцев, написавших к нему в Инстограмм. «Вашей проблемой будет заниматься руководитель Госкомитета по туризму Сергей Иванов и наш
представитель в Китае. Напишите контакты вашего представителя для связи», — отреагировал в комментариях президент РТ. Сразу после этого откликнулся и Иванов: «Прошу написать мне, кто в каких отелях живет, и контакты координатора по каждому отелю». [11] Развитие всей истории с туристами оперативно освещалась масс-медиа республики и размещалась на сайте Госкомитета по туризму РТ. Как видим, в туристической индустрии принципы приобщения людей к физическому и духовно-культурному совершенству зачастую уступают место коммерческому расчету и материально-экономической выгоде. Вместе с тем, заметим, что ситуация и ее положительный исход, например, для татарстанских туристов, показательна с точки зрения, на наш взгляд, роста доверия к республиканской власти и Госкомитету по туризму РТ. На фоне достаточно критичного отношения населения к властным структурам практически во всех сферах деятельности государственного аппарата. Примечательно, что самих пострадавших нельзя обвинить в правовой пассивности. Они, в первую очередь, применили свое естественное право обратится к президенту РТ как к гаранту Конституции Республики Татарстан, за которого на выборах они отдали свои голоса. Глава Татарстана не обманул их надежд. «Естественное право - это везде и всегда наличное, извне преданное человеку исходное для данного места и времени право, которое как выражение объективных ценностей и требований человеческого бытия является единственным и безусловным первоисточником правового смысла и абсолютным критерием правового характера всех человеческих установлений, включая позитивное право и государство». [12 ]
Работа по профилактике и противодействию коррупции Государственным комитетом Республики Татарстан по туризму не носит спонтанный характер. Здесь работает Государственная программа антикоррупционной политики на период 2015 - 2020 годы, разработанная для сферы туризма РТ. [13] Документ включает целый комплекс мероприятий: антикоррупционное обучение, антикоррупционная пропаганда; обеспечение открытости, доступности для граждан деятельности Госкомитета. Ежеквартально проводится заслушивание отчета по выполнению Программы. На заседании коллегии «Об итогах работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму в 2017 году и задачах на 2018 год» было особое внимание обращено на подготовку и повышение кадров для сферы туризма. [14] Так, на базе Высшей школы государственного и муниципального управления КФУ традиционно реализуется программа повышения квалификации для специалистов, занимающихся развитием туризма в муниципальных образованиях РТ. Представители туристских организаций, ресторанов и отелей, национальных парков, преподаватели учебных заведений, экскурсоводы, гиды-переводчики - прошли заочное обучение в рамках программы «Общенациональная система подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма» (совместно с Федеральным агентством по туризму]. Совместно с Институтом международных отношений, истории и востоковедения КФУ организуются курсы подготовки гидов-переводчиков по пяти языковым направлениям: фарси, китайскому, французскому, немецкому, арабскому. С целью повышения качества экскурсионного обслуживания совместно с Гильдией экскурсоводов РТ организуется учебы для экскурсоводов. Разумеется, в ходе такого рода подготовки и переподготовки кадров с повестки дня не сходят вопросы, связанные с противодействием коррупции в части формирования антикоррупционной культуры. Как известно, туристы - люди, наиболее требовательные к предоставлению качественных услуг. Они остро реагируют на изменения в ценовой политике отелей и кафе, ресторанов. Нередко склонны видеть в этом желание обслуживающего персонала «залезть» в их кошельки. Способны легко расценить какую-либо конфликтную ситуацию, как нарушающую их законные права на получение оплаченных услуг. Коррупционные составляющие часто соизмеряют с прошлым нашей страны.
Госкомитет заинтересован в том, чтобы студенты профильных факультетов и вузов имели возможность проходить практику в лучших отелях Татарстана. Наряду с этим
подчеркивается актуальность активизации деятельности вузов по созданию образовательных программ и технологий именно для студенческой и учащейся молодежи. Такой подход обусловлен тем, что у молодежи еще нет достаточного жизненного опыта, соответственно, и ресурса противодействия коррупции. Именно данная категория людей остро нуждается в правовой информации, ее профессиональном разъяснении, что позволит минимизировать
риски проявления лояльности к коррупционным проявлениям, встречающимся на жизненном пути. В этом направлении в Татарстане немало делается Региональной общественной организацией «Академия творческой молодежи Республики Татарстан». Ряд комплексных мероприятий по минимизации коррупционных проявлений в молодежной среде проведен в рамках Республиканской молодежной программы «Не дать - не взять!», встреч специалистов со студентами вузов «Честная сессия - это реально». Эти и другие мероприятия, ориентированные на молодежную среду, способствуют формированию в республике информационного поля для обмена мнениями, информацией по вопросам коррупции, а также -задействованию студенчества к воплощению в жизнь антикоррупционных проектов. Очевидно, что все это способствует формированию антикоррупционной культуры с молодости. В этой связи следует обратить внимание на тезис «формирование нетерпимости к коррупции». На наш взгляд, следует принять во внимание мнение члена рабочей группы президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции Павла Кабанова. С трибуны VIII Всероссийской конференции «Диалектика противодействия коррупции», состоявшейся в ноябре с. г., он заметил, что формировать все-таки следует мировоззрение, а воспитание нетерпимости -опасно, т.к. это весьма выгодно для достижения своих целей могут применить политики. [15]
В Госкомитете создана комиссия по противодействию коррупции. Существует Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативно-правовых актов Госкомитета по туризмы. В преддверии Международного дня борьбы с коррупцией проводятся семинары-совещания по вопросам противодействия коррупции. Для них характерны не скучные доклады и выступления, акцент делается на решение кейсов по всевозможным ситуациям, связанным с коррупцией и противостоянием к ней. Надо сказать и об участии индустрии туризма РТ в деле взаимодействия с институтами гражданского общества. Добавим, что на брифинге «Антикоррупционный мониторинг деятельности органов государственной власти РТ в 2017 году» была дана оценка, «с одной стороны, органов государственной власти, с другой - изучение коррупционных рисков по каждой конкретной сфере, по каждому конкретному органу». [16] Несмотря на то, что нарекания в адрес сферы туризма здесь не прозвучали, в Госкомитете понимают необходимость развития работы в области противодействия коррупции. Особенно быть внимательными в части возникновения конфликта интересов при заключении контрактов на выполнение каких-либо работ с родственниками, что нередко встречается в госструктурах. Как отмечает Сводный отчет о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Татарстан в 2017 году: «... в целом вопрос о предотвращении (урегулировании] конфликта интересов для руководителей муниципальных организаций, а также государственных организаций, учредителями которых выступают республиканские министерства и ведомства, не урегулированы». [17]
В заключении добавим, что политика по противодействию коррупции в Республике Татарстан основана на Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы и Государственной программе «Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2015 - 2020 годы», утвержденной постановлением Кабинетом министров РТ от 19. 07. 2014 № 512. Очередное заседание Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в РТ (24. 09. 2018 г.] подчеркнуло, что работа, проводимая в регионе, положительно сказалась на эффективности реализации отдельных государственных программ, что позволило «повысить отдачу затрат на социальные и другие реализуемые проекты, сократить потери от коррупции». [18] Заседание заострило внимание на необходимости организации работы по формированию «общественного неприятия коррупции, роста правосознания граждан и активизации их участия в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов власти». [19] Добавим, все это требует поиска новых форм и способов формирования антикоррупционной культуры у населения. Такая постановка вопроса предполагает минимизацию администрирования, доверие гражданским инициативам, вера в теорию «малых дел».
Литература
1. З. Г. Ягудин. Законодательное обеспечение и практика антикоррупционной деятельности в Республике Татарстан. Коррупция в системе государственно-общественных отношений Материалы российско-канадского семинара «Канада: меры по борьбе с коррупцией и соблюдению кодекса деловой этики на государственной службе», 10 - 11 ноября 2008 г. /отв. за вып. Е. Н. Коршун, А. П. Рыбцова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2009 - 216 с. С. 8.
2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_B2959 /bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1
3. Статья 1. Основные понятия. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_B2959 /bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/
4. Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция] Режим доступа: http://www.consultantru/docuшent/cons_doc_LAW_B2959/bbbd4б41125b222beaf74B3e1бc59411бed2d9a1
5. Статья 1. Основные понятия. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_82959/bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/
6. Справка авторов: С. Е. Иванов - председатель Государственного комитета Республики Татарстан по туризму.
7. Элеонора РЫЛОВА 04.11.2016. ГЛАВА ГОСKОMИTETA РТ ПО TУРИЗMУ НЕ ЖАЛЕЕТ О КОНЧИНЕ АГЕНТСТВ, ГДЕ ТОЛЬКО «СТОЛ И СТУЛ» http://www.evening-kazan.ru/articles/glava-goskomiteta-rt-po-turizmu-ne-zhaleet-o-konchine-agentstv-gde-tolko-stol-i-stul.html
8. Постановление KM РТ от 21.07.2014 N 522 (ред. от 17.02.2017] "Об утверждении Государственной программы «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014 - 2021 годы» (с изменениями на: 31. 07. 2018] ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРAMMA «РАЗВИТИЕ СФЕРЫ TУРИЗMA И ГОСTEПРИИMСTBA В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2021 ГОДЫ» http://docs.cntd.ru/document/4123B3352
9. А. П. Кулапин Mежсубъектные противоречия как основа государственно-общественных отношений. Коррупция в системе государственно-общественных отношений. Материалы российско-канадского семинара «Канада: меры по борьбе с коррупцией и соблюдению кодекса на государственной службе». 10-11 ноября 2008 г. /отв. за вып. Е. Н. Коршун, А П. Рыбцова. - Казань. Центр инновационных технологий, 2009., - 216 с. С. 96.
10. https:// studwood.ru/10B5139/menedzhment/ suschnost_soderzhanie_menedzhmenta_turizma
11. Mинниxанов ответил на просьбы татарстанских туристов, застрявших в Китае из-за проблем туроператора .9 ДЕКАБРЯ 2018. https://www.business-gazeta.ru/news/405545
12. Нерсесянц, В. С. Философия права: учебник для вузов. - M.: Норма, 2008. - С 613.
13. Госпрограмма утверждена приказом Госкомитета РТ по туризму от 01. 12. 2014 г. № 125 «Об утверждении программы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму по реализации антикоррупционной политики на 2015 - 2020 годы» (с изменениями, внесенными приказом от 20.05.2016 №45].
14. Заседание коллегии «Об итогах работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму в 2017 году и задачах на 2018 год». 23. 01. 2018 г. http://tourism.tatarstan.ru/rus/index.htm /news/110B951.htm
15. Рустам Mинниxанов провел заседание Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в РТ. 24.09.2018. Режим доступа: http://tatarstan.ru/index.htm/news/12B901l.htm)
16. Рустам Mинниxанов провел заседание Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в РТ. 24.09.2018. Режим доступа: http://tatarstan.ru/index.htm/news/12B901l.htm)
17. И. Серов. «Впечатление произвело выступление товарища из Китая: «10 тысяч чиновников привлекли к смертной казни...» Режим доступа: 16:00, 23.11.201B. https://realnoevremya.ru/articles /121231-tatarstan-ustupil-liderstvo-po-korrupcii-bashkirii)
1B. Mаксим Кирилов, Ксения Соколова «Цифры, конечно же, не радуют»: борцы с коррупцией из казанского Кремля отчитались за год. 3. 04. 2018: Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/3lll05
19. Сводный отчет о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Татарстан в 2017 году. Г. Казань. 9B с. С. 96
References
1. Z. G. Yagudin. Zakonodatel'noe obespechenie i praktika antikorrupcionnoj deyatel'nosti v Res-publike Tatarstan. Korrupciya v sisteme gosudarstvenno-obshchestvennyh otnoshenij /Materialy ros-sijsko-kanadskogo seminara «Kanada: mery po bor'be s korrupciej i soblyudeniyu kodeksa delovoj ehti-ki na gosudarstvennoj sluzhbe», 10 - 11 noyabrya 200B g. /otv. za vyp. E. N. Korshun, A. P. Rybcova. - Kazan': Centr innovacionnyh tekhnologij, 2009 - 216 s. S. B.
2. Federal'nyj zakon «O protivodejstvii korrupcii» ot 25.12.200B N 2l3-FZ (poslednyaya redakciya) Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_B2959 /bbbd4641125b222beafl4B3e16c594116ed2d9a1
3. Statya 1. Osnovnye ponyatiya. Federal'nyj zakon «0 protivodejstvii korrupcii» ot 25.12.2008 N 273-FZ (poslednyaya redakciya) Rezhim dostupa: http://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_82959 /bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/
4. Stat'ya 3. Osnovnye principy protivodejstviya korrupcii Federal'nyj zakon «0 protivodej-stvii korrupcii» ot 25.12.2008 N 273-FZ (poslednyaya redakciya) Rezhim dostupa: http://www.consultantru/document /cons_doc_LAW_82959/bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1
5. Statya 1. Osnovnye ponyatiya. Federal'nyj zakon «0 protivodejstvii korrupcii» ot 25.12.2008 N 273-FZ (poslednyaya redakciya) Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_82959 /bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/
6. Spravka avtorov: S. E. Ivanov - predsedatel' Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Tatarstan po turizmu
7. EHleonora RYLOVA 04.11.2016. GLAVA GOSKOMITETA RT PO TURIZMU NE ZHALEET 0 KONCHINE AGENTSTV, GDE TOL'KO «STOL I STUL» http://www.evening-kazan.ru/articles/glava-goskomiteta-rt-po-turizmu-ne-zhaleet-o-konchine-agentstv-gde-tolko-stol-i-stul.html
8. Postanovlenie KM RT ot 21.07.2014 N 522 (red. ot 17.02.2017) "Ob utverzhdenii Gosudarstven-noj programmy «Razvitie sfery turizma i gostepriimstva v Respublike Tatarstan na 2014 - 2021 go-dy» (s izmeneniyami na: 31. 07. 2018) GOSUDARSTVENNAYA PROGRAMMA «RAZVITIE SFERY TURIZMA I GOSTEPRIIMSTVA V RESPUBLIKE TATARSTAN NA 2014 - 2021 GODY» http://docs.cntd.ru/document/412383352
9. A. P. Kulapin. Mezhsub"ektnye protivorechiya kak osnova gosudarstvenno-obshchestvennyh otno-shenij. Korrupciya v sisteme gosudarstvenno-obshchestvennyh otnoshenij. /Materialy rossijsko-kanadskogo seminara «Kanada: mery po bor'be s korrupciej i soblyudeniyu kodeksa na gosudarstvennoj sluzhbe». 10-11 noyabrya 2 008 g. / otv. za vyp. E. N. Korshun, A. P. Rybcova - Kazan'. Centr innovacionnyh tekhnologij, 2009., - 216 s. S. 96.
10. https:// studwood.ru/1085139/menedzhment/ suschnost_soderzhanie_menedzhmenta_turizma
11. Minnihanov otvetil na pros'by tatarstanskih turistov, zastryavshih v Kitae iz-za problem turoperatora .9 D EKABRYA 2018. https://www.business-gazeta.ru/news/405545
12. Nersesyanc, V. S. Filosofiya prava: uchebnik dlya vuzov. - M.: Norma, 2008. - S 613.
13. Gosprogramma utverzhdena prikazom Goskomiteta RT po turizmu ot 01. 12. 2014 g № 125 «Ob utverzhdenii programmy Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Tatarstan po turizmu po realizacii antikorrupcionnoj politiki na 2015 -2020 gody» (s izmeneniyami, vnesennymi prikazom ot 20.05.2016 №45).
14. Zasedanie kollegii «Ob itogah raboty Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Tatarstan po turizmu v 2017 godu i zadachah na 2018 god». 23. 01. 2018 g. http://tourism.tatarstan.ru/rus/index.htm /news/1108951.htm
15. Rustam Minnihanov provel zasedanie Komissii po koordinacii raboty po protivodejstviyu korrupcii v RT. 24.09.2018. Rezhim dostupa: http://tatarstan.ru/index.htm/news/1289017.htm)
16. Rustam Minnihanov provel zasedanie Komissii po koordinacii raboty po protivodejstviyu korrupcii v RT. 24.09.2018. Rezhim dostupa: http://tatarstan.ru/index.htm/news/1289017.htm)
17. I. Serov. «Vpechatlenie proizvelo vystuplenie tovarishcha iz Kitaya: «10 tysyach chinovnikov privlekli k smertnoj kazni...» Rezhim dostupa: 16:00, 23.11.2018. https://realnoevremya.ru/articles /121231-tatarstan-ustupil-liderstvo-po-korrupcii-bashkirii)
18. Maksim Kirilov, Kseniya Sokolova «Cifry, konechno zhe, ne raduyut»: borcy s korrupciej iz kazanskogo Kremlya otchitalis' za god. 3. 04. 2018: Rezhim dostupa: https://www.business-gazetaru/article/377705
19. Svodnyj otchet o sostoyanii korrupcii i realizacii mer antikorrupcionnoj politiki v Res-publike Tatarstan v 2017 godu G. Kazan'. 98 s. S. 96.
УДК 796.06
Е.А. Усманова, Н.Р. Утегенова, В.Г. Ряузов, И.Ф. Нуруллин
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ
Авторами данной статьи рассматриваются проблемы и современные тенденции образования. Раскрывается образовательная роль физической культуры в воспитании студентов вузов. Значение физической культуры как феномена и повышение организации физкультурно - оздоровительной работы в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: физическая культура, физическое самосовершенствование, нравственное воспитание, вуз, здоровый образ жизни, спорт, физкультурно- оздоровительная работа, двигательная активность.
Elena A. Usmanova, Narmina R. Utegenova, Vladimir G. Ryauzov, Ilshat F. Nurullin EDUCATIONAL ROLE OF PRYSICAL CULTURE IN THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT.Abstract: The authors of this article consider the problems and current trends of education. The importance of physical culture and its