Научная статья на тему 'Формирование антикоррупционной культуры как важный аспект работы по противодействию коррупции (на примере индустрии туризма Республики Татарстан)'

Формирование антикоррупционной культуры как важный аспект работы по противодействию коррупции (на примере индустрии туризма Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
948
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / противодействие коррупции / государство / индустрия туризма / антикоррупционная культура / Российская Федерация / Республики Татарстан / антикоррупционная политика / corruption / anti-corruption component / Russian Federation / Republic of Tatarstan / international cultural and spectacular events / social and economic policy / event tourism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Э А. Туганова, Г М. Ибрагимова, Э Р. Исмагилова

В мире не прекращаются попытки поиска новых инструментов в борьбе с коррупцией, что актуально и в развитии российской государственности. Приводя данные противодействия коррупции относительно индустрии туризма, подчеркнем все большую ее коммерциализацию. Принципы приобщения людей к физическому и духовно-культурному совершенству стремительно уступают место коммерческому расчету и материально-экономической выгоде. Своего рода сопротивлением этому видится формирование в обществе антикоррупционной культуры с минимизацией правового нигилизма, основанного на понимании того, что социально-экономические перемены в обществе не происходят по мановению волшебной палочки или политического решения власти. Здесь важно живое участие каждого гражданина страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Э А. Туганова, Г М. Ибрагимова, Э Р. Исмагилова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ANTI-CORRUPTION CULTURE AS AN IMPORTANT ASPECT OF ANTI-CORRUPTION ACTIVITY (THE EXAMPLE OF TATARSTAN TOURISM INDUSTRY)

The subject of present article is essence of corruption and directed anti-corruption measures in the tourism industry. The current situation in tourism industry of the Russian Federation and arising problem issues are considered. Activity of an anti-corruption component in the Republic of Tatarstan is described. Measures of check and control during the international cultural and spectacular sport events are studied.

Текст научной работы на тему «Формирование антикоррупционной культуры как важный аспект работы по противодействию коррупции (на примере индустрии туризма Республики Татарстан)»

также сложно и проблематично. Ведь обучение в вузе - это переходный момент между юностью и зрелой жизнью. Поэтому очень важно уделять этому вопросу достойное внимание.

Литература

1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 449с.

2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. М.: AKADEMIA, 2000. - 330с.

3. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. М., 2010. - 210с.

4. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2009. - 410с.

5. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. - Грозный, 2005. - 531с.

6. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2005. - 184с.

7. Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. - М.: Проспект, 2009. - 320с.

8. Сафонов В.К. Агрессия в спорте. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. - 421с.

References

1. Andrienko E.V. Social'naya psihologiya: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000. - 449s.

2. Gogunov E.N., Mart'yanov B. I. Psihologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta. M.: AKADEMIA, 2000. -

330s.

3. Darendorf R. EHlementy teorii social'nogo konflikta. M., 2010. - 210s.

4. Dmitriev A.V. Konfliktologiya. M., 2009. - 410s.

5. Kan-Kalik V.A. Osnovy professional'no-pedagogicheskogo obshcheniya. - Groznyj, 2005. - 531s.

6. Kozer L. Funkcii social'nogo konflikta. M., 2005. - 184s.

7. Kravchenko A.I. Kratkij sociologicheskij slovar'. - M.: Prospekt, 2009. - 320s.

8. Safonov V.K. Agressiya v sporte. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2003. - 421s.

УДК 33.332.025

Э.А. Туганова, Г.М. Ибрагимова, Э.Р. Исмагилова

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ РАБОТЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН )

В мире не прекращаются попытки поиска новых инструментов в борьбе с коррупцией, что актуально и в развитии российской государственности. Приводя данные противодействия коррупции относительно индустрии туризма, подчеркнем все большую ее коммерциализацию. Принципы приобщения людей к физическому и духовно-культурному совершенству стремительно уступают место коммерческому расчету и материально-экономической выгоде. Своего рода сопротивлением этому видится формирование в обществе антикоррупционной культуры с минимизацией правового нигилизма, основанного на понимании того, что социально-экономические перемены в обществе не происходят по мановению волшебной палочки или политического решения власти. Здесь важно живое участие каждого гражданина страны.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, государство, индустрия туризма, антикоррупционная культура, Российская Федерация, Республики Татарстан, антикоррупционная политика.

Elina A. Tuganova, Guliya M. Ibragimova, Elina R. IsmagHova FORMATION OF ANTI-CORRUPTION CULTURE AS AN IMPORTANT ASPECT OF ANTI-CORRUPTION ACTIVITY (THE EXAMPLE OF TATARSTAN TOURISM INDUSTRY).

Abstract: The subject of present article is essence of corruption and directed anti-corruption measures in the tourism industry. The current situation in tourism industry of the Russian Federation and arising problem issues are considered. Activity of an anti-corruption component in the Republic of Tatarstan is described. Measures of check and control during the international cultural and spectacular sport events are studied.

Keywords: corruption, anti-corruption component, Russian Federation, Republic of Tatarstan, international cultural and spectacular events, social and economic policy, event tourism.

Реалии таковы, что, несмотря на антикоррупционный пакет документов международного, федерального и регионального уровня, коррупция по-прежнему выступает

нешуточной угрозой для всех стран. Естественно, в мире не прекращаются попытки поиска новых инструментов для формирования антикоррупционного климата, что актуально и в развитии российской государственности. Существование такого зла как коррупция задерживает социально-экономическое развитие страны, препятствует эволюции гражданского общества, наконец, отрицательно сказывается на доверии и к власти, и базовым человеческим ценностям.

Стратегия антикоррупционной деятельности России основана, прежде всего, на Федеральном законе от 08. 03. 2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции», что свидетельствует о стремлении мирового сообщества к согласованному противостоянию коррупции. Безусловно, коррупции, как разновидности правонарушений, (именно так она разъясняется с точки зрения юрисдикции], уделено внимание в Основном законе страны. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. [1]

В России действует Федеральный закон от 25. 12. 2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», который был модифицирован в связи с ратификацией вышеназванной Конвенции ООН. Имеется в виду Федеральный закон от 25.12.2008 №280 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции». Общеизвестно, что законы нередко отстают от жизненных реалий, поэтому впоследствии с выявлением на практике несовершенств, следуют необходимые изменения. Таким образом в данной статье мы руководствуемся постулатами Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25. 12. 2008 № 273-Ф3 (последняя редакция]. [2]

Под коррупцией законопослушный обыватель, как правило, видит превышение должностным лицом, вверенных ему, служебных полномочий в целях личной выгоды. Сегодня Федеральный закон «О противодействии коррупции» дает ей следующее развернутое толкование: «а] коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б] совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица». [3]

Противодействие коррупции в Российской Федерации законодательно строится на следующих основных принципах:

1] признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2] законность;

3] публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4] неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5] комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6] приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7] сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. [4]

Очевидно, что вышеизложенные принципы следует понимать, как важные составляющие туристического менеджмента. Поскольку приведенный выше закон ясно дает понять, что противодействие коррупции - это дело не только «федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления», но и «институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а] по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции];

б] по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией];

в] по минимизации и (или] ликвидации последствий коррупционных правонарушений».

[5]

Данные пункты, как и вышеприведенные принципы по своей актуальности связаны с задачами стратегического менеджмента разного рода отрасли, включая туристическую. Определение видения будущего той или иной сферы, поставка целей с учетом наработанного опыта, ошибок, а также - изменений условий, предоставляющих новые возможности, - не могут быть предусмотрены без учета рисков, связанных с противостоянием коррупции. В этой связи показателен следующий пример. На одной из встреч с представителями малого и среднего бизнеса председателю Государственного комитета Республики Татарстан по туризму был задан вопрос о реализации продукции предпринимателей в числе сувенирных наборов. Осознавая важность в развитии туристической индустрии, как непроизводственной сферы, сотрудничество со многими отраслями народного хозяйства, с малым и средним бизнесом, руководство Государственного комитета Республики Татарстан по туризму четко высказалось за единый и законный принцип построения отношений с разными партнерами. «Такие вещи проходят через тендеры. Вам надо показать свою продукцию тем, кто вручает такие подарки, и выиграть тендер, - посоветовал Иванов, [6] - законный путь, но также пообещал дать контакты розничных точек, торгующих сувенирами». Приведенный фрагмент из электронной версии газеты «Вечерняя Казань» позволяет напомнить отличие туристической индустрии от других. Она - «реализатор относительного высокого класса услуг уязвима к проявлениям политической, экономической нестабильности...»». [7] Конкретизируя многовекторность деятельности туриндустрии, добавим, что она влияет «на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития». [8] Пояснение данной мысли сводится к тому, что «взаимодействие между государством и обществом не может быть «обойдено» ни одним из социальных субъектов». [9] Исключение незаконных методов и форм представителями госструктур на практике формируют в общественном сознании мнение о способности чиновников решать те или иные вопросы вполне легитимно.

Туристическая индустрия - это межотраслевой социально-экономический комплекс со сложной структурой и многими компонентами, которые включают производственные, транспортные, сервисные предприятия и организации. Все элементы индустрии туризма взаимосвязаны и взаимозависимы.

Сложное строение, многоаспектные связи, специфика туристического обслуживания требуют взвешенного отношения к планированию, организации, мотивации, контроля функционирования туристической индустрии, ее основных составляющих, в т. ч. предприятий. Именно это составляет основу институционально-организационной подсистемы индустрии туризма, которая берет на себя ответственность за управление, менеджмент и основывается на соответствующих правовом, финансовом, научном обеспечении. [10]

В этой связи приведем еще один пример с ситуацией, вызвавшей широкий общественный резонанс в конце уходящего 2018 года. Речь идет о компаниях ООО «Тревел Дизайнерс» и ООО «Геркулес Трэвел», развернувших, как оказалось, сомнительную туроператорскую деятельность под загадочно-привлекательным названием «Жемчужная река». В результате более тысячи туристов, в том числе, из Татарстана, не могли вылететь из Китая обратно, домой. Примечательно, что руководство Республики Татарстан одним из первых отреагировало на трагическое событие, происшедшее с российскими туристами. Несмотря на мнениях иных «экспертов», предпочитавших винить самих туристов, польстившихся на дешевизну туров в Китай, президент РТ Р. Н. Минниханов не оставил без внимания обращение о помощи татарстанцев, написавших к нему в Инстограмм. «Вашей проблемой будет заниматься руководитель Госкомитета по туризму Сергей Иванов и наш

представитель в Китае. Напишите контакты вашего представителя для связи», — отреагировал в комментариях президент РТ. Сразу после этого откликнулся и Иванов: «Прошу написать мне, кто в каких отелях живет, и контакты координатора по каждому отелю». [11] Развитие всей истории с туристами оперативно освещалась масс-медиа республики и размещалась на сайте Госкомитета по туризму РТ. Как видим, в туристической индустрии принципы приобщения людей к физическому и духовно-культурному совершенству зачастую уступают место коммерческому расчету и материально-экономической выгоде. Вместе с тем, заметим, что ситуация и ее положительный исход, например, для татарстанских туристов, показательна с точки зрения, на наш взгляд, роста доверия к республиканской власти и Госкомитету по туризму РТ. На фоне достаточно критичного отношения населения к властным структурам практически во всех сферах деятельности государственного аппарата. Примечательно, что самих пострадавших нельзя обвинить в правовой пассивности. Они, в первую очередь, применили свое естественное право обратится к президенту РТ как к гаранту Конституции Республики Татарстан, за которого на выборах они отдали свои голоса. Глава Татарстана не обманул их надежд. «Естественное право - это везде и всегда наличное, извне преданное человеку исходное для данного места и времени право, которое как выражение объективных ценностей и требований человеческого бытия является единственным и безусловным первоисточником правового смысла и абсолютным критерием правового характера всех человеческих установлений, включая позитивное право и государство». [12 ]

Работа по профилактике и противодействию коррупции Государственным комитетом Республики Татарстан по туризму не носит спонтанный характер. Здесь работает Государственная программа антикоррупционной политики на период 2015 - 2020 годы, разработанная для сферы туризма РТ. [13] Документ включает целый комплекс мероприятий: антикоррупционное обучение, антикоррупционная пропаганда; обеспечение открытости, доступности для граждан деятельности Госкомитета. Ежеквартально проводится заслушивание отчета по выполнению Программы. На заседании коллегии «Об итогах работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму в 2017 году и задачах на 2018 год» было особое внимание обращено на подготовку и повышение кадров для сферы туризма. [14] Так, на базе Высшей школы государственного и муниципального управления КФУ традиционно реализуется программа повышения квалификации для специалистов, занимающихся развитием туризма в муниципальных образованиях РТ. Представители туристских организаций, ресторанов и отелей, национальных парков, преподаватели учебных заведений, экскурсоводы, гиды-переводчики - прошли заочное обучение в рамках программы «Общенациональная система подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма» (совместно с Федеральным агентством по туризму]. Совместно с Институтом международных отношений, истории и востоковедения КФУ организуются курсы подготовки гидов-переводчиков по пяти языковым направлениям: фарси, китайскому, французскому, немецкому, арабскому. С целью повышения качества экскурсионного обслуживания совместно с Гильдией экскурсоводов РТ организуется учебы для экскурсоводов. Разумеется, в ходе такого рода подготовки и переподготовки кадров с повестки дня не сходят вопросы, связанные с противодействием коррупции в части формирования антикоррупционной культуры. Как известно, туристы - люди, наиболее требовательные к предоставлению качественных услуг. Они остро реагируют на изменения в ценовой политике отелей и кафе, ресторанов. Нередко склонны видеть в этом желание обслуживающего персонала «залезть» в их кошельки. Способны легко расценить какую-либо конфликтную ситуацию, как нарушающую их законные права на получение оплаченных услуг. Коррупционные составляющие часто соизмеряют с прошлым нашей страны.

Госкомитет заинтересован в том, чтобы студенты профильных факультетов и вузов имели возможность проходить практику в лучших отелях Татарстана. Наряду с этим

подчеркивается актуальность активизации деятельности вузов по созданию образовательных программ и технологий именно для студенческой и учащейся молодежи. Такой подход обусловлен тем, что у молодежи еще нет достаточного жизненного опыта, соответственно, и ресурса противодействия коррупции. Именно данная категория людей остро нуждается в правовой информации, ее профессиональном разъяснении, что позволит минимизировать

риски проявления лояльности к коррупционным проявлениям, встречающимся на жизненном пути. В этом направлении в Татарстане немало делается Региональной общественной организацией «Академия творческой молодежи Республики Татарстан». Ряд комплексных мероприятий по минимизации коррупционных проявлений в молодежной среде проведен в рамках Республиканской молодежной программы «Не дать - не взять!», встреч специалистов со студентами вузов «Честная сессия - это реально». Эти и другие мероприятия, ориентированные на молодежную среду, способствуют формированию в республике информационного поля для обмена мнениями, информацией по вопросам коррупции, а также -задействованию студенчества к воплощению в жизнь антикоррупционных проектов. Очевидно, что все это способствует формированию антикоррупционной культуры с молодости. В этой связи следует обратить внимание на тезис «формирование нетерпимости к коррупции». На наш взгляд, следует принять во внимание мнение члена рабочей группы президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции Павла Кабанова. С трибуны VIII Всероссийской конференции «Диалектика противодействия коррупции», состоявшейся в ноябре с. г., он заметил, что формировать все-таки следует мировоззрение, а воспитание нетерпимости -опасно, т.к. это весьма выгодно для достижения своих целей могут применить политики. [15]

В Госкомитете создана комиссия по противодействию коррупции. Существует Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативно-правовых актов Госкомитета по туризмы. В преддверии Международного дня борьбы с коррупцией проводятся семинары-совещания по вопросам противодействия коррупции. Для них характерны не скучные доклады и выступления, акцент делается на решение кейсов по всевозможным ситуациям, связанным с коррупцией и противостоянием к ней. Надо сказать и об участии индустрии туризма РТ в деле взаимодействия с институтами гражданского общества. Добавим, что на брифинге «Антикоррупционный мониторинг деятельности органов государственной власти РТ в 2017 году» была дана оценка, «с одной стороны, органов государственной власти, с другой - изучение коррупционных рисков по каждой конкретной сфере, по каждому конкретному органу». [16] Несмотря на то, что нарекания в адрес сферы туризма здесь не прозвучали, в Госкомитете понимают необходимость развития работы в области противодействия коррупции. Особенно быть внимательными в части возникновения конфликта интересов при заключении контрактов на выполнение каких-либо работ с родственниками, что нередко встречается в госструктурах. Как отмечает Сводный отчет о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Татарстан в 2017 году: «... в целом вопрос о предотвращении (урегулировании] конфликта интересов для руководителей муниципальных организаций, а также государственных организаций, учредителями которых выступают республиканские министерства и ведомства, не урегулированы». [17]

В заключении добавим, что политика по противодействию коррупции в Республике Татарстан основана на Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы и Государственной программе «Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2015 - 2020 годы», утвержденной постановлением Кабинетом министров РТ от 19. 07. 2014 № 512. Очередное заседание Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в РТ (24. 09. 2018 г.] подчеркнуло, что работа, проводимая в регионе, положительно сказалась на эффективности реализации отдельных государственных программ, что позволило «повысить отдачу затрат на социальные и другие реализуемые проекты, сократить потери от коррупции». [18] Заседание заострило внимание на необходимости организации работы по формированию «общественного неприятия коррупции, роста правосознания граждан и активизации их участия в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов власти». [19] Добавим, все это требует поиска новых форм и способов формирования антикоррупционной культуры у населения. Такая постановка вопроса предполагает минимизацию администрирования, доверие гражданским инициативам, вера в теорию «малых дел».

Литература

1. З. Г. Ягудин. Законодательное обеспечение и практика антикоррупционной деятельности в Республике Татарстан. Коррупция в системе государственно-общественных отношений Материалы российско-канадского семинара «Канада: меры по борьбе с коррупцией и соблюдению кодекса деловой этики на государственной службе», 10 - 11 ноября 2008 г. /отв. за вып. Е. Н. Коршун, А. П. Рыбцова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2009 - 216 с. С. 8.

2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_B2959 /bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1

3. Статья 1. Основные понятия. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_B2959 /bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/

4. Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция] Режим доступа: http://www.consultantru/docuшent/cons_doc_LAW_B2959/bbbd4б41125b222beaf74B3e1бc59411бed2d9a1

5. Статья 1. Основные понятия. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_82959/bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/

6. Справка авторов: С. Е. Иванов - председатель Государственного комитета Республики Татарстан по туризму.

7. Элеонора РЫЛОВА 04.11.2016. ГЛАВА ГОСKОMИTETA РТ ПО TУРИЗMУ НЕ ЖАЛЕЕТ О КОНЧИНЕ АГЕНТСТВ, ГДЕ ТОЛЬКО «СТОЛ И СТУЛ» http://www.evening-kazan.ru/articles/glava-goskomiteta-rt-po-turizmu-ne-zhaleet-o-konchine-agentstv-gde-tolko-stol-i-stul.html

8. Постановление KM РТ от 21.07.2014 N 522 (ред. от 17.02.2017] "Об утверждении Государственной программы «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014 - 2021 годы» (с изменениями на: 31. 07. 2018] ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРAMMA «РАЗВИТИЕ СФЕРЫ TУРИЗMA И ГОСTEПРИИMСTBA В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2021 ГОДЫ» http://docs.cntd.ru/document/4123B3352

9. А. П. Кулапин Mежсубъектные противоречия как основа государственно-общественных отношений. Коррупция в системе государственно-общественных отношений. Материалы российско-канадского семинара «Канада: меры по борьбе с коррупцией и соблюдению кодекса на государственной службе». 10-11 ноября 2008 г. /отв. за вып. Е. Н. Коршун, А П. Рыбцова. - Казань. Центр инновационных технологий, 2009., - 216 с. С. 96.

10. https:// studwood.ru/10B5139/menedzhment/ suschnost_soderzhanie_menedzhmenta_turizma

11. Mинниxанов ответил на просьбы татарстанских туристов, застрявших в Китае из-за проблем туроператора .9 ДЕКАБРЯ 2018. https://www.business-gazeta.ru/news/405545

12. Нерсесянц, В. С. Философия права: учебник для вузов. - M.: Норма, 2008. - С 613.

13. Госпрограмма утверждена приказом Госкомитета РТ по туризму от 01. 12. 2014 г. № 125 «Об утверждении программы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму по реализации антикоррупционной политики на 2015 - 2020 годы» (с изменениями, внесенными приказом от 20.05.2016 №45].

14. Заседание коллегии «Об итогах работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму в 2017 году и задачах на 2018 год». 23. 01. 2018 г. http://tourism.tatarstan.ru/rus/index.htm /news/110B951.htm

15. Рустам Mинниxанов провел заседание Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в РТ. 24.09.2018. Режим доступа: http://tatarstan.ru/index.htm/news/12B901l.htm)

16. Рустам Mинниxанов провел заседание Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в РТ. 24.09.2018. Режим доступа: http://tatarstan.ru/index.htm/news/12B901l.htm)

17. И. Серов. «Впечатление произвело выступление товарища из Китая: «10 тысяч чиновников привлекли к смертной казни...» Режим доступа: 16:00, 23.11.201B. https://realnoevremya.ru/articles /121231-tatarstan-ustupil-liderstvo-po-korrupcii-bashkirii)

1B. Mаксим Кирилов, Ксения Соколова «Цифры, конечно же, не радуют»: борцы с коррупцией из казанского Кремля отчитались за год. 3. 04. 2018: Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/3lll05

19. Сводный отчет о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Татарстан в 2017 году. Г. Казань. 9B с. С. 96

References

1. Z. G. Yagudin. Zakonodatel'noe obespechenie i praktika antikorrupcionnoj deyatel'nosti v Res-publike Tatarstan. Korrupciya v sisteme gosudarstvenno-obshchestvennyh otnoshenij /Materialy ros-sijsko-kanadskogo seminara «Kanada: mery po bor'be s korrupciej i soblyudeniyu kodeksa delovoj ehti-ki na gosudarstvennoj sluzhbe», 10 - 11 noyabrya 200B g. /otv. za vyp. E. N. Korshun, A. P. Rybcova. - Kazan': Centr innovacionnyh tekhnologij, 2009 - 216 s. S. B.

2. Federal'nyj zakon «O protivodejstvii korrupcii» ot 25.12.200B N 2l3-FZ (poslednyaya redakciya) Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_B2959 /bbbd4641125b222beafl4B3e16c594116ed2d9a1

3. Statya 1. Osnovnye ponyatiya. Federal'nyj zakon «0 protivodejstvii korrupcii» ot 25.12.2008 N 273-FZ (poslednyaya redakciya) Rezhim dostupa: http://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_82959 /bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/

4. Stat'ya 3. Osnovnye principy protivodejstviya korrupcii Federal'nyj zakon «0 protivodej-stvii korrupcii» ot 25.12.2008 N 273-FZ (poslednyaya redakciya) Rezhim dostupa: http://www.consultantru/document /cons_doc_LAW_82959/bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1

5. Statya 1. Osnovnye ponyatiya. Federal'nyj zakon «0 protivodejstvii korrupcii» ot 25.12.2008 N 273-FZ (poslednyaya redakciya) Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_82959 /bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/

6. Spravka avtorov: S. E. Ivanov - predsedatel' Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Tatarstan po turizmu

7. EHleonora RYLOVA 04.11.2016. GLAVA GOSKOMITETA RT PO TURIZMU NE ZHALEET 0 KONCHINE AGENTSTV, GDE TOL'KO «STOL I STUL» http://www.evening-kazan.ru/articles/glava-goskomiteta-rt-po-turizmu-ne-zhaleet-o-konchine-agentstv-gde-tolko-stol-i-stul.html

8. Postanovlenie KM RT ot 21.07.2014 N 522 (red. ot 17.02.2017) "Ob utverzhdenii Gosudarstven-noj programmy «Razvitie sfery turizma i gostepriimstva v Respublike Tatarstan na 2014 - 2021 go-dy» (s izmeneniyami na: 31. 07. 2018) GOSUDARSTVENNAYA PROGRAMMA «RAZVITIE SFERY TURIZMA I GOSTEPRIIMSTVA V RESPUBLIKE TATARSTAN NA 2014 - 2021 GODY» http://docs.cntd.ru/document/412383352

9. A. P. Kulapin. Mezhsub"ektnye protivorechiya kak osnova gosudarstvenno-obshchestvennyh otno-shenij. Korrupciya v sisteme gosudarstvenno-obshchestvennyh otnoshenij. /Materialy rossijsko-kanadskogo seminara «Kanada: mery po bor'be s korrupciej i soblyudeniyu kodeksa na gosudarstvennoj sluzhbe». 10-11 noyabrya 2 008 g. / otv. za vyp. E. N. Korshun, A. P. Rybcova - Kazan'. Centr innovacionnyh tekhnologij, 2009., - 216 s. S. 96.

10. https:// studwood.ru/1085139/menedzhment/ suschnost_soderzhanie_menedzhmenta_turizma

11. Minnihanov otvetil na pros'by tatarstanskih turistov, zastryavshih v Kitae iz-za problem turoperatora .9 D EKABRYA 2018. https://www.business-gazeta.ru/news/405545

12. Nersesyanc, V. S. Filosofiya prava: uchebnik dlya vuzov. - M.: Norma, 2008. - S 613.

13. Gosprogramma utverzhdena prikazom Goskomiteta RT po turizmu ot 01. 12. 2014 g № 125 «Ob utverzhdenii programmy Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Tatarstan po turizmu po realizacii antikorrupcionnoj politiki na 2015 -2020 gody» (s izmeneniyami, vnesennymi prikazom ot 20.05.2016 №45).

14. Zasedanie kollegii «Ob itogah raboty Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Tatarstan po turizmu v 2017 godu i zadachah na 2018 god». 23. 01. 2018 g. http://tourism.tatarstan.ru/rus/index.htm /news/1108951.htm

15. Rustam Minnihanov provel zasedanie Komissii po koordinacii raboty po protivodejstviyu korrupcii v RT. 24.09.2018. Rezhim dostupa: http://tatarstan.ru/index.htm/news/1289017.htm)

16. Rustam Minnihanov provel zasedanie Komissii po koordinacii raboty po protivodejstviyu korrupcii v RT. 24.09.2018. Rezhim dostupa: http://tatarstan.ru/index.htm/news/1289017.htm)

17. I. Serov. «Vpechatlenie proizvelo vystuplenie tovarishcha iz Kitaya: «10 tysyach chinovnikov privlekli k smertnoj kazni...» Rezhim dostupa: 16:00, 23.11.2018. https://realnoevremya.ru/articles /121231-tatarstan-ustupil-liderstvo-po-korrupcii-bashkirii)

18. Maksim Kirilov, Kseniya Sokolova «Cifry, konechno zhe, ne raduyut»: borcy s korrupciej iz kazanskogo Kremlya otchitalis' za god. 3. 04. 2018: Rezhim dostupa: https://www.business-gazetaru/article/377705

19. Svodnyj otchet o sostoyanii korrupcii i realizacii mer antikorrupcionnoj politiki v Res-publike Tatarstan v 2017 godu G. Kazan'. 98 s. S. 96.

УДК 796.06

Е.А. Усманова, Н.Р. Утегенова, В.Г. Ряузов, И.Ф. Нуруллин

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ

Авторами данной статьи рассматриваются проблемы и современные тенденции образования. Раскрывается образовательная роль физической культуры в воспитании студентов вузов. Значение физической культуры как феномена и повышение организации физкультурно - оздоровительной работы в высших учебных заведениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: физическая культура, физическое самосовершенствование, нравственное воспитание, вуз, здоровый образ жизни, спорт, физкультурно- оздоровительная работа, двигательная активность.

Elena A. Usmanova, Narmina R. Utegenova, Vladimir G. Ryauzov, Ilshat F. Nurullin EDUCATIONAL ROLE OF PRYSICAL CULTURE IN THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT.Abstract: The authors of this article consider the problems and current trends of education. The importance of physical culture and its

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.