Научная статья на тему 'ФОРМАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНТЕРФЕЙСА BLENDER. ФИГУРА И ЕЁ РАСПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ'

ФОРМАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНТЕРФЕЙСА BLENDER. ФИГУРА И ЕЁ РАСПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Blender / 3D-редакторы / интерфейс / перемещение объектов / масштабирование

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Васильева Т. Н., Гаврилов А. Г.

Статья посвящена детальному анализу интерфейса программы Blender, используемой для трехмерного моделирования и анимации. Основная цель исследования заключается в разработке модели интерфейса для 3D-редакторов на примере Blender. В работе рассматриваются специализированные элементы интерфейса, такие как узлы, участки, перемещение, вращение и масштабирование объектов в 3D-пространстве. Формальное представление каждой из рассмотренных функций предоставляет возможность глубже понять структуру интерфейса и его взаимосвязи с концептуальными моделями пользователей. Результаты исследования предназначены для улучшения пользовательского интерфейса в софте для 3D-моделирования, что в свою очередь должно способствовать повышению эффективности и удобства работы с приложениями данного типа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНТЕРФЕЙСА BLENDER. ФИГУРА И ЕЁ РАСПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ»

статистического моделирования процесса полёта.

Исходя из общих методических принципов построения имитационной модели самолетовождения по маршруту сформулируем конкретные требования, которым должна удовлетворять модель:

- быть полной с точки зрения решения поставленных задач;

- адаптивной, позволяющей легко переходить к другим вариантам;

- допускающей постепенные изменения в том смысле, что будет в начале простой, она может во взаимодействии с заказчиком становиться все более сложной;

- удобной в управлении и обращении, то есть общение с ней должно быть легким;

- надежной в смысле гарантии от абсурдных ответов;

- простой и понятной пользователю.

Для того чтобы моделью можно было пользоваться, при ее разработке должны быть тщательно продуманы потребности ее конечного потребителя. Список использованной литературы:

1. Шеннон, Р. Имитационное моделирование систем: искусство и наука [Текст] / Р. Шеннон. - М.: Мир, 1978

2. Banks, J. Handbook of simulation: principles, methodology, advances, applications, and practice, vol. 57 [Тех^ / J. Banks // Wiley-IEEE, 1998. - 849 p.

3. Алиев Т.И. Основы проектирования систем. - СПб: Университет ИТМО, 2015. - 120 с

© Безруков Д.В., Булгаков А.Е., Жучаев Р.А., Костенко И.А., 2024

УДК 004.514

Васильева Т.Н.

Студент 2 курса института информационных технологий

МГТУ «СНАНКИН» Москва, РФ

Научный руководитель: Гаврилов А.Г.

к.т.н, доцент, МГТУ «СНАНКИН» г. Москва, РФ

ФОРМАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНТЕРФЕЙСА BLENDER.

ФИГУРА И ЕЁ РАСПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация

Статья посвящена детальному анализу интерфейса программы Blender, используемой для трехмерного моделирования и анимации. Основная цель исследования заключается в разработке модели интерфейса для 3D-редакторов на примере Blender. В работе рассматриваются специализированные элементы интерфейса, такие как узлы, участки, перемещение, вращение и масштабирование объектов в 3D-пространстве. Формальное представление каждой из рассмотренных функций предоставляет возможность глубже понять структуру интерфейса и его взаимосвязи с концептуальными моделями пользователей. Результаты исследования предназначены для улучшения пользовательского интерфейса в софте для 3D-моделирования, что в свою очередь должно способствовать повышению эффективности и удобства работы с приложениями данного типа.

Ключевые слова

Blender, 3D-редакторы, интерфейс, перемещение объектов, масштабирование

Для работы с фигурами в Blender нужно иметь представление и понимать, что из себя представляют следующие составляющие:

1. Узел. На (рис. 1.) Множество узлов отображено точками. Выделенный подсвечен белым цветом. Формальное обозначение: {non} - множество элементов типа «узел».

Рисунок 1 - Узел

3. Участок состоит из множества узлов. На (рис. 2 (а) и (Ь)) представлены выделенные примеры участков, такие как: Грань и Плоскость соответственно.

Рисунок 2 - (а) Грань, (b) Плоскость

Формальное описание «Участка а» для представленной фигуры: FI1 = {N0^, RFI} - множество элементов «Участка а», где:

• N0^= {по^^, поп12,} - множество элементов типа «Узел» «Участка а»;

• RFI- отношения, описывающие взаимосвязи концептуальных моделей «Участок Ь»:

FI2 = {N0^, RFI} - множество элементов «Участка а», где:

• N0^ = {поп21, поп22, пои23, поп24} - множество элементов типа «Узел» «Участка Ь»;

• RFI - отношения, описывающие взаимосвязи концептуальных моделей

Фигуры и их размещение в пространстве на примере куба. Перемещение (Ьтр^3,) объектов в пространстве окна 3D-Вида по оси (ах^)(рис. 3.).

Рисунок 3 - Перемещение фигуры по оси OZ

Формальное описание интерфейса «Перемещение фигуры по оси»:

ЬтР1 ^ = {FIbm,АХЬт,Rbm} - множество элементов «Перемещение фигуры», где:

• FIbm = {й^} - множество элементов типа «Фигура» перемещения фигуры;

• АХЬт = {ахЬт^, axbmi2, axbmi3} - множество элементов типа «Ось» перемещения фигуры;

• Rbm - отношения, описывающие взаимосвязи концептуальных моделей Вращение (Ьтр^4,) объектов в пространстве окна 3D-Вида по оси (рис. 4.).

Рисунок 4 - Вращение фигуры по оси OY

Формальное описание интерфейса «Вращение фигуры по оси»:

Ьтр^4 = {FIbm, AXbm, Rbm} - множество элементов «Вращение фигуры», где:

• FIbm = {й^} - множество элементов типа «Фигура» вращения фигуры;

• АХ^ = {ах^^, ах^^, ах^^} - множество элементов типа «Ось» вращения фигуры;

• Rbm - отношения, описывающие взаимосвязи концептуальных моделей Масштабирование (Ьтр^5,) объектов в пространстве окна 3D-Вида по оси (рис. 5.).

Рисунок 5 - Вытягивание (масштабирование) фигуры по оси OX

Формальное описание интерфейса «Масштабирование фигуры по оси»:

bmPIi5 = {FIbm, AXbm, Rbm} - множество элементов «Масштабирование фигуры», где:

• FIbm = {fibm1} - множество элементов типа «Фигура» масштабирования фигуры;

• AXbm = {axbmiX, axbmi2, axbmi3} - множество элементов типа «Ось» масштабирования фигуры;

• Rbm - отношения, описывающие взаимосвязи концептуальных моделей

Исследование детализирует компоненты интерфейса программы Blender и указывает на возможности их оптимизации с целью улучшения взаимодействия пользователя с программой. Основываясь на анализе специализированных элементов интерфейса, приведены рекомендации по модификации и расширению функционала интерфейсов 3D-редакторов. Разработанная модель интерфейса предполагает внедрение интуитивно понятных методов управления процессами моделирования, вращения, масштабирования и перемещения объектов в трехмерном пространстве, что может существенно повысить эффективность работы проектировщиков.

Список использованной литературы:

1. Сергеев А.И., Федоров А.О. Основы 3D-моделирования в Blender. М.: ДМК Пресс, 2016. - 256 с.

2. Петров В.Б. Разработка интерфейсов для интерактивных 3D-приложений. М.: Наука, 2019. - 317 с.

3. Николаев Д.Ю. Принципы построения интерфейсов трехмерного моделирования. Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: БХВ-Петербург, 2020. - 212 с.

4. Иванов К.С., Смирнов М.А. Интуитивные интерфейсы в программных продуктах 3D-графики. СПб.: Профессия, 2018. - 194 с.

5. Лобанов О.А. Теория и практика создания интерфейсов для трехмерных редакторов. М.: Физматлит, 2017. - 178 с.

6. Campbell, N. A. Review of Interface Design for 3D Applications // Computer Graphics Forum. - 2018. - Vol. 37, No. 2. - P. 530-544.

7. Turner, R., Gobbetti, E. Techniques for Effective Interaction with 3D Environments. // ACM Transactions on Graphics. - 2019. - Vol. 38, No. 6. - P. 1-18.

8. Autodesk. Guidelines for Developing User-Centric 3D Modeling Software // Autodesk White Papers. - 2021. - 22 p.

© Васильева Т.Н., 2024

УДК 628

Ворошнина А.В.

студент, ПГУПС г. Санкт-Петербург, Россия Научный руководитель: Копытенкова О.И.

д.м.н., профессор

Профессор - Кафедра «Техносферная и экологическая безопасность»,

Заведующая центром - Испытательный центр «Экологическая безопасность и охрана труда», ПГУПС

г. Санкт-Петербург, Россия

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ МЯСА

Аннотация

Актуальность: Процент потребления мяса увеличивается от года к году. В среднесрочной перспективе ожидается рост потребления мяса на 1-2% в год в условиях роста доходов и уровня жизни населения, тем самым увеличится количество предприятий, производящих его.

Переработка мяса играет важную роль в экономике многих стран, так как обеспечивает рост экономики и создает рабочие места. Предприятия по переработке мяса являются ключевыми игроками в сельскохозяйственном секторе и имеют большое значение для продовольственной безопасности нашей планеты. Потребление мяса и мясных продуктов растет ежегодно на 1 %, в связи с ростом численности населения, соответственно растет и количество предприятий.

Цель: обоснование мероприятий при разработке санитарно-защитной зоны для предприятия по переработке мяса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.